Воспитательная система класса Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» icon

Воспитательная система класса Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2»



НазваниеВоспитательная система класса Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2»
Дата25.05.2014
Размер102.68 Kb.
ТипСправочники, творчество

Воспитательная система класса


Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №2»


Следует заметить, что классному руководителю сейчас приходится нелегко. В сложный период масштабных политических и социально-экономических преобразований в Российском государстве и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе.

Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

В нашей школе уже построена модель воспитательной системы, идет очередной этап ее реализации. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.

Нельзя также и забывать об актуальной для современной школы проблеме взаимодействия семьи и школы. Чтобы повысить уровень воспитанности младших школьников, сформировать положительную мотивацию к учению, необходимо не только хорошо знать наших воспитанников, но и договориться о содержании требований, разделить между семьей и школой "сферы влияния". Очень важно при этом помнить об этике поведения учителя: эта работа требует осторожности, деликатности и учета особенностей каждой конкретной семьи. На каждой ступени обучения учитель проводит исследование личностного развития учащихся.

Построение воспитательной системы в начальных классах позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.

В то же время вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса должна быть направлена на то, чтобы учащийся в течении четырех лет мог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогом, учениками и родителями образу выпускника начальной школы.

^ Концептуальная модель воспитательной системы класса.

Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.

Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира. В идеале человек, живущий в современном обществе должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Значит, наша цель - воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать, с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности.

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания ребенка. Используя опыт педагогов-новаторов, построена модель воспитательной системы класса «Зажги свою звезду!»

  • Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии.

  • Главным целевым ориентиром системы выбрано содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

Задачи:

  • Способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся;

  • Поддерживать и обеспечивать ее становление, внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей;

  • Пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и самоуважения.

Уровни социального пространства, которые осваивает ученик, согласно системно ролевой концепции школы, систематизируются следующим образом:

  • "Мир моего Я"(чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения)

  • "Я и другие"(взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере)

  • "Я и школа"(традиции в школе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса)

  • "Я и мир"(изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, республики)

Прежде чем говорить о содержании воспитания, надо посмотреть на себя как на воспитателя. Кто я? Достаточно ли во мне нравственности, честности, справедливости, духовности, культуры, интеллигентности, чтобы нести и отдать детям то лучшее, что есть во мне.

Каков мой авторитет? Ведь, ведя детей ко мне, родители должны быть уверенны, что я не изуродую их ребенка, не причиню ему страданий и боли, буду заботиться о его здоровье, о его настроении, сумею защитить, научу учиться, разовью его способности, подготовлю к дальнейшей жизни.

Для ребенка важно все: как я хожу, как я одеваюсь, как общаюсь с коллегами, искренняя ли моя к нему любовь.

Создание модели воспитательной системы началось еще за год до начала школьной жизни первоклассников. В школе уже много лет работает "Школа будущего первоклассника" по подготовке детей к обучению в школе. Учитель посещает занятия в детском саду, знакомится с детьми, проводит родительские собрания. Здесь же проверяется умение логически мыслить, общаться со сверстниками, уровень способностей и притязаний каждого ребенка. Полученная информация обрабатывается, с ее результатами знакомятся родители. Учитель посещает детей на дому, знакомясь с условиями жизни ребенка в семье. Это не просто встреча с будущими учениками, а реальная возможность постараться увидеть потенциал и проблемы в развитии ребенка, наметить план индивидуальной работы с ним, разработать модель воспитательной системы класса в целом.

В 1 классе учитель начинает работать с еще неорганизованной группой детей. Главная задача – помочь им безболезненно адаптироваться к школьной жизни. Учитель и ученики делают первые шаги навстречу друг другу, «Первые шаги» по сплочению классного коллектива.

Во 2-м классе устанавливаются более тесные контакты между учениками, учителем и родителями. Коллективные творческие дела, организация самоуправления способствуют формированию классного сообщества. «Вместе весело шагать!» - под таким девизом строится жизнедеятельность и воспитательная работа в классе.

Между 9-м и 10-м годами жизни ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъектную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Активно исследуется и осваивается образовательное пространство школы и окружающего социума. «Там, на неведомых дорожках» ученики удовлетворяют свои потребности в общении, познании, самовыражении, самоутверждении. В 3-м классе значительное место отводится экскурсиям, конкурсам и викторинам, дополнительному образованию.

В 10 лет ребенок попадает в специфическое положение, которое можно охарактеризовать как «Я в центре мира». Он начинает интересоваться самим собой: какой я по сравнению с другими? В чем я могу себя проявить? У детей появляется желание понять себя. Поэтому в 4-м классе приоритетным видом деятельности становится познавательно-игровая деятельность по самопознанию.

При подготовке к любому уроку, классному часу, ставится цель, что сегодня ребенок должен получить новые этические знания, причем получить в творческом процессе, путем применения различных форм и методов обучения и воспитания: это путешествия с элементами волшебства, диалоги, обыгрывания ситуаций.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, на занятиях создается увлекательная эмоциональная атмосфера, насыщенная разными примерами из жизни, конкретными фактами. Используется наглядность: от индивидуальной до коллективной, различные словари. Причем, у каждого ребенка есть какой-то словарь: толковый, иностранных слов, фразеологизмов, антонимов, синонимов и прочие, которые детям подарили родители за успехи обучения в школе.

Во избежание переутомления обязательно проводятся физкультминутки и ритмические паузы с движениями на релаксацию.

Главным системообразующим фактором воспитания служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел, входящих в Воспитательную Программу начальной школы «Путешествие в страну знаний».

Раскрывать творческие способности учащихся помогают учителя и родители, которые опираются на передовые педагогические идеи:

• равенство всех участников;

• ненасильственное привлечение к процессу деятельности;

• смещение акцентов с оценки соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самовоспитанием;

• чередование индивидуальной и коллективной работы;

• ориентация не только и не столько на результаты творческого поиска, сколько на сам процесс творчества;

• выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов (без выбора нет свободы);

• нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

Развитию субъективности личности младшего школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса.

В классе действуют следующие законы школьной жизни:

Разрешается:

• улыбаться друг другу;

• помогать и уважать друг друга;

• дружить и выручать;

• быть добрым и веселым;

• стараться хорошо учиться.

Запрещается:

• хамить, грубить;

• пускать в ход кулаки;

• бездельничать и мешать товарищам;

• говорить друг другу обидные слова.

Воспитательная система класса - максимально открытая система. Родители, шефы, педагоги школы - наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. В классе проводятся "дни открытых дверей" для родителей, родительские собрания с участием детей, встречи с семьями, классные часы. Хорошо сплачивают родителей коллективные дела класса. В начале и конце учебного года у нас проводятся традиционные встречи на природе "Я скучал (а)", "Мои успехи". Все праздники только с родителями. Вместе ведем наш семейный классный альбом, в котором отражаем самые важные моменты в жизни коллектива. Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, большую индивидуальную работу педагога с семьями. Показателем доверительных отношений являются встречи по инициативе родителей, когда нет повода для особых тревог, а родители все-таки приходят в школу.

Помогая друг другу и во всем поддерживая детей, учитель и родители смогут выполнить задачу поставленную в 1 классе, - воспитать разносторонне развитого, духовно богатого, творческого человека.

В развитии младших школьников используем социокультурный потенциал нашего города: Центральная библиотека, Дом детского творчества, МЦ «Космос», Стадион «Энергия», ДК «Энергетик».

Все занятия обязательно связаны с повседневной деятельностью детей и уроками. Осуществляется единство учебно-воспитательного процесса, где урок и повседневная работа взаимосвязаны. Учитель начинает учебный день с эмоционального заряда доброты. "Здравствуйте, дети!", "Как я по вам соскучилась!", "Улыбнитесь!", "Я вас люблю" и др. Это специальный методический прием: начиная день, высказать свою уверенность, что они будут доброжелательны друг к другу, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций. Высказывая свое напутствие, учитель настраивается на доброжелательную волну понимания и расположенности к детям, что само по себе чрезвычайно важно и является основой построения нравственных отношений педагога с детьми, обязывает его к этому. В таком ключе и заканчивается день. После уроков надо организовать этическую пятиминутку, посвященную анализу происшедших конфликтов. Но не с целью морализирования, наказания. На такой ежедневной пятиминутке надо учить детей находить пути выхода из конфликта, предотвращения его. Дети с помощью учителя пытаются разобраться, как можно было избежать возникшего конфликта, а если он уже произошел, как сделать так, чтобы конфликтующие стороны помирились, и никто не ушел домой обиженным. При этом дети с удовольствием участвуют в подобном анализе, находят нравственные решения споров и испытывают глубокое удовлетворение от результатов своих моральных усилий.

В классе много общих дел. Например, все готовятся к празднику мам и бабушек, Новому году, конкурсам, походам и другим мероприятиям. Все действуют вместе: учат стихи, готовят подарки родителям, гостям, друг другу, жизнь класса не прерывается. Завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников.

Класс учится действовать самостоятельно. Все участвуют в делах класса. Придумывают и проводят свои конкурсы. В праздниках для родителей стараюсь показать каждого ребенка: кто ведущий, кто актер, кто художник, поэт. У детей, у которых в учебе есть проблемы, появляется чувство, что он тоже является членом коллектива, что его ценят и не могут без него. Особенно актуально это стало в начале 3 класса, когда в коллектив пришли новые ребята.

В нашем классе интересно. Отношения друг к другу изменяются к лучшему. Появляется замечательное чувство: мы - коллектив. Сейчас у нас трудная цель: стать настоящим коллективом. У многих третьеклассников уже осознанное поведение, они умеют оценивать не только итог сделанного, но и то, какие качества проявил каждый, развито умение совершать хорошие поступки.

Разработана система мониторинга воспитательной деятельности:

- Методика определения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

- Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методики Е.Н. Степанова).

- Изучение уровня развития классного коллектива.

- Изучение уровня воспитанности.

В заключение хотелось бы сказать, что классный руководитель, учащиеся гордятся своим «местом жительства» в школе - уютном кабинете. Этот кабинет фактически создан руками родителей и детей. В нем учащиеся любят заниматься, отсюда им не хочется уходить, сюда приходят те дети, которые учились здесь раньше. Члены классного сообщества заботятся о чистоте и уюте.

Целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и учащихся по построению воспитательной системы класса способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.

• Уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе.

• В классе преобладает атмосфера доброжелательности, нет грубости.

• Все дети хорошо чувствуют себя в классном коллективе.

• Учащиеся имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе: они любят свою школу, у них есть любимые школьные предметы и любимый учитель.



Похожие:

Воспитательная система класса Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» iconПрограмма работы со способными учащимися начальных классов
Ильина И. А., учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «сош №3»
Воспитательная система класса Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» iconМетодическая система Информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования ключевых компетенций обучающихся Иванова Ирина Анатольевна, учитель биологии высшей квалификационной категории моу города Кургана «Гимназия №57»
Иванова Ирина Анатольевна, учитель биологии высшей квалификационной категории моу города Кургана «Гимназия №57»
Воспитательная система класса Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» iconКласс: 1 Образовательная система «Школа 2100» Предмет: окружающий мир Составители: Исянова Раузиля Фаниловна, учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»
Составители: Исянова Раузиля Фаниловна, учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»
Воспитательная система класса Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» iconОбразовательная программа на 2010 2011 учебный год
Директор школы Ахметшина Резида Расиховна руководитель высшей квалификационной категории, учитель математики первой квалификационной...
Воспитательная система класса Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» iconВоспитание гражданственности как социально педагогическая проблема Колесова Валентина Васильевна, заместитель директора по увр, учитель истории и обществознания моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2»
Колесова Валентина Васильевна, заместитель директора по увр, учитель истории и обществознания моу «Заинская средняя общеобразовательная...
Воспитательная система класса Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» iconСведения об авторе: Кочергина Татьяна Ивановна учитель математики высшей квалификационной категории моу «Лицей №1 Брянского района»
Кочергина Татьяна Ивановна учитель математики высшей квалификационной категории
Воспитательная система класса Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 2011/2012 учебный год
Баранова Вера Васильевна — учитель начальных классов, учитель 1 (первой) квалификационной категории, образование высшее
Воспитательная система класса Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» iconКонцепция воспитательной системы. Воспитательная система моу «Владыкинская средняя общеобразовательная школа»
Воспитательная система моу «Владыкинская средняя общеобразовательная школа» охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные...
Воспитательная система класса Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» iconПротокол № от Г. П. Мартынова
Смирновой Елены Леонидовны, учителя начальных классов, высшей квалификационной категории
Воспитательная система класса Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» iconВнеурочная деятельность в условиях реализации фгос ноо. Поплавская Е. Г. Учитель начальных классов высшей категории мбоу«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Мамадыш»
Эффект – это последствие результата. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты