Методическое пособие для учителей о его творчестве (приложение №44) icon

Методическое пособие для учителей о его творчестве (приложение №44)



НазваниеМетодическое пособие для учителей о его творчестве (приложение №44)
Дата25.02.2014
Размер92.09 Kb.
ТипМетодическое пособие

Объект исследовательской работы – жизнь и творчество писателя и поэта Димитрия Фёдоровича Богословского (Орая).Он всеми любимый и уважаемый писатель. О нём пойдёт речь.

Родившийся и выросший в марийской деревеньке, в бедной семье писатель. Мы им гордимся. Мы с радостью читаем его произведения.


Актуальность темы. На сегодняшний день эта тема очень актуальна

      1. Наша школа с 2001 года носит имя марийского классика Димитрия Орая (приложение №1)

      2. Творчество писателя включено в школьную программу. А именно в начальных и старших классах. Отдельную литературу найти очень трудно. Имеются только газетные вырезки. Поэтому исследовательская работа своевременна. (приложение №2,3 )

      3. Также много фотографий взятых из семейного архива и высказывания известных поэтов и писателей (приложение №4, 42)

      4. Глубже изучить творчество нашего земляка. Знакомить с его произведениями будущее поколение


Перед собой я поставила следующие цели и задачи:

  1. Больше узнать о творчестве писателя

  2. Прочитать и исследовать его произведения

  3. Встретиться с родственниками и собрать нужные сведения

  4. Учиться работать с архивом и применять эти знания и умения в исследовательской работе

  5. Поддерживать постоянную связь с прессой: с республиканскими детскими газетами и журналом «Кече».

  6. Обобщить исследовательскую работу и выпустить методическое пособие для учителей о его творчестве (приложение № 44)

  7. Выпустить сборник стихотворений юнкоров кружка имени Дим.Орая. (приложение № 44).



Методика исследовательской работы.

В своей работе использую различную методику.

1. Используя в исследовательской работе забытый, старый материал, узнала много нового

2.Прочитала, изучила много дополнительной литературы

3.Изучила исторический материал

4. Плодотворная работа совместно с руководителем кружка (консультации)

5. Посещение кружка имени Дмитрия Орая, кружок «Родного языка» помогло приобрести новые дополнительные знания

6. Научилась исследовать, делать выводы и из полученных материалов.

7. Беседа с родственниками. Запись воспоминаний.

8. Обобщение исследуемого объекта, собранного материала.


Обзор литературы

В своей исследовательской работе использовала много литературы. Сначала прочитала и изучила все произведения писателя. Нашла и исследовала книги, которые хранятся в семейном архиве и в архиве районного музея. Книги 1933, 1935 года выпуска. Исследовали личные вещи, именно: пишущую машинку, трубку, которую привёз с войны. Много старых газетных вырезок нашла, собрала и изучила, а потом использовала в своей работе. Встреча с работниками музея и их знакомство с дополнительными сведениями также помогло в моей работе.

Очень ценный материал на мой взгляд – это рукопись.



  1. Заключение.

Дмитрий Фёдорович Богословский широко известный марийский писатель и поэт, классик марийской литературы. Родился он в сернурском районе, деревне Марий Пижай. Это наш земляк, которым я горжусь. Ведь его именем названа одна из улиц в городе Йошкар – Ола.

Супруга Димитрия Орая - Мария Михайловна Богословская из деревни Токтамыж, где я родилась и проживаю. Поэтому я заинтересовалась жизнью и творчеством писателя, занялась исследовательской работой.

В школе с 1996 года работает литературный кружок названный в честь Дим. Орая. Я с удовольствием посещаю этот кружок с 1 класса. Много узнала о жизни писателя, так как мой руководитель – Таникеева Валентина Дмитриевна проводила мероприятия и различные занятия, конкурсы посвящённые Дмитрию Ораю. Например: 1.конкурс чтецов «Орайские чтения»

2. вечера воспоминаний (разработка в книге)

3. конкурс кроссвордов, которые помещены в книгу

4. беседы.

Мы сами сочиняем стихи и сказки. А самые хорошие наши творческие работы напечатаны в газете «Ямде Лий», «Шернур вел», «Кече (Солнышко)» журнал. Обобщив юнкоровскую работу выпустили сборник стихотворений «Солнечные лучики».

Часто встречаемся с родственниками писателя. Дочь – Ираида Дмитриевна живёт в городе Йошкар – Ола. Сейчас ей 83 года. Её воспоминания мы записали. В дальнейшем будем использовать данный материал в выпуске новой научно- художественной литературе.

Младшая дочь – Нина Дмитриевна живёт в селе Косолапово. Ей 80 лет. Она всю жизнь проработла в школе учителем родного языка.

Все собранные сведения, а это фотографии, копии документов, которые вы видите в приложениях использовала в исследовательской работе. Также в школе оформили два стенда посвящённые творчеству писателя.


Наш многолетний труд, нашу исследовательскую работу вы можете увидеть в нашей книге «Дмитрий Орай – классик марийской литературы». Это методическое пособие в помощь учителям начальных классов и старшего звена.

Также часто встречаемся с поэтессой Ермаковой Зинаидой Васильевной. Она наш консультант и критик. Даёт нам полезные советы. Она подготовила рецензии к нашим книгам.

Мы посещали Марисолинскую школу. Были в церкви, беседоапли с отцом Сегием. Посетили музей имени Йывана Кырли, обменялись опытами.

Автор этих двух книг и мой руководитель по исследовательской работе – Таникеева Валентина Дмитриевна.

Я и дальше буду изучать жизнь и творчество писателя. Пополнять школьный архив. Внести свой вклад в открытии школьного музея имени Дмитрия Орая, в выпуске книги «Избранные», «Дмитрий Орай – марийский писатель» в марийском книжном издательстве.

Результат работы

  1. Посещаю кружок родного языка. Продолжаю получать новые знания.

  2. Продолжаю писать статьи и заметки в журналы и газеты.

  3. Научилась работать с архивом.

  4. Продолжаю встречаться с родственниками.

  5. Собрала много ценного материала, а именно рукопись «Записная книга 1942 гда», фотографии из семейного архива.

  6. Составили родословную писателя.

  7. Участвую на различных конкурсах:

- конкурс чтецов (призовое место)

- районное литературное краеведение по результатам нашей работы (1 место)

- книга «Солнечные лучики» и получили « Благодарственное письмо». Стали лауреатами конкурса имени Бердинского.

8. Готовится к выпуску новая, научно - художественная книга о писателе.



  1. Основная часть

Детские годы писателя.

Родился писатель 1901 году 18 сентября в Косолаповском районе (сейчас это Сернурский район) в деревне Марий Пижай в семье бедного крестьянина. Семья жила очень трудно. Поэтому маленький уже в маленьком возрасте ему приходилось очень много работать.

Отец – Богословский Фёдор Алексеевич был большого роста, крепкий деревенский мужщина. Очень любил природу. Часто ходил на охоту. Эта любовь к природе передалась и будущему писателю (приложение №4).

Мать – Прасковья Васильевна. Всегда была рядом с детьми. Она много работала (приложение №5).

^ Откуда и как появилась фамилия Богословский? Отец, Фёдор Алексеевич, носил фамилию Иванов. Будущий писатель тоже в детстве носил эту фамилию. Так как семья жила трудно, Фёдор Алексеевич решил поехать за Уралы в поисках работы.

Он жил в городе Богословск. Приехав домой он взял новую фамилию – Богословский.

В 1909 году маленький мальчик пошёл в начальное земское Удельно – Пижайское училище. В восемь лет пошёл в школу. Ему нравилось учиться, поэтому он очень старался.

Вот одно из воспоминаний из автобиографии. «В 1909 году меня отправили в школу. Нужно было ходить через поле, а тёплой одежды небыло. В школу я ходил в дырявой шапке, без варежек, а про обувь нечего и говорить. Моя первая учительница – Степанова Анна Фёдоровна». Анна Фёдоровна видела, как старается мальчик и подарила ему варежки.

А в 1913 году он окончил четырёхлетние курсы. После окончания он получил «Свидетельство» (приложение №6).

Дальше он не смог продолжить учёбу, так как учёба была платной (семейный архив).

5

В 1915 году четырнадцатилетний мальчик начинает работать. Его принимают в Кузнецовское волостное правление на должность переписчика. Его работа – писать деловые бумаги. После смены власти он работает в различных учреждениях. Вся его последующая работа связана с оформлением документов.

Много читал русских классиков. Постепенно он начал писать.


Преданный муж и любящий отец.

Дмитрий Фёдорович очень любил приходить в деревню Токтамыж. Через эту деревню он ходил на работу. Там он встретил прекрасную марийскую девушку.

После ухаживаний он пришёл к отцу девушки и попросил её руки. Так они сыграли свадьбу (приложение №7).

Жили они в Пижае, а потом в посёлке Сернур выделили им комнату. Жили они в селе Косолапово.

Вскоре появилась дочь. Её назвали Зинаидой (приложение №8). Родилась вторая дочь – Ираида (приложение №9). Через три года родилась третья дочь – Нина (приложение №10).

В 1918 году Дмитрий Фёдорович начинает работать в волисполкоме в земельном отделе секретарём (приложение №11).

В 1919 году работает в Уржумском уездном статбюро статистиком.

В феврале 1920 году писателя забрали в Армию (приложение №5, фото 2). А в 1921 году серьёзно заболев он возвращается домой.

Сразу начал работать в Сернуре, а потом в Мари – Туреке секретарём земотдела.

Работал в сельском совете и кантисполкоме секретарём.

Один год проработал и в школе преподавателем.

Шляпинский сельский совет дал хорошую характеристику Дмитрию Фёдоровичу.

(приложение №12).

Следующий документ он получил 13 марта 1927 года о хорошей учёбе. (приложение №13). Иещё один документ он получил 1931 года. Там говорится о том, что ему предлагают новую должность и он должен все дела передать заместителю(приложение №14). .


Псевдоним писателя

В 1925 году вышли его первые статьи и заметки в газете «Йошкар кече» («Красное солнце»). Сначала передавал короткую информацию, а потом начал писать заметки и статьи. Он был ялкором (деревенским корреспондентом). После этого встал на путь журналиста.

В это время появляется его псевдоним. Возникает вопрос, почему он взял именно этот псевдоним?

Дело в том, что первая заметка была подписана псевдонимом Чорай. Но при наборе букву «Ч» не напечатали и получился Орай. Дмитрий Фёдорович это упущение истолковал по своему. После он говорил. Что это не вымышленный псевдоним, а взятый из жизни. Ведь отец у него всю жизнь в поте лица работал, был крестьянином. Он всегда ходил с расстегнутым воротником. Слово орай обозначает –ходить с расстегнутым воротником. Ведь писательская работа нелегка. Приходиться много трудиться и попотеть. Он был открытым, добрым человеком. Как говорят в народе «душа нараспашку». Воспоминания об этом были напечатаны в газете «Марий коммуна», автор А.Н.Семёнов 18.09.1966 год.

В 1926 год – делегаты съезда (приложение №15).


Молодой поэт - Дим. Орай.

Дмитрий Фёдорович в редакцию отправлял свои стихи. Молодому писателю дали рекомендацию о том, что лучше всего у него получается писать повести и рассказы. Несколько его стихотворений мы нашли (приложение №16) . Это стихотворения «Осенняя пора» написанная в 1929 году и «Кто работает, а кто-то бездельничает» 1947 год.

Недавно была встреча с дочерью Ираидой Дмитриевной. Она нам показала рукопись писателя. Мы там нашли совершенно новые стихи посвящённые дочерям Зинаиде, Ираиде, Нине и любимой супруге (приложение №17, 18) .


Дмитрий Фёдорович родился в деревне. Он очень любил природу. В своих произведениях он описывает красоту, богатство родного края. В одной из фотографий он среди деревьев (приложение №19). Он очень много писал. Как вспоминает дочь: «Писал он иногда до утра» (приложение №20) .

С 14 по 16 декабря проходила Вторая Республиканская конференция.Там он получил мандат (приложение №22).

Был делегатом съезда лесного хозяйства (приложение №23).

Много работал, часто встречался с такими известными марийскими писателями как: И.Осмин, Г.Микай, Асылбаев, Макс Майн (приложение №23, фото 2). В приложении №24 вы видите Димитрия Орая среди своих друзей.

.

Фронтовая дорога писателя.

Началась Великая Отечественная война. Осенью в 1941 году забрали его на фронт. 30 октября он попрощался с родными и ушёл на фронт. Воевал он в Волховском и Ленинградском фронтах (приложение №25, 26, 27).

^ Как прошёл фронтовой путь писателя? Ответ на этот вопрос мы можем найти из записной книги писателя (приложение №28). Также можно увидеть почтовую карточку (приложение №29), письмо дочери (приложение №30). Вернулся он с фронта в 1944 году. Можно увидеть несколько фотографий (приложение №31). Несколько документов и фотографий (приложение №32, 33, 34, 35, 36, 37,38,40).


Последние годы жизни писателя.

В июне 1950 году оборвалась жизнь марийского классика, любимого отца и мужа. Ему было 50 лет. Он рано ушёл из жизни, но мы помним его (приложение №41).


Высказывания поэтов и писателей о Дим. Орае.

Много добрых слов сказано марийскими писателями и критиками в честь писателя. Это слова Н. Лекайна, А.Айзенворта, М.Чойн, Г.Зайниева, Зинаиды Ермаковой, Крылова и т.д. (приложение №43).


2.Связь литературных героев с историческими местами.


3. Родная природа – вдохновение для творческой работы.


Его герои и исторические места не вымышленные, а взяты из жизни. Названия

лесов, деревень, рек. Описывает природу этой местности. Быт людей, их традиции.



Похожие:

Методическое пособие для учителей о его творчестве (приложение №44) iconМетодическое пособие для учителей и брошюры для родителей. В процессе реализации программы формируются универсальные учебные действия
Для реализации программы использую учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для ученика, методическое пособие...
Методическое пособие для учителей о его творчестве (приложение №44) iconМетодическое пособие для учителей изо уфимцева С. М. учитель изобразительного искусства 2012 Содержание
Данное методическое пособие разработано с целью привлечения внимания к творческому развитию учащихся
Методическое пособие для учителей о его творчестве (приложение №44) iconМетодическое пособие по созданию триптиха «егэ глазами детей» для учителей изобразительного искусства и черчения
Методическое пособие по созданию триптиха «егэ – глазами детей» для учителей изобразительного искусства и черчения
Методическое пособие для учителей о его творчестве (приложение №44) iconУчебно-методическое пособие для педагогов. Спб.: Детство-Пресс, 2006. Е. Синкевич, Т. Большева Физкультура для малышей: Методическое пособие для воспитателей. Спб.: Детство-Пресс, 2003
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через...
Методическое пособие для учителей о его творчестве (приложение №44) iconМетодическое пособие для учителей и родителей. В учебно-методический комплект для первой части программы дополнительно включены плакаты и брошюра для родителей
Охватывает различные аспекты рационального питания
Методическое пособие для учителей о его творчестве (приложение №44) iconМетодическое пособие для учителей и родителей. В учебно-методический комплект для первой части программы дополнительно включены плакаты и брошюра для родителей
Охватывает различные аспекты рационального питания
Методическое пособие для учителей о его творчестве (приложение №44) iconМетодическое пособие по организации управления процессом преемственности: семья дошкольное учреждение начальная школа. Методическое пособие по организации взаимодействия субъектов воспитательного процесса
Перечень приоритетных направлений опытно-экспериментальной работы по решению актуальных проблем системы образования Невского района...
Методическое пособие для учителей о его творчестве (приложение №44) iconМетодическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни»
Строить его необходимо на общепедагогических принципах научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности,...
Методическое пособие для учителей о его творчестве (приложение №44) iconМетодическое пособие для учителей начальных классов автор: учитель начальных классов когоку сош с уиоп
В случае если занятия проводятся с детьми имеющими проблемы в развитии, возраст участников игры может продлеваться
Методическое пособие для учителей о его творчестве (приложение №44) icon«Система музыкально-ритмического воспитания на уроках физической культуры в начальных классах»
...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты