Авторская программа: Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Составила учитель-логопед Ковалдина И. Г. Март 2009 Пояснительная записка icon

Авторская программа: Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Составила учитель-логопед Ковалдина И. Г. Март 2009 Пояснительная записка



НазваниеАвторская программа: Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Составила учитель-логопед Ковалдина И. Г. Март 2009 Пояснительная записка
Ковалдина И.Г
Дата13.02.2014
Размер166.04 Kb.
ТипПояснительная записка

Бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение ХМАО-Югры для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»




Авторская программа:

Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья


Составила учитель-логопед Ковалдина И.Г.

Март 2009


Пояснительная записка.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимость её решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются у учащихся коррекционных школ, а коррекционная работа способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников коррекционной школы.

Здоровый ребёнок 3 -4 лет уже обладает большим словарным запасом, его активная речь носит почти правильную грамматическую форму, а фонетические погрешности произношения остаются лишь в виде мелких исключений.

В то же время у ребёнка - первоклассника с ограниченными возможностями здоровья как слуховое различение, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже. Речь их скудна и неправильна.

Недоразвитие речи может быть обусловлено в первую очередь медленно формирующимися и нестойкими дифференцировочными условными связями в области слухового анализатора. Из-за этого ребёнок долго не дифференцирует звуков речи окружающих людей, долго не усваивает новых слов и словосочетаний. Такой ребёнок выделяет и различает лишь немногие слова. Процесс выделения этих воспринимаемых адекватно слов из речи окружающих происходит совершенно иным, более медленным темпом, чем в норме. Дети с ограниченными возможностями плохо различают сходные звуки, особенно согласные. В дошкольном возрасте ошибки детей, наблюдающиеся при повторении ими новых слов, расцениваются окружающими обычно лишь как дефекты произношения, которых действительно очень много. Однако, в школе, в процессе обучения ребёнка письму, становится возможным установить, что многие его ошибки обусловлены именно недостаточным развитием слухового анализатора. Недостатки фонематического слуха усугубляются замедленным темпом развития артикуляции, т. е. комплекса движений, необходимых для произнесения слов. Таким образом, замедленное, неполноценное развитие анализаторов приводит к тому, что при умственной отсталости , как правило, резко задерживается развитие речи.

Словарный запас учащихся младших классов коррекционной школы значительно меньше, чем словарь их здоровых сверстников. Разница между пассивным и активным словарём, особенно велика. Их активный словарь особенно скуден. Они редко пользуются прилагательными, глаголами, союзами. Обращают на себя внимание нарушения согласованности в предложениях.

Коррекционная школа помогает учащимся исправлять недостатки произношения, способствует значительному увеличению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи.

Кроме этого, учителю коррекционной школы приходится сталкиваться с немалыми трудностями при обучению детей письму и чтению.

Под влиянием школьного обучения речь всех умственно отсталых детей начинает успешно развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается становится все более развёрнутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении, улучшается письменная речь учащихся. Дети слушают речь учителя, стремятся понять её, беседуют друг с другом, стараются найти точные формулировки для того, чтобы успешнее ответить урок.

^ Цель настоящей программы: раскрыть особенности коррекционной логопедической работы в начальных классах коррекционной школы VIII вида на основе формирования речевой деятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

^ Методическое обеспечение программы «Формирование речевой деятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Метод обучения произношению характеризуется как аналитико – синтетический, полисенсорный, концентрический.

Аналитико – синтетический метод предполагает такое построение обучения, когда при формировании произносительных навыков работа над целым словом сочетается с отработкой его элементов.

Метод обучения произношению определяется как концентрический. Он предусматривает использование базовых звуков для постановки других.

Полисенсорный метод предполагает возможность максимально использовать слух, зрение, тактильно – вибрационные ощущения ребёнка. С большой пользой используется зеркало, благодаря которому ребёнок видит артикуляционный уклад.

Концентрический метод обучения произношению предполагает определённое расположение звукового материала:

- сочетание работы над целым словом и его элементами в ходе обучения и при исправлении произносительных ошибок;

- использование слуха детей для восприятия ими звучащей речи или её элементов и при контроле за собственным произношением, привлечение тактильно – вибрационных ощущений детей, использование различных анализаторов при исправлении произносительных ошибок,

- концентрическое расположение звукового материала при формировании новых произносительных навыков и при коррекционной работе.

Данная программа составлена на основании многолетнего опыта моей работы с использованием комбинированных методик профессора Уральского педагогического Университета З. А. Репиной, Л.Н. Ефименковой .

Считаю, что программа позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в коррекции нарушений звукопроизношения, а также в коррекции устной и письменной речи.

Программа предусматривает 3 блока. .

Блок 1. «Развитие артикуляционной моторики» - 50 часов.

Основными задачами этого блока является формирование правильных артикуляционных укладов посредством специальных комплексов упражнений.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. У многих детей этот процесс задерживается. Ребёнок не произносит отдельные звуки ( [л],[р ]), группу звуков ([с] , [ з], [ц] или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими; звук л произносится как в, звук р -картаво. Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их нечётко, как затушевывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа. К тому же, систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют губы, язык, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит чёткость произнесения звуков.

Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное произношение.

Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. Это тоже оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Поэтому З.А. Репина, В.И. Буйко предлагают систему расслабляющих упражнений, которые помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти.

Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции преподносится детям в виде сказок, весёлых полянок, стишков, загадок, что делает занятия интересными, увлекательными, эмоциональными. Дети, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечают, что их учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Определив затруднения в разговорной деятельности ребёнка, помогаем ему научиться управлять своими органами речи, различать звуки речи на слух, выделять их из слов, определять их место в слове, сравнивать между собой. А это является главным условием для формирования правильного произношения и успешного обучения письму и чтению.

Слабые места в разговорной деятельности ребёнка помогают строить занятия с учётом выявленных трудностей, помогают выбрать специальный комплекс упражнений.

Рекомендуется проводить занятия по следующей схеме:

  • пальчиковая гимнастика;

  • упражнения для губ;

  • сочетание движений губ и выдоха;

  • упражнения для языка;

  • сочетание движений языка и выдоха;

  • голосовые упражнения на материале гласных звуков;

  • анализ правильной артикуляции изучаемого звука с использованием опорных схем для поз губ и языка.

Ребёнок должен научиться слышать звук. Находить его место в слове, поэтому включаются задания на выделение звука из слова, пусть ребёнок определяет, где стоит звук – в начале, середине или конце слова.

Закрепление правильного произношения звука проводится в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Я считаю, что полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребёнка на внеречевые формы работы : изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.


Блок 2. «Говори, читай» -50 часов.

Практика показывает, что обучение основам родного языка позволяет наиболее осознанно освоить языковые и речевые умения, что успешно сказывается на обучении ребёнка в школе, позволяет ему комфортно ощущать себя в обществе.

Материал условно разделен на 3 раздела: «Звук», «Буква», «Говори правильно». Ребёнку даётся элементарное представление о назначении речи. Далее он знакомится с понятиями «предложение», «слово», «звук». Даётся их графическое обозначение. Моделирование предложений и слов с помощью условных обозначений помогает наглядно ощутить границы предложений, границы слов, в предложении и их раздельное написание. Схемы выполняются с проговариванием и с последующим их « прочтением».

Практикой доказано, что знакомство с такими понятиями как «Слово, называющее предмет», «Слово, называющее действие»,, «Слово, называющее признак предмета», является основой для формирования грамматических категорий «Существительное», «Глагол», «Прилагательное».

Раздел «Звук» решает следующие задачи:

  • выработка правильных артикуляционных навыков;

  • развитие просодической стороны речи;

  • формирование системы чётко различаемых, противопоставленных звуков;

  • развитие фонематического восприятия;

  • развитие анализа и синтеза звукового состава слова

Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционными и акустическими сложностями. Работа начинается с изучения гласных звуков, которые являются звуковой основой слова.

После изучения гласных звуков даётся понятие «слог». Ребёнок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков, обучается составлению слоговых схем, в которые вводятся гласные звуки или буквы. Слоговые схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова, который можно простучать, прохлопать, прошагать. Позднее ребёнок учится ставить ударение, определять ударный слог, выделять ударную гласную.

Знакомство с согласными предполагает обучение умению отдифференцировать согласный звук от гласного. Через сравнение ребёнок учится различать твёрдое и мягкое произношение и звучание согласных звуков.

Предлагается система формирования фонематического восприятия. Первоначально изучаемый звук выделяется из начала слова , затем - в начале ив конце слова, а позднее – в начале, в середине и в конце.

В соответствии с развитием фонематического слуха даются задания для формирования элементарных навыков звукового анализа. После этого ребёнок готовится к чтению обратных и прямых слогов. В целях предупреждения смешения звуков (близких по способу и месту образования) в речи и букв при письме предлагаются специальные упражнения по их дифференциации.

Раздел «Буква» связан с формированием произносительных навыков. Обучение ведётся звуковым аналитико – синтетическим методом. В форме занимательных упражнений даётся чтение обратных и прямых слогов. С усложнением для чтения предлагаются столбики слогов со стечением согласных, столбики слогов и небольшие тексты. В помощь для осознания прочитанного поставлено ударение. При обучении ребёнка чтению предусмотрены разнообразные виды упражнений:

- дополни слог до целого слова;

- составь слово из «рассыпанных» букв или слогов;

- вставь букву и назови слово – «Буква заблудилась»;

- соотнесение слов и картинок;

- деформированные предложения;

- тексты для чтения, с последующим заданием (*решить логическую задачу, пересказать, озаглавить, продолжить);

- пиктографические тексты;

- «Математическая грамота»;

- стихи, загадки, ребусы, кроссворды.

На мой взгляд, в результате этой работы учащийся научится слитному чтению слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв разрезной азбуки слов и предложений изученного звуко – слогового состава, написание которых не расходится с произношением.

В разделе «Говори правильно» предлагаются упражнения для развития лексико-грамматического строя речи.

Задачи раздела «Говори правильно»:

  • развивать способность к наблюдению за языком;

  • привлекать внимание к морфемному составу слов, к способам образования, к к составу предложений и связи слов в предложении;

  • воспитывать навык практического использования лексико – грамматической категории.

  • На всех этапах обучения предусматриваются упражнения для развития связной речи ребёнка: составление предложений различной конструкции, составление рассказов с изучаемым звуком по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам, рассказов с творческим продолжением.

В предложенном блоке обучения предусмотрены специальные упражнения для развития восприятия, внимания, памяти, мышления.

Блок 3 «Коррекция устной и письменной речи» - 150 часов, состоит из следующих разделов:

1.Коррекция устной речи.

  • Работа над словом.

  • Работа над предложением.

  • Работа над связной речью.

2.Коррекция письменной речи.

  • Слоговой состав слова.

  • Твёрдые и мягкие согласные.

  • Звуко-буквенный состав слова.

Блок решает следующие задачи:

- Закрепление понятия «слово», его лексического и грамматического значения.

- Формирование навыка правильного построения сначала двусоставного нераспространённого предложения, затем постепенного его распространения.

-Обучение навыку оформления грамматически правильного предложения.

- Воспитание навыков пересказа и рассказа , различных по форме (описательные, повествовательные, описательно-повествовательные) с опорой на различные методические приёмы (последовательность действий, предметных и сюжетных картинок).

-Совершенствование фонематического восприятия, воспитание внимания к звуко-буквенному составу слова, расширение и активизация словаря.

- Выделение гласных в одно-, двух-, и трёхсложных словах.

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и действие предмета, т.е. о грамматическом значении слова, начинаем работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и слова, обозначающие действие предмета, соединяются в в простое, нераспространённое предложение. Важно начинать работу именно с этого типа предложений, поскольку здесь закрепляют умение чувствовать грамматическую основу предложения. Далее структура простого нераспространённого предложения распространяется путём введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного именем существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах . Параллельно ведётся работа над грамматическим оформлением предложения, т.е. отрабатываются все падежные формы имён существительных и имён прилагательных и их согласований в роде, числе, падеже. Даётся понятие о предлогах, правильном их употреблении в речи и правильном написании в предложении. Завершается работа формированием у детей умения строить распространённые предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначального вида – простого, двусоставного, нераспространённого предложения. Это делается для того, чтобы учащиеся ещё раз осознали, что в предложении есть главные слова, без которых не строится предложение.
После того, как дети научились составлять распространённое предложение и грамматически правильно оформлять его, переходим к работе над связной речью. Сначала учим детей пересказывать небольшие по объёму рассказы с опорой на последовательность происходящих в рассказе действий. Затем переходим к работе над рассказами описательного характера. Сначала дети учатся пересказывать описание предметов, затем рассказы с элементами повествование. После чего переходим к обучению детей краткому пересказу, т. е. умению передать содержание рассказа тезисно, выбирая из него самое главное. Позднее учим детей выборочному пересказу, т. е. умению отделить одну сюжетную линию от другой. Научив детей пересказу, переходим к формированию у детей навыка составления небольших рассказов по серии картинок, по сюжетной картинке и серии предметных картинок.

Работа над слоговым составом слова предшествует работе над звуко – буквенным составом слова. Деля слова на слоги, дети учатся распознавать и выделять гласные звуки, которые являются звуковой основой слова. Это важно, если учесть, что пропуск гласных букв в словах является одной из самых распространённых дисграфических , встречающихся в письменной речи детей ошибок.

После того, как дети научились выделять из слова гласные звуки (буквы), переходим к работе над выделением согласных звуков (букв) Закрепляем умение детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные, т. к.. твёрдое и мягкое звучание согласного тесно связано с последующей гласной. Следовательно, с одной стороны, мы учим детей слышать мягкость или твёрдость согласного, а с другой – продолжаем работу над выделением гласных второго ряда я, ё, ю, е.

Работа над звуко – буквенным составом слова уже началась на более ранних этапах. Дети уже имеют представление о том, что слова состоят из звуков (букв), они умеют выделять гласные из слов, слышать наличие в словах твёрдых и мягких согласных звуков и выделять буквы, которыми эти звуки обозначены в слове.

Данный учебно – методический план предполагает основные направления работы по формированию речевой деятельности учащихся с ограниченными возможностями. Общее количество часов, на которое рассчитана программа, составляет 250. Учитель- логопед вправе варьировать почасовое содержание программы, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

^ Учебно – методический план программы «Формирование речевой деятельности учащихся с ограниченными возможностями»

Блок

Раздел

Основное содержание

Рекомендуемая литература

1.Развитие артикуляционной моторики.


2. Говори, читай.


3. Коррекция речи.

- Вводная часть.


-Развитие мелкой моторики пальцев рук.


- Развитие моторики артикуляционного аппарата.


- Упражнения для развития ощущений от движения органов артикуляции.


- Звук.

-_Буква.

- Говори правильно.


- Коррекция устной речи.


- Коррекция письменной речи.

- Что такое звуки?


- Пальчиковая гимнастика.


-Расслабляющий самомассаж органов артикуляции.

- Игры – упражнения для формирования движений губ.

- Специальный комплекс упражнений для свистящих звуков.

- Специальный комплекс упражнений для шипящих звуков.

- Специальный комплекс для звуков [Л], [ ЛЬ] , [Р], [РЬ].


- Гласные звуки и буквы.

- Согласные звуки и буквы.

-Дифференциация звуков и букв по акустико – артикуляторному сходству.


- Работа над словом.

- Работа над предложением.

- Работа над связной устной речью.

(Рассказы повествовательные, описательные, выборочные пересказы, составление небольших рассказов по серии картинок, по сюжетной картинке и серии предметных картинок)


-Работа над слоговым составом слова.

- Работа над твёр дыми и мягкими согласными.

- Работа над звуко – буквенным составом слова.



З. А. Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии»


Л. Л. Цуканова, С.П. Полякова «Говори, читай»


Л.Н. Ефименкова «Наглядное пособие по коррекции связной устной и письменной речи»



Список использованной литературы.

1. М.А. Поваляева. Справочник логопеда.

2. Л.Л. Цуканова, С.П Полякова. Говори, читай.

3. З.А. Репина, В.И. Буйко. Уроки логопедии.

4. С.Я. Рубинштейн. Психология умственно отсталого школьника.

5. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.

6. М.Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения.

7. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.

8. Л.Н. Ефименкова. Коррекция звуков речи у детей.

9. Е.В. Кузнецова. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.

10. З.В. Поливара, А.М. Шехирева. Мир для всех: книга для учителя – дефектолога.

11. Н. В. Дурова. Фонематика.

12. Л.Н. Ефименкова. Наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи.

13. Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.

14. И. А. Виноградова. Моделирование речи для совершенствования речевой деятельности.

15. Программа курса «Речь и культура общения». Составители: Т. А. Ладыженская, Г. И. Сорокина.

16. А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. Развитие связной устной речи у умственно отстслых учащихся на специальных уроках.

17. Н. Г. Галунчикова. Развитие связной письменной речи умственно отсталых учащихся старших классов.

18. Н. А. Шарапановская. Дифференцированный подход к оценке и коррекции нарушений звукопроизношения.



Похожие:

Авторская программа: Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Составила учитель-логопед Ковалдина И. Г. Март 2009 Пояснительная записка iconРазвитие выразительной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения воспитанников с ограниченными...
Авторская программа: Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Составила учитель-логопед Ковалдина И. Г. Март 2009 Пояснительная записка iconТема: «Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными возможностями здоровья через использование системы проверки и оценки знаний, умений и навыков на уроках технологии швейного дела»
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Авторская программа: Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Составила учитель-логопед Ковалдина И. Г. Март 2009 Пояснительная записка iconСистема работы по созданию эмоционально-эстетической среды на логопедических занятиях в усдовиях детского образовательного учреждения рубцова Регина Игоревна, учитель-логопед
Введение с. 2
Авторская программа: Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Составила учитель-логопед Ковалдина И. Г. Март 2009 Пояснительная записка iconРабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» 1 класс VIII (II вариант) Автор: Милославская Олеся Сергеевна пояснительная записка
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Авторская программа: Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Составила учитель-логопед Ковалдина И. Г. Март 2009 Пояснительная записка iconТрудовое обучение (ручной труд) Пояснительная записка
Целью обучения труду является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья трудовой культуры через установление в...
Авторская программа: Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Составила учитель-логопед Ковалдина И. Г. Март 2009 Пояснительная записка iconОрганизация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Авторская программа: Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Составила учитель-логопед Ковалдина И. Г. Март 2009 Пояснительная записка iconСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыки
Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (овз) – это реальность нашего времени. Поэтому так важно научить жить в современном...
Авторская программа: Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Составила учитель-логопед Ковалдина И. Г. Март 2009 Пояснительная записка iconИнклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы
Астоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования....
Авторская программа: Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Составила учитель-логопед Ковалдина И. Г. Март 2009 Пояснительная записка iconГольченко Галина Ивановна, учитель начальных классов мкс(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Итатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Мкс(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Итатская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Авторская программа: Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Составила учитель-логопед Ковалдина И. Г. Март 2009 Пояснительная записка iconБалабан Ольга Михайловна, учитель математики мкс(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Итатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Мкс(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Итатская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты