|
Организация рефлексивного пространства на уроках физики (Из опыта работы по использованию технологии развития критического мышлении посредством чтения и письма) Шустова Л.Ф. – учитель физики Ножовской средней общеобразовательной школы, Частинского района Пермского края Основной деятельностью в едином образовательном пространстве является рефлексивная, так как именно она обеспечивает формирование сознания всех участников взаимодействия, объединенным этим пространством, - педагогов и обучающихся. Рефлексивная деятельность качественно отличается от других видов деятельности, характерных для образовательного пространства (исследовательской, проектировочной, исполнительской, коммуникативной), так как именно в ней человек постоянно саморегулирует процессы, результаты своей деятельности: выявляются ошибки, устанавливаются причины, намечаются средства, способы их устранения. Рефлексия (греческое «обращение назад») – это способность человеческого мышления, направленная на осознание мира и самого себя; самопознание, раскрывающее деятельность души и уникальность духовного мира человека. Рефлексия как форма познания есть не только оценочная, но и эвристическая способность человека: она выступает как источник нового знания (творящей информации). Рефлексия возникает тогда, когда имеет место отклонение от образца, когда осознается неудовлетворенность собственной деятельностью или образцом. В этом случае рефлексия приводит к изменению схем деятельности и мысли. Микропространство – это ситуация, которая содержит в себе все условия для события: цели, причины, следствия, средства, время, место, обстоятельства деятельности, отношения. Организация рефлексивного пространства:
Рефлексирующий свою деятельность человек размышляет: оказывается, моя ошибка в том… (дополняет предложение сам). /2/ Технологию КИМ и технологию развития критического мышления посредством чтения и письма я использую на уроках физики в 7-11 классах, где каждый раз подводятся итоги работы: Что получилось? Не получилось? Чего я достиг, каких успехов, каких результатов? Каков реальный эффект проведенных дел? Работая по технологии саморазвития человека, учащиеся адаптируются, раскрепощаются, раскрывают свои творческие таланты, привыкают к самостоятельности, проявляют ответственность, не боятся высказывать свое понимание проблемы… Появляется удовлетворение в совместной работе педагога и учащегося. Поэтому, на мой взгляд, система использования технологии КИМ на уроках и во внеклассной работе является перспективной и актуальной на сегодняшний день. Цель названных технологий: развитие мыслительных операций и умений, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Автором технологии КИМ (коллективной и индивидуальной мыследеятельности) является Вазина К.Я, профессор, зав.кафедрой Нижегородского института повышения квалификации работников профтехобразования. Главной целью этой технологии является управление процессом усвоения учеником культуры, в ходе которого развиваются внутренние потребности, способности, сознание каждого. Коллектив становится механизмом развития личности. Технология состоит из системы проблемных ситуаций. Главный показатель проблемной ситуации – наличие содержательного противоречия. В её структуре содержится часть «Организация рефлексивного пространства». Технология реализуется через групповую работу – интерактивное обучение, погруженное в общение, с проведением рефлексии результатов работы. Она обеспечивает четкий алгоритм управления. Рефлексия – размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения, самооценка. На уроке рефлексия отражается в виде какой-либо таблицы, кластера, эссе, структурно-логической схемы, чтения с остановками, толстых и тонких вопросов, незаконченного предложения и т.д. Урок, например, заканчивается приемом синквейна – это «стихотворение», состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое мнение к проблеме. Уходя с урока, дети оставляют свое мнение в виде синквейна. Примеры приемов рефлексивного пространства 1. Прием незаконченного предложения
Фрагменты уроков физики Тема «Строение атома» 2. INSERT: I – interactive: самоактивизирующая “У” – уже знал; N – noting: системная разметка “+” – новое; S – system: для эффективного “ – ” – думал иначе; E – effective: чтение и размышления “ ? ” – не понял, есть вопросы; R – reading and thinking Инсерт – разметка текста при помощи знаков. Маркировка текста на полях абзаца и предложений. Запись в таблицу и обсуждение.
^ На доске записаны слова вопросы, и учащиеся отвечают на них. Подводится итог работы. Кто? Что? Когда? Как? Почему? Какая? Из чего? Домашнее задание § 56, на выбор - написать синквейн или составить кластер, заполнить таблицу:
Первая строка – одно существительное (суть, название темы); Вторая строка – описание свойств-признаков темы в двух словах (двумя прилагательными); Третья строка – описание действия (функций) в рамках темы тремя глаголами; Четвертая строка – фраза (свосочетание) из четырех слов, показывающая отношение к теме; Пятая строка – синоним из одного слова (существительное), который повторяет суть темы (к первому существительному). Синквейн Модели атомов
Алгоритм создания кластера: 1. Написать ключевое слово или тезис в центре листа в круге – «сердце». 2. Вокруг «сердца» набросать слова, предложения, выражающие идеи, факты, образы. 3. Соединить с «сердцем» «спутники». 4. Создать «спутники» «спутников» путем установления новых логических связей. Кластеры по отдельным темам «Модель атома Томсона», «Модель атома Резерфорда». Составить предложено в двух микрогруппах. Сравнительная таблица по теме «Модели атомов» (в третьей микрогруппе)
Тема «Реактивное движение».
- Что тебя сегодня порадовало на уроке или огорчило? - Комфортно и тебе было в группе? Доволен ли ты результатом своей работы и, в целом, группы? - Чувствовал ли ты усталость при работе? Какие возникли трудности? Синквейны
^ - движение, при котором тело изменяет свою скорость, отбрасывая свою часть. 6. Рефлексивный самоконтроль
^ Организация рефлексивного пространства. Формула успеха – Удивляться! Действовать! Думать! Ответить на вопросы из презентации.
Ученики:
Учитель. – У вас хорошее настроение! Прикрепите лепестки выбранного вами цвета к середине ромашки на доске. Спасибо вам за урок! Желаю успехов! Постановка новой проблемы на каждом этапе урока сводится в одну общую проблему. Задание на дом: п.56. ^ Синквейн
Поделитесь мнением:
Литература
|