Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования icon

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования



НазваниеПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Дата21.05.2014
Размер108.4 Kb.
ТипПрограмма

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

на ступени начального общего образования

 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

^ Ценностные ориентиры содержания образования
на ступени начального общего образования.


1.     Формирование основ гражданской идентичности личности.

2.     Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

3.     Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

4.     Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

5.     Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие её самоактуализации.

^ Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

  Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

     Личностные УУД:  

-  действие смыслообразования (интерес, мотивация);

-  действие нравственно – этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

-  формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

-  формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы);

-  эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

-  формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

-  формирование желания выполнять учебные действия;

-  использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

В сфере личностных УУД будут сформированы:

-  внутренняя позиция школьника;

-  личностная мотивация учебной деятельности;

-  ориентация на моральные нормы и их выполнение. 

^ Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-  целеполагание;

-  планирование;

-  прогнозирование;

-  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-  коррекция;

-  оценка;

-  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

^ Познавательные универсальные учебные действия включают:  общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные УД:

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-  поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных
средств;

-  структурирование знаний;

-  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
форме;

-  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий.


Логические УД:

-  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-  синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;

-  выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-  подведение под понятие, выведение следствий;

-  установление причинно – следственных связей, представление цепочек объектов и
явлений;

-  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-  доказательство;

-  выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

-  формирование проблемы;

-  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.

В сфере познавательных УУД ученик научится:

- использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием
моделирования;

- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий приём
решения задач.

^ К коммуникативным действиям относятся:

-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;

-  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборов информации;

-  разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-  управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка, современных средств коммуникации.

В сфере коммуникативных УУД  ученики смогут:

-  учитывать позицию собеседника (партнёра);

-  организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

-  адекватно передавать информацию;

-  отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

^ Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 

(на основе образовательных ресурсов УМК «Школа России»)

   Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый из предметов УМК «Школа России», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определённых знаний, умений и, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных действий.  

^ Приоритеты предметного содержания в формировании УУД

Смысловые акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное самоопределение

нравственно-этическая ориентация

смыслообразование

нравственно – этическая ориентация

регулятивные

 

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (+ технология, физическая культура и др.)

познавательные общеучебные

 

 

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

 

формирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно – следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

 

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа

 

 

 

 

 

 

 

^ Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Личностные типовые задачи – самоопределение, имеющее в качестве продукта рефлексивную самооценку; смыслообразование, определяющее мотивацию учебной деятельности, действие нравственно-этического оценивания (методика «Беседа о школе», «Незавершенная сказка», «10 Я» (Кун), методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха, шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.), опросник мотивации, «Хороший ученик»).

Регулятивные типовые задачи – оцениваниваемые универсальные учебные действия (выкладывание узора из кубиков, проба на внимание, методика «Кодирование»).

Познавательные типовые задачи – действия моделирования, общий прием решения задач (Ж.Пиаже, А.Шеминьска, методика «Кодирование», «Нахождение схем к задачам»).

Коммуникативные типовые задачи – действия общения, кооперации, отображения в речи предметного содержания и условий деятельности (задание «Левая и правая сторона» Ж.Пиаже, методика «Кто прав?», Г.Р. Цукерман, задания «Рукавички», «Дорога к дому»).

^ Преемственность формирования УУД по ступеням общего образования

в соответствии с УМК «Школа России»

Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определённый период выстраивается система работы по преемственности.

Преемственность формирования учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счёт:

-  принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в
частности – ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного
образования – формирование умения учиться.

-  четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой
ступени;

-   целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие
УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные,
общепознавательные, логические и др.).

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирования умения учиться.


В таблице представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для обучения в начальной и основной школе.

  УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

-смыслообразование

-самоопределение

Регулятивные

Адекватная школьная мотивация.

Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка.

Обучение в зоне ближайшего развития ребёнка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над её достижением.

Регулятивные,

личностные, познавательные,

коммуникативные

действия

Функционально – структурная сформированность учебной деятельности.

 Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные действия.

Внутренний план действия.

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия.

 

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и освоений действий.

Осознанность и критичность учебных действий.

  

^ Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения

Личностные УУД

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

^ Регулятивные УУД

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию     (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

^ Познавательные УУД

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать  и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Коммуникативные УУД

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.



Похожие:

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Программа отдельных...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Белогорской средней общеобразовательной школы
Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся
Рф №373 от 6 октября 2009г.) и авторской программы личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Пояснительная записка
Рственного образовательного стандарта начального общего образования, и призвана способствовать развитию системы универсальных учебных...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
«научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Цель программы
Цель программы: формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты