Программа элективного курса «Юный исследователь» Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания моу «Гимназия №12» icon

Программа элективного курса «Юный исследователь» Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания моу «Гимназия №12»



НазваниеПрограмма элективного курса «Юный исследователь» Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания моу «Гимназия №12»
Дата09.02.2014
Размер447.28 Kb.
ТипПрограмма

Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки»

всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ (www.методкабинет.рф)


Программа элективного курса «Юный исследователь»


Суркова Галина Владимировна,

учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия № 12» г. Омска

Пояснительная записка


Система образования в любой стране призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества. На современном этапе необходимо не только улучшение содержания образования, программ и учебников, но и формирование у обучающихся субъект-субъектного восприятия учебного процесса. Необходимостью становится деятельностно-ценностное обучение, то есть обучение способам учебных действий, где помимо собственно познавательной деятельности вырабатывается система ценностей индивида. Поэтому обучение школьников навыкам самостоятельной исследовательской деятельности становится особенно важной задачей современного российского образования.

Элективный курс «Юный исследователь» предназначен для профильной подготовки обучающихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю). Важная особенность элективного курса заключается в том, что он может быть рекомендован слушателям разных профилей т.к. его содержание несёт общезначимую направленность и способствует развитию интеллектуальных способностей старшеклассников. Программа «Юный исследователь создает основу для становления социальной компетентности обучающихся, акцентирует их внимание на проблемах реализации и применения знаний в различных жизненных ситуациях. На занятиях у обучающихся формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности и создаются условия для практической отработки умений проводить собственное исследование по выбранной теме.

Программа «Юный исследователь» создана на основе программы А.И. Савенкова «Психологические основы исследовательского подхода к обучению» и нацелена на создание условий для развития личности ребёнка, её индивидуальных возможностей, способностей, интересов. Содержание направлено на реализацию дифференцированного подхода через разнообразие форм развития творческой деятельности обучающихся с учётом их личных достижений. Предполагается работа не только с интеллектуально одарёнными детьми, но и с теми, чьи способности на данный момент еще не проявились в полной мере, но в отношении которых, есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей. Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, объективность, научность, доступность, реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы.

^ Цель элективного курса: развитие исследовательских умений обучающихся в процессе знакомства с основами и самостоятельного участия в проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1. изучить основные понятия и логику исследовательской деятельности;

2. развить положительную мотивацию и исследовательские умения и навыки;

3. способствовать воспитанию культуры исследовательской деятельности и коммуникативных навыков обучающихся, осознанию социальной значимости исследовательской деятельности.

Отличительной особенностью содержания программы является то, что позволяет обучающимся «погрузиться» в самостоятельную исследовательскую практику, научиться выявлять проблемное поле, самостоятельно его исследовать и оценивать результаты исследовательской деятельности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в результате изучения курса обучающийся научится использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска, первичного анализа, интерпретации и использования информации;

- выбора форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях;

- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях в мире и стране;

- осуществления учебных исследований и проектов.

Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе реализации программы:

1. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

2. Применение полученных знаний для определения порядка действий в конкретных ситуациях.

3. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

4. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках разного типа.

5. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

6. Участие в проектной деятельности.

7. Овладение приёмами исследовательской деятельности.

8. Формулирование полученных результатов.

9. Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями в работе.

10. Владение основными видами публичных выступлений.

В рамках освоения содержания программы обучающиеся принимают участие в различных интеллектуально-творческих мероприятиях: в олимпиадах; проводят учебные исследования и представляют их на научно-практических конференциях; в социально значимых проектах, гражданских инициативах; выполнять творческие задания конкурсов, фестивалей и викторин (в том числе и телекоммуникационных).

^ В основе элективного курса:

- реализация деятельностного подхода (обучение через моделирование ситуаций, практическое решение задач, проектную деятельность на занятии и за его пределами, социальную практику);

- продуктивное обучение (обучающиеся не получают знания в готовом виде, а самостоятельно продуцируют их, выполняют различные творческие задания как индивидуально, так и в парах или в группах);

- изменение системы взаимоотношений между учителем и обучающимися (переход от субъект-объектных к субъект-субъектным взаимоотношениям);

- обязательность мотивационного и рефлексивного периодов в процессе обучения.

^ Методическое обеспечение


Методика работы предполагает изучение фактического материала, текстов источников, а далее творческую работу обучающихся.

В процессе обучения используются активные методы: имитационные и неимитационные. Неимитационные: проблемные лекции, дискуссии, семинары, защиты проектов, конференции - помогают формировать умения анализировать, оценивать, прогнозировать и принимать решения. Имитационные: игровые (деловые и ситуационно-ролевые игры) и неигровые (решение производственных задач, анализ конкретных и случайных ситуаций) - способствуют накоплению знаний, выработке убеждений, учат оценивать и делать мысленный выбор, моделировать поведение. С помощью деловых и ролевых игр создаются стимулы для изучения предмета, появляется мотивация для подготовки к занятиям. Игровой аспект и связанная с ним эмоциональная вовлеченность в занятия помогают школьникам долго помнить весь пройденный материал; ролевая методика вдохновляет учеников на активное участие в жизни общества в дальнейшем.

^ Диагностический инструментарий:

- создание «портфеля достижений ребенка» по курсу: результаты исследовательской деятельности и другие дополнительные материалы, созданные самими детьми (тесты, схемы, таблицы, списки Интернет-сайтов, других источников информации, которые использовались для самостоятельной работы). Оценивается: полнота представленных материалов (по темам или по курсу в целом) и качество их выполнения;

- оценивание теоретических знаний (понятия, факты, явления, процессы и т.д.): тестирование, устный и письменный опросы;

- оценивание проекта, выполненного группой обучающихся и индивидуально;

- самооценка, реализуемая через выполнение рефлексивных заданий.

Уровень гражданского самосознания обучающихся при освоении программы отслеживается по «Ориентировочной минимальной диагностической программе изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников» по авторской методике М.И. Шиловой. Основные методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. В процессе обучения планируется приобщать детей к доступным методам самоанализа и самооценки, способствующих повышению уровня их ценностного самоопределения. Для оценки результатов применяется «Методика диагностики уровня рефлективности учащихся» (см. Приложение № 9), «Методика определения способности самоуправления деятельностью» (см. Приложение № 10). С целью выявления результатов коммуникативного и нравственного развития подростков применяется «Методика выявления коммуникативных склонностей» Р.В. Овчеровой (см. Приложение № 11), тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» (см. Приложение № 12). Результаты наблюдений за развитием коммуникативных умений и навыков обучающихся заносятся в специально разработанную «Карту наблюдений» (см. Приложение № 13).

Предлагаемый комплекс диагностических моделей-программ системного, разностороннего изучения старших школьников способен выполнять не только диагностическую, но и конструктивную и прогностическую функции, активно влиять на повышение эффективности образовательного процесса во всех его составляющих: обучении, воспитании и развитии.

^ Ресурсное обеспечение:

- техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету;

- программное обеспечение: мультимедийные энциклопедии и слайд-фильмы;

- материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справочники;

- дидактический материал: карточки и индивидуальные задания по темам курса.


^ Содержание образовательной программы


Введение (2 часа).

Структура, цели и задачи курса. Вводное анкетирование и тестирование.

Раздел 1. Проблематика исследования (8 часов).

Тема 1. Формулировка проблемы исследования (2 часа).

Тема 2. Определение темы исследования на конкретных примерах (2 часа).

Тема 3. Определение объекта и предмета исследования (2 часа).

Тема 4. Выдвижение гипотезы исследования. Поиск путей решения проблемы (2 часа).

Организация исследовательской деятельности на І этапе. Формирование и развитие мотива. Проблемизация и структурирование главного направления исследования.

^ Основные понятия: источник, проблема, тема, объект, предмет, гипотеза исследования.

Обучающиеся:

должны знать: особенности І этапа исследовательской деятельности;

должны уметь: характеризовать модель исследовательской деятельности; объяснять основные понятия раздела; различать гипотезу и проблему, объект и предмет исследования;

должны владеть: алгоритмом исследовательской деятельности (формулировать проблему, тему, гипотезу, объект и предмет исследовании), поиском и извлечением необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; правилами работы с понятиями (см. Приложение № 1); правилами подготовки устного выступления и ведения дискуссии (см. Приложение № 2).

^ Форма подведения итогов: круглый стол «Значение исследовательской деятельности в жизни современного человека».

Раздел 2. Целеполагание в исследовании (6 часов).

Тема 1. Постановка цели исследования (2 часа).

Тема 2. Реализация цели исследования через фиксирование задач (2 часа).

Тема 3. Отбор методов и выстраивание алгоритма исследования (2 часа).

Особенности ІІ этапа исследовательской деятельности. Определение ведущего направления исследования. Осуществление процесса постановки диагностируемой цели и поиск путей её реализации через фиксирование задач и необходимых методов экспериментальной работы. Знакомство с методами исследовательской деятельности (см. Приложение № 3). Основные (наблюдение, эксперимент) и вспомогательные (беседа, анкетирование, тестирование) методы. Выстраивание алгоритма исследования.

^ Основные понятия: цель, задачи, методы, алгоритм исследования.

Обучающиеся:

должны знать: особенности ІІ этапа исследовательской деятельности;

должны уметь: характеризовать модель исследовательской деятельности; объяснять основные понятия раздела; различать цели и задачи, методы исследования; приводить примеры основных и вспомогательных методов;

должны владеть: алгоритмом исследовательской деятельности (ставить цели и задачи, отбирать методы исследования), первичным анализом и интерпретацией информации.

^ Форма подведения итогов: практическая работа «Моделирование ситуаций в исследовательской деятельности».

Раздел 3. Реализация цели исследования (6 часов).

Тема 1. Сбор материала по теме исследования с использованием выбранных методик (2 часа).

Тема 2. Проверка истинности гипотезы (2 часа).

Тема 3. Формулировка конкретных выводов по теме (2 часа).

Особенности ІІІ этапа исследовательской деятельности. Осуществление исследования: сбор материала по обозначенному содержанию с использованием выбранных методик. Формулировка результатов исследования в виде конкретных выводов. Знакомство с планом проведения исследовательского проекта, правилами подготовки и критериями оценивания групповых творческих заданий (публикация, презентация) (см. Приложения № 4-7).

^ Основные понятия: методика, выводы, результат исследования.

Обучающиеся:

должны знать: особенности ІІІ этапа исследовательской деятельности;

должны уметь: характеризовать модель исследовательской деятельности; объяснять основные понятия раздела; различать формы представления результатов исследования (реферат, публикация, презентация); приводить примеры оформления исследовательских работ;

должны владеть: алгоритмом исследовательской деятельности (собирать материал по теме с использованием выбранных методик, формулировать конкретные выводы исследования), аргументацией собственных суждений.

^ Форма подведения итогов: лабораторный практикум «Анализ конкретных и случайных ситуаций в исследовательской деятельности».

Раздел 4. Оценка результата исследования (6 часов).

Тема 1. Анализ результатов исследования (2 часа).

Тема 2. Письменное оформление проведённого исследования (2 часа).

Тема 3. Определение перспективы дальнейшей работы (2 часа).

Особенности ІY этапа исследовательской деятельности. Анализ полученного результата и соотнесение его с поставленной целью исследования. Оценка конечного результата и оформление исследовательской работы. Знакомство со структурой исследовательской работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение) и правилами её оформления. Знакомство со структурой исследовательского проекта (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение) и требованиями к оформлению письменных работ (см. Приложение № 8).

^ Основные понятия: анализ результатов, оформление, перспектива исследования.

Обучающиеся:

должны знать: особенности завершающего этапа исследовательской деятельности; должны уметь: характеризовать модель исследовательской деятельности; объяснять основные понятия раздела; различать формы представления результатов исследования; приводить примеры библиографического описания источников;

должны владеть: алгоритмом исследовательской деятельности (анализировать полученные результаты, оформлять проведённое исследование и определять перспективы дальнейшей работы), мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями в работе.

^ Форма подведения итогов: организованная дискуссия «Готовность современных старшеклассников к исследовательской деятельности».

Заключение (6 часов).

Результативность исследовательской деятельности обучающихся. Защита коллективных проектов и индивидуальных исследований. Итоговое анкетирование и тестирование. Проверка результативности программы согласно разработанным критериям (см. Приложение № 14).


^ Тематическое планирование





Наименование разделов и тем

Общее

количество часов

В том числе










теория

практика




Введение

Вводная лекция. Анкетирование и тестирование

2

1

1

1

Раздел 1. Проблематика исследования

8

4

4

1.1

Формулировка проблемы исследования

2

1

1

1.2

Определение темы исследования

2

1

1

1.3

Определение объекта и предмета исследования

2

1

1

1.4

Выдвижение гипотезы исследования. Поиск путей решения проблемы

2

1

1

2

Раздел 2. Целеполагание в исследовании

6

3

3

2.1

Постановка цели исследования

2

1

1

2.2

Реализация целей через фиксирование задач

2

1

1

2.3

Отбор методов и выстраивание алгоритма исследования

2

1

1

3

Раздел 3. Реализация цели исследования

6

3

3

3.1

Сбор материала по теме исследования с использованием выбранных методик

2

1

1

3.2

Проверка истинности гипотезы

2

1

1

3.3

Определение результатов исследования в виде конкретных выводов

2

1

1

4

Раздел 4. Оценка результата исследования

6

3

3

4.1

Анализ результатов исследования

2

1

1

4.2

Письменное оформление проведенного исследования

2

1

1

4.3

Определение перспективы дальнейшей работы

2

1

1




Заключение

Защита проектов. Анкетирование и тестирование

6

1

5




Итого

34

15

19



Список использованных источников и литературы:

для учителя:

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1. URL: http://www.consultant.ru/popular/edu (дата обращения 10.09.2011).

2. Конституция Российской Федерации. - М., 2011.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://www.slideshare.net/guest54e32f5/ss (дата обращения 10.09.2011).

4. Федеральная целевая программа развития образования РФ на 2011-2015 годы. URL: mon.gov.ru/press/news/8286/ (дата обращения 10.09.2011).

5. Ворожищева Н.Н. Воспитательный потенциал форм учебной работы: Методическое пособие. - Омск, 2004

6. Гребенюк О.С., Рожков М.И. О методах воспитания. // Педагог.- 1998. - № 2.

7. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии. // Народное образование. - 1999. - № 10.

8. Одаренность. Рабочая концепция. / Под ред. Д.Б. Богоявленской и др. - М., 1998.

9. Организация исследовательской деятельности учащихся. - Омск, 2004.

10. Организация исследовательской деятельности учащихся. - Омск, 2005.

11. Организация исследовательской деятельности учащихся. - Омск, 2006.

12. Путь к успеху. Сборник программ по работе с одаренными детьми. - Омск, 2008.

13. Путь к успеху-2. Сборник программ по работе с одаренными детьми. - Омск, 2009.

14. Путь к успеху. Сборник программ по работе с одаренными детьми. Выпуск 3. - Омск, 2010.

15. Развитие ключевых компетентностей участников образовательного процесса в условиях учреждения дополнительного образования. Методы и приёмы организации деятельности воспитанников на занятиях кружка. - Омск, 2007.

16. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М., 2001.

17. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Учебное пособие. - М., 2006.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. - М., 1998.

19. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. - 2000. - № 6.

20. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Новые технологии воспитательного процесса.- М., 1993.

для обучающихся:

1. Алексеев В. Что? Где? Когда? Ваш путь к успеху / Алексеев В., Белкин В. и др. - М., 2000.

2. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006.

3. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления. - СПб, 2006.

5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. - М., 2010.

Приложение № 1


Правила работы с понятиями

- выделять понятия из письменного текста или устной речи;

- определять понятия;

- классифицировать понятия по степени их значимости и по тематике;

- находить общее и отличное в разных определениях одного и того же термина;

- сравнивать различные понятия;

- подбирать к одному понятию одноуровневые термины;


^ Анализ документов

- общие сведения (автор, название, выходные данные);

- вид документа;

- социально-экономическая, политическая или историческая обстановка;

- адресат;

- цели и задачи документа;

- факты;

- основные понятия;

- затронутые проблемы;

- основные идеи (выводы, главные мысли);

- вопросы к документу или автору;

- система ценностей (или идеология), отраженная в документе;

- стилистические особенности;

- уровень эмоциональности;

- возможные сравнения с другими документами;

- основные части документа;

- социально-экономическое, политическое или историческое значение.

Приложение № 2


Правила ведения дискуссии

- не допускать выпадов против личности;

- высказываться четко, кратко и по теме обсуждения;

- дать высказаться всем желающим, уважительно относиться к любой точке зрения;

- внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно;

- не допускать излишнюю эмоциональность;

- не повторяться, выдвигать новые идеи и информацию;

- анализировать разные точки зрения.


^ Критерии оценивания дискуссии

- точность аргументов и контраргументов;

- четкость выражения мыслей;

- логичность;

- умение выделить главное;

- определение сути проблемы

- яркость выступления и образность речи;

- грамотность изложения;

- аргументированность и убедительность выводов.


^ Правила подготовки устного выступления

- необычное начало выступления;

- обращение с вопросами к аудитории в ходе выступления;

- актуализация собственного опыта слушателей;

- обращение к слушателям по имени;

- провокация (необычное заявление, действие или вопрос);

- включение слушателей в практическую деятельность (например, в игровую);

- изменение тональности голоса;

- использование средств визуализации (схемы, плакаты, слайды, раздаточный материал).


^ Критерии оценивания докладов и выступлений

- обоснование основных положений работы;

- свободное владение материалом;

- умение отвечать на вопросы;

- яркость выступления и образность речи;

- оригинальность изложения;

- культура цитирования;

- иллюстративность и наглядность изложения;

- аргументированность и убедительность выводов.

Приложение № 3


Методы исследования


Все методы исследования можно разделить на две большие группы: теоретические: восхождение от абстрактного к конкретному, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, моделирование и др.; эмпирические: наблюдение, опрос, экспертные оценки и др. Если первая группа относится к разряду общенаучных в силу своей универсальности и возможности применения в разных направлениях науки и практики, то область использования второй – отдельные сектора социальной сферы. При этом методы второй группы не носят универсального характера, формы их реализации существенно зависят от предметной области использования, поэтому они относятся к разряду конкретно-предметных.

^ Метод классификации является одним из базовых в науке. Классификация – это разделение исследуемых явлений и характеризующих их понятий на определенные части (классы), позволяющие отразить специфику этих явлений (общие и характерные свойства, формы проявления, связи и т. п.) и на этой основе понять их сущность. Классификация бывает двух видов: деление общего и разделение целого. Первый основывается на группировке некоторой совокупности явлений, имеющих общие черты в соответствии с каким-то критерием. Во втором виде классификации главным критерием является принадлежность к части целого.

^ Метод восхождения от абстрактного к конкретному предполагает установление логической связи между абстрактным представлением объектно-предметной области исследования и ее конкретным воплощением на реальном объекте.

^ Метод абстрагирования основывается на мысленном отвлечении исследователя от несущественных с точки зрения цели исследования деталей, особенностей и характеристик изучаемого объекта и включении в рассмотрение только наиболее важных, значимых его сторон.

^ Методы анализа и синтеза заключаются в предварительном выявлении структуры изучаемого объекта и исследовании каждого элемента этой структуры в отдельности (анализ) с последующим объединением полученного знания в единое целое (синтез).

^ Методы индукции и дедукции предполагают получение знания об объекте путем логических умозаключений: от частного к общему (индукция) и/или от общего к частному (дедукция).

^ Метод сравнения основан на сопоставлении интересующих исследователя свойств и характеристик изучаемого объекта с аналогичными свойствами и характеристиками эталона, типичного образца или какого-то другого объекта с целью выявления отличий.

^ Метод моделирования представляет собой исследование реальных явлений и процессов на основе разработки и изучения их моделей. С помощью этого метода ученый моделирует реальность, абстрагируясь от второстепенных, но сохраняя важные, по его мнению, для понимания сущности исследуемого явления факторы. Метод моделирования используется тогда, когда непосредственное исследование объекта по каким-либо причинам затруднено или невозможно или когда это нецелесообразно.

Наблюдение – направленное, систематическое, непосредственное визуальное и слуховое восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования явлений (ситуаций, процессов), подвергающихся контролю и проверке. Главное достоинство наблюдения – отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и объектом наблюдения, а также возможность оперативного восприятия изучаемых явлений и процессов в конкретном контексте окружающей обстановки, что помогает более полно и достоверно интерпретировать их смысл. Такая информация недоступна для получения другими методами.


Приложение № 4


^ Правила подготовки презентации


- необходимо соблюдать единый стиль оформления;

- вспомогательная информация не должна преобладать над основной;

- для фона следует выбирать более холодные тона;

- на одном слайде не использовать более трех цветов (один для фона, один для заголовков, один для текста);

- для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета;

- следует использовать возможности компьютерной анимации (но эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации);

- информацию представлять кратко и содержательно;

- текст на слайде предпочтительно располагать горизонтально и наиболее важную информацию помещать в центре экрана;

- нельзя смешивать различные типы шрифтов и злоупотреблять прописными буквами;

- для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание;

- необходимо использовать рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов;

- не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации;

- для обеспечения разнообразия следует использовать разные типы слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.


^ Критерии оценивания презентации

- содержание (грамотность; краткость и содержательность информации);

- оформление (логическая последовательность изложения; наличие единого стиля оформления);

- оригинальность представления (необычное начало; использование дополнительных эффектов: звук, графика, анимация).


Приложение № 5

^ Правила подготовки исследовательских проектов

- определение проблемы и гипотезы работы;

- формулировка темы, объекта и предмета;

- поиск и извлечение необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа;

- постановки диагностируемой цели и поиск путей её реализации через фиксирование задач;

- отбор методов работы;

- сбор материала по теме с использованием выбранных методик;

- первичный анализ и интерпретация информации;

- формулировка результатов работы в виде конкретных выводов;

- аргументация собственных суждений;

- анализ полученного результата;

- оформление и определение перспективы дальнейшей работы.


^ Критерии оценивания исследовательских проектов

- соответствие содержания тематике и целям работы;

- полнота и глубина раскрытия темы;

- самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме;

- достоверность и целесообразность включения исторических фактов, литературных и архивных источников;

- соблюдение общих требований к исследовательским работам (наличие гипотезы, системы доказательств, аргументов, примеров, выводы, перспективы разработки темы, практическая значимость);

- новизна, оригинальность и актуальность работы, значимость рассматриваемых проблем;

- яркость, непротиворечивость, обоснованность изложения;

- грамотность;

- аргументированность и убедительность выводов.


Приложение № 6


^ План проведения исследовательского проекта


Этапы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

^ Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта.

Обсуждают предмет с педагогом, получают необходимую информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.

Планирование


1. Определение источников информации.

2. Определение способов сбора и анализа информации.

3. Определение способа представления результатов.

4. Установление процедуры и критериев оценки результатов.

5. Распределение задач между членами команды.

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения, утверждает план.

Исследование


1.Сбор информации.

2.Решение промежуточных задач.

3.Выбор методов.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, консультирует, руководит деятельностью воспитанников.

Результаты,

выводы

1.Анализ информации. 2.Формулирование выводов.

3.Подготовка публикаций, презентации, проверочных тестов и других материалов.

Анализируют информацию. Формулируют выводы. Готовят публикации, презентацию, тесты и другие материалы.

Наблюдает, советует, консультирует.

Представление работы

Форма представления результатов: публикации, презентация, тесты и другие материалы.

Представляют свою работу, обсуждают и защищают ее.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника процесса.

Оценка

результатов

Форма результата оценки - рейтинг успеваемости

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения

Оценивает креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.


Приложение № 7


^ Критерии оценивания групповых творческих заданий (публикация)


Содержание

Оценка

Дизайн


Оценка

Используется фактическая информация.

Идеи полностью описаны и раскрыты.

Работа включает в себя 3 и более умозаключения, полученные на основе проведенных исследований.

3

Работа выполнена творчески. В ней использовано 3 и более графических или иных изображений.

3

Используется фактическая информация. Идеи описаны почти полностью.

Работа включает в себя не менее 3-х умозаключений, полученных на основе проведенных исследований

2

Работа выполнена творчески. В ней использовано не менее 2-х графических или иных изображений.

2

Информация – по большей части фактическая.

Идеи – описаны не полностью или носят фрагментарный характер.

Умозаключения есть, но они незначительные или не относятся к тематике публикации.

1

Работа выполнена по шаблону, без особых творческих идей. В ней использовано одно графическое или иное изображение.

1


Приложение № 8


Требования к оформлению письменных работ


Исследовательская работа предоставляется в формате текстового редактора MS Word. Стандартная страница текста – страница формата А 4, имеющая параметры (извлечения из ГОСТ 7.32-91): левое поле – 3 см; правое поле – 1,5 см; верхнее поле – 2 см; нижнее – 2см. Исключение «висячих строк» (т.е. запрет переноса последней строки абзаца на следующую страницу или первой строки абзаца на предыдущую страницу) в тексте.

^ Требования к оформлению стандартной страницы: Шрифт Times New Roman. Кегль (размер) 14. Стиль «обычный». Межстрочный интервал – полуторный. Выравнивание текста «по ширине». Первая строка «Отступ» – 1,25. Абзац – Интервал «перед» и «после» – 0 пт. Все страницы, формулы, таблицы и рисунки нумеруются. Нумерация – сквозная (т.е. номер – один, два и т.д.).

^ Готовая работа должна содержать: титульный лист; оглавление (настроенное автоматически, с указанием на страницы работы и список источников); материалы работы; список источников.

Аббревиатура по тексту должна здесь же даваться в раскрытом виде; все аббревиатуры должны быть включены в перечень сокращений (рекомендуется применять сокращения и аббревиатуру в соответствии с ГОСТ 7.11-78, ГОСТ 7.12-93 и принятой международной практикой). Если ссылка на источник необходима, то следует в тексте указать в квадратных скобках номер цитированной книги по списку источников и литературы с единой, сквозной нумерацией и, если нужно, номер страницы, но не раскрывать источник непосредственно в тексте (см. также ГОСТ 7.1-2003).

^ Термины и понятия выделяются курсивом или полужирным шрифтом только один раз, когда они появляются впервые в тексте только в составе определения (толкования, разъяснения) (ГОСТ 7.60-90).

Формулы набираются с помощью встроенного редактора математических выражений.

^ Требования к оформлению заголовка: расположение по центру или слева. Отсутствие точки в конце заголовка. Отсутствие конца абзаца внутри заголовка (заголовок не разбивать на абзацы). Текст заголовка размещать в одну строку, перенос на другую строку при необходимости. Использование вариантов шрифтов (Times New Roman, Arial). Использование курсива или полужирного шрифта, но не подчеркивания. В случае длинного названия не допускается оставлять в конце строки предлоги, союзы и другие слова, состоящие менее чем из четырех букв.

^ Требования к оформлению списков: в нумерованных списках используются цифры и буквы, а в маркированных – маркеры, т.е. различные символы: точка, кружок, галочка, снежинка, ромб и т. д. По всему тексту использовать только однотипное оформление списков. Цифра с точкой предполагает прописную букву и точку в конце строки. После обобщающего слова ставится двоеточие, перечень оформляется цифрой или буквой со скобкой, а элемент перечня набирается со строчной буквы; в конце строки ставится точка с запятой.

^ Требования к оформлению изобразительной наглядности: рисунки и картинки вставлять на отдельную строку, положение рисунка – «в тексте». Шрифт подрисуночной надписи на один кегль (пункт) меньше шрифта основного текста. Рисунки, диаграммы и другие графические объекты должны быть представлены внедренными в документ и обязательно в виде отдельных файлов формата типа gif или jpg для растровой графики, файлы с векторной графикой следует предоставлять в том формате, в котором они были созданы, тексты в таких файлах оставлять доступными для редактирования.

Приложение № 9


Методика диагностики уровня рефлективности


^ Инструкция: выберите один из вариантов ответа для каждого предложения и

поставьте цифру после каждого утверждения, соответствующего Вашему выбору: 1 - неверно, 2 - скорее неверно, 3 - когда как, 4 - скорее верно, 5 - верно.

  1. Я иногда задумываюсь о том, почему у некоторых одноклассников возникают трудности в учении

  2. Я не задумываюсь над тем, какое мнение обо мне сложилось у моих педагогов

  3. Совершив досадную ошибку, я не успокоюсь до тех пор, пока её не исправлю

  4. Думаю, я ещё плохо умею управлять своим поведением, отвечать за свои поступки

  5. Меня не беспокоит и не волнует моё образование в будущем

  6. По моей просьбе я всегда получаю помощь от одноклассников

  7. Я часто не могу себя заставить исправлять свои ошибки в работе

  8. Многие виды деятельности я считаю, для себя трудными и поэтому отказываюсь их выполнять

  9. Бывает, прочитав хорошую книгу, я долго думаю о прочитанном

  10. Готовясь к разговору, я редко планирую предполагаемые вопросы и ответы

  11. Я легко нахожу общий язык в разговоре с людьми

  12. Я не люблю проверять письменную работу, искать ошибки, считаю, что это дело педагога

  13. Иногда я не понимаю, почему мною недовольны одноклассники

  14. Если мне непонятно какое-либо задание, я чаще всего пытаюсь разобраться самостоятельно

  15. Зачастую мне не удаётся организовать работу так, как я хочу

  16. Мне часто не хватает силы воли, чтобы заставить себя найти ошибку в работе

  17. Я почти всегда могу договориться с руководителем и переделать свою работу

  18. По просьбе одноклассников я часто оказываю им разнообразную помощь

  19. Бывает, выполняя какую-то работу, я не могу с нею справиться и думаю о ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами

  20. Обнаружив ошибку, я всегда пытаюсь понять, как я её допустил (а)

  21. Я почти не задумываюсь о том, для чего мне даётся тот или иной учебный материал.

^ Подведение итогов:

Ответы на вопросы: 1, 3, 6, 9, 11, 17, 18, 19, 20 оцениваются следующим образом:

1 - Неверно -1 балл

2 - Скорее неверно - 2 балла

3 - Когда как - 3 балла

4 - Скорее верно - 4 балла

5 - Верно - 5 баллов

Ответы на вопросы: 2, 4, 5, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 16, 21 оцениваются следующим образом:

1 - Неверно - 5 баллов

2 - Скорее неверно - 4 балла

3 - Когда как - 3 балла

4 - Скорее верно - 2 балла

5 - Верно - 1 бал

Число баллов Уровень рефлективности

21-30 1 - очень низкий

31-40 2 - низкий

41-50 3 - ниже среднего

51-60 4 - немного ниже среднего

61-69 5 - средний

70-78 6 - немного выше среднего

79-87 7 - выше среднего

88-96 8 – высокий

Приложение № 10


Методика определения способностью самоуправления деятельностью


^ Инструкция: в каждом предложении обведите тот вариант ответа, который наиболее подходит для Вас.

1. Я хотел (а) бы лучше узнать свои способности, отвечая на вопросы анкет, тестов.

^ 1– скорее нет, 2 – когда как, 3 – да.

2. Неудачи в деятельности у меня возникают из-за того, что я неверно оцениваю

свои способности и возможности.

1 – очень часто, 2 – часто, 3 – редко.

3. Чаще всего я не могу объяснить свое поведение и поступки.

^ 1 – да, 2 – когда как, 3 – нет.

4. Что касается моих планов деятельности, то в ближайшие 2-3 года:

1 – мои планы и желания будут часто меняться,

2 – вряд ли что-то сильно изменится, 3 – я точно знаю, чего я хочу.

5. Мои одноклассники считают, что в деятельности я умею добиваться своих целей.

1– нет, 2 – когда как, 3 – да.

6. Я думаю, что для меня характерны настойчивость и упорство при выполнении

деятельности.

1– скорее нет, 2 – когда как, 3 – да.

7. У меня низкая работоспособность, я мало успеваю сделать.

1– скорее нет, 2 – когда как, 3 – да.

8. Одноклассники меня считают человеком безответственным.

1– да, 2 – кто как, 3 – нет.

9. В основном при выполнении деятельности я справляюсь без помощи и требований

педагогов и родителей.

1 – мне это не удается, 2 – иногда мне это удается, 3 – мне это чаще всего удается.

10. Одноклассники считают, что я человек решительный и энергичный.

1– скорее нет, 2 – когда как, 3 – да.

11. Мне кажется, что все, что я планирую в своей работе, в основном выполняю.

1– чаще всего нет, 2 – когда как, 3 – да.

12. Если я знаю свои ошибки, то в любом случае, их исправляю.

1– нет, 2 – когда как, 3 – да.

13. Одноклассники меня считают самостоятельным, независимым человеком.

1– думаю, что нет, 2 – когда как, 3 – да.

14. Бывает, что какое-нибудь дело в нашем классе проходит по моей инициативе.

1– очень редко, 2 – иногда, 3 – часто.

15. Мои педагоги считают меня человеком ответственным.

1– думаю, что нет, 2 – когда как, 3 – да.

17. В основном я выполняю любое дело аккуратно, качественно, без серьезных ошибок.

1– не всегда, 2 – когда как, 3 – да.

18. Мне нравится деятельность, которая требует большой усидчивости,

сосредоточенности, точности исполнения.

^ 1– да, 2 – когда как, 3 – я могу выполнять такую работу.

19. Когда я сам (а) оцениваю свою работу, то мне кажется, что я:

1 – чаще всего занижаю оценку, 2 – чаще всего завышаю себе оценку,

3 – скорее всего, оцениваю свою работу верно и реально.

20. Большинство моих педагогов считает, что я учусь:

^ 1 – значительно ниже своих способностей, 2 – немного ниже своих способностей,

3 – в соответствии со своими способностями.

21. Мне кажется, что внеурочная работа в школе часто для меня:

^ 1 – не совсем интересна, 2 – доставляет много трудностей,

3 – в основном интересна.

22. После конфликта, ссоры с одноклассниками я могу отвлечься,

забыть о неприятностях:

1 – далеко не сразу, 2 – когда как, 3 – сравнительно легко и быстро.

23. Мое настроение меняется:

1 – нечасто, я эмоционально устойчивый человек, 2 – когда как, 3 – часто.

24. Выполняя новую деятельность, я начинаю её:

1 – с трудом, медленно, 2 – когда как, 3 – сравнительно быстро.

25. Работу я стремлюсь выполнять:

1 – как можно быстрее, 2 как можно аккуратнее, 3 – как можно качественнее.

26. Умею ли я управлять своей деятельностью и поведением?

1 – это для меня трудная проблема, 2 - это трудная проблема, но я пытаюсь

ее решать, 3 – этой проблемой я занимаюсь постоянно.

27. Я предпочитаю читать:

1 – больше художественную литературу, 2 - больше специальную литературу,

3 – самые разнообразные книги и журналы.

^ Подведение итогов:

Число баллов Уровень способностей к самоуправлению деятельностью

27-32 1 - очень низкий

33-38 2 - низкий

39-44 3 - ниже среднего

45-50 4 - немного ниже среднего

51-56 5 - средний

57-62 6 - немного выше среднего

63-68 7- выше среднего

69-74 8 - высокий

75-81 9 - очень высокий


Приложение № 11


Методика выявления коммуникативных склонностей (автор: Р.В.Овчерова)


Цель: выявить коммуникативные склонности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте своё мнение по каждому из них и отвечайте только «да» или «нет». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

1. Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы к тому, что бы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если вам не удаётся закончить начатое дело?

12. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

^ Обработка полученных результатов:

Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечётные вопросы и отрицательных ответов на все чётные вопросы, разделённой на 20. Низкий уровень – 0,1 - 0,45; ниже среднего – 0,46 - 0,55; средний уровень – 0,56 - 0,65; выше среднего – 0,66 - 0,75; высокий уровень – 0,76 – 1.


Приложение № 12


Тест «Размышляем о жизненном опыте» (автор: Н.Е.Щуркова)


Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся

Ход проведения: для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» - юноша, «д» - девушка).

^ Вопросы теста должны быть прочитаны поочерёдно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трёх предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком +

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

а) обойду, не потревожив; б) отодвину и пройду; в) смотря какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко стоит в стороне. Что делаете?

а) ничего, какое моё дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) потороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих…

4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они пожилые люди. Что делаете?

а) предложу свою помощь; б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь; в) если попросят, конечно, помогу.

5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больнице. Как реагируете на голос?

а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время?

б) оборачиваюсь и предлагаю половину;

в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

6. Вы узнаёте, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

а) они мои, раз я их нашёл; б) завтра спрошу, кто их потерял; в) может быть, возьму себе.

8. Сдаёте экзамен. На что рассчитываете?

а) на шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;

б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;

в) на свои знания.

9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете делать?

а) найду что-нибудь рядом с домом;

б) поищу высокооплачиваемую работу;

в) хочу создать нечто ценное на земле.

10. Какой из трёх предложенных видов путешествия выберете?

а) по России; б) по экзотическим странам; в) по одной из ведущих развитых стран.

11. Вы пришли на субботник, и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримите Вы?

а) проболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;

в) отказываюсь решительно.

13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчёт;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли об этом кому-нибудь?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придётся;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?

а) поднимаю руку и сообщаю о своём желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовёт мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, что бы соглашаться.

16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный тёплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

а) еду на дачу согласно плану;

б) не еду, остаюсь, конечно;

в) жду, что скажет мой товарищ.

17. Вы решили завести собаку. Какой из трёх вариантов Вас устроит?

а) бездомный щенок;

б) взрослый пёс с известным Вам нравом;

в) дорогой щенок редкой породы.

18. Вы собрались отдыхать после учёбы. И вот говорят: «Есть важное дело». Как реагируете?

а) напоминаю о праве на отдых; б) делаю, раз надо; в) посмотрю, что скажут другие.

19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения;

в) разрываю связь.

20. Вы плохо играете на скрипке (или другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

а) играю, конечно;

б) разумеется, не играю;

в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтёте?

а) самому (самой) приготовить все блюда;

б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;

в) пригласить гостей на кофе.

22. Вдруг узнаёте, что школу закрыли по каким-то обстоятельствам. Как встречаете сообщение?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, строю планы самообразования;

в) буду ожидать новых сообщений.

23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) я, как все, аплодирую.

24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?

а) отдаю – здоровье дороже;

б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

25. Когда наступает Новый год, о чём чаще всего думаете?

а) о новогодних подарках;

б) о каникулах и свободе;

в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26. Какова роль музыки в Вашей жизни?

а) она мне нужна для танцев;

б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;

в) она мне просто не нужна.

27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

а) снятся родные места;

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) не замечал (не замечала).

28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?

а) нет, если мои дела идут хорошо;

б) да, в настоящее время довольно часто;

в) не замечал (не замечала).

29. Вам предлагают послать книги в далёкое горное село? Что делаете?

а) отбираю интересное и приношу;

б) ненужных книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имён великих людей?

а) да, безусловно, могу;

б) нет, на свете много интересного;

в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) глубоко удовлетворён и не перестаю удивляться.

^ Обработка полученных данных:

Количество выборов сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся. Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчёта исключаются.

Показателем, свидетельствующем о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах: Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30. Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28. Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9,11, 12, 19, 24, 31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах: Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31. Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27,29, 30. Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Приложение № 13


Карта наблюдений





Коммуникативные умения и навыки




Итого баллов

ФИО

Выражать свои мысли грамотно и лаконично

Толерантность в обсуждении проблемы

Слушать собеседника, участвовать в диалоге

Работать в группе

Контролировать собственное поведение

Планировать свои действия и презентовать работу

Менять формы и методы работы

Анализировать собственную и групповую деятельность

Итого баллов















































































































































































































































































































































Ключ к проверке:


  1. Наличие каждого признака обозначается знаком «+», который равен 1 баллу

  2. Подсчитывается общее количество баллов у каждого ребёнка

  3. Способность строить коммуникацию оценивается по следующим уровням:

максимальный (7-8 баллов),

средний (4-6 баллов),

низкий (0-3 балла)


Приложение № 14


Результативность программы


Критерии (оцениваемые параметры)

Показатели

Уровни проявления критериев

(степень выраженности оцениваемого качества)

Способы отслеживания (методы диагностики)

Максимальный

Средний

Минимальный

Навыки исследовательской деятельности



Обучающийся знает алгоритм исследовательской деятельности

- работает по алгоритму самостоятельно, уверенно, безошибочно; способен создавать собственный алгоритм исследования

- в основном работает самостоятельно, выполнение отдельных действий алгоритма вызывает затруднение, иногда требуется помощь учителя

- испытывает затруднения при осуществлении деятельности,

необходим постоянный контроль и руководство

-Тестовые задания

- Оценка исследовательского проекта (алгоритм выполнения, оформление в письменном виде)

Обучающийся умеет анализировать собственную деятельность (рефлексия)

- осуществляет умение самоуправления практически всегда

- осуществляет умение самоуправления часто

-осуществляет умение самоуправления иногда

- Наблюдение

- «Методика диагностики уровня рефлективности учащихся»

- Рефлективные задания

- «Методика определения способности самоуправления деятельностью»

Обучающийся применяет полученные знания и умения в нестандартных ситуациях

- умеет использовать полученную информацию в нестандартных ситуациях

- использует полученную информацию в нестандартных ситуациях при помощи учителя

- испытывает затруднения при использовании полученной информации

- Наблюдение

- Моделирование нестандартных ситуаций

- Организованная дискуссия

Коммуникативные умения



Обучающийся предъявляет знания основ толерантного поведения

- проявляет толерантность в обсуждении проблемы

- выбирает в основном позитивные формы общения

- неустойчив в выборе форм общения

- Наблюдение

- Деловая игра «Умеете ли Вы общаться?»

- «Методика выявления коммуникативных склонностей»

- Тест «Размышляем о жизненном опыте»

Обучающийся принимает и соблюдает правила гражданского поведения

- выбирает действия и формы гражданского поведения;

- разрабатывает и участвует в социально значимых проектах самостоятельно, излагает собственные суждения о происходящих событиях в мире и стране

- допускает неточности в анализе и выборе форм поведения;

- разрабатывает и участвует в социально значимых проектах практически самостоятельно, иногда прибегает к помощи учителя и обучающихся

- анализирует события и выбирает формы поведения с ошибками;

- разрабатывает и участвует в социально значимых проектах при помощи учителя и обучающихся


- Наблюдение

- Тестовые задания

- Организованная дискуссия

- Оценка выбранного социального проекта

(например: «Декларация прав обучающихся» и др.)

Обучающийся умеет работать в группе

- умеет взаимодействовать со сверстниками и старшими


- допускает возникновение конфликтных ситуаций

- провоцирует конфликты и не умеет их конструктивно разрешать

- Наблюдение

- Деловая игра «Умеете ли Вы сотрудничать?»

- Эвристическая беседа

- Выполнение групповых творческих заданий и проектов





Похожие:

Программа элективного курса «Юный исследователь» Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания моу «Гимназия №12» iconТема: Знакомство с музеем (экскурсия проводиться для уч-ся моу таловская сош)
Экскурсию проводит: руководитель музея, учитель истории и обществознания Ходыкин А. В. и члены кружка «Юный историк»
Программа элективного курса «Юный исследователь» Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания моу «Гимназия №12» iconСовременные методы оценки качества образования в общеобразовательной школе Черных Наталья Александровна, учитель истории и обществознания мкоу «Гимназия №1»

Программа элективного курса «Юный исследователь» Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания моу «Гимназия №12» iconВоспитание гражданственности как социально педагогическая проблема Колесова Валентина Васильевна, заместитель директора по увр, учитель истории и обществознания моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2»
Колесова Валентина Васильевна, заместитель директора по увр, учитель истории и обществознания моу «Заинская средняя общеобразовательная...
Программа элективного курса «Юный исследователь» Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания моу «Гимназия №12» iconАнализ работы мо учителей гуманитарного цикла за 1 полугод
В составе мо работают 6 учителей: 2 учителя русского языка и литературы, учитель истории и обществознания, учитель географии и истории,...
Программа элективного курса «Юный исследователь» Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания моу «Гимназия №12» iconПрограмма элективного курса для 10, 11
Программа элективного курса для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений (для любого профиля обучения)
Программа элективного курса «Юный исследователь» Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания моу «Гимназия №12» iconФормирование философского мышления на уроках истории, обществознания и философии. Учитель истории моу
Формирование философского мышления на уроках истории, обществознания и философии
Программа элективного курса «Юный исследователь» Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания моу «Гимназия №12» iconПрограмма летнего лагеря «Юный исследователь». Тема: «Как стать ученым: первые шаги в науку»

Программа элективного курса «Юный исследователь» Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания моу «Гимназия №12» icon«Использование балльной рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроках истории и обществознания как современный способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках»
Автор: учитель истории и обществознания гбоу гимназии №1515 сзоуо г. Москвы, кандидат исторический наук Лебедев Игорь Вадимович
Программа элективного курса «Юный исследователь» Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания моу «Гимназия №12» iconПрограмма элективного курса «Резьба по дереву» для учащихся 8-9 классов
Хайрулов Радик Ринатович, учитель технологии Кадетской школы-интерната г. Бугульма, рт
Программа элективного курса «Юный исследователь» Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания моу «Гимназия №12» iconПедагогическая психология Учитель истории и обществознания моу сош №29
Наиболее типичными заданиями являются следующие: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т п
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты