Воспитательная система школы состоит из компонентов icon

Воспитательная система школы состоит из компонентов



НазваниеВоспитательная система школы состоит из компонентов
Дата18.05.2014
Размер124.28 Kb.
ТипСправочники, творчество




Концепция воспитательной системы

муниципального общеобразовательного учреждения Основная общеобразовательная школа

п. Медведка


Воспитательная система школы должна охватывать весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды непрестанно расширять воспитательное пространство.

Воспитательная система школы состоит из компонентов:

  • Цели – совокупность идей, для реализации которых она создается;

  • Деятельность, обеспечивающая ее реализацию;

  • Субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;

  • Отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъектов в некую общность;

  • Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы

^ Цель воспитательной системы – поэтапное создание в школе условий для развития личности человека. Это значит создание условий для решения каждой личностью четырех задач на каждом возрастном этапе своей жизни.

Самопознание


Самоопределение

Самореализация

Саморегуляция

Школа должна помочь ребенку на каждом возрастном этапе решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности:

  1. сфера познания (учеба, информация, знания)

  2. сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки)

  3. сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей)

  4. сфера физического развития (реализация физических возможностей)

  5. сфера отношений (познай себя, людей, взаимодействуй с ними)

Создание в школе условий для развития личности ребенка – это процесс создания в школе системы отношений, помогающий ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.


^

Цели и задачи воспитательного процесса


Цель: Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

Задачи: На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для физического, нравственного и духовного развития детей.

Важнейшие принципы жизнедеятельности:

  • Гуманизация обучения и воспитания

  • Гуманизация и дифференциация учебно-воспитательного процесса

  • Системно - деятельностный и личностно ориентированный подход к воспитанию.

1. Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности.

2. Гуманистический характер воспитания предполагает реализацию воспитательных задач:

  • На каждом учебном и внеклассном занятии;

  • Создание воспитывающей среды во внеурочное время;

  • Построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка

3. Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребенка. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

4. Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление школьных традиций.

5. Создание детской общественной организации обеспечит формирование активной жизненной позиции ребенка.

Таким образом, воспитание предполагается строить с опорой на следующие виды деятельности:

познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно – организаторскую, допрофессиональную.

^ Основные направления развития воспитания

  1. Перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин: включение в традиционные предметы человеческого материала, помогающего детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

  2. Изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности детей через дидактические и ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе, создание условий для получения знаний и умений сверх школьных программ

  3. Ориентации детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.

  4. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации

  5. Создание условий, в которых у всех детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности.

  6. Развитие клубной и досуговой деятельности – особой сферы жизни учащихся

  7. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самореализации детей

  8. Укрепление сотрудничества детей и взрослых

  9. Создание условий для повышения квалификации учителя и воспитателя, его профессионального роста, т.к. ведущая роль в воспитании принадлежит педагогу.


Таким образом, у выпускника школы в достаточной мере будут развиты:

    • Личностные качества;

    • Нравственные нормы поведения;

    • Культура общения в коллективе;

    • Потребность к труду;

    • Способность к профессиональной деятельности;

    • Способность рационально организовывать свою деятельность;

    • Способность к сотрудничеству;

    • Сформированность теоретического сознания (научного, художественного, правового).


Результатом воспитательной деятельности школы должно стать: воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений.


^

Программа реализации концепции


Воспитательные цели и задачи детализированы на каждом этапе:


1 ступень

начальное воспитание и образование (1-4 классы, 7-11 лет)

Цель: Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье.

Задачи:

  1. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.

  2. Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.

  3. Формирование потребности в творческой деятельности.

  4. Развитие художественно – эстетических способностей.

  5. Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать друг другу помощь.

  6. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.

  7. Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: формирование у детей таких ценных качеств и привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.

  8. Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, к здоровому образу жизни



2 ступень

воспитание и образование в среднем звене (5-9 классы, 11-15 лет)

Цель: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.

Задачи:

  1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки

  2. Оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности

  3. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

  4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

  5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно – эстетических умений и навыков.

  6. Развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно – эстетической деятельности.



Система мер по созданию новой школьной воспитательной системы


  1. Необходимо изменить систему планирования внеклассной работы, сделав особый упор на организацию разнообразной после урочной деятельности.

  2. Стратегия воспитания для каждого ученика определяется на основе изучения его индивидуальных особенностей и прогноза развития ситуации

  3. Сотрудничество детей и взрослых, поиск новых интересных форм работы школы позволит раскрыть творческие способности учителей, учащихся, родителей.

  4. Мониторинг воспитательного процесса позволит прогнозировать развитие ситуации и принимать обоснованные решения.

  5. Система мер по повышению профессионального мастерства педагогов поможет преодолеть недостаточную психолого-педагогическую и методическую подготовку классного руководителя, учителя, воспитателя.

  6. Необходимо расширить и обновить формы работы с родителями.



^

Этапы развития воспитательной системы


1 этап – подготовительный Срок реализации с 1.09.2007 г. по 1.09.2008 г.

2 этап – основной Срок реализации с 1.09.2008 г. по 1.09.2009 г.

3 этап – завершающий Срок реализации с 1.09.2009 г. по 1.09.2010 г.

^
Подготовительный этап

Цель: - пробудить творческую активность у педагогов, учащихся, родителей, выработать единую методическую тактику в школе. Связать воедино звенья цепи: педагоги, учащиеся, родители, общественность.

Основные направления деятельности:

  • Создание и объединение детей в творческие коллективы;

  • Классные и общешкольные мероприятия комбинированного типа;

  • Изучение мнений, интересов детей, родителей, педагогов;

  • Изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива;

  • Подбор и расстановка кадров;

  • Создание кружков разного профиля, клубов, спортивных секций, повышение профессионального роста педагогических кадров, создание основы для творчества;

  • Овладение новыми педагогическими технологиями воздействия на школьника;

  • Творчеству, инициативе детей, родителей, педагогов – зеленая улица.



^
Основной этап

Цель – определить основные направления, формы, виды деятельности, т.е. стратегию и тактику развития и совершенствования воспитательной системы

Задачи:

  • Создание в школе органов детского самоуправления;

  • Совершенствование всех задач первого этапа, создание школьных традиций;

  • Развитие в коллективах, классах, в каждом ребёнке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества.

Основные направления деятельности:

  • Четкое планирование как одна из важнейших предпосылок эффективности системы воспитательной работы. Стратегия и тактика развития и совершенствования воспитательной работы зависит от плана – ясной программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью;

  • Воспитательная работа проходит через все виды и формы деятельности школы. Учебный процесс несет большой воспитательный заряд. Эта подсистема связана с появлением новых курсов и программ, с формами и методами организации их восприятия (факультативы, конкурсы, фестивали), с интеллектуальной атмосферой школы (игровые формы, олимпиады, смотры, конкурсы);

  • Развитие дополнительного образования в школе и вне нее. Это внеурочная кружковая работа, дополнительные курсы.

  • Работа в социуме с родителями, общественными организациями.



^
Завершающий этап

Цель: обеспечить надежные качественные результаты образовательного и воспитательного процесса в условиях его вариативности и разнообразия педагогических технологий.

Задачи:

  • Создание системы отношений, помогающей ребёнку, ученику на каждом возрастном этапе успешно решать свои задачи в основных сферах деятельности.



Основные направления деятельности:

  • Расширение деятельности учителей, построение новых содержательных моделей образования, стимулирующих процесс обучения и воспитания детей в интересах развития личности, семьи, поселка;

  • Обеспечение преемственности реализуемых образовательных и воспитательных программ в цепи непрерывности начальной школой и среднего звена
^

Направления воспитательной системы


№ п./п.

Название направления

Содержание направления

Основные мероприятия

1

«Судьба России – моя судьба»

Предполагает воспитание любви и уважения к своей стране, своему Отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиции своей малой родины.

  • Оказание посильной помощи ветеранам войны

  • Урок чтения «О, Родина моя»

  • Марафон «Поможем родному краю»

2

«Заботимся о младших, помогаем старшим»

Воспитание доброты, чуткости, внимания

  • Операции «Забота», «Милосердие»

  • День доброго общения «Давайте говорить друг другу комплименты»

  • День учителя

  • Литературный вечер «Свет отчего дома»

3

«Ученье - свет, а неученье – тьма»

Приобретение знаний, как условие нормальной жизнедеятельности в современном мире

  • Предметные месячники

  • Олимпиады

  • Факультатив по информатике

  • Игра «Что? Где? Когда?»

  • Марафон знаний

  • Работа кружков «Правовед», «Зеленый огонек»

4

«Из тысячи планет -Земли прекрасней нет»

Экологическая и трудовая деятельность

  • Осенний бал

  • Конкурс «Утренняя звезда»

  • Масленица

  • «Школьное лесничество»

  • факультатив «Растения Прикамья»

5

«Красота спасет мир»

Развитие творческих способностей и талантов детей

  • Акция «Найди себя»

  • Конкурсы мастерства и вдохновения для учителей «Наш учитель самый, самый»

  • Конкурсы для мальчиков и девочек «Из чего же из чего же сделаны наши мальчишки (девчонки)»

  • Работа кружков «Домисолька», «Веселый карандаш»

6

«Спорт любить - здоровым быть»

Физическое развитие, закалка, вовлечение в массовый спорт и туризм. Развитие навыков гигиены и соблюдение режима дня

  • Турслет

  • День здоровья

  • Элективный курс «В здоровом теле здоровый дух»

  • Работа спортивной секции

  • Профилактические беседы фельдшера ФАПа

7

«Умелые руки не знают скуки»

Развитие технического творчества, раскрытие талантов и способностей учащихся. Профориентация.

  • Работа кружка «Юные мастера»

  • Выставки работ учащихся

  • Встречи с интересными людьми разных профессий



Организация ученического самоуправления.

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, а, если необходимо приходить к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.

Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение, сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.

Сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым, гуманистическим поможет особый орган самоуправления – Совет девчонок и мальчишек. На подготовительном этапе необходимо разработать положение о Совете, вести подбор наиболее активных детей, готовить их к предстоящей работе.


Роль классного руководителя в процессе воспитания.

Серьезные изменения, происходящие во всех сферах социальной жизни. Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции:

  • Организует разнообразную деятельность в классе;

  • Заботиться о развитии и здоровье ребенка;

  • Помогает учащимся в решении возникших проблем.

Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.


Связь семьи и школы

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья – часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Семья должна выступать как партнер в воспитании детей. Поэтому необходимо приобщить родителей к педагогическому процессу, организовать информационно-педагогические встречи в форме круглых столов, дней открытых дверей, где знакомить с результатами учебно-воспитательного процесса.



Похожие:

Воспитательная система школы состоит из компонентов iconВоспитательная система класса «Становление личности ребенка в начальной школе»
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий...
Воспитательная система школы состоит из компонентов iconВоспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов
Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование...
Воспитательная система школы состоит из компонентов iconМесто исторического краеведения в воспитательной системе моу «сош №15»
Воспитательная система школы состоит из 12 – ти комплексных учебно – воспитательных блоков (месяцев), в которых заложено дидактическое...
Воспитательная система школы состоит из компонентов iconВоспитательная работа школы
Подведены итоги реализации 2-х годичной Комплексной программы воспитания, проводился мониторинг уровней воспитанности учащихся. Воспитательная...
Воспитательная система школы состоит из компонентов iconВоспитательная система гбоу оош пос. Гражданский Воспитательная система в школе строится на основе программы «Дом, в котором мы живем»
«Гражданин», «Здоровье», «Традиция», «Семья и школа». Сущность воспитательной системы школы характеризуют такие понятия, как «добро...
Воспитательная система школы состоит из компонентов iconЧто такое воспитательная система
Они могут включать не только воспитанников и педагогических работников, но и родителей, представителей общественности, охватывать...
Воспитательная система школы состоит из компонентов iconТ. В. Жевна Ю. Г. Воронцова Рассмотрено на заседании шмо учителей начальных классов Протокол
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий...
Воспитательная система школы состоит из компонентов iconКонцепция воспитательной системы. Воспитательная система моу «Владыкинская средняя общеобразовательная школа»
Воспитательная система моу «Владыкинская средняя общеобразовательная школа» охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные...
Воспитательная система школы состоит из компонентов iconОбразовательная программа состоит из основного (базового) и дополнительного компонентов образования
...
Воспитательная система школы состоит из компонентов iconСлайд 1) воспитательная система класса «азбука вежливости» Классный Таранникова И. Ф. (Слайд 2)
Воспитательная система класса это способ организации жизнедеятельности и воспитания учащихся, способствующий развитию личности и...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты