Программа экспериментальной работы icon

Программа экспериментальной работы



НазваниеПрограмма экспериментальной работы
Дата22.05.2014
Размер234.92 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа с. Большой Хомутец

Добровского района Липецкой области


ПРОГРАММА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Моделирование школьного уклада на основе духовно-нравственных ценностей


Большой Хомутец

2013

Тема эксперимента

Моделирование школьного уклада на основе духовно-нравственных ценностей.

Исполнители эксперимента

Храброва Вера Николаевна – директор школы;

Логинова Наталья Павловна – заместитель директора по воспитательной работе;

Миронова Наталья Егоровна – классный руководитель, руководитель экспериментальной площадки;

Классные руководители, учителя школы.


^ Научный руководитель – Орлова Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры управления, Липецкий институт развития образования.

Консультант – Гладышева Валентина Николаевна; специалист отдела образования с.Доброе Добровского муниципального района Липецкой области.

Актуальность исследования

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной социальной ситуации развития нашего общества педагогам принадлежит приоритетная роль в управлении развитием воспитательного пространства. В то же время реализация этой роли невозможна без взаимодействия с другими участниками этого процесса: родители, учащиеся, дополнительное образование, церковь, библиотека, СМИ, краеведческий музей, дома культуры, театры, кинотеатры.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Для наиболее успешной адаптации обучающихся при переходе из класса в класс и из одной ступени в другую, для преемственности всех ступеней образовательного процесса составлена именно такая Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся нашей школы.

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать известным негативным тенденциям. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и, соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. В нравственном воспитании обучающихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере начального общего и основного общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Программа экспериментальной работы определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников, систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В нашей школе должен воспитываться гражданин и патриот, раскрываться способности и таланты младших школьников-молодых россиян, вестись подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом школа должна постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, опираясь на их национальные традиции, другими субъектами социализации.

Программа экспериментальной работы формулирует социальный заказ педагогическому коллективу МБОУ СОШ с. Б.Хомутец как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие школы в решении важнейших общенациональных задач.


Проблема исследования

    Проблема исследования обусловлена противоречиями, возникшими в связи с размыванием моральных принципов, принятых в обществе конца XX века и необходимостью формирования у учащихся новой системы ценностей, которая позволила бы им жить в условиях демократического общества.

Объект исследования

Система духовно – нравственного воспитания в общеобразовательной школе в условиях формирования единого воспитательного пространства.

Предмет исследования

Процесс использования гуманистических ценностей образования в духовно – нравственном воспитании школьников.

Цель

Повышение эффективности воспитательного процесса через создание воспитательного пространства духовно-нравственного становления личности ребенка.

Гипотеза

Если в воспитательном пространстве школы выстраивать системную структуру, определяющую школьный уклад жизни на основе духовно – нравственных ценностей, то это обеспечит успешную среду, отражающую реализацию базовых ценностей, объединяющую школу, семью, учреждения дополнительного образования и культуры, церковь. Результативность воспитательного влияния на личность ребенка возможна, если учесть ряд организационно-педагогических условий: 

- осуществить отбор оптимальных способов и видов организации воспитательной деятельности на основе личностно-ориентированного, индивидуального подходов к воспитанию;

- осуществить профессиональную подготовку классных руководителей к организации процесса воспитания;

- обеспечить создание воспитывающей среды;

- организовать мониторинг, позволяющий проследить динамику уровня воспитанности школьников;

- обеспечить целенаправленную работу в системе взаимодействия субъектов образовательного процесса: администрации, педагогов, родителей, самого ребенка.


Задачи эксперимента

1.Разработать и теоретически обосновать модель повышения  воспитательного потенциала  учащихся образовательного учреждения, определить оптимальное соотношение способов, методов, приемов организации воспитательного процесса.

2.Разработать методическое пособие для педагогов для решения обозначенной проблемы.

3.Способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, России.

4.Интегрировать деятельность всех социальных институтов: семьи, школы, общественных организаций, церкви в процессе духовно-нравственного воспитания школьников, организовать продуктивное воспитательное взаимодействие.

Направления экспериментальной работы


Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

^ Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

^ Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

 Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие .

^ Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое, нервно- психическое и социально- психологическое.

^ Воспитание ценностного  отношения к природе, окружающей среде.

 Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

^ Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве.

^ Основные направления воспитания школьников

Интеллектуально – познавательное, гражданско - патриотическое, спортивно – оздоровительное, трудовое, художественно – эстетическое, духовно – нравственное, работа с семьей, экологическое, историко – краеведческое.

Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Используемые методики

Теоретическое моделирование жизненных ситуаций,требующих нравственного выбора; методика П.Торренса; формирующий эксперимент, методика Б.П.Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника», педагогическое наблюдение, анкетирование «Я и моя школа», тестовая беседа Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», анкетирование – игра «Путешествие по морю любимых занятий», проектирование социально-педагогических ситуаций и способов их разрешения, ранжирование, метод экспертных оценок; тренинги по формированию коммуникативных навыков: «Последняя встреча», «Передача движения по кругу», «Да».

Предполагаемые результаты

- разработать модель школьного уклада на основе духовно – нравственных ценностей;

- уточнены и конкретезированы понятия «духовность», «нравственность», «образование», «воспитание», «духовно – нравственное воспитание», «гуманистические ценности»;

- разработана и предложена система ценностных ориентаций для школьников, основанная на гуманистическом потенциале базовых знаний (выпуск буклета о системе оценивания через мониторинг, анкетирование)

Сроки эксперимента

Начало эксперимента – январь 2013 г.

Завершение эксперимента – август 2017 г.

Этапы эксперимента

Организационный этап– январь 2013 г. – август 2014г.

Цели и задачи этапа:

- обеспечение условий для реализации программы эксперимента (ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами построения воспитательной системы, распределение управленческих функций, научно-методическое и кадровое обеспечение);

- отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы;

- планирование педагогических воздействий с целью повышения организации и координации деятельности участников образовательного процесса.

- разработка проекта опытно-экспериментальной работы, создание предпосылок его реализации;

-разработка пакета нормативно – правовых и научно – методических документов;

- создание концепции структуры и содержания воспитательной среды образовательного учреждения в рамках реализации духовно-нравственного направления.

Практический этап – август 2014 г – сентябрь 2016 года.

Цели и задачи:

- реализация и фиксирование хода эксперимента: реализуются модельные представления о воспитательной системе;

- апробируется и используется модель воспитательной системы;

- апробируется мониторинг развития личности и формирования коллективов, жизнедеятельности образовательного учреждения.

- апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
- осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы по духовно – нравственному воспитанию

Обобщающий этап – сентябрь 2016г. - август 2017года


Цели и задачи:

- обобщение результатов, анализ успехов и проблем экспериментальной деятельности;

- подготовка отчетов по результатам:

диагностики уровня воспитанности обучающихся;

оформление полученных результатов эксперимента в виде печатной продукции в информационном и научно – методическом журнале ИРО Липецкой области;

проведение школьной конференции по проблеме духовно – нравственного воспитания и развития личности;

итоговый отчет.

Состав участников эксперимента

Администрация общеобразовательного учреждения (участвующая в эксперименте), педагоги школы, классные руководители, учащиеся 1 – 4 классов, родители.

База эксперимента

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Большой Хомутец, 1 – 4 классы.

Статус эксперимента

Региональный

Методы экспериментального исследования

- теоретические (анализ литературы по проблеме , связанной с темой исследования);

- эмпирические (изучение и анализ опыта духовно – нравственного воспитания в школе и других учебных заведениях, наблюдение, эксперимент, диагностика, беседы)

Теоретико – методические основы воспитательной системы

Методическую основу моделирования и построения воспитательной системы духовно – нравственного личности составляют:

- научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы школы (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Н.Е.Степанов, В.А.Краковский и другие);

- культурологический подход к целостному образовательному процессу (Е.А.Бондаревская, Н.Е.Щуркова,И.Ф.Исаев и другие);

-теория системного подхода (Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, В.А.Краковский);

- гуманистический подход, разработанный в научных исследованиях К.Д.Ушинского, Д.С.Лихачева, В.А.Сухомлинского, К.Роджерса.


Понятийным аппаратом нашей воспитательной системы являются:


ЛИЧНОСТЬ – социально – психологические качества человека, составляющие его индивидуальность и определяющие его поступки среди людей.

ФОРМИРОВАНИЕ – процесс и результат социального становления личности, происходящий под воздействием воспитания, среды, наследственности и ее собственной активности.

^ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ – закономерный процесс качественных изменений в сознании личности, ее деятельности и отношении к миру.

ОТЕЧЕСТВО – любовь к Родине, осознанное восприятие себя, как ее частицы.

СОТРУДНИЧЕСТВО – взаимодействие взрослых и детей, при котором удовлетворяются обоюдные интересы, при соблюдении примерного паритета.

СОТВОРЧЕСТВО – способ выражения результатов совместной деятельности и отдачи как сила и стимул для поиска гармонии жизни человека, как источник радости и вдохновения.

СОДРУЖЕСТВО – межличностные отношения людей, построенное на общности интересов и потребностей, кодекс дружбы.

КУЛЬТУРА – система ценностей, совокупность лучших образцов человеческой деятельности, а также ее результативность.

Воспитательная система школы выстраивается на общечеловеческих ценностях таких, как:

^ ЧЕЛОВЕК – общественное существо, обладающее сознанием, разумом, объект общественно – исторической деятельности и культуры, познающий и изменяющий мир и самого себя.

ОТЕЧЕСТВО – единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой, завещанная предками.

^ ЗНАНИЕ – приобретение, усвоенное ребенком социального опыта взаимодействия с окружающим миром.

ТВОРЧЕСТВО – созидательность, деятельность, которая приносит человеку удовлетворение, открывая красоту человеческому восприятию через сам момент творчества.

КУЛЬТУРА – духовная культура народа, духовность и нравственность – главная особенность русского национального характера.

ДОСТОИНСТВО – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь слабым, больным, старым, качество человека, не способного причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.

В принятой «Национальной доктрине образования в РФ» подчеркивается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированный в общий процесс обучения и развития. Согласно Национальной доктрине, система образования на современном этапе призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов, граждан, обладающих высокой нравственностью.


Критерии оценки результативности эксперимента

 

Целевая группа - учащиеся:

- повышение учебно-познавательной и духовно-нравственной активности в условиях атмосферы  заботы, понимания и искренности со стороны учителей;

- повышение степени вовлеченности учащихся в дела класса, школы, села;

- вовлечение в эколого-краеведческую деятельность;

- активное участие учащихся в благотворительной деятельности;

- проявление заботы о своем духовном и физическом здоровье;

- воплощение в личности учащихся главных качеств образа выпускника

 Целевая группа – педагоги МБОУ СОШ с.Большой Хомутец

- повышение способности личностно-ориентированного субъект-субъектного общения с учениками и между собой;

- положительная мотивация педагогов к личностному  духовно-нравственному  и профессиональному росту;

- продуктивность деятельности сформировавшейся творческой группы разработчиков и участников педагогического процесса по реализации образа выпускника;

-самоанализ и рефлексия деятельности.

 

Целевая группа – родители:

- вовлечение родителей учащихся школы в процесс духовно-нравственного самовоспитания участников педагогического процесса:

- понимание и поддержка родителями процесса обучающего воспитания их детей на основе образа выпускника общеобразовательных школ;

- участие родителей в жизни школы.


Типы эксперимента

Теоретическая работа -

теоретическое моделирование -

констатирующий эксперимент -

формирующий эксперимент -

контролирующий эксперимент -

обобщение -

Функциональные обязанности участников эксперимента

Храброва В.Н., директор МБОУ СОШ с. Большой Хомутец, осуществляет общее руководство и финансовую поддержку экспериментальной деятельности.

Миронова Н.Е. , руководитель эксперимента, осуществляет координацию экспериментальной деятельности в МБОУ СОШ с.Большой Хомутец, информационное обеспечение хода эксперимента на сайтах школы, оформляет необходимую отчётную документацию, а также координирует деятельность учителей, участвующих в эксперименте.

Гладышева В.Н, научный консультант эксперимента, осуществляет консультационную поддержку экспериментальной деятельности, информационное обеспечение хода эксперимента и координацию работы школы в рамках областной экспериментальной площадки «Моделирование школьного уклада на основе духовно – нравственных ценностей ».

Логинова Н.П., заместитель директора МБОУ СОШ с.Большой Хомутец, осуществляет консультационную поддержку и координирует участие в эксперименте классных руководителей школы.

Учителя, классные руководители и обучающиеся МБОУСОШ с.Большой Хомутец участвуют в мероприятиях, запланированных на этапах экспериментальной деятельности.

Формы предоставления результатов


Регулярные отчеты на сайте ОУ

Подготовка презентации лучших проектов по духовно-нравственному воспитанию

Организация фотогаллереи по вопросам духовно-нравственного воспитания

Организация тематических семинаров по вопросам духовно-нравственного воспитания

Выпуск буклета о системе оценивания через мониторинг, анкетирование

Научно-методическое обеспечение

Теоретическое моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора; методика П.Торренса; формирующий эксперимент, методика Б.П.Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника», педагогическое наблюдение, анкетирование «Я и моя школа», тестовая беседа Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», анкетирование – игра «Путешествие по морю любимых занятий», проектирование социально-педагогических ситуаций и способов их разрешения, ранжирование, метод экспертных оценок; тренинги по формированию коммуникативных навыков: «Последняя встреча», «Передача движения по кругу», «Да»; методика М.И.Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»; методика Б.П.Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»; тест А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»; методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»; анкета «Я и моя школа»; методика Л.В.Байбородовой «Исследование мотивов участия школьников в совместной деятельности»; методика П.В.Степанова, Д.В.Григорьева, И.В.Кулешовой «Диагностика личностного роста школьника».

Нормативно-правовая и организационная

основа проведения эксперимента

  • Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 г. (с изменениями)

  • Конвенция ООН о правах ребенка (от 20 ноября 1989г.)

  • Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 13 января 1996 г., с последующими изменениями)

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями)

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями)

  • Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125 – ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями)

  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ
    "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
    (с изменениями)

  • Федеральный закон от 23 июля 2008 г. №160-ФЗ «Основы законодательства РФ о культуре»

  • Семейный кодекс РФ

  • Письмо МО России от 13 ноября 2000 г. № 813/28-16 «Рекомендации для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях»

  • Устав школы

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования»

Условия для осуществления эксперимента

Информационно-техническую основу образовательной среды составляют:

- сайт МБОУ СОШ с. Большой Хомутец;

- сервер школы; 

-беспроводная локальная сеть;

-компьютерный класс МБОУ СОШ;

-медиатека МБОУ СОШ;

-стационарные компьютеры;

- мобильные компьютеры (ноутбуки)

-мультимедийные проекторы;

-интерактивные доски;

- принтеры.


Во всех помещениях МБОУ СОШ с. Большой Хомутец, где осуществляется учебно-воспитательный процесс, обеспечивается доступ педагогов и обучающихся к информационной среде учреждения и к глобальной информационной среде.

В МБОУ СОШ с.Большой Хомутец оборудованы, оснащены и используются для организации образовательного процесса:
библиотека; спортивная площадка, спортивный зал
В школе создаются строго не регламентируемые образовательные пространства: игровое, трудовое, художественно-творческое, свободного общения, где субъектом создания норм и правил является сам ученик со взрослыми.

Система дополнительного образования представлена следующим образом: кружки, спортивные секции. 

Организационно- управленческие аспекты


1) Содержательный аспект системного подхода предполагает формирование системы общественного духовно-нравственного воспитания и образования.

2) Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и организационно) комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся младших классов.

3) Институциональный аспект системного подхода предполагает одновременное включение духовно-нравственных компонентов в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений и общественных организаций.

Институциональный уровень духовно-нравственного воспитания предполагает преемственность, взаимосвязь и координацию педагогической дея­тельности разных социальных институтов.

4) Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке управленцев и практических работников образования) в вопросах духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе.

5) Организационно-правовой аспект предполагает выстраивание системы духовно-нравственного воспитания, подготовку и реализацию нормативных правовых документов, комплексных программ по духовно-нравственному воспита­нию.

6) Информационный аспект предполагает активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; целенаправленное и творческое освещение духовно-нравственных идей.

7) Экономический аспект дает возможность изыскания средств на реализацию комплексных мер по духовно-нравственному воспитанию из различ­ных источников, включая областной и местные бюджеты, а также иные источники финансирования.

8) Управленческий аспект. Его выделение в системе духовно-нравственного воспитания позволяет включить в процесс решения проблемы все существующие структуры (социальные и институциональные) и обеспечить новые формы организации их взаимодействия.

Научно- методическое сопровождение экспериментальной работы


Включает в себя организацию исследова­ний в сфере духовно-нравственного воспитания и использование их результа­тов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития духовно-нравственной личности; обо­гащение содержания духовно-нравственного воспитания посредством вклю­чения в него культурно-исторического, этического и других компонен­тов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных на­ук; научное обоснование путей приобщения младших школьников к духовно-нравственным ценностям, их духовного освоения. Это предполагает:

- формирование научных коллективов по экспертизе и доработке программ по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ СОШ с. Большой Хомутец;

  • отбор и оценка степени применимости на уровне области имеющихся программ по духовно-нравственному воспитанию для МБОУ СОШ с. Большой Хомутец;

  • создание экспериментальных площадок для апробирования новых форм и методов педагогической деятельности по вопросам духовно-нравственного воспитания;

  • создание научно-методических рекомендаций и проектов наглядных пособий по духовно-нравственному воспитанию;

  • проведение серии установочных научно-практических семинаров по духовно-нравственному воспитанию для руководителей образовательных учреждений, текущих консультаций, заседаний научно-методических объединений и открытых мероприятий по духовно-нравственному воспитанию;

  • разработка положений и проведение конкурсов ученических работ школьников по духовно-нравственной тематике;

  • организация и проведение конкурсов и олимпиад «Знаешь ли ты родной край?»;

  • разработка и апробирование контрольно-диагностических материалов по определению уровня духовно-нравственной воспитанности выпускников начальной школы.



Похожие:

Программа экспериментальной работы iconПрограмма опытно-экспериментальной работы в рамках областной экспериментальной площадки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Лад» зато г. Радужный...
Программа экспериментальной работы iconПрограмма оэр моу сош №14 «Зелёный шум» г. Волжского Тема опытно-экспериментальной работы
...
Программа экспериментальной работы iconПрограмма экспериментальной деятельности в гоу
Тема: повышение квалификации, обучение, участие в научных семинарах, конференциях участников экспериментальной деятельности
Программа экспериментальной работы iconЮ. В. Козлова 1 Описывается программа
Описывается программа, порождающая тестовые данные для демонстрации особенностей различных вариантов дсм-метода. Рассматриваются...
Программа экспериментальной работы iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Экспериментальная психология»
Общие представления об экспериментальной психологии. Предмет и объект экспериментальной психологии. История развития экспериментальной...
Программа экспериментальной работы iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Экспериментальная психология»
Общие представления об экспериментальной психологии. Предмет и объект экспериментальной психологии. История развития экспериментальной...
Программа экспериментальной работы iconФио научного руководителя, консультанта
Программа работы опытно-экспериментальной площадки мбоу нош №3 г. Балея Забайкальского края (2013-2017 гг)
Программа экспериментальной работы iconСправка по результатам работы экспериментальной площадки моу сош №8 за 2009 – 2010 учебный год моу сош №8 третий год работает по экспериментальной программе
Моу сош №8 третий год работает по экспериментальной программе «Формирование творческого потенциала личности учащегося в условиях...
Программа экспериментальной работы iconПрограмма опытно-экспериментальной деятельности моу «сош №1 р п. Базарный Карабулак Саратовской области» по созданию Управляющего совета
...
Программа экспериментальной работы iconПрограмма экспериментальной, исследовательской работы Тема эксперимента
«Интеграция очных и дистанционных форм обучения – развивающая среда для реализации креативного типа обучения»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты