Положение об информационно- библиотечной службе icon

Положение об информационно- библиотечной службе



НазваниеПоложение об информационно- библиотечной службе
Дата25.02.2014
Размер138.83 Kb.
ТипСправочники, творчество





Приложение5

к приказу №570

от 29.12. 2012 г.


ПОЛОЖЕНИЕ

об информационно- библиотечной службе

МБОУ СОШ № 5


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Является структурным подразделением методической службы ОУ, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

2.Деятельность информационно - библиотечной службы отражается в Уставе школы. Обеспеченность информационно - библиотечной службы учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.

3.Цели информационно - библиотечной службы соотносятся с целями школы:

  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ;

  • приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно - досуговой деятельности;

  • адаптации читателей к жизни в обществе;

  • создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных интересов,

  • обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам;

  • формирование правовой культуры читателей, гражданственности, патриотизма, расширение читательского интереса к истории России;

  • формирование здорового образа жизни.

4. Информационно - библиотечная служба руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Уставом школы, Положением о информационно - библиотечной службе, утвержденным директором.

5.Деятельность информационно - библиотечной службы основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о информационно - библиотечной службе школы и Правилами пользования информационно - библиотечной службой, утвержденными директором.

7. Образовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания информационно - библиотечной службы.

8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гиги-еническими требованиями.


^ II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1.Основными задачами информационно - библиотечной службы являются:

а) Обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (учебники, книжный фонд, фонд периодических изданий);

магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (компакт-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации;

г) совершенствование предоставляемых услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

д) оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.

^ III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

1. Для реализации основных задач информационно - библиотечная служба:

а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:

  • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными изданиями на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

  • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;

  • аккумулирует фонд документов, создаваемых в ОУ (публикаций и работ педагогов школы, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);

  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

б) создает информационную продукцию:

  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

  • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю ОУ;

  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т. п.);

  • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное

обслуживание учащихся;

  • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

  • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);

  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;

  • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, СD -дисков, презентации развивающих компьютерных игр);

  • осуществляет руководство воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах развивающего обучения, со всеми обучающимися в школе;

  • осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников;

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

  • содействует профессиональной компетентности педагогов, повышению квалификации, проведению аттестации;

  • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

  • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;

  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование администрации школы по вопросам управления образовательным процессом;

  • поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web – страниц и т. п.);

  • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

  • осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание других работников школы и родителей (иных законных представителей) обучающихся;

  • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях книг и периодических изданий в информационно - библиотечную службу;

  • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

  • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
^

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ


1. Структура информационно - библиотечной службы включает следующие отделы:

а) абонемент

б) читальный зал

в) книгохранилище

2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планами работы информационно - библиотечной службы.

3. Спонсорская помощь, полученная информационно - библиотечной службой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования из бюджета школы. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных и детских изданий, комплектование фонда документов.

4. В целях обеспечения модернизации информационно - библиотечной службы в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, Департаментом образования округа, образовательное учреждение обеспечивает информационно - библиотечную службу:

* гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);

* необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствиями с положениями СанПиНов;

* современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;

* ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования информационно - библиотечной службы;

* библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда информационно - библиотечной службы, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности информационно - библиотечной службы несёт руководитель образовательного учреждения в соответствии с Уставом школы, заместитель директора по МР и заведующий информационно - библиотечной службой.

6. Режим работы информационно - библиотечной службы определяется заведующей библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы и утверждается директором школы. При определении режима работы предусматривается выделение:

* двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;

* одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание читателей не производится;

* один раз в месяц – методического дня.

7. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством информационно - библиотечная служба школы взаимодействует с библиотеками ЦБС (централизованной библиотечной системы) города.
^

V. УПРАВЛЕНИЕ. ШТАТЫ


1. Управление информационно - библиотечной службой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и Уставом школы.

2. Общее руководство деятельностью информационно - библиотечной службой осуществляет заместитель директора по НМР.

3. Руководство информационно - библиотечной службой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед коллективом и директором школы, зам. директора по НМР, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности информационно - библиотечной службы в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.

4. Заведующий библиотекой назначается руководителем ОУ, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.

5. Методическое сопровождение деятельности информационно – библиотечной службы обеспечивает ОУ и МП, городское методическое объединение школьных библиотекарей, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации.

6. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет руководителю образовательного учреждения на утверждение следующие документы:

а) положение о информационно - библиотечной службе, правила пользования;

б) структуру и штатное расписание, которые разрабатываются на основе объёмов работ, определенных положением о информационно - библиотечной службе ОУ с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 3 февраля 1997 года № 6)

в) планово-отчетную документацию;

г) технологическую документацию.

7. Порядок комплектования штата информационно - библиотечной службы школы регламентируется Уставом.

8. В целях обеспечения дифференцированной работы информационно – библиотечной службы введены должности: заведующий библиотекой, ведущий библиотекарь, библиотекарь.

9. На работу в информационно - библиотечную службу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную или педагогическую подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и квалификации.

10. Работники информационно - библиотечной службы могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником информационно - библиотечной службы только на добровольной основе.

11. Трудовые отношения работников информационно - библиотечной службы и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.


^ VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО - БИБЛИОТЕЧНОЙ СЛУЖБЫ

1. Работники информационно - библиотечной службы имеют право:

а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и Положении о информационно – библиотечной службе ОУ;

б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

в) определять источники комплектования информационных ресурсов;

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

д) определять в соответствии с правилами пользования информационно – библиотечной службы ОУ, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

е) вносить предложения руководителю ОУ, зам. директора по НМР по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников информационно - библиотечной службы за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда;

ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом школы;

з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством ОУ или иными локальными нормативными актами;

и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

2. Работники информационно - библиотечной службы обязаны:

а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами информационно - библиотечной службы;

б) информировать пользователей о видах предоставляемых услуг;

в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

г) формировать фонды в соответствии с утвержденными перечнями учебных изданий, образовательными программами ОУ, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы;

з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы, заместителем директора по НМР, УО и МП;

и) систематически повышать уровень квалификации.


^ VII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ СЛУЖБЫ

1. Пользователи информационно - библиотечной службы имеют право:

а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых услугах;

б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом информационно - библиотечной службы;

в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

д) продлевать срок пользования документами;

е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда информационно - библиотечной службы;

ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;

з) участвовать в мероприятиях, проводимых информационно - библиотечной службой;

и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми информационно – библиотечной службой согласно Уставу ОУ и Положению о платных услугах, утвержденному руководителем ОУ;

к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.

2. Пользователи информационно - библиотечной службы обязаны:

а) соблюдать правила пользования информационно – библиотечной службы;

б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе, расположения карточек в каталогах и картотеках;

г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении информационно - библиотечной службы;

д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника информационно - библиотечной службы.

Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов);

ж) возвращать документы в информационно - библиотечную службу в установленные сроки;

з) заменять документы информационно - библиотечной службы в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования;

и) полностью рассчитаться с информационно - библиотечной службой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

3. Порядок пользования информационно - библиотечной службой:

а) запись обучающихся в школе ведётся в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту или документу, устанавливающему личность;

б) перерегистрация пользователей производится ежегодно – с начала учебного года;

в) документом, подтверждающим право пользования, является читательский формуляр;

г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи читателю книг и периодических изданий из фонда и их возвращение;

4. Порядок пользования абонементом:

а) читатели имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух книг одновременно;

б) максимальные сроки пользования документами:

* учебники, учебные пособия – учебный год;

* научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц;

* периодические издания и издания повышенного спроса – 15 дней;

в) читатели могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других читателей.

5. Порядок пользования читальным залом:

а) справочные издания, предназначенные для работы в читальном зале на дом не выдаются;

б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре книги выдаются только для работы в читальном зале.

6. Порядок работы с компьютером:

а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения и в присутствии работника;

б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;

в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником информационно - библиотечной службы;

г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику информационно - библиотечной службы; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;

д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.

е) режим работы информационно - библиотечной службы устанавливается ежегодно исходя из потребностей учебно-воспитательного процесса и утверждается директором школы.




Похожие:

Положение об информационно- библиотечной службе iconТема : Обязательная подготовка к военной службе
Тема : Обязательная подготовка к военной службе познакомиться с содержанием обязательной подготовки граждан к военной службе, и дать...
Положение об информационно- библиотечной службе iconАнализ состояния библиотечной практики моу «Лицей» за 2008-2009 учебный год
Цель биц: формирование и развитие информационно-методического, библиотечно-библиографического и технического резерва для реализации...
Положение об информационно- библиотечной службе iconПоложение о социально-педагогической службе
Настоящее Положение регулирует деятельность Социально-педагогической службы (далее спс)
Положение об информационно- библиотечной службе iconПоложение об информационно-библиотечном отделе гбоу спо со «камышловский педагогический колледж»
Настоящее положение определяет цели, задачи, компетенцию и организацию деятельности Информационно библиотечного отдела (ибо) гбоу...
Положение об информационно- библиотечной службе iconО преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
«О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», основах законодательства...
Положение об информационно- библиотечной службе iconПоложение о единой дежурно-диспетчерской службе администрации города Орла
Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы администрации города Орла...
Положение об информационно- библиотечной службе iconО конкурсе по формированию кадрового резерва
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-фз «О государственной гражданской службе рф», Указом Президента Российской...
Положение об информационно- библиотечной службе iconО конкурсе по формированию кадрового резерва
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-фз «О государственной гражданской службе рф», Указом Президента Российской...
Положение об информационно- библиотечной службе iconСвод правил по созданию и ведению градостроительного кадастра примерное положение о службе градостроительного кадастра субъекта российской федерации, города (района)
Разработаны управлением градостроительства, инфра­струк­туры и территориального развития с участием нпц «Региональное развитие»
Положение об информационно- библиотечной службе iconПостановление От 8 ноября 2011 года n 1537 Об аварийно-спасательной службе Санкт-Петербурга
Во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 03. 02. 2010 n 48-24 "Об аварийно-спасательной службе Санкт-Петербурга и аварийно-спасательных...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты