Бюллетень №15 2012-2013 учебный год icon

Бюллетень №15 2012-2013 учебный год



НазваниеБюллетень №15 2012-2013 учебный год
Дата22.05.2014
Размер110.65 Kb.
ТипБюллетень

Методический бюллетень № 15

2012-2013 учебный год

Издание информационно-методического кабинета

управления образования и молодёжной политики администрации Арзамасского муниципального района.

Уважаемые коллеги!

В соответствии с решением районного координационного совета по введению ФГОС от 8 июня 2012 года №4 предлагаем Вашему вниманию обзор технологий системно-деятельностного подхода в рамках работы по введению ФГОС в обучение школьников.

^ Технологии системно-деятельностного подхода

Основные идеи технологии

Литература

^ Игровые технологии

Понятие «Игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педа-гогического процесса в форме различных педагогических игр, имеющих ярко выраженную учебно-познавательную направ-ленность.

Направления реализации игровых технологий на уроке:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в игровой форме;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве средства игры;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игры для интенсивного обучения /Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1991.

Пидкасистый П.И., Хайдаров

Ж.С. Технология игры в

обучении и развитии. –

М., 1996.

Платов А.Я. Деловые игры:

разработка, организация,

проведение. – М., 1991.

Самоукина Н.В.

Организационно-обучающие игры в образовании. – М., 1996.


Проблемное обучение

Эта технология предполагает такую организацию учебного процесса, при которой в сознании учащихся под руководством учителя создаются проблемные ситуации, и организуется активная самостоятельная деятельность по их разрешению, ведущая к творческому овладению ЗУНами и развитию мышления.

Преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения.

Проблемная ситуация возникает, если имеют место:

противоречие между знанием и незнанием учащихся;

несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);

необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;

противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования

По степени познавательной самостоятельности учащихся различают 3 основные формы проблемного обучения:

проблемное изложение;

частично-поисковая деятельность;

самостоятельная исследовательская деятельность

Генц Н. и др. Проблемное обучение в системе образования. – М., 1980.

Кудрявцев Т.В. Проблемное

обучение – истоки, сущность,

перспективы. – М., 1991.

Матюшкин А.М. Проблемные

ситуации в мышлении и

обучении. – М., 1972.

Махмутов М.И. Проблемное

обучение. – М., 1975.

Мельникова Е.Л. Проблемный

урок или как открывать

знания с учениками. – М.,

2002.


Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

В этой технологии изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками:

использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);

подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи;

письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам;

быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала;

общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач;

проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а у каждого следующего — предыдущий ученик);

релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения определенного числа типовых задач по изучаемой теме);

активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто-то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему);

урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой);

парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы «отлично», опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).

Алгоритм процесса обучения:

-Введение информации.

-Многократное проговаривание.

-Самостоятельная работа дома (запоминание по конспекту, понимание по учебнику).

-Первое повторение (воспроизведение конспекта).

-Второе повторение (вербальный опрос).

-Третье повторение (взаимоконтроль).

-Практическая работа (упражнения).

-Решение задач (упражнения).

Шаталов В.Ф. Куда и как

исчезли тройки. – М., 1980.

Шаталов В.Ф. Психологичес-

кие контакты. – М., 1992.

Беспалько В.П. Интенсифика-

ция процесса обучения. – М.,

1987.

Салмина Л.Г. Знак и символ

в обучении. – М., 1988

^ Технология проектной деятельности

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Признаки проектной деятельности, связанные с ориентацией обучающихся на:

проблематизацию (рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем, формулирование ведущей проблемы и постановку задач, вытекающих из этой проблемы);

целеполагание и планирование содержательной деятельности ученика;

самоанализ и рефлексию (результативности и успешности решения проблемы проекта);

представление результатов своей деятельности и хода работы;

презентацию в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

поиск и отбор актуальной информации и усвоению необходимого знания;

практическое применение школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

выбор, освоение и использование подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

Типы проектов:

Прикладные проекты;

Исследовательские проекты;

Информационные проекты;

Ролево-игровые проекты.

Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международ-ный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

Пахомова Н. Ю. Метод учеб-ных проектов в образователь-

ном учреждении: Пособие для

учителей и студентов педаго-гических вузов. —М.: АРКТИ,

2003. (Методическая библио-тека).

Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55


^ Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2)    часть общей дидактической системы, которая обес-печивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это:

-  создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

-   комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечива-ющих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифферен-цированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

-   по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

-   по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

-  по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

-   по уровню умственного развития (уровню достижений);

-   по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

-   по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

Классификационные параметры

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: 

приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя).

По концепции усвоения: приспосабливающаяся.

По ориентации на личностные структуры: информационная,

1) ЗУН + 2) СУД.

По характеру содержания: обучающая, светская, техно-кратическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая с ограниченной ориентацией на личность, проникающая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп - «репетитор».

По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: все виды.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами программирования.

По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

• Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

•  Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Особенности дифференциации по уровню

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.


Алексеев С.В. 

Дифференциация

в обучении предметам естественнонаучного цикла.  -Л., 1991.

Гроот Р. Дифференциация в образовании, /Директор. -1994. -V5.

Гузик Н. П. Обучение органической химии. - М.. 1988.

Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.

Селевко Г.К. и др. 

Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.

Унт  Индивидуализация и дифференциация обучения.

- М.: Педагогика. 1990.

Фирсов В.В. Дифференциация

обучения на основе обязательных результатов обучения. - М., 1994.


^ Технология развивающего обучения

Фундамент системы составляет концепция развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как обучаемый индивид, не как объект обучающих воздействий, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. В основу этой системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями.

В программах для начальных классов комплекта Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова представлена система лингвистических и математических понятий, усвоение которых позволяет ученикам самостоятельно и осознанно находить способы решения широкого круга практических и познавательных задач.

Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников.

Особенностью урока в этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии.

Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями.

Главные особенности системы:
1. Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий
2. Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления
3. Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени
4. Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний
5. Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.


Выготский Л.С. Педагогическая психология, М.1996г.;

Биологическое и социальное

Развитие человека, Подобщ. ред. Б.Ф.Ломова. М., 1997



Похожие:

Бюллетень №15 2012-2013 учебный год iconПлан работы общеобразовательного учреждения на 2012/2013 учебный год
Педагогический совет Итоги работы школы в 2011/2012 учебном году и задачи педколлектива на новый 2012-2013 учебный год
Бюллетень №15 2012-2013 учебный год iconПриказ № Учебно-педагогическая нагрузка работникам школы на 2012-2013 учебный год На основании учебного плана на 2012-2013 учебный год и заявлений педагогических работников
На основании учебного плана на 2012-2013 учебный год и заявлений педагогических работников
Бюллетень №15 2012-2013 учебный год iconПлан работы рмо учителей музыки и изобразительного искусства на 2012-2013 учебный год
Приоритетные направления деятельности мо учителей изо, музыки на 2012-2013 учебный год
Бюллетень №15 2012-2013 учебный год iconАнализ работы гбоу цо №173 Петроградского района Санкт-Петербурга за 2012-2013 учебный год
Рассмотрим результаты деятельности педагогического коллектива за 2012-2013 учебный год. Осуществим разработку целеполагания для нового...
Бюллетень №15 2012-2013 учебный год iconМесто проведения: актовый зал мбоу «Частинская средняя общеобразовательная школа»
Тема совещания: «Итоги работы образовательных учреждений за 2012-2013 учебный год. Задачи на 2013-2014 учебный год»
Бюллетень №15 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по развитию речи. 3 класс Ганиева Люция Фаесхановна учитель начальных классов 2012 2013 учебный год
Учебного плана мбоу «Кубянская сош» Атнинского муниципального района рт на 2012/2013 уч год (утвержденного решением педагогического...
Бюллетень №15 2012-2013 учебный год iconМесто проведения: актовый зал мбоу «Частинская средняя общеобразовательная школа»
Тема «Анализ работы образовательных учреждений за 2011-2012 учебный год. Задачи на 2012-2013 учебный год»
Бюллетень №15 2012-2013 учебный год iconПлан работы методического объединения учителей математики, информатики и физики на 2012 -2013 учебный год
Анализ результатов итоговой аттестации по математике, физике и информатике за 2011-2012 учебный год
Бюллетень №15 2012-2013 учебный год icon2. Особенности и условия осуществления образовательного процесса
На основании анализа работы школы за 2011/2012 учебный год коллектив выдвинул на 2012/2013 учебный год образовательные и воспитательные...
Бюллетень №15 2012-2013 учебный год iconПлан работы мо учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год
Тема: «Анализ учебно-воспитательной работы за 2011 – 2012 уч год. Обсуждение плана работы мо на новый учебный год»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты