Формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся icon

Формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся



НазваниеФормирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся
Дата20.06.2014
Размер111.96 Kb.
ТипСправочники, творчество



ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


Метод проектов в педагогике используется достаточно длительное время. Любой учитель сегодня может поделиться разнообразием сферы применения данной образовательной технологии. В моей педагогической практике использование метода проектов направлено на формирование успешной социализации личности.

Сущность социализации можно определить и таким образом: “это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны усвоение индивидом (ребенком) социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны – это процесс активного включения в социальную среду. То есть через свою активность ребенок приспосабливается к определенным занятиям, получает навыки, участвует в обмене опытом .

Ключевым фактором формирования успешной социализации личности является информационно-коммуникативная компетенция учащегося. Поэтому при реализации какого-либо социально-образовательного проекта предполагается не только стимулирование развития личностного потенциала ребенка, но и создание условий становления информационно-коммуникативной компетенции.

«Проектирование курса «Экология для малышей» для учащихся начальной школы» – один из таких социально-образовательных проектов, в рамках которого обучающиеся приобретают умения, являющимися предпосылкой успешной самореализации личности.

Cконструирована новая форма педагогической деятельности. Группа учащихся под руководством учителя – координатора (руководителя) исследует актуальность экологического воспитания в начальной школе, разрабатывает образовательную программу курса занятий по экологии «Экология для малышей» с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Новизна заключается в том, что старшеклассники не только проектируют образовательную программу, отбирают содержание курса, разрабатывают информационное обеспечение занятий. Очень ценно то, что авторы выступают в роли тьюторов для учащихся начальных классов, самостоятельно организуя и реализуя образовательную программу.

Проект разработан в соответствии с концепцией программы развития муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа «п. Возрождение». Хвалынского района Саратовской области Темой инновационного опыта программы « Возрождение» является « Социализация личности школьника через создание здоровой социокультурной среды и психолого – коммуникативного микроклимата в школе. А так же в соответствии с программой экологического клуба «Росинка» и направлен на решение задач, обозначенных в программе.

^ Цель проекта

Создание условий для формирования в школе новой формы образовательной деятельности (ученик – тьютор), способствующей реализации и совершенствованию информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

^ Задачи проекта

1.Повышение мотивации к изучению экологии .

2.Формирование информационно-коммуникационной грамотности: умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий.

3. Совершенствование технических знаний и навыков: создать и обработать графические объекты, анимационные ролики, кроссворды ; мультимедийные презентации.

4. Воспитание значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности; самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

5. Развитие исследовательских и творческих способностей личности.

Данный Проект является комплексным. Возникающие перед авторами практические задачи или проблемы требуют интеграции таких предметных областей, как: биология, краеведение, информационные технологии, педагогика, психология.

^ Средства реализации Проекта

1. Работа с учащимися

Проведение открытых уроков и образовательных мероприятий:

(уроки экологии, для учащихся старших классов).

Внеклассная образовательная деятельность:

(занятия кружка «Росинка», занятия курса «экология для малышей» конкурсы, акции).

Поисковая и исследовательская деятельность учащихся:

Районные и областные научно-практические конференции ;

Методическое сопровождение:

Представление педагогического опыта на семинаре в рамках МО и РМО учителей естественных наук

^ 2. Работа с родителями:

Проведено анкетирование, опросы родителей о значимости образовательной программы по экологии в начальной школе. Получены положительные отзывы.

^ Ресурсное обеспечение Проекта

Включает в себя основные типы ресурсов:

-методическая литература;

-художественная литература (описания различных ситуаций, которые могут с успехом быть использованы при проведении занятий);

-компьютерные модели (приложение «Информационное обеспечение уроков курса «Экология для малышей)

-статистика (результаты анкетирования, опроса обучающихся, родителей);

-контролирующие, развивающие задания, тесты, задачи, ролевые игры и т.д. (приложение «Конспекты уроков»).

-мультимедийные презентации к урокам и образовательным мероприятиям.

-Современное образование характеризуется переходом от установленных норм «ребенок – субъект воспитания» к системе саморазвития личности, как помощи ребенку в самостоятельном решении своих жизненных проблем. Учась в школе, дети должны овладеть умениями, которые будут помогать успешной самореализации личности, ее социализации. Сегодня от выпускника требуется умение использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. «Цель современного образования – формирование ключевых компетенций – останется на словах, если не будут созданы механизмы их формирования ».

Представленный социально-образовательный проект успешно (как было выявлено на практике) позволяет реализовать данную цель.

Литература

1.Гузеев А. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. – 128 с.

2.Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.

3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000.


Прилажение1


Программа курса "Экология для малышей"


Мурашкова Галина Андреевна, учитель биологии/экологии, руководитель экологического клуба «Росинка»


^ Пояснительная записка


Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.


Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

-систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических),

-экологическое мышление,

-культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),

-культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения -экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.


Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.


Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком.


Программа клуба “ Экология для малышей ” разработана для детей 5-9-ти лет.


^ Цель программы:

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).


Задачи программы:

Обучающие:

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.


Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.


Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.


^ Актуальность программы


Подготовттельная ступень детского сада и начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.


Мой опыт работы в школе показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя об этом говориться не мало. Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.


^ Содержание программы


1 – “Введение в экологию”


Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.


2 – Братья наши меньшие”


В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.


3– “Пернатые друзья”


Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.


4 – “Лесные тайны”


Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.


5 – “Загадки животного мира”


Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными Костромской области, занесенными в Красную книгу. Каждый год в нашем городе работает привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей животного мира теплых стран.


6 – “Растения на окне”


Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.


7 – “Секреты неживой природы”


Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.


8 – “Человек – часть живой природы”


В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.


9 – “Охрана природы”


В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.


10 – “Экологические мероприятия”


Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей. Проводятся экологические акции.


^ Ожидаемые результаты


Воспитанники должны знать:

Основы экологической культуры.

Некоторые особенности природы своего края.

Основные признаки времен года.

Значение природы для человека.

Группы растений и животных.

Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

Правила поведения в природе.

Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.


Воспитанники должны уметь:

Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

Выполнять правила личной гигиены.

Различать изученные растения, животных.

Вести наблюдения в природе под руководством руководителя клуба.

Подкармливать птиц в простейших кормушках.

Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя клуба.


Литература


Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец “Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002

Королева А.В. “Естествознание для малышей” журнал “Начальная школа” 1998г. №10

Молодова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”

Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.

Ростов н/Д:ТИ “Учитель”, 2002.

Рыжова Н.А “Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)


Прилажение2


Проведение старшеклассниками занятий по курсу «Экология для малышей»

Подготовительная группа д/с « Солнышко» п. Возрождение


e:\школа комп\клуб росинка 2011\фото клуб росинка\фото клуб росинка 2009\100_1661.jpg


e:\школа комп\клуб росинка 2011\фото клуб росинка\фото клуб росинка 2009\100_1643.jpg

Проведение акции «Кормушка» в д/с « Солнышко» п. Возрождение


e:\школа комп\клуб росинка 2011\фото клуб росинка\фото клуб росинка 2009\100_1663.jpg


e:\школа комп\клуб росинка 2011\фото клуб росинка\фото клуб росинка 2009\100_1676.jpg


Проведение старшеклассниками занятий по курсу «Экология для малышей»

Раздел «Пернатые друзья»


e:\школа комп\новая папка (2)\новая папка (2)\день птиц\dsc00116.jpg


e:\школа комп\новая папка (2)\новая папка (2)\день птиц\dsc00118.jpg



Похожие:

Формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся iconТ. И. Петрова маоу сош №4 г. Тобольска Формирование коммуникативной компетенции на урок
Следует отметить особую важность формирования коммуникативной компетенции, в том числе и на уроках русского языка, которая помогает...
Формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся iconИспользование веб-квеста для развития информационно-коммуникативной компетенции на занятиях английского языка
Интернет-материалов в проектной методике, их преимущества для формирования информационной, коммуникативной и других компетенций студентов....
Формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся iconН. Г. Калинина моу «Куртамышская средняя общеобразовательная школа№1»
Решению этой задачи способствует реализация Федерального компонента Государственного стандарта общего образования по русскому языку,...
Формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся iconФормирование коммуникативных способностей обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода Содержание стандарта по дисциплине «Русский язык»
Для решения данной проблемы была поставлена цель: создание условий для формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках...
Формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся iconФормирование коммуникативной компетенции у младших школьников ( анализ учебника «Математика» 1 класса Н. Б. Истомина)

Формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся iconРаспопова Светлана Владимировна Образование одно из приоритетных направлений в государстве, которое эффективно модернизируется в настоящее время, вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт
«формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и икт и...
Формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся iconРаспопова Светлана Владимировна Образование одно из приоритетных направлений в государстве, которое эффективно модернизируется в настоящее время, вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт
«формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и икт и...
Формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся iconФормирование коммуникативной компетенции как условие развития речевого общения на уроках русского языка

Формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся icon«Система подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений к сдаче егэ» Лихачева Елена Алексеевна
...
Формирование информационно-коммуникативной компетенции обучающихся iconПотенциал умк под редакцией М. М. Разумовской в реализации целей профильного образования. Учитель I квалификационной категории моу «Мошокская средняя общеобразовательная школа»
Одной из главных задач языкового образования является формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, то есть умения создавать...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты