Ведущая педагогическая идея опыта icon

Ведущая педагогическая идея опыта



НазваниеВедущая педагогическая идея опыта
Дата16.05.2014
Размер77.48 Kb.
ТипСправочники, творчество

Тема опыта: Использование проектного обучения на уроках химии как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся


Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. А значит, каждый ученик должен получить навыки этой деятельности. Программы всех школьных предметов, в том числе и предметов естественнонаучного цикла, ориентированы на реализацию требований стандарта образования. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учеников становится все более актуальной в современной педагогике. И это очень важно, т.к. именно в процессе правильной организованной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда обучающегося, его умения не заучивать информацию, которая может быть бесполезной для него, а учиться работать с информацией, найти ее.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению готовности восьмиклассников самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. По результатам диагностики в группе оказалось только 10% учащихся, способных четко обосновывать свои действия в процессе решения учебной проблемы, 55% учащихся группы находились на среднем уровне, 35% - на низком уровне. Встает вопрос: почему так происходит?

^ Актуальность опыта. Только в вузе студенты начинают заниматься научной работой и для большинства учащихся процесс получения научных данных остается незнакомым и непонятным. Умению проводить научные исследования надо обучать уже в школе. Только так можно избежать противоречия между жизненной необходимостью активизации мыслительной деятельности обучающихся и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.

^ Ведущая педагогическая идея опыта

          Традиционная система преподавания предмета не позволяет в полной мере активизировать мыслительную деятельность обучающихся, а метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом.

Это, как правило, коллективная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся и преподавателей. Использование проектного метода обучения позволит:
— индивидуализировать обучение;
— актуализировать знания и умения;
— изучать каждому учащемуся интересующие его проблемы;
— выполнять работу каждому ребенку (что очень важно) в собственном ритме;
— организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу учеников в процессе их совместной исследовательской работы.    

^ Длительность работы над опытом

Работа по использование проектного обучения на уроках химии как средства активизации мыслительной деятельности обучающихся охватывает период с сентября 2008 года по январь 2011года.


^ Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен методическими разработками уроков и организаций внеклассной работы по активизации мыслительной деятельности обучающихся с помощью проектного обучения.


^ Новизна опыта

    • в комбинировании элементов традиционной методики преподавания предмета, информационных технологий и коллективных методов обучения при реализации проектной работы на уроке и при выполнении домашнего задания по реализации проекта;

    • в рационализации, усовершенствовании отдельных этапов проектной деятельности на уроке;

    • в увеличении интереса обучающихся к урокам химии через использование компьютерных технологий, коллективных способов обучения на уроке и при выполнении домашнего задания.

^ Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть применен уроках и во внеурочное время при организации кружковой работы. Для реализации проектного обучения нет возрастных ограничений, ограничений в использовании учебно-методического комплекса на уроке, уровня обучения (базовый или профильный). Опыт может быть успешно использован любым педагогом с разным опытом работы.

Подготовка и реализация проектной деятельности на уроке предполагает четкое представление типологии проектов:

  1. Исследовательские. Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методики обработки результатов.

  2. Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (реферат, презентация, видеофильм).

  3. Игровые. Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения. Сюда можно отнести мастер – класс, который учитель дает для своих коллег.

  4. Информационные. Направлен на сбор информации о каком – либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

  5. Практико – ориентированные. Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Существуют определенные правила успешности проектной деятельности

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются (в случае, если реализуются несколько проектов).

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание .

4. Каждый должен получить удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Алгоритм разработки исследовательского проекта:

  1. Определения темы;

  2. Постановка проблемы;

  3. Выработка гипотезы;

  4. Планирование учебных действий;

  5. Сопоставление фактов;

  6. Обсуждение результатов.

Вся эта поэтапная деятельность приучает школьников самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей в ходе обучения предмету. исследовательские работы могут быть разными по продолжительности:

^ Урок – исследование.

  1. Краткосрочный урок - исследование (на один урок). Впервые подобный урок я проводила несколько лет назад. На одном из первых уроков химии в 8 классе идет знакомство с учеными – химиками. Тема благодатная для привлечения детей к ее изучению и достаточно скучная для того, чтобы изучать ее в традиционной форме. Используя материал учебника, дети осуществили исследование проблемы. Для них это было с одной стороны, игра, а с другой обучение. В 2010-2011 учебном году изучение экологии в 8 классе мы начали с выполнения практической работы «Анализ публикаций экологической тематики в местной прессе». Замечательная тема для организации исследования проблемы. В 5 классе при изучении природоведения вводится краеведческий модуль (биологический и географический». В рабочей программе я выделила эти модули в отдельные уроки. Здесь широкое поле деятельности для проведения исследовательских работ. На уроке изучается материал, а задание на дом - подготовить исследовательскую работу. Например, после изучения темы «Покрытосеменные растения Белгородской области», задание на дом: Провести исследование на темы «Какое значение имеют покрытосеменные растения в жизни человека?», «Какое значение имеют покрытосеменные растения в природе?», «Почему цветковые растения называют покрытосеменными?», «В чем отличие покрытосеменных растений от голосеменных?». Причем, если на первых уроках я помогала детям формулировать тему, то сейчас они это делают сами, т.е. пятиклассники самостоятельно определяют в каком направлении они будет осуществлять домашние исследования.

  2. Долгосрочный урок - исследование. Эта работа рассчитана на урочное время, но на несколько уроков. Например, в 2008 году я давала открытый урок – исследование «Химия в повседневной жизни». Подобное исследование целесообразно проводить при изучении темы «Биологически активные вещества» в 10 классе. От учителя требуется четкое планирование деятельности обучающихся на уроке: на первом уроке определяется тема исследования, класс делится на группы, выбирается тема, формулируется проблема, гипотеза. На последующих идет работа в группах, согласование найденного материала, обсуждение его, оформление в виде презентаций, видеофильмов, сообщений. На заключительном уроке групповые выступления и защита результатов исследования. Данный вид деятельности очень трудоемкий, но он прививает интерес к предмету.

^ Исследование во внеурочное время.

  1. На занятиях кружка. В этом учебном году я веду эколого - химический кружок «Школьный экологический мониторинг». В процессе реализации программы предполагается и ведение исследовательской работы. Детьми была выполнена работа «Исследование эрозии почвенного покрова окрестностей города Алексеевка Белгородской области». С этой работой дети вышли на муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников, а учащаяся 11 класса Шевцова Екатерина принимала участие в олимпиаде школьников по экологии, проводимой Белгу и получила приглашение на участи во втором туре.

  2. Во внеурочное время. Дети, которым нравится химия или она нужна для поступления в вуз изучают ее дополнительно к школьным урокам. Они принимают участие в различных конкурсах исследовательских работ. Только в 2010-2011 учебном году Шевцова Екатерина стала победителем регионального этапа ежегодного Всероссийского конкурса исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений на секции: «Исследования по естественно-математическому направлению» «Развитие метрологии в России»; Моисеева Татьяна стала победителем муниципального этапа всероссийского конкура исследовательских и проектных работ для старшеклассников «Энергия будущих поколений» общероссийского общественного экологического движения «Зёленая планета» с работой «Космическое топливо», с этой работой мы вышли на всероссийский исследовательский конкурс «Наука и космос» для учащихся 7-11 классов в номинации: «История космонавтики»; Хижняк Анна принимает участие в всероссийском исследовательском конкурсе «Наука и космос» для учащихся 7-11 классов в номинации: "Цели и достижения космических исследований" с работой «Космические химические элементы», которое проводит Министерство интернет – образования; исследовательская работа ученицы 9б класса Васюты Ирины «Утилизация новогодних елок» размещена на сайте Всероссийского интернет – педсовета.

Мои статьи:

  1. На сайте фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ИД «1 сентября» статья «Урок – конференция «Химия в повседневной жизни человека».

  2. Сертификат всероссийского интернет – педсовета о размещении на сайте электронного СМИ «Педсовет/Pedsovet.org» материала

«Проектная деятельность на уроках естественнонаучного цикла».


  1. На сайте всероссийского интернет – педсовета размещена моя статья «Проектная деятельность на уроках химии».



Похожие:

Ведущая педагогическая идея опыта iconСовершенствование работы с родителями в процессе воспитания младших школьников
Идея опыта: Ведущая педагогическая идея заключается в активном включении родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную...
Ведущая педагогическая идея опыта iconВедущая педагогическая идея
Цель: создание на уроках математики и во внеурочной деятельности условий для формирования опыта творческой деятельности учащихся
Ведущая педагогическая идея опыта iconМетодическая система Ведущая глобальная идея
Ведущая глобальная идея: приоритетное значение духовных ценностей в сфере деятельности человека лежит в основе духовно-нравственного...
Ведущая педагогическая идея опыта icon1. Концептуальная педагогическая идея
«Уроки нравственности» в Саваслейской общеобразовательной школе Кулебакского района Нижегородской области Елисова Андрея Владимировича....
Ведущая педагогическая идея опыта iconВедущая потребность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Особенности возраста: Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я»
Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребёнка
Ведущая педагогическая идея опыта iconТема опыта: Формирование творческого мышления гимназистов
Цель, идея опыта: формирование познавательного интереса школьников к изучению географии средством решения творческих, изобретательских...
Ведущая педагогическая идея опыта iconРабочая программа составлена на основе авторской программы Л. М. Зелениной и Т. Е. Хохловой, рекомендованной Министерством образования РФ в 2007 году, является составной частью образовательной системы «Школа России»
Ведущая идея курса изучение русского языка с позиций духовной и культурно – исторической ценности
Ведущая педагогическая идея опыта iconОписание педагогического опыта учителя технологии Черных Татьяны Викторовны, маоу сош №4 Наименование опыта. «Метод проектов как педагогическая технология, направленная на развитие творческих способностей школьников»
«Метод проектов как педагогическая технология, направленная на развитие творческих способностей школьников»
Ведущая педагогическая идея опыта iconПедагогика (экзаменационные вопросы)
Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая...
Ведущая педагогическая идея опыта iconТема: Использование возможностей табличных процессоров для решения задач из различных сфер деятельности. Идея опыта: Формирование информационной культуры и творческого применения знаний посредством решения различных задач в табличных процессорах.
Идея опыта: Формирование информационной культуры и творческого применения знаний посредством решения различных задач в табличных...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты