Совершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников icon

Совершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников



НазваниеСовершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников
Дата15.05.2014
Размер165.89 Kb.
ТипСправочники, творчество




Совершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников

 

Идея опыта: Ведущая педагогическая идея заключается в активном включении родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Условия формирования опыта.

Исходным условием становления моего опыта является формирование у родителей правильного представления о воспитании детей, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы, понимания значимости сотрудничества семьи и школы, взаимоотношения между родителями и детьми и участия родителей во всех проводимых мероприятиях в классе и школе.

Теоретическая база опыта. Опыт основывается на теоретических научных разработках ведущих педагогов и психологов: эффективность воспитательной системы школы разрабатывали Байбородова Л. В., Паладьев С. Л., Степанов Е. Н., изучение информационных запросов родителей разработал И. А. Хоменко, взаимодействие родителей и педагогов в современной школе рассматривала Лаптева И.

В планировании совместной деятельности опираюсь на следующие принципы:

- родители должны быть посвящены в особенности образовательного процесса;

- предупреждены о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;

- необходимо овладевать некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.

Актуальность и перспективность опыта.

Как редко ребенок бывает

таким, как нам хочется…

Януш Корчак

Воспитание ребенка – одна из главных функций общеобразовательной школы. Народная мудрость гласит: «Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки». Поэтому именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка. По данным многочисленных социологических опросов 7,8 % педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Некоторые родители считают своей обязанностью одеть и накормить ребенка, а все остальное за них сделает школа. К сожалению, в современном мире, когда родители «слишком заняты», это не такая редкость. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены приспосабливаться. Принимая детей в 1 класс, учитель должен провести работу с родителями, объяснив им необходимость плотного сотрудничества со школой. Возможно, что учителю придется в первую очередь воспитывать родителей. Чем серьезнее они будут подходить ко всем вопросам школьной жизни своего ребенка, тем больших результатов достигнет каждый ученик и весь класс в целом. Учитель должен не только давать советы и рекомендации по воспитанию, но и предупреждать возможные ошибки.

Задачи, стоящие перед школой, сложны и многообразны. Я хочу выделить те, которые, на мой взгляд, являются наиболее важными:

 Создание условий для успешного взаимодействия учителя и семьи как целенаправленного процесса, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.

 Совершенствование образовательного процесса путем его оптимизации

 Стимулирование познавательной деятельности за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения;

 Формирование системы социально-ценностных отношений младшего школьника посредством включения его и родителей в активную деятельность;

 Помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка;

 Направить совместные усилия на всестороннее воспитание и развитие ребёнка.

Новизна.

Опыт моей работы можно считать репродуктивным, так как этот вопрос рассматривается в современных трудах по педагогике и психологии. Цель его – в процессе совместной деятельности педагога, родителей и учащихся активизировать их познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, тем самым, повышая качество знаний учащихся.

В процессе взаимодействия семьи и школы происходит формирование всех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

В ходе использования технологии совместной деятельности учитель:

 Становится организатором познавательной деятельности;

 Организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся и родителей, формирует интерес к предметам;

 Использует коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности, включая всех учеников в учебную деятельность, организует взаимопомощь;

 Создает ситуацию успеха;

 Учит детей самоанализу и самооценке собственной учебной деятельности.

Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно- воспитательному пространству.

В планировании воспитательной работы, я стараюсь уделять больше внимания участию самих родителей класса во всех мероприятиях.

Адресность опыта.

Данный опыт может быть использован учителями начальных классов, воспитателями ДОУ, социальными службами.

Трудоёмкость опыта.

«Семья и школа – это берег и море, - писал Л.Кассиль. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в это море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега». Как жаль, что многое начинаешь понимать так поздно, понимать, что процесс этот сложный и здесь нет мелочей.

Взаимодействие учителя с классом – также и отношение с родителями. Мы не можем забрать себе детей, изолировать их от семьи, социума и создать педагогический идеал.

Как же заручиться поддержкой родителей? Как сделать нам их своими сторонниками?

Родитель младшего школьника и родитель ученика средней школы отличаются друг от друга не меньше, а. может быть, и больше, чем их дети. Быть родителем ребенка только что (или годик-другой назад) отправившегося в школу, – это особая роль. А построение деловых продуктивных отношений с таким родителем – особая профессиональная работа. Для её грамотного выполнения нужно многое знать и уметь: представлять себе психологию родителя, владеть техникой общения, убеждения, разъяснения; нужно уметь выстроить эти отношения так, чтобы родитель признал право педагога быть независимым и самостоятельным в выборе стиля общения с его ребенком. Необходимо сплотить родительский коллектив (иногда проще сглаживать детский), но в то же время сохранить за каждой семьей право воспитать свой дитя так, как она считает нужным; занять в отношении «своих» родителей партнерскую и в то же самое время педагогическую позицию – т.е. сохранить за собой право если не учить, то советовать. Такая вот непростая работа.

Технология опыта.

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение в школе. Учителю проще работать с теми родителями, у которых в школу идет первый ребенок. В этом случае они еще не имеют опыта в воспитании школьника, прислушиваются к рекомендациям учителя, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса. Однако, и на плечи учителя ложится важная задача – таким образом организовать работу с родителями, чтобы посещение школы стало для них не тяжелым бременем, а полезной необходимостью.

Чем больше уделяют родители времени своему ребенку, тем больше у них шансов получить любовь и заботу от взрослых детей.

В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества своего малыша. Защиту своего ребенка они ставят на первое место, не обращая внимание на то, прав ребенок или нет. Иногда напротив, родители совершенно отстраняются от проблем своего ребенка и не принимают активного участия в его жизни.

Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями.

1. ^ Родительское собрание.

Проводится 1 раз в триместр обязательно и при необходимости дополнительно 1-2 собрания. Все собрания можно разделить на группы:

 организационные (при зарождении класса 1кл., при переходе на новую ступень обучения)

 тематические (выбор темы зависит от возраста учащихся, от актуальности темы)

 текущие (решение вопросов успеваемости, воспитательной работы, благоустройство класса и др.)

 итоговые (подведение итогов класса по различным направлениям за определенный промежуток времени)

^ 2. Работа родительского комитета.

В его состав входят наиболее активные родители, способные помочь учителю в организации учебно-воспитательного процесса, в решении хозяйственно – бытовых вопросов. Одной из функций родительского комитета в моем классе, являются рейды по проверке тетрадей учащихся, награждение лучших. Родительский комитет проводит индивидуальную работу с родителями по просьбе учителя (Например, плохое поведение ребенка, не посещение родительских собраний, неблагополучная семья и др). Родители занимаются закупкой подарков к праздникам, осуществляют сбор денег на нужды класса. В комитете выделяют: председателя, заместителя председателя, казначея. Члены родительского комитета принимают активное участие в привлечении всех родителей к участию в жизни класса и школы. На первом заседании родительского комитета составляется план работы на год. По необходимости учитель может собирать комитет вне плана.

^ 3. Индивидуальные беседы и консультации.

Для их проведения может быть привлечен психолог, администрация, другие родители. Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания отдельных учащихся. Из опыта работы знаю, что к такой форме работы папы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты. Учителю необходимо в плане воспитательной работы завести отдельную страницу, где будет отражено: когда, с кем и по какому вопросу проведена беседа или консультация.

4. ^ Родительский классный час.

В нашем случае проводится 2 раза в год. На первом в году собрании можно сразу выбрать родителей для подготовки и проведения классных часов. На следующий год выбрать других. Таким образом, за 4 года обучения в начальной школе 8 родителей попробуют себя в роли учителя. Тематика может быть определена учителем, а может быть предоставлена на усмотрение родителей. В 2007-08г мы запланировали и провели классные часы ко Дню Матери «Люблю тебя, мама, за что, я не знаю» и ко Дню Победы «Судьбы людей в годы войны». Во втором классе «Интересные книги», «Лучшая мама на свете», в третьем классе «Мамы всякие нужны…» ко дню 8 марта. Могу сказать, что родители серьёзно подходят к подготовке. Некоторые пользуются помощью библиотекарей, другие готовятся вместе с учителем. Такие классные часы проходят интересно и оживлённо.

^ 6. Поход в лес.

Однодневный поход в лес в начале учебного года стал традиционным во многих классах. Родители не только сопровождают детей, но и организуют привал, следят за соблюдением основных правил поведения в лесу, организуют конкурсы.

Это мероприятие дети ждут с нетерпением, заранее обсуждают, как оно пройдет. Поход в лес имеет большое воспитательное значение. Прежде всего: приобщение к природе, бережное к ней отношение, умение слышать «голос природы». В походе воспитывается чувство товарищества: дети помогают друг другу нести сумки, следят за отстающими, делятся сухим пайком во время привала. Развивается умение общаться со взрослыми в неформальной обстановке.

^ 7. Заочные конкурсы.

Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. В своей практике я проводила конкурсы «Рисуют мамы» (выставка рисунков, выполненных мамами), «Лучший почерк» (в прописях у первоклашек), «Папины руки» (выставка поделок, выполненных папами). Тематика конкурсов, вовлечение в них родителей, бабушек и дедушек зависят от выдумки учителя. Могу отметить высокую активность родителей в подобных конкурсах. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями. В состав жюри таких конкурсов можно приглашать детей из других классов, администрацию. Подведение итогов обязательно. Вручить грамоты победителям можно на общем празднике, собрании, желательно это делать в присутствии детей.

^ 8. Родительские рейды.

В нашем классе мы проводили рейды по проверке тетрадей. Это могут быть рейды по поверке дневников, состоянию учебников и другие. Рейды проводят члены родительского комитета. Лучшие результаты сообщаются всему классу, худшие доводятся индивидуально до родителей. Такие рейды мы проводим 1-2 раза в год, хотя, можно проводить по триместрам. На усмотрение родителей, детей можно наградить по итогам рейда. Например, на лучшие тетради, мы одевали «почетные обложки», за лучшую сохранность учебных принадлежностей – дарили закладки. Важно то, что лучшая тетрадь определяется не по степени грамотности, а по степени аккуратности. Поэтому, даже слабый ученик вполне может стать победителем.

^ 9. Круглый стол.

Лучше проводить его в неформальной обстановке, за чашкой чая. Начать можно с «быстрых тестов» (родители сразу узнают результаты). Далее выдвигается тема для обсуждения. Учитель или подготовленный родитель в общих чертах освещают проблему, далее идет дискуссия, выводы. Чтобы родителей не собирать отдельно, можно провести круглый стол перед началом текущего собрания, где нет больших вопросов. Главное, родители должны видеть лица, а не спины друг друга, как это бывает на собраниях. Они должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в диалог, вносить предложения. Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченного родительского коллектива.

^ 10. Исследовательская работа.

В современном образовании, исследования занимают важное место. Уже в начальной школе, мы пробуем, учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы.

В начальных классах, когда у детей нет достаточного опыта работы по сбору информации, работе с дополнительной литературой, умении оформлять материал, роль родителей велика. Исследовательскую работу можно поручать как отдельным семьям, так и всему классу. Учитель является наставником, руководителем и соавтором работы. В 2008-09 уч.году мы с учениками 2 класса выполнили исследовательскую работу «Города- герои». В работе приняли участие все дети и большинство родителей. Родители помогали детям в поиске информации (библиотеки, Интернет), в подборе экспонатов для выставки, в оформлении выставки рисунков. В 2009-10 уч.году, мы вновь взялись за исследование. В этот раз мы выбрали тему: «Моё хобби». И тут родители не оставили нас. Такая работа объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса. Огорчает то, что в работе над исследованиями помогают в основном мамы. Хотя, возможно, это обусловлено тематикой работ. Вполне возможно, что папы помогут в других, более «мужских» исследованиях.

11. Праздники.

Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. В первом классе 2 крупных праздника: «День рождения класса», «Прощание с азбукой». Если в первом случае учитель основную подготовку берет на себя, то во втором учитель только направляет родителей. В конце 4 класса родители уже могут самостоятельно организовать «Прощание с начальной школой».

В каждом классе, есть свои традиционные праздники. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали (чаепитие, оформление класса, призы и т.д.) Учитель и родители сами определяют степень участия в мероприятии каждой стороны. Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.)

^ 12. Семейные вечера.

При такой форме работы участвуют отдельные семьи. Это может быть конкурс «Моя семья», спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья». Отличие этих мероприятий в том, что участвуют непременно оба родителя. К сожалению, папы очень редко посещают школу по собственной инициативе. Их необходимо настроить, заинтересовать в мероприятии. Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек, так же приветствуется («Бал поколений», «Любимые бабушки наши» и др.) Такие мероприятия тоже имеют большое воспитательное значение, прежде всего – связь поколений.

^ 13. Написание писем.

Эпистолярный жанр, с развитием науки и техники, утрачивает свою популярность. Тем не менее, часто гораздо легче изложить свои мысли и переживания на бумаге, чем рассказать о них вслух. Мы решили соединить приятное с полезным. Начиная с первого класса, ребята пишут письма Деду Морозу. Предварительно на собрании с родителями, мы обговариваем этот вопрос. На одном из классных часов, дети пишут свои письма. (В 1 классе, многие рисуют свои пожелания.) Во 2 классе, перед написанием письма, детей необходимо познакомить с основными правилами написания писем: приветствие, краткое повествование о себе, обращение с просьбой, прощание. Детям можно предложить представить себя в роли Деда Мороза и прочитать 2 разных письма. После этого спросить: «На какое письмо вам захотелось ответить? почему?»

Письмо 1.

Дед Мороз, скоро новый год. Пришли мне заводную машинку.

Письмо 2.

Здравствуй, Дедушка Мороз! Меня зовут Катя, я учусь во 2 классе. У меня много друзей. В свободное время я люблю играть, читать и рисовать. На новый год я хочу попросить у тебя большую книгу сказок. Заранее благодарю и поздравляю с новым годом.

Письма дети отдают родителям, чтоб те отправили их Деду Морозу. По возможности, родители (исполняющие роль деда Мороза) выполняют детские пожелания.

В 3-4 классах, мы практикуем другие письма – письма родителям. В конце классного часа, посвященного теме родителей и детей, учитель предлагает детям подумать и написать письмо родителям. Дети могут сказать о своей любви к родителям, о своих переживаниях, рассказать о том, что волнует. Эти письма учитель выдает родителям на собрании. Предварительно с родителями нужно провести беседу, настроить их на серьезное отношение к письмам.

^ 14. День открытых дверей.

Такое название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Но все же, родители чаще всего бывают участниками внеклассных мероприятий, являются помощниками учителя в воспитательной работе. Однако, есть родители, которые высказывают свое желание увидеть как ребенок работает на уроке. Бывает и наоборот – учитель просит родителей поприсутствовать на уроке и понаблюдать за работой ребенка.

«День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение дня. Из практики могу сказать, что далеко не все родители приходят в этот день в школу: кто-то занят на работе, кто-то не испытывает в этом необходимости. Дети в такой день стараются показать себя с лучшей стороны. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри.

Родители могут являться непосредственными участниками любого мероприятия. Они могут выступать в роли актеров, членов жюри, конкурсантов и т.д. Наибольшую активность проявляют родители, у которых в школу пошел первый ребенок. Задача учителя подержать эту активность, убедить родителей в том, что их помощь необходима в образовательном и воспитательном процессе класса. Зачастую родители ведут себя как дети: они стесняются проявить инициативу, выделиться из толпы. Родительский коллектив класса должен стать надежной опорой для учителя, его правой рукой, универсальным средством для решения любых проблемных ситуаций. Результативность опыта.

Родители в моих классах всегда принимают активное участие в жизни классного коллектива. Часто, они сами являются инициаторами того или иного мероприятия. В своей практике я сталкивалась с такими случаями, когда родители полностью абстрагируются от школьной жизни ребенка, но это единичные случаи. В любом родительском коллективе есть «костяк», те на кого можно положиться, именно они должны привлечь всех остальных родителей. Традиционными для нас стали осенние походы в лес, родительские классные часы, заочные конкурсы. Главную роль играет родительский комитет, члены которого организуют всех родителей класса. Родители несут ответственность и заботятся не только о своем ребенке, но и обо всех остальных.

В своей практике, я ежегодно веду учет «Участие родителей в жизни класса». Напротив фамилии каждого ученика я ставлю +, если родители принимали участие в каком-либо мероприятии и -, если нет. В конце года я подсчитываю количество баллов (+) и довожу их до сведения детей и родителей.

Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

Подводя итог всему сказанному, хочу еще раз напомнить основные пути привлечения семьи к жизни класса:

1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.

2. Формирование базы данных о ребенке и семье.

3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.

4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя и администрации школы.

5. Связь с психологом и социальным педагогом школы. При совместной работе идет корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся, обращается внимание на трудности, не забываем развивать одаренных детей.

6. Этап, когда родители готовы действовать самостоятельно. Идет взаимодействие с внешкольными учреждениями.

7. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.

Какова же результативность этой работы?

– 100 % охват родителей во внеклассной работе.

– Позитивное отношение их к школе.

– Активная деятельность родительского комитета.

Значит, школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, что создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни, к труду и созиданию.

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся,

Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

С.Маршак

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование позволяет прийти к следующему главному выводу -объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.

Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.

Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

И таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.


c:\documents and settings\admin\мои документы\мои результаты сканирования\2011-12 (дек)\mn.jpg


Сведения об авторе:

Алёшина Лидия Фёдоровна

Образование - высшее

Название учебного заведения, год его окончания – Бузулукское педагогическое училище, 1990 г.; Оренбургский государственный педагогический университет, 2008 г.

Специальность по диплому - учитель начальных классов

Место работы - МБОУ «Ефимовская СОШ»

Должность-учитель начальных классов

Педагогический стаж-21 год

Стаж работы в занимаемой должности-21 год

Квалификация – первая квалификационная категория

Награждена:

-Почетной грамотой Курманаевского РОО, 1999 г.

-


Обобщение опыта


Автор: Алёшина Лидия Фёдоровна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория

Педагогический стаж: 21 год.


Проблема над которой работает учитель:



Похожие:

Совершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников iconПодвижные игры как эффективное средство физического воспитания и сохранения здоровья школьников
Омпонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом...
Совершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников iconАнализ деятельности мо начальных классов за 2010-2011 учебный год
«Совершенствование мастерства учителя – основа повышения качества обучения и воспитания младших школьников»
Совершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников iconПредставление опыта работы Л. Н. Старцевой по теме: Формирование здорового образа младших школьников путём гибкости и разнообразия методов и приёмов воспитания
В систему работы в условиях педагогики оздоровления. Владея современными педагогическими знаниями, планирую свою работу в тесном...
Совершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников iconТема исследовательской работы
Экспериментальные исследования путей воспитания ответственности у младших школьников
Совершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников iconИнновационные формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников
Целью проекта является развитие нравственно эстетического восприятия окружающей действительности младших школьников
Совершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников iconПрограмма гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Родина моя»
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь...
Совершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников iconГражданско-патриотическое воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе Обоснование выбора темы и её актуальность
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Совершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 система работы над формированием грамотного письма младших школьников
Основные условия, способствующие формированию орфографической зоркости младших школьников
Совершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников iconУчитель начальных классов моу школы№10, отличник народного образования, педагог-психолог Ларькина Надежда Васильевна Использование критериев и показателей, методов и приемов профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе
Использование критериев и показателей, методов и приемов профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе
Совершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников iconЭффективный педагогический опыт в практике работы педагогов Сморгонского района
Только вместе с родителями можно результативно решать проблемы обучения и воспитания школьников. Причин этому немало, среди них
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты