Воспитательная система класса «я-феномен» icon

Воспитательная система класса «я-феномен»



НазваниеВоспитательная система класса «я-феномен»
учитель информатики
Дата27.05.2014
Размер114.1 Kb.
ТипСправочники, творчество

Воспитательная система класса «Я-ФЕНОМЕН»


Автор: учитель информатики,

классный руководитель 10Б класса,

Крюченкова Юлия Владимировна


1. Концепция воспитательной системы


Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классе комфортной атмосферы, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самими собой, проявлению и развитию способностей учащихся, овладение навыками самопознания и саморазвития, формирование ценностно-смысловых компетенций, определение профессиональной ориентации.

Для реализации замысла используются технологии: педагогическая поддержка (с целью создания условий для личностного становления ученика), здоровьесберегающие технологии (с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся), проектная деятельность (с целью расширения кругозора, повышения познавательного интереса, что очень важно для самоопределения в жизни) и информационно-коммуникационные (с целью развития информационной грамотности).

Роль классного руководителя – «проводника по стране знаний» и «старшего товарища». Он помогает включиться классу в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы их индивидуально-личностного развития. Данная система разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям; и является компонентом воспитательной системы школы.


^ 2. Информационная справка о классе


10 «Б» класс является информационно-технологическим классом. Поэтому был сформирован из ребят разных классов. В классе 27 учеников, из них 14 девочек, 13 мальчиков. Возраст учащихся 16-17 лет. Класс специализированный, поэтому в состав учащихся вошли дети, пожелавшие углубленно заниматься информатикой и математикой. Неполные семьи у пяти учащихся (Душин Е., Рябушко А., Полякова А., Панькова О., Шишова Т.). Три ребенка из многодетных семей (Корепанова Е., Панченко А., Халилов Р.).

Общий уровень дисциплины класса высокий. Имеют жалобы о нарушении дисциплины Паролин С., Рябушко А., Тесленко И. Ученики в классе усердные, к работе на уроках относятся добросовестно, особых проблем на уроках не возникает.

В классе действует Правительство класса. Президент класса –Халилов Руслан. Он отлично учится, на любое поручение откликается с охотой, обладает хорошими организаторскими способностями. Имеет большое влияние среди учеников, пользуется уважением одноклассников. Мельникова Ксения является его правой рукой, она – вице-президент.

В классе действуют различные министерства (сектора). Учебный сектор (Министр – Галузин Р.). Ребята очень ответственно относятся к свом поручениям, помогают учителю с проверкой дневников, работают с отстающими, сектор отвечает за дисциплину и успеваемость классного коллектива. Культурный сектор (министр – Харитонова Е.) контролирует подготовку к мероприятиям и имеет личные поручения. Данный сектор позволяет организовывать отдых, развлечения и просветительскую работу в классе, а также не отставать от жизни школы. Трудовой сектор (министр – Голикова А.) организовывает участие класса в различных акциях, спортивный сектор (министр – Паролин С.) отвечает за спортивные мероприятия.

Отношение к труду в коллективе не у всех одинаковое. Есть ребята, которые с удовольствием выполняют трудовые поручения, а некоторые (Овагимян Н., Тесленко И.) уклоняются от генеральных уборок и других дел.

Родительский коллектив имеет на класс огромное влияние. Родители пользуются авторитетом. Совместно с ними ведется активная воспитательная работа. Раз в два месяца проводятся родительские собрания. При возникновении проблем проводятся индивидуальные беседы с родителями и учениками. Хорошими помощниками классного руководителя являются семьи: Галузины, Халиловы, Бендик, Василенко, Чурины и многие другие.

Уровень умственного развития класса довольно высок, отношение к учебе у большинства ребят ответственное и серьезное. Успевают 100% учеников, качество знаний 36%, хорошистов – 9, есть резерв ( 4 ученика по результатам 1 полугодия имеют одну четверку). 1 ученик (Халилов Руслан – отличник). Такие ребята как Душин Е., Сапрыкин А., Овагимян Н, Молин П. менее серьезно относятся к учебе.

Внешкольные интересы разнообразны. Это занятия танцами в «Ровеснике», в спортивном клубе «Витязь», художественной школе, школах иностранного языка, лицее АмГУ, увлечения спортом. Школьники любят ходить в кино, на концерты, отдыхать вместе с классом.

Формированию коллектива, кроме творческих дел, способствует и регулярное анкетирование на темы (Школьная мотивация, Изучение личности учащегося и др.). Была проведена социально-психологическая самоаттестация коллектива, которая показала, что в классе ярко выражена сплоченность – единство мнений по важнейшим вопросах жизни класса. Западающим звеном является коллективизм, информативность. Диагностическая диаграмма «Атмосфера в классе» показала, что класс находится на стадии формирования разных качеств. Преобладающими качествами являются: дружелюбие, увлеченность, теплота, сотрудничество, занимательность. На среднем уровне находятся согласие, удовлетворенность, взаимоподдержка, взаимовыручка. По результатам диагностики школьников в школу дети ходят с охотой, но причина не в учебе, а в других интересах.

В трудных ситуациях происходит эмоциональное объединение класса. Достижения и неудачи коллектива приносят радость и разочарование всем ученикам. К похвалам и поощрениям класса все относятся с одобрением и чувством гордости.

Многие ребята общаются с ребятами младших и старших классов. В основном это знакомства, заведенные во дворе (по месту жительства) или на занятиях кружков, секций, клубов.


^ 3. Субъекты воспитательной системы

  • учащиеся;

  • родители;

  • учителя-предметники.


4. Цель воспитания

Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.


5. Задачи


  • Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий саморазвитию учащихся.

  • Способствовать развитию познавательных интересов каждого ученика.

  • Способствовать сплочению классного коллектива.

  • Формировать собственную позицию жизни ученика.

  • Формировать самостоятельные и устойчивые интересы каждого ученика.

  • Формирование потребности в самообразовании.

  • Сориентировать в правильном выборе будущей профессии.

  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

  • Формировать стремление к здоровому образу жизни.


^ 6. Структура воспитательной системы


6.1. Модель выпускника основной школы

  • Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.

  • Приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации.

  • Уметь формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности.

  • Овладеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций.

  • Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.

  • Осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок.

  • Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

  • Уметь сделать правильный выбор своей будущей профессии.

  • Овладеть основами компьютерной грамотности.

  • Знать свои гражданские права и уметь их реализовывать.


6.2. Ученическое самоуправление

Главные целевые ориентиры самоуправления в классе:

  1. Содействие развитию ребенка (обеспечение личностного роста членов класса. Самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство развития детей. Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и другие).

  2. Организация эффективного функционирования учебной группы (без самоуправления невозможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и создания условий для профессионального и личностного самоопределения учащихся).

  3. Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека (выполнение поручений не должно ограничиваться стенами кабинета или школы. Оно может происходить в детском саду, больнице и других учреждениях, то есть там, где возможно и педагогически целесообразно проявление и развитие социально ценных устремлений детей).

Для достижения перечисленных целей необходимо соблюдение научно обоснованных правил и требований к организации ученического самоуправления.

В качестве принципов выбраны следующие принципы жизнедеятельности классного коллектива:
1. Познай себя – это интересно!
2. Сотвори себя – это необходимо!
3. Утверди себя – это возможно!
4. Прояви себя – это реально!
Мои ученики, родители и я, классный руководитель, – являемся коллективом под названием «Страна», девиз которого: «Нас классная страна недаром породнила, мы – школьные друзья, и в этом наша сила».

Классное самоуправление – это серьезно. «Страна» имеет свои атрибуты: устав, эмблему, девиз, правила. Вместе мы – сила. Каждый день – это маленькая жизнь.

Организационную структуру органов самоуправления в классе можно представить следующим образом:

  1. Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

  2. Принципы деятельности органов самоуправления:
    - добровольность;
    - демократизм;
    - гуманизм;
    - социальная направленность;
    - творчество;
    - разновариативность;
    - самостоятельность.

Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

  1. Высший орган самоуправления – классное собрание. В его работе принимают участие все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители. Собрание обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса. Классное собрание избирает:

  1. Совет министров класса – главный исполнительный орган, его Президента, Вице-президента;

  2. Решает вопросы жизни класса;

  3. Утверждает общественные поручения;

  4. Слушает отчеты об их исполнении;

  5. Решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;

  6. Вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.

Совет Министров класса возглавляет Президент, помогает ему Вице-президент (претенденты в кандидатуры Президента и Вице-президента обязаны предварительно подготовить и выступить с программами развития класса). В Совет Министров входят: Министр Образования (совместно со своим министерством – микрогруппой, объединяющей в своем составе учеников на основе общих интересов). Он отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания, принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов). Министр Внутренних дел (организует поздравление учащихся коллектива, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях, принимает активное участие в организации трудового воспитания, контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет). Министр Культуры (способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию конкурсов, вечеров, составление развлекательной программы). Министр Хозяйства (отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, организует учащихся на мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса).

Данные кандидатуры выбираются путем закрытого голосования. По результатам голосования выбранным кандидатурам выдаются специальные удостоверения, которые ученики вклеивают в дневник.

Президент класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий), формирует временные коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании. Поручения можно менять каждое учебное полугодие, чтобы каждый учащийся мог попробовать себя в различных ролях. Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.

Коллективное планирование осуществляется по методике «Дерево желаний»:

Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:

- в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать;
- в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь;
- какие мероприятия надо провести в классе обязательно.

Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы классному руководителю. В итоге вывешивается большое дерево с предложениями учащихся по организации мероприятий в классе.

1 раз в полугодие определяется уровень развития самоуправления в классном коллективе.

Коэффициент развития устанавливается в размере от 0 (низкий уровень) до 1 (высокий уровень). Согласно анкете в классе может быть высокий уровень организованности и активности и недостаточный уровень ответственности за общешкольные дела и так далее. Мониторинг развития классного самоуправления позволяет корректировать работу Совета Министров класса, Президента и всех членов классного коллектива.

«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год.

Большинство учащихся класса проявляют социальную активность как в школе, так и вне школы; достойно представляют класс, школу на различных мероприятиях.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.


    1. Направления воспитательной работы

  • Аналитико-диагностическая деятельность;

  • Интеллектуально-познавательная деятельность;

  • Ценностно-ориентировочная деятельность;

  • Художественно-творческая деятельность;

  • Трудовая деятельность;

  • Спортивно-оздоровительная деятельность;

  • Становление ученического самоуправления.


6.4. Виды и формы деятельности:

Классные собрания.

Классные часы:

  • лекция;

  • беседа;

  • час общения;

  • ролевые игры;

  • диспуты;

  • мозговой штурм.

Мероприятия:

  • конкурсы, КВН;

  • викторины;

  • экскурсии;

  • походы;

  • вечера;

  • акции, проекты.

Работа с родителями:

  • анкетирование;

  • беседы;

  • консультации;

  • родительские собрания;

  • посещение семьи;

  • проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.

Диагностики:


  • Исследование особенностей личности:

    • общие сведения;

    • способности;

    • самооценка;

    • темперамент;

    • уровень воспитанности.




  • Исследование межличностных отношений:

    • социально-психологический климат в классе;

    • самоаттестация коллектива;

    • социометрия.




  1. Достижения и результаты функционирования системы


Критерии эффективности функционирования системы:

  • уровень воспитанности учащихся;

  • сформированность классного коллектива, межличностные отношения;

  • сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям;

  • стремление к успешности.


Прогнозируемые основные результаты работы по данной системе:

  • повышение уровня воспитанности учащихся;

  • достижение определенных успехов в деле сплочения коллектива;

  • приобретение навыков уважительного отношения к людям;

  • увеличение уровня познавательной активности;

  • возрастание уровня самостоятельности: дети сами планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно решают проблемы.






Похожие:

Воспитательная система класса «я-феномен» iconСлайд 1) воспитательная система класса «азбука вежливости» Классный Таранникова И. Ф. (Слайд 2)
Воспитательная система класса это способ организации жизнедеятельности и воспитания учащихся, способствующий развитию личности и...
Воспитательная система класса «я-феномен» iconВоспитательная система класса «Становление личности ребенка в начальной школе»
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий...
Воспитательная система класса «я-феномен» iconВоспитательная система класса. Из опыта работы. Гоу сош №269 Кировского района города Санкт-Петербурга. Павлюкова Ирина Александровна, учитель начальных классов
Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование...
Воспитательная система класса «я-феномен» iconВоспитательная система класса в учебно-воспитательном процессе школы Классные руководители
При создании концепции воспитательной системы класса необходимо учитывать: интересы, способности, потребности школьников; возможности,...
Воспитательная система класса «я-феномен» iconВоспитательная система класса
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Воспитательная система класса «я-феномен» iconВоспитательная система класса
Цель воспитательной системы – содействовать развитию нравственной, интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию...
Воспитательная система класса «я-феномен» iconНазвание проекта «Воспитательная система класса «Дойдум дьоно»»
Образовательные проекты, охватывающие повышение гражданской активности сельского населения
Воспитательная система класса «я-феномен» iconВоспитательная система класса. Цели для перспективного развития коллектива
Физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры
Воспитательная система класса «я-феномен» iconВоспитательная система 2 «Б» класса (Восковщук С. Ю.)
Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную,...
Воспитательная система класса «я-феномен» iconВоспитательная работа школы
Подведены итоги реализации 2-х годичной Комплексной программы воспитания, проводился мониторинг уровней воспитанности учащихся. Воспитательная...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты