Модернизация общего образования icon

Модернизация общего образования



НазваниеМодернизация общего образования
Дата26.05.2014
Размер129.17 Kb.
ТипСправочники, творчество

Модернизация общего образования


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
к Комплексу мер по модернизации общего образования 
в Алтайском крае в 2011 году 

     В Алтайском крае комплекс мер по реализация Поручения Председателя Правительства РФ В.В. Путина от 4 апреля 2011 года по модернизации общего образования и повышению заработной платы учителей стал логическим продолжением мероприятий по комплексной модернизации региональной системы общего образования, осуществленных в регионе в рамках комплексного проекта модернизации образования (КПМО) в 2008-2009 гг. 
Реализация КПМО является основой дальнейшей модернизации образования: в общеобразовательных учреждениях введена новая система оплаты труда, закреплены принципы нормативно-подушевого финансирования, заложены основы региональной системы оценки качества образования, значительно улучшены условия обучения (доля школьников, обучающихся в современных условиях, возросла в Алтайском крае с 35% в 2007 г. до 72% в 2010г.), во всех школах созданы общественные органы управления, все учреждения разместили в сети Интернет открытые публичные отчёты. На реализацию КПМО край получил субсидии из федерального бюджета более 700 млн. рублей. 
     Другими способствующими «второй волне» модернизации в 2011 году факторами являются: 
-сформировавшаяся сеть 7 образовательных округов края и школьных округов вокруг 269 базовых школ, обеспечивающая основу сетевого взаимодействия; 
-подготовленность в ходе КПМО управленческих команд и операторов электронного мониторинга; 
-опыт масштабных закупок в ходе реализации целого ряда краевых и федеральных программ (КПМО, модернизация школьных столовых и др.); 
-активная поддержка «Единой России», возможность использовать партийный организационный и медийный ресурс. 
   С другой стороны, модернизация образования имеет в регионе и ряд лимитирующих факторов, учёт которых необходим при реализации комплекса мер: 
-в регионе 71 муниципальное образование и разветвленная образовательная сеть из более чем 1200 школ, 60% из которых – малокомплектные; 
-сжатые сроки осуществления комплекса мер по модернизации системы в 2011 году (стартовала в апреле); 
-ограничения, связанные с исполнением 94-ФЗ при реализации средств федеральной субсидии (сумма, выделенная Алтайскому краю в 2011 г. – самая большая из регионов Сибирского федерального округа – 513,6 млн. рублей); 
-сверхвнимание СМИ к процессам модернизации образования. 
    С учётом данных факторов и опыта региона на подготовительном этапе к реализации комплекса мер по модернизации общего образования (апрель-июнь) проведена следующая работа: 
-обеспечена нормативная и правовая основа модернизации школы: принято решение Совета Администрации Алтайского края от 11 мая 2011 г. и постановление Администрации Алтайского края от 15.07.2011 № 385 «Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования в Алтайском крае в 2011 году». Для координации проводимой работы распоряжением Губернатора края от 20.06.2011 № 230-р создан Межведомственный совет по модернизации системы общего образования Алтайского края; 
-приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи сформированы 2 рабочие группы: по условиям и кадрам; 
-утвержден Сетевой график проекта на 2011 год; 
-подготовлены проекты Соглашения с Минобрнауки и Комплекса мер (проект Комплекса мер по модернизации общего образования в Алтайском крае в 2011 г. назван в письме Минобрнауки образцовым); 
-обеспечено широкое информационное сопровождение в СМИ с использованием партийного ресурса; 
-депутатами Алтайского краевого Законодательного Собрания внесены соответствующие поправки в Закон о бюджете; 
-проведено общественное обсуждение реализации поручения с участием профсоюзов, СМИ, общественности; 
-проведен семинар для руководителей муниципальных органов управления образованием и директоров подведомственных общеобразовательных учреждений. 
    В июле заключено Соглашение между Администрацией края и Министерством образования и науки Российской Федерации о предоставлении в 2011 г. субсидии из федерального бюджета бюджету Алтайского края на модернизацию региональной системы общего образования от 15.07.2011 № 18.664.240053. 
   Комплекс мер по модернизации общего образования, определяя в качестве главных составляющих нового качества общего образования качество условий образовательного процесса и качество учительских кадров, преследует следующие задачи: 
а) повышение заработной платы учителей и доведение её до уровня средней в экономике региона; 
б) обеспечение современных условий образовательного процесса; 
в) развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений, в т.ч. комплектование школьных библиотек; 
г) расширение доступа к качественному образованию в малокомплектных школах, осо 
бенно на селе; 
д) модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования; 
е) развитие учительского потенциала через обеспечение современного качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей школ; 
ж) привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения; 
з) повышение энергоэффективности при эксплуатации зданий и помещений учреждений общего образования; 
и) расширение участия учителей в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии. 

Повышение заработной платы учителей в рамках реализации модернизации общего образования
   Повышение заработной платы учителей в рамках реализации модернизации общего образования в Алтайском крае будет осуществляться в два этапа. 
На первом этапе (до конца 2011 года) средняя заработная плата учителей в Алтайском крае (в первом квартале 2011 года она составила 10565 руб.) будет доведена до уровня средней заработной платы в экономике края за первый квартал 2011 года – 12307 руб. При этом повышение коснётся не только учителей, но всех педагогических работников школ. 
На втором этапе (до 2013 года) средняя заработная плата учителей будет увеличена на 30 % (по отношению к первому кварталу 2011 года). Для этих целей общий фонд заработной платы общеобразовательных учреждений с 1 сентября т.г. увеличен на 20 % (с учетом 6,5 % с 1 июня 2011г.). По инициативе фракции «Единая Россия» Алтайского краевого Законодательного Собрания, в июне т.г. утверждены поправки в Закон о бюджете, в соответствии с которыми из краевого бюджета дополнительно выделено 363,0 млн. рублей для муниципальных общеобразовательных учреждений, 34,4 млн. рублей для краевых государственных общеобразовательных учреждений. 
  В ходе подготовки к повышению заработной платы оценены возможные риски, каковыми являются: 
-несовершенство новой системы оплаты труда в части распределения стимулирующих выплат; 
-недостаточность фонда оплаты труда в малокомплектных школах; 
-ожидание в связи с некорректным информированием СМИ о параметрах проекта учительской общественностью повышения заработной платы с 1 сентября каждому на 30% и по отношению к августу. 
С целью нивелирования данных рисков управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи на подготовительном этапе: 
-совместно с профсоюзом проведена комплексная работа по совершенствованию новой системы оплаты труда, в первую очередь – в части распределения стимулирующих выплат. Проверено большое количество школ, проведены социологические опросы педагогов на удовлетворенность НСОТ; 
-Законом Алтайского края закреплено финансирование малокомплектных школ не по количеству учеников, а исходя из классов-комплектов; 
-проведена разъяснительная работа с каждым райкомом профсоюза, МОУО, директорами школ, в СМИ. 

^ Создание современной школьной инфраструктуры
    Механизм реализации комплекса мер предусматривает финансирование включённых в него мероприятий путём направления средств из федерального бюджета в форме субсидии бюджету Алтайского края, а также средств софинансирования из краевого бюджета. При этом Алтайский край не воспользовался правом возмещения расходов, в отличие от других регионов: все 513,6 млн. рублей пойдут в школы. Минобрнауки России согласованы следующие направления расходования средств субсидии для решения задач модернизации общего образования в 2011 году: 
Направления расходования средств: млн. руб. 
Учебно-лабораторное оборудование 61,4 
Компьютерное оборудование 42 
Школьные автобусы 85,2 
Учебники и медиаресурсы 62,5 
Текущий ремонт с целью выполнения современных требований 200 
Повышение квалификации 9 
Дистанционное обучение 3,3 
Энергосбережение 50 

   Стоит отметить, что в соответствии с решением комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике уже в июне разрешено объявление конкурсов на закупку оборудования и автобусов ещё до поступления в край средств федеральной субсидии – под средства краевого бюджета. Высокой готовности к реализации средств способствует также то, что рабочими группами осуществлена большая работа по утверждению в июле т.г. пакета распорядительных и методических документов по каждому направлению расходования средств: 
-принципов распределения средств; 
-распределения субсидии по каждому муниципалитету; 
-методических рекомендаций по расходованию средств в раках комплекса мер; 
-системы мониторинга эффективного и целевого расходования средств с закреплением ответственных за каждое направление. 
По согласованию с председателями советов образовательных округов рабочими группами принято решение направить денежные средства в виде целевой субсидии в муниципалитеты, распределив их по нормативно-подушевому принципу. Небольшая доля средств (3,3 млн.рублей) будет реализована управлением централизованно в рамках организации дистанционного обучения школьников с акцентом на создание 37 базовых информационно-библиотечных центров, предоставляющих удаленный доступ к образовательному контенту. 

Совершенствование учительского корпуса
    Данный блок мероприятий комплекса мер имеет особую значимость. Для его реализации в Алтайском крае по инициативе Губернатора Александра Карлина: -введены «губернаторские подъёмные» молодым специалистам малокомплектных школ – 100 тысяч рублей; 
-унифицированы меры поддержки на муниципальном уровне (доплаты, подъёмные, жильё); 
-организовано ежегодное санаторно-курортное лечение 280 учителей за счёт средств краевого бюджета; 
-созданы и активно поддерживаются ассоциации (объединения) учителей по всем дисциплинам; 
-учреждены ежегодные премии сельским учителям-просветителям имени Степана Павловича Титова (10 педагогов по 125 тысяч рублей) и 100 премий Администрации края педагогическим работникам образовательных учреждений разных уровней и направленности по 30 тысяч рублей. 
До конца 2011 года планируется повышение квалификации почти 2 тысяч учителей и руководителей общеобразовательных учреждений по ФГОС, при этом большая часть средств федеральной субсидии на повышение квалификации будет направлена в муниципалитеты и доведена до учителя для персонифицированного прохождения повышения квалификации. 
В целях организации эффективной работы по реализации Комплекса мер по модернизации общего образования муниципальным органам управления образованием в срок до 15 августа 2011 г.НЕОБХОДИМО: 
1. В соответствии с приказом управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 20.06.2011 № 2072 «О мероприятиях по реализации поручения Председателя Правительства РФ Путина В.В. по модернизации общего образования и повышению заработной платы учителей» приказами органа управления образованием: 
-сформировать муниципальные рабочие группы по реализации Поручения на территории муниципального образования, обеспечить его реализацию на основе муниципальных сетевых графиков на 2011 год в соответствии с принятыми Соглашением с Управлением обязательствами муниципалитета; 
-определить должностных лиц, ответственных за заключение Соглашений с управлением, представление Планов (графиков) действий по реализации принятых муниципальных обязательств, мониторинг и информационное сопровождение исполнения Поручения в муниципалитете; 
-организовать информационно-организационную работу в коллективах образовательных учреждений, с органами государственно-общественного управления образованием по реализации комплекса мер по модернизации общего образования в соответствии с Поручением. 
2. Постановлением (иным нормативным правовым актом, принятым на уровне муниципалитета) утвердить Комплекс мер по модернизации общего образования в муниципальном районе (городе) на 2011 год. Данный документ будет являться программным основанием реализации средств в муниципалитете. За основу муниципального комплекса мер необходимо взять краевой комплекс мер (утв. постановлением Администрации края от 15.07.2011 № 385). Приложение комплекса мер должно, аналогично краевому, содержать Перечень мероприятий с финансированием по ним в соответствии с распределением средств, закрепленным распоряжением Администрации края и соответствующими приказами управления. 
3. В срок до 10 августа обеспечить подписание и направление в управление соглашений о реализации субсидии в рамках Комплекса мер. 

Заместитель начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи Ю.Г. Абдуллаев



^ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ В 2011 ГОДУ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

    В Алтайском крае в 2011 году достигнуты следующие значения показателей результативности, закрепленных Соглашением между Администрацией Алтайского края и Министерством образования и науки Российской Федерации: 

    Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в крае за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Алтайского края за I квартал 2011 года составило 126,5% (план – 100%). При этом средняя начисленная заработная плата учителей в четвертом квартале 2011 года достигла 15568 рублей (рост составил более 40 % по отношению к первому кварталу 2011 г.). Доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования) составила 12,4% (план – 12%), по начальной ступени - 30% (план - 30%). 

    Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей: факт – 9,1%, план - 7%. 

   Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей: факт – 61,2%, план – 59,6%; 

   Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений, составила 3% при плане - 3%. 

   Достигнута положительная динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов. 

   Выполнению взятых регионом обязательств послужил механизм управления реализацией Комплекса мер, предусматривающий: 

заключение соглашений между управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи и администрациями муниципальных районов и городских округов края и соглашений между муниципалитетами и каждым общеобразовательным учреждением; 

деятельность организационных структур по управлению реализацией проекта (межведомственный совет, экспертный совет, рабочие группы); 

общественную экспертизу через организацию обсуждения Комплекса мер в образовательных округах края на старте (апрель) и по итогам года (ноябрь); 

организацию электронного мониторинга, аналитического, информационного и PR-сопровождения проекта, обеспечение работы «горячих линий». 

Успешности реализации Комплекса мер также способствовала своевременно сформированная на региональном уровне достаточная нормативная и правовая база, регламентирующая: 

организационную схему управления проектом, в т.ч. порядок распределения, правила расходования и методические рекомендации по каждому направлению реализации средств федеральной субсидии, что позволило обеспечить полноту и своевременность расходования средств всеми образовательными учреждениями; 

способы, формы и этапы реализации Комплекса мер в крае; 

порядок мониторингового и аналитического сопровождения проекта и сбора данных; 

формы и периодичность контроля за ходом реализации Комплекса мер на всех уровнях управления образованием и общественной экспертизы. 

Все нормативные правовые документы и информационно-методические материалы своевременно размещались в открытом доступе в специальном разделе сайта управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи. 

В рамках реализации Комплекса мер в 2011 году созданы условия для обучения по новым федеральным образовательным стандартам (ФГОС) всех обучающихся региона, перешедших на ФГОС. Кроме того, продолжена начатая в рамках КПМО и инициативы «Наша новая школа» работа по созданию современной школьной инфраструктуры: 

проведен текущий ремонт в 947 общеобразовательных школах (80%), подведена горячая вода в кабинеты начальных классов, для чего приобретены водонагреватели (1874), обустроены комнаты гигиены (378), душевые в спортивных залах (403), туалеты (1243); 

во всех 1 классах обновлена мебель в соответствии с требованиями СанПиН, поставлено необходимое оборудование для реализации ФГОС; 

переоснащены 50% (600 учреждений) школьных библиотек-медиатек, обновлена нормативно-правовая база деятельности библиотек, становящихся центрами информационной инфраструктуры современной школы; 

в 37 базовых школах края (3%) апробировано дистанционное обучение по трем вариативным моделям (с учетом специфики конкретной школы); 

значительно (на 240 тыс. экз.) пополнены фонды библиотек общеобразовательных учреждений учебниками и художественной литературой; 

приобретены 78 единиц транспортных средств для перевозки школьников; 

в рамках мероприятий по энергосбережению 332 школы оснащены приборами учета тепла и водоснабжения, проведен энергоаудит в 253 учреждениях, что позволяет снизить потребление образовательными учреждениями края энергии всех видов и реинвестировать сэкономленные таким образом средства в развитие учреждений. 

Анализ качественных изменений в общем образовании края позволил выявить следующие эффекты, полученные в ходе реализации Комплекса мер в 2011 году: 

проведенные в рамках нормативного подушевого финансирования мероприятия по реструктуризации образовательной сети, оптимизации штатных расписаний и передаче на аутсорсинг непрофильной деятельности позволили снизить неэффективные расходы в отрасли с 24% до 18% и реинвестировать дополнительные средства на оплату часов внеурочной деятельности в рамках новых ФГОС; 

повышение в рамках совершенствования НСОТ стимулирующей части фондов оплаты труда и норматива финансирования значительно повлияло на отношение учителей к новой системе оплаты труда. Результаты анкетного опроса, проведенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, показывают, что большинство опрошенных учителей и руководителей общеобразовательных учреждений (72 %) положительно относятся к дифференциации заработной платы в зависимости от результативности труда; 

в связи с совершенствованием процедур аттестации и материального стимулирования педагогов в соответствии с новым Порядком (приказ управления Алтайского края по образованию и делам молодежи № 2872 от 10.08.2011) возросло число педагогов, системно представляющих свой опыт на краевом и федеральном уровне (с 1% в 2006 году до 12% в 2011 году); доля учителей, эффективно использующих информационно-коммуникационные технологии, увеличилась с 2% в 2006 году до 41% в 2011 году; 

благодаря завершению проекта по персонификации региональной системы повышения квалификации возросла заинтересованность педагогов в собственном профессиональном развитии. Об этом свидетельствует увеличение количества заявок на внеочередные курсы повышения квалификации более чем на 60% по отношению к 2010 году; 

учет специфики образовательных учреждений при реализации трёх вариативных моделей дистанционного обучения в системе образования Алтайского края (внутришкольной, межшкольной, малокомплектной) позволил повысить востребованность сетевых технологий при организации образовательного процесса (число педагогов-участников сетевых профессиональных сообществ возросло по сравнению с 2010 годом вдвое). 

Кроме вышеперечисленных, удалось достичь ряд системных эффектов, закрепление которых станет важнейшей задачей в системе общего образования края в 2012 году: 

Наметились качественные изменения в учительской среде: всё большая часть педагогов включается в инновационную деятельность, закрепленную в рамках НСОТ как один из важнейших показателей результативности труда. 

В ходе модернизации общего образования начато смещение акцентов с развития инфраструктуры на получение новых результатов образовательного процесса (прежде всего планируемых в ходе реализации новых образовательных стандартов). 

Необходимость получения новых результатов стимулирует развитие системы их оценки в рамках региональной системы оценки качества образования (РСОКО). При этом в образовательном сообществе активнее стали обсуждаться вопросы управления качеством образования, стандартизации результатов внеурочной деятельности. 
Процессы модернизации школы актуализировали вопросы деятельность органов государственно-общественного управления, созданных в рамках КПМО в каждом общеобразовательном учреждении, носящей в ряде случаев формальный характер.



Похожие:

Модернизация общего образования iconПриказ по Управлению образования администрации городского округа Орехово-Зуево
В рамках реализации мероприятия по модернизации общего образования Московской области в 2011 – 2013 годах, проведения электронных...
Модернизация общего образования icon«Модернизация образования основа модернизации общества»
Мбоу топчихинской сош №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева проведена районная августовская педагогическая конференция. Её тема...
Модернизация общего образования iconПротокол №1 мбоу в-вознесенской сош синеокова Е. П. от «30» августа 2011 г
Модернизация общего образования требует перехода от умения традиционной установки на формирование преимущественно «знаний и навыков»...
Модернизация общего образования iconТема 19/1 модернизация как культурный процесс
Основные категории: модернизация общества; индустриализация, урбанизация, либерализация; культурные источники модернизации; Возрождение,...
Модернизация общего образования icon2008 год. Введение. Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений и навыков»
«знаний, умений и навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества, таких как: ответственность,...
Модернизация общего образования iconТема проекта
Цель: Модернизация системы образования школы с использованием информационных технологий
Модернизация общего образования iconМодернизация системы образования на территории муниципального района Большеглушицкий Уважаемые родители, коллеги!
Большеглушицкий в 2012 году. Программа модернизации образования запущена с апреля 2011 года и направлена на достижение ключевых задач...
Модернизация общего образования icon«Педагогический фестиваль – Август-2012»
Модернизация муниципальной системы образования г. Кемерово: проблемы и перспективы
Модернизация общего образования iconСовременные образовательные технологии
«Концепции модернизации образования» базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает...
Модернизация общего образования iconПроекты в начальной школе
Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить модернизация образования
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты