Справочник по элементарной теории музыки москва 2012 год содержание icon

Справочник по элементарной теории музыки москва 2012 год содержание



НазваниеСправочник по элементарной теории музыки москва 2012 год содержание
Дата15.05.2014
Размер120.32 Kb.
ТипСправочник


ИРИНА РУСЯЕВА


СПРАВОЧНИК


ПО


ЭЛЕМЕНТАРНОЙ


ТЕОРИИ МУЗЫКИ


МОСКВА *** 2012 год


СОДЕРЖАНИЕ


I. Музыкальные звуки и их свойства ......................................................................... 5

II. Нотное письмо:

1. система названия звуков ................................................................................... 6

2. названия длительностей и их обозначение нотами ....................................... 7

3. ключи соль, до, фа ............................................................................................. 8

4. знаки альтерации ............................................................................................... 9

5. дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков ... 9

6. паузы .................................................................................................................. 10

7. акколада ............................................................................................................. 11

8. знаки сокращения нотного письма (аббревиатуры) ...................................... 12

9. энгармонизм звуков .......................................................................................... 15

III. Метр и ритм:

1. длительности, образующиеся от произвольного (условного)

деления ................................................................................................................... 16

2. простые размеры. Группировка длительностей в простых

размерах .................................................................................................................. 16

3. сложные размеры. Группировка длительностей в сложных

размерах .................................................................................................................. 17

4. смешанные размеры. Группировка длительностей в

смешанных размерах ............................................................................................. 18

5. переменные размеры ......................................................................................... 19

6. группировка длительностей в вокальной музыке ........................................... 19

7. синкопа ................................................................................................................ 19

8. полиметрия ......................................................................................................... 20

9. темп; характер исполнения ............................................................................... 21

10. приёмы дирижирования .................................................................................. 23

11. метрические стопы .......................................................................................... 24

^ IV. Лад и тональность:

1. мажорный лад; устойчивые и неустойчивые звуки ....................................... 25

2. гармонический и мелодический виды мажора .............................................. 25

3. минорный лад; устойчивые и неустойчивые звуки ..................................... 25

4. гармонический и мелодический виды минора ............................................... 26

5. слоговые и буквенные названия тональностей;

кварто-квинтовый круг ...................................................................................... 26

6. знаки альтерации в гармоническом мажоре, в гармоническом и мелодическом миноре ..................................................................................................................... 29

7. параллельные и одноимённые тональности мажора и минора; энгармонически

равные и однотерцовые тональности ................................................................... 30

8. родство тональностей ......................................................................................... 31

9. диатонические семиступенные лады ................................................................ 33

10. пентатоника ....................................................................................................... 34

11. дважды гармонические лады ........................................................................... 35

12. увеличенный и уменьшённый лады ................................................................ 35

13. параллельный переменный лад и мажоро-минор .......................................... 36

14. политональность и полиладовость .................................................................. 36

15. другие системы организации музыки .............................................................. 36


^ V. Хроматизм:

1. хроматизм; альтерация ....................................................................................... 36

2. хроматическая гамма .......................................................................................... 36

3. отклонения и модуляции .................................................................................... 37

^ VI. Интервалы:

1. простые (большие, малые, чистые) ................................................................... 38

2. составные ............................................................................................................. 43

3. тритоны ................................................................................................................ 45

4. характерные ......................................................................................................... 46

5. альтерированные ................................................................................................ 47

6. таблица энгармонически равных интервалов ................................................. 51

VII. Аккорды:

1. мажорные и минорные трезвучия с обращениями ......................................... 53

2. уменьшённые трезвучия с обращениями ........................................................ 61

3. увеличенные трезвучия с обращениями ......................................................... 63

4. септаккорды с обращениями ........................................................................... 64

5. изменения в аккордике гармонического мажора .......................................... 72

6. изменения в аккордике гармонического минора .......................................... 72

7. дополнительные сведения об аккордах .......................................................... 73

VIII. Мелизмы:

1. форшлаг ............................................................................................................. 74

2. мордент .............................................................................................................. 75

3. группетто ........................................................................................................... 76

4. трель ................................................................................................................... 77

IX. Элементы музыкального синтаксиса .................................................................. 78

Дополнение:

секвенции; неаккордовые звуки; динамические оттенки;

фактура; транспозиция; типы голосоведения .................................................... 79


^ ОТ АВТОРА


Предлагаю вниманию преподавателей и учащихся новое учебное пособие, которое можно использовать для изучения элементарной теории музыки в специальных музыкальных учебных заведениях среднего звена.

Данное учебное пособие было задумано именно как справочник, который ни в коей мере не претендует на статус учебника или задачника. Опираясь на многолетний педагогический опыт, я пришла к выводу, что очень много драгоценного времени уходит на записывание учащимися под диктовку педагога или переписывание с доски той части теории, которая является весьма трудоёмкой. Намного проще взять в руки справочник, найти нужную тему и выучить её.

Надеюсь, что справочник сможет облегчить учащимся изучение и усвоение такого сложного предмета, каким является элементарная теория музыки. Преподаватели же смогут сэкономить время и уделить больше внимания практическим упражнениям. Буду благодарна коллегам за замечания, которые позволят сделать справочник более удобным для работы.

При подготовке данного учебного пособия я использовала следующие учебники:


Л. Красинская, В. Уткин. Элементарная теория музыки. Изд-во «Музыка». Москва, 1983 г.;

Б. Алексеев, А. Мясоедов. Элементарная теория музыки. Изд-во «Музыка». Москва, 1986 г.,

В. Вахромеев. Элементарная теория музыки. Изд-во «Музыка». Москва. 1968 г.


^ ИРИНА РУСЯЕВА


Москва. 2012 год





.


II. НОТНОЕ ПИСЬМО


1. Системы названия звуков (слоговая и буквенная):


^ До - c

До-бемоль - ces

До-диез - cis

До-дубль бемоль - ceses

До-дубль диез - cisis


Ре - d

Ре-бемоль - des

Ре-диез -dis

Ре-дубль бемоль - deses

Ре-дубль диез - disis


Ми - e

Ми-бемоль - es

Ми-диез - eis

Ми-дубль бемоль - eses

Ми-дубль диез - eisis


Фа - f

Фа-бемоль - fes

Фа-диез - fis

Фа-дубль бемоль - feses

Фа-дубль диез - fisis


Соль - g

Соль-бемоль - ges

Соль-диез - gis

Соль-дубль бемоль - geses

Соль-дубль диез - gisis


Ля - a

Ля-бемоль - as

Ля-диез - ais

Ля-дубль бемоль - ases

Ля-дубль диез - aisis


Си - h

Си-бемоль - b

Си-диез - his

Си-дубль бемоль – heses

Си-дубль диез - hisis


























^ 9. Энгармонизм звуков


Энгармонизм – это равенство звуков по высоте при их различном значении и написании.


до = си-диез = ре-дубль бемоль (c = his = deses)


до-диез = ре-бемоль = си-дубль диез (cis = des = hisis)


ре = до-дубль диез = ми-дубль бемоль (d = cisis = eses)


ре-диез = ми-бемоль = фа-дубль бемоль (dis = es = feses)


ми = ре-дубль диез = фа-бемоль (e = disis = fes)


фа = ми-диез = соль-дубль бемоль (f = eis = geses)


фа-диез = соль-бемоль = ми-дубль диез (fis = ges = eisis)


соль = фа-дубль диез = ля-дубль бемоль (g = fisis = ases)


соль-диез = ля-бемоль (gis = as)


ля = соль-дубль диез = си-дубль бемоль (a = gisis = heses)


ля-диез = си-бемоль = до-дубль бемоль (ais = b = ceses)


си = до-бемоль = ля-дубль диез (h = ces = aisis)

















^ 9. Темп. Динамические оттенки. Характер исполнения


Темпом называется скорость движения. В музыке темп, как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения..

Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые.

Для определения темпов в основном применяются итальянские обозначения.


^ Медленные темпы


Largo – широко

Lento – протяжно

Adagio – медленно

Grave – тяжело

Умеренные темпы


Andante – спокойно, не спеша

Andantino – подвижнее, чем Andante

Moderato – умеренно

Sostenuto – сдержанно

Allegretto – оживлённо

Allegro moderato – умеренно скоро


Быстрые темпы


Allegro – скоро

Vivo – живо

Vivace – живо

Presto – быстро

Prestissimo – очень быстро


Для уточнения оттенков движения при отклонении от его основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения:


Molto – очень

Assai – весьма

Con moto – подвижно

Commodo – удобно

Non troppo – не слишком

Non tanto – не столь

Sempre – всё время

Meno mosso – менее подвижно

Più mosso – более подвижно


Для большей выразительности при исполнении музыкального произведения применяются постепенные ускорения или замедления общего движения:


а) для замедления

Ritenuto – сдерживая

Ritardando – запаздывая

Allargando – расширяя

Rallentando – замедляя


б) для ускорения


Accelerando – ускоряя

Animando – воодушевляя

Stringendo – ускоряя

Stretto – сжато, сжимая


Для возвращения в первоначальный темп:


A tempo – в темпе

Tempo primo – первоначальный темп

L’istesso tempo – тот же темп


Для установления более точного темпа применяется метроном.
























































































Похожие:

Справочник по элементарной теории музыки москва 2012 год содержание iconСправочник по элементарной теории музыки москва 2012 год содержание
Предлагаю вниманию преподавателей и учащихся новое учебное пособие, которое можно использовать для изучения элементарной теории музыки...
Справочник по элементарной теории музыки москва 2012 год содержание iconПлан работы рмо учителей музыки и изобразительного искусства на 2012-2013 учебный год
Приоритетные направления деятельности мо учителей изо, музыки на 2012-2013 учебный год
Справочник по элементарной теории музыки москва 2012 год содержание iconПлан работы гмо учителей музыки на 2011-2012 учебный год
Методическая тема гмо: «Инновационные технологии обучения учащихся на уроках музыки»
Справочник по элементарной теории музыки москва 2012 год содержание iconФакультет экономики и права 2012 / 2013 уч год
Общая характеристика теории государства. Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических...
Справочник по элементарной теории музыки москва 2012 год содержание icon2 класс 2012- 2013 учебный год Пояснительная записка
Примерных программ по математике, Москва «Просвещение» 2010год, на основе авторской программы Г. В. Дорофеева и Т. Н. Мираковой «Математика»,...
Справочник по элементарной теории музыки москва 2012 год содержание iconЛитература новые поступления за июнь 2012 г. Содержание
Бабочки мира : энциклопедия / [гл ред. В. Володин; авт текста Л. Каабак; фот. А. Сочивко]. Москва : Мир энциклопедий Аванта+; Москва...
Справочник по элементарной теории музыки москва 2012 год содержание iconПояснительная записка Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством.
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров
Справочник по элементарной теории музыки москва 2012 год содержание iconПояснительная записка Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством.
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров
Справочник по элементарной теории музыки москва 2012 год содержание iconИнформация и информационные процессы Содержание
«Информация» существует: в быту в технике в теории информации в кибернетике в семантической теории в документалистике
Справочник по элементарной теории музыки москва 2012 год содержание iconТема: Тушение пожаров и проведение спасательных работ в поврежденных зданиях и сооружениях. Вид занятия
Используемая литература: Справочник го. Основы пожарного дела. Учебник Пожарная тактика Я. С. Повзик, Москва зао «Спецтехника» 2004г....
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты