Закон об охране труда в республике башкортостан icon

Закон об охране труда в республике башкортостан



НазваниеЗакон об охране труда в республике башкортостан
Дата16.06.2014
Размер264.47 Kb.
ТипЗакон

проект


РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН


ЗАКОН


ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а так же устанавливает разграничение полномочий в области охраны труда, отнесенных Трудовым кодексом Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.


Глава I


^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию;

опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

рабочее место - место, на котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;

государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда;

аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда;

профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами;

управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.


^ Статья 2. Законодательство Республики Башкортостан об охране труда и сфера его применения


1. Законодательство Республики Башкортостан об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан, настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов.

2. Действие настоящего Закона распространяется на:

работодателей;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;

военнослужащих, направляемых на работу в организации находящиеся в Республике Башкортостан.


^ Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда


1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в законах и иных нормативных правовых актах, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

3. Разработка и утверждение подзаконных нормативных правовых актов Республики Башкортостан об охране труда, а также сроки их пересмотра осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.


^ Статья 4. Принципы и основные направления политики Республики Башкортостан в области охраны труда


1. Политика Республики Башкортостан в области охраны труда основывается на принципах:

1) признания и обеспечения приоритета безопасности жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

2) взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти Республики Башкортостан с работодателями, их объединениями, профессиональными союзами.

2. Основными направлениями политики Республики Башкортостан в области охраны труда являются:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов, способствующих достижению безопасных условий труда и предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2) организация и обеспечение государственного управления охраной труда;

3) принятие и реализация республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда с участием в работе профессиональных союзов Республики Башкортостан;

4) содействие общественному контролю за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда;

5) содействие заключению в организациях коллективных договоров, соглашений по охране труда между работодателями и органами профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками органами;

6) разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;

7) защита прав и интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8) обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей;

9) организация работ по проведению государственной и независимой экспертизы условий труда работников;

10) информирование организаций, работников и населения Республики Башкортостан о законодательных и иных нормативных правовых актах об охране труда, о состоянии условий и охраны труда, основных причинах, уровнях производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях;

11) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы в области охраны труда;

12) организация профессионального обучения, подготовки и переподготовки специалистов, уполномоченных (доверенных) лиц в области охраны труда.


^ Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в области охраны труда


К полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в области охраны труда относятся:

реализация государственной политики в области охраны труда на территории Республики Башкортостан;

участие в разработке федеральных законов, разработка и принятие законов Республики Башкортостан, иных нормативных правовых актов в области охраны труда;

участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, а также разработка и реализация республиканских отраслевых и муниципальных целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;

определение расходов на охрану труда за счет средств бюджета Республики Башкортостан;

государственное управление охраной труда на территории Республики Башкортостан;

образование республиканского органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, определение его структуры, задач, функций и полномочий;

организация деятельности республиканской межведомственной комиссии по охране труда и Совета инспекций при межведомственной комиссии по охране труда;

обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля, а также работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;

разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;

организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;

организация и осуществление государственной экспертизы условий труда, сертификации работ по охране труда в организациях;

организация в республике статистической отчетности по охране труда;

передача органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда, в соответствии с федеральным законодательством;

другие полномочия в области охраны труда.


^ Статья 6. Полномочия республиканского органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда


К полномочиям республиканского органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, относятся:

реализация государственной политики в области охраны труда;

участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;

государственное управление охраной труда;

участие в разработке и реализации федеральных, республиканских и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;

участие в определении расходов на охрану труда за счет средств бюджета Республики Башкортостан;

разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;

координация деятельности органов, осуществляющих на территории республики надзор и контроль в области охраны труда;

участие в разработке и организации внедрения единых информационных технологий и автоматизированных систем по обработке информации об условиях и охране труда, о производственном травматизме и профессиональной заболеваемости;

организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации организации работ по охране труда в организациях;

организация профессиональной подготовки в области охраны труда лиц, ответственных за обеспечение требований охраны труда;

обеспечение взаимодействия в установленном порядке с органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, органами государственного надзора и контроля, общественными и иными объединениями, а также с федеральными органами исполнительной власти по вопросам, относящимся к его компетенции;

координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

другие полномочия в области охраны труда, определенные законодательством Республики Башкортостан.


^ Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда


Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, переданных им органами государственной власти Республики Башкортостан.

Органы местного самоуправления вправе:

1) создавать и организовывать работу координацион­ных советов муниципальных образований по охране труда;

2) участвовать в разработке и реализации республиканских и отраслевых целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

3) разрабатывать и утверждать программы улучшения условий и охраны труда муниципальных образований, контролировать их выполнение;

4) определять расходы на охрану труда за счет средств бюджетов муниципальных образований;

5) разрабатывать и осуществлять меры, способствую­щие экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;

6) координировать работу служб охраны труда органи­заций;

7) участвовать в проведении мониторинга соблюдения требований охраны труда в организациях, причин несчаст­ных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний;

8) участвовать в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

9) участвовать в организации обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организаций;

10) доводить информацию об утверждении норматив­ных правовых актов, содержащих требования охраны тру­да, действующих в Республике Башкортостан до организаций;

11) участвовать в проведении мониторинга обязатель­ных предварительных и периодических медицинских ос­мотров, аттестаций рабочих мест по условиям труда и сер­тификации организации работ по охране труда в организациях;

12) рассматривать обращения, в том числе обращения работодателей и работников организаций по вопросам ус­ловий труда;

13) представлять информацию по вопросам обеспечения условий и охраны труда на территории муниципального образования в республиканский орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны труда,;

14) организовывать проведение семинаров, совещаний и других мероприятий по охране труда;

15) обеспечивать при выдаче разрешений и лицензий на отдельные виды деятельности соблюдение требований, оп­ределенных нормативными правовыми актами, содержа­щими требования по охране труда;

16) организовывать взаимодействие с органами государ­ственного надзора и контроля за охраной труда, общест­венными и другими организациями по вопросам охраны труда;

17) информировать население через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о своей деятельности по улучшению условий и охраны труда;

18) осуществлять в установленном порядке проверки по соблюдению требований охраны труда;

19) запрашивать документы и информацию, необходи­мые для выполнения возложенных на них задач;

20) запрашивать объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда;

21) выдавать руководителям организаций предложения по устранению выявленных нарушений требований охра­ны труда.

Для реализации полномочий в сфере охраны труда на территории муниципального образования органы мест­ного самоуправления вправе создавать в соответствии с за­конодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Башкортостан службу управле­ния охраной труда или назначать специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт ра­боты в этой области.


Глава II


^ ПРАВО И ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ

НА ТРУД В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ

ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА


Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда


Каждый работник имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, до устранения такой опасности;

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации организации или ее структурного подразделения, рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

прохождение в установленном порядке предварительных, периодических, внеочередных медицинских осмотров (обследований) за счет средств работодателя с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных осмотров;

компенсации, установленные законодательством, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.


^ Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда


1. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.

3. На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняется место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи и федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) и его отказа по этой причине от выполнения работы работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

7. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение вреда, выплата единовременного пособия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.


^ Статья 10. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда


1. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.

2. Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Глава III


^ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА


Статья 11. Государственное управление охраной труда


1. Государственное управление охраной труда в Республике Башкортостан осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, Правительством Республики Башкортостан непосредственно или по его поручению республиканским органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, другими органами исполнительной власти Республики Башкортостан в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.

2. Распределение полномочий республиканских органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством Республики Башкортостан.

Принятые в пределах своих полномочий республиканским органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, решения в области охраны труда обязательны для исполнения иными республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, работодателями, объединениями работодателей и работниками.

3.К полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан относятся:

1) участие в пределах своей компетенции в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда;

2) принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов в области охраны труда, в том числе нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда в подведомственных организациях;

3) разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда, определение источников финансирования мероприятий, организация контроля за их выполнением;

4) участие в разработке и реализации республиканских целе­вых программ улучшения условий и охраны труди;

5) мониторинг состояния и условий охраны труда в ор­ганизациях;

6) участие в разработке предложений о расходах на ох­рану труда за счет средств республиканского бюджета;

7) организационно-методическое руководство служба­ми охраны труда в организациях;

8) распространение передового опыта по охране труда;

9) содействие в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и организация сертификации организации работ по ох­ране труда;

10) участие в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве;

11) участие в установленном порядке в организации обу­чения по охране труда и проверке знаний требований ох­раны труда работников организаций;

12) формирование банка нормативных правовых актов по условиям и охране труда, действующих в соответствую­щей отрасли;

13) доведение нормативных правовых актов по услови­ям и охране труда до организаций отрасли;

14) информирование республиканского органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, о состоянии условий и охраны труда, при­нятых мерах по обеспечению требований охраны труда в организациях;

15) осуществление иных полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Башкортостан.

4. Республиканские органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность в области охраны труда с республиканским органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.


^ Статья 12. Служба охраны труда в организации


1. Структура, численность и полномочия службы охраны труда организации определяются работодателем в соответствии с рекомендациями федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.


Статья 13. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда


1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

2. Работодатель обязан обеспечить:

ознакомление работника при приеме на работу с требованиями охраны труда;

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;

применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;

режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством;

приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за наличием и правильностью хранения, применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в организации;

проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;

недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им льготах, компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральному и республиканскому органам исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном законодательством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального и республиканского органов исполнительной власти, ведающих вопросами охраны труда, органов государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;


^ Статья 14. Обязанности работника в области охраны труда


Работник обязан:

соблюдать требования охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).


^ Статья 15. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты


1. На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие, обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

2. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.


Статья 16. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка в области охраны труда


1. Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Лица, не прошедшие проверку знаний (аттестацию) в области охраны труда, не допускаются к организации и производству работ.

2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

3. Для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.


^ Статья 17. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда


1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных источников, а также взносов юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан и органов местного самоуправления.

2. Фонд охраны труда организации формируется за счет:

средств организаций, выделяемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

добровольных взносов юридических и физических лиц.

3. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.


Глава IV


^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА


Статья 18. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда


1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда на территории Республики Башкортостан осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


^ Статья 19. Государственная экспертиза условий труда


1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным и республиканским органами исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.

2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке, определяемом федеральным законодательством.

3. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.

4. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

5. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.


^ Статья 20. Общественный контроль за охраной труда


1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;

обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.


Глава V


^ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА


Статья 21. Ответственность за нарушение требований охраны труда


Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 22. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда


1. В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.




Похожие:

Закон об охране труда в республике башкортостан iconУтверждено постановлением Правительства Республики Башкортостан
Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Законом Республики...
Закон об охране труда в республике башкортостан iconПостановление От 4 июля 2006 г. N 189 об утверждении положения о системе управления охраной труда в республике башкортостан
В целях реализации государственной политики в области охраны труда Правительство Республики Башкортостан постановляет
Закон об охране труда в республике башкортостан iconЗакон Республики Казахстан от 11. 07. 1997 n 151-1 "о языках в республике казахстан"
Настоящий Закон устанавливает правовые основы функционирования языков в Республике Казахстан, обязанности государства в создании...
Закон об охране труда в республике башкортостан iconСправочник территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом
Республике Башкортостан Республика Башкортостан, 450052, г. Уфа, ул. Аксакова, д. 62
Закон об охране труда в республике башкортостан iconПлан работы доу на 2012 2013 учебный год
Работа с инспектором по охране труда. Обсудить регламент проведения Дня охраны труда. Утвердить положение. Сроки проведения обучения...
Закон об охране труда в республике башкортостан iconМетодические материалы для разработки Инструкции (программы) вводного инструктажа по охране труда в учреждениях образования
«Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». В методических...
Закон об охране труда в республике башкортостан iconТекущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда
Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29. 05. 2006 №413, Типовым положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда...
Закон об охране труда в республике башкортостан iconОтветственность за организацию и своевременность обучения, инструктажей по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (Ст. 212 Тк)
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований от работников организаций
Закон об охране труда в республике башкортостан iconПоложение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в моу надеж- динской средней общеобразовательной школе
Настоящее положение направлено на реализацию Федерального Закона «Об основах труда в Российской Федерации» от 17. 07. 99г. №181-Ф3...
Закон об охране труда в республике башкортостан iconПоложение об охране труда в моу дод «Дом детского творчества» п. Яйва Настоящее Положение об охране труда моу дод «Дом детского творчества» (далее "Положение") разработано в соответствии с требованиями действующего законодательства о труде,
Настоящее Положение об охране труда моу дод «Дом детского творчества» (далее "Положение") разработано в соответствии с требованиями...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты