Положение о библиотеке icon

Положение о библиотеке



НазваниеПоложение о библиотеке
Дата23.02.2014
Размер160.03 Kb.
ТипСправочники, творчество

Положение о библиотеке

Общеобразовательного учреждения

1. Общие положения

1.Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

2.Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее - библиотека) отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.

3.Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование обшей культуры личности, обучающегося на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

4.Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором общеобразовательного учреждения.

5.Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

6.Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения.

7.Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

8.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

9.Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.


^ II. Основные задачи

10. Основными задачами библиотеки являются:

а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представите­лям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, зна­ниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических из­даний), магнитном (фонд аудио- и видеокассет), цифровом (CD-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в со­циализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

^ Основные функции

11. Для реализации основных задач библиотека:

а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеоб­разовательного учреждения:

  • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, науч­ными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

  • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;

  • аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреж­дения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);

  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

б) создает информационную продукцию:

  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

  • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения;

  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (спи­ски, обзоры, указатели и т.п.);

  • обеспечивает информирование пользователей об информационной
    продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-нформационное
обслуживание обучающихся:

  • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

  • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию, способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиа­дах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);

  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса зна­ний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие об­
    шей и читательской культуры личности, содействует развитию критическо­го мышления;

  • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компью­терных игр);

  • руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии);

г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
    связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в
    области педагогических инноваций и новых технологий;

  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

  • создает банк педагогической информации как основы единой

информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

  • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий;

  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры
    новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеоб­разовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;

  • поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, веб­страниц и т.п.);

  • способствует проведению занятий по формированию информацион­ной культуры, является базой для проведения практических занятий по ра­боте с информационными ресурсами;

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-формационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

  • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

  • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

  • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

^ IV. Организация деятельности библиотеки

  1. Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном уч­реждении обязательно, в том числе в малокомплектном учреждении и уч­реждении, расположенном в сельской местности. Частичная централизация библиотечно-библиографических процессов в межшкольных библио­течных объединениях проводится по приказу органов управления образо­ванием.

  2. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию, мини-изда­тельский комплекс, множительную технику и др.

  3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, програм­мами, проектами и планом работы библиотеки.

  4. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется уставом общеобразо­вательного учреждения.

  5. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых
    средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, ком­плектование фонда документов.

  6. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях инфор­матизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:

  • гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);

  • необходимыми служебными и производственными помещениями в со­ответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопас­ности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;

  • современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;

  • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования биб­лиотеки;

  • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

  1. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранно­сти аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

  2. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответст­вии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изда­ний, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.

  3. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка об­щеобразовательного учреждения. При определении режима работы биб­лиотеки предусматривается выделение:

  • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутри библиотечной работы;

  • одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание поль­зователей не производится;

  • не менее одного раза в неделю - методического дня.

21. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразова­тельного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства куль­туры Российской Федерации.

^ V. Управление. Штаты

  1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов РФ и уставом общеобразо­вательного учреждения.

  2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руко­водитель общеобразовательного учреждения.

  3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компе­тенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреж­дения, обучающимися, их родителями (иными законными представителя­ми) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификацион­ными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательно­го учреждения.

  4. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается, руководите­лем общеобразовательного учреждения, может являться членом педагоги­ческого коллектива и входить в состав педагогического совета общеобра­зовательного учреждения.

  5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечи­вает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра.

27. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и пред­ставляет руководителю общеобразовательного учреждения на утвержде­ние следующие документы:

а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатыва­ются на основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использованием Межот­раслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках (поста­новление Министерства труда и социального развития Российской

Феде­рации от 03.02.97 № 6);

в) положение о платных услугах библиотеки;

г) планово-отчетную документацию;

д) технологическую документацию.

  1. Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения регламентируется его уставом.

  2. В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки мо­гут вводиться должности: заведующий отделом (сектором), главный биб­лиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист.

  3. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалифи­кационной характеристики по должности и полученной специальности, под­твержденную документами об образовании и (или) квалификации.

  4. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятель­ность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

  5. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.



^ VI. Права и обязанности библиотеки

33. Работники библиотеки имеют право:

а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе об­щеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразо­вательного учреждения;

б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной куль­туры;

в) определять источники комплектования информационных ресурсов;

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с ин­струкцией по учету библиотечного фонда;

д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденными руководителем обще­образовательного учреждения, и по согласованию с родительским комите­том или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

е) вносить предложения руководителю общеобразовательного учреж­дения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки, по ком­пенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда
(библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);

ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в по­рядке, определяемом уставом этого учреждения;

з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оп­лачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между ра­ботниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;

и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Феде­рации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

34.Работники библиотек обязаны:

а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиоте­кой услуг;

в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральны­ми перечнями учебных изданий, образовательными программами общеоб­разовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех
категорий пользователей;

д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотеч­ное обслуживание пользователей;

е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями поль­зователей и работой общеобразовательного учреждения;

з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем обще­
образовательного учреждения;

и) повышать квалификацию.

^ VII. Права и обязанности пользователей библиотеки

35. Пользователи библиотеки имеют право:


а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, ин­
формационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном
зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

д) продлевать срок пользования документами;

е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на не­традиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудо­ванием;

з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу общеобразовательного учреждения и положению о плат­ных услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреж­дения;

к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.

^ 36. Пользователи библиотеки обязаны:

а) соблюдать правила пользования библиотекой;

б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не заги­бать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным докумен­там на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответст­венность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет по­следний пользователь;

е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: учащиеся 1-х классов);

ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки –

1 месяц.

з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

^ 37. Порядок пользования библиотекой:

а) запись учащихся общеобразовательного учреждения в библиоте­ку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке,

педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения,

б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой,

яв­ляется читательский формуляр;

г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю доку­ментов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

^ 38. Порядок пользования абонементом:

а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;

б) максимальные сроки пользования документами:

  • учебники, учебные пособия - учебный год;

  • научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1
    месяц;

  • периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;

в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

^ 39.Порядок пользования читальным залом:

а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом
не выдаются;

б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

^ 40.Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:

а) работа с компьютером участников образовательного процесса произ­водится по графику, утвержденному руководителем учреждения, и в при­сутствии сотрудника библиотеки;

б) разрешается работа за одним персональным компьютером не

более двух человек одновременно;

в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем
информации после предварительного тестирования его работником биб­лиотеки;

г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь
должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ре­сурсам Интернета, предполагающим оплату;

д) работа с компьютером производится согласно утвержденным

сани­тарно-гигиеническим требованиям.



Похожие:

Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке
При разработке положения о библиотеке моу сош №1 использовалось Примерное положение Министерства общего и профессионального образования...
Положение о библиотеке iconПоложение о школьной библиотеке мобу сош с. Ефремкино. I. Общие положения
Настоящее положение создано на основе Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке
РФ, Настоящее положение разработано в соответствии с фгос ноо, СанПиН, Уставом школы
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке дошкольного учреждения
Данное Положение регулирует порядок деятельности библиотеки, созданной в дошкольном учреждении
Положение о библиотеке iconПоложение о школьной библиотеке I. Общие положения
Принято утверждаю
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснополянская средняя общеобразовательная школа»
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке моу лицей №37
Библиотека является структурным подразделением муниципального общеобразовательного учреждения лицея №37
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке муниципальнои общеобразовательной
Настоящее положение разработано на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании»,...
Положение о библиотеке iconПротокол №4 от 01. 2013 года. Положение о школьной библиотеке
...
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке. I. Общие положения
Мкоу "Чаинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Положение о библиотеке iconПротокол №8 от 31. 08. 2009 Положение о библиотеке
Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на пользование...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты