Павлова Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов icon

Павлова Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов



НазваниеПавлова Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов
Дата19.05.2014
Размер422.76 Kb.
ТипСправочники, творчество

Министерство образования и науки РФГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования


Выпускная квалификационная работа на I категорию


Тема:

Формирование навыков беглого осознанного выразительного чтения и пути их совершенствования


Выполнила:

Павлова Е.Н.

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №7 г.Медногорска»


Руководитель:

Виноградова Е.П.

к.п.н., доцент кафедры дидактики и

частных методик ИПК ППРО ОГПУ


Оренбург, 2011г.


Фамилия, имя, отчество: Павлова Елена Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Педагогический стаж: 27 лет

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 г.Медногорска»


^ Наименование опыта:

Формирование навыков беглого осознанного выразительного чтения и пути их совершенствования


Условия возникновения, становления опыта

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях необходимо знать, какие требования к образованию проявляют стандарты нового поколения. Проблема возникла в результате диагностики готовности детей к обучению в школе, творческого поиска приемов и средств, активизирующих учебную деятельность учащихся, при изучении учебно-методической, психологической литературы.


^ Актуальность и перспективность опыта

Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьезной культурной проблемой. Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования, поэтому особую актуальность сегодня приобретают методы, которые применяются в работе учителя с младшими школьниками для привлечения их к чтению как процессу творческой самореализации.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному


чтению - одна из главных задач начального обучения. И эта задача

чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании,
воспитании и развитии человека. Чтение - это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших
школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и

навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. По мнению психологов -на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

^ Теоретическая база опыта:

  • К.Д. Ушинского. Он рекомендовал смотреть на художественное

произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни », и подчеркивал, что «недостаточно,

чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».

  • В. Н. Зайцева, который в работе «Резервы обучения чтению», говорит о важности выработки оптимальной скорости чтения в начальной школе.

  • К.Д.Ушинский считал, что полезно лишь такое беглое чтение, которое не расходится с пониманием.

  • И.Т.Федоренко «Подготовка учащихся к усвоению знаний».



  • Т.Г.Егорова, утверждающего, что единицей восприятия текста является

не буква и даже не слог, а целое слово.

  • М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

  • Н.Н. Светловская считает, что сознательным чтение бывает только тогда, когда читатель читает и понимает, чего он здесь не понимает.

^ Новизна опыта.

В связи с изменениями ценностей начального образования, в условиях модернизации российского образования, я применяю систему упражнений, которая составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся, где собраны воедино упражнения и задания, которые способствуют формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

^ Ведущая педагогическая идея :

Изучив психолого-педагогическую литературу, выстроить систему упражнений, способствующих формирование навыков, беглого, осознанного, выразительного чтения.

^ Технология опыта основана на серии практических заданий, направленных на формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения. Для этого нужно используя различные источники, создать наиболее эффективную систему упражнений.

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?

Для решения этой задачи я вела работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения

Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И.Т.Федоренко и учебнику « Я расту» О.В. Джежелей система тренировочных упражнений была наполнена богатым и разнообразным материалом, который может подбираться учителем самостоятельно к теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей.

  1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

  2. Чтение блоков.

  3. Отработка дикции.

  4. Развитие оперативной памяти.

  5. Интонационная разминка.

1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений:

^ Задуйте свечу

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно


больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

^ Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

^ Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

(глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка...

(и т. д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

2. Чтение блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений - это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объем материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размеру самих буквосочетани

(2, 3, 4, 5 букв). Буквосочетания или блоки раздаются каждому ребенку

индивидуально.

(Полные блоки даны в приложении)


^ Слитное прочтение двух рядом стоящих

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею еу ад аж ай ам ап ар ах! ей ел Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.

При отработке чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам.

Ага бай сам пар шах

Фразы для чтения:

Морж мерз, но полз.

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

влип враз врач вред все втуз
где глуп граф грач грех гриф джаз дни дней дров друг ждал

Фразы для чтения:

Класс встал у парт. Мой друг щедр.

Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

вверх взмах взнос взмыл вклад

гвалт тракт Днепр Днестр дрозд

монстр перст пестр пункт склад

смысл спорт столб страж треск

Чтение двуслоговых слов.

аббат бедных браво велю

абсурд без фар брикет венки

аган белый бронза верни

ажур бизон бронхит верхи

Фразы для чтения:

Жнец ждал,

Я вверх вез хлеб.

Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.


Сели-съели,семка-съемка,приезд-съезд, прием-объем,взял-изъял, веду-въеду

Фразы для чтения:

Он вел коня, потом въехал во дворец.

Наша съемка объекта была изъята.

Быт-быть, ест-есть, вонь-вон, гость-гост, мел-мель, даль, дал, пусть-пуст, кровь-кров, плот-плоть, Коля-колья, дарю-Дарью, семя-семья, браня-вранья.

Чтение слов и словосочетаний до трех слогов.

акция деньжата артистка

амплуа дибазол ассорти

знание водная вольница

горячка заморозь епископ

материя медная муравьед

общество озлоблен ошибка

Фразы для чтения:

Хвощ лесной, хвощ ценный.

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.

аперльская Ломонсов полширины

базальтовый обыкновенная эссенция

зеркальный падчерица Фамилия

знаменитая недобропорядочность

3. Отработка дикции.

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточна, известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:

^ Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В приведенном далее перечне даны скороговорки в развернутом варианте.

Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается ( 2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.

^ Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол тетерев сидел на дереве, от дерева тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перескоговорил.

4. Интонационная разминка.

Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет,

какие конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений:

  • Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.

  • Выбирать нужный темп чтения ( быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).

  • Ставить логическое ударение в предложении.

Для отработки этих умений я использовала материал из учебника « Я расту» О. В. Джежжелей, так как все произведения учебника ясны по композиции и сюжету, просты по форме изложения, имеют ярко выраженную направленность на то, чтобы ребенок овладел культурой речи. Они содержат много повторов, элементов способствующих отработки правильного произношения, выработке ритма речи, спонтанной выразительности, вызывают и закрепляют чувства и эмоции, доступные детям не только для воспитания, но и воспроизведения.

Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаю такое предложение:

^ Подай мне деревянную ложку!

Выделите голосом сначала слово деревянную, затем - мне, потом - подай.

Как меняется смысл предложения?

Вывод: Ударная гласная определяет правописание слова, « логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения.

^ 5. Развитие оперативной памяти.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения - чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке « ситуацию успеха».

Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного - двух предложений и постепенно доводить до пяти -шести.

Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:

  • запишите предложения в обратном порядке;

  • запишите только второе и пятое предложения;

  • запишите предложения с третьего по шестое.

Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко).

Набор 1.

1

Тает снег.

2.

Идет дождь.

3.

Небо хмурое.

4.

Коля заболел.

5.

Запели птицы.

6.

Поле опустело.

В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.

^ 1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами

небольшие по объему упражнения ( по 5 минут небольшими порциями, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).

^ 2. Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения).

^ 3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.

4. Чтение пред сном.

Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

5. Режим щадящего чтения, (если ребенок не любит читать).

Ребёнок прочитывает одну - две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

^ 6. Многократность чтения.

В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система Федоренко - Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

^ 7. Приём стимулирования учащихся.

В конце последнего урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты

вполголоса, пересчитывание слов и запись в дневник ( ежедневно).

Полезны специальные игры, способствующие развитию памяти, выработке устойчивого внимания.

Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен

определить специальный режим чтения:

1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы).

2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение « про себя», образцовое чтение учителя.

На уроках часто возвращаемся к памятке:

Учись читать правильно.

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

  3. При чтении будь внимателен к каждому слову.

  4. Старайся понять, о чем читаешь.

  5. Читай ежедневно вслух и «про себя».
^

Упражнения развития четкости произношения.


Чтение скороговорок, чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца, строфы.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

И т. п.

Произноси четко, внятно, соблюдая знаки препинания.

Книга в суме/ - в пути тягость,

Книга в уме/ - в пути облегчение.

Испокон века/ - книга красит человека.

Читай правильно диалог.

- Собака,/ что делаешь?

- Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

- Волков боюсь.

Покажи повышение и понижение голоса.

- Что ж ты, Еж, такой колючий? ^

- Это я на всякий случай. v

Знаешь, кто мои соседи? ^

Лисы, волки и медведи. v

Произноси правильно.

ша, ще

ручища, ножища, тараканище




чудище, хвостище




Щеткой чищу я щенка.




ого, его

у синего моря




пустите отдохнуть дорожного человека




Эта страница зеленого цвета.







р

грохот грома




родимая стронка




режу резеда




Карл у клары украл кораллы.







сш

шапкой Саша сшиб шишку

Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее, и совсем быстро, без ошибок.

Сыворотка из-под простокваши.

Добрый разум не наживешь сразу.
^

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.


Слова с общим корнем: вода, водный; белый, белье; Родина, родной.

Сочетания слов: чистого берега; у дальнего леса.

^ Корень слова: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка.

Связный текст для безошибочного восприятия: абзац, строфа, или “спрашивают-спрашивали, расспрашивать-расспрашивали”.
^

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.


Губы”. Для четкого разграничения чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать “про себя” дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение.

Угадай”.

Аленка вылез-- из луж-- и сказа--:

- А вода до чего тепл--!

И побеж--- по ули--, по всем лужи--- и калужинк--. Таня бросил--- за ней.

Они догон--- друг друга, шлеп--- босы-- ног--- по воде, подним-- весел-- брыз--, и смеял---.
^

Упражнение на антиципацию частей диалога.


– Ты уже читал эту книгу?

(Нет, не читал.)

- Я тебе ее дам прочитать.

(Спасибо. Но я ее тебе не скоро верну.)

- Ты что мелено читаешь?

(Да. И читать некогда.)
^

Упражнения на понимание прочитанного.


1. Назови одним словом:

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж - …

2. Раздели слова на группы:

А) заяц, горох, волк, огурец, ежик, медведь.

Б) радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос.

3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:

Травы: (клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница).

4. Пятый – лишний.

Шляпа, волосы, глаза, нос, уши.

Скоро, быстро, поспешно, постепенно, молниеносно.

5. К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два слова, ближе всего по смыслу подходящих к первому слову:

Пение (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос).

По мнению Назаровой Л. К. осознанность чтения - это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста.

По мнению Светловской Н.Н. сознательным чтение бывает только тогда, когда читатель читает и понимает, чего он здесь не понимает.

Они считают, что показателями чтения и обученности читателя является его

способность поставить перед собой три вопроса и ответить на них:

1.Что я чувствую, когда читаю?

2.Почему именно так я чувствую, переживаю?

3.Что дает мне возможность именно так оценить произведение?

Проверку осознанности чтения обычно провожу в ходе беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:

  1. уровень - фактическое содержание.

  2. уровень - понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей.

  3. уровень - собственная оценка действующих лиц, их поступков.

Учу детей анализировать учебный материал, сравнивать, устанавливать отражённую в нём логику; учу размышлять, формулировать, доказывать, не бояться высказывать свою точку зрения; формирую умения контролировать самих себя, поэтому очень важно, чтобы ребёнок сам мог оценить результаты своего труда: чего достиг, где нужно ещё поработать.

В 3-4 классе очень широко использую работу консультантов, работу в паре, где дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если первый вариант читает отрывок, то второй вариант непросто слушает, но и потом пересказывает его и наоборот. Причем пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением, это зависит от задания учителя.

Широко использую «чтение - спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы. Уже в начальной школе знакомлю детей с работой по толковому словарю, ищем объяснение трудным непонятным словам.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым

заданием. Работа с текстом не должна быть однообразной. Предлагаю виды заданий, которые помогут создать процесс чтения занимательным.

1. Чтение самого красивого места в рассказе.

2. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

3. Чтение “выше нормы” (это домашнее чтение, поэтому ученик набирает 10-15 слов выше нормы)

4. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

5. Чтение и установление что правда, что вымысел (для сказки).

6. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку.

7. Чтение, рассказ о том, что понравилось, что запомнилось.

8. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

9. Чтение названия рассказа. (как еще можно назвать).

10. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

11. “Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

12. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

13. Чтение, пометка непонятных слов.

14. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

а) сущ. + прил.

б) сущ. + гл.

в) мест.+ гл.

15. Чтение с выписыванием слов для цитат и словаря.

16. Комбинированное чтение (учитель – ученики).

17. Нахождение отрывка, который нужно прочесть презрительно, строго, с мольбой, досадой, радостью, печально…

18. Нахождение и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным знаком, и др.

19. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

20. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка, при этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его

чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.

Результативность:

Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 -35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.

Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике. Это можно увидеть по результатам проверке чтения и во внеклассных мероприятиях, в которых с удовольствием принимают участие и родители.

Результаты проверки техники чтения в 4 а классе



№ п/п

Ф.И.

Начало

1кл. сл/мин

Оконч. 1кл

сл/мин

Начало

2кл сл/мин

Оконч.

2кл сл/мин

Начало

Зкл сл/мин

Оконч.

Зкл сл/мин

Iполуг.

4кл

сл/мин

1

Байларова А

3

35

41

60

64

82

98

2

БакановаИ

12

38

47

63

82

95

105

3

Башкатова Н

нечит

27

43

54

64

83

96

4

Болдырев М

8

25

32

40

54

85

110

5

Бусарев А

13

31

46

67

76

110

120

6

Губанова Н

25

64

71

99

109

129

150

7

Данелюк А

10

32

47

60

75

94

110

8

Калякин И .

нечит

15

20

37

45

59

77

9

Катанова Н

Нечит

34

60

70

90

107

114

10

Козиков И

Нечит

17

20

38

50

64

82

11

Константинова

23

52

69

93

99

130

135

12

Кузьмин С

Нечит

27

33

50

64

95

100

13

Кучеренко Н

Нечит

22

28

41

49

58

73

14

Лебедева Е

Нечит

25

39

52

50

65

81

15

Лещенко А

15

47

54

75

93

118

125

16

Лукоянов О

8

40

48

60

61

82

96

17

Медведев С

12

38

47

61

64

83

105

18

Миннигулова

З(заик)

19

25

49

55

72

89

19

Мочалкин Е

Нечит

12

17

34

35

57

70

20

Нестерова В

7

29

39

63

68

93

101

21

Попова М

9

32

41

60

64

82

93

22

Сковородникова

11

30

40

60

65

83

96

23

Чертов Е

15

32

49

69

68

86

105

24

Шарафутдинова

Нечит

19

27

48

60

78

88

25

Языкбаева К

Нечит

15

32

53

51

74

87

В ходе работы по формированию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков

чтения будет эффективным, если в системе проводить такие упражнения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. Конечно, не все дети одинаково усваивают программный материал, не все стараются читать. С такими детьми нужно работать индивидуально.

^ Адресная направленность:

Данная система может быть использована учителями начальных классов, учителями русского языка и литературы в образовательных учреждениях, родителями.

Трудоемкость:

Эта методика проста, доступна любому учителю, не требует материальных затрат, пособия для изучения и использования.


Используемая литература:

1. Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. - 1994. - №3, - с. 12-19.

  1. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - М., Педагогика, 1997, Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения»

  2. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. - 1989 г. - №1. - с. 33 -38.

  3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М., Просвещение, 1991 г.

  4. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. - 1990. - №3. - с. 67-69.

  5. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителя. -М., «Просвещение», 1975.




  1. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. -М., «Просвещение», 1977.

  2. Соловейчик М. С. К Тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. // Начальная школа. 1994. - №8 - с.22-26.

  3. Федоренко И. Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. - Киев, 1980.

10. Яковлева В. И. пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа.
-1996 г.-№6-с. 12-16.

11. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения; Т. И.
Кондранина, М.: 1998.


Приложение

Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (первая группа блоков).

 Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
еу ад аж ай ам ап ар ах!ей ел ем
ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй!
Эх! юг юз юм юн яд як ял ям Ян яр

ба бы бэ-э-э во! вы га да до же за
ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на
не ни но ну по ра ре си су та те
то ту ты тю! фа фу! ха! хе! че чу ша!
щи бр-р-р кшш… тшш… тсс…

ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! во-во!
га-га-га! да-да-да! эй-эй!
Ну-ну то-то хе-хе-хе ха-ха-ха!
ба-ба дя-дя па-па ма-ма

Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.

При отработке чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам.

ага

бай

сам

шар

пах

аут

баз

бык

бэр

вон

выя

дар

дом

бей

ели

ему

Зея

сею

уже

зал

ива

тик

хил

зим

лиф

тих

бия

кар

лих

люк

ляп

миф

мул

мыс

мэр

нас

нет

нищ

нот

гну

бой

лом

сон

ост

лот

мох

бош

пол

Юра

рек

оси

суп

эта

тел

тот

эту

тыл

тюз

ума

муж

кум

рус

дух

Уфа

Уфу

уха

ухе

чек

чуб

шаг

щит

эхо

юга

тюз

юму

дюн

яды

яку

мял

яма

 Аа-ага-яга-яма-ява-Яна
Ад-сад-суд-сед-дед-бед
Ай-бай-рай-лай-лей-лес
Бэ-бэр-бор-бур-бут-бус
Во-вон-вот-воз-вол-эол
Га-газ-гаи-уаз-азы-азу
До-дом-дон-док-око-мод
Ем-ему-тем-там-том-сом
Же-уже-ежу-еду-ежи-жив
За-зал-зав-зам-зад-зуд
Им-зим-ими-иди-или-ила
КА-кар-жар-жир-жор-гор

Ли-лих-тих-тех-мех-мох
Му-мул-нул-луг-луч-куч
На-нас-сан-сап-нес-сел
Ос-ост-сто-дос-дом-ома
По-пол-пал-мал-дал-жал
Ре-рек-век-вак-ваз-воз
Су-суп-сук-сок-ток-так
То-тут-тот-аут-кут-кум
Уж-муж-луж-лыж-пыж-паж
Фа-Уфа-фат-фар-фал-Фил
Ха-уха-хам-рам-Рим-ран
Че-чек-кэч-кож-жек-жук








^ Тексты зрительных диктантов

(по И.Т.Федоренко)




Предложения

Число

букв.

Время

экспози-

ции.


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1

2

3

4

5

6


1


2


3


5


6

Набор № 1

Тает снег

Идет дождь.

Небо хмурое.

Коля заболел

Запели птицы.

Поле опустело.

Набор № 2

Трещат морозы.

Я ищу землянику.

В лесу росла ель.

Наступила осень

Дни стали короче.

В лесу много берез.

Набор № 3

Прилетели птички.

Ярко светит солнце.

Лида вытерла доску.

Весело бегут ручьи.

Подул резкий ветер.

Зоя прилежно учится.

Набор № 4

Дятел долбил дерево.

Я хочу посадить цветы.

Иней запушил деревья.

Без воды цветы завянут.

Пролетело жаркое лето.

Возле дома посадили ель.

Набор № 5

Солнышко светит и греет.

Федя решал задачу у доски.

Загорелась в небе зорька.

На деревьях сверкал иней.

Город Киев стоит на Днепре.

В лесу собирают землянику.

Набор № 6

Зимой река покрылась льдом.

Мальчик подарил маме цветы.

Дежурные стерли пыль с доски.

Колхозники работают на лугу.

На огород забрались цыплята.

Мы жили возле березовой рощи.

Набор № 7

Небо покрылось серыми тучами.

Дети посадили во дворе акацию.

Бабушка купила внуку букварь.

Землю согрело теплое солнышко.

Моя сестра работает на фабрике.

Ласково грело весеннее солнце.

Набор № 8

Идет дождик.

Мы любим наш Киев.

Береги учебные вещи.

У Андрея чистая тетрадь.

Помогай своему товарищу.

Быть здоровым очень важно.

Набор № 9

Вода в море соленая на вкус.

Наша страна борется за мир.

Началась большая перемена.

Дети ходили в лес за грибами.

Руки надо мыть водой с мылом.

Красивы улицы нашего города.

Набор № 10

Москва – столица нашей Родины.

Школьники поливают саженцы.

Депутаты съехались на съезд.

Надо быть честным и правдивым.

Звезды сияют на башнях кремля.

Летом наша семья жила на Волге.

Набор № 11

Весело колоситься густая рожь.

Поля запорошило белым снегом.

Мы читали интересный рассказ.

Мичурин много и упорно работал.

Новые дома растут очень быстро.

Из машины вышел наш учитель.

Набор № 12

Мальчики принесли сухих веток.

В поле поспевает рожь и пшеница.

На стройку привезли рамы и двери.

Дети всех стран хотят жить в мире.

Свежий ветерок повеял прохладой.

Сверкнула молния, и загремел гром.

Набор № 13

Давно скосили и убрали луга и поля.

Белка взобралась на верхнюю ветку.

Солнце светило ярко, и дети купались.

Травы скашивают во время их цветения.
Дедушка Филипп пасет коров.

Люблю я в поле встречать восход солнца.

Набор № 14

Поднялась за рекой большая серая туча.

В далекой тайге живут охотники-эвенки.

Все радовались встрече с космонавтами.

Разведчики отправились в опасный путь.

Дружная семья и землю превратит в золото.

Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

Набор № 15

Зацветает, зеленеет наш веселый огород.

Меж редеющих верхушек показалась синева.

Хороши привольные широкие степи Украины.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Павел и Вика любят читать волшебные сказки.

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

Набор № 16

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

Школьники готовятся к новому учебному году.

Много работы в яблоневом саду ранней весной.

На берегу моря раскинулся спортивный лагерь.

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

Набор № 17

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.

Мы посадили во дворе елочки, липы клены и березы.

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.

Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.

Играют волны, ветер свищет, а мачта гнется и скрипит.

Набор № 18

На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук.

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.

Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье.

По лесной заросшей тропе идет группа туристов.

Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом.

Школьники выращивали яблоки, груши, абрикосы, виноград.



8

9

10

11

11

12


12

13

13

14

14

15


15

16

16

16

16

17


17

18

18

19

19

20


20

21

21

21

22

22


23

23

24

24

24

24


25

25

25

26

26

26


10

14

17

20

21

22


22

22

23

23

23

24


24

24

24

25

25

25


25

25

25

26

26

26


26

26

27

27

28

28


28

29

30

31

32

32


32

33

33

33

34

34


34

35

35

36

36

37


36

36

37

37

38

38


38

39

39

40

41

42


42


43


44


45

46


46




4

4

5

5

5

6


6

6

6

7

7

8


8

8

8

8

8

8


8

7

7

7

7

7


6

6

6

6

6

6


5

5

5

5

5

5


4

4

4

4

4

4


5

7

8

10

10

10


7

7

7

7

7

7


5

5

5

5

5

5


4

4

4

4

4

4


4

4

4

4

4

4


4

4

4

4

4

4


4

4

4

4

4

4


4

4

4

4

4

4


5

5

5

5

5

5


5

6

6

6

7

7


7


7


7


8

8


8



^ Урок литературного чтения по теме:

Б.Емельянов «Мамины руки». 3 класс.

Цель: обеспечение целостного восприятия и понимания текста, развитие связной речи, техники чтения.

^ ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

а) Игра «Четвертый лишний».

- Из четырех названий произведений, перечисленных после фамилии писателя, вам необходимо исключить одно, не принадлежащее перу данного автора:

^ В.Осеева: «Волшебное слово», «Урок вежливости», «Почему?»,

«Лекарство».

б) Выразительное чтение учащимися по ролям.

III. Работа со словами.

1. Читай быстро:

Жили - дружили.

2. Читай внимательно:

Нехорошая - нехороша.

3.Читай правильно:

Несчастный.

^ IV. Чтение и анализ рассказа Б.Ёмельянова.

а) Чтение вслух «по цепочке».

б) Лексическая работа.

- Поясните выражения:


  1. «Руки жесткие, а сердце мягкое» (Добрый человек, трудолюбивый)

  2. «Всыпать горячих» (разг.) - сильно отругать, побить кого-нибудь.

(СИ. Ожегов.)

-Какое настроение вызвало у вас прочитанное?

  • Веселое или грустное это произведение?

  • Почему так называется это произведение? -Какое событие главное?

  • Кому из членов семьи вы сочувствовали, кого осуждали? Поясните, почему.

  • Что вы можете сказать об этой семье? Делайте ссылки на текст.

-Почему бабушка называет руки своей дочери «золотыми»? Подтвердите текстом.

  • Почему так произошло у Маши: не хотела, но обидела маму? Как нужно читать слова Маши?

  • Как отреагировала бабушка на происходящее? -Как это характеризует бабушку?

-Осознала ли Маша, что обидела маму? Подтвердите словами текста. -Почему бабушка не пустила Машу извиняться?

-Какую пословицу можно подобрать к данному эпизоду? {После драки кулаками не машут)

-Извинилась ли Маша за свой проступок? Как это произошло?

в) Самостоятельное чтение учащимися «про себя».

- Разделите текст на части.(3авязка, развитие действий, кульминация, развязка)

Проверка. IV. Итог урока.

На доске запись:

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. Слово пуще стрелы разит.

  • Объясните смысл пословиц.

  • И в заключении хочу прочитать отрывок из стихотворения:

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Все что-то мастерят. Так толсто мажут пенки,




Похожие:

Павлова Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов iconГосударственное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №143 Окружной конкурс
Руководители работы: Павлова Марина Юрьевна, учитель технологии, Горностаева Екатерина Александровна, учитель начальных классов
Павлова Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов iconСпособы, направленные на развитие орфографической зоркости и речи учащихся начальных классов Обобщение опыта Аликина Елена Владимировна Учитель начальных классов Стаж педагогической работы 15 лет
Способы, направленные на развитие орфографической зоркости и речи учащихся начальных классов
Павлова Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов iconАвтор проект Мартьянова Ольга Николаевна, учитель начальных классов, учитель высшей категории маоу «сош №83» г. Перми
Работа над проектом позволяет учащимся научиться пользоваться различными источниками и способами получения информации
Павлова Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов iconПрограмма по физической культуре 3 класс
Автор – составитель: Григорьева Тамара Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Павлова Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов iconМесто работы: моу сош №16 должность: учитель начальных классов
«Педагогические технологии как средство достижения планируемых результатов обучения в начальной школе»
Павлова Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов iconПрограмма по Истории и культуре Башкортостана 3 класс
Автор – составитель: Григорьева Тамара Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Павлова Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов iconВнеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. ( Разработала учитель математики мбоу «сош №4» города Торжка Коршунова Елена Васильевна) Тема: «Путешествие в страну «Математика»»
Разработала учитель математики мбоу «сош №4» города Торжка Коршунова Елена Васильевна
Павлова Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов iconФормирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов Полякова Елена Александровна, учитель начальных классов ноу «Школа-интернат №8 ОАО «ржд»
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует им мешать, но нужно принимать меры к...
Павлова Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов iconВыступление на совещании учителей начальных классов рмо мулюкина Наталья Валентиновна, учитель начальных классов
Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. От того, каким окажется...
Павлова Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов iconПрограмма факультативного курса «Подвижные игры»
Лелякова Елена Ивановна, учитель начальных классов моу медведицкая сош жирновского района Волгоградской области
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты