Создание воспитательной системы: некоторые результаты эксперимента Степанов П. В. Романенкова С. П. Байкова О. В icon

Создание воспитательной системы: некоторые результаты эксперимента Степанов П. В. Романенкова С. П. Байкова О. В



НазваниеСоздание воспитательной системы: некоторые результаты эксперимента Степанов П. В. Романенкова С. П. Байкова О. В
Дата11.02.2014
Размер92.5 Kb.
ТипСправочники, творчество

Создание воспитательной системы: некоторые результаты эксперимента

Степанов П.В.

Романенкова С.П.

Байкова О.В.


Современная развивающаяся школа – это, прежде всего, новый подход к организации и управлению образовательным процессом. Управление есть с одной стороны – система отношений человека к деятельности, а с другой – система отношений между людьми, участвующими в этой деятельности.

В связи с тем, что в деятельности нашей школы вопросы воспитания являются приоритетными, нам необходимо было создать такую модель управления, которая переведет систему отношений участников образовательного процесса на качественно новый уровень и позволит создать воспитательную систему школы.

Управление созданием воспитательной системы школы осуществлялось в виде реализации таких управленческих функций как планирование, организация, мотивация и контроль.

Реализация функции «Планирование» осуществлялась следующим образом:

1. Разработана Программа развития школы как воспитательной системы.

2. Проведен проблемно-ориентированный анализ состояния школьного воспитания, в результате которого были сформулированы важнейшие проблемы школы в сфере воспитания: недостаточный уровень методической подготовки педагогов школы как воспитателей и отсутствие системы работы с классным коллективом.

3. Для решения этих проблем были внесены изменения в планы методической работы, в общешкольный план воспитательной работы и планы работы классных руководителей.

4. Планирование стало многоуровневым: общешкольный план организации совместной воспитывающей деятельности педагогов и школьников, план внутришкольного повышения квалификации педагогов в сфере воспитания, планы работы с классами и индивидуальные планы саморазвития школьников.

5. Разработана программа формирования профессиональной позиции педагога-воспитателя.

Реализация управленческой функции «Организация работы педагогического коллектива» осуществлялась следующим образом:

1. Между сотрудниками были распределены задачи, связанные с созданием воспитательной системы, им делегированы соответствующие полномочия, которые закреплены их в должностных инструкциях.

2. Создана творческая группа педагогов, задачей которой стало изучение отношения педагогов и школьников к возможным изменениям в школе, генерирование новых идей, направленных на развитие школьного воспитания и сплочение общешкольного коллектива (организация школьных сборов, проведение добротворческих акций и социально-значимых дел и др.).

3. Проведен цикл обучающих семинаров по основным проблемам школьного воспитания.

4. Определены оптимальные для воспитательной системы нашей школы системообразующие виды деятельности (проблемно-ценностное общение, познавательная и социально преобразующая деятельность).

5. Создана система органов ученического самоуправления (Совет организаторов дел 5-8-х классов и Совет старшеклассников) и общественного управления школы (Управляющий Совет).

6. Изменен подход к организации общешкольных ключевых дел, при подготовке и проведении которых важнейшим принципом стало совместное (взрослые и дети) коллективное планирование.

7. Введен принцип коллективной творческой деятельности во внеурочную жизнь классных коллективов.

8. Деятельность объединений системы дополнительного образования в школе строится на принципах детско-взрослого самоуправления.

9. Процесс повышения квалификации классных руководителей был организован непосредственно на базе школы через сборовские дни в параллелях, семинары-практикумы, встречи, семинары, лекции с научным руководителем экспериментальной площадки.

Реализация управленческой функции «Мотивация педагогов к осуществлению воспитательной деятельности» осуществлялась следующим образом:

1. Разработана система стимулов и поощрений для педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность.

2. Проведен школьный конкурс педагогических идей.

3. Обобщен опыт педагогов-экспериментаторов школы.

4. Осуществляется помощь в публикации методических разработок школьных педагогов в педагогических изданиях.

5. Поощряется участие педагогов школы в конкурсах профессионального мастерства воспитательной направленности.

6. Осуществлено упрощение процедур оформления документации, которую ведут классные руководители и педагоги дополнительного образования.

7. С классными руководителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями ГПД регулярно согласуются процедуры контроля их деятельности.

Реализуя функцию контроля, руководство школы осуществляет мониторинг:

- личностного роста школьников;

- уровня развития первичных детских коллективов школы;

- положения ребенка в данных коллективах;

- сформированности профессиональной позиции воспитателя у школьных педагогов;

- качества реализации воспитательного потенциала учебной и внеучебной деятельности школьников.

Проведенная экспертиза школы как воспитательной системы показала, что наблюдаются положительные тенденции в её развитии. Об этом свидетельствует ряд признаков:

- значительная часть педагогов приоритетными для себя считают цели воспитания детей;

- большинство видов совместной деятельности детей и взрослых приобрело воспитывающий характер;

- определились системообразующие виды деятельности – познавательная, социально-преобразующая деятельность и проблемно-ценностное общение, ставшие значимыми для детей и взрослых нашего школьного сообщества;

- заметно развиваются инициатива и самодеятельность школьников, всё большую роль приобретает детско-взрослое самоуправление, повышается уровень развития субъектной позиции детей по отношению к школе;

- педагогами и учащимися школы активно осваивается и используется для решения воспитательных задач внешняя среда;

- школьный коллектив объединен общей целью, общей деятельностью, творчеством, т.е. сложилось единое содружество детей и взрослых;

- диагностическими методиками фиксируется положительная динамика личностного роста школьников. Для изучения этой динамики в 5-11 классах на протяжении 8-ми лет нами использовался диагностический опросник «Личностный рост». Результаты представлены в таблицах ниже (наиболее проблемные аспекты воспитанности школьников, на которые мы обращали особое внимание в своей работе, выделены жирным).


Данные диагностики личностного роста 2007 – 2008 уч.год

(5 – 11х классов)

Характер

отношения

к Отечеству

к Земле, к природе

к миру (не войне)

к труду

к культуре

к знаниям

к другим людям

к иным людям

к своему здоровью

к своему внутр. миру

Устойчиво-негативное

0%

0%

0%

0%

0%

0%

3%

4%

0%

0%

Ситуативно-негативное

15%

23%

32%

11%

18%

33%

46%

35%

10%

54%

Ситуативно-позитивное

80%

71%

58%

77%

78%

61%

51%

61%

81%

41%

Устойчиво-позитивное

5%

6%

10%

11%

4%

6%

0%

0%

9%

5%


Данные диагностики личностного роста 2010 – 2011 уч.год

(5 – 11х классов)

^ Характер отношения

к Отечеству

к Земле, к природе

к миру (не войне)

к труду

к культуре

к знаниям

к другим людям

к иным людям

к своему здоровью

к своему внутр. миру

Устойчиво-негативное

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Ситуативно-негативное

7%

8%

15%

6%

11%

11%

37%

31%

9%

36%

Ситуативно-позитивное

86%

82%

73%

82%

83%

81%

58%

65%

81%

58%

Устойчиво-позитивное

7%

10%

12%

12%

6%

8%

5%

4%

10%

6%

По итогам эксперимента:

- подготовлена рукопись сборника статей педагогов школы;

- опубликована статья о воспитательной системе школы № 1192 в сборнике «Гуманистические воспитательные системы сегодня».

Мы понимаем, что воспитательная система, как и всякая система, для своего успешного существования должна постоянно развиваться. Поэтому педагогический коллектив нашей школы находится в постоянном поиске эффективных форм организации воспитательного процесса.

На следующем этапе развития нашей воспитательной системы мы планируем уделить большее внимание:

- развитию воспитывающего уклада школы и реализации воспитательного потенциала ее предметно-эстетической среды;

- наполнению воспитательным содержанием часов на внеурочную деятельность, вводимых новым образовательным стандартом;

- разработке Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая будет призвана интегрировать усилия различных субъектов воспитания и вывести воспитательную работу на новый уровень;

- развитию традиционных и поиску новых эффективных форм организации воспитательного процесса.



Похожие:

Создание воспитательной системы: некоторые результаты эксперимента Степанов П. В. Романенкова С. П. Байкова О. В iconI. Основные цели, задачи и принципы воспитательной системы
Именно поэтому целью моей воспитательной системы является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся,...
Создание воспитательной системы: некоторые результаты эксперимента Степанов П. В. Романенкова С. П. Байкова О. В iconТематический план воспитательной работы школы
Развитие воспитательной системы, ориентированной на формирование гражданской позиции школьника, создание условий для его самоопределения...
Создание воспитательной системы: некоторые результаты эксперимента Степанов П. В. Романенкова С. П. Байкова О. В iconПлан воспитательной работы классного руководителя 5 б класса Левина Е. П. учитель английского языка моу средней общеобразовательной школы №55. город Нижний Новгород, 2010 год
Степанов Е. Н. «Планирование воспитательной работы в классе». Классный руководитель; М.; 2006; №3
Создание воспитательной системы: некоторые результаты эксперимента Степанов П. В. Романенкова С. П. Байкова О. В iconПсихолого-педагогические результаты эксперимента в рамках темы эксперимента – «Система научно-педагогической деятельности по формированию образовательной среды для экологической подготовки школьников»
Составной ее частью стала модель психологического мониторинга результатов апробации интегрированных программ в условиях взаимодействия...
Создание воспитательной системы: некоторые результаты эксперимента Степанов П. В. Романенкова С. П. Байкова О. В iconАнализ воспитательной работы мбоу «сош №4 п. Переволоцкий» за 2011-2012учебный год
Ни одна профессиональная деятельность не существует без наличия осмысленной и сформированной цели. Создание концепции развития воспитательной...
Создание воспитательной системы: некоторые результаты эксперимента Степанов П. В. Романенкова С. П. Байкова О. В iconСодержание I. Исходное состояние воспитательной системы
Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы
Создание воспитательной системы: некоторые результаты эксперимента Степанов П. В. Романенкова С. П. Байкова О. В iconСистема нормативных документов в строительстве московские городские строительные нормы дополнение n 1 к мгсн 06-96 "Общеобразовательные учреждения"
Разработано: Институтом общественных зданий Госстроя России (доктор архитектуры Степанов В. И. научный кандидат архитектуры Степанов...
Создание воспитательной системы: некоторые результаты эксперимента Степанов П. В. Романенкова С. П. Байкова О. В iconТипология воспитательных систем сельских малочисленных школ
Специфика воспитательной системы малочисленной школы проявляется в ее индивидуальности, которая может быть представлена моделью воспитательной...
Создание воспитательной системы: некоторые результаты эксперимента Степанов П. В. Романенкова С. П. Байкова О. В iconСведения о занятости учащихся в кружковых секциях
Воспитательная работа в моу сош №2 с. Верхняя Балкария ведется в соответствии с разработанной программой воспитательной системы....
Создание воспитательной системы: некоторые результаты эксперимента Степанов П. В. Романенкова С. П. Байкова О. В icon1. Отчёт по работе экспериментальной исследовательской экологической площадки. Моу садовская средняя общеобразовательная школа№2 Тема эксперимента. «Разработка и внедрение исследовательских форм и методов по экологическому воспитанию»
Гипотеза эксперимента. На четвёртом этапе данного эксперимента предполагается повышение экологической грамотности учащихся на 25%...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты