Подготовила учитель-дефектолог Варфоломеева Е. Н. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играж и упражнениях. icon

Подготовила учитель-дефектолог Варфоломеева Е. Н. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играж и упражнениях.



НазваниеПодготовила учитель-дефектолог Варфоломеева Е. Н. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играж и упражнениях.
Дата19.05.2014
Размер42.21 Kb.
ТипСправочники, творчество

Подготовила учитель-дефектолог Варфоломеева Е.Н.


РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАЖ И УПРАЖНЕНИЯХ.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ С ПОМОЩЬЮ СХЕМ И ПЛАНОВ ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА.

Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, отражающими пространственные свойства и отношения объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед- назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине), о протяженности объектов пространства (высокий-низкий, длинный-короткий) и т. п.

^ Цель: Формирование пространственного мышления. Ориентировка в пространстве с помощью схем и планов замкнутого пространства.

Задачи:

  • Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.

  • Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

  • Формировать умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами и объектами.

  • Совершенствовать умение употреблять предложные конструкции с простыми и сложными предлогами и наречиями.

  • Развивать умения ориентироваться на собственном теле, в микропространстве и в макропространстве с точкой отсчета «от себя», «между предметами».

  • Учить соотносить реальное пространство с планом.

  • Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем и планов, умению «читать» и создавать простейшие чертежи, схемы и планы пространства.

Обучение дошкольников с проблемами в развитии составлению плана игровой комнаты (кабинета педагога):

  • Первичное обследование помещения, начиная движение от отправной точки и в определенном направлении.

  • Повторное обследование помещения, начиная движение от другой отправной точки.

  • Воспроизведение ребенком обстановки игровой комнаты путем расстановки игрушечной мебели (моделирование кукольной комнаты).

  • Моделирование игровой комнаты с использованием предметов-заместителей – деталей настольного строительного конструктора.

  • Составление плана игровой комнаты (на основе непосредственного восприятия реального пространства и соотнесения с планом; по предметному образцу; по словесным инструкциям педагога, по памяти).

  • Проверка ребенком правильности составления плана.

^ Игры и задания.

1 часть. Игра «Сыщик». Предлагается игра с постепенным усложнением в четырех вариантах. Педагоги исполняют роль детей.

Предлагаемые названия игры: «Поиск клада», «Следопыты», «Прятки», «Знатоки», «Сыщик».

«Сыщик» - № 1.

Цель: Развитие умения декодировать информацию.

Дидактический материал: план кабинета педагога, на которой отмечены окно, дверь, шкаф, стол, стул, диван; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.

Описание задания. Педагог говорит ребенку: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник – диван, это – дверь, это – шкаф, это – окно. А вот здесь, где стоит крестик,спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее».

«Сыщик» - № 2.

Цель: Развитие умения декодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета педагога, на которой отмечены окно и дверь; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.

Описание задания. Педагог говорит ребенку: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисована дверь, вот – окно. А здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее».

«Сыщик» - № 3.

Цель: Развитие умения кодировать информацию.

Дидактический материал: план кабинета педагога, на которой отмечены окно, дверь, шкаф, стол, стул, диван; любая небольшая игрушка.

Описание задания. Педагог объясняет ребенку схему своего кабинета, просит спрятать в кабинете игрушку, отметив крестиком на схеме место, где она спрятана. Затем по схеме ищет игрушку, спрятанную ребенком.


«Сыщик» - № 4.

Цель: Развитие умения кодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета педагога, на которой отмечены окно и дверь; любая небольшая игрушка.

Описание задания. Педагог объясняет ребенку схему своего кабинета, просит спрятать в кабинете игрушку, отметив крестиком на схеме место, где она спрятана. Затем по схеме ищет игрушку, спрятанную ребенком.

Рекомендации:

При повторном проведении игры игрушка прячется под другим предметом мебели. Можно также изменить расстановку предметов мебели в кабинете и соответственно изменить ее план.


2часть: Задание «Загадки». Предлагаются листы бумаги, маркеры и предлагается нарисовать схему своей группы, приемной или спальной комнаты. Затем, остальным узнать и назвать помещение и автора схемы.




3 часть: Упражнение «Схемы – цепочки». Предлагается поэтапно (схема – поиск, схема – поиск…) разыскивать «клад».

Цель: Развитие умения декодировать информацию.

Дидактический материал: план кабинета педагога, на котором отмечены окно, дверь, шкаф, стол, стул, полка; крестиком отмечено место, где спрятан следующий план.





Описание задания. Педагог говорит ребенку: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник – шкаф, это – дверь, это – полка, это – окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятан следующий план. Попробуй по плану найти его. Последний план покажет, где спрятан «клад».

Возможность соревноваться и выиграть при равных стартовых условиях, двигаться к финишу пошагово, соблюдая очередность, и обязательные правила очень важны для развития произвольности. Умение расшифровывать знаки и символы в игре способствует развитию символического мышления.



Похожие:

Подготовила учитель-дефектолог Варфоломеева Е. Н. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играж и упражнениях. iconРазвитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Составитель: учитель-дефектолог Геннадьева Л. В
Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Подготовила учитель-дефектолог Варфоломеева Е. Н. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играж и упражнениях. iconРазвитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Учитель-дефектолог мкдоу д/с №100 Аркадьева В. В. Тверь 2013 введение
И. М. Сеченов писал, что в цепи сопутствующих психических функций, визуальная ориентация занимает ведущее место. Все другие формы...
Подготовила учитель-дефектолог Варфоломеева Е. Н. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играж и упражнениях. iconФормирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру
Разрабатывая методику обучения, мы опирались на труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов, в которых игра рассматривается...
Подготовила учитель-дефектолог Варфоломеева Е. Н. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играж и упражнениях. iconРазвитие эстетических способностей детей в раннем дошкольном возрасте
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных...
Подготовила учитель-дефектолог Варфоломеева Е. Н. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играж и упражнениях. iconПояснительная записка основная общеобразовательная программа, являясь внутренним стандартом для всех участников образовательного мбдоу «Детский сад №20»
Вательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных...
Подготовила учитель-дефектолог Варфоломеева Е. Н. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играж и упражнениях. iconТема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности»
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности»
Подготовила учитель-дефектолог Варфоломеева Е. Н. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играж и упражнениях. icon«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Товки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки...
Подготовила учитель-дефектолог Варфоломеева Е. Н. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играж и упражнениях. iconРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения в условиях дошкольного образовательного учреждения

Подготовила учитель-дефектолог Варфоломеева Е. Н. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играж и упражнениях. icon«специальный курс по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста «музыка и я»
...
Подготовила учитель-дефектолог Варфоломеева Е. Н. Развитие мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста в играж и упражнениях. iconПрограмма по изобразительному искусству «Маленькие художники» для детей среднего и старшего дошкольного возраста»
Охватывает цели, задачи, методы, средства, формы организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты