Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников icon

Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников



НазваниеСистемный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников
Дата24.02.2014
Размер117 Kb.
ТипСправочники, творчество

Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников


Воспитатель высшей категории, эколог, Колесникова Ольга Валентиновна.


Тема нашего эксперимента: « Системообразующая роль экологического образования как фактор познания, социализации и творческого развития дошкольника» Почему мы остановились на этой теме. Причин несколько.

Ещё в 1992 году на конференции ООН в Рио –де -Жанейро по окружающей среде была предложена концепция перехода цивилизации к устойчивому развитию , то есть к такому развитию, при котором люди будут соблюдать законы природы, изменив своё потребительское отношение к ней. С одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать приемлемые условия существования, с другой, - человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Устойчивое развитие предполагает такое совместное развитие природы и общества, когда деятельность человека вписывается в естественные природные круговороты веществ. В противном случае человеческая цивилизация прекратит своё существование.

Мы часто слышим, что планета находится на грани экологического кризиса. На самом деле, человеческая цивилизация уже была в такой ситуации ещё в эпоху неолита. В те далёкие времена, когда человек добывал пропитание , охотясь на диких животных, усовершенствование орудий охоты привело к полному истреблению крупных парнокопытных и мамонтов, основу пищевого рациона древнего человека. Природное равновесие было нарушено, человек оказался на грани голодной смерти. Но человек изобрёл земледелие, затем скотоводство. Экологический кризис был преодолён, но цена той победы огромна: население планеты сократилось более, чем в десять раз., а причина не голод, а война за охотничьи угодия.

Не то же самое ли происходит сейчас, когда более сильный, нападает на более слабого в погоне за природными ресурсами? Теперешний экологический кризис может оказаться такого масштаба, что грозит не только десятикратным уменьшением населения планеты, но и полным его исчезновением. А причина та же: рассогласованность растущих потребностей человека и ограниченностью количества природных ресурсов, включая не только нефть, но и воздух и пресную воду.

В ближайшие десятилетия проблема общепланетарной стратегии выживания цивилизации сделается приоритетным направлением научных исследований

Понадобятся люди с новым системно – экологическим мышлением.

Наша задача таких людей воспитать. Кроме того, выросли требования к качеству деятельности дошкольных учреждений. Возросли требования к результатам качества образования.

Итак, актуальность проблемы обусловлена

  • Необходимостью воспитания человека с экоцентрическим мышлением в условиях нарастания экологического кризиса

  • Современными требованиями к качеству деятельности дошкольных учреждений, выражающимися в наличии у выпускников интегративных качеств

  • Росту требований к результатам качества образования, обусловленному модернизацией культурного и общественного развития в стране и мире в целом, необходимостью формирования у воспитанников целостной картины мира. Дошкольник воспринимает окружающий мир как единое целое, поэтому и образовательный процесс необходимо строить не с позиции отдельного организма, а с позиции экосистемы.

  • Необходимостью успешной адаптации в изменяющемся быстрыми темпами мире



С сентября 2009г. ДОУ получает статус экспериментальной городской площадки по внедрению системного подхода в процесс ЭО

Воспитанников

Предметом исследования является экологическое образование дошкольников

Объектом исследования - педагогическая модель экологического образования в ДОУ.

Мы выдвинули следящую гипотезу:

Экологическое образование будет осуществляться более эффективно, если модель процесса экологического образования строить в виде целостной системы, функционально и последовательно соединяющей все формы организации жизни детей в ДОУ

Задачи исследования:

  • Выявить наличие и варианты использования системного подхода в экологическом образовании и развитии ребёнка на основе изучения научно психолого-педагогической и методической литературы.

  • Разработать модель системной организации процесса экологического образования в соответствии с природным и социокультурным окружением ДОУ, критерии и показатели оценки эффективности этой модели.

  • Подготовить условия для реализации модели в педагогической практике ДОУ.

  • Экспериментально проверить эффективность модели в условиях дошкольного учреждения.

  • Обобщить и распространить в Забайкальском крае результаты опытно-экспериментальной работы в данном направлении.

В процессе работы мы использовали следующие методы:


Эмпирические:

  • Изучение документов: протоколы – педсоветов и конференций, результаты деятельности и др.

  • Работа со словарём

  • Изучение продуктов деятельности: рефераты, дневники наблюдений, рисунки, поделки и др.

  • Наблюдение: естественное и лабораторное;

  • Беседа: индивидуальная и групповая

  • Анкета: именная и анонимная; по форме вопроса – открытая, закрытая; вопросы прямые и косвенные и др.



Теоретические методы:

  • анализ научной и методической литературы, сравнение результатов диагностики.

  • Математические методы: методы моделирования, метод визуализации данных (диаграммы, сравнительные таблицы и т.п.)

Нормативно – правовое обеспечение:

  • Закон Российской Федерации об образовании

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

  • Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

  • Федеральные государственные требования…..

  • Стратегия экологического образования в Российской Федера­ции, - М.: МНЭПУ, 2001. С. 56.

  • Стратегия организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года

Попытки систематизировать процесс Э. О. впервые были предложены Николаевой С Н виде циклов наблюдений за отдельными объектами природы. Но в целом, научной и методической литературы очень мало.

Мы брали за основу следующие источники:

  • Николаева Н.Н. Система экологического образования в ДОУ

  • Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2009.

  • Н.Г. Лаврентьева, Е.В. Дедова, Н.М. Панфилова, Е.Р. Терентьева, Е.Б. Нижегородцева, Е.Б. Просвирина

  • Методика экологического образования дошкольников: аспекты интеграции. Учебно-методическое пособие./Под ред. к.п.н. Н.Г. Лаврентьевой. - Чита, Экспресс-издательство, 2010. – с.

  • Роговая О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности: теоретический и методический аспекты: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2007.

  • Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М., 2000,

  • М.С. Каган .Сущность системного подхода

Для успешной реализации эксперимента необходимо было подготовить условия:

  • Расширить материальной базы ДОУ (приобретение лабораторного оборудования, увеличительных приборов, дидактических пособий и т.д.)

  • Внедрить в учебный процесс использование технических средств обучения. Шире использовать компьютерные презентации, видеотехнику в учебном процессе.

  • Провести анализ и коррекцию педагогического процесса в ДОУ, поработать над интеграцией работы специалистов.

  • Повысить экологическую компетентность педагогов ДОУ и родителей воспитанников.



Большое значение мы придавали экологизации предметно – развивающей среды. Это и обустройство экологической тропинки, и расширение уголков природы и экспериментирования в группах.

ДОУ активно сотрудничает со многими учреждениями и организациями различного уровня. Совместные мероприятия с этими учреждениями расширяют кругозор детей, пополняют знания об окружающем мире.


В процессе работы мы использовали следующие диагностические материалы:

  • Тестирование воспитанников по методике «Субьективность отношения к природе» ( В. А.Ясвин- С. Д. Дерябо)

  • Диагностика экологической воспитанности старших дошкольников ( по Николаевой С.Н.)

  • Разработка диагностических материалов в рамках экспериментальной деятельности

  • Анкетирование педагогов по выявлению уровня восприимчивости к инновациям и выявления уровня инновационного потенциала

  • Акетирование по методике «Натурфил» (В.А. Ясвин)

  • Тестирование педагогов по методике ЭЗОП «Субьективность отношения к природе» ( В. А.Ясвин- С. Д. Дерябо)

  • Анкетирование родителей воспитанников «Ваше отношение к природе», «Экологическое воспитание в ДОУ и дома» (Николаева С.Н.)

В чём же состоит сущность предлагаемой нами модели экологического образования дошкольников.

Всё начинается с наблюдения, непосредственного общения ребёнка с природными объектами.

В процессе ежедневных наблюдений происходит развитие у детей представлений и элементарных понятий об отдельных объектах и явлениях природы и социокультурного мира, их характерных особенностях и взаимосвязях.

На целевой прогулке происходит развитие представлений, элементарных понятий о сообществах живых организмов, взаимосвязях в них и о компонентах неживой природы с их взаимосвязями


На экскурсии происходит развитие представлений и элементарных понятий о природных и социальных экосистемах, их характерных особенностях

Далее, в процессе непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой, идёт обобщение, закрепление, углубление знаний детей.

Опыт детей закрепляется и в процессе непосредственно образовательной деятельности у специалистов ДОУ.

Интеграция содержания дошкольного компонента экологического воспитания с содержанием из разных областей знаний, прикладных и гуманитарных, в единую систему содержания, исходя из окружающей ребенка природной и социокультурной среды, способствует формированию интегративных качеств и целостной картины мира.

Опыт детей расширяется и также и через дополнительное образование.

В саду работают студии и кружки: Кружок «Юный любитель природы», «Юный астроном», Фольклорно-экологический ансамбль «Горенка», экологический театр « В гостях у сказки» и др.

Для реализации эксперимента были определены три экспериментальных и три контрольных группы разного возраста.


На предварительном этапе (2009-2010 у.г), мы провели

  • Анализ состояния экологического образования в ДОУ;

  • Тестирование родителей воспитанников, позволяющее выяснить их представления об экологическом образовании дошкольников и его значимости

  • Анализ экологической компетентности педагогов, их готовности работать в режиме эксперимента;

  • Шла подготовка документации; ( положение о совете по ОЭР. )

  • Проведён анализ природного и социального окружения ДОУ;

  • Анализ научно – педагогической литературы;

  • Корректировка системы наблюдений, экскурсий и обобщающих занятий с детьми; конечно, к началу эксперимента у нас были наработки некоторых экскурсий, занятий, наблюдений, но всё это необходимо было привести в систему.

  • Разработка целевых прогулок в природные экосистемы,

  • Апробация новой модели педагогического процесса;

  • Анализ уровня заболеваемости детей в экспериментальных и остальных группах ДОУ.

На содержательном этапе (2010-2012 у. г.), происходило постепенное внедрение новой модели экологического образования в соответствии с природным и социокультурным окружением ДОУ, коррекция учебно-воспитательного процесса, отслеживание результатов.

Шла наработка методических и диагностических материалов для пользования внутри ДОУ

Велась работа по повышению экологической компетентности педагогов и родителей воспитанников через различные формы работы.

Подводились итоги экспериментальной работы, проводился анализ полученных данных. Велась подготовка методических и диагностических материалов для публикации, подготовка для публикаций статей педагогов ДОУ в сборниках научно – практических конференций в соответствии с индивидуальными темами работ в рамках эксперимента.

Велась большая работа с родителями.

Проводился тестовый опрос родителей, выявляющий их представления друг о друге как о партнёрах по воспитанию детей; Родители привлекались к организации совместных экскурсий, вовлекались в проектную деятельность. Для родителей были организованы мастер – класса по созданию экологически здоровой домашней среды, детскому экспериментированию, проведению наблюдений на прогулках. Работа с родителями велась в двух направлениях: повышение экологической компетентности и активное участие в воспитательно – образовательном процессе.

Велась большая работа и с педагогами. Педагоги экспериментальных групп, специалисты, работающие с детьми, вносили в работу свой индивидуальный почерк. У каждого, в рамках эксперимента, было своё направление.

Был организован просмотр и анализ открытых мероприятий , психологический тренинг для педагогов, 20 педагогов повысили квалификацию через специально организованные курсы повышения квалификации на базе ЗаБГГПУ не прерывая работы


Параллельно шёл процесс наработки методических материалов. Так, в ДОУ педагоги используют в своей работе материалы по

Интеграции работы специалистов ДОУ, систему наблюдений по видам деятельности, используют наработки конспектов целевых прогулок, экскурсий в природные и социальные экосистемы; конспекты занятий, экологических развлечений, а также комплекс подобранных нами диагностических материалов в экологическом образовании дошкольников. Кроме того, вышло из печати методическое пособие

«Экологическое образование дошкольников: инновационная система организации.», и проходит процесс подготовки к печати пособие «Экологическое образование дошкольников: опытно – экспериментальная деятельность.

В своей работе мы встретились с трудностями, которые приходилось преодолевать. Это недостаточная экологическая компетентность педагогов, а также недостаточная экологическая грамотность родителей, выдвигающих на первый план необходимость углублённого изучения математики, умения читать. Ощущалась нехватка методических материалов по системной организации образовательного процесса в ДОУ.

Были сложности в оформлении материалов и подготовке их к печати.

И, конечно, сложности при нахождении тонкой грани между тем, что детям можно дать, и тем, от чего их необходимо оградить.

Мы видим модель воспитанника:

  • Проявляет активный познавательный интерес к окружающему миру. Использует наблюдение как способ познания.

  • Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту, чувствует духовную близость с ней.

  • Знает и правильно называет признаки живого. Активно выражает в речи опыт. Владеет предметными и некоторыми общими понятиями.

  • Умеет устанавливать взаимосвязи между состоянием живых существ и средой обитания, соответствием условий потребностям. Моделирует признаки объектов и связи.

  • Владеет основными трудовыми умениями, с желанием ухаживает за природными объектами, проявляя заботу и гуманное отношение к ним. Стремится к сохранению природы и знает средства охраны.

  • Старается изменить негативное отношение к природным объектам со стороны других детей и взрослых.

На наш взгляд, у нас большие перспективы для дальнейшей работы. Необходима разработка и апробация системы наблюдений, целевых прогулок и экскурсий в социокультурное окружение. Кроме того, необходимо работать над развитием умения проективных навыков у детей.


Таким образом использование системного подхода мы считаем необходимым и целесообразным, т. к. 1.появляется возможность включать и целенаправленно осуществлять в педагогическом процессе освоение дошкольниками знаний о природных и социокультурных экосистемах как целостных образованиях и 2- позволяет объединить формы педагогического процесса в одно функциональное целое.

Данная модель педагогического процесса обоснована и защищалась Лаврентьевой Н.Г. в 2000 году , идеи этой модели отражены в Концепции дошкольного ЭО принятой постановлением Коллегии Комитета общего, профессионального образования науки и молодёжной политики Администрации как дополнительный методологический документ на территории Читинской области, но для её реализации необходима была и подготовка педагогических кадров, и накопление и совершенствование регионального методического материала.



Похожие:

Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников icon«Экологическое воспитание, как средство развития детей дошкольного возраста»
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического...
Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников iconФормирование экологической культуры у дошкольников
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности....
Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников iconИспользование наглядно-информационных форм работы с родителями в вопросах экологического воспитания
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического...
Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников iconСоциоприродное окружение школ, как фактор формирования экологической культуры школьников
Одним из основных условий изменения экономической парадигмы развития человечества на экологическую является формирование экологической...
Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников iconТеоретические основы экологического воспитания дошкольников. 4
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса...
Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников iconПрограмма «Формирование экологической культуры населения Санкт-Петербурга на период 2008-2012 годы»
Направление 1: Обеспечение развития системы непрерывного экологического образования и экологической подготовки в условиях реформы...
Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников iconТема: Формирование экологической культуры через развитие исследовательской компетенции в процессе обучения биологии
Стратегия развития системы экологического образования в России на современном этапе
Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников iconЦель: создание оптимальных условий для развития основ экологической культуры детей младшего школьного возраста, укрепления их здоровья и формирования здорового образа жизни, организации детского досуга во время летних каникул. Задачи
Решение её возможно лишь при условии реализации системы непрерывного экологического и здоровьесберегающего образования и воспитания,...
Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников iconФормирование основ экологической культуры младших школьников средствами организации внеурочной деятельности ” Учитель начальных классов Букаева Л. А. Основной задачей экологического образования, исходя из требований фгос ноо
Основной задачей экологического образования, исходя из требований фгос ноо, является не столько усвоение экологических знаний, сколько...
Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников iconТема: «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
Аржаных Валентины Михайловны по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания старших дошкольников
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты