Система автоматизированного проектирования icon

Система автоматизированного проектирования



НазваниеСистема автоматизированного проектирования
страница1/2
Дата13.02.2014
Размер0.72 Mb.
ТипПрограмма
  1   2



СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

AutoCAD 2002


Изучаемые темы:


  1. Начало работы с программой AutoCAD 2002.

  2. Создание и редактирование объектов и моделей чертежа.

  3. Оформление и печать чертежа.

Тема № 1

НАЧАЛО РАБОТЫ С ПРОГРАММОЙ AutoCAD 2002


Вопросы: 1. Назначение AutoCAD 2002. Запуск и завершение работы с

программой. Главное окно программы. Справочная система.

2. Настройка параметров чертежа.

3. Ввод точек и система координат.

4. Работа с командами, панелями инструментов и клавишами.


1. Назначение AutoCAD 2002. Запуск и завершение работы с программой. Главное окно программы.

Справочная система


Система автоматизированного проектирования AutoCAD предназначена для создания электронных чертежей. При этом AutoCAD обеспечивает максимальную точность выполнения чертежей и экономит время за счет автоматизации многих рутинных операций. Более того, создаваемые с помощью AutoCAD чертежи можно передавать дальше по технологической цепочке для выполнения последующих производственных операций.

Программа AutoCAD 2002 предлагает самые совершенные средства двухмерного проектирования и оформления чертежей, а также удобные инструменты твердотельного моделирования. Современные технологии, заложенные в системе, способны обеспечить эффективную коллективную работу над проектом с учетом различных методов проектирования.

В программе AutoCAD 2002 используется удобный пользовательский интерфейс, обеспечиваются настройки параметров чертежа, все операции по созданию и редактированию типовых и сложных объектов, различные методы ввода координат, трехмерного моделирования и другие возможности.

Запустить установленную программу AutoCAD 2002 можно несколькими способами:

1. На рабочем столе Windows два раза щелкнуть левой кнопкой мыши на ярлычке программы.

2. В подменю Программы главного меню Windows, вызываемого нажатием кнопки Пуск, выбрать подменю AutoCAD 2002, и после появления еще одного подменю выбрать команду AutoCAD 2002.

3. С помощью команды Выполнить главного меню Windows, вызываемого нажатием кнопки Пуск, в появившемся диалоговом окне ^ Запуск программы щелкнуть на кнопке Обзор и в появившемся одноименном диалоговом окне выбрать папку C:/Program Files/AutoCAD 2002, отыскать в ней файл acad.exe и два раза щелкнуть на нем левой кнопкой мыши. При этом вернется диалоговое окно Запуск программы, а в поле Открыть этого окна появится строка: C:/Program Files/AutoCAD 2002/acad.exe. Щелкните в этом диалоговом окне на кнопке ОК.

4. С помощью программы Проводник операционной системы Windows отыскать в папке C:/Program Files/AutoCAD 2002 файл acad.exe и дважды щелкнуть на нем левой кнопкой мыши.

После запуска программы на экране монитора появляется главное окно AutoCAD 2002 (рис. 1) с шаблоном Acadiso.dwt (метрические единицы измерения). Под шаблоном в AutoCAD понимается чертеж, содержащий необходимые настройки и используемый для создания других чертежей. Он задает точность единиц измерения с четырьмя знаками после запятой, лимиты чертежа – прямоугольную границу зоны черчения размером 420297, что соответствует формату А3, шаг сетки и дискретного движения курсора 1010.

В заголовке главного окна программы AutoCAD выводится наименование программы и имя файла с его расширением. По умолчанию AutoCAD присваивает всякому вновь создаваемому файлу имя Drawing1.dwg.

В правой части заголовка окна имеются три кнопки, с помощью которых можно свернуть окно программы на панель задач (первая кнопка с горизонтальной чертой), изменить размеры графического окна (вторая кнопка) и выйти из программы (третья кнопка с крестиком).

Под заголовком окна расположена строка меню. В третьей строке окна находится стандартная панель инструментов. Четвертая строка содержит панель управления слоями и панель свойств объектов. Все панели плавающие, т.е. могут перемещаться по экрану.

Центральная область окна называется графической или рабочей областью. В ней отображаются объекты (отрезки, прямоугольники, окружности и др.), из которых состоит чертеж. Когда курсор мыши находится в этой области, он имеет форму крестика с маленьким квадратом в центре. Слева в нижнем углу графической области расположен значок системы координат.

Самая нижняя строка главного окна программы называется строкой состояния. В левой ее части выводятся координаты X, Y, Z (при плоском черчении координата Z всегда равна 0) положения курсора в зоне рисования окна, а в средней части находятся кнопки, которые управляют вызовом прозрачных команд. Эти команды могут выполняться во время исполнения любой другой команды.

Выше строки состояния находится окно команд, которое по умолчанию состоит из 3 строчек, начинающихся со слова Команда. Первая снизу строка активная – в нее вводятся команды и данные, которые управляют работой программы. Любая комбинация символов, набираемая на клавиатуре, автоматически попадает в активную строку команд.

В нижней части главного окна находится вкладка ^ Модель и одна или несколько вкладок Лист. Вкладка Модель обеспечивает доступ в пространство модели, в котором обычно и создаются чертежи. Вкладка Лист представляет собой среду пространства листа, в которой можно задавать такие параметры, как размеры сторон листа бумаги, ориентация и расположение листа. Пространство листа используется для выполнения компоновки чертежа перед выводом его на печать. По умолчанию в главном окне программы AutoCAD имеются две вкладки Лист. Однако при необходимости можно создать еще несколько таких вкладок. Кроме того, листы можно копировать, перемещать, переименовывать и удалять. Все эти действия удобно выполнять с помощью команд контекстного меню вкладки Лист.

Слева по границе зоны черчения установлены плавающие панели инструментов, предназначенные для вызова команд черчения и редактирования создаваемых объектов. Как и в других программах Windows, окно имеет полосы прокрутки, с помощью которых можно перемещаться по графической зоне окна программы.

Для вызова справочной системы AutoCAD следует нажать клавишу F1 или в меню Справка выбрать одноименную команду.

Диалоговое окно справочной системы (рис. 2) поделено пополам. В правой половине выводится информация, поиск которой осуществляется в левой, имеющей в верхней части следующие четыре вкладки:

  • Содержание – вложенный список справочных книг;

  • Указатель – алфавитный список справочных тем;

  • Поиск – поиск необходимой информации по слову или фразе;

  • Избранное – выводит список часто используемых тем.

AutoCAD 2002 предоставляет также для использования Помощника (рис. 3) со средством быстрого получения помощи. Помощник вызывается из меню Справка одноименной командой. Управление выводом информации в окне Помощника осуществляется динамически или с помощью контекстного меню, которое вызывается щелчком правой кнопки мыши в окне Помощника.

Для завершения работы с программой AutoCAD 2002 щелкните мышью на кнопке ^ Закрыть в правом верхнем углу главного окна AutoCAD 2002 либо в меню Файл выберите команду Выход.

Если после сделанных изменений чертеж не сохранялся вплоть до его закрытия или выхода из программы, появится окно с запросом о необходимости подтверждения изменений.


^ 2. Настройка параметров чертежа


После появления главного окна AutoCAD программа переходит в режим ожидания ввода команды, о чем свидетельствует надпись Команда в командной строке. Теперь можно приступить к настройке параметров чертежа.

Сначала необходимо выбрать формат, в котором будут измеряться при черчении линейные и угловые единицы измерения. Формат и точность представления линейных и угловых единиц измерения настраиваются в диалоговом окне Единицы рисунка, которое вызывается командой Единицы меню Формат.

Чтобы настроить тип и точность единиц измерения необходимо выполнить следующие операции.

1. В меню ^ Формат выбрать команду Единицы. В результате появится диалоговое окно Единицы рисунка (рис. 4).

2. Из раскрывающегося списка Формат в поле Линейные выбрать формат единиц измерения Десятичные. Этот формат представляет линейные величины в произвольных единицах. Форматы единиц Инженерные и Архитектурные представляют линейные величины в футах и дюймах, причем единица измерения рисунка соответствует одному дюйму.

3. В раскрывающемся списке Точность выбрать число десятичных знаков после целой части числа для текущих линейных единиц измерения.

4. Аналогичным образом выбрать формат и точность угловых величин в поле Угловые. AutoCAD представляет градусы в виде десятичных чисел: градусы – с суффиксом g, радианы – с суффиксом r. В формате градусы/минуты/секунды после значения градусов следует буква d, после минут – знак ′, после секунд – знак ″.

5. Проверить снят ли флажок ^ По часовой стрелке, что соответствует режиму по умолчанию, который обеспечивает положительное направление отсчета углов против часовой стрелки.

6. При необходимости щелкнуть мышью на кнопке Направление для вызова диалогового окна Выбор направления, в котором выбрать базовый угол, от которого будет производиться отсчет углов. По умолчанию базовый угол равен направлению на восток. Направление базового угла задается относительно положительной полуоси X текущей пользовательской системы координат ПСК.

Графическая зона программы в пространстве модели – это бесконечное пространство, в котором изображение модели объекта вычерчивается в натуральную величину. Удобно чертить в выделенной прямоугольной зоне этого пространства. Размеры сторон этого прямоугольника называются лимитами чертежа.

Для задания лимитов чертежа используется команда ^ Лимиты меню Формат. При выборе этой команды в командной строке появляется запрос программы на ввод координат левого нижнего угла прямоугольной области (рис. 5). При этом запись в угловых скобках <0.0000,0.0000> - это координаты, которые предлагает AutoCAD по умолчанию. Первая цифра до запятой относится к координате Х, а после запятой – к Y. Количество нулей после точки соответствует установленной точности единиц измерения. Для подтверждения текущего варианта следует нажать клавишу Enter.

Для задания прямоугольной области размером 210297, что соответствует формату А4, следует в командной строке ввести координаты верхнего правого угла лимитов чертежа 210,297 и нажать клавишу Enter. По умолчанию AutoCAD предлагает в угловых скобках координаты формата А3 <420.0000,297.0000>, которые установлены в шаблоне acadiso.dwt.

В пределах лимитов чертежа можно вывести сетку с устанавливаемым шагом (он может быть переменным по осям X и Y). Сетка помогает компоновать создаваемый чертеж. Чтобы задать шаг сетки и вывести ее в области лимитов чертежа, выберите в меню Сервис команду Режимы рисования. В появившемся одноименном диалоговом окне (рис. 6) выберите вкладку Шаг и сетка и активизируйте вывод точечной сетки в пределах лимитов чертежа, для чего установите флажок Сетка Вкл (F7). В поле Шаг сетки по Х группы Сетка введите нужное значение шага сетки по оси Х. Для этого наберите на клавиатуре нужное число. Аналогично вводится шаг сетки по оси Y. По умолчанию предлагается шаг сетки 1010. После ввода шага сетки нажмите клавишу Enter для выхода из диалогового окна. При этом точечная сетка будет выведена в прямоугольной зоне экрана с настроенными шагами по осям X и Y.

Сетку в окне чертежа можно вывести или удалить в любой момент работы с программой, если щелкнуть мышью на кнопке СЕТКА в строке состояния.

Установку ряда параметров чертежа можно выполнить с помощью мастера. Программа AutoCAD предлагает на выбор два мастера: ^ Детальная подготовка и Быстрая подготовка. Первый из них обладает более широкими возможностями. Мастера также применяют установки, основанные на шаблоне acad.dwt или acadiso.dwt. Какой шаблон будет использоваться, зависит от системы единиц, выбранный в последний раз: метрическая – шаблон acadiso.dwt, британская - acad.dwt.

Вызовите диалоговое окно ^ Проектный центр AutoCAD 2002 (рис. 7) командой Новый меню Файл. На вкладке Создание рисунка выберите мастера Быстрая подготовка. Он автоматически выполняет только первый этап из описанных выше: помогает установить единицы измерения и границы чертежа. Первая страница мастера представлена на рис. 8. Задайте на этой странице с помощью соответствующего переключателя единицы чертежа и щелкните на кнопке Далее. Появится вторая страница мастера, которая предназначена для выбора границ чертежа (рис. 9). Введите значения, определяющие размеры чертежа по горизонтали (параметр Ширина) и по вертикали (параметр Длина), а затем щелкните на кнопке Готово.

Мастер Детальная подготовка выполняет те же функции, что и мастер Быстрая подготовка, и, кроме того, устанавливает точность измерения, а также некоторые дополнительные параметры. Выбор мастера приводит к открытию серии страниц, соответствующих этапам установки параметров чертежа. Первая страница мастера показана на рис. 10.


^ 3. Ввод точек и система координат


AutoCAD – это графический редактор, который работает в векторном формате. Для создания изображения в векторном формате вводятся опорные точки объектов, из которых это изображение состоит – линий, дуг, окружностей и других элементов. Простейшим объектом является точка.

Однако если вводятся точки, то нужна и система координат, т.к. AutoCAD ориентирован на выполнение конструкторских чертежей с точными размерами. По умолчанию в программе используется мировая система координат МСК. Кроме мировой системы координат в AutoCAD используются и пользовательские системы координат ПСК, которые можно ориентировать в плоскости черчения в произвольном положении относительно МСК.

Координаты точек объектов можно вводить из командной строки или на экране монитора при помощи мыши.

Для ввода координат из командной строки необходимо набрать на клавиатуре их значения по осям X и Y, отделяя целую часть от дробной точкой, и нажать клавишу Enter. При этом координаты точек объектов можно вводить в декартовой и полярной системе координат. Причем эти координаты бывают абсолютные и относительные.

В абсолютных декартовых координатах значения по осям X и Y записываются в командной строке через запятую. Например, для ввода координат точки, находящейся на расстоянии 22.535 по оси Х и на расстоянии -10.876 по оси Y от начала координат, необходимо набрать на клавиатуре 22.535,-10.876 и нажать клавишу Enter.

Относительные декартовые координаты отсчитываются от последней введенной точки и задают значение приращений координат от нее по осям X и Y. Чтобы указать, что это относительные координаты, перед ними ставится знак @. Например, для ввода координаты точки, находящейся на расстоянии -8.25 по оси Х и на расстоянии 72.64 по оси Y от последней введенной точки, необходимо набрать на клавиатуре @-8.25,72.64 и нажать клавишу Enter.

Абсолютные полярные координаты определяются расстоянием от начала декартовой системы координат до рассматриваемой точки (радиус) и величиной угла от оси Х декартовой системы координат. В качестве разделителя между значением радиуса и угла используется открывающаяся угловая скобка. Например, чтобы ввести полярные координаты точки, находящейся на расстоянии 9.43 от начала координат, и расположенную под углом 550 между осью Х и отрезком, соединяющим ее с началом координат, необходимо набрать на клавиатуре 9.43<55 и нажать клавишу Enter.

Относительные полярные координаты, как и в декартовой системе, отсчитываются от последней введенной точки, предваряются знаком @, после которого сначала записывается приращение радиуса, затем через разделитель в виде угловой открывающейся скобки угол между осью Х и радиусом. Например, чтобы ввести полярные координаты точки, находящейся на расстоянии 5.72 от последней введенной точки, и расположенную под углом 400 между осью Х и отрезком, соединяющим ее с последней введенной точкой, необходимо набрать на клавиатуре @5.72<40 и нажать клавишу Enter.

Для ввода координат на экране монитора при помощи мыши достаточно установить указатель курсора в нужном месте экрана и щелкнуть левой кнопкой мыши.

Метод «направление-расстояние» позволяет задавать относительные координаты точки в полярной системе координат. При этом угол-направление к следующей точке задается мышью, а с клавиатуры вводится расстояние.


^ 4. Работа с командами, панелями инструментов и клавишами


Любая программа работает под управлением команд, совокупность которых и составляет программу. После вызова команды AutoCAD выводит либо запрос с необходимыми опциями, либо диалоговое окно. В AutoCAD команды можно вызвать одним из следующих способов:

  • из строки меню;

  • при помощи пиктограмм на панели инструментов;

  • вызовом команды из командной строки по ее имени;

  • из контекстного меню, появляющегося после нажатия правой кнопки мыши;

  • нажатием клавиш на клавиатуре.

После завершения команды ее можно запустить повторно, используя следующие способы:

  • нажать клавишу Enter или пробел;

  • вызвать контекстное меню в рабочей области и выбрать в нем команду Повторить;

  • вызвать контекстное меню в командной строке, выбрать в нем подменю Последние команды и в появившемся дополнительном меню со списком последних 6 команд выбрать нужную.

Для прерывания выполнения текущей команды следует нажать клавишу Esc.

Действие последней или нескольких последних команд можно отменить следующими способами:

  • командой Отменить, вызываемой из контекстного меню в рабочей области;

  • нажатием комбинацией клавиш Ctrl+Z;

  • командой Отменить меню Правка;

  • нажатием кнопки Отменить на стандартной панели инструментов;

  • командой Отменить, вызываемой из командной строки с вводом с клавиатуры числа команд, которые следует отменить и нажатием клавиши Enter.

Повторное выполнение последнего отмененного действия активизируется командой Повторить, которая вызывается так же, как и команда Отменить.

Как уже отмечалось, в AutoCAD могут использоваться так называемые прозрачные команды, которые вызываются во время выполнения другой команды. Эти команды не требуют выбора объектов, не создают новых объектов и не приводят к завершению сеанса рисования.

Прозрачные команды запускаются с помощью кнопок на панелях инструментов или вводятся в командную строку с префиксом в виде апострофа (′). После завершения прозрачной команды возобновляется работа текущей команды. Примерами прозрачных команд могут служить такие команды, как ^ ШАГ, СЕТКА.

Панель инструментов в AutoCAD – это набор пиктограмм для вызова команд программы, установленных в один ряд на длинном прямоугольном окне с заголовком. Ее можно перемещать по экрану, устанавливать в вертикальном или горизонтальном положении. По умолчанию AutoCAD выводит следующие панели инструментов:

  • Стандартная – содержит стандартные пиктограммы Windows и некоторые часто используемые пиктограммы AutoCAD;

  • Свойства объектов – содержит списки для управления свойствами объектов;

  • Рисование – содержит пиктограммы для вызова команд рисования объектов;

  • Редактирование – содержит пиктограммы для вызова команд редактирования объектов.

Можно также вывести и другие панели инструментов или удалить их с экрана. Пиктограммы на любой панели инструментов можно удалять или добавлять новые, имеющиеся в AutoCAD или созданные самим пользователем.

Еще одним способом повышения эффективности работы в AutoCAD является вызов команд при помощи клавиш. Перечень этих клавиш с указанием соответствующих им действий приведен в таблице.

Таблица

Использование клавиш для вызова команд

^ Клавиша (комбинация клавиш)

Действие

F1

Вызов справочной системы

F2

Включение и выключение текстового окна

F3 (Ctrl+F)

Включение и отключение текущих режимов объектной привязки

F4 (Ctrl+T)

Включение и отключение режима планшета

F5 (Ctrl+E)

Переключение изометрических плоскостей

F6 (Ctrl+D)

Включение и отключение отображения координат в строке состояния

F7 (Ctrl+G)

Включение и отключение точечной сетки

F8 (Ctrl+L)

Включение и отключение режима рисования вдоль координатных линий

F9 (Ctrl+B)

Включение и отключение шага привязки курсора

F10 (Ctrl+U)

Включение и выключение полярного отслеживания

F11 (Ctrl+W)

Включение и выключение объектного отслеживания

Ctrl+0

Включение и выключение отображений панелей инструментов, строки меню и строки состояния

Ctrl+1

Включение и выключение отображения палитры свойств

Ctrl+2

Включение и выключение отображения окна Центра управления AutoCAD

Ctrl+3

Показ или скрытие диалогового окна сервисных палитр

Ctrl+A

Выбор всех объектов чертежа

Ctrl+C

Копирование выделенных объектов в буфер обмена Windows

Ctrl+J

Повторение последней команды

Ctrl+K

Вызов команды для создания гиперссылки

Ctrl+N

Вызов диалогового окна создания нового чертежа

Ctrl+O

Вызов диалогового окна открытия файла чертежа

Ctrl+P

Вызов диалогового окна Печать

Ctrl+Q

Выход из программы

Ctrl+S

Быстрое сохранение или, если файлу еще не присвоено имя, вызов окна Сохранить как

Ctrl+V

Вставка объектов из буфера обмена Windows в чертеж

Ctrl+X

Удаление выделенных объектов из чертежа и помещение их в буфер обмена Windows

Ctrl+Z

Отмена последней команды


Контрольные вопросы


  1. Какими способами можно запустить программу AutoCAD 2002?

  2. Назовите основные элементы главного окна программы AutoCAD 2002.

  3. Какими способами можно получить справочную информацию AutoCAD 2002?

  4. Как завершить работу с программой AutoCAD 2002?

  5. Какие операции необходимо выполнить для настройки типа и точности единиц измерения в программе AutoCAD 2002?

  6. Каким образом задаются лимиты чертежа в программе AutoCAD 2002?

  7. Как задать шаг сетки и вывести ее в области лимитов чертежа?

  8. Как осуществить установку параметров чертежа с помощью мастера Быстрая подготовка (Детальная подготовка)?

  9. Какие системы координат используются в программе AutoCAD 2002?

  10. Как вводятся абсолютные (относительные) декартовые (полярные) координаты точек объектов из командной строки?

  11. Какими способами можно вызвать (запустить повторно) команды в программе AutoCAD 2002?

  12. Какими способами можно отменить действие последней или нескольких последних команд в программе AutoCAD 2002?

  13. Какие команды в программе AutoCAD 2002 называются прозрачными? Как их запустить?

  14. Назовите панели инструментов, которые программа AutoCAD 2002 выводи на экран по умолчанию?

  15. Какими клавишами, и какие команды можно вызвать в программе AutoCAD 2002?

Тема № 2

^ СОЗДАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И МОДЕЛЕЙ ЧЕРТЕЖА


Вопросы: 1. Создание объектов чертежа.

2. Редактирование объектов чертежа.

3. Трехмерные, твердотельные и поверхностные модели.


^ 1. Создание объектов чертежа


Для создания объектов чертежа предназначены команды меню Рисование, а также пиктограммы панели инструментов Рисование. В большинстве случаев они имеют те же названия, что и создаваемые с их помощью объекты.

Простейшими объектами являются точка, отрезок, дуга и круг. К числу более сложных (составных) объектов, которые также создаются с помощью одной команды, относятся: прямоугольник, многоугольник, кольцо, эллипс, полилиния, мультилиния и сплайн.


^ 1.1. Создание точки и отрезка


Чтобы создать точку выполните следующие действия.

Выберите в меню Рисование подменю Точка команду Одиночная или Несколько. Первая из них создает одну точку и завершается, то есть после создания точки появляется приглашение командной строки. Если выбрать вторую, команда будет повторяться до нажатия клавиши Esc. В командной строке появляется запрос:

Команда: _point

Текущие режимы точек: PDMODE=0 PDSIZE=0.0000

Укажите точку:

Введите с клавиатуры координаты точки и нажмите клавишу Enter.

Значение переменной PDMODE обуславливает форму точки, а переменной PDSIZE – ее размер. По умолчанию объект ^ Точка представлен обычной точкой. Вы можете изменить форму и размер точки, выбрав команду Отображение точек меню Формат. На экране появится диалоговое окно Отображение точек (рис. 11). Размер точки устанавливается в поле Размер точки. Его можно задать в абсолютных единицах, если выбрать переключатель Установка размера в абсолютных единицах, или относительно размера экрана. Второй вариант задается с помощью переключателя Установка размера относительно экрана и предлагается по умолчанию. При его выборе изменение масштаба представления чертежа на экране не приводит к изменению размера точки. Если задать размер точки в абсолютных единицах, это позволит управлять ее размером при выводе на печать.

Отрезок всегда строится от первой точки ко второй точке. Обе точки могут быть заданы с помощью координат (X,Y) в командной строке или привязкой к точкам уже построенных на чертеже объектов.

Для создания отрезка в меню Рисование выберите команду Отрезок. При этом в командной строке появится запрос:

Command: _line Первая точка:

Введите с клавиатуры координаты первой точки отрезка (например: 10,10) и нажмите клавишу Enter. От введенной точки на экране потянется резиновая нить, которая хорошо видна, если подвигать мышью. В командной строке появится запрос:

Следующая точка или [Отменить]:

Введите с клавиатуры координаты второй точки (например: 210,10) и нажмите клавишу Enter.

В результате на экране появится отрезок, который располагается строго горизонтально, начинается в точке с координатами (10,10) и имеет длину 210 мм.

После этого можно продолжить работу и начертить ломаную линию либо завершить выполнение команды, нажав клавишу Enter.

Введите с клавиатуры координаты третьей точки (например, 210,297). В командной строке появится запрос, опция команды, которая позволяет замыкать ломаную, соединяя последнюю введенную точку с началом:

Следующая точка или [Замкнуть/Отменить]:

Этот запрос повторяется для всех последующих вводимых точек.

Введите с клавиатуры координаты (10,297) четвертой точки ломаной, образованной тремя сегментами, и нажмите клавишу Enter. В командной строке повторится появление запроса.

Введите с клавиатуры опцию Замкнуть и нажмите клавишу Enter. Для задания опции команды достаточно вводить только прописные буквы, написанные в запросе. В данном случае это буква З.

После выхода из команды построения отрезка на экране появится прямоугольник в виде ломаной, состоящей из четырех отрезков (рис. 12).


^ 1.2. Создание прямоугольника и многоугольника


Чтобы создать прямоугольник выполните следующие действия.

В меню Рисование выберите команду Прямоугольник. В командной строке появится запрос:

Команда: _rectangle

Первый угол или [Фаска/Уровень/Сопряжение/Высота/Ширина]:

Введите с клавиатуры координаты левого нижнего угла прямоугольника (например 15,15) и нажмите клавишу Enter. От введенной точки на экране потянутся две «резиновые нити», а в командной строке появится запрос:

Второй угол или [Размеры]:

Опция Размеры используется для построения прямоугольника по заданным значениям длины и ширины, которые вводятся по запросам команды. Указание второй точки в этом случае нужно только лишь для определения ориентации прямоугольника относительно первой точки в одном из четырех положений.

Введите с клавиатуры координаты второго угла прямоугольника (например 195,300) и нажмите клавишу Enter.

В результате на экране появится прямоугольник, вид которого представлен на рис. 13.

Для создания многоугольника можно использовать следующие методы: задать радиус описанной или вписанной в многоугольник окружности либо задать длину одной из его сторон. По умолчанию установлен первый метод.

Чтобы создать многоугольник выполните следующие действия.

В меню Рисование выберите команду Многоугольник. В командной строке появится запрос:

Команда: _polygon Число сторон <4>:

Введите с клавиатуры число сторон и нажмите клавишу Enter. На экране появится запрос:

Укажите центр многоугольника или [Сторона]:

Укажите центр многоугольника и нажмите клавишу Enter. На экране появится запрос:

Задайте опцию размещения [Вписанный в окружность/Описанный вокруг окружности] <В>:


Задайте опцию размещения и нажмите клавишу Enter. На экране появится очередной запрос:

Радиус окружности:

Введите с клавиатуры радиус и нажмите клавишу Enter. На экране появится многоугольник, соответствующий вашим требованиям.


^ 1.3. Создание окружности, дуги, кольца и эллипса


Чтобы создать окружность выберите в меню Рисование подменю Круг команду Центр, радиус или Центр, диаметр. В командной строке введите координаты центра окружности и ее радиус (диаметр) и нажмите клавишу Enter.

Чтобы построить дугу по начальной точке, ее центру и конечной точке выберите в меню Рисование подменю Дуга команду Начало, Центр, Конец. В командной строке введите координаты начальной точки, центра дуги и ее конечной точки и нажмите клавишу Enter. По умолчанию дуга строится против часовой стрелки.

Чтобы создать кольцо выполните следующие действия.

В меню Рисование выберите команду Кольцо. В командной строке появится запрос:

Команда: _donut

Внутренний диаметр кольца <10.0000>:

Введите значение внутреннего диаметра кольца и в командной строке появится следующий запрос:

Внешний диаметр кольца <20.0000>:

Введите значение внешнего диаметра кольца и в командной строке отобразится следующая информация:

Центр кольца или (выход):

Укажите центр кольца и нажмите клавишу Enter.

Чтобы создать эллипс выполните следующие действия.

В подменю ^ Эллипс меню Рисование выберите команду Ось, конец. В командной строке появится запрос:

Команда: _ellipse

Конечная точка оси эллипса или [Дуга/Центр]:

Введите значение первой конечной точки большой или малой оси эллипса и нажмите клавишу Enter. После этого появится запрос - указать вторую конечную точку оси эллипса:

Вторая конечная точка оси:

Введите его, нажмите клавишу Enter, и программа попросит указать длину другой оси эллипса:

Длина другой оси или [Поворот]:

Введите его значение и нажмите клавишу Enter. После этого AutoCAD создаст эллипс.


^ 1.4. Создание полилинии, мультилинии, прямой линии и сплайна


Полилиния может состоять из нескольких прямолинейных или дуговых сегментов, иметь толщину и является более универсальным объектом, чем линия.

Чтобы создать полилинию выполните следующие действия.

В меню Рисование выберите команду Полилиния. В командной строке появится запрос:

Команда: _pline

Начальная точка:

Введите координаты начальной точки полилинии и в командной строке появится запрос:

Текущая ширина полилинии равна 0.0000

Следующая точка или [Дуга/Полуширина/Длина/Отменить/Ширина]:


Введите с клавиатуры координаты следующей точки и нажмите клавишу Enter. Появится следующий запрос:

Следующая точка или [Дуга/Замкнуть/Полуширина/Длина/Отменить/Ширина]:

Введите с клавиатуры опцию Замкнуть и нажмите клавишу Enter.

Мультилиния представляет собой набор параллельных линий, образующих единый объект. Набор может содержать до 16 отдельных линий, причем вам предоставляется возможность отдельно задать параметры каждой линии набора.

Чтобы создать мультилинию выполните следующие действия.

В меню Рисование выберите команду Мультилиния. В командной строке появится запрос:

Команда: _mline

Текущие настройки: Расположение = Верх, Масштаб=20.00, Стиль = STANDARD

Начальная точка или [Расположение/Масштаб/Стиль]:

Введите координаты первой точки мультилинии, а затем, после появления соответствующего запроса, – вторую, и т.д., завершая ввод нажатием клавиши Enter. Для завершения команды введите с клавиатуры опцию Замкнуть и нажмите клавишу Enter.

Вы можете изменить стиль мультилинии, выбрав команду ^ Стили мультилиний меню Формат. На экране появится диалоговое окно Стили мультилиний (рис. 14). Свойства мультилинии задаются в диалоговом окне Свойства мультилинии, которое вызывается нажатием одноименной кнопки в диалоговом окне Стили мультилиний.

В AutoCAD для выполнения промежуточных построений используют разметочные линии. Создание таких линий осуществляется с помощью двух команд: Прямая и Луч. Первая дает возможность построить прямую, а вторая – луч. Если прямая – это линия бесконечной длины, не имеющая граничных точек, то луч представляет собой линию с одной фиксированной граничной точкой.

Для создания прямой линии в меню Рисование выберите команду Прямая. В командной строке появится запрос:

Команда: _xline Укажите точку или [Гор/Вер/Угол/Биссект/Смещение]:

Введите координаты точки, нажмите клавишу Enter и в командной строке появится запрос:

Через точку:

Введите координаты второй точки, и прямая будет построена.

Процесс создания сплайна включает задание опорных точек и определение направления касательных в двух граничных точках (для незамкнутых сплайнов).

Для создания сплайна в меню Рисование выберите команду Сплайн. В командной строке появится запрос:

Команда: _spline

Первая точка или [Объект]:

Введите координаты первой точки и в командной строке появится запрос на ввод следующих точек. Задайте все нужные точки и, если есть необходимость, замкните сплайн, применив для этого опцию Замкнуть. На запрос указать направление касательной в точке замыкания можно просто нажать клавишу Enter.


^ 1.5. Объектная привязка


Программа AutoCAD обеспечивает возможность точной привязки создаваемых объектов к другим объектам (объектная привязка). Для привязки можно задать определенную точку (конечную точку, центр, среднюю точку, точку пересечения и т.д.) либо указать место расположения относительно объекта (рядом, параллельно, в заданном квадранте и др.).

Режим объектной привязки имеет два вида: разовый и текущий. В первом случае можно осуществлять привязку к определенной точке заданного типа (например, к конечной) для выполнения операции по выбору точки, во втором – режим привязки применяется к точкам нескольких типов, в зависимости от того, какая точка выбрана.

Для выполнения объектной привязки используется панель ^ Объектная привязка (рис. 15), вызываемая на экран одноименной командой подменю Панели меню Вид. Точка привязки задается с помощью кнопок этой панели.

В случае применения текущей объектной привязки одновременно активны один или несколько режимов, которые работают независимо друг от друга.

Как правило, одновременно включают режимы Конточка, Центр, Середина. В том случае, если вы подведете курсор к окружности, появится маркер привязки к центру; при размещении курсора возле конечной или средней точки отобразится маркер привязки к той или другой точке соответственно.

Параметры текущей объектной привязки задаются на вкладке Объектная привязка диалогового окна Режимы рисования (рис. 16), вызываемого одноименной командой меню Сервис.


^ 2. Редактирование объектов чертежа


В процессе создания чертежа приходится не только создавать объекты, но и редактировать их, создавать группы объектов, распределять объекты по слоям, просматривать объекты для определения необходимости внесения в них изменений.


^ 2.1. Команды редактирования объектов


AutoCAD позволяет перемещать, копировать, удлинять, обрезать и масштабировать объекты. Вызов команд редактирования осуществляется одним из следующих способов: с помощью команд меню Редакт, с помощью пиктограмм панели инструментов Редактирование, путем ввода имени команды в командной строке с клавиатуры.

Панель Редактирование отображается на экране по умолчанию. На панели расположены следующие инструменты редактирования: ^ Стереть, Копировать, Зеркало, Подобие, Массив, Перенести, Повернуть, Масштаб, Растянуть, Увеличить, Обрезать, Удлинить, Разорвать в точке, Разорвать, Фаска, Сопряжение, Расчленить. Эти и другие команды редактирования можно вызвать в меню Редактирование.

После команд редактирования программа делает запрос на выбор объектов:

Выберите объекты:

В ответ на этот запрос необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • щелкнуть левой кнопкой мыши на редактируемом объекте;

  • обвести слева направо выбираемые объекты прямоугольной рамкой. Будут выбраны объекты, оказавшиеся внутри рамки;

  • обвести справа налево выбираемые объекты секущей рамкой. Будут выбраны объекты, оказавшиеся внутри рамки и пересеченные ее границами.

На запрос можно выбирать любое количество объекта чертежа комбинацией из перечисленных способов, но для завершения выбора всегда необходимо нажать клавишу Enter.

В ответ на запрос программы о выборе объектов можно ввести в командной строке опцию ^ Выбрать, нажать клавишу Enter, а затем выбрать объекты предусмотренным этой опцией способом:

  • Рамка – выбираются объекты, обведенные прямоугольной рамкой;

  • Последний – выбирается последний созданный объект, видимый на экране;

  • Секрамка – выбираются объекты, обведенные прямоугольной рамкой и пересеченные ее границей;

  • Бокс – указываются две точки, определяющие прямоугольную область. В зависимости от относительного положения точек опция работает как Рамка или как Секрамка;

  • Все – выбираются все объекты;

  • Линия – выбираются объекты, пересеченные линией выбора;

  • РМн-угол – выбираются все объекты, заключенные внутри многоугольника;

  • СМн-угол – выбираются все объекты, не только заключенные внутри многоугольника, но и пересеченные его границами;

  • Группа – выбираются объекты, входящие в указанную группу;

  • Добавить – выбираемые объекты добавляются в уже существующий набор объектов;

  • Исключить – выбираемые объекты исключаются из существующего набора объектов;

  • Несколько – отключается подсветка объектов при их выборе. Подсветка включается только после нажатия клавиши Enter;

  • Текущий – выбирается последний обработанный набор объектов;

  • Отменить – отменяется выбор объекта, добавленного в набор последним;

  • Единственный – переключение в режим выбора единственного объекта, когда выбор объектов автоматически заканчивается после единственного указания и не нужно нажимать клавишу Enter.


2.1.1. Команды копирования объектов


Команда копирования объектов Копировать позволяет создавать копии на заданном расстоянии. Направление и величину смещения копии можно задавать следующими способами:

  • при помощи двух точек, которые могут располагаться в любом месте чертежа;

  • вводом относительных координат вместо указания первой (базовой) точки и нажатием клавиши Enter на запрос о вводе второй точки перемещения. Перед значениями относительных координат здесь не нужно вводить знак @;

  • при помощи метода «направление-расстояние» при включенном режиме ОРТО.

Рассмотрим первые два способа на примере однократного копирования созданного прямоугольника (см рис. 13).

Для однократного копирования выполните следующие действия.

1. Щелкните мышью на пиктограмме Копировать, расположенной на панели Редактирование или выберите эту команду в меню Редакт. Появится запрос на выбор объектов.

2. Выберите прямоугольник и нажмите клавишу Enter. В командной строке появится запрос:

Базовая точка или перемещение, или [Несколько]:

3. Введите значение перемещения (например, -20,0) и нажмите клавишу Enter. В командной строке появится запрос:

Вторая точка перемещения или <считать перемещением первую точку>:

4. Нажмите клавишу Enter для завершения выполнения команды. На экране появится копия прямоугольника.

Создадим копированием еще один прямоугольник, но теперь будем задавать две точки, определяющие значение перемещения.

1. Вызовите команду копирования объектов Копировать меню Редакт. Появится запрос на выбор объектов.

2. Выберите прямоугольник и нажмите клавишу Enter. В командной строке появится запрос:

Базовая точка или перемещение, или [Несколько]:

3. Щелкните левой кнопкой мыши в любом месте графической зоны экрана. В командной строке появится запрос:

Вторая точка перемещения или <считать перемещением первую точку>:

4. Введите относительные координаты, например, @-15.5,0 и нажмите клавишу Enter для завершения выполнения команды. На экране появится копия прямоугольника.

AutoCAD позволяет также создавать подобные объекты. Делается это с помощью команды редактирования Подобие, которая создает подобную копию выбранного объекта. Командой можно воздействовать на объекты типа Отрезок, Дуга, Круг, Полилиния и др.

Результат выполнения команды Подобие зависит от типа выбранного объекта. Для объекта Отрезок она дает возможность создать параллельную копию на заданном расстоянии от оригинала. Объекты Дуга и Круг имеют концентрическое подобие, а объекты Полилиния и Сплайн преображаются в подобные фигуры.


2.1.2. Команды поворота и зеркального отображения объектов


Поворот объекта осуществляется с помощью команды Повернуть. Покажем, как использовать эту команду на примере поворота на 450 созданного прямоугольника (см рис. 13).

1. На панели инструментов или в меню ^ Редакт выберите команду Повернуть. В командной строке появится запрос:

Команда: _rotate

Текущие установки отсчетов углов в ПСК: ANGDIR=против ч/с ANGBASE=0

Выберите объекты:

2. С помощью мыши отметьте прямоугольник и нажмите клавишу Enter. AutoCAD выдаст запрос на ввод точки, которая станет центром поворота:

Базовая точка:

4. Задайте в качестве этой точки правый нижний угол прямоугольника. AutoCAD выдаст запрос на ввод угла поворота:

Угол поворота или [Опорный угол]:

5. Введите значение угла поворота. При этом если нужно повернуть прямоугольник против часовой стрелки, то необходимо ввести отрицательное значение угла поворота (-45). После этого AutoCAD выполнит поворот.

Чтобы осуществить зеркальное копирование объектов следует выполнить следующие действия.

1. Щелкните мышью на пиктограмме ^ Зеркало панели инструментов Редактирование. После этого в командной строке появится запрос:

Команда: _mirror

Выберите объекты:

2. Выберите отражаемые объекты и нажмите клавишу Enter для завершения выбора. На экране появится следующий запрос:

Первая точка оси отражения:

3. Укажите первую точку оси отражения и нажмите клавишу Enter. В результате появится запрос на ввод второй точки оси отражения:

Вторая точка оси отражения:

4. Укажите вторую точку оси отражения и нажмите клавишу Enter. В командной строке появится запрос:

Удалить исходные объекты? [Да/Нет] <Н>:

5. Нажмите клавишу Enter, если копируемые объекты следует сохранить. Если копируемые объекты удаляются, то в командной строке введите Да и нажмите клавишу Enter.


2.1.3. Команды изменения размеров объектов


Для пропорционального уменьшения или увеличения объектов чертежа предназначена команда Масштаб. Для того чтобы ее применить выполните следующие действия.

1. Выберите команду Масштаб в меню Редакт или щелкните мышью ее пиктограмму на панели инструментов. В командной строке появится запрос:

Команда: _scale

Выберите объекты:

2. Выделите объекты и нажмите клавишу Enter. В командной строке появится запрос на ввод базовой (неподвижной) точки:

Базовая точка:

3. Укажите базовую точку и нажмите клавишу Enter. На экране появится запрос на ввод масштабного коэффициента:

Масштаб или [Опорный отрезок]:

4. Введите масштабный коэффициент, например, 1,4 тогда выбранные объекты увеличатся на 40%. (Для того чтобы уменьшить объекты, нужно ввести значение масштаба, которое будет меньше 1).

Для того чтобы растянуть (сжать) объекты используется команда Растянуть. Особенность данной команды состоит в том, что с ее помощью можно растянуть (сжать) группу объектов, не разрушив их взаимосвязь. При выполнении этой команды отрезки и полилинии становятся длиннее или короче, а дуги изменяют радиус. Видоизменить круг с помощью команды Растянуть нельзя, однако с ее помощью можно переместить круг, если его центр попал в выделенную область.

Команда Растянуть вызывается на панели инструментов или в меню Редакт. В ответ на запрос после вызова команды следует выбрать объекты и нажать клавишу Enter. В результате этого появится запрос на ввод базовой точки:

Базовая точка или перемещение:

Укажите мышью любую точку, после чего отобразится запрос на ввод второй точки для определения направления и степени деформации объектов:

Вторая точка или <считать перемещением первую точку>:

Теперь при перемещении мыши вы увидите изменения в выбранных объектах.

Команда Увеличить используется для изменения длины отрезка и дуги. Никакие другие объекты при этом не задействуются.

После вызова этой команды в меню Редакт или на панели инструментов в командной строке появится запрос:

Команда: _lengthen

Выберите объект или [ДЕльта/проЦент/Всего/ДИнамика]:

При выделении объекта программа сообщает о текущей длине выделенного отрезка, а в случае выбора дуги – и о значении ее внутреннего угла.

Для того чтобы изменить длину отрезка, задав процентное отношение, следует ввести в командную строку букву Ц, и на экране появится следующий запрос:

Процент длины <100.0000>:

Введите процент увеличения, например, 150, чтобы увеличить длину линии в 1,5 раза, и нажмите клавишу Enter.

Для увеличения длины дуги, например на 450, необходимо в ответ на запрос ввести в командной строке ДЕ, а на следующий запрос отвечать таким образом:

Перемещение длины или [Угол] <0.0000>: У

Введите приращение угла <0>: 45

Выберите объект для изменения или [Отменить]:

Теперь отметьте мышью конец дуги, который требуется удлинить, и нажмите клавишу Enter для завершения выполнения команды.

Отсечь лишние концы объектов в точках пересечения с другими объектами или удалить средний участок объекта, находящийся между двумя точками пересечения с другими объектами, позволяет команда Обрезать.

Команда Обрезать выполняется в два этапа. Сначала нужно выделить существующие объекты, которые будут служить границами обрезки. Затем необходимо указать объект или объекты, к которым применяется команда Обрезать. Заданные в качестве границ обрезки объекты представлены как выделенные. Если они пересекаются, их фрагменты также можно обрезать, после чего выделение объектов отменяется.

Выберите команду Обрезать, и в командной строке появится запрос:

Команда: _trim

Текущие установки: Проекция = ПСК Кромки = Без продолжения

Выберите режущие кромки …

Выберите объекты:

Таким образом AutoCAD приглашает вас указать граничные объекты. По окончании выбора нажмите клавишу Enter. После этого программа отобразит такой запрос:

Выберите обрезаемы (+Shift – удлиняемый) объект или [Проекция/Кромка/Отменить]:


Укажите фрагмент, который нужно удалить и нажмите клавишу Enter для завершения выполнения команды.

В AutoCAD имеется также команда Удлинить, по своему действию противоположная команде Обрезать. С помощью этой команды такие объекты, как отрезки, дуги и полилинии можно удлинить до пересечения с другим объектом, который в этом случае является граничным.

При выполнении команды вы сначала должны выбрать существующие объекты, которые будут служить в качестве граничных. Эти объекты становятся выделенными. Затем выбираются объекты, длину которых необходимо увеличить. Объекты продлеваются только до точки пересечения с граничным объектом. Точка пересечения становится конечной точкой удлиненного объекта.


2.1.4. Команды удаления объектов и создания разрывов линий.

Правка с помощью ручек


Удаление объектов можно выполнять следующими способами.

1. Стереть объекты командой Стереть. Для того на панели инструментов или в меню Редакт выберите команду Стереть. При этом появится запрос в командной строке на выбор объектов. Выберите объекты для удаления и нажмите клавишу Enter. Произойдет удаление выбранных объектов.

2. Вырезать выбранные объекты в буфер обмена. Для этого выберите команду Вырезать меню Правка. Можно также нажать комбинацию клавиш Ctrl+X. Выбранные объекты удаляются из чертежа, но записываются в буфер обмена. Они становятся доступными для вставки в другие приложения Windows.

3. Нажать клавишу Delete после выбора объектов.

С помощью команды Разорвать меню Редакт или панели инструментов можно разорвать объект в каком-либо месте или отсечь какую-либо его часть с любой стороны. Чтобы разорвать объект посередине и создать таким образом два объекта, следует указать место разрыва, задав две точки. Для окружности величина разрыва определяется в направлении против часовой стрелки от первой заданной точки до второй.

Наряду с командами редактирования, AutoCAD предоставляет еще один метод правки объектов – с помощью ручек. Данный метод позволяет растягивать, перемещать, поворачивать, зеркально отображать объекты или копировать их, не используя обычные команды редактирования.

Ручки представляют собой маленькие квадраты (узлы), появляющиеся в граничных точках, в середине или в центре выбранных объектов. Они активизируются (становятся видимыми) в результате выбора объекта курсором при условии, что никакая команда не выполняется (в командной строке отображается приглашение: Команда:).

Выбранная ручка имеет красный цвет (по умолчанию). Любую ручку можно сделать выбранной, щелкнув на ней мышью. Если на чертеже имеется выбранная ручка, в командной строке появляются запросы, отображающие различные опции редактирования с помощью ручек.

После выбора ручки становятся доступными опции редактирования с помощью ручек: РАСТЯГИВАНИЕ, ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, ПОВОРОТ, МАСШТАБ, ЗЕРКАЛО. По умолчанию активна первая из них. Циклическое переключение опций осуществляется путем нажатия клавиши пробела или Enter.

Каждая из опций ручек действует подобно одноименной команде AutoCAD. Все опции, кроме РАСТЯГИВАНИЕ, действуют на все выделенные объекты. Выбранная ручка является базовой точкой для каждой из операций. Опция РАСТЯГИВАНИЕ действует только на объект, обозначенный выбранной ручкой, а не на все выделенные объекты.


^ 2.2. Создание группы объектов


Объединение объектов в группу облегчает работу при создании чертежа, позволяя перемещать, копировать, поворачивать и масштабировать сразу несколько объектов.

Чтобы создать группу из объектов чертежа следует выполнить следующие действия.

1. В командной строке ввести ^ ГРУППА и нажать клавишу Enter. Появится диалоговое окно Группы объектов (рис. 17).

2. В области Идентификация группы диалогового окна Группы объектов ввести имя группы и пояснение к ней. Группу можно создать также и без имени, для этого следует установить флажок Без имени.

3. Щелкнуть на кнопке Новая. Диалоговое окно временно закроется, а в командной строке появится запрос на выбор объектов.

4. Выбрать объекты чертежа, включаемые в группу и нажать клавишу Enter. Произойдет возврат в диалоговое окно Группы объектов.

5. Установить флажок в поле Выбираемая, чтобы при выборе одного объекта группы выбирались все ее объекты.

6. Щелкнуть мышью на кнопке ОК для завершения создания группы и выхода из диалогового окна Группы объектов.

Чтобы изменить свойства имеющейся в чертеже группы следует выполнить следующие действия.

1. В командной строке ввести ГРУППА и нажать клавишу Enter. Появится диалоговое окно Группы объектов (см рис. 17).

2. В диалоговом окне Группы объектов выбрать изменяемую группу в списке Имя группы и изменить ее свойства, воспользовавшись следующими кнопками:

  • Исключить – исключение объектов из выбранной группы.

  • Добавить – добавление новых объектов в выбранную группу.

  • Переименовать – присвоение выбранной группе нового имени.

  • Порядок – изменение порядка номеров объектов в группе, который при создании группы устанавливается в порядке их выбора.

  • Пояснение – изменяется текст, введенный в поле Пояснение (не более 64 символов).

  • Расчленить – удаляется описание выбранной группы. Объекты, входившие в группу, при этом из чертежа не удаляются.

  • Выбираемая – задание группе свойства выбираемости.

3. Щелкнуть мышью на кнопке ОК для подтверждения изменений в группе и выхода из диалогового окна Группы объектов.


^ 2.3. Распределение объектов по слоям


Слои подобны наложенным друг на друга калькам. Их используют для группирования взаимосвязанных объектов чертежа. Слои позволяют упорядочить чертежи и повышают эффективность разработки конструкторской документации.

Вы можете создавать в чертеже практически неограниченное число слоев. При этом создаваемому слою необходимо присвоить имя. Оно может иметь длину до 256 символов и не должно содержать символов пробела. Для каждого слоя можно назначить цвет, вес (толщину) и тип линий. Кроме того, слой можно временно сделать видимым или невидимым, запретить редактировать либо выводить на печать.

Создание, удаление слоев и модификацию их свойств проще всего выполнять при помощи диспетчера свойств слоев.

Чтобы открыть диалоговое окно ^ Диспетчер свойств слоев (рис. 18), выберите команду Слои меню Формат или щелкните мышью на пиктограмме Слои панели инструментов Свойства объектов.

Под строкой заголовка диспетчера слоев расположено поле ^ Именованные фильтры слоев, с помощью которого отображаются слои по их заданным свойствам, и поле Текущий слой, в котором выводится имя текущего слоя.

Если установить флажок ^ Инвертировать фильтр, то будут выводиться слои, которые не имеют свойств, относящихся к фильтру, выбранному в списке Именованные фильтры слоев. Флажок Применить к панели свойств объектов управляет выводом слоев в списке слоев на панели инструментов Слои в соответствии с выбранным фильтром.

Справа диалогового окна Диспетчер свойств слоев имеются 6 кнопок, которые позволяют выполнить следующие операции:

  • ^ Новый – создает новый слой с именем Слой1, который наследует свойства отмеченного слоя в списке.

  • Удалить – отмечает выбранный для удаления слой. Слой удаляется после щелчка на кнопке OK. Нельзя удалить текущий слой, слой 0, слои, содержащие объекты;

  • Текущий – устанавливает текущим выделенный слой;

  • С подробностями – выводит более подробные сведения о слое;

  • Сохранить – позволяет сохранить конфигурацию нового слоя и дать ей имя;

  • Восстановить – вызывает диалоговое окно Диспетчер конфигурации слоев, с помощью которого можно восстановить (изменить) конфигурацию слоя.

В центральной части диалогового окна ^ Диспетчер свойств слоев расположена таблица слоев, в строках которой отображены имеющиеся слои с их параметрами. С помощью полей таблицы слоев можно изменять следующие параметры отмеченного слоя:

  • Имя – вывод и редактирование имени выбранного слоя;

  • Цвет – список цветов, доступных для присвоения выбранному слою;

  • Тип линий – список типов линий, доступных для присвоения выбранным слоям;

  • Вес линий – список типов линий, доступных для присвоения выбранным слоям;

  • Стиль печати – список стилей печати, доступных для присвоения выбранным слоям.

В нижней части диалогового окна ^ Диспетчер свойств слоев находится строка состояния, в которой выводится количество слоев в списке с заданными свойствами и общее количество слоев.

Флажки, устанавливаемые около текстовых строк, частично дублируют операции по управлению слоями, которые можно также выполнить в строке со свойствами выделенного слоя.

При создании нового чертежа AutoCAD создает единственный слой с именем 0, с белым или черным цветом объектов, в зависимости от установленного цвета фона, типа линий Сплошная, весом линий Обычный – 0.25 мм и стилем печати Обычный. Этот слой не может быть удален или переименован.

Чтобы создать новый слой и присвоить одинаковые свойства всем объектам, расположенным на нем, выполните следующие действия.

1. Выберите команду ^ Слои меню Формат или щелкните мышью на пиктограмме Слои панели инструментов Свойства объектов. Появится диалоговое окно диспетчера свойств слоев.

2. Выделите уже существующий слой, свойства которого желательно взять в качестве основы для создания нового слоя.

3. Щелкните мышью на кнопке Новый. В таблице слоев появится новая строка. В столбцах свойств будут дублированы свойства выделенного слоя, а слой получит по умолчанию новое имя Слой1 (следующий Слой2 и т.д.).

4. Щелкните мышью на имени слоя Слой1. Вокруг него появится синий прямоугольник. Введите с клавиатуры новое имя и нажмите клавишу Enter.

5. Щелкните мышью на пересечении столбца Цвет таблицы слоя и строки созданного слоя. Появится диалоговое окно Выбор цвета. Выберите цвет объектов на слое и щелкните мышью на кнопке ОК.

6. Щелкните мышью на пересечении столбца Тип линий таблицы слоя и строки создаваемого слоя. Появится диалоговое окно ^ Выбор типа линий. Если в таблице этого диалогового окна имеется строка нужной линии, то отметьте ее и щелкните кнопку ОК для возврата в диалоговое окно диспетчера слоев. В противном случае щелкните мышью на кнопке Загрузить диалогового окна Выбор типа линий. Появится диалоговое окно Загрузка или перезагрузка типов линий. Выберите нужный тип линии из списка и щелкните мышью на кнопке ОК для выхода из диалогового окна.

7. В диалоговом окне Диспетчер свойств слоев щелкните мышью на пересечении столбца Вес линий таблицы слоев и строки создаваемого поля. Появится диалоговое окно с аналогичным названием. Выберите толщину линии в списке поля Вес линий. Список содержит числовые значения толщины линий от 0 до 2,11 мм и значение Обычный, которое равно 0,25 мм. Щелкните мышью на кнопке ОК для выхода из диалогового окна.

Чтобы перенести объект с одного слоя на другой, выполните следующие действия.

1. Выберите переносимый объект или объекты чертежа.

2. Раскройте список справа от пиктограммы Слои панели инструментов Свойства объектов.

3. Щелкните левой кнопкой мыши по слою, на который переносятся выделенные объекты. Список закроется, и все выделенные объекты примут цвет слоя.

4. Нажмите клавишу Esc для снятия выделения объектов чертежа.


^ 2.4. Просмотр объектов чертежа


В системах автоматизированного проектирования принято выполнять черчение объектов с использованием действительных размеров в масштабе 1:1. Однако на экране чертеж можно отобразить в произвольном масштабе.

Увеличивать и уменьшать изображение чертежа на экране позволяют команды подменю Зумирование меню Вид, которые также можно вызвать с помощью командной строки. Кроме того, на стандартной панели инструментов расположены кнопки, отвечающие различным командам.

По умолчанию в подменю Зумирование включена команда В реальном времени, позволяющая увеличивать или уменьшать изображение путем простого перемещения мыши. К другим командам подменю Зумирование относятся следующие:

  • Все – позволяет отобразить все объекты, находящиеся на чертеже, даже выходящие за пределы лимитов.

  • Границы – отображает все объекты в максимально крупном масштабе.

  • Масштаб – позволяет ввести коэффициент масштабирования изображения. Масштабируются либо лимиты чертежа, либо текущее изображение объектов. Например, вводя значение 2, вы масштабируете изображение таким образом, что его размер увеличивается в 2 раза по отношению к тому, как он выглядел бы в лимитах рисунка (центрирование выполняется относительно текущего изображения). Вводя значение 2, вы увеличиваете в соответствующее число раз размер текущего изображения объектов.

  • Увеличение – увеличивает текущее изображение в 2 раза.

  • Уменьшение – уменьшает текущее изображение в 2 раза.

  • Центр – работает следующим образом: сначала вы указываете точку, которая будет служить центром масштабируемого фрагмента, а затем задаете масштаб или высоту. Высоту можно определить, выбрав две точки на одной вертикали.

  • Предыдущий – позволяет вернуться к предыдущему изображению.

  • Динамика – дает возможность изменять масштаб экранного изображения с использованием динамически изменяемой рамки вида. Рамка вида представляет собой изображение границ экрана, который можно уменьшать и увеличивать, а также перемещать по чертежу. После выбора команды Динамика на экране появляется рамка вида для панорамирования (в центре рамки изображен символ «Х»). Границы чертежа охвачены пунктирной рамкой синего цвета. Переместив рамку вида для панорамирования в нужное место на рисунке, далее следует щелкнуть мышью. Появляется рамка вида для зумирования (со стрелкой у правого края). После изменения ее размеров до нужной величины можно нажать клавишу Enter для зумирования изображения или щелкнуть мышью для повторного переключения в режим панорамирования. При нажатии клавиши Enter экран заполняется изображением, находящимся внутри рамки вида.

Часто возникает необходимость передвинуть изображение, не меняя его размера. Для выполнения этой операции используются команды В реальном времени, Точка, Влево, Вправо, Вверх, Вниз подменю Панорамирование меню Вид. С их помощью можно перемещать чертеж по экрану и видеть фрагменты, которые ранее были недоступны для обозрения.

Как и команда подменю Зумирование, команда подменю Панорамирование при вызове из стандартной панели инструментов переходит в динамический режим (В реальном времени).

Если в процессе работы с командами Зумирование или Панорамирование нажать правую кнопку мыши, появится контекстное меню, содержащее следующие опции:

  • ^ Выход – позволяет выйти из режима В реальном времени команды Зумирование или Панорамирование и возвратиться в командную строку;

  • Панорамирование – производит переключение на режим В реальном времени команды Панорамирование. Если вы используете эту команду в настоящий момент, данный пункт помечен флажком;

  • Зумирование – если в данный момент вы применяете команду В реальном времени подменю Зумирование, этот пункт меню помечен флажком. Если же вы используете команду В реальном времени подменю Панорамирование, то выберите данный пункт для переключения на команду подменю Зумирование;

  • ^ Показать рамкой – отображает участок в увеличенном масштабе, используя рамку. Данная команда позволяет задать окно одним щелчком. Укажите угол окна, нажмите левую кнопку мыши и, удерживая ее, перетащите курсор до другого угла, а затем отпустите кнопку;

  • ^ Предыдущий вид – при выборе данной команды на экране автоматически восстанавливается область чертежа, которая была начерчена непосредственно перед использованием команды В реальном времени подменю Зумирование или Панорамирование;

  • Показать в границах – позволяет отображать в рабочей области полный чертеж с максимальным увеличением.


^ 3. Трехмерные, твердотельные и поверхностные модели


Для представления реальных объектов в CAD-системах используют три основных трехмерных моделей: каркасные, поверхностные и твердотельные. Каждая из них описывает реальный объект с различной степенью точности.

В каркасной модели представлены только ребра объекта, т.е. его поверхности (грани) не определены и модель является прозрачной. Часто без установки определенной точки просмотра или применения эффекта перспективы получить представление о форме объекта невозможно. Каркасная модель имеет линейные размеры, однако понятие объема для нее не применимо.

В поверхностной модели определены и ребра, и поверхности объекта, поэтому она обеспечивает более точное его описание, чем каркасная. Модель непрозрачна: поверхности, расположенные на переднем плане, скрывают остальные поверхности и ребра. Она дает однозначное представление о форме объекта. Поверхностная модель имеет объем, но массу для нее не рассчитывают, поскольку толщина стенок модели не принимается во внимание.

Твердотельная модель представляет собой дубликат реального объекта. Она не только дает полную информацию о внешних поверхностях и ребрах объекта, но позволяет описать его внутренние особенности. Если модель разрезать, станет видно ее внутренне устройство. Твердотельная модель имеет объем и массу, а также может включать характеристики материала.


^ 3.1. Отображение и просмотр трехмерных объектов


Изменить вид трехмерного объекта можно с помощью команд подменю Раскрашивание меню Вид. Эти команды позволяют представить трехмерный объект в цветном или черно-белом изображении, со скрытыми ребрами, а также поддерживает каркасный вид и четыре типа заливки цветом.

В подменю Раскрашивание содержатся команды, позволяющие задавать режимы просмотра трехмерных объектов:

  • ^ 2М каркас – отображаются лишь отрезки и кривые, с учетом типа и веса линий. Модель определяется только ребрами, которые представляют границы поверхностей.

  • ^ 3М каркас – используется для отображения трехмерной модели в каркасном виде. Ребра модели представлены отрезками и кривыми. Тип и вес линий не учитываются. При использовании материалов цвет линий определяется цветом материала. Поскольку все ребра видны, в этом режиме удобно выполнять построение и редактирование модели.

  • ^ Скрытие линий – похож на режим 3М каркас, однако скрытые непрозрачными поверхностями ребра модели не видны. Несмотря на то, что режим позволяет улучшить визуальное представление, для создания и правки модели он не очень удобен, т.к. некоторые ребра на экране не отображаются.

  • Плоское – позволяет выполнить заливку поверхностей цветом, который определяется цветом объекта или слоя либо типом материала. При этом наложение теней на поверхности осуществляется так, как будто в точке размещения наблюдателя имеется источник света. Искривленные поверхности имеют вид многогранных.

  • По Гуро - позволяет выполнить заливку поверхностей цветом, который определяется цветом объекта или слоя либо типом материала. Поверхности в отличие от режима Плоское выглядят сглаженными, а цветовые переходы плавными, что придает объектам более реалистичный вид.

  • Плоское, с кромками – применяется при необходимости скомбинировать режимы Плоское и ^ 3М каркас. В результате модель будет иметь простую заливку граней и выделенные ребра.

  • По Гуро, с кромками – позволяет скомбинировать режимы По Гуро и 3М каркас. Заливка объекта в данном случае выполняется по методу Гуро, но при этом ребра их поверхностей просматриваются. Режим применяется в тех случаях, когда наряду с реалистичным представлением объектов необходимо обеспечить возможность их правки.

Продемонстрируем применение команды ^ Скрытие линий подменю Раскрашивание на примере чертежа автомобиля (рис. 19), сохраненного в файле Truck model.dwg папки Sample. Результат применения данной опции представлен на рис. 20.

Для просмотра трехмерных объектов используется команда ^ Именованные виды меню Вид. При этом предполагается, что вращается не сам объект, а наблюдатель. Объект и система координат всегда остаются неподвижными, сохраняя свою ориентацию по отношению к Земле. Поскольку перемещается наблюдатель, а не модель, значения координат составляющих ее объектов остаются неизменными.

В результате применения команды ^ Именованные виды на экране появляется диалоговое окно Вид (рис. 21) с помощью которого можно задавать для трехмерной модели следующие виды.

  • Сверху – наблюдатель находится над моделью. На плоскости XY он также смотрит сверху (ориентация по умолчанию).

  • Снизу – модель видна наблюдателю снизу. При этом значок системы координат имеет обратную ориентацию.

  • Спереди – модель отображается спереди.

  • Сзади – модель отображается так, будто наблюдатель находится сзади.

  • Слева – наблюдатель видит левую сторону модели.

  • Справа - наблюдатель видит правую сторону модели.

  • ЮЗ изометрия – отображается передняя, верхняя и левая стороны модели.

  • ЮВ изометрия - отображается передняя, верхняя и правая стороны модели.

  • СВ изометрия - отображается правая, верхняя и задняя стороны модели.

  • СЗ изометрия - отображается левая, верхняя и задняя стороны модели.

В AutoCAD имеются также интерактивные команды трехмерного просмотра – команда 3М орбита меню Вид. С ее помощью вид трехмерных моделей можно изменять, перемещая курсор.


^ 3.2. Создание твердотельных моделей


В состав AutoCAD входит разработчик твердотельных моделей (ACIS), который позволяет, используя простые формы (твердотельные примитивы), создавать с помощью теоретико-множественных операций сложные твердотельные модели.

Для создания твердотельных примитивов ACIS предоставляет ряд команд. При использовании этих команд необходимо вводить координаты объектов для определения их формы, размеров и положения в пространстве. При этом если для выбора точек в трехмерном пространстве применяется курсор, необходимо включить режим привязки к объектам. В противном случае можно задать лишь точки, которые расположены в текущей плоскости XY. Кроме того, при создании примитивов не следует использовать мышь для выбора точек в пространстве, а надлежит указать точку начала координат (0,0,0) или другую точку с явно заданными координатами.

Команды, предназначенные для создания примитивов (Ящик, Шар, Цилиндр, Конус, Клин, Тор), расположены в подменю Тела меню Рисование. Кроме того, используя команду подменю Панели меню Вид, можно вывести на экран панель инструментов Тела (рис. 22) и использовать ее для построения примитивов.

В качестве примера создания твердотельных примитивов рассмотрим процесс создания параллелепипеда, конуса и цилиндра (рис. 23). Перед их созданием вызовем команду ЮВ изометрия подменю 3М виды меню Вид.

Для создания параллелепипеда используем команду Ящик подменю Тела меню Рисование. Параллелепипед можно определить тремя способами: путем задания углов основания и высоты, центра и высоты или трех размеров. Основание параллелепипеда будет ориентировано параллельно текущей плоскости XY. После вызова команды отобразится запрос:

Команда: _box

Угол ящика или [Центр] <0,0,0>:

Если нажать клавишу Enter, то первый угол параллелепипеда совпадет с точкой (0,0,0) текущей системы координат. Первый угол может быть также задан путем ввода координат или выбран с помощью мыши. Для примера введите координаты первого угла параллелепипеда (100,50,0) и нажмите клавишу Enter. Программа выдаст запрос:

Угол или [Куб/Длина]:

Введите букву Д (длина) и в ответ на запросы введите три размера параллелепипеда: длину, ширину и высоту (по осям X, Y, Z), нажимая после каждого ввода клавишу Enter. Для примера введите следующие значения: 80,40,50. В результате на экране появится параллелепипед, соответствующий введенным координатам и размерам (см рис. 23).

Для создания конуса вызовите команду ^ Конус подменю Тела меню Рисование. На экране появится запрос:

Команда: _cone

Текущая плотность каркаса: ISOLINES=4

Центральная точка основания конуса или [Эллиптический] <0,0,0>:

Введите координаты центра основания круга или эллипса, через который проходит под прямым углом ось конуса. По умолчанию ориентация конуса определяется текущей ПСК, его основание лежит в плоскости XY, а высота перпендикулярна ей (в направлении оси Z).

В качестве примера введите координаты центра круга (250,70,0) и нажмите клавишу Enter. Программа выдаст запрос:

Радиус основания конуса или [Диаметр]:

Введите значение диаметра основания конуса 15 и нажмите клавишу Enter. Программа выдаст следующий запрос:

Высота конуса или [Вершина]:

Для примера введите значение высоты конуса: 50. После нажатия клавиши Enter на экране появится конус, соответствующий введенным координатам и размерам (см рис. 23).

Для создания цилиндра используем команду ^ Цилиндр подменю Тела меню Рисование. Цилиндр создается с эллиптическим или круглым основанием. Необходимо задать место расположения, диаметр и высоту цилиндра. По умолчанию ориентация цилиндра определяется текущей ПСК, причем плоскость его основания параллельна плоскости XY, а высота - оси Z.

Вызовите команду Цилиндр и в командной строке появится запрос:

Команда: _cylinder

Текущая плотность каркаса: ISOLINES=4

Центральная точка основания цилиндра или [Эллиптический] <0,0,0>:

В качестве примера введите координаты центра круга (80,200,0) и нажмите клавишу Enter. Программа выдаст запрос:

Радиус основания цилиндра или [Диаметр]:

Введите значение диаметра основания цилиндра 20 и нажмите клавишу Enter. Программа выдаст следующий запрос:

Высота цилиндра или [Центр другого основания]:

Для примера введите значение высоты цилиндра 50. После нажатия клавиши Enter на экране появится цилиндр, соответствующий введенным координатам и размерам (см рис. 23).

Выполняя трехмерное моделирование, важно расположить объекты в нужной области пространства. Не создавайте примитивы в точках с произвольно выбранными координатами. Сведения о точном расположении примитивов имеют особое значение для операций по перемещению объектов, которые производятся перед сборкой трехмерных составных тел. Можно использовать режим привязки к объектам, но иногда требуется задать абсолютные значения координат (в прямоугольной или полярной системе), поэтому лучше сразу чертить примитивы в нужном месте, используя при необходимости ПСК. Если же это не представляется возможным, то создайте примитивы в точке (0,0,0), а затем переместите их.

После создания необходимых твердотельных примитивов и размещения их в соответствующих позициях, можно начинать собирать конструкцию. Для комбинирования примитивов и создания из них твердотельных моделей в подменю Редактирование тел меню Редакт имеются следующие команды теоретико-множественных операций:

  • Объединение – объединяет выбранные тела;

  • Вычитание – вычитает одно множество тел из другого;

  • Пересечение – создает тело, которое состоит из общей части, образующее при пересечении выбранных тел.

Выполняя теоретико-множественные операции, AutoCAD самостоятельно удаляет или добавляет необходимые элементы конфигурации тела и определяет линии пересечения исходных объектов.


^ 3.3. Моделирование поверхностей


Процессы моделирования поверхностей и создания каркасных и твердотельных моделей похожи, поскольку при черчении и изменении конфигурации требуется использовать трехмерную систему координат. Однако создание и редактирование поверхностей более сложная и трудоемкая работа, чем моделирование каркасов и твердых тел, поскольку здесь каждая поверхность должна быть определена с помощью ограничивающих ее ребер. При этом поверхность требуется сразу чертить в определенном месте пространства либо перемещать ее в нужное место после создания.

В AutoCAD можно создавать примитивы трехмерных поверхностей. Под примитивом в данном случае понимается простая трехмерная геометрическая фигура: параллелепипед, конус, чаша, купол, пирамида, сфера, тор, клин и сетка. Они представляют собой готовые формы, составленные из многоугольных сетей или объектов типа 3М грань.

Команды моделирования поверхностей 2М фигура, 3М грань, 3М Поверхности (Ящик, Клин, Пирамида, Конус, Сфера, Купол, Чаша, Тор), Кромки, 3М сеть, Поверхность вращения, Поверхность сдвига, Поверхность соединения, Поверхность Кунса вызываются из подменю Поверхности меню Рисование или панели инструментов Поверхности.

Примитивы поверхностей можно создавать тремя способами: выбирая их имена в диалоговом окне ^ 3М Объекты, активизируя команды подменю Поверхности или набирая в командной строке имена объектов с префиксом ai_ (например, ai_box – команда создания параллелепипеда).

Рассмотрим процесс создания параллелепипеда с использованием команды ^ 3М поверхности, которая для выбора типа поверхности предоставляет специальное окно.

Прежде всего, в подменю 3М виды меню Вид установите вид ЮВ изометрия.

Вызовите команду 3М поверхности подменю Поверхности меню Рисование. В результате откроется диалоговое окно 3М Объекты, в котором примитивы отображаются в виде поверхностных моделей (рис. 24).

Выберите модель параллелепипеда и закройте окно, щелкнув на кнопке ОК. После этого программа попросит определить размеры примитива. В ответ на запросы введите следующие значения параметров, нажимая каждый раз после ввода клавишу Enter:

Команда: _ai_box

Инициализация … 3М объекты загружены.

Угловая точка ящика: 30,30

Длина ящика: 80

Ширина ящика или [Куб]: 40

Высота ящика: 30

Угол поворота ящика вокруг оси Z или [Опорный угол]: 1

Команда:

Используя диалоговое окно ^ 3М Объекты, постройте клин и конус примерно тех же размеров, что и параллелепипед. В результате на экране будут отображены созданные объекты примерно так, как это показано на рис. 25.

Рассматриваемые трехмерные примитивы состоят из нескольких поверхностей и предназначены для упрощения процесса моделирования более сложных поверхностей. Как правило, при создании сложной модели приходится корректировать примитивы и комбинировать их с другими поверхностями. В таких случаях методы правки можно использовать в сочетании с такими командами создания поверхностей, как 3М сеть, 3М грань, Поверхность вращения, Поверхность Кунса и др.

Выбор метода правки зависит от типа поверхности. Например, многоугольную сетку (тор, сфера, купол, чаша и конус) можно править как с помощью ручек, так и с помощью команды Мультилиния подменю Объекты меню Редакт и команды Расчленить. Что же касается объектов типа 3М грань (параллелепипед, клин и пирамида), то к ним можно применить только вторую из указанных команд, а также метод правки с помощью ручек.


Контрольные вопросы


  1. Команды какого меню и пиктограммы какой панели инструментов предназначены для создания объектов чертежа?

  2. Как создать точку (отрезок)?

  3. Какие действия необходимо выполнить для создания прямоугольника (многоугольника)?

  4. Какие действия необходимо выполнить, чтобы создать кольцо (эллипс)?

  5. Как создать полилинию (мультилинию, прямую линию, сплайн)?

  6. Каким образом осуществляется объектная привязка в программе AutoCAD 2002?

  7. Какими способами можно выбрать объект (объекты) для редактирования в программе AutoCAD 2002?

  8. С помощью каких команд и как осуществляется копирование объектов в программе AutoCAD 2002?

  9. Какие действия необходимо осуществить, для того чтобы повернуть объект на заданный угол?

  10. Как осуществить зеркальное копирование объектов?

  11. Какая команда осуществляет пропорциональное уменьшение или увеличение объектов чертежа? Как ее применить?

  12. Какая команда используется для того чтобы растянуть (сжать) объекты? Как ее применить?

  13. Для каких объектов используется команда Увеличить? Как она применяется?

  14. Как с помощью команды Обрезать можно отсечь лишние концы объектов в точке пересечения с другими объектами или удалить средний участок объекта?

  15. Для каких объектов используется команда Удлинить? Как ее применить?

  16. Какими способами можно удалить объекты?

  17. Какой командой можно разорвать объект посередине и создать таким образом два объекта? Что при этом следует указать?

  18. Для чего служат и что собой представляют ручки в программе AutoCAD 2002? Какие опции становятся доступными при выборе ручки?

  19. Как создать группу из объектов чертежа?

  20. Как изменить свойства имеющейся в чертеже группы?

  21. Для чего служат слои в программе AutoCAD 2002? Какие свойства они могут иметь?

  22. Как создать новый слой?

  23. Какие действия необходимо осуществить, для того чтобы перенести объект с одного слоя на другой?

  24. Какие команды и как позволяют увеличивать и уменьшать изображение чертежа?

  25. Какие команды позволяют передвинуть изображение на экране, не меняя его размера?

  26. Какие опции содержит контекстное меню при его вызове во время работы с командами Зумирование или Панорамирование?

  27. Какие трехмерные модели используются для представления реальных объектов в CAD-системах? Дайте краткую характеристику этим моделям.

  28. Какие команды позволяют задавать режимы просмотра трехмерных объектов? Что будет отображено на экране при выборе той или иной команды?

  29. Какие команды используются для просмотра трехмерных объектов?

  30. Какие команды используются в программе AutoCAD 2002 для создания твердотельных примитивов?

  31. Какие операции необходимо выполнить для создания параллелепипеда (конуса, цилиндра)?

  32. Какие команды используются для комбинирования твердотельных примитивов и создания из них твердотельных моделей?

  33. Какие команды используются в программе AutoCAD 2002 для моделирования поверхностей?

  34. Как с использованием команды 3М поверхности создать параллелепипед?

  1   2



Похожие:

Система автоматизированного проектирования iconСистема управления средой обитания «Бэрримор» Состав системы управления средой обитания
Комплексная интегрированная система управления средой обитания «Бэрримор™» (далее «система») предназначена для обеспечения автоматизированного...
Система автоматизированного проектирования iconПроблемы проектирования и создания систем электроснабжения для крупных космических станций
Проблемы проектирования преобразователей и распределителей электрической энергии
Система автоматизированного проектирования iconПроблемы проектирования и создания систем электроснабжения для крупных космических станций
Проблемы проектирования преобразователей и распределителей электрической энергии
Система автоматизированного проектирования iconИнформационно-юридический центр «Шанс» осуществляет консультирование пользователей по курсу
Система программ «1С: Предприятие» предоставляет широкие возможности ведения автоматизированного учёта на предприятиях, в организациях...
Система автоматизированного проектирования iconЛитература. Искусственные пористые заполнители
«Автоматизированная система оптимального проектирования искусственных пористых заполнителей»
Система автоматизированного проектирования iconРазработан центральным институтом типового проектирования (цитп) Госстроя СССР центральным научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования жилища (цнииэпжилища) Госгражданстроя исполнители
С. И. Зюзин (руководитель темы), В. П. Абарыков, А. А. Сухова, М. Н. Бурова, И. Д. Дебольский
Система автоматизированного проектирования iconПо кафедре Информационных и управляющих систем 15 июня 2011 года
Разработка автоматизированного рабочего места заместителя директора средней школы по воспитательной работе
Система автоматизированного проектирования iconВторское описание педагогического опыта учителя истории и обществознания моу сош №1 берсеневой анны ивановны. Тема: Метод социального проектирования на уроках обществознания
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В данной...
Система автоматизированного проектирования iconТема: Среда как объект проектирования. Композиция и цвет в проектировании архитектурной среды. Среда
Угой стороны – искусственная среда, созданная самим человеком. Формирование полноценной среды обитания, отвечающей требованиям безопасности,...
Система автоматизированного проектирования iconПрограмма юных инспекторов движения «Перекресток» в рамках программы «Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства образовательных проб»
Формирование личности безопасного типа в условиях проектирования школьного пространства
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты