Программа элективного курса «Журналистика – это интересно!» icon

Программа элективного курса «Журналистика – это интересно!»



НазваниеПрограмма элективного курса «Журналистика – это интересно!»
Дата09.02.2014
Размер138.18 Kb.
ТипПрограмма

Программа элективного курса

«Журналистика – это интересно!»



(для учащихся 10 классов)

Шкирта Надежда Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №6» г.Югорск, ХМАО – ЮГРА

Пояснительная записка



В современной  жизни огромную роль играют периодика, радио, телевидение. Благодаря им  люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию.  СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного сознания.
Актуальность элективного курса обусловлена тем, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни.  Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. 

^ Основная цель курса – формирование мотивации к выбору гуманитарного профиля, профессиональная ориентация и ознакомление с особенностями журналистских произведений.
Элективный курс «Журналистика – это интересно!»  позволит  ликвидировать пробелы в этой сфере и даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.
Данный курс рассчитан на 17 часов и ориентирован на девятиклассников, интересующихся журналистикой,  желающих научиться писать сочинения различных жанров, отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее. Предложенный курс по выбору развивает коммуникативные умения, способствует социализации обучающихся.
Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.
Программа нацелена на решение как собственно учебных задач, так и задач воспитания и развития личности, к которым относятся:
- развитие любви к слову, интереса к чтению, к словесному творчеству;
- воспитание культуры поведения, чтения периодической печати;
- развитие способности к конструктивному и содержательному общению с разными возрастными людей;
- развитие интереса к общественной жизни, умения наблюдать и анализировать жизненно значимые явления.
Содержание программы курса не дублирует обязательный минимум содержания образования, а углубляет, расширяет его. Оно направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров. Таким образом, практико-ориентированный курс предполагает активные и интерактивные методы и формы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся: от тренинговых упражнений и заданий до создания собственных проектов, рукописных газет. Новизна данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой запас, приобрел навыки самостоятельной работы в различных компьютерных программах, предназначенные для создания публикаций; научился писать заметки. статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Цель – создание условий для формирования и развития у учащихся

· интеллектуальных умений в области стилистики и журналистики;

· практических умений в области компьютерных программ;

· интереса к изучению следующих дисциплин – информатика, русский язык;

· умения самостоятельно приобретать и применять знания;

· творческого мышления, познавательной активности;

· коммуникативных навыков.

^ Задачи программы

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками компьютерных программ.

Воспитывающие:

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Основными требованиями у учащихся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активна позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.


^ Основные требования к знаниям, умениям учащихся


Учащиеся должны:

- понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;

- уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, -анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;

- уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;

- уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.

Основными требованиями у учащихся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активна позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

^ В процессе обучения учащихся приобретает конкретные знания:

- из истории журналистики;

- о компьютерных программах, предназначенных для создания публикаций;

- о деятельности журналиста

^ В процессе обучения учащихся приобретает конкретные умения:

- создавать сочинения разных жанров;

- создавать свои собственные публикации в прессе;

- участвовать в дискуссии, пресс-конференции;

- работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники) с использованием ИКТ.


^ Виды деятельности учащихся:


· теоретические занятия;

· творческий практикум;

· работа с прессой;

· анкетирование;

· социологический опрос;

· экскурсии;

· творческие командировки;

· участие в школьных и окружных мероприятий;

· выпуск школьной газеты;

· публикации в местной прессе


^ Оценка знаний, умений, навыков


Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:

  1. собеседование по изученным темам (текущие и тематические);

  2. защита практических работ;

  3. комплексный анализ текста;

  4. защита творческих работ разных жанров, защита проектов, ведение портфолио;

  5. тестирование (мини-тесты и обобщающие тесты).

Оценивать достижения учащихся можно как накопительной оценкой, учитывая количество выполняемых работ, выступления на семинарах и т. д., так с помощью рейтинговой системы, учитывая сложность и уровень выполненной работы.

^ Формы контроля разнообразны:

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- публикации.

Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения: семинар-практикум и самостоятельная работа (выпуск собственной газеты). Итогом работы элективного курса станет творческих альманах учебной группы, в который войдут лучшие творческие работы учащихся.

^ Техническое оснащение: телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, интерактивная доска, видеокамера.


Учебно-тематический план



п/п

Тема

Кол. часов

Виды деятельности учащихся

1.

  Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста.  Закон о СМИ.

1

Слушание лекции учителя. Составление плана. 
Творческая работа «Журналистский кодекс»: заповеди  юнкора.
Тренинг: выдвинуть и защитить тезис, затрагивая вопросы и проблемы социальной жизни, морали, быта, современной молодежной культуры, образования и т.д.

2.

Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика.

1

Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?
Разработка кодекса чести журналиста.

3.

Газета как источник информации. Виды газет, их назначение.

1

Анализ периодической печати. 
Обзор региональных газет.
Презентация любимой газеты.

4.

Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации  в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации.

1

Анализ текстов газетных жанров.
Тренинг: проверить «слух», определить источник информации и способ ее отображения.

5.

^ Информационные жанры. Характеристика информационных жанров. Заметка.

1

Творческая лаборатория: сочинение малой формы (заметка)
Редактирование собственных текстов.

6.

Информационная корреспонденция. Информационный отчет.

1

Творческая лаборатория: создание рубрики  «Школьные новости»

7.

Репортаж.
Информационное интервью как способ получения информации.   

1

«Творческая командировка»: интервью с места событий. Репортаж об интересном школьном событии.
Тренинг: попытка уговорить человека согласиться на интервью.

8.

^ Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет.  Анкета. Мониторинг. Рейтинг.

1

Анализ текстов аналитических жанров.
Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкетирование.

9.

Рецензия. Статья. 

1

Творческая лаборатория: написать статью на основе последних данных о случившемся тогда, когда в редакцию через каждые 5 минут поступает «новая» последняя информация.
Написать рецензию на просмотренный фильм (прочитанную книгу).

10.

Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Социологический  опрос.

1

Соцопрос.
Тренинг: конкурс обозревателей.
Обзор СМИ.

11.

^ Художественно-публицистические жанры. Характеристика художественно-публицистических жанров. Очерк.

1

Анализ текстов художественно-публицистических жанров.
Миниатюра «Автопортрет».
Редактирование собственных высказываний.
Сочинение-очерк «Ноябрьск – город будущего».

12.

Фельетон. Памфлет. Пародия.  Сатирический комментарий. Анекдот.

1

Анализ текстов художественно-публицистических жанров.
Творческая лаборатория: сочинение в рубрику  «Сатира и юмор», «Нарочно не придумаешь».
Редактирование.

13.

Житейская история.  Легенда. 

1

Анализ  текста-легенды о городе Коломна.
Сочинение «Легенды моего края»
Творческая лаборатория: сочинение «Моя житейская история».

14.

Творческие  проекты  «О чем пишут в газетах?», «СМИ нашего города», «Ноябрьск в центральной и региональной прессе».

1

Презентация творческих проектов.

15-16.

Творческий проект «Наша газета»

1

Презентация творческого проекта: защита названия газеты, представление рубрик и т.д.

17.

Резерв

1

 



Приложение 1.

Психологический тест «Ваш творческий потенциал»

1. Вы считаете, что окружающий мир может быть улучшен?

А) да

Б) нет, но он и так достаточно хорош

В) да, но только кое в чём

2. Вы считаете, что сами можете значительно изменить окружающий мир?

А) да, в большинстве случаев

Б) нет

В) да, в некоторых случаях

3. Вы считаете, что некоторые из ваших идей привели бы к значительному прогрессу в той сфере деятельности, в которой вы будете работать?

А) да

Б) да, при благоприятных обстоятельствах

В) лишь в некоторой степени

4. Вы считаете, что будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

А) да

Б) это маловероятно

В) возможно

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, то уверены в успехе?

А) всегда

Б) часто не уверены

В) часто уверены

6. Вы часто испытываете желание заняться абсолютно незнакомым делом?

А) да

Б) неизвестное вас не интересует

В) всё зависит от характера этого дела

7. Вы стараетесь добиться совершенства всегда, независимо от того, каким делом занимаетесь?

А) да

Б)удовлетворяетесь тем, чего смогли добиться

В) да, но только если вам это нравится

8. Если новое дело вам нравится, вы стремитесь знать онём всё?

А) да

Б) нет, вы хотите научиться только самому основному

В) нет, вы хотите только удовлетворить своё любопытство

9. Когда вы терпите неудачу, то:

А) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу

Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна

В) продолжаете делать своё дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя

Б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности общества в ней

11. Путешествуя, вы могли бы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

А) да

Б) нет, так как боитесь сбиться с пути

В) да, но только там, где местность вам понравилась, запомнилась

12. Побеседовав с кем-либо, вы сможете сразу вспомнить содержание беседы?

А) да, без труда

Б) всего вспомнить не можете

В) запоминаете только то, что вас интересует

13. Услышав слово на незнакомом языке, вы можете повторить его без ошибки, даже не зная его значения?

А) да, без затруднений

Б) да, если слово легко запомнить

В) нет

14. В свободное время вы предпочитаете:

А) оставаться наедине с самим собой, поразмыслить

Б) находиться в компании

В) вам безразлично, будете вы одни или в компании

15. Занимаясь каким-либо делом, вы прекращаете это занятие только когда:

А) дело закончено и кажется вам отлично выполненным

Б) вы более-менее довольны

В) вам просто надоело

16. В одиночестве:

А) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах

Б) стараетесь найти себе конкретное занятие

В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашим делом

17. Когда какая-то идея захватывает вас, вы думаете о ней:

А) независимо от того, где и с кем вы находитесь

Б) только наедине с самим собой

В) только там, где будет не слишком шумно

18. Отстаивая какую-то идею, вы:

А) можете отказаться от неё, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов

Б) останетесь при своём мнении, какие бы аргументы ни выслушали

В) измените своё мнение, если сопротивление окажется слишком сильным


Подсчитайте очки, которые вы набрали:

За ответ «да» - 3 очка

За ответ «б» - 1 очко

За ответ «в» 2 очка

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5 – веру в себя; 9 и 15 – постоянство; 10 - амбициозность; 12, 13 – «слуховую» память; 11 – зрительную память; 14 – стремление быть независимым; 16, 17 – способность абстрагироваться; 18 – степень сосредоточенности. Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

^ 49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

^ От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете качествами, которые позволяют творить, но есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, вы можете творчески проявить себя, если, конечно, этого пожелаете.

^ 23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и, таким образом, решите проблему.

Прислушайтесь к советам психолога! Но помните: всё в ваших руках.


^ Приложение 2. «Лист контроля»

(заполняется на итоговом занятии)


Критерии оценки проекта

Самооценка

Оценка

1. Актуальность (научная, возрастная, практическая)







2. Корректность использования методов, приёмов, техник при выполнении проекта







3. Активность каждого участника проекта в соответствии с индивидуальными возможностями







4. Коллегиональный характер принимаемых решений







5. Глубина погружения в проблему проекта









Литература, необходимая для усвоения курса



  1. Бессарабова Н. Д. Оценка СМИ с точки зрения этических норм. // Журналистика и культура русской речи. 2002. №4.

  2. Богданов Н. Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. Л., 1971.

  3. Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М. – Р. Н /Д, 2004.

  4. Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

  5. Гуревич С. М. Репортаж в газете. М., 1963.

  6. Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. Р.н/Д., 1999.

  7. Калинин А. В. Культура русского слова. М., 1984.

  8. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999.

  9. Крикунов Ю. А. Рецензия в газете. М., 1976.

  10. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров// Основы деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосеноко. СПб., 2000.

  11. Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики. М., 1980.

  12. Сагал Г. А. Двадцать пять интервью. Так работают журналисты. М., 1974.

  13. Славкин В. В. Заголовок в современном газетном тексте // Журналистика и культура русской речи. 2002. № 1.

  14. Солганик Г. Я. Язык современных СМИ // Журналистика и культура русской речи. 2004. № 1.

  15. Тертичный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002.

  16. Школьный толковый словарь русского языка / под. Ред. А. А. Семенюк, М. А. Матюшина. М., 2001.



Похожие:

Программа элективного курса «Журналистика – это интересно!» iconПрограмма элективного курса для 10, 11
Программа элективного курса для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений (для любого профиля обучения)
Программа элективного курса «Журналистика – это интересно!» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 8-11 классов
Дополнительная литература: Альманах «Журналистика и культура речи», Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура...
Программа элективного курса «Журналистика – это интересно!» iconПрограмма элективного курса «Немецкая литература: поэзия и проза»
Курс «Немецкая литература: поэзия и проза» предназначен в качестве элективного курса учащимся 10 класса в рамках изучения темы «Искусство...
Программа элективного курса «Журналистика – это интересно!» iconПрограмма элективного курса
Программа курса рассчитана на 35 часов (1 раз в неделю), содержит углубленное изучение темы «Модуль» и выходит за рамки базовых общеобразовательных...
Программа элективного курса «Журналистика – это интересно!» iconПрограмма элективного курса физики в 9 классе. Тема курса: «Применение законов динамики» (22 часа)
Содержание курса углубляет и расширяет, а не дублирует программу базового уровня. В данный курс вошел ряд вопросов, которые недостаточно...
Программа элективного курса «Журналистика – это интересно!» iconПрограмма элективного курса: «Нестандартные способы решения уравнений, неравенств, систем» Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса: «Нестандартные способы решения уравнений, неравенств, систем»
Программа элективного курса «Журналистика – это интересно!» iconРабочая программа элективного курса для учащихся 10 класса
Важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно...
Программа элективного курса «Журналистика – это интересно!» iconПрограмма элективного курса «С экзаменом на ты»
Элективный курс предназначен для учащихся 11 классов. Программа рассчитана на 35 часов
Программа элективного курса «Журналистика – это интересно!» iconПрограмма Элективного курса
В основе курса изучения информатики лежит формирование системы базовых понятий. Этот курс рассчитан на то, что учащиеся приобретут...
Программа элективного курса «Журналистика – это интересно!» iconПрограмма элективного курса Проектно-исследовательская деятельность
С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты