Тема: «познание самого себя как одно из направлений социально-личностного развития ребенка дошкольника» icon

Тема: «познание самого себя как одно из направлений социально-личностного развития ребенка дошкольника»



НазваниеТема: «познание самого себя как одно из направлений социально-личностного развития ребенка дошкольника»
Н. Ю. ВОСПИТАТЕЛЬ
Дата20.06.2014
Размер77.1 Kb.
ТипСправочники, творчество








НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ТЕМА: «ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА».

ВЫПОЛНИЛА: ШИХОВА Н. Ю. ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ «ЧЕРЛАКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №9 комбинированного вида»


Одной из наиболее поразительных тенденций в современной жизни является то, что мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма. Не менее удивительно и то, что, хотя люди и имеют достаточно высокое образование, позволяющее им зарабатывать себе на жизнь и полноценно использовать свое свободное время. Очень немногие имеют представление о себе, о своем организме, как функционирует их организм, почему происходят те или иные изменения в нем. А ведь именно от состояния организма зависит их жизнедеятельность! Такое положение дел не только удивляет, но и внушает опасения. Очень важно человеку быть жизнеспособным, здоровым.

Быть здоровым - это естественное стремление человека. Широко раскрытыми глазами смотрит ребенок на окружающий его мир. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. Такое пытливое отношение к действительности - с помощью взрослого - помогает маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» (без помощи взрослого этот процесс значительно затруднен, если не сказать - невозможен) и происходит социализация личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс: взрослый, воспитатель, родитель, тем он будет эффективней.

Для решения данной проблемы я, работая с детьми дошкольного возраста 5-6 лет, поняла, что от фактора социализации во многом зависит перспектива развития человечества. Целенаправленная социализация связана с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и полового развития, со становлением самосознания личности.

^ Главная цель по самопознанию - это сформировать осознанную установку на здоровый образ жизни, научить детей с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

По данной проблеме можно выделить три направления:

  1. Я.

  2. Мой организм.

  3. Здоровый образ жизни.

Задачи направления «Я»:

  • помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать
    свою индивидуальность, особенность, неповторимость;

  • формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство
    радости существования «Я - есть!»;

  • воспитывать чувства собственного достоинства,
    оптимизма, привязанность к своей семье, своему роду,
    друзьям.

Задачи направления «Мой организм»:

  • формировать у ребенка элементарные знания о своем
    организме, своем теле, своем здоровье;

  • заложить основу системных знаний и гуманного
    отношения к людям.

Задачи направления «Здоровый образ жизни»:

  • формировать культуру тела, ума и души;

  • вызвать у детей желание беречь свой организм, обучать их
    способам заботливого отношения к себе;

  • воспитывать потребность и умение заботиться о своем
    организме;



• учить верить в свои силы и возможности, гордиться тем,

что он умеет делать.

Для того чтобы начать работу по данной проблеме, я провела с детьми диагностирование по всем трем направлениям.

^ Диагностирование детей по направлению «Я - есть»

Цель: помочь ребенку осознать свои особенности, неповторимость, отличие от других, развивать в детях чувство самоуважения, собственного достоинства.

^ Диагностирование детей по направлению «Мой организм»

Цель: заложить основу системных знаний о своем организме, воспитывать правильное отношение к своему организму.

^ Диагностирование детей по направлению «Здоровый образ жизни».

Цель: формировать устойчивую жизненную позицию к своему здоровью, окружающим людям, расширить знания детей о пользе и вреде здоровью.

^ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ.

В результате диагностирования детей по всем трем направлениям были получены следующие результаты (Приложение №1).


Процесс познания ребенком самого себя будет полным только в том случае, когда ребенок имеет возможность реализовать свои знания в

разнообразной деятельности. Но, в свою очередь, излагаемые знания должны его к этому побуждать, стимулировать его активность.

Скорость усвоения материала и глубина его познания весьма индивидуальны. Многое зависит от пола ребенка, от характера накопленного им опыта, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер.

В соответствии с содержанием различного материала, его особенностями определяется стержневая деятельность ребенка, наиболее адекватная реализуемой задаче. В одном случае это может быть игра, в другом - упражнение, в третьем - занятия, познавательная деятельность. Все другие виды деятельности выполняют компенсаторную функцию, т.е. дополняют то, что не дает стержневая деятельность. Формы работы -коллективные, подгрупповые, индивидуальные. В своей работе по данной теме отдаю предпочтение методам поисково-экспериментальным, продуктивным, проблемным. Решая задачи развития представлений у детей по всем трем направлениям, использовались игры различного содержания, упражнения, занятия, задания для наблюдений, опытов. Например, для расширения представлений о своем теле - проводились занятия по темам: «Внутренние органы», «Наши помощники», знакомство со схематическим изображением человека. Так же развивалось представление о своей семье через игры «Маленькие помощники», «Кто больше назовет действий», через беседы: «Выходной в семье», «Семейная фотография». При помощи игр-иммитаций «Запомни мое лицо», «Кто лучше покажет позу», «Помирились-поссорились» у детей развивалось умение понимать эмоции других людей. Для развития представлений детей о принадлежности к женскому и мужскому полу, особенности их поведения использовались дидактическая игра: «Мальчик или девочка», упражнение «Знакомство». Формируя представления детей о пользе и влиянии на организм физических упражнений, объяснялось, какую роль играет упражнение на тот или иной орган человека.


Все это проводилось во время разных режимных моментов: в утренний отрезок времени, на занятиях, на прогулке и, обязательно в вечерний отрезок времени.

В решение данной проблемы вовлечены и родители. Информационная работа по данной теме проводится ежемесячно в виде анкет, консультаций, информационных листов и т. д., которые помещаются в «Уголок здоровья». Расположенный в группе, по таким темам, как «Будь здоров, малыш!», «Общение мальчиков и девочек», «Питание и здоровье дошкольника», «Тайная сила рук» (техника точечного массажа), «Упражнения для укрепления глаз», «тест-анкета» для выявления предрасположенности ребенка к различным видам деятельности.

Вывод:

На данный период дети имеют представление по направлению «Я - есть»: о себе, о чувствах самоуважения, собственного достоинства, о своих личностных качествах и отличительных особенностях (имя, отчество, фамилия). Об общем ходе возрастного развития человека (младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек), проявлений возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей; знают о семье, родственных отношениях, о культурных традициях своей семьи.

По направлению «Мой организм» знают о своем организме, о назначении различных органов человека, что у каждого органа свои определенные функции и назначения, и ни один орган не может существовать без другого. Организм - единое целое. Если заболел - необходима помощь врача.

По направлению «Здоровый образ жизни» имеет устойчивую жизненную позицию к своему здоровью, к окружающим людям и вредным привычкам и поступкам; могут уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей. Знают, как бороться с микробами, оказывать помощь


нуждающимся в ней, проявляя при этом чуткость, доброжелательность, сочувствие. Данные знания по всем трем направлениям дети с легкостью могут применить на практике как в детском саду, с друзьями, так и в семье.

Перспективные задачи:

^ По направлению «Я»:

  • развивать умение обращать внимание на свои переживания, свои
    поступки, отношения к другим;

  • систематизировать знания детей о семье, уважение и любовь к родным
    людям, гордость за свою семью, ответственность за свое здоровье и
    бережное отношение к нему;

  • способствовать активному развитию аналитико-синтетической
    деятельности у детей, развитию образного мышления.

По направлению «Мой организм»:

  • активизировать знания о развитии того или иного органа;

  • расширять представление детей о мире медицины, ее достижениях.

По направлению «Здоровый образ жизни»:

  • учить заботится о своем здоровье и окружающих, о необходимости
    посещения врачей;

  • расширять и укреплять знания о правилах безопасного поведения,
    отрабатывать их в игре и на практике.



Приложение №1

1. Диагностика по направлению «Я - есть».








  • высокий
    ■ средний

  • низкий



сент.2010г. янв.2011г.

2.Диагностика по направлению «Мой организм».






□ высокий ■ средний

НИЗКИЙ


сент.2010г. янв.2011г.


З.Диагностика по направлению «Здоровый образ жизни».



□ Высокий

■ Средний

Низкий



Похожие:

Тема: «познание самого себя как одно из направлений социально-личностного развития ребенка дошкольника» iconЛаборатория профессионального и личностного развития Сибагс приглашает желающих стать участником проекта «школа лидерства» Школа Лидерства
Школа Лидерства – это одно из приоритетных направлений деятельности Лаборатории профессионального и личностного развития, созданной...
Тема: «познание самого себя как одно из направлений социально-личностного развития ребенка дошкольника» iconИгра в раннем возрасте как средство социально-личностного развития ребенка
На полках расставлены игрушки животных, сделанные из разных материалов, имеющих разные размеры и яркую окраску
Тема: «познание самого себя как одно из направлений социально-личностного развития ребенка дошкольника» iconГ. Красный Холм Тверская область
Мбдоу детский сад №4 «Ласточка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического и социально-личностного...
Тема: «познание самого себя как одно из направлений социально-личностного развития ребенка дошкольника» iconТема: «Влияние дидактических игр и упражнений на развитие изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Одно из направлений Программы «Детский сад – Дом радости» предусматривает содействие амплификации разностороннего развития и саморазвития...
Тема: «познание самого себя как одно из направлений социально-личностного развития ребенка дошкольника» icon«Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Беляковой Ирины Ивановны, воспитателя мдоу детский сад №4 «Ласточка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического...
Тема: «познание самого себя как одно из направлений социально-личностного развития ребенка дошкольника» iconВведение 2 Формирование личности 5 Разбор основных направлений и подходов 6 Развитие самосознания и самооценки ребенка 10
Социально психологические предпосылки и условия развития личности ребенка дошкольного возраста 14
Тема: «познание самого себя как одно из направлений социально-личностного развития ребенка дошкольника» iconВключение педагогов и родителей в процесс сопровождения речевого развития младших школьников. Кривицкая Виктория Николаевна, учитель-логопед моу «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»
Ганизация учебной деятельности как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно...
Тема: «познание самого себя как одно из направлений социально-личностного развития ребенка дошкольника» icon«Реализация социально-личностного направления в дошкольном учреждении»
Особо подчеркивая роль социального воздействия на развитие ребенка, Л. С. Выготский видел последствия отклонений в развитии в «смещении...
Тема: «познание самого себя как одно из направлений социально-личностного развития ребенка дошкольника» iconПояснительная записка творческая деятельность и развитие творческих способностей человека это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общества.
«я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя,...
Тема: «познание самого себя как одно из направлений социально-личностного развития ребенка дошкольника» icon«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Тема опыта: Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты