Материалы городского семинара-практикума для руководителей образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в образовательном учреждении» icon

Материалы городского семинара-практикума для руководителей образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в образовательном учреждении»



НазваниеМатериалы городского семинара-практикума для руководителей образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в образовательном учреждении»
Дата23.05.2014
Размер127.65 Kb.
ТипСправочники, творчество

Материалы городского семинара-практикума для руководителей образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в образовательном учреждении»

07.11.2011


Цель городского семинара-практикума – представление опыта работы экспериментальной деятельности муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Аистенок» г. Калтан по организации семейных форм проживания для воспитанников детского дома.


Комякова Ирина Владимировна,

директор МОУ «Детский дом «Аистенок»


Организация социального партнерства в рамках экспериментальной деятельности

На протяжении многих лет система организации проживания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в детском доме, а ранее школе-интернате, строилась по принципу общежития, это накладывало свой отпечаток и на организацию системы воспитания и образования этих детей.

Последствием такого воспитания, образования и проживания была слабая социализация выпускников детского дома, специфичный профиль личности, имеющий низкий социальный интеллект. Только единицы из тысяч могли успешно устроиться в жизни.

В связи с этим мы пришли к необходимости коренным образом менять принцип общежития и создать условия проживания для детей максимально приближенные к семейным. Так, в сентябре 2008, на базе детского дома был организован эксперимент по изучению влияния условий проживания по семейному типу на формирование социального интеллекта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме (эта проблема стала острее, после реорганизации детского дома-школы перевода детей для обучения в общеобразовательные школы города).

в 2009 году - муниципальная площадка,

в апреле 2011 – базовая площадка кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения ГОУ ДПО (ПК) с КРИПКиПРО.

Любая деятельность должна быть нормативно (юридически) подкреплена, в том числе экспериментальная. Это позволяет защитить права всех участников воспитательно-образовательного процесса и следовать нормам Закона «Об образовании» и Конвенции о правах ребенка.

Поэтому в самом начале эксперимента после анализа кадровых, методических ресурсов, была создана рабочая группа, распределены функциональные обязанности. В состав группы входят администрация, педагоги-психологи, воспитатели, медицинский персонал. Такой состав позволил оптимизировать работу по реализации эксперимента и сделать его максимально эффективным.

Организация экспериментальной деятельности предполагает изменение и нововведение и связана со всеми ресурсами образовательного процесса: в том числе кадровыми, методическими, материально-техническими. Что предполагает и привлечение дополнительных денежных средств, и требует социально-заинтересованных партнеров.

Социальными партнерами по материально-техническому обеспечению выступили московский детский фонд Виктория, казначейство, администрация города Калтан. Благодаря социальному партнерству произошли финансовые влияния в первый год эксперимента – более 5,0 млн. рублей, второй год -1,0 млн. руб.

Поиск социальных партнеров начался с того, что детский дом разместил информацию о своем материальном положении на сайте ДОиН, в дальнейшем специалисты ДОиН передали нашу инфо в «Викторию», затем из множества детских домов Кемеровской области фондом были выбраны 3 детских дома для оказания материальной помощи в рамках проектов «Дом для достойной жизни» и «Содействие социальной адаптации детей-сирот» (при этом самый большое вливание было сделано в нас, так как представителей фонда изумило состояние дел в детском доме (каменные ногомойки, встроенные шкафы из финской фанеры и мн. др. Ими был сделан вывод, что детский дом находится на уровне каменного века).

После ряда сюжетов на ТВ «Проспект» управление казначейства приняли решение выйти к нам с пожеланиями оказать посильную помощь и в результате в семейном блоке № 1 появилось 17 пластиковых окон и …

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социальные партнеры не появились сами по себе – это результат кропотливой повседневной работы – размещения информации на электронных ресурсах в сети интернет, участие в интерактивных конкурсах (Ура, каникулы!), презентация себя на предприятиях, оказание посильной помощи (взаимовыгодное социальное партнерство (совет ветеранов (акция «Рукавички», наши бабушки и дедушки).

Для успешного осуществления экспериментальной деятельности в нашем детском доме была проведена реконструкция помещений, освещения, расположения и размеров рабочих, игровых зон, зон для индивидуальных занятий, индивидуальных спальных комнат. Оснащение новой, современной и удобной мебелью, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю, бытовой техникой. В связи, с чем у воспитанников многократно, качественно улучшились условия проживания и максимально приблизились к домашним. Что является составляющей эксперимента реализуемого в детском доме.


Порываева Эвелина Николаевна,

заместитель директора по УВР

МОУ «Детский дом «Аистенок»


Кадровое и учебно-методическое обеспечение экспериментальной деятельности

в образовательном учреждении

Чтобы говорить об успешной реализации экспериментальной деятельности, необходимо учитывать один из базовых ресурсов – кадры. Как уже говорилось выше, мотивировать педагогов на участие в эксперименте трудно, но возможно. А также заинтересовать педагогов в повышении квалификации, посещении не только длительных, но и краткосрочных курсов и семинаров не один раз в 5 лет, а несколько раз в год – задача нелёгкая, но выполнимая.




Инициативности педагогов в этих вопросах нам удалось добиться через оценочные листы. Не скрою - сначала мы пошли на поводу у коллектива при разработке оценочного листа. Первый оценочный лист был примитивным, а баллы в нём ничтожно малы и легко набираемы всеми членами педколлектива. Первые два квартала отработали по этому оценочному листу, не почувствовали удовлетворённости от всеобщей уравниловки. И разработали второй оценочный лист педагога. Разработчиками второго оценочного листа стала инициативная группа педагогов во главе с профкомом. Достоинство его в определении приоритетов. Максимальное количество баллов занимает деятельность, связанная с участием в эксперименте, взаимодействие со специалистами: педагогом-психологом и социальным педагогом, разработка авторских воспитательных программ, участие в конкурсах не только на муниципальном уровне, но и на областном, федеральном и международном; и конечно же, оценивалось наличие курсов повышения квалификации. Так, на начало эксперимента в 2009 году наличие курсов было стандартным - 1 раз в 5 лет. То в 2010 году интенсивная переподготовка кадров позволила значительно улучшить качество работы педагогов.

Курсы повышения квалификации прошли все участники эксперимента: администрация, педагог-организатор по БЖ, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, педагоги дополнительного образования. Озвучу лишь некоторые темы курсов:

  • «Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения»

  • Авторский семинар профессора Е.Н. Степанова по теме: «Воспитательная система школы и класса: теория и технология моделирования» - 1 педагог

  • «Организация досуговой деятельности»

  • «Направления и формы организации профессиональной ориентации подростков и молодежи на профессии, востребованные на рынке труда»

  • Участие во всероссийской телевизионной научно-практической конференции «Защита прав воспитанников, попавших в трудную жизненную ситуацию»

  • Участие во всероссийской научно-практической конференции «Проблемы социализации детей, нуждающихся в поддержке государства, и опыт их преодоления». (Сертификаты участников Комякова И.В., Порываева Э.Н., Гееб Н.Н.)

  • «Проблемы социального сиротства и пути их решения»

  • «Актуальные вопросы противодействия наркомании и наркопреступности»

  • «Психолого-педагогические аспекты образовательной деятельности педагогических работников» - 21 педагог

  • Областной семинар, состоящий из 4 модулей «Проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников» - 2 педагога

  • 4-х модульные курсы инструкторов по туризму – проучено 2 педагога и в этом году начали обучение ещё двое.

Благодаря своевременному повышению квалификации в 2010 году 7 педагогов повысили свою кв. категорию из них: 3 педагога получили высшую, 2 педагога – 1(первую), 2 педагога – 2(вторую)

Так, курсы повышения квалификации стали отправной точкой и для участия педагогов в профессиональных конкурсах. И сегодня мы можем говорить о достижениях педагогов.

-областной конкурс «Дебют – 2010» победитель Комякова И.В.,

-муниципальный конкурс профессионального мастерства «Портфолио педагога». Диплом лауреата – Порываева Э.Н.

-Участие в Губернаторском приеме - 4 педагога детского дома

-Грамота МУ УО Администрации г. Калтан за организацию летнего отдыха Фатхутдинова Т.А.

-Благодарственное письмо Департамента образования и науки Кемеровской области Комяковой И.В. за большой личный вклад в проведение областного конкурса портфолио самоопределения выпускников интернатных учреждений

-второй год подряд мы занимаем 3 место в областном смотре-конкурсе на лучшую постановку массовой культурно-спортивной работы среди детских домов и школ-интернатов

-3 место в областном конкурс портфолио самоопределения выпускников интернатных учреждений «Мой выбор» в номинации «Социальное партнерство в профориентации» заняла команда, состоящая из педагога-психолога и заместителя директора по воспитательной работе

-Грант 40 тысяч рублей за реализацию программы летней занятости воспитанников детского дома «Ура, каникулы!»

-педагоги являются авторами ряда публикаций в научной литературе: Комякова И.В., Порываева Э.Н., Гееб Н.Н., Турова Л.Е.

-Яковлева О.С. награждена медалью «За достойное воспитание детей»

-Гееб Н.Н. награждена медалью «За личный вклад в реализацию национальных проектов в Кузбассе»

Уникальность нашего эксперимента, в том, что вся деятельность опирается на «семейные принципы»:

  1. Бытовое пространство, учитывающее индивидуальные потребности ребенка

  2. Разновозрастные группы-семьи, основанные на кровном родстве.

  3. Воссоздание воспитательного пространства семьи

  4. Учет и совместимость индивидуальных особенностей педагогов и воспитанников. Важен взаимный комфорт «воспитатель – ребенок».

От темперамента педагога, от его личностных особенностей и увлечений зависит тематика и направленность рабочей воспитательной программы (как в семье, чем увлечены родители, тем увлечены и дети).

^ Воспитательные модули программы эксперимента. На этом хочется остановиться отдельно. Как уже упоминалось, в оценочном листе есть критерий: автор-составитель программы. Каждый педагог разработал такую программу. Так, первая и пятая семьи реализуют модули по патриотическому направлению «Я гражданин России» и «Я и мое Отечество». У каждой «семьи» своя ниша, свой модуль развития в одном патриотическом направлении – первая семья изучает государственные праздники, историю развития государства, а пятая занимается поисковой деятельностью, пополняет экспонатами музей. Вторая семья выбрала для себя духовно-нравственное направление через модуль «Заветная шкатулка» тк все 12 воспитанников семьи в выходные дни посещают службы в церкви и с удовольствием занимаются в воскресной школе, третья семья осваивает модуль спортивно-оздоровительного направления «Здоровье», тк в этой семье 9 мальчишек и 3 девочки, четвертая семья – экологическое направление через модуль «Юный эколог». Работа по программам потребовала оформления соответствующих стендов.

Все программные модули составлены с учетом реализации в разновозрастных группах с сохранением преемственности и объединены целью: социализация воспитанников детского дома в современном обществе.

Выполнение инновационной работы по совершенствованию воспитательной системы детского дома - это отбор, создание и внедрение воспитательных и образовательных нововведений, изменяющих технологию педагогической деятельности и обеспечивающих развитие детского дома.

Так, например, в ходе эксперимента была разработана программа волонтерского движения, которая помогает социализировать воспитанников через связь со старшим поколением, формируя навыки семейного воспитания и такие качества, как ответственность, уважение и милосердие к старшему поколению. Эта форма работы дала хороший результат. Отчет о волонтерской помощи ветеранам Совета ветеранов Калтанского ГО был признан лучшим в области и получил бонус 100 тысяч рублей, в том числе и благодаря отчётам и фотографиям о волонтерской помощи, предоставленным педагогами детского дома.

Итоговым продуктом эксперимента являются не только методические рекомендации по созданию условий для формирования социального интеллекта у воспитанников детского дома.

Экспериментальная деятельность вывела нас на новые социальные проекты. Социальное партнерство с ТВ «Проспект» - 52 сюжета было показано за 2010-2011 учебный год - это долгосрочные проекты: «Мечты сбываются», «Давайте дружить домами».

Разработана и реализуется программа летней занятости воспитанников «Ура, каникулы!», которая включает правовую профильную смену для старшеклассников.

Чтобы говорить об эффективности эксперимента, важно отследить социализацию наших выпускников в течение ряда лет. Таким образом, мы выходим на новый уровень эксперимента – оценка уровня постинтернатной адаптации. И роль команды педагогов-единомышленников в решении этой проблемы одна из ключевых.


Гееб Наталья Николаевна,

педагог-психолог МОУ «Детский дом «Аистенок»


Психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной деятельности образовательного учреждения

1) Психолог в эксперименте по этапам

Неотъемлемой частью экспериментальной деятельности в образовательном учреждении является психолого-педагогическое сопровождение процесса - участие во всех этапах инновационной экспериментальной деятельности:

На этапе оценки ресурсов образовательного учреждения для реализации новой идеи, задача педагога-психолога – анализ идеи с точки зрения психологических и возрастных возможностей воспитанников, психологического климата в педагогическом коллективе.

На этапе разработки или участии в разработке концепции эксперимента, главная задача педагога-психолога – рефлексия по поводу психолого-педагогических основ, определяющих содержание эксперимента.

На этапе реализации эксперимента, помимо решения собственных экспериментальных задач, педагог-психолог оказывает поддержку другим участникам эксперимента в достижении поставленных целей, в частности, оценивает текущие результаты эксперимента с точки зрения влияния инноваций на психическое развитие воспитанников.

Следует отметить, что исключение педагога-психолога из какого-либо этапа фактически выводит его как активного участника из всего эксперимента. Что заваливает весь эксперимент на одно колесо.

 Важно понимать, что педагог-психолог должен работать в тесном контакте с педагогическим коллективом или ответственной экспериментальной группой.

Большое значение здесь имеет позиция администрации. 

^ 2. Психолог и психологическая безопасность

Еще одно важное направление - обеспечение психологической безопасности экспериментальных преобразований учебно-образовательного процесса.

Всякая экспериментальная инновационная деятельность в образовательном учреждении является зоной повышенного педагогического риска.

Поэтому педагоги-психологи при сопровождении экспериментальной или инновационной деятельности должны решать следующие задачи:

- диагностика и коррекция психического развития детей;

- психологическая экспертиза внедряемых проектов и сред;

- психологическое просвещение педагогов, воспитанников.

^ 3) Психолог и сотрудничество (сопровождение)

Анализируя данные педагогического наблюдения, педагог совместно с педагогом-психологом разрабатывает наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, которая заключается не только в выработке индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания, но и изменении воспитательного содержания, подборе дидактического материала с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка.

Таким образом, структурируется видение ребенка педагогом, насыщаются психологическим содержанием данные его педагогических наблюдений, тем самым психологизируется сам воспитательный процесс.

^ 4) Опыт нашего учреждения

А) диагностический инструментарий

При психолого-педагогическом сопровождении эксперимента в нашем учреждении выявилась проблема отсутствия диагностического инструментария направленного на измерение критериев эксперимента.

Мы, анализируя имеющийся опыт, составили батарею диагностических методик, посредством которых можем отслеживать показатели реализации эксперимента. Таким образом, промежуточным результатом психолого-педагогического сопровождения стал блок диагностических методик отвечающим критериям реализации эксперимента в учреждении

Б) Программа сопровождения

Вступая в эксперимент, мы столкнулись с проблемой отсутствия программы психолога по формированию и сопровождения социального интеллекта у детей разного возраста. Была составлена подобная программа.

В) Кадры и психолог

Рассматривая ресурсы экспериментальной деятельности, мы столкнулись с еще одной проблемой – выгорание кадров. Известно, если у педагогов имеет место быть эмоциональное выгорание, то мотивация к участию к инновационной деятельности и повышению своего профессионального статуса низкая. Как уже говорилось, важный момент повышения мотивации, это оценочный лист.

Кроме того была разработана психолого-педагогическая программа коррекции и профилактики эмоционального выгорания, которая позволила педагогам выйти на новый профессиональный и личностный уровень.

Г) Трудности современного этапа

На данный момент существует еще одна пока неразрешенная проблема.

Вместе с нашими детьми эксперимент вышел за пределы нашего учреждения в образовательные учреждения города. Чтобы отследить уровень социального интеллекта и получить объективные данные об уровне социальной адаптации необходимо, что диагностический инструментарий был единый.

На данный момент в калтанском городском округе мы только начинаем формировать единое психологическое пространство, единого психологического инструментария пока не разработано и не внедрено. К сожалению, некоторые специалисты не понимают эту необходимость и противятся вступлению в единое психологическое пространство системы образования. Все нормативные документы координирующие психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса можно получить на сайте управления образования в рубрике СППС и на методических объединениях психологов.

Успешным опытом единого психологического пространства были психолого-медико-педагогические консилиумы, проводимые совместно с образовательными учреждениями, в частности школами № 1 и №18., Что позволяло получать обратную связь и повышать уровень социальной адаптации воспитанников. Это один из аспектов социального партнерства в рамках нашего эксперимента. На данный момент этот опыт к сожалению не имеет продолжения, но думаю возобновится.

Уже мы можем сказать, что эксперимент дает положительные результаты – если три года назад, при входе дети имели уровень социальной адаптации 14-25%, то на сегодня они имеют 65-85%.

На современном этапе развития эксперимента мы надеемся, что образовательные учреждения смогут, захотят реализовать и поддержать единое психолого-педагогическое пространство, поскольку они уже являются участниками нашего эксперимента.



Похожие:

Материалы городского семинара-практикума для руководителей образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в образовательном учреждении» iconСовершенствование деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении (рекомендации для руководителей мо классных руководителей). Сентябрь, 2012-2013 учебный год
Проблема совершенствования деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении очевидна
Материалы городского семинара-практикума для руководителей образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в образовательном учреждении» iconПротокол №2 совещания руководителей образовательных учреждений Частинского района
Тема совещания: «Обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении»
Материалы городского семинара-практикума для руководителей образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в образовательном учреждении» iconМуниципальное учреждение «Управление образования администрации городского округа Прохладный кбр»
Тема семинара-практикума: «Развитие личности младших школьников в процессе совместной деятельности ребенка и педагога»
Материалы городского семинара-практикума для руководителей образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в образовательном учреждении» iconОб эффективности деятельности дошкольных образовательных учреждений по совершенствованию содержания образования
В последнее десятилетие система дошкольного образования существенно изменилась. Появилось много новых видов дошкольных образовательных...
Материалы городского семинара-практикума для руководителей образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в образовательном учреждении» iconПрофессиональный проект Тема: Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении в контексте фгос ноо. Гончаровой Татьяны Николаевны
Тема: Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении в контексте фгос ноо
Материалы городского семинара-практикума для руководителей образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в образовательном учреждении» icon12-2005, №1-2006. Сегодня большинство руководителей образовательных учреждений решает вопрос: «Как, практически в отсутствии финансирования, решать хозяйственные и кадровые вопросы?»
Да, да, еще и кадровые, т к низкий уровень зарплат в образовании привел к тому, что практически в каждом образовательном учреждении...
Материалы городского семинара-практикума для руководителей образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в образовательном учреждении» icon«Организация введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в субъектах Российской Федерации»
Всероссийского семинара-совещания региональных координаторов введения федеральных государственных образовательных стандартов общего...
Материалы городского семинара-практикума для руководителей образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в образовательном учреждении» icon«Организация введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в субъектах Российской Федерации»
Всероссийского семинара-совещания региональных координаторов введения федеральных государственных образовательных стандартов общего...
Материалы городского семинара-практикума для руководителей образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в образовательном учреждении» iconПрограмм а проведения областного семинара для руководителей образовательных учреждений, заместителей директора по увр и специалистов коррекционно-педагогической работы и социально-психологического сопровождения
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Материалы городского семинара-практикума для руководителей образовательных учреждений «Организация экспериментальной деятельности в образовательном учреждении» iconПротокол семинара практикума рмо учителей начальных классов
Тема: «Использование икт в начальной школе в процессе внедрения фгос и использование эор в образовательном процессе»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты