Положение о библиотеке icon

Положение о библиотеке



НазваниеПоложение о библиотеке
Дата26.05.2014
Размер92.25 Kb.
ТипСправочники, творчество


ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ



I. Общие положения

Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее - библиотека) отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.

Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов Республики Башкортостан, Уставом гимназии, Положением о библиотеке, утвержденным директором гимназии.

Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке гимназии, утвержденными директором гимназии.

Гимназия несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.


^ II. Основные задачи

Основными задачами библиотеки являются:

а) обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов гимназии на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио- и видеокассет), цифровом (CD-диски), и иных носителях;

б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.


^ III. Основные функции

Для реализации основных задач библиотека:

а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов гимназии:

  • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

б) создает информационную продукцию:

  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

  • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю гимназии;

  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);

  • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

  • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;

  • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся;

  • руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня;

г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

  • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы гимназии, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

  • организует доступ к банку педагогической информации;

  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства гимназии по вопросам управления образовательным процессом;

  • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

  • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

  • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

  • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.


^ IV. Организация деятельности библиотеки

Наличие укомплектованной библиотеки в гимназии.

Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видео-студию, мини-издательский комплекс, множительную технику и др.

Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами гимназии, программами, проектами и планом работы библиотеки.

Благотворительные пожертвования, полученные библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влекут за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета гимназии. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов в соответствии со сметой расходования.

В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, гимназия обеспечивает библиотеку:

  • гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);

  • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;

  • современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;

  • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;

  • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

Гимназия создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор гимназии.

Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с Правилами внутреннего распорядка гимназии. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

  • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;

  • одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;

  • не менее одного раза в месяц – методического дня.

В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека гимназии взаимодействует с другими библиотеками.


^ V. Управление. Штаты

Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан и Уставом гимназии.

Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель гимназии.

Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем гимназии, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями и трудовым договором.

Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается руководителем гимназии, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета гимназии.

Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра.

Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет руководителю гимназии на утверждение следующие документы:

а) Положение о библиотеке;

б) планово-отчетную документацию;

в) технологическую документацию.

На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.

Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.


^ VI. Права и обязанности библиотеки

Работники библиотеки имеют право:

а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе гимназии и Положении о библиотеке гимназии;

б) проводить в установленном порядке уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

в) определять источники комплектования информационных ресурсов;

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

д) определять в соответствии с Положением о библиотеке, утвержденным руководителем гимназии, виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

е) вносить предложения директору гимназии по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);

ж) участвовать в управлении гимназией в порядке, определяемом Уставом этого учреждения;

з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с Коллективным договором между работниками и руководством гимназии или иными локальными нормативными актами;

и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

Работники библиотеки обязаны:

а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

б) информировать пользователей о видах предоставляемых услуг;

в) формировать фонды в соответствии с учрежденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами гимназии, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

г) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

д) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

е) обеспечивать режим работы;

ж) отчитываться в установленном порядке перед руководителем гимназии;

з) повышать квалификацию.



Похожие:

Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке
При разработке положения о библиотеке моу сош №1 использовалось Примерное положение Министерства общего и профессионального образования...
Положение о библиотеке iconПоложение о школьной библиотеке мобу сош с. Ефремкино. I. Общие положения
Настоящее положение создано на основе Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке
РФ, Настоящее положение разработано в соответствии с фгос ноо, СанПиН, Уставом школы
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке дошкольного учреждения
Данное Положение регулирует порядок деятельности библиотеки, созданной в дошкольном учреждении
Положение о библиотеке iconПоложение о школьной библиотеке I. Общие положения
Принято утверждаю
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснополянская средняя общеобразовательная школа»
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке моу лицей №37
Библиотека является структурным подразделением муниципального общеобразовательного учреждения лицея №37
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке муниципальнои общеобразовательной
Настоящее положение разработано на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании»,...
Положение о библиотеке iconПротокол №4 от 01. 2013 года. Положение о школьной библиотеке
...
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке. I. Общие положения
Мкоу "Чаинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Положение о библиотеке iconПротокол №8 от 31. 08. 2009 Положение о библиотеке
Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на пользование...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты