Формирование информационно-функциональной компетентности icon

Формирование информационно-функциональной компетентности



НазваниеФормирование информационно-функциональной компетентности
Дата17.05.2014
Размер183.78 Kb.
ТипСправочники, творчество

Формирование информационно-функциональной компетентности


В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование информационной компетентности. Однако на сегодняшний момент обнаруживается противоречие между констатацией адаптивной функции школы как социального института, призванного подготовить человека к жизни, максимально содействовать самовыражению личности, способствовать становлению социальной мобильности своих выпускников, адекватности их возможностей требованиям окружающей действительности, с одной стороны, и реальной образовательной ситуацией, с другой стороны. Разрешить описанные противоречия можно на основе создания содержательно-деятельностной модели формирования информационно-функциональной компетентности учащихся общеобразовательной школы в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса.

На смену формально-знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения, главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области. Исходя из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет в нашем понимании суть ИКТ-компетентности (информационно-коммуникационно-технологической компетентности) или информационно-функциональной компетентности (ИФК). В процессе формирования личностно ориентированной педагогической системы мы опирались на технологию личностно ориентированного обучения, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. То есть в образовании происходит не просто интериоризации ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития. Функционирование содержательно-деятельностной модели формирования информационно-функциональной компетентности учащихся общеобразовательной школы в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса может быть обеспечено применением таких педагогических средств, как: использование папок-накопителей; использование программного обеспечения: прикладного программного обеспечения, компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов; система специальных упражнений; организация проектной деятельности; нетрадиционные формы занятий; использование тестовых и автоматизированных систем контроля; оформление учебного портфолио работ; метод рейтинговой оценки.

В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование информационной компетентности. Однако на сегодняшний момент обнаруживается противоречие между констатацией адаптивной функции школы как социального института, призванного подготовить человека к жизни, максимально содействовать самовыражению личности, способствовать становлению социальной мобильности своих выпускников, адекватности их возможностей требованиям окружающей действительности, с одной стороны, и реальной образовательной ситуацией, с другой стороны.

Построение личностно ориентированной педагогической системы в школьной информационной среде, сформированной в соответствии с образовательной парадигмой информационного общества на основе использования информационных технологий, будет способствовать формированию ключевых компетентностей учащихся, в том числе и информационно-функциональной.

Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека в современном обществе.

На смену формально-знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения, главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области. Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах В.А. Болотовым, Е.В. Бондаревской, А.Н. Дахиным, Э.М. Днепровым, И.А. Зимней, В.А. Кальней, С.В. Кульневичем, О.Е. Лебедевым, Е.А. Ленской, А.А. Пинским, В.В. Сериковым, А.П. Тряпициной, И.Д. Фруминым, В.Д. Шадриковым, С.Е. Шишовым, А.В. Хуторским, Б.Д. Элькониным и др.

Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Мы вслед за Тришиной С.В. исходим из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

В структуре категории "информационная компетентность" выделяем компоненты:

1) когнитивный;

2) ценностно-мотивационный (гносеологический);

3) технико-технологический (технологический);

4) коммуникативный;

5) рефлексивный.

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет в нашем понимании суть ИКТ-компетентности (информационно-коммуникационно-технологической компетентности) или информационно-функциональной компетентности (ИФК).

С точки зрения деятельностного подхода в структуре информационно-функциональной компетентности выделяем разделы:

1) сбор и хранение информации;

2) поиск информации;

3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;

4) организация и представление информации;

5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;

6) планирование информации, коммуникация;

7) моделирование;

8) проектирование;

9) управление.

В зависимости от развития показателей информационно-функциональной компетентности выделяем репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.

Под формированием информационно-функциональной компетентности понимаем комплекс различных видов деятельности (когнитивной, ценностно-мотивационной, коммуникативной, технико-технологической, рефлексивной), в процессе которой формируются навыки, способствующие развитию личности учащегося.

Эффективность формирования информационно-функциональной компетентности обеспечивалась выполнением определенных педагогических условий.

В школе изучение информатики проводилось на четырех уровнях: пропедевтический (2-6 классы), минимальный (7-9 классы), базовый (10-11 классы), профильный (10-11 класс). Методические условия предполагают подбор и оптимизацию сертифицированного программного обеспечения, удовлетворение потребности в литературе и программном обеспечении (электронные справочники, энциклопедии, словари) для самообразования, наличие программ, скорректированных с учетом овладения учащимися основными информационными компетентностями, разработка методических рекомендаций к учебным занятиям, программ по информационным технологиям, а также предпрофильной и профильной подготовки.

Материально-технические условия включают постоянное совершенствование материальной базы компьютерного класса (сканер, принтер, наушники, микрофон, мультимедийный проектор, выделенная линия для доступа в Интернет).

Технологическое обеспечение предполагает обучение учащихся методам информационной деятельности, характеризуется включением учеников в деятельность, способствующую закреплению полученных навыков и формированию информационно-функциональной компетентности.

Функционирование содержательно-деятельностной модели формирования информационно-функциональной компетентности учащихся общеобразовательной школы в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса может быть обеспечено применением таких методик, как:

· Использование папок-накопителей;

· Использование программного обеспечения: прикладного программного обеспечения, компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов;

· Система специальных упражнений;

· Организация проектной деятельности;

· Нетрадиционные формы занятий;

· Использование тестовых и автоматизированных систем контроля;

· Оформление учебного портфолио работ;

· Метод рейтинговой оценки.

^ Использование папок-накопителей

На учебных занятиях учащиеся регулярно используют такие учебные пособия, как учебник и папка-накопитель. Данные в папках сгруппированы для удобства учителя и учащихся по темам, входящим в образовательную область «Информатика»: «Информация и информационные процессы», «Компьютер», «Программное обеспечение», «Информационно-коммуникационные технологии», «Моделирование и формализация», «Программирование».

В папках-накопителях могут содержаться материалы, позволяющие изучить, закрепить и обобщить учебный материал, а также вспомогательные и информационные материалы. А именно:

теоретический материал, который нами используется для:

· изучения темы по предмету,

· составления плана, озаглавливания,

· составления тезисов, краткого изложения прочитанного, выписывания цитат,

· выполнения развивающих упражнений;

описания лабораторных и практических работ, упражнений, которые могут быть использованы для:

· практической отработки изученного материала по предмету,

· развития умения организовывать и осознавать информационную деятельность,

· осуществления самоконтроля и самоанализа учебной деятельности;

алгоритмы, схемы, таблицы и памятки для:

· рационального запоминания учебного материала,

· овладения способами и приемами умственной работы с информацией,

· обеспечения развития навыков анализа, сравнения, классификации, систематизации;

информация дополнительного характера, как то: список основной и дополнительной учебной литературы по теме, список проектных, творческих и иных видов работ по теме, предназначенных для:

· обеспечения информационной поддержки темы,

· овладения знаниями о существующих общедоступных источниках информации, многообразии и предпочтительности каналов получения информации,

· овладения умениями пользоваться учебником, справочником, словарем, энциклопедией, техническими источниками информации,

· организации работы как с отстающими, так и продвинутыми учащимися,

· обеспечения самообразования учащихся.

^ Использование прикладного программного обеспечения

Помимо изучения прикладных программ как таковых, что входит в обязательный минимум знаний и умений по информатике, программное обеспечение используется учащимися при выполнении разнообразных заданий, направленных на развитие информационно-функциональной компетентности.

Освоение программ специального назначения (САПР, редактор Web-страниц, систем процедурного и объектно-ориентированного программирования, издательские системы) носит организованный характер при изучении информатики на профильном уровне (программа Н.Д. Угриновича) и на элективных курсах. Указанное направление также развиваем при организации индивидуальной работы с одаренными учащимися, проявляющими интерес к данной области знаний, а также с целью профилизации и профессионального ориентирования.

^ Использование компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий.

Мультимедийные гипертекстовые продукты являются мощным средством индивидуализации обучения. Работа с мультимедийной гипертекстовой системой формирует способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений. Методические основы применения этих технологий в процессе обучения будут отвечать современным требованиям общества к подготовке школьников, если цели методической системы будут направлены, в первую очередь, не на усвоение готовых предметных знаний, а на их творческую переработку и самостоятельное использование, развитие способности оценивать свою деятельность.

^ Использование Интернет-ресурсов.

Данный способ деятельности возможно использовать не только при изучении темы «Сети. Интернет», но и для поиска информации при подготовке информационных работ, просмотра ресурсов виртуальных музеев, знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, поиска информации в электронных энциклопедиях, посещения виртуальных научно-исследовательских лабораторий и т.п. Таким образом, приобщение учащихся к такому полисистемному образовательному пространству, как глобальная сеть Интернет, обеспечивает формирование общей культуры на качественно новом уровне, вооружает их более культороемкими технологиями обучения, способными обеспечить развитие и социальную адаптацию ребенка в современном информационном обществе.

Особое внимание при использовании Интернет-ресурсов обращаем на формирование этического отношения к информации, овладение знаниями об авторском и смежных правах, социально-правовых аспектах создания и использования информационных объектов.

^ Система упражнений

Важную часть деятельности по формированию информационной компетентности составляют развивающие упражнения. Они стимулируют активную мыслительную деятельность учащихся, необходимую для формирования общей информационной компетентности, способствуя развитию навыков поиска, восприятия, отбора, анализа, организации и представления информации. Описанные нами упражнения носят универсальный характер, т.е. изменив содержательную часть вопроса, можно использовать упражнение в рамках любой другой учебной темы.

^ Организация проектной деятельности

Под проектом нами понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Метод проектов является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций учащихся, в том числе информационно-функциональной, поскольку универсален по отношению к предметному содержанию и, как показывает мировая педагогическая практика, эффективен.

Метод проектов может быть использован в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся.

Предлагаемый метод работы над проектом включает 5 этапов.

1. Целеполагание.

Работа над проектом начинается с сообщения учебной темы, после чего учащиеся совместно с учителем формулируют цели предстоящей работы. На этом этапе в помощь школьникам предлагается памятка-подсказка.

2. Планирование.

Планирование работы над проектом начинается с коллективного обсуждения идей; предполагает формирование разноуровневых (по уровню знаний и творческому потенциалу) групп (пар), работающих вместе (в индивидуальной проектной работе данный этап отсутствует), а также определение сроков работы над проектом (этапы работы, сроки промежуточного контроля).

3. Сбор информации.

Это этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик уточняет и формулирует собственные учебные задачи, исходя из цели проекта в целом; ищет и собирает информацию, учитывая собственный опыт; результаты обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями и т.д., сведения, полученные из учебной литературы, журналов, газет, Интернета и т.д.; анализирует, обобщает и систематизирует полученные данные.

Для осуществления контроля каждый ученик может вести записи хода работы в тетради (рейтинговой таблице), что поможет учителю и самому ученику оценить степень участия в работе над проектом. Для наиболее успешной организации этого этапа можно предложить:

- памятки по организации собственной учебной деятельности;

- перечень возможных способов сбора информации в соответствии с темой и особенностями проекта;

- список возможных источников информации, учитывая предоставленное учащимся время, материальные возможности и особенности проекта;

- алгоритмы способов работы с информацией (поиск литературы в библиотеке, работа с книгой, как составлять конспект, как работать над рефератом, докладом, поиск информации в Интернете и т.д.).

4. Обобщение и систематизация информации.

С целью обмена знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работы с информацией, целесообразно организовать мини-конференцию, где школьники могли бы рассказать о возникших в ходе работы проблемах, обменяться опытом. При этом учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.). Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы “пропускает через себя” полученные группой знания, умения, навыки.

5. Представление полученных результатов работы над проектом.

На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом. Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрируют приобретенные знания и умения. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов деятельности.

В процессе учебной деятельности нами практикуются проекты, отличающиеся по цели, уровню сложности и форме представления. Например, это может быть проект в рамках одного урока, в рамках одной темы, в рамках нескольких тем.

Наиболее трудоемким по времени и содержанию является сквозной проект, целью которого является обобщение знаний и умений учащихся по нескольким разделам, развитие интереса к предмету, умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащиеся должны при этом освоить создание интегрированных документов путем совмещение объектов разного типа; выработать общий алгоритм использования изученных прикладных программ. Такие творческие проекты можно выполнять совместно с учителями-предметниками, а защиту работ проводить как интегрированный урок или внеклассное мероприятие.

^ Нетрадиционные формы занятий

Урок – традиционная часть учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе. Транслируемое знание на традиционном уроке не выполняет роли развивающего личность средства, а, значит, не способствует формированию личной заинтересованности учащихся в получении знаний.

Реализовать модель формирования информационно-функциональной компетентности позволяют также нетрадиционные формы уроков: урок - деловая игра, урок - путешествие, урок - конференция, урок - творческая мастерская. Данные формы позволяют решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации учащихся к изучению информатики, формирование информационно-коммуникативно-технологических навыков организации и представления информации, создания информационного объекта на основе внутреннего представления человека, передачи информации и коммуникации, развитие социализации.

Деловые игры. Однозначного определения деловых игр нет: «Деловая игра – это имитационная модель, воспроизводящая реальные объекты и события, служащая средством эффективного усвоения полученных знаний и непосредственного перехода от учебы к практике»; «Деловая игра представляет собой модель, в которой содержание обучения задано системой производственных ситуаций или задач, а деятельность обучающихся на той или иной "должности" – системой ролей, ролевых предписаний и правил».

Так или иначе для деловой игры характерны следующие признаки: 1. Имитационная модель профессиональной деятельности и производственных отношений; 2. Проблемная ситуация; 3. Наличие ролей; 4. Наличие ролевых целей и общей цели всего коллектива; 5. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; 6. Коллективная деятельность; 7. Цепочка решений; 8. Система оценивания.

В деловых играх для школьников имитационная модель представляется в упрощенном виде. Модель имитации является отправным моментом в конструировании игры. Игровая модель нужна для обеспечения личностного включения учащихся в процесс обучения, направленного на овладение предметом, содержанием деятельности.

^ Использование тестовых и автоматизированных систем контроля

Тест есть система структурированных и унифицированных кратких вопросов и заданий, лимитированных по времени поиска ответа и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуальных различий учащихся, характеристик процесса обучения, достижений учащихся и учителя.

Использование данной технологии обусловлено следующими целями и функциями: 1) информационная – систематическая фиксация и анализ результатов обучения, построение профилей, срезов знаний; 2) диагностическая – адаптация методики и дидактики обучения на основе собранной информации; 3) обучающая – закрепление и углубление знаний, умений и навыков учащихся; 4) мотивационная – стимулирование учащихся к дальнейшему росту усилий по получению знаний, умений и навыков, овладению технологиями самообучения; 5) аттестационная – определение количественных и качественных характеристик уровня полученных в результате обучения (самообучения) знаний, умений и навыков.

Электронные контролирующие системы, как правило, входящие в состав электронных учебников и пособий или представляющие автономный программный продукт, могут быть использованы учащимися на уроке (и, что очень важно, дома) для осуществления объективного автоматизированного контроля уровня обученности. Помимо контролирующе-оценивающей функции, данная технология способствует развитию пользовательских навыков, исключает субъективный фактор, объединяет во времени тестирование и выставление отметки.

^ Оформление учебного портфолио работ

Под учебным портфолио работ понимается собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, иных достижений по предмету. Материалы могут быть представлены в виде: творческих работ, фотографий, электронных документов, видеозаписей, моделей, проектов.

Использование «портфолио» обусловлено функциями: 1) диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени; 2) целеполагания - поддерживает учебные цели; 3) мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей; 4) содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ; 5) развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения; 6) рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

Таким образом, философия учебного портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет данной теме и данному предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Нам представляется, что данная технология является, пожалуй, самой приемлемой при проведении занятий элективных курсов, а также при изучении тем технологического характера. Можно практиковать портфолио одной темы, одного полугодия, одного учебного года, нескольких учебных лет.

^ Метод рейтинговой оценки

В соответствии с современной личностно ориентированной образовательной парадигмой рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как одна из отвечающих поставленным задачам в связи с возможностью: 1) определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса; 2) получить объективную динамику образования ученика; 3) корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса; 4) планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом образования; 5) дифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.); 6) повысить объективность

оценки знаний; 7) развития системы ценностных отношений, нравственно-волевых качеств личности: чувства ответственности, мотивации, эмоций, стремления и достижения.


Библиографический список

1. Аванесов В. С. Научные основы тестового контроля знаний. - М.: Иссл. центр, 1994.

2. Акуленко В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст] / В.Л.Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня 2004 г., г. Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону, 2000.

4. Гусинский Э.Н. Этапы обретения компетентности [Текст] / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. - Москва, 1996 / Под ред. В.И. Белопольского и И.Н. Трофимовой. - М.: Институт психологии РАН, 1996.

5. Дзугоева М.Г. Постановка и решение задач - основа информационной компетентности студентов / М.Г. Дзугоева // Проблемы качества образования: Материалы XIII Всерос. совещания: М.: Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - Кн.2.

6. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст]: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. / О.Б. Зайцева. - Брянск, 2002.

7. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства /Краснодарская гос.акад.культуры. - Краснодар, 1996.

8. Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура //Проблемы информационной культуры: Сб.ст. - М., 1994.

9. Крылова О. Освоение Амазонии, или Использование метода проектов в преподавании. //Директор школы. 1999. № 2.

10. Кузина Е.Е., Самсонова Н.Е. (в соавторстве). Формирование информационной культуры подростков // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации. Ч. 1. - Петрозаводск, 1999.

11. Леднев В.С., Дик Ю.И., Хуторской А.В. 12 летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. — М.: РАО ИОСО, 1999.

12. Лернер П.С. Среда бытия российского растущего человека в изменяющемся мире. № 1,2-2003, [Пирамида опыта]

13. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся.// Журнал «Профильная школа». 2004. №2.

14. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995.

15. Образование в информационном обществе XXI века. - М.: Междунар.изд-во «Информациология», 2003.

16. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта. //Технологическое образование, 1996.

17. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

18. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг качества образования. 1999. №4.

19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

20. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А.Л.Семёнов. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000.

21. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара./ Под ред. А.В. Великановой. – Самара: Изд-во «Профи», 2001.

22. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория //Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm

23. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Эйдос». – 2004. – 22 июня. http:www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.

24. Тукачев Ю.А. Личностно ориентированное образование как основа проектирования учебно-пространственной среды с применением информационных технологий. http://flogiston.ru/blog/users/tukachev.htm



Похожие:

Формирование информационно-функциональной компетентности iconФормирование информационно-коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса
Одной из важнейших составляющих национального проекта "Образование" является обновление содержания, изменение форм организации образовательного...
Формирование информационно-функциональной компетентности iconКалашникова Елена Викторовна
Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся на уроках информатики на основе личностно ориентирован-ного...
Формирование информационно-функциональной компетентности icon«Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся в соответствии с потребностями информационного общества»
Муниципальное учреждение «Управление образования емр» Елабужский муниципальный район Республики Татарстан
Формирование информационно-функциональной компетентности iconПлан работы информационно-методического отдела мбоу мук на 2012 2013 учебный год
Методическая тема: «Формирование социальной компетентности обучающихся в образовательной инновационной среде оу»
Формирование информационно-функциональной компетентности icon«Формирования информационно-технологической компетентности обучающихся на основе проектной технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и икт»
Формирование информационно-технологической компетентности обучающихся на основе проектной технологии как средство активизации познавательной...
Формирование информационно-функциональной компетентности iconПлан работы информационно-методического отдела моу мук г. Аксая на 2010 2011 учебный год
Методическая тема: «Формирование социальной компетентности обучающихся в развивающей среде сетевого взаимодействия»
Формирование информационно-функциональной компетентности iconОтчет «Формирование познавательной активности и коммуникативной компетентности школьников в процессе обучения и воспитания»
Формирование предметной компетентности
Формирование информационно-функциональной компетентности iconПланируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования икт-компетентности обучающихся
Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий
Формирование информационно-функциональной компетентности iconМуниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Гилёвская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района имени Героя Социалистического Труда А. Я. Эрнста»
Методическая тема школы: «Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся как средство социализации личности»
Формирование информационно-функциональной компетентности iconМетодика повышения функциональной подготовленности учащихся на занятиях физической культуры
Аннотация. Одной из методик, способствующих повышению функциональной подготовленности, активности, находчивости и инициативы у учащихся...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты