Программа «Одаренные дети» icon

Программа «Одаренные дети»



НазваниеПрограмма «Одаренные дети»
Дата16.05.2014
Размер173.2 Kb.
ТипПрограмма

Паспорт

программы «Одаренные дети»


Наименование программы: программа «Одаренные дети»

Основание для разработки программы:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 года № 292 – Р.


Основные разработчики программы: администрация

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66»

Цель программы: формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей

Срок реализации программы: 2005-2010 гг.

Исполнители мероприятий программы: педагоги и учащиеся

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Нормативное и методическое обеспечение деятельности школы, работающей с одаренными детьми;

  • Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, выставки, конкурсы, фестивали, концерты) для раскрытия интеллектуальных, творческих способностей школьников;

  • Укрепление методической базы школы, работающей с одаренными детьми;

  • Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети»;

  • Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских, познавательных способностей учащихся;

  • Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми;

  • ^ Публикация исследовательских работ учащихся на школьном сайте.

Финансирование программы: муниципальный бюджет, привлечение внебюджетных средств.

Система организации и контроля: администрация ОУ.


Программа «Одаренные дети»


Цель: формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.


Задачи:

* Создание эффективной системы выявления одаренных детей.

* Обеспечение условий развития личности одаренного ребёнка через творческую созидательную деятельность;

* Построение целостной системы работы с одаренными детьми;

* Разработать и внедрить новое содержание образования, новые формы и методы в работе с одаренными детьми;

* Подготовка педагогических кадров для работы с одаренными детьми;

* Всестороннее развитие и воспитание детей на основе их интересов и творческих способностей через создание культурно-информационного пространства;

* Преемственность в выявлении и развитии одаренных детей от дошкольного до высшего профессионального образования.


^ Пояснительная записка.


Прогресс общества в первую очередь зависит от образованных и талантливых людей, поэтому выявление одаренных детей и развитие их способностей является одним из главных направлений в работе образова-

тельных учреждений.

Необходимость создания специальных программ работы с одаренны-

ми детьми диктует время. Стандартный подход учителя к учащимся, фактическое игнорирование индивидуальных природных способностей, стремление к «усреднению» количественной оценки результатов деятельности школьников неизбежно приводило и приводит к потере многих и многих талантов уже в их школьные годы.

Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творчески активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

«Рабочие» определения понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» даны в нормативном документе министерства образования Российской Федерации «Рабочая концепция одаренности».


Согласно концепции:

«Одаренность»- это системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

«Одаренность» бывает:

- интеллектуальная;

- познавательная;

- художественно-творческая;

- спортивная;

  • лидерская.

В основу Программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  • Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

  • Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

  • Деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

  • Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.

  • Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как с системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

^ Основные направления работы:

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:

  1. Координационное направление включает в себя:

    • организацию работы образовательного учреждения с одаренными детьми;

    • контроль и анализ деятельности.

  2. Информационное направление включает в себя:

    • создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми;

    • размещение информации на школьном сайте;

    • привлечение внимания общественности и средств массовой информации к проблемам одаренных детей;

  3. Диагностическое направление включает в себя:

    • формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;

    • проведение специальных конкурсов, турниров и других мероприятий для выявления одаренных детей;

    • проведение диагностики одаренных детей;

    • диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в том числе кадровых);

    • создание банка данных «Одаренные дети школы».

  4. Кадровое направление включает в себя:

    • определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;

    • повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

    • оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;

    • создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий

  5. Развивающее направление включает в себя:

    • создание среды для развития одаренных детей в учреждениях общего и дополнительного образования;

    • организация курсов углубленного изучения предметов, очно-заочных школ, дистанционное обучение, мастер-классов, творческих лабораторий;

    • создание условий для участия одаренных детей в семинарах, конференциях, фестивалях, концертах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

    • внедрение системы наставничества и научного руководства;

    • обеспечение материально-технической базы для развития одаренных детей;

    • создание системы психологического сопровождения одаренных детей.



Прогнозируемые результаты:

  1. Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, выставки, конкурсы, фестивали, концерты) для раскрытия творческих способностей школьников;

  2. Укрепление методической базы школы, работающей с одаренными детьми;

  3. Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети»;

  4. Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских, познавательных, способностей учащихся;

  5. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми;

  6. Нормативное и методическое обеспечение деятельности школы, работающей с одаренными детьми;

  7. Публикация исследовательских работ учащихся на школьном сайте;

^ Этапы реализации программы «Одаренные дети»

Реализация программы «Одаренные дети» - пять лет: с 2005 года по 2010 год.

Первый этап. Организационный. Предполагается реализовать в 2005 году. Он включает в себя организацию деятельности школы. Создание нормативно-правовой базы, обеспечение материально-технической базы, получение и анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития, отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми, создание системы взаимосвязей педагогического сообщества, общественных объединений и ассоциаций, организация информационно-методического обеспечения и повышения квалификации педагогических кадров.

^ Второй этап. Этап реализации (2006-2009гг.) связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми на занятиях углубленного изучения предметов, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий. Пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик. Обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов. Психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

^ Третий (завершающий) этап. Контроль и анализ реализации Программы, достигнутых результатов планируется провести в конце 2010 года. На этом этапе также предполагается определить проблемы, возникшие в ходе реализации Программы, пути их решений и составить перспективный план, программу дальнейшей работы в этом направлении.


^ Комплекс мероприятий по реализации программы «Одаренные дети»



Мероприятия

Сроки проведения




Организация и управление




1

Рассмотреть на заседании Методического Совета программу «Одаренные дети».

Сентябрь, 2005 г.

2

Изучить программу в педагогическом коллективе.

Внесение дополнений, уточнений в программу.

Октябрь, 2005г. 2006-2009гг.

3

Познакомить родителей с основными направлениями и содержанием программы.

Октябрь, 2005г.

4

Организация семинаров для учителей школы по работе с одаренными детьми.

Ноябрь, 2005г. Февраль 2008г.

5

Проведение педагогических советов по проблеме системной работы с одаренными детьми.

По плану ОУ

6

Разработка методических материалов в помощь организаторам научно-исследовательской работы школьников, педагогам, работающим с одаренными детьми.

2005 г.- 2009г.




Поиск и развитие одаренности школьников




1

Апробация и внедрение диагностического инстру-ментария выявления одаренных детей.

2005 г.- 2010г.

2

Первичная диагностика одаренных детей посредством простого педагогического, психологического и роди-тельского наблюдения.

2005 г. – 2010г.

3

Психодиагностика по стандартизированным тестовым заданиям и с помощью игровых и тренинговых методов.

2005 г. – 2010г.

4

Диагностика уровня подготовленности детей к школе.

Ежегодно

5

Пополнение информационного банка данных о способ-ных и одаренных детях.

Ежегодно

6

Проведение круглогодичных олимпиад, интеллекту-альных конкурсов, марафонов, смотров творчества, фестивалей, концертов.

Ежегодно

7

Участие школьников в конференциях НОУ.

Ежегодно

8

Организация выставок юных умельцев, юных художни-ков. Организация и проведение спортивных соревно-ваний.

Ежегодно. По плану ОУ

9

Размещение информации об учащихся, добившихся высоких показателей в интеллектуальных, творческих конкурсах, спорте на страницах школьного сайта и школьной газеты.

Ежегодно

один раз

в четверть




Обучение и развитие




1

Поддержка работы педагогов, работающих в классах с повышенным (углубленным) уровнем преподавания отдельных предметов.

Ежегодно

2

Вовлекать способных и одаренных учащихся в международные конкурсы «Кенгуру», «Русский медвежонок».

Ежегодно

3

Расширить сеть кружков, спортивных секций для учащихся, имеющих способности и склонности к интеллектуальной, творческой деятельности и спорту.

Ежегодно

4

Обеспечить участие победителей школьных олимпиад в районных и городских олимпиадах.

Ежегодно

5

Обеспечить круглогодичную работу творческих групп педагогов по подготовке способных школьников к районным и городским олимпиадам.

Ежегодно

6

Вовлечение учащихся 10-11 классов в занятия заочных школ по различным предметам с помощью дистанци-онного обучения.

Ежегодно

7

Обеспечить разноуровневое обучение учащихся с учетом их индивидуально-потенциальных возможностей, обратив особое внимание на содержание программного материала для способных и одаренных детей.

Ежегодно




Педагогические кадры




1

Провести конкурс профессионального мастерства педагогов, конкурс дидактических и методических материалов для работы с одаренными детьми.

Ежегодно, 1 раз в год

2

Обобщить опыт работы педагогов, работающих с одаренными детьми

2009 год

3

Помещать информацию о педагогах, подготовивших победителей районных и городских олимпиад на страницах школьного сайта.

Ежегодно




Научно-методическое обеспечение




1

Обновление информационного банка данных педаго-гических работников района, работающих с одаренными детьми ( ШОР).

Ежегодно

2

Организация и проведение научно-практических конфе-ренций по проблеме обучения способных и одаренных детей.

Ежегодно, 1 раз в год

3

Издание информационного бюллетеня «Одаренные дети»

Ежегодно, 2 раза в год

4

Прохождение курсовой подготовки педагогов школы по проблеме диагностики детской одаренности и организа-ции системной работы.

По плану ОУ

5

Создание авторских программ по работе с одаренными детьми.

2007 г. – 2009 г.

6

Разработка и издание сборников, научно-методических рекомендаций из серии «Одаренные дети».

Ежегодно

7

Обучение руководителей и педагогов школы методам психологического и дидактического проектирования учебного процесса для работы с одаренными детьми.

По плану ОУ.

8.

Обобщение опыта работы на каждом этапе программы

Ежегодно




Финансовая поддержка программы




1

Ходатайствовать о материальном поощрении педагогов, подготовивших призеров и победителей городских олимпиад.

Ежегодно

2

Выдвижение кандидатур учащихся, добившихся высоких результатов в интеллектуальных, творческих конкурсах, спорте на премию губернатора и другие поощрения.

Ежегодно

3.

Ходатайствовать перед шефами (компания «Класс») о поддержке и поощрении одарённых детей и о материальном поощрении педагогов, подготовивших призеров и победителей городских олимпиад, конкурсов, состязаний.

Ежегодно




Материальное обеспечение работы школы с одаренными детьми




1

Комплектование школьной библиотеки художественной литературой, словарями, справочниками, энциклопе-диями и создание современной медиотеки.

2005 г. – 2010 г.

2

Приобретение школьных учебников по авторским и инновационным учебным программам.

2005 г. – 2010 г.

3

Приобретение необходимого учебного оборудования по физике, химии, биологии.

2006 г. – 2008 г.

4

Компьютеризация школы, выход в Интернет.

2005 г. – 2006 г.

5

Оснащение спортивного зала и спортивной площадки школы современным инвентарем и оборудованием.

2005 г. – 2008 г.

6

Оборудование кабинета психологической службы школы

2006 г. – 2008 г.

7

Создание и оборудование кабинета психологической разгрузки для педагогов.

2006 г. – 2007 г.












Приложение № 1.


Система сопровождения одаренных детей.

(индивидуальная образовательная программа)


Фамилия, имя____________________Год рождения_____________

Поступил в МОУ СОШ № 66 в ________году

Выявленная творческая одаренность( с раннего детства)__________________

__________________________________________________________________

Семья (характеристика семьи)________________________________________

__________________________________________________________________

Характеристика ученика_____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальная программа работы по теме_____________________________

__________________________________________________________________

2006/2007 г Самореализация____________________Поощрения, награды____

__________________________________________________________________

2008/2009 г. Самореализация____________________Поощрения, награды____

__________________________________________________________________

2009/2010 г. Самореализация___________________Поощрения, награды_____

__________________________________________________________________


^ Этапы выявления одаренных детей и работа с ними.

1-й этап - анамнестический на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности;

2-й этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка;

3-й этап - этап накопления достижений выпускника основной школы;

4-й этап - этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка приходится на старшую школу.


Приложение № 2.


Психологическое сопровождение одаренных детей


Школьным психологом подготовлен и апробирован пакет методических материалов для проведения диагностики одарённых детей. В течение реализации программы была разработана и проходит апробацию индивидуальная карта изучения личности, для отслеживания развития одарённых детей (карта развития личности учащегося). В образовательных учреждениях ведется мониторинг достижений одаренных учащихся. Психологи школ проводят консультирование родителей и педагогов, работающих с одаренными детьми.


^ Медицинское сопровождение

Разработана схема и производится углубленное медицинское обследование одаренных детей в течение года согласно банку данных, в ходе которого выдаются рекомендации родителям и педагогам для социальной адаптации одаренных детей.




Приложение № 3.


Поощрение


Организация встреч одаренных детей с депутатом Городского Собрания Морозовым С.А.

Утверждены положения о порядке назначения и выплаты премий одаренным детям и педагогам, работающим с одаренными детьми.


Издательская деятельность


В ходе реализации программы «Одаренные дети» были подготовлены и изданы:

  • Банк данных «Одаренные дети»;

  • Информационный бюллетень «Одаренные дети. Исследовательская деятельность учащихся»;

  • Рекомендательный библиографический список литературы по теме «Одаренные дети»;

  • Ежемесячный выпуск школьной газеты ??«Школьная волна»;

  • Представление творческих достижений учащихся ?? в сети Интернет.



Похожие:

Программа «Одаренные дети» iconПрограмма «Одаренные дети»
Долгосрочная программа «Одарённые дети» на 2011-2014 годы (далее именуется Программа) разработана в соответствии с Постановлением...
Программа «Одаренные дети» iconПрограмма "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися) на 2008-2012 гг
Комплексно целевая программа «Одаренные дети» муниципального общеобразовательного учреждения «Якиманско – Слободская средняя общеобразовательная...
Программа «Одаренные дети» iconПрограмма «Одаренные дети» Паспорт программы «Одаренные дети» на 2012 2017 г г
Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей
Программа «Одаренные дети» iconПрограмма «одаренные дети»
В школе накоплен определенный опыт работы по развитию творческих способностей учащихся. Ответственными за работу с одарёнными детьми...
Программа «Одаренные дети» iconАналитическая справка по программе «Одарённые дети»
Различные методы выявления талантливых детей помогают установить их приоритеты, склонности и интересы. Таким образом, в мбоу шуганкинской...
Программа «Одаренные дети» iconП. В. Куркужин Наличие программы по выявлению и поддержке одаренных детей Название и сроки реализации программы Программа
Название и сроки реализации программы Программа "одаренные дети" на 2007-2012, составлена в соответствии с муниципальной целевой...
Программа «Одаренные дети» iconПрограмма «Одаренные дети»

Программа «Одаренные дети» iconВыбач Ирина Станиславовна Учитель физики моу гимназии №1 Система работы с одаренными детьми при обучении физики. Одаренные дети — наше достояние.
Одаренные дети — наше достояние. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни...
Программа «Одаренные дети» iconПрограмма «Одаренные дети»
В связи с этим особенно актуальной становится проблема создания российской элиты. Однако данный процесс не должен быть стихийным....
Программа «Одаренные дети» iconПрограмма «Одаренные дети»
...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты