Программа по предмету: технология Класс: 2 Образовательная система «Начальная школа XXI века» icon

Программа по предмету: технология Класс: 2 Образовательная система «Начальная школа XXI века»



НазваниеПрограмма по предмету: технология Класс: 2 Образовательная система «Начальная школа XXI века»
Дата17.06.2014
Размер202.42 Kb.
ТипПрограмма



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: технология


Класс: 2

Образовательная система «Начальная школа XXI века»

Учебник и рабочая тетрадь по курсу «Технология»

«Ступеньки к мастерству», Лутцева Е. А.

«Учимся мастерству», Лутцева Е. А.


Пояснительная записка


Примерная рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Ступеньки к мастерству» для 2 класса (автор Е. А. Лутцева) по образовательной системе «Начальная школа XXI века».

Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характеристикой этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки, органичным образом реализуется обучение учащихся проектной деятельности, которая особенно  способствует развитию творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, дает возможность почувствовать себя в разных ролях (руководитель, исполнитель и др.). Она предполагает включение учащихся в активную познавательную деятельность от идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии) до его практической  реализации.

Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает основные аспекты технико-технологической картины мира, т. е. технологические знания и умения как в узком, так и в широком смысле. В начальной школе в узком смысле это первоначальные обобщенные знания о технологии и технике, о рациональной организации труда, мире профессий, а в широком смысле — это представления не только о результатах научно-технического прогресса, но и о духовно-культурной среде, также созданной мыслью и руками человека-творца. Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности (в доступных этому возрасту видах труда), направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различного рода источниками информации для решения различных насущных проблем.

В федеральном базисном учебном плане во 2 классе на изучение «Технологии» отводится ^ 1 час в неделю, 34 часа в год.

Обязательный минимум содержания образования (прямой шрифт) - это тот уровень, который должны взять абсолютно все дети, и это является основой для их перевода в последующую ступень обучения. Материал программного уровня направлен в первую очередь на расширение общего кругозора учеников. Курсивом в тематическом и поурочном планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих второй класс.

Требования к уровню подготовки оканчивающих 2 класс.

Основная задача  второго класса – научить детей работать чертежными инструментами (линейка, угольник, циркуль) – размечать прямоугольные и круглые детали. Познакомить с простейшим чертежом, эскизом, линиями чертежа (линия контура, сгиба, выносная и размерная, центровая, осевая). Научить выполнять разметку прямоугольника разными способами (от двух прямых углов, от одного прямого угла). Выполнять простые преобразования прямоугольника без применения чертежных инструментов (например, округление углов). Размечать круги с помощью циркуля.

Второй класс – формирование базовых конструкторско-технологических  знаний и умений как основы качества изготовления изделий и творческих работ.


^ Методические указания.

Курс “Технология. Ступеньки к мастерству” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Общие закономерности, лежащие в основе любого вида человеческой деятельности, являются сутью понятия “технологичность” и “технология” и отражаются в отдельных видах этой деятельности с присущимим спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

В связи с этим задачами курса являются:

• развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов);

• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

• овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

• расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.


Содержание курса.

Второй класс – 34 часа


1. Из истории технологии – 2 (6) ч.

1.1. Человек в первобытном мире – 1 ч.

1.2. Ремесленники и ремесла – 1 ч.

^ 2. Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры -32 ч.

2.1. Материалы и их свойства – 1 ч.

2.2. Конструкция изделий – 3 ч.

2.3. Общее представление о проектной деятельности – 2 ч.

2.4. Технология обработки бумаги: 

  • основные технологические операции 3 ч.     

  • разметка с помощь контрольно-измерительных инструментов с опорой на чертежи и эскизы – 6 ч.     

  • инструменты– 1 ч.

2.5.Технология обработки ткани:

  • происхождение, свойства, строение натуральных тканей – 2 ч.

  • технология изготовления швейных изделий – 5 ч.

2.6.Основы агротехники:

  • условия жизнедеятельности растений – 1ч.

  • приемы агротехники (технология выращивания растений) – 1 ч.

  • размножение растений семенами и черенками – 1 ч.

  • продолжительность жизни растений – 1 ч.

  • инструменты и приспособления садовода и огородника – 1 ч.

2.7.Техника в жизни человека (транспорт) – 4 ч.

 


Тематическое планирование.

Число

п/п

Тема

Основные содержательные линии

Понятия

Страницы учебника, рабочий тетради

Материалы, инструменты и средства

пров

факт

^ Из истории технологии(2часа)







1

Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с учебником и тетрадью.

Природа и человек. Освоение природы.

Поделки из природного материала.

ИИТ (из истории технологии)

Аппликация

Учебник

с. 9-11

Тетрадь

с. 3-4

Природные материалы,

клей, шило, ножницы,







2

Ремесленники и ремёсла.

Творческое задание: мини проект.

(практическая работа с применением ножниц)

ИИТ

Ремесленники ремёсла,

профессия, мастер, этап.

Учебник

С.12-17

Тетрадь

с. 5-6

Картон, цветная бумага, клей,

ножницы,


^ Основы технологических знаний (32часа)







3

Общее представление о материалах. Урок-исследование.

Творческое задание: мини проект.

(Посуда, украшение, кукла из бумаги или пластилина, ткани)

СМ

(свойства материалов)

Материал, свойства материала.

Учебник

с. 18-22

Тетрадь

с. 7

Кусочки ткани, клей, нитки,

ножницы, глина (пластилин)







4

Инструменты для работы и дома.

Практическое исследование.

Составление памятки для работы с инструментами.

И

(инструменты)

Колющие, режущие

Учебник

С.23-25

Тетрадь

с. 8-10

Кусочки ткани, клей, нитки, картон, цветная бумага, ножницы







5

Общее представление о проектной деятельности. Практическая работа «Открытка-сюрприз для друга»

ПД

(проектная деятельность)

Замысел, конструкция, изготовление, отделка.

Учебник

С.26-28


Кусочки ткани, клей, нитки, картон, цветная бумага, ножницы







6

Общее представление о конструкции. Технология изготовления.

Практическая работа (техника оригами)

КИ

(конструкция изделия)

Конструкция, назначение, однодетальные, многодетальные изделия.

Учебник

с. 29-31


Цветная бумага, бумага А-4.







7

Беседа: «Что такое угловая, центральная композиция».

Аппликация «Украшаем носовой платок»

КИ

Композиция,

центральная, угловая

Учебник

с. 32-33


Цветная бумага, белый лист 21x21, клей







8

Симметрия. Практическая работа: аппликация «Орнаменты с геометрическими и растительными мотивами».

КИ

Симметрично-несимметрично

Учебник

с. 34-35

Тетрадь с. 11

Цветная бумага, клей, ножницы.








9

Технологические операции.

Практическая работа: блокнот.

ПД

(проектная деятельность)

Проект, технологическая операция, технологический процесс

Учебник

С.36-38

Бумага А-4, степлер.







10

Разметка детали: технологическая операция 1, 2. Практическая работа: изготовление деталей для орнамента с помощью шаблонов.

ТОБ

(технология обработки бумаги)

Заготовка.

Учебник

с. 39-40

Тетрадь с. 13.

Цветная бумага, клей, ножницы.







11

Сборка изделия: технологическая операция 3. Способы соединения деталей. Практическая работа: лепка посуды.

ТОБ




Учебник

с. 44-45

Тетрадь с. 14

Глина или солёное тесто.







12

Беседа об украшении предметов быта. Отделка изделия: под хохлому или гжель.

ТОБ




Учебник

с. 46-47

Тетрадь

с. 15

Гуашь,

изделия предыдущего урока.







13

Виды линий. Значение линеек, правила пользования ими.

Практическая работа в тетради: «Работа с линейкой»

КИИ

(контрольно-измерительные инструменты)

Линейка – контрольно-измерительный инструмент.

Учебник

с. 48-49

Тетрадь

с. 16-18










14

Беседа: «Почему инженеры и рабочие понимают друг друга». Чертежи и эскизы.

КИИ

Инженеры-конструкторы, чертежи

Учебник

с. 50-52

Тетрадь с. 19










15

Чтение чертежа. Разметка прямоугольника от двух прямых углов.

Практическая работа: изготовление карточек для игры.

КИИ




Учебник

с. 53-55

Тетрадь

с. 20

Картон, ножницы







16

Разметка прямоугольника от одного прямого угла. Практическая работа:

изготовление карточек домино.

КИИ




Учебник

с. 56-57

Тетрадь

с. 21

Картон, цветная бумага, клей, ножницы







17

Разметка прямоугольника с помощью угольника. Практическая работа: открытка. .

КИИ




Учебник

с. 58-59

Тетрадь

с. 22-23

Угольник, лист А-4,

цветная бу- мага, клей, ножницы







18

Технология построения дуги и окруж- ности с помощью циркуля. ТБ при работе с циркулем.

Практическая работа: игрушка-кошка.

КИИ




Учебник

С.60-62 Тетрадь с. 24-25

Циркуль, цветная бумага, клей







19

Проверь себя: что ты знаешь и умеешь.

Натуральные ткани. Практическая работа: создание коллекции натуральных тканей.

ТОТ

(технология обработки ткани)

Натуральная ткань

Учебник

С.64-66

Тетрадь

С.26

Лоскутки натуральных тканей, клей, ножницы, лист А-4







20

Свойства и строение натуральных тканей. Урок-исследование.

Практическая работа: плетение коврика из бумажных полос.

ТОТ

Продольное и поперечное направление

Учебник

с.67-68

Тетрадь

с. 27

Цветные полоски из бумаги 15x1, квадрат из цветной бумаги 15x15







21

Беседа: «От прялки до ткацкого станка».

Ткацко-прядильная фабрика.

Практическая работа: фенечка, шнурок.

ШИ

(технология изготовления швейных изделий)

Пряжа

Учебник

с. 69-71


Шерстяные, шёлковые, х/б нити







22

Особенности работы с тканью. ТБ при работе с иглой. Практическая работа: футляр для ножниц.

ШИ




Учебник

с. 72-73

Тетрадь

с.28

Кусок плотной ткани 20X20, мыло, игла цветные нитки









23

Проверь себя: что ты знаешь и умеешь. Технология изготовления швейных изделий. Практическая работа: украшение из ткани.

ШИ

Швейные изделия

Учебник

с. 74-75


Кусок ткани10 x 20, мел, иголка, нитки.








24

Беседа: «Народная вышивка». Прямая строчка и её варианты. Практическая работа: вышивка прямыми строчками.

ШИ




Учебник

с. 76-77


Лист тетради, игла, цветные нитки







25

Технология разметки строчек.

Практическая работа: несложная вышивка на уголке салфетки.

Проверь себя: что ты знаешь и умеешь.

ШИ




Учебник

с. 78-80

Тетрадь

с.29

Кусок ткани10 x 10, иголка, цвет. нитки.








26

Условия жизнедеятельности растений.

Практические исследования.

ОА

(основы агротехники)




Учебник

с. 82-86

Тетрадь

с. 30-32










27

Приёмы агротехники (технология выращивания растений)

Практическая работа: посадка семян.

ОА

агротехника

Учебник

с. 87-90

Тетрадь

с. 33-35

Семена цитрусовых или финика, или растений открытого грунта







28

Размножение растений семенами и черенками

Практические исследования.

ОА




Учебник

с. 91-92

Тетрадь

с. 36-37

Сообщения.








29

Продолжительность жизни растений.

Работа со справочной литературой.

ОА




Учебник

с. 95-96

Тетрадь

с. 39

Сообщения.








30

Инструменты и приспособления садовода и огородника.

Проверь себя: что ты знаешь и умеешь.

ОА




Учебник

с. 93-94

Тетрадь

с. 38, 40

Загадка об инструменте (садовом) с, рисунок.







31

Техника в жизни человека.

Проект: транспортное средство.

ТВЖЧ

(Техника в жизни человека)




Учебник

с. 98-103

Тетрадь

с. 41

Конструктор







32

Макеты и модели. Автомобильная история России. Проект: «Улица моего города»

ТВЖЧ

^ Макет, модель, подвижное, неподвижное,

развёртка, рицовка

Учебник

104-109

Тетрадь

с. 42-43

Клей, ножницы, тонкий картон







33

Воздушный транспорт. Практическая работа: бумажный самолёт.

ТВЖЧ




Тетрадь

с. 55

Клей, ножницы, 2 канцелярские скрепки.







34

Водный транспорт. Практическая работа: оригами - флотилия.

ТВЖЧ




Тетрадь

с. 56

Листы А-4


^ Санитарные нормы предписывают:

«На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы, если она длится весь урок.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для учащихся 1-х классов – не более 5 минут, 2-3-х – 5 – 7 минут, 4-х – 10 минут, а при работе с деревом и проволокой – не более 4 – 5 минут».

^ Перечень учебно –методического обеспечения

Используемая литература

1. Виноградова Н. Ф. и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М: Дрофа, 2000.


2. Конышева Н. М. Технология: Чудесная мастерская. Смоленск: Ассоциация XXI век


3. Лутцева Е.А.. Технология. Ступеньки к мастерству. М.: Вентана-Граф.


4. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), 1часть. М: Просвещение, 2001.


Дополнительная литература

1. Журналы «Начальная школа».


2. Колесник С.В. Азбука мастерства. 2 класс. Саратов: Лицей, 2004.


3. Конышева Н.М. Пособие для организации внеклассной работы по труду для 2 класса.


4. Малышева Н.А. Своими руками. 2 класс. М.: Дрофа. 2006.


5. Щеглова С.В., Андропова Г.В., Архипова Л.М. Занимательные материалы для уроков труда. Самара, 1994.

Примерное планирование освоения основных

технологических знаний и умений по классам





2 класс




Разметка:

- с помощью чертежных инструментов (плоские формы),

- копирование

(через копировальную бумагу,  с помощью кальки).

 




Выделение детали из заготовки:




 




Сборка изделия:

сшивание (прямая строчка и ее варианты)




Отделка:

- вышивка;

-блестки;

- бусины и др.






^ Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать правила техники безопасности при работе с ножницами и технику работы с бумагой.

Уметь делать поделки с нового природного материала – репейника.

Уметь вырезать, соотносить и приклеивать круглые детали разных размеров.

Уметь работать в коллективе.

Уметь собирать поделку из нескольких деталей.

Уметь делать объёмные поделки из бумаги.

Знать простейшие операции со швейной иголкой.

Уметь пользоваться шаблонами при выкройке нужной модели, набивать изделие и закреплять ниткой при стягивании.

Уметь вырезать детали из бумаги и их приклеивать.

Знать приём плоскостной лепки.

Уметь применять разные виды обмёточных швов на практике.

Уметь делать усложненные варианты поделок.

Знать способы работы ножницами - фигурное вырезание многократно сложенной полоски, вырезание двойных геометрических фигур, нарезание полосок одинаково размера.

Знать новые технологии изготовления поделок.

Знать технику пришивания пуговиц с разным числом отверстий.

Уметь воплощать литературных персонажей в реальной поделке.

Знать технологию выполнения объёмной звёздочки.

Уметь работать с ватой.

Уметь работать в коллективе и знать правила работы с ножницами и клеем.

Уметь работать с раннее не использовавшимися материалами.

Уметь изготовлять выкройки деталей открытки.

Уметь изготовлять атрибуты к празднику своими руками.

Уметь объединять технологии работы с тканью, картоном и набивочным материалом.

Знать технологию работы с соломкой.

Знать приёмы складывания бумаги для круглой детали..

Уметь плести из бумаги.

Уметь изготавливать подвижные детали.




Похожие:

Программа по предмету: технология Класс: 2 Образовательная система «Начальная школа XXI века» iconОбразовательная программа «Начальная школа XXI века»
Ведущей идеей учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» является реализация одного из возможных путей модернизации...
Программа по предмету: технология Класс: 2 Образовательная система «Начальная школа XXI века» iconРабочая программа учебного курса «Русский язык» для 4 класса (базовый уровень)
«Русский язык» С. В. Иванова концепция умк «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (Сборник программ к...
Программа по предмету: технология Класс: 2 Образовательная система «Начальная школа XXI века» iconОсобенности умк «начальная школа XXI века»
О 72 Особенности умк «начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой/ Составитель: Гвашева Ф. Р., учитель начальных классов...
Программа по предмету: технология Класс: 2 Образовательная система «Начальная школа XXI века» iconМуниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Дубовки Дубовского муниципального района Волгоградской области
...
Программа по предмету: технология Класс: 2 Образовательная система «Начальная школа XXI века» iconОбразовательная программа начального общего образования
«Начальная школа XXI века» в Программе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации педагогического процесса,...
Программа по предмету: технология Класс: 2 Образовательная система «Начальная школа XXI века» iconПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы умк «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы умк «Начальная...
Программа по предмету: технология Класс: 2 Образовательная система «Начальная школа XXI века» iconУчебник и тетрадь под редакцией В. Н. Рудницкой по программе «уму начальная школа XXI века» Объяснение нового материала предлагаю проводить в рамках группы, опираясь на коммуникативную технологию по проблеме «Обучение в сотрудничестве»
Литература: учебник и тетрадь под редакцией В. Н. Рудницкой по программе «уму начальная школа XXI века»
Программа по предмету: технология Класс: 2 Образовательная система «Начальная школа XXI века» iconТематическое планирование уроков русского языка, 3 класс
«Русский язык» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной. Образовательная система «Школа 2100». Примерная оснавная образовательная...
Программа по предмету: технология Класс: 2 Образовательная система «Начальная школа XXI века» iconРабочая программа по предмету «Технология»
Фгос авторским коллективом ос «Школа 2100» для образовательных учреждений, работающих по данной ос. Издательство 2-е, испр., Москва,...
Программа по предмету: технология Класс: 2 Образовательная система «Начальная школа XXI века» iconОбразовательная программа "Школа XXI века"
...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты