Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей icon

Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей



НазваниеСистема работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей
Дата22.05.2014
Размер90.08 Kb.
ТипСправочники, творчество

Система работы с одаренными детьми

в учреждениях дополнительного образования детей


Одним из направлений Послания Президента Российской Федерации определено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России.

В образовательной политике Пуровского района большое внимание уделяется поддержке и развитию одаренных детей. В качестве одной из приоритетных структур по работе с одаренными детьми является система дополнительного образования детей. В учреждениях создаются особые условия для творческого самовыражения ребенка, т.к. в основу образовательного процесса положены следующие принципы: научности; добровольности; свободы выбора; свободы творческого самовыражения, самоопределения; доступности; личностно-ориентированного подхода; создания ситуации успеха.

Учреждения дополнительного образования Пуровского района являются многопрофильными учреждениями, что позволяет талантливым детям развивать и совершенствовать свои творческие способности по различным направлениям: хореография, вокал, театр, изобразительная деятельность, декоративно-прикладное, научно-техническое, спортивно-техническое творчество, театр моды, спорт, туризм, экология, научно-исследовательская деятельность и др. На 1 января 2010 года в 123 объединениях 5 учреждений дополнительного образования занимается 4191 ребенок; на базе школ дополнительным образованием занято в 215 объединениях 4048 детей. Общий охват детей системой дополнительного образования в возрасте от 5 до 18 лет составляет 87%.

С 2009 года реализуется районная целевая программа «Совершенствование системы дополнительного образования Пуровского района на 2009-2011 годы». Цель программы - совершенствование системы дополнительного образования детей, призванной обеспечить необходимые условия для создания среды, способствующей развитию творческих способностей, включения в социально полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения, самореализации и самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе,  формированию толерантного сознания, организации содержательного досуга и занятости.

Одним из приоритетных направлений реализации программы является работа с одаренными детьми:

- участие творчески одарённых детей в конкурсах различного уровня;

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей;

- грантовая поддержка одаренных детей;

- поддержка и развитие новых форм детских творческих объединений, инновационной деятельности;

- обновление форм и методов работы с творчески одаренными детьми, разработка индивидуальных образовательных маршрутов и др.

Пуровским Домом детского творчества как опорным районным и окружным учреждением разработана и реализуется целевая программа «Одаренные дети». Основные задачи программы: мотивация учащихся на исследовательскую, творческую деятельность; создание механизма научно-информационного, кадрового, нормативно-правового и ресурсного обеспечения в работе с одарёнными детьми; расширение спектра дополнительных образовательных услуг и программ для творчески одаренных детей, через разработку вариативного содержания дополнительного образования на основе использования и проектирования инновационных технологий; компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных интересующих детей видов деятельности и содействия выбору индивидуального пути (маршрута, траектории) образования и развития ребёнка, по которому он может продвигаться в приемлемом для него темпе и др.

В рамках реализации программы педагогами ДДТ проводится работа по применению в образовательном процессе элементов современных методик, технологий (технология исследовательского (проблемного обучения) проектной деятельности, информатизация образовательного процесса, здоровьесберегающие технологии, современные методики по направлениям деятельности объединений). В мае 2010 года внутри учреждения проведён конкурс учебно-исследовательских и проектных работ «Через тернии – к звёздам!». В конкурсе приняли участие 9 обучающихся из 6 объединений («Школа моды», «Основы архитектуры и дизайна», «Авиамоделирование», «Юный художник», «Юный натуралист», «Детский орден милосердия»).

Учреждениями дополнительного образования ежегодно пополняется банк данных одаренных детей, выпускников, поступивших по направлению деятельности учреждения, регулярно пополняется банк данных участия воспитанников в смотрах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня. Пуровским Домом детского творчества выпущен сборник детских творческих работ «Мир глазами детей».

Осуществляется грантовая поддержка талантливой молодежи. Ежегодно, с 2006 выделяются средства в рамках районных программ на присуждение премий в размере 10 тысяч рублей талантливой молодежи (15). С 2006 года в рамках национального проекта «Образование» награждены грантом Главы район 41 учащийся и воспитанник образовательных учреждений района, 6 учащихся. получили Грант Губернатора (из них 50% в номинации «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность»), 5 учащихся - Грант Президента по 30 тыс. руб..

- Предусмотрена ресурсная поддержка класса одаренных детей на базе СШ№2 г. Тарко-Сале (проект, реализуемый совместно с ОАО «НОВАТЭК») 2007г. –1700 тыс. руб., 2008г. – 2408 тыс. руб., 2009г. – 3613 тыс.руб.

Всего с 2007г. выделено 7721 т.р.

С 2006 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» Администрацией Пуровского района выделяются денежные средства для поддержки талантливой молодежи, благодаря которым есть возможность проводить специальную работу с одаренными детьми, что позволяет не сдерживать, а стимулировать развитие творческих способностей, расширять базу познавательных интересов, интеллектуальных умений.

Запланированы и выделены средства на участие школьников в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах, фестивалях различных уровней в в 2006г. – 1525 т.р., 2007 г.-2200 т.р., 2008 г.- 2500 т.р., 2009г.- 1419т.р., из них на участие в конкурсах- в 2006г. – 1525 т.р., 2007 г.- 1733 тыс.р., 2008 г -1900 т.р., 2009г. – 1094 т.р..

Всего с 2006 г. выделено 7644 т.р.

С 2006 по 2008 гг. приняли участие в мероприятиях различного уровня 1969 детей. Из них 624 победителя.

В 2009 году приняли участие в конкурсах, фестивалях окружного, Всероссийского, Международного уровней – 238 чел. из них 97 чел. стали победителями. По сравнению с прошлым годом на 37% (88 чел.) увеличилось количество участников конкурсов окружного, Всероссийского, Международного уровней, на 9% увеличилось число победителей.

Всего в конкурсах и фестивалях в 2009 году приняли участие 181 учащийся. Результаты участия детей в таких мероприятиях следующие:

- Международный фестиваль-конкурс детских и молодежных студий и театров моды «Магия стиля-2009», г. Париж (февраль, диплом первой степени).

- Региональный этап IX Всероссийского фестиваля детского художественного творчества «Адрес детства – Россия» (1 место – 5, 2 место – 2).

- IХ Всероссийский фестиваль-конкурс детского художественного творчества «Адрес детства – Россия», г. Ярославль (сентябрь, диплом 3 степени), г. Анапа (август, диплом 2,3 степени).

- Конференция «История моей семьи- страницы многовековой истории Отечества», г.Казань (март, диплом 1 степени, специальный приз «За лучшее представление проекта»).

- Финал Всероссийского форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», г. Туапсе (сентябрь, дипломы за активное участие).

- Всероссийская поисковая экспедиция «Вахта памяти», г.Санкт-Петербург (апрель, итоги в газете «Северный луч»).

- Всероссийский фестиваль детского и молодежного творчества «Казачок» (июнь, диплом участника).

- Региональный этап Всероссийского смотра-конкурса юных талантов России «Новые имена» (1 место – 2, 2 место – 1, 3 место – 1).

- Региональный этап VII Всероссийского конкурса «Дети и книги» (1 место – 4).

- Районный детский фестиваль народного творчества «Все краски Ямала» (декабрь 2009г.).

- Участие детей в Кремлевской елке (декабрь 2009г.).

- Речевая подготовка в образовательном туре (Англия, декабрь 2009г.).

За период с января по июнь 2010 года 81 обучающийся Пуровского района заняли призовые места на конкурсах, фестивалях окружного, регионального, Всероссийского и Международного уровней:

- Региональный этап Международного конкурса детских рисунков «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. глазами детей», номинация «Иллюстрация» (1 место);

- Международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «Будущее планеты», номинация «Эстрадный вокал. Соло» (1 место – 2);

- Региональный этап Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Мир глазами юных. Наследники Великой Победы», номинация «Свободная тема» (1 место);

- III окружной заочный смотр-конкурс театральных студий образовательных учреждений «Театральная мозаика», номинация «Драматические коллективы» (1 место);

- Региональный этап X Всероссийского фестиваля детского художественного творчества «Адрес детства – Россия», номинация «Декоративно-прикладное искусство»

(1 место – 2);

- Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Национальное достояние России», номинация «Политология» (с работой: «Возрождение казачества на Ямале.. Альтернативы становления мировоззрения молодого поколения на основе казачьих традиций») - 1 место (2 диплома);

- III окружной заочный фестиваль детского творчества «Ямальские каникулы»

(1 место – 5) и др.

Сегодня в реализации образовательной функции деятельности учреждений дополнительного образования детей особое место занимает процесс реализации предметно-профильной и профессионально-профильной подготовки учащихся.

На основании договоров о взаимном сотрудничестве педагогами учреждений дополнительного образования проводятся занятия творческих объединений культурологического, хореографического, декоративно-прикладного, художественного и др. направлений. Дети получают возможность развить свои творческие способности по различным направлениям деятельности, самореализовать профессионально-личностный потенциал в избранном им направлении.

Активизирована работа учреждений по развитию исследовательской деятельности обучающихся: В ДДТ п.Пурпе открыто объединение «Искатель». Занятия проводятся на базе Пурпейской средней общеобразовательной школы №2 (кабинета химии) по программе «Химия вокруг нас». Используя на занятиях такие формы обучения как поисковая деятельность, элементы исследовательской и проектной деятельности педагогом не просто расширяются знания школьного курса химии, а развиваются творческие, интеллектуальные способности воспитанников.

Реализуются профильные курсы на базе школ, учреждений ДОД: в ЦЭВ «Сударушка» открыто объединение «Изобразительное искусство» для воспитанников, желающих подготовиться к поступлению в ССУЗы и ВУЗы художественного профиля. Педагогами Уренгойского ДДТ в рамках предпрофильной подготовки старшеклассников проводятся занятия с учащимися школ поселка по направлениям «Дизайн одежды», «Дизайн интерьера», «Автослесарное дело» (3 выпускника поступили по направлениям объединений в учебные заведения).

Педагогом ЦЭВ «Сударушка» разработаны программы профильного обучения и элективных курсов: «Пространство мира в рисунке», «Колористика». В программы включены методы проектной, исследовательской деятельности.

Для работы с одаренными детьми на базе учреждений дополнительного образования используются информационные ресурсы: 4 учреждения имеют компьютерные классы, по учреждениям проведена локальная сеть.

На занятиях хореографии, вокальных объединений одним из условий успешного обучения является качество используемых аудио- и видеоматериалов. В объединениях декоративно-прикладного, технического творчества компьютер используется на разных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, также используются программы для швейно-вышивального оборудования. Применение ИКТ позволяет педагогам использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал, способствующий повышению эффективности усвоения учебного материала, активизации мыслительной деятельности воспитанников.

Педагогами создаются базы электронных ресурсов (электронный банк детских песен, фонограмм, учебно-методические курсы, электронные библиотеки); в спортивно-технических объединениях для пробных запусков по устранению выявленных дефектов используются программы по проведению тренировочных запусков моделей (авиасимулятор).

Применение информационных технологий позволяет эффективно решать задачи повышения эффективности образовательного процесса. В частности, широко применяется практика проведения занятий с использованием специализированных программ - видеоуроков с демонстрацией процесса обучения на большой плазменный экран, интерактивную доску.

В учреждениях системно ведется работа с детьми-инвалидами, предоставляя им возможность развить свои способности, получить дополнительные знания, умения, социально определиться в современных жизненных условиях. В 2009-2010 учебном году дополнительным образованием на базе школ занято 59 детей с ограниченными возможностями здоровья, 43 - на базе учреждений дополнительного образования детей.

Пуровским Домом детского творчества разработана и реализуется целевая программа «Дети инвалиды». Учреждение с 2004 года является экспериментальной площадкой программы «Международного союза детских общественных объединений «Союза пионерских организаций – Федерации детских организаций», реализует программу «Дети-инвалиды». Дети-инвалиды обучаются в «Школе взаимной человечности» и получают сертификаты по специальности «Помощник социального педагога» (с 2005 года - 4 сертификата, 2010г. - дипломом победителя конкурса социально значимых проектов детских общественных объединений, направленных на оказание помощи детям, имеющие ограниченные возможности здоровья РООИ «Детский орден милосердия» и почетная грамота Международного союза детских общественных объединений).

Система дополнительного образования детей Пуровского района является гибкой, открытой социальной системой, позволяющей обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формировании социальных компетенций. Она выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей.



Похожие:

Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей iconАбрамова Е. И. «Развитие туристско-краеведческой деятельности детей в учреждениях дополнительного образования», Москва 2006г
Абдулхаиров А. З. «Структура и содержание воспитании нравственно ориентированной личности в учреждениях дополнительного образования»,...
Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей iconПлан работы с одаренными детьми на 2012 2013 учебный год
Разработка программ, спецкурсов, элективных курсов, факультативов и объединений дополнительного образования
Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей iconСистема работы классного руководителя с одаренными детьми
В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого...
Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей iconСистема работы ддт с одаренными обучающимися
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – районный Дом детского творчества пгт Афанасьево Кировской...
Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей iconАнализ работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности моу «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ртищево саратовской области»
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными...
Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей icon«Об организации работы с одарёнными учащимися в образовательных учреждениях Морозовского района»
Отчёт об исполнении приказа отдела образования №187 от 02. 07. 2012 «Об организации работы с одарёнными учащимися в образовательных...
Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей iconКонцепция работы с одарёнными детьми
Современная образовательная система в России выдвинула в качестве приобретённой проблему диагностики одарённости детей
Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей iconИз опыта работы с одаренными детьми. Выступление подготовила – учитель истории и обществознания Давыдова В. Н
Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных,...
Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей icon«Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам и интеллектуальным конкурсам» Никитина Н. В. Мбоу «Сепычевская сош»
Ального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является...
Система работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования детей iconРазвитие коммуникативных способностей детей Методическая рекомендация педагогам дополнительного образования Для внутриучрежденческого использования Регистрационный №2 Составитель: заместитель директора по методической работе Филатова И. И
Не секрет, что педагогический процесс в образовательных учреждениях дополнительного образования детей осуществляется по двум важным...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты