Организация рефлексивного пространства на уроках физики icon

Организация рефлексивного пространства на уроках физики



НазваниеОрганизация рефлексивного пространства на уроках физики
Дата17.05.2014
Размер97.41 Kb.
ТипСправочники, творчество

Организация рефлексивного пространства на уроках физики

(Из опыта работы по использованию технологии развития критического мышлении посредством чтения и письма)

Шустова Л.Ф. – учитель физики Ножовской средней общеобразовательной школы, Частинского района Пермского края

Основной деятельностью в едином образовательном пространстве является рефлексивная, так как именно она обеспечивает формирование сознания всех участников взаимодействия, объединенным этим пространством, - педагогов и обучающихся. Рефлексивная деятельность качественно отличается от других видов деятельности, характерных для образовательного пространства (исследовательской, проектировочной, исполнительской, коммуникативной), так как именно в ней человек постоянно саморегулирует процессы, результаты своей деятельности: выявляются ошибки, устанавливаются причины, намечаются средства, способы их устранения. Рефлексия (греческое «обращение назад») – это способность человеческого мышления, направленная на осознание мира и самого себя; самопознание, раскрывающее деятельность души и уникальность духовного мира человека. Рефлексия как форма познания есть не только оценочная, но и эвристическая способность человека: она выступает как источник нового знания (творящей информации). Рефлексия возникает тогда, когда имеет место отклонение от образца, когда осознается неудовлетворенность собственной деятельностью или образцом. В этом случае рефлексия приводит к изменению схем деятельности и мысли. Микропространство – это ситуация, которая содержит в себе все условия для события: цели, причины, следствия, средства, время, место, обстоятельства деятельности, отношения. Организация рефлексивного пространства:

  • учащимся предлагается выявить свои затруднения и ошибки при решении проблемы;

  • установить причины ошибок: по содержанию, по способу взаимодействия;

  • спроектировать средства и способы исправления ошибок;

  • определить личную, групповую позиции, новый вектор познавательного интереса.

Рефлексирующий свою деятельность человек размышляет: оказывается, моя ошибка в том… (дополняет предложение сам). /2/

Технологию КИМ и технологию развития критического мышления посредством чтения и письма я использую на уроках физики в 7-11 классах, где каждый раз подводятся итоги работы: Что получилось? Не получилось? Чего я достиг, каких успехов, каких результатов? Каков реальный эффект проведенных дел? Работая по технологии саморазвития человека, учащиеся адаптируются, раскрепощаются, раскрывают свои творческие таланты, привыкают к самостоятельности, проявляют ответственность, не боятся высказывать свое понимание проблемы… Появляется удовлетворение в совместной работе педагога и учащегося. Поэтому, на мой взгляд, система использования технологии КИМ на уроках и во внеклассной работе является перспективной и актуальной на сегодняшний день. Цель названных технологий: развитие мыслительных операций и умений, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Автором технологии КИМ (коллективной и индивидуальной мыследеятельности) является Вазина К.Я, профессор, зав.кафедрой Нижегородского института повышения квалификации работников профтехобразования. Главной целью этой технологии является управление процессом усвоения учеником культуры, в ходе которого развиваются внутренние потребности, способности, сознание каждого. Коллектив становится механизмом развития личности. Технология состоит из системы проблемных ситуаций. Главный показатель проблемной ситуации – наличие содержательного противоречия. В её структуре содержится часть «Организация рефлексивного пространства». Технология реализуется через групповую работу – интерактивное обучение, погруженное в общение, с проведением рефлексии результатов работы. Она обеспечивает четкий алгоритм управления.

Рефлексия – размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения, самооценка. На уроке рефлексия отражается в виде какой-либо таблицы, кластера, эссе, структурно-логической схемы, чтения с остановками, толстых и тонких вопросов, незаконченного предложения и т.д. Урок, например, заканчивается приемом синквейна – это «стихотворение», состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое мнение к проблеме. Уходя с урока, дети оставляют свое мнение в виде синквейна.

Примеры приемов рефлексивного пространства

1. Прием незаконченного предложения

  • Я оцениваю свою работу в группе …………..



  • Сегодня на уроке мне удалось ………



    • Мне на уроке показалось трудным ………

Фрагменты уроков физики

Тема «Строение атома»

2. INSERT:

I – interactive: самоактивизирующая “У” – уже знал;
N – noting: системная разметка “+” – новое;
S – system: для эффективного “ – ” – думал иначе;
E – effective: чтение и размышления “ ? ” – не понял, есть вопросы;
R – reading and thinking
Инсерт – разметка текста при помощи знаков. Маркировка текста на полях абзаца и предложений. Запись в таблицу и обсуждение.

Информация подтвердилась (знаю)

Информация противоречит нашим представлениям (не согласен)

Информация новая (весьма интересная)

Информация требует уточнения (не всё понятно)

У

-

+ (!)

?


^ 3. Ответы на вопросы

На доске записаны слова вопросы, и учащиеся отвечают на них. Подводится итог работы. Кто?
Что?
Когда?
Как?
Почему?
Какая?
Из чего?

Домашнее задание

§ 56, на выбор - написать синквейн или составить кластер, заполнить таблицу:

+ “добрые дела” атома

– “злые дела” атома

 

 

  1. Синквейн (в переводе с франц.– пять строк):

Первая строка – одно существительное (суть, название темы);
Вторая строка – описание свойств-признаков темы в двух словах (двумя прилагательными);
Третья строка – описание действия (функций) в рамках темы тремя глаголами;
Четвертая строка – фраза (свосочетание) из четырех слов, показывающая отношение к теме;
Пятая строка – синоним из одного слова (существительное), который повторяет суть темы (к первому существительному).

Синквейн

Модели атомов


Строки

Ответы

Слово-существительное,

задающее суть темы

Атом

Два прилагательных,

характеризующих свойства-признаки темы

Нейтральный, маленький.

Три глагола,

определяющих функции темы

Проверить, доказать, предложить

Словосочетание из четырех слов, выражающее отношение к теме

Имеет мощное ядро, оболочку.

Существительное-синоним, которое даёт

вашу характеристику заданной теме

Модель

(Частица)

  1. Кластер – смысловой блок на основе ключевых слов, фигура, которая графически отображает размышление, определяет информационное поле текста. Позволяет сделать наглядными мыслительные операции процесса, которые происходят при погружении в тот или иной текст; охватывает избыточный объем информации.

Алгоритм создания кластера: 1. Написать ключевое слово или тезис в центре листа в круге – «сердце». 2. Вокруг «сердца» набросать слова, предложения, выражающие идеи, факты, образы. 3. Соединить с «сердцем» «спутники». 4. Создать «спутники» «спутников» путем установления новых логических связей.

Кластеры по отдельным темам «Модель атома Томсона», «Модель атома Резерфорда».

Составить предложено в двух микрогруппах.


Сравнительная таблица по теме «Модели атомов» (в третьей микрогруппе)


Модель атома Томсона

Модель атома Резерфорда

1.

2.


1

2..


Тема «Реактивное движение».

  • 1. Составление кластера по теме «Освоение космоса» в микрогруппах.

  • 2.Составление и защита синквейна о реактивном движении.

  • 3. Оценивание своей работы и в группе.

  • 4. Постановка новой проблемы. Задание на дом: п. 43,44.

  • 5. Открытый микрофон:

- Что тебя сегодня порадовало на уроке или огорчило?

- Комфортно и тебе было в группе?

Доволен ли ты результатом своей работы и, в целом, группы?

- Чувствовал ли ты усталость при работе? Какие возникли трудности?

Синквейны


Строки

Ответы

Слово-существительное,

задающее суть темы

Реактивность

Два прилагательных,

характеризующих свойства-признаки темы

Сильнейшая, мощная

Три глагола,

определяющих функции темы

Используется, разгоняет, изменяет

Словосочетание из четырех слов, выражающее отношение к теме

Отбрасывается часть, изменяется скорость

Существительное-синоним, которое даёт

вашу характеристику заданной теме

Движение




Строки

Ответы

Слово-существительное,

задающее суть темы

Импульс

Два прилагательных,

характеризующих свойства-признаки темы

Огромный, сильнейший

Три глагола,

определяющих функции темы

Проявляется, изменяется, используется

Словосочетание из четырех слов, выражающее отношение к теме

Тело изменяет свою скорость

Существительное-синоним, которое даёт вашу характеристику заданной теме

Толчок


^ Реактивное движение - движение, при котором тело изменяет свою скорость, отбрасывая свою часть.


6. Рефлексивный самоконтроль

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

Надо уточнить















^ Тема: Инерция.


Организация рефлексивного пространства.

Формула успеха – Удивляться! Действовать! Думать!

Ответить на вопросы из презентации.

  1. Что Вас сегодня удивило на уроке?

  2. Что открыли на уроке в нашей лаборатории?

  3. Какие умения, навыки и способы деятельности Вы приобрели сегодня?

  4. Как выполнили свою цель? Оцените свою деятельность по 10 бальной шкале!

  5. Зачем мне это надо?

Ученики:

  • Я оцениваю свою работу в группе …………..



  • Сегодня на уроке мне удалось ………



    • Мне на уроке показалось трудным ………


Учитель. – У вас хорошее настроение! Прикрепите лепестки выбранного вами цвета к середине ромашки на доске.

Спасибо вам за урок! Желаю успехов!


Постановка новой проблемы на каждом этапе урока сводится в одну общую проблему. Задание на дом: п.56.


^ Тема: Атмосферное давление


Синквейн


Строки

Ответы

Слово-существительное,

задающее суть темы

Атмосфера

Два прилагательных,

характеризующих свойства-признаки темы

Воздушная, тяжелая

Три глагола,

определяющих функции темы

Простирается, давит, сжимает

Словосочетание из четырех слов, выражающее отношение к теме

Сильно давит на тела

Синоним-существительное, которое даёт вашу характеристику заданной теме

Оболочка



  1. ^ Прием «Толстые» и «Тонкие» вопросы

Толстые вопросы группам (анализ, синтез, обобщение)

Тонкие вопросы группам (простые, односложные )

1.Объясните, почему молекулы атмосферы не падают на Землю, притягиваясь сильно к ней? Отрефлектируйте мнение в группе.

2. Предположите, что будет, если все молекулы упадут на Землю? Отрефлектируйте мнение в группе.



2. Согласны ли вы?


1. Верно ли?

Поделитесь мнением:

  1. В чем вы заметили свои успехи?

  2. Были ли у вас моменты радости и когда?

  3. Были ли у вас моменты недовольства собой и когда?

  4. Что бы вы посоветовали учителю?



Литература:

  1. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. Изд-во: М. гос. Ун-т печати, 2002, - 145 с.

  2. Вазина К.Я. Рефлексивная технология саморазвития человека (четвертое издание). Изд-во: Нижний Новгород, ВГИПУ, 2009, - 166 с.

  3. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день/ 3-е изд., перераб. И доп. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998 – 320 с.

  4. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 – 160 с.






Похожие:

Организация рефлексивного пространства на уроках физики iconОрганизация рефлексивного пространства на уроках физики
Из опыта работы по использованию технологии развития критического мышлении посредством чтения и письма
Организация рефлексивного пространства на уроках физики iconПроблемного, развивающего, дифференцированного, рефлексивного, диалогового
Тема: Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации обучения учащихся начальных...
Организация рефлексивного пространства на уроках физики iconАнализ работы гмо учителей физики за 2010/2011 учебный год
«Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках физики на основе внедрения новых педагогических технологий»
Организация рефлексивного пространства на уроках физики iconПлан методической работы городского методического объединения учителей физики на 2011 2012 учебный год
Активизация учебно – познавательной деятельности на уроках физики на основе внедрения новых педагогических технологий
Организация рефлексивного пространства на уроках физики iconПреодоления профессиональных затруднений учителя физики по вопросам подготовки учащихся к егэ
Любой учитель физики заинтересован в успехе своих учеников на егэ. Одна из необходимых предпосылок этого успеха умелая организация...
Организация рефлексивного пространства на уроках физики iconПрограмма по организации муниципального эксперимента в моу «сош с. Кутьино» Сроки эксперимента: 2012 2015 гг. «Формирование единого информационного пространства участников образовательного процесса»
Основная идея – организация эффективной инфраструктуры единого информационного пространства школы, включающей в себя
Организация рефлексивного пространства на уроках физики iconПротокол №1 от 200 г. 200 г
...
Организация рефлексивного пространства на уроках физики iconАнализ работы методического объединения учителей математики, физики моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 за 2008-2009 учебный год
«Реализация проекта «Воспитать гражданина» в системе личностно-ориентированного образования на уроках математики и физики. Внедрение...
Организация рефлексивного пространства на уроках физики iconИспользование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики
Печатная работа учителя физики Клочковой Н. Ф., опубликованная в сборнике «Информатизация учебного процесса и управления образованием....
Организация рефлексивного пространства на уроках физики iconУчитель физики Шкляр Ольга Николаевна. Мобу «сош№1» пгт. Пойковский Нефтеюганского района Тюменской области. Методы и приемы формирования общеучебных умений и навыков на уроках физики
Целью педагогической деятельности является формирование и развитие у школьников общеучебных умений и навыков
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты