Программа формирование универсальных учебных действий icon

Программа формирование универсальных учебных действий



НазваниеПрограмма формирование универсальных учебных действий
Дата09.02.2014
Размер423.58 Kb.
ТипПрограмма





Образовательная программа формирование универсальных учебных действий

МБОУ-СОШ № 175 на 2011-2014г.















  1. Пояснительная записка

«Формирование универсальных учебных действий»

Как правило, развитие учебных действий проводится учителем в зависимости от особенностей учебного материала и предлагаемых контрольных вопросов и заданий, также составленных авторами учебников, как правило, без системы, без учета необходимости закреплять один и тот же вид деятельности выполнением однородных заданий. Учителя, работающие в одной параллели, в разное время проводят работу по формированию и развитию однотипных учебных действий, компетенций, что является проявлением бессистемности работы уже на уровне параллели классов. Для эффективного формирования универсальных учебных действий деятельность педагогов из разрозненной и эклектичной должна стать единообразной и последовательной, предполагающей соответствующее организационное и методическое обеспечение этого процесса. Основой данного обеспечения является программа формирования универсальных учебных действий. Данные действия должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в рамках всех учебных дисциплин. В связи с тем, что сформированность универсальных учебных действий – это результат усилий всего педагогического коллектива, настоятельно требуется координация взаимодействия всех преподавателей. Педагоги должны использовать единые подходы к классификации, составу универсальных учебных действий и методикам их формирования. Использование разработанного подхода к формированию УУД позволяет систематизировать работу по базовым или актуальным направлениям. Положительный эффект по формированию, развитию и закреплению УУД достигается посредством создания ситуации единства времени, места и многократности повторения однородных видов деятельности.

Демократический характер данной образовательной программы проявляется в том, что она избегает мелочной и малоэффективной регламентации, а учитель лишь координирует свою деятельность с коллегами лишь по базовым направлениям деятельности. Это позволяет избежать мелочной опеки и распыления сил по выработке умений и навыков. Координация деятельности учителей также способствует большему сплочению педагогического коллектива.

Гуманистический характер заключается в том, что она позволяет повысить надежность формирования, развития и закрепления универсальных учебных действий, компетенций учащихся, вооружить их базовыми методами самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Позитивный результат формирует чувство уверенности в своих силах и способствует мобилизации сил учащихся на решение учебных проблем.

Психолого-педагогическая обоснованность данной образовательной программы . Если в начальной школе учитель является системообразующим элементом учебной работы, то с переходом в основную школу ситуация кардинально меняется. Программа становится сложнее и разнообразнее. Ученику приходится сталкиваться с разным подходом учителей к организации работы на уроке, дифференциацией требований и пр. Ученик попадает в ситуацию, когда системообразующим элементом учебной деятельности должен стать он сам. Наиболее актуальным становиться требование превращения ученика из объекта обучения в субъект учебно-познавательной деятельности, что невозможно без надежного обеспечения его соответствующей методологией познания. Взаимодействие учителей по развитию универсальных учебных действий на основе общешкольного планирования позволяет отчасти решить проблему адаптации ученика при переходе из начального звена школы в среднее.

^ Социальной обоснованностью и актуальностью образовательной программы по формированию УУД можно считать соответствие современной концепции развивающего образования, направленной на интеллектуальное развитие учащихся, на повышение их ответственности за собственный выбор при переходе к профильному обучению, на воспитание сознательного отношения к учебе.

Принципы построения образовательного процесса:


  • гуманизация;

  • демократизация;

  • открытость;

  • гласность;

  • вариативность;

  • дифференцированность.




  1. Формы организации учебной деятельности

Обучение может быть организовано так, что целенаправленно поведет за собой развитие. Главным условием реализации программы является то, что линия взросления должна специально задаваться, и, в первую очередь, она должна задаваться эволюцией форм организации деятельности учащихся от коллективно-распределенной к групповой и индивидуальной. Соответственно должно эволюционировать содержание обучения. Для младших школьников это содержание найдено и определено – это учебная деятельность, формирование которой является главной целью развивающего обучения. В средней и старшей школе эта деятельность может быть продолжена как поисково-исследовательская, учебно-продуктивная деятельность, где результатом может быть авторская работа.

Программа опирается на особое видение системы школьной жизни – систему двухлетних учебных периодов (первый год – это ориентировка в новой системе учебных форм, второй год – их освоение).

^ 1-2 классы

3 – 5 (4) классы 

6-7 классы 

8-9 классы 

У

У

У

У




НЗ

СК

ПМ




ДК

ПК

ОП







Ф




Освоение пространства класса

Освоение пространства параллели

Освоение пространства школы

Освоение пространства региона



Основной формой организации обучения является урок. Динамика учебно-образовательного пространства задается системой особых внеурочных форм учебной деятельности. Так, во II периоде могут появится две факультативные формы: «Нестандартные задачи» и «Дискуссионный клуб».

Факультатив «Нестандартные задачи» – это детский НИИ разных версий и вопросов, приносимых на факультатив, как самим учителем, так и детьми. Он открывает возможности нового старта тем детям, для которых учебная задача на уроке сложна, и он не может проявить себя, а на факультатив он может принести свою задачу, поднять свой статус, так как в этом возрасте появляется потребность и способность самооценки.

В «Дискуссионном клубе» дети начинают осваивать и оформлять учебный опыт, занятие в нем способствуют формированию рефлексии учебной деятельности и личностных универсальных действий.

Основной процесс в подростковой школе – индивидуализация.

Появляются новые внеурочные формы учебной деятельности:

  • сопровождающие курсы,

  • предметные клубы,

  • факультативы.

Сопровождающий курс – форма обязательная. На сопровождающем курсе обсуждается не сам предмет, а метапредмет, т.е. это курс прикладной психологии. В СК дети строят понятия, а, чтобы их построить, нужна рефлексивная работа:

  • Как я сделал это открытие?

  • Что мне помогло и т.д.

Задача предметных клубов – инициирование творчества учащихся, написание, ими и защита творческих работ, что способствует овладению предметным языком.

Предметные мастерские в 8-9 классах – это продолжение сопровождающих курсов и предметных клубов. На предметных мастерских исследуется процесс обобщения, детям предлагается самим построить учебную задачу.

Главная задача в 9 классе – образовательное проектирование. В 9 классе дети пишут проект: хотят ли учиться дальше? чему хотят учиться? как? с кем? с помощью кого или чего?

Это пространство должно быть заполнено детскими проектами. К концу 9 класса должно завершаться становление учащегося как субъекта своей деятельности. Учащийся должен быть способен к самоопределению. В старшей школе происходит профессиональная ориентация.

Эта система учебных периодов задает динамику системы особых учебных форм, динамику содержательных позиций: "Я умеющий", "Я знающий", "Я – автор", "Кто я?» и динамику развития учебных отношений, учебного диалога. Не все учащиеся одинаково способны выйти в группу «лидер», а потом – на индивидуальную траекторию, но, выходя в эти позиции, они обеспечивают то, что для «не лидеров» пространство урока остается постоянно развивающим.

От цикла к циклу происходит освоение детьми разных пространств: класса, параллели, лицея, города...

Задача лицея – не внутри создать целостную образовательную систему, а наоборот – обеспечить выход вовне, встроенность в городские, областные, федеральные интеллектуальные фестивали и конкурсы, что позволит детям жить незамкнуто, выходить на разные уровни.



  1. Функции и классификация универсальных учебных действий.



Функции УУД:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса. Универсальный характер УУД появляется в том, что они:

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

нравственноэтическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

^ Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

^ Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные,

логические,

постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера.

^ Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



  1. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий



Критерии сформированности универсальных учебных действий:

  • Полнота действия

  • Разумность действия

  • Сознательность (осознанность) действия

  • Обобщенность действия

  • Критичность действия

  • Освоенность или мера овладения действия

Уровни сформированности учебных действий

1). Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения).

2). Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже освоенному алгоритму).

3). Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действии).

4). Адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем).

5). Самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действий).

6). Обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.

Описанную модель оценки сформированности учебной деятельности, в ряде значимых аспектов дополняет диагностическая система А.К. Марковой, включающая четыре основных сферы оценки:

1. Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:

- понимание учащимися задачи, поставленной учителем, смысла деятельности и активное принятие учебной задачи;

- самостоятельная постановка школьников учебных задач;

- самостоятельный выбор ориентиров действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале.

2. Состояние учебных действий:

- какие учебные действия выполняет школьник (измерение, моделирование, сравнение и т.д.);

- в какой форме он их выполняет (материальной/материализованной; громкоречевой, умственной); развернуто (в полном составе операций) или свернуто; самостоятельно или после побуждений со стороны взрослых;

- различает ли ученик способ и результат действий;

- владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата.

3. Состояние контроля и самооценки:

- умеет ли учащийся проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);

- может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);

- способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий контроль);

- адекватна ли самооценка учащегося;

- доступна ли учащемуся дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы, или он может оценить свою работу лишь в общем виде.

4. Каков результат учебной деятельности:

- объективный (правильность решения, число действий до результата, временные характеристики действия; возможность решения задач разной трудности);

- субъективный (значимость, смысл учебной деятельности для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена – расход времени и сил, вклад личных усилий).

Можно видеть, что предложенная диагностическая система объединяет характеристики собственно учебной деятельности, личностных и регулятивных универсальных действий и свойств действия, что позволяет рассматривать ее как основу разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий.



^ Регулятивные действия

Общеучебные действия

Логические действия

Коммуникативные действия

Диагностика развития регулятивных действий проводится путем экспертной оценки видов оказываемой помощи и уровня произвольности действия (Салмина Н.Г., Филимонова О.Г., 2006).


Для диагностики уровня сформированности этой группы универсальных учебных действий используются показатели скорости чтения в совокупности с показателем уровня усвоения прочитанного текста, а также показатели уровня усвоения (понимания) услышанного текста дифференцированно по вербальным ответам и зрительному образу. Кроме того, проводится диагностика умений работать с тестом (составление плана, конспекта, выделение ключевых слов).

Сформированность учебно-логических навыков напрямую связана с уровнем развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Соответственно, для диагностики мы используем психологические тесты на развитие перечисленных мыслительных операций:

-“Простые аналогии”,

-Прогрессивные матрицы Равена,

-“Выделение существенных признаков”,

-“Исключение лишнего” (предметный вариант и вербальный вариант).

Диагностика развития коммуникативных действий проводится путем экспертной оценки следующих параметров: словарный запас, литературное и логическое построение фразы, удерживание логической связи в построении протяженного связного текста, дифференцированно для письменного и устного варианта.




Полученные в результате тестирования количественные и качественные показатели позволяют определить уровень развития логических действий, общеучебных и коммуникативных действий каждого ученика в классе. Поскольку в одном классе ученики могут находиться на уровнях развития, соответствующих разным классам, необходимо выстраивать разноуровневые занятия с учетом каждого ученика, либо выделять группы по сходным параметрам.


^ Мониторинг воспитательно-образовательной работы в ОУ.

Содержание педагогической информации

Методы

сбора

информации


Материал для сбора информации

Способы

обработки

Контроль и учет знаний детей

Контрольные срезы, беседы, вопросы

Тесты, диагностические задания

Сводные таблицы, диаграммы

Сформированность умений и навыков

Наблюдения, беседы, контрольные задания

Типовые задания

Методика проверки знаний школьников «Педагогическое обследование учеников основной школы»

Сводные таблицы, диаграммы

Уровень воспитанности детей

Наблюдения, беседы, вопросы

Тесты

Диаграммы

Изучение развития психологических качеств личности

Диагностирование,беседы,

наблюдения

Тесты: методика экспресс-диагностики уровня психического развития школьников (А.П.Мясоед) МЭДИС

Таблицы, схемы, диаграммы




  1. ^ Общешкольный план

развития универсальных учебных действий, компетенций учащихся

на 2011-2012 учебный год


Пояснительная записка

Если основой координации работы школы по обучению является учебный план, а по воспитанию – общешкольный план воспитательной работы, то основой координации работы учителей по развитию универсальных учебных действий может быть специальный общешкольный план. План не заменяет индивидуальной работы учителей-предметников, а лишь частично координирует ее. Планирование осуществляется на уровне основного общего образования.

Обобщение универсальных учебных действий осуществляется на более высоком теоретическом уровне посредством изучения в 10 классе специального предмета «Основы логики и методологии учебного познания». К 11 классу выпускник должен уверенно владеть умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной подготовки к экзаменам.

Цели и задачи:

  • Создание методологической основы формирования саморазвивающейся личности на основе уверенного владения базовыми методами познавательной деятельности.

  • Формирование интереса к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

  • Воспитание уверенности в своих силах на основе закрепления ведущих учебных умений.

  • Повышение эффективности работы педагогического коллектива по формированию универсальных учебных действий на основе координации деятельности учителей одной параллели.

  • Повышение ответственности учащихся за результаты учебно-познавательной работы.

  • Создание предпосылок для повышения эффективности подготовки выпускников к сдаче экзаменов.

Содержание деятельности.

1. Школа определяет приоритетные направления в развитии универсальных учебных действий, компетенций и составляет «Общешкольный тематический план развития универсальных учебных действий и компетенций учащихся».

2. Школа определяет круг специалистов, для которых работа по приоритетным направлениям будет являться обязательной. По другим видам работы учитель продолжает определять свою деятельность самостоятельно, исходя из требований программы и содержания учебного материала.

3. Планирование осуществляется на уровне каждого класса или параллели.

4. Планирование по одному виду работы осуществляется продолжительностью в учебную четверть.

5. Входящий и исходящий мониторинги осуществляются в начале и в конце каждой четверти соответственно или в начале и в конце учебного года комплексно.


Ожидаемый эффект:


Педагоги:

  • освоен понятийный аппарат стандартов нового поколения;

  • созданы учебно-методические ресурсы, обеспечивающие учебные предметы начальной и основной школы;

  • создан банк данных по проблеме проекта;

  • разработаны проекты, включающие план мероприятий по внедрению в практику новых подходов к управлению образовательным учреждением в условиях реализации на практике нового стандарта;

  • изучены теоретические аспекты и апробированы практически наиболее существенные элементы новой образовательной системы:

- собственно стандарты,

-базисные учебные планы для начального и основного образования,

- примерные программы,

- система оценивания, отвечающая стандартам, построенная на основе деятельностного подхода,

- учебные материалы,

-изменения и дополнения в системе педагогического профессионального образования, учебные материалы, педагогические технологии и др.

  • сформированы социально ценные практические умения, приобретен опыт преобразовательной деятельности и развитие творчества – что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

  • созданы оптимальные благоприятные педагогические и управленческие условия для апробации направлений и подходов заявленных в новых стандартах.


Учащийся:

  • сформированы устойчивые познавательные и учебные мотивы;

  • самостоятельно осуществляет деятельность учения, ставит учебные цели, ищет и использует необходимые средства и способы достижения, контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности;

  • имеет представления о социальных ролях, правилах и нормах их выполнения;

  • соотносит поступки и события с принятыми этическими принципами, имеет знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;

  • развита ориентация на Я-идеал как образец для построения деятельности, общения, поведения;

  • имеет адекватные представления о том, как его воспринимают и оценивают другие (родители, учителя, сверстники); адекватную оценку своих возможностей;

  • использует разные виды моделирования;

  • самостоятельно находит, перерабатывает и использует информацию для решения учебных задач;

  • осмысленно читает, понимает и адекватно оценивает язык СМИ.



Важнейшие требования к результатам образования

по ступеням обучения.

В начальной школе основным результатом образования является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности самоорганизации с целью решения учебных задач.

^ В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.

Старшая школа - завершающий этап общего образования - ставит своей целью подготовить выпускников к полноценному участию в жизни своего государства в форме продолжения образования и/или трудовой деятельности. Основой этой готовности является овладение основами наук и приобретение опыта программирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности.


Контроль и самоконтроль. В начале четверти осуществляется входящий мониторинг по определению уровня владения учащимися запланированным к развитию навыков. В конце учебной четверти проводится исходящий мониторинг, позволяющий сравнить результаты работы с исходными показателями и определить, следует переходить к другому виду запланированной деятельности или следует скорректировать план и повторить проведенную работу. Мониторинг осуществляется классными руководителями.

Учитель на протяжении временной единицы работы по развитию учебного действия (четверти) должен привлечь к ней каждого ученика хотя бы единожды. Для самоконтроля учитель может использовать специальную тетрадь класса для фиксации и оценивания работы каждого ученика. Учащийся при желании может осуществлять самоконтроль в дневнике, записывая результаты входящего и исходящего мониторинга


План реализации I этапа проекта (август 2011-август 2012 гг.)

Основные мероприятия

Сроки

Ответственные

^ Работа с кадрами

Научно-методическое обеспечение:

формирование единого целеполагания на уровне учитель - администрация

Определение проблемы, целей, задач, принципов и содержание инновационной деятельности педагогического коллектива и администрации.

Ноябрь 2011

Заместитель директора по НМР


Поиск информации о существующем опыте работы по формированию УУД

Декабрь 2011

Заместитель директора по НМР


Методический совет (утверждение решения об участии в инновационной деятельности)

Январь 2012

Директор

Организационное собрание педагогического коллектива по теме:

«Задачи и формы работы педагогов в проблемных творческих группах лицея»

Февраль 2012

Заместитель директора по НМР

Заседание проблемных творческих групп по теме: «Определение содержания универсальных учебных действий»

Январь 2012

Руководители творческих групп

Заседание проблемных творческих групп по теме: «Приемы, методы, технологии в образовательной деятельности, способствующие формировании УУД»

Февраль 2012

Руководители творческих групп

Методический совет по теме: «Презентация и утверждение Проекта управления формированием универсальных учебных действий»

Март 2012

Заместитель директора по НМР

Педагогический совет «От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям»

Апрель 2012

Директор

Подготовка сборника научно-методических материалов по теме «От общеучебных умений и навыков к универсальным учебным действиям»

Апрель 2012

Заместитель директора по НМР

Анкетирование учителей по вопросу: «Затруднения в реализации компетентностного подхода»

Май 2012

Заместитель директора по НМР

Заседание Методического совета по теме: «Утверждение программы курса «Учись учиться»

Август 2012

Методический совет

^ Мотивационно-аналитическое обеспечение

сбор информации об условиях и результатах развития познавательной активности учащихся на основе формирования ОУУД и организации их самостоятельной работы

Анализ динамики состояния и уровня развития результатов обучения учащихся II ступени МБОУ-СОШ № 175 за 2010 - 2011 гг.

Октябрь 2011

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по УВР

Изучение индивидуального стиля педагогов, вводящих новые педагогические технологии в свою деятельность.

Ноябрь,

Декабрь 2011

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по УВР

Микроисследование:

«Состояние и эффективность включения школьников в учебно- познавательную деятельность на уроке»

Январь, Февраль 2012

Руководители ШМО

Методическая оперативка «Обзор научно-методической литературы по проблеме реализации компетентностного подхода»

Март 2012

Заведующий библиотекой

Поиск и разработка методических рекомендаций для классных руководителей «НОТ учащихся»

Апрель,

Май 2012

Заместитель директора по ВР

^ Работа с родителями:

ознакомление родителей с новыми направлениями педагогического поиска формирование и развитие на этой основе их педагогического сотрудничества с МБОУ-СОШ №175

Совместное заседание руководителей проблемных групп и представителей Совета школы по теме: «Обсуждение модели формирования УУД»

Февраль 2012

Директор председатель родительского комитета,

Совета школы

Общешкольная конференция: «Модель формирования УУД в МБОУ-СОШ № 175»

Май 2012

Директор

^ Работа с учащимися:

ознакомление учащихся с новыми направлениями педагогического поиска и включение их в совместную с учителями деятельность по их осуществлению

Микроисследование:

«Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе»

Декабрь 2011

Заместитель директора по УВР

Ученическая конференция «Итоги работы школьного самоуправления»

Апрель 2012

Заместитель директора по ВР

^ Нормативно - правовое обеспечение:

совершенствование локальной нормативно-правовой базы

Подготовка изменений (дополнений) в локальные акты и должностные инструкции в соответствии с ФГОС второго поколения

Январь

Февраль 2012

Директор

Подготовка изменений (дополнений) в Образовательную программу школы

Март

Апрель 2012

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по УВР

^ Материальное обеспечение:

создание, развитие и эффективное использование учебно-материальных ресурсов школы

Совещание администрации ОУ по выявлению материально-технических потребностей для реализации компетентностного подхода

Октябрь 2011

Директор

Экспертиза состояния материально-технического обеспечения ОУ

Ноябрь-декабрь 2011

Директор председатель родительского комитета,

Совета школы

Создание мультимедийного демонстрационного класса в начальной школе

В течение 2011 – 2012 уч. года

Директор



План реализации II этапа проекта (август 2012 — август 2013 гг.)

Основные мероприятия

Сроки

Ответственные

^ Работа с кадрами

Научно-методическое обеспечение:

плановое введение инновационных изменений в образовательном процессе

Заседание проблемных творческих групп по теме: «Обсуждение и утверждение банка проектных работ для учащихся»

Сентябрь 2012

Руководители творческих групп

Заседание школьных методических объединений «Особенности моделирования деятельностной среды в ОУ»

Октябрь 2012

Методический совет, ШМО

Заседание оргкомитета по подготовке к городским Педагогическим чтениям

Октябрь 2012

Заместитель директора по НМР

Семинар-практикум «Как лучше работать с учебником на уроке» (обмен опытом)

Ноябрь 2012

Заместитель директора по НМР

Методический совет «Разработка и реализация межпредметных тренингов»

Декабрь 2012

Заместитель директора по НМР

Педагогический совет «Компетентностный подход в образовании как средство формирования социально успешной индивидуальности»

Январь 2013

Директор

Семинар «Требования к уроку на основе деятельностного подхода»

Февраль 2013

Заместитель директора по НМР

Подготовка сборника научно-методических материалов по проблеме формирования УУД

Апрель 2012

Апрель 2013

Заместитель директора по НМР

Педагогический совет «Итоги инновационной деятельности за учебный год и задачи на новый год»

Август 2012

Август 2013

Заместитель директора по НМР

Методические оперативки по проблемам развития УУД и мыслительных операций.

  • В психологическом аспекте по темам:

  • психические процессы;

  • мышление;

  • мыслительные операции.

  • В методологическом аспекте по темам:

  • знакомство с приемами развития мыслительных операций;

- знакомство с технологиями, обеспечивающими освоение надпредметных знаний.

1 раз в четверть

2012 – 2015 г.г.

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по УВР

Семинар «Структура и содержание контрольно-измерительных материалов по выявлению уровня развития УУД» (обмен опытом)

Ноябрь 2013

Заместитель директора по УВР

Педагогический совет «Организация и содержательное наполнение предметно-пространственной, информационной и ценностной среды в учебном процессе»

Январь 2013

Директор

Заместитель директора по ВВР

Методический совет «Педагогический эксперимент: опыт и перспективы его развития»

Март 2014

Заместитель директора по НМР

^ Мотивационно-аналитическое обеспечение

включение каждого учителя в педагогический поиск

Заседание проблемных творческих групп по теме: «Формирование системы мониторинга качества образования в ОУ, включающей показатели сформированности ключевых компетенций учащихся и педагогов»

Октябрь 2012

Администрация

Изучение индивидуального стиля педагогов, вводящих новые педагогические технологии в свою деятельность.

По плану ВШК

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по УВР

Мониторинг индивидуальных изменений (новообразований) у обучающихся по привитию навыков информационно-методологической грамотности (ЗУНы, общеучебные навыки, качества личности).

В соответствии с циклограммой мониторинга

октябрь 2012 — май 2014 гг.

Руководитель отдела мониторинга Методического совета школы

Мониторинг индивидуальных изменений (новообразований) обучающихся в эмоциональной, волевой, ценностной сферах; изучение склонностей, интересов, потребностей в дополнительном образовании.

В соответствии с циклограммой мониторинга

октябрь 2012 — май 2014 гг.

Руководитель отдела мониторинга Методического совета школы

Микроисследование:

«Состояние и эффективность включения школьников в учебно- познавательную деятельность на уроке»

Январь, Февраль 2013

2014

Руководители ШМО

Анализ динамики состояния и уровня развития результатов обучения учащихся II ступени

Октябрь,

2012- 2013

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по УВР

^ Работа с родителями:

ознакомление родителей с новыми направлениями педагогического поиска формирование и развитие на этой основе их педагогического сотрудничества с МБОУ-СОШ №175

Организации работы лектория для родителей

- «Как развивать познавательный интерес у школьников?»

- «Как помочь детям организовать свой учебный труд?»

- «Как учить детей работать с книгой дома?»

2012 – 2013

учебный год

Заместитель директора по ПВ

Заместитель директора по ВР

Круглый стол (совместно с учителями): «Что мы знаем и чего не знаем о детях?» (ознакомление родителей с психолого-педагогическими диагностиками)

2 раза в год – октябрь, май

2012, 2013

Заместитель директора по УВР

Анкетирование родителей на предмет выяснения удовлетворенности деятельностью школы по проекту

1 раз в год декабрь

2012, 2013

Заместитель директора по ВР

Представление на сайте лицея публичного отчета по реализации проекта

Май

2012,

2013 г.г.

Директор

Общешкольная конференция:

- «Здоровая и дружественная среда. Уклад школы»

- «Детско-взрослая общность школы»



2012

Май

2014

Директор

^ Работа с учащимися:

ознакомление учащихся с новыми направлениями педагогического поиска и включение их в совместную с учителями деятельность по их осуществлению

Введение в школьный компонент учебного плана сопровождающего курса для учащихся 5 – 8 классов «Развитие речи»

2012–2013 учебный год, 2013-2014 учебный год

Заместитель директора по УВР

Введение в школьный компонент учебного плана спецкурса для учащихся 7 классов «Учись учиться»

2012–2013 учебный год, 2013-2014 учебный год

Заместитель директора по УВР

Конференция: «Каким быть школьному самоуправлению?»

ноябрь

2012

Заместитель директора по ВР

Дискуссионный клуб: «Что мешает учиться с интересом?»

2012–2013 учебный год, 2013-2014 учебный год

Заместитель директора по УВР

Организация работы предметных клубов (инициирование проектной деятельности)

2012–2013 учебный год, 2013-2014 учебный год

Заместитель директора по УВР

Диагностика уровня развития УУД (входящая и итоговая диагностика)

2 раза в год октябрь, май

Заместитель директора по УВР

Анкетирование старшеклассников на предмет выяснения удовлетворенности деятельностью лицея по проекту

1 раз в год (декабрь)

Заместитель директора по УВР

^ Нормативно - правовое обеспечение:

совершенствование локальной нормативно-правовой базы

Подготовка изменений (дополнений) в Устав школы

Сентябрь – декабрь 2012

Директор

^ Материальное обеспечение:

создание, развитие и эффективное использование учебно-материальных ресурсов лицея

Обновление оборудования

учебных кабинетов и их оформление в соответствии с новыми санитарно-гигиеническими требованиями

2012–2013 учебный год, 2013-2014 учебный год

Директор

Заместитель директора по АХЧ

Информатизация образовательной среды (согласно плану школы)

2012–2013 учебный год, 2013-2014 учебный год

Директор

Заместитель директора по АХЧ



План реализации III этапа проекта (сентябрь – декабрь 2014 г.)

Основные мероприятия

Сроки

Ответственные

Изучение мнений педагогов, учащихся и родителей о результатах работы по формированию УУД.

Сентябрь, октябрь 2014

Заместитель директора по НМР

Доработка и коррекция модели внутришкольной развивающей среды с учётом анализа результатов работы и экспертных оценок.

Сентябрь – ноябрь 2014

Администрация

Анализ результатов исследований, обсуждение их на педагогическом совете, принятие управленческих решений.

Ноябрь 2014

Директор

^ Творческий отчет «Управление формированием универсальных учебных действий» по результатам реализации проекта

Декабрь 2014

Директор

Подготовка сборника научно-методических материалов по проблеме формирования УУД

Октябрь 2014

Заместитель директора по НМР



^ Формирование универсальных учебных действий

у учащихся 5-9 классов

Действия

Виды деятельности

Классы /четверти

5

6

7

8

9

Регулятивные


  • ставить учебную задачу

  • правильно оформлять и вести записи в тетради

  • понимать последовательность действий

  • сравнивать полученные результаты с учебной задачей

  • определять наиболее рациональную последовательность своей деятельности

  • оценивать свою деятельность и одноклассников

  • планировать свою деятельность

  • вносить изменения в содержание задач

  • определять проблемы собственной деятельности и устанавливать их причины




1

1

1


1

1





1


1



1

1



1


1

^ Познавательные универсальные действия


а) Общеучебные:


-Знаково-символические


б) Логические





  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

  • поиск необходимой информации (работать с учебником, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации)

  • владеть различными видами пересказа (устно и письменно)

  • различать стили текстов, воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

  • составлять на основе текста таблицы, схемы, графики

  • составлять сложный и тезисный план

  • готовить доклады, выполнять реферативные работы

  • составлять конспект текста, выступления



  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические)

  • преобразование модели с целью выявления общих законов

  • выделять главное

  • составлять простой план

  • сравнивать факты и явления по заданным критериям

  • выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение

  • формулировать вывод

  • классифицировать по нескольким признакам

  • доказывать и опровергать

  • определять причинно-следственную связь между компонентами

  • владеть навыками синтеза и анализа



2


2


3

3

3



2


2


4


4

4



2


2


2


2


3

3




2


2


2

2


3


3

4



2


2


2

2


3


3


4


4

Коммуникативные действия


  • задавать уточняющие вопросы

  • высказывать суждения

  • слушать друг друга



  • вести диалог

  • кратко формулировать свои мысли

  • продолжить и развить мысль собеседника



  • выслушивать и объективно оценивать другого

  • вырабатывать общее решение



  • выступать перед аудиторией

    • уметь донести свое мнение до других

    • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения

4

4

4




3

3

3



4

4



3

3



3

3

3













Похожие:

Программа формирование универсальных учебных действий iconФормирование универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре...
Программа формирование универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Цель программы
Цель программы: формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию...
Программа формирование универсальных учебных действий iconПрограмма мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация : программа составлена на основе
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре...
Программа формирование универсальных учебных действий iconПрограмма мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация : программа составлена на основе
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре...
Программа формирование универсальных учебных действий iconПланируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования икт-компетентности обучающихся
Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий
Программа формирование универсальных учебных действий iconПрограмма мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре...
Программа формирование универсальных учебных действий iconЧтение в составе универсальных учебных действий
По пособию для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», под редакцией А. Г. Асмолова,...
Программа формирование универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Белогорской средней общеобразовательной школы
Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
Программа формирование универсальных учебных действий iconКлассификация универсальных учебных действий
Развитие личности в системе образования на современном этапе обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые...
Программа формирование универсальных учебных действий icon«Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения». Учитель начальных классов моу «сош №7» г. Гая Оренбургской области Барилова Н. А
Направить процесс обучения литературному чтению в начальных классах на формирование универсальных учебных действий
Программа формирование универсальных учебных действий icon«Формирование и развитие универсальных учебных действий школьников в процессе преподавания учебных дисциплин и во внеурочной деятельности». Методическая тема мо математиков
«Профессионально-личностные качества педагогов как необходимое условие повышения качества образования, формирования и развития универсальных...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты