Практикум по основам профориентологии. Екатеринбург, 2004 icon

Практикум по основам профориентологии. Екатеринбург, 2004



НазваниеПрактикум по основам профориентологии. Екатеринбург, 2004
Дата15.06.2014
Размер98.21 Kb.
ТипПрактикум

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина: КПВ (СОВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ)

Специальность «Дошкольная педагогика и психология»

4 курс


Тема: Научно-практические основы профориентологии

Занятие №1 (2 часа)

Цель: сформировать представления о существующих теоретических подходах в профориентологии, практике профориентации и ее методологии.

Основные понятия: профориентология; ее цель и задачи; предмет профориентологии; профориентация; деятельность, профессия, ориентация; факты, закономерности и принципы профориентации; методология профориентации.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные подходы в рассмотрении профориентологии.

  2. Взаимосвязь теории и практики профессиональной ориентации.

  3. Методология профориентологии.

Литература:

  1. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. – Саратов, 1992.

  2. .Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 2003.

  3. Зеер Э.Ф. Павлова А.М., Садовникова Н.О. Практикум по основам профориентологии. – Екатеринбург, 2004.

  4. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. – Екатеринбург, 2002.

  5. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987.

  6. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996.

  7. Кондаков И.М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития /И.М. Кондаков, А.В. Сухарев //Вопросы психологии. – 1989. - № 5.

  8. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб. Пособие. – М., 1998.

  9. Теория и практика профориентации и профконсультирования / Под ред. В.В. Спасенникова. – Калуга, 1996.

  10. Фукуяма Сигэкадзу Теоретические основы профессиональной ориентации. – М.: МГУ, 1992.


Занятие №2 (2 часа)

Цель: заложить представления о профориентационной деятельности как психолого-педагогической системе.

^ Основные понятия: система, характеристики системы, управление, управление профориетацией, принципы управления, функции и методы управления.

Вопросы для обсуждения:

  1. Культурно-историческая обусловленность возникновения профориентации.

  2. Профориентация как элемент системы непрерывного образования.

  3. Управление системой профориентации: история, содержание и принципы.

Литература:

  1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2001.

  2. Профессиональная ориентация учащихся /А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов. – М., 1988.

  3. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983.

  4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М., 1996.

  5. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: В 2 т. / МНИИПУ. – М., 1997. – Т. 1, Т. 2.

  6. Исаенко А.Н. Новое в теории и практике управления персоналом // США-ЭПИ. – 1991. - № 3.

  7. Кондаков И.М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И.М. Кондаков, А.В. Сухарев // Вопросы психологии. – 1989. - № 5.

  8. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 1997.

  9. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация: организация и управление. – М., 1987.

  10. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982.

  11. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. – М., 1997.


Тема: Профинформационная деятельность педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении

Занятие №3 (2 часа)

Цель: ознакомить с теоретическими основами профоинфомацинной деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении.

^ Основные понятия: цель профинформации, трудовое воспитание, задачи трудового воспитания, игра, средства и результаты игры.

Вопросы для обсуждения:

  1. Содержание и особенности профинформационной деятельности педагога-психолога в ДОУ.

  2. Игра как средство профпросвещения детей дошкольного возраста.

  3. Трудовое воспитание дошкольников в рамках профинформационной деятельности педагога-психолога в детском саду.

Литература:

  1. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько и др. – Минск, 1987.

  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2002.

  3. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.

  4. Психология совместного труда детей / Под ред. Я.Л. Коломинского. – Минск, 1987.

  5. Скаткин М.Н., Костмикин Э.Г. Трудовое воспитание и профинформация школьников. – М., 1984.

  6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991.

  7. Зворыгина Е. Педагогические условия формирования игры // Дошкольное воспитание. – 1988, № 6. – с. 6-10.

  8. Курдюмова В. Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек // Дошкольное воспитание. – 1988, № 9. – с. 57-70.

  9. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2000.

  10. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2000.

  11. Шаграева О.А. Детская практическая психология. – М., 2001.


Тема: Психолого-педагогические основы организации профессионального просвещения младших школьников

Занятие №4 (2 часа)

Цель: изучить особенности организации профпросвещения детей младшего школьного возраста.

^ Основные понятия: ранняя профориентация, профпросвещение, профвоспитание, предварительная профориентационная диагностика, формирование профессиональных представлений.

Вопросы для обсуждения:

  1. Научно-педагогические основы ранней профориентации учащихся

  2. Специфика профориентационной работы в учебно-воспитательном процессе начальной школы

  3. Внеучебная деятельность как средство формирования профессиональных интересов младших школьников

Литература:

  1. Гавриличева Г.Ф. Содержание и некоторые формы знакомства с профессией // Начальная школа. – 1984. - №10. - С.61-63.

  2. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985.

  3. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь. – М., 1995.

  4. Дендерина В.И. Совершенствование подготовки студентов к профориентационной работе в начальной школе // Дис. канд. пед. наук. – М., 1986.

  5. Калугин Н.И., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1983.

  6. Кирилюк Л. В. Формирование у младших школьников представлений о трудовой деятельности людей - начальный этап профориентации. // Дис канд. пед. наук. – М., 1974.

  7. Коротков В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1983.

  8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – Л., 1972.

  9. Петрова Т.Н. Труд по интересам //Школа и производство. – 1991. - №3. – С. 37.


Тема: Система профориентационной работы педагога-психолога в средней общеобразовательной школе

Занятие №5 (4 часа)

Цель: познакомить с системой профориентационной работы педагога-психолога в средней общеобразовательной школе.

^ Основные понятия: направления профориентации, профессиональное самоопределение, информационное обеспечение профориентационной работы, профильное обучение, элективные курсы, профессиональные интересы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные направления профориентационной деятельности педагога-психолога в школе.

  2. Профессиональное самоопределение старшеклассников.

  3. Организация психолого-педагогической профориентационной поддержки школьников.

  4. Взаимодействие школы с семьей и общественными организациями в профориентационных целях.

Литература:

  1. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988.

  2. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург, 2000.

  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2000.

  4. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Академия, 2000.

  5. Орел В.Е. Психологические основы профконсультационной работы со школьниками. – Ярославль, 1990.

  6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005.

  7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.; Воронеж, 1996.

  8. Артюхова И. С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. - 2004. - №2.

  9. Борисова Е.М., Лошнова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, 1991.

  10. Дифференциация содержания образования в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования // Профильная школа. – 2003. - № 5.

  11. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.

  12. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983.

  13. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982.

  14. Лоос В.Г. Психологическая классификация профессий для целей профессиональной ориентации школьников // Вопросы психологии. – 1974. - № 5.

  15. Митина Т.К. Самоопределение учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения // Личностно ориентированная профильная школа. – 2005. - № 1.

  16. Психологическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. – М.: Новая школа, 2004.


Тема: Особенности профориентационной деятельности педагога-психолога в системе профессионального образования

Занятие №6 - 7 (4 часа)

Цель: раскрыть основные особенности профориентационной работы в системе профессионального образования.

^ Основные понятия: профессиональное образование, организационно-функциональная подсистема, логико-содержательная подсистема, личностная подсистема, управленческая подсистема, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, стадии профессионального становления: оптации, адаптации, профессионализации, мастерства; этапы профессионального обучения: адаптации, интенсификации, идентификации.

^ Вопросы для обсуждения:

  1. Сущность и структура профориентационной деятельности педагога-психолога в системе профессионального образования.

  2. Профориентационная работа в учреждениях среднего профессионального образования.

  3. Организация и проведение профориентационной работы в высшей школе.

Литература:

  1. Бубнова С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации // Психологический журнал. – 1990. - № 1. – с. 9-13.

  2. Профессиональная ориентация учащихся / А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко, В.С. Аванесов, Б.И. Бухалов; Под ред. А.Д. Сазонова. – М., 1988.

  3. Сарсенбаева Б.И. Психологическая подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности // Педагогика. – 2005. - № 2. – с. 47-50.

  4. Личностно-деятельностный подход в подготовке учащихся к руководству сюжетно-ролевыми играми // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 12. – с. 46-49.

  5. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. – М.: Высшая школа, 1990.


Тема: Помощь педагога-психолога в адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности

Занятие №8 (2 часа)

Цель: изучить особенности оказываемой помощи педагогом-психологом при возникновении затруднений в адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности.

^ Основные понятия: молодой специалист, адаптация, первичная адаптация, вторичная адаптация, психофизиологическая адаптация, социально-психологическая адаптация, профессиональная адаптация, организационная адаптация.

^ Вопросы для обсуждения:

  1. Трудности, возникающие в процессе адаптации молодого специалиста.

  2. Особенности работы педагога-психолога с молодым специалистом в процессе его адаптации к профессиональной деятельности.

  3. Специфика адаптации будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1993.

  2. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987.

  3. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.; Воронеж, 1996.

  4. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М., 1987.

  5. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи // Методика для преподавателя и профконсультанта. – М., 1993.

  6. Березин М.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988.

  7. Крау Э. Начальная профессиональная адаптация и пути ее определения // Вопросы психологии. – 1972. - № 1.

  8. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. – Саратов, 1991.

  9. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1960.


Тема: Специфика профориентационной работы с различными категориями населения

Занятие №9 – 10 (4 часа)

Цель: создать целостное представление о сущности профессионально-ориентированной работы с различными категориями населения.

^ Основные понятия: служба занятости, безработный, стадии переживания при потере работы, социально-адаптационная программа, намерение обучаться, готовность к обучению, ситуативное снижение умения учиться, отсутствие умения учиться, целостная готовность к обучению, реальная готовность к обучению.

Вопросы для обсуждения:

  1. Система профориентации в службе занятости.

  2. Профориентация и психологическая поддержка различных слоев населения.

  3. Особенности профориентационного консультирования по «Телефону Доверия».

Литература:

  1. Волов В. Т. Дистанционное образование как основная технология высшего образования в пенитенциарных учреждениях // Открытое образование. - 2001. - № 6.

  2. Гарсия-Йсер М., Бабушкина Т. Трудоустройство инвалидов: Региональные программы квотирования рабочих мест // Человек и труд. -2000. - № 6.

  3. Евсеева А. О судьбе инвалида // Alma Mater.- 2000. - № 12.

  4. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». - М., 2000.

  5. Клуб ищущих работу: организация и деятельность. – М., 1993.

  6. Корвякова Л. П. Действенная помощь инвалидам // Открытая школа. - 2000. - № 4.

  7. Саркисян Л.А. Проблемы высшего образования инвалидов // Высшее образование в России. - 1992. - № 1.

  8. Сломчинский А. Г. Школа при ИТУ: Кризис или тупик? // Вечерняя средняя школа. - 1993. - № 1.

  9. Содержание и организация профессиональной ориентации незанятого населения: Научно-методическое пособие. – М., 1996.

  10. Теория и практика профориентации и профконсультирования / Под ред. В.В. Спасенникова. – Калуга, 1996. – Вып. 1,2.

  11. Федотов М.Щ. Социальные возможности кадровых военнослужащих запаса и проблемы их реализации // Социальная адаптация: Информационный бюллетень. – 2000 - № 2.

  12. Цыганов И.Ц. Становление рынка профессионально-квалификационных услуг в условиях переходной экономики // Новые знания. - 1998. -№ 3.

  13. Чемоданова. Л. О профессиональной ориентации студентов-инвалидов // Человек и труд. - 1999. - № 3.









Похожие:

Практикум по основам профориентологии. Екатеринбург, 2004 iconПрактикум по решению задач. Тема: Свойства жидкостей
Влажный воздух объёмом 1 м3 при относительной влажности φ = 60 %, температуре т = 293 к и нормальном относительном давлении имеет...
Практикум по основам профориентологии. Екатеринбург, 2004 iconПособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002
А 80 Образовательная система колледжа в рынке интеллектуального труда: Пособие для руководителей и педагогиче­ских работников учреждений...
Практикум по основам профориентологии. Екатеринбург, 2004 iconПрактикум Казань кгту
Муниципальное хозяйство: практикум / Л. Р. Ибрашева. Казань: Изд-во Казан гос технол ун-та, 2008. – c
Практикум по основам профориентологии. Екатеринбург, 2004 iconЗакон "о гражданской обороне" от 12 февраля 1998 года n 28-фз российская федерация федеральный закон гражданской обороне (в ред. Федеральных законов от 09. 10. 2002 n 123-фз,от 19. 06. 2004 n 51-фз, от 22. 08. 2004 n 122-фз)
Федеральных законов от 09. 10. 2002 n 123-фз,от 19. 06. 2004 n 51-фз, от 22. 08. 2004 n 122-фз
Практикум по основам профориентологии. Екатеринбург, 2004 iconПрактикум по информатике и икт для 10-11 классов. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера
Календарно-тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Практикум по основам профориентологии. Екатеринбург, 2004 iconПрактикум по информатике и икт для 10-11 классов. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера
Календарно-тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Практикум по основам профориентологии. Екатеринбург, 2004 iconПрактикум по освоению методов и приемов работы» по курсу «Информатика» Студент: Федоров Михаил Владимирович, с-12
«Операционная система Windows 98. Основы. Практикум по освоению методов и приемов работы»
Практикум по основам профориентологии. Екатеринбург, 2004 iconПрактикум по освоению методов и приемов работы» по курсу «Информатика» Студент: Титов Кирилл Валерьевич, с-12
«Операционная система Windows 98. Основы. Практикум по освоению методов и приемов работы»
Практикум по основам профориентологии. Екатеринбург, 2004 iconФормирование промежуточных упорядоченных состояний при спинодальном распаде сплавов
Институт физики металлов Уро ран, 620219, ул. С. Ковалевской 18, Екатеринбург, Россия
Практикум по основам профориентологии. Екатеринбург, 2004 iconПрактикум по освоению методов и приемов работы Кафедра прикладной информатики Москва 2005 удк 681. 3
Система управления базами данных access. Практикум по освоению методов и приемов работы. – М.: Ргуитп, 2005. – 52 с
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты