Организация самостоятельной работы студентов колледжа в информационно-коммуникационной обучающей среде icon

Организация самостоятельной работы студентов колледжа в информационно-коммуникационной обучающей среде



НазваниеОрганизация самостоятельной работы студентов колледжа в информационно-коммуникационной обучающей среде
Дата12.02.2014
Размер63.11 Kb.
ТипСправочники, творчество



ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Мячина Ирина Владиславовна, руководитель

учебно-методического и инновационного центра

Колесник Анжелика Годердзиевна, преподаватель

БОУ ОО СПО «Омский промышленно-экономический колледж»


Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет основные требования к подготовке квалифицированных, конкурентоспособных специалистов: свободное владение информационными и коммуникационными технологиями, готовность к постоянному профессиональному росту, умение трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии, формирование и развитие навыков самостоятельного получения знаний, критического мышления.

Необходимость изменения не только содержания подготовки кадров, но и подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и постоянной оптимизации самостоятельной работы студентов (СРС), диктует и внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. В связи с этим актуализируется вопрос о создании образовательной среды на основе информационных и коммуникационных технологий, ориентированной на самостоятельную работу студента.

В настоящее время самостоятельная работа студентов рассматривается как один из основных компонентов образования, поскольку именно она создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию, формирует готовность к самообразованию.

Основными целями самостоятельной работы студентов являются:

  • обеспечение профессиональной подготовки специалиста СПО;

  • формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности;

  • формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО.

В связи с этим, задачи, реализуемые в ходе проведения самостоятельной работы студентов, в образовательной среде колледжа представляют собой:

  • систематизацию, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • овладение практическими навыками работы с нормативной и справочной литературой;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

  • развитие исследовательских умений.

Для сравнения были взяты некоторые ОК, которые необходимо сформировать при реализации ФГОС:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Все вышеперечисленные компетенции созвучны с задачами, которые ставятся при организации самостоятельной работы студентов, соответственно, они могут быть сформированы не только во время аудиторных занятий, но и при самостоятельной работе студентов.

Известно, что на организацию СРС существенно влияют два фактора:

во-первых, это инициативная позиция преподавателя. Она включает в себя высокий уровень педагогического мышления и его критичность; способность и стремление к проблемному обучению и умению вести диалог со студентом; стремление к обоснованию своих взглядов; способность к доброжелательной оценке знаний учащихся и к самооценке своей преподавательской деятельности;

во-вторых, эффект от СРС можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, охватывающей все этапы обучения дисциплине студентов.

Существование этих проблем приводит к необходимости создания гибкой модели организации СРС, позволяющей приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому. В данной ситуации наиболее оптимальным способом такой организации СРС является активное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В настоящее время все большее значение приобретают информационные ресурсы, предоставляемые пользователю в режиме удаленного доступа главным образом через Интернет. Развитие глобальных компьютерных сетей создало принципиально новые возможности работы с информацией. Компьютерные средства, телекоммуникации, сеть Интернет позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, порождают дополнительную мотивацию учения, дают возможность индивидуализировать обучение.

Одна из моделей организации самостоятельной работы студентов, применяемая в колледже, основана на активном использовании автоматизированной системы управления обучением MOODLE (система дистанционного обучения) и системы интерактивного опроса SMART RESPONS.

Наилучшим решением проблемы методического, дидактического и информационного обеспечения организации СРС по этой модели является создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД), и дальнейшее размещение его в СДО как ключевого информационного образовательного ресурса в локальном и в сетевом исполнении.

Каждый ЭУМКД представляет собой компьютерную обучающую программу с комплексом учебных, учебно-методических, справочных материалов, системой тестирования и статистики, обеспечивающих самостоятельную работу обучаемого с возможностью прямого и опосредованного взаимодействия с преподавателем.

Технологии дистанционного обучения, применяемые преподавателями колледжа, в значительной мере рассчитаны на самостоятельную работу студента, следовательно, роль, разработанных преподавателями и размещенных в системе электронных учебно-методических комплексов дисциплин обеспечить организацию этого вида работы.

Главные преимущества электронной формы представления учебной информации для самостоятельной работы студентов — это компактность, большие выразительные возможности в представлении учебного материала (видео, звук, динамические изображения — анимации, виртуальная реальность), интерактивность, низкая стоимость. ЭУМКД может интегрировать в себе возможности различных педагогических программных средств: обучающих программ, справочников, учебных баз данных, тренажеров, контролирующих программ.

Важной составляющей самостоятельной работы студента является осуществление контроля за его деятельностью.

Большое воспитательное и образовательное значение в самостоятельном учебном труде студента имеет самоконтроль, поскольку он возбуждает и поддерживает внимание и интерес, повышает, активность памяти и мышления, позволяет студенту своевременно обнаружить и устранить допущенные ошибки и недостатки, объективно определить уровень своих знаний, практических умений.

Система MOODLE имеет обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. В системе поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.).

Другим, не менее интересным инструментом для осуществления самоконтроля знаний в нашем колледже, является система интерактивного обучения SMART RESPONSE, которая открывает большие возможности перед преподавателями в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса студентов, а также предоставлении детальных отчетов о проведенной работе.

Работая в аудитории, преподаватель может использовать SMART RESPONSE как инструмент для проведения тестирования с целью организации самопроверки знаний в любой момент во время урока.

Неоспоримым является тот факт, что формирование общих компетенций происходит постоянно, в процессе изучения различных дисциплин и междисциплинарных курсов на протяжении всего периода обучения по специальности. Поэтому применение и использование ИКТ для организации СРС и соответственно для формирования ОК является актуальным для всех педагогов.

Список литературы

  1. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. — М.: Знание, 1978.

  2. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений // Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.11.2002. № 14-55-996 ин/15.





Похожие:

Организация самостоятельной работы студентов колледжа в информационно-коммуникационной обучающей среде iconТехнологии формирования экономических компетенций студентов в современной образовательной среде
Мотрена интеграция традиционных и инновационных технологий совершенствования экономической подготовки студентов колледжа в условиях...
Организация самостоятельной работы студентов колледжа в информационно-коммуникационной обучающей среде iconПлан работы районной творческой группы «Сетевые образовательные сообщества как средство профессионального развития» 2010-2011 учебный год
Информационно-коммуникационные технологии: сервисы We работа в профессиональных форумах; технология работы в обучающей среде «Открытый...
Организация самостоятельной работы студентов колледжа в информационно-коммуникационной обучающей среде iconТема: Обобщение знаний об именах прилагательных ( с использованием информационно- коммуникационной технологии). Цели
Ных в единственном и во множественном числе; развивать орфографическую компетентность, логическое мышление учащихся; совершенствовать...
Организация самостоятельной работы студентов колледжа в информационно-коммуникационной обучающей среде iconФилимонова О. В. Цапенко В. Н
Экспериметальное исследование позволило выявить условия, при которых возрастает эффективность учебного процесса в информационно-обучающей...
Организация самостоятельной работы студентов колледжа в информационно-коммуникационной обучающей среде iconПреподаватель терапии Тимофеева Л. Е. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Целями составления задач являются закрепление и систематизация знаний, формирование умений
Организация самостоятельной работы студентов колледжа в информационно-коммуникационной обучающей среде iconФормирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса
Одной из важнейших составляющих национального проекта "Образование" является обновление содержания, изменение форм организации образовательного...
Организация самостоятельной работы студентов колледжа в информационно-коммуникационной обучающей среде iconОрганизация электронного обучения в информационно-образовательной среде. Учитель математики моу «Средняя школа №40» Малкова С. В

Организация самостоятельной работы студентов колледжа в информационно-коммуникационной обучающей среде iconПоложение о преддипломной практике студентов колледжа
Педагогического колледжа №4 Санкт-Петербурга (далее – Колледж), регламентирует деятельность всех субъектов, участвующих в ее организации...
Организация самостоятельной работы студентов колледжа в информационно-коммуникационной обучающей среде iconВозможности ссузов в формировании культуры общения студентов (на материале медицинского колледжа)
По результатам тестирования на сегодняшний день студенты медицинского колледжа не имеют достаточных для успешной медицинской практики...
Организация самостоятельной работы студентов колледжа в информационно-коммуникационной обучающей среде iconПособие по самостоятельной работе студентов
Детская английская литература: Пособие по самостоятельной работе студентов/Сост. Т. Г. Заварзина Улан-Удэ, 2009. 56с
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты