«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» icon

«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»



Название«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Дата21.06.2014
Размер64.94 Kb.
ТипСправочники, творчество

«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»


Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки зрения практической целесообразности. Этот период становления методики называют эмпирическим, так как основные идеи математического развития обобщали личный опыт педагогов.

Огромный вклад в методику математики внес И. Г. Песталоцци. Он назвал свою теорию образования элементарной, так как считал, что развитие ребенка должно начинаться с наипростейших элементов и двигаться к сложным. Им была разработана система расположенных в определенной последовательности упражнений, с целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности. Вслед за Я. А. Коменским И. Г. Песталоцци придавал значение наглядности в обучении как средству развития у ребенка умения в процессе наблюдения сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. С целью облегчить ребенку наблюдения и упорядочить их он выделил простейшие элементы, общие для всех учебных предметов и потому являющиеся исходными для любого предмета. Первоначальное обучение счету И. Г Песталоцци предложил начинать с единицы: на основе сочетания разъединения единиц давать детям наглядные представления о свойствах чисел.

В начале XX в. появилась необходимость детального изучения механизмов, позволяющих преподавать математику дошкольникам. На этом этапе началось становление теории и методики математического развития дошкольников, определились содержание, методы и приемы работы с детьми.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком.

Добиться успешного усвоения учебного материала позволяет использование различных методов, приемов и средств обучения. Выбор методов обучения зависит от поставленных целей и задач, возраста детей, содержания изучаемого материала и этапа занятия.

В настоящее время разработаны новые подходы к развитию познавательных интересов к математике у  дошкольников.

Повысились возрастные возможности детей в усвоении математического содержания, возросли требования школы к математической подготовке дошкольников, изменились социальные условия и отношение взрослых к воспитанию и образованию детей. Воспитателям представляются широкие возможности в выборе программ математического развития, в использовании разнообразных моделей и технологий обучения дошкольников.

В дошкольном возрасте непосредственно - образовательная деятельность начинает развиваться в процессе игры, поэтому ребёнок должен обучаться играя.

В нашем д/с в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников мы используем разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные. Это способствует тому, что у детей появляется интерес к учению, развивается творческое начало, инициатива, настойчивость, самоконтроль, которые, в дополнение к интеллекту и приобретенным умениям и навыкам, составляют творческую направленность личности.

Заинтересованность часто вызывается повышенной трудностью, нестандартностью игры, необходимостью решить поставленную задачу.

В игре наши воспитатели моделируют такие логические и математические конструкции, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников логических структур мышления. В процессе игры мы создаём благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования. У детей развивается интерес к математическому содержанию.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Воспитатели выбрали место в группе, где расположили игротеку. Это светлое место, рядом есть столы, за которыми можно удобно расположиться с интересной игрой.


Много ярких развивающих игр привлекают к себе внимание детей. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке. Наши воспитатели изготовили пособия, дидактические игры математического содержания, картотеки игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Составили серию конспектов по работе с детьми на занятиях. В них включили игры и упражнения для развития внимания, фантазии, воображения и речи ребенка; игры на классификацию предметов по назначению. Например: «Четвёртый лишний», «Волшебный мешок», «Геометрическое лото» и многие другие. Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми мы используем логические таблицы. Математическое содержание работы мы направили на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого мы вовлекали детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях.


Также воспитатели предлагали детям самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий, основанные на самоконтроле и самооценке. Например, игры: «Найди место предмета», «Прозрачный квадрат», «Что изменилось».


Были включены в работу с детьми и серия игр: «Сложи квадрат», «Сложи круг». Они развивают умение составлять целое из частей, способствуют развитию воображения, конструктивного мышления, силу воли, умение доводить начатое дело до конца.


Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми мы используем логические таблицы. Дети рассматривают и анализируют ряды фигур, а затем из предложенных образцов выбирают недостающую фигуру.


Для ориентирования в пространстве мы используем в работе планкарту, по которой дети закрепляют знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад. Работа с планкартой учит детей последовательно строить свой рассказ, например, «Как дойти до домика А».


Развивать у детей память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности; учиться считать, отсчитывать нужное количество, знакомиться с пространственными отношениями и величиной; соотносить целое и части помогают игры Воскобовича.


В каждой группе есть центр сенсорного развития, где дети совместно с воспитателем исследуют предметы, выделяют цвет, величину, форму. Развивают мелкую моторику рук, обогащают тактильную чувствительность ладоней, формируют зрительную память воображения.


Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок по улице, в парк, в лес обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; назови три предмета разной длины, ширины, высоты; объясни, где строится новый дом, сколько этажей; какой формы листья березы?).


Мы учим детей применять математические знания в различных ситуациях, создаем условия, в которых дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать поставленную задачу.


Организовали работу студии развивающих игр, на которой мы используем игры и задания с блоками Дьенеша. Например, такие логические задания с блоками, как «Собери цепочку». Эта игра развивает умение видеть ритмическую последовательность действий, способности выделить несколько признаков (цвет, форму, размер).


Детям очень понравилась игра в «Поезд». Билетами на него служили блоки, а на местах в поезде лежали карточки, кодирующие эти блоки.


Наших родителей очень заинтересовала работа с логическими блоками Дьенеша, и мы провели для них консультацию по этой теме, а также семинар-практикум по пособию «Давайте поиграем», где рассказали о необходимости создать домашние игротеки, какие игры приобретать и как в них играть с детьми. Родители откликнулись на наши пожелания и оборудовали домашние игротеки.


Дети нашего сада стали проявлять повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, с удовольствием выполнять арифметические действия с числами, более самостоятельны в решении творческих задач и оценке результата.


Мы считаем, что только совместными усилиями в работе детского сада и семьи можно было достичь определенных результатов в развитии детей.

В результате нашей работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.


Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.



Похожие:

«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» iconРазвитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Составитель: учитель-дефектолог Геннадьева Л. В
Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» iconИгровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
И навыков. Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования...
«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» iconФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» iconИспользование современных образовательных технологий (познавательно-исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии) в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» iconФормирование количественных представлений у детей дошкольного возраста
Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными...
«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» iconФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок...
«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» iconРазвитие речи детей дошкольного возраста с овз через формирование математических представлений
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин» г. Саяногорска
«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» iconИгровые комплексы с математическим содержанием для формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Чтобы сохранить физическое здоровье и избежать психического перенапряжения воспитанников, рекомендуется использовать игровые комплексы...
«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» iconРабочая программа по формированию элементарных математических представлений и сенсорных эталонов в диагностической группе (зпр) для детей 5 7 лет
Важнейшей задачей обучения является развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций и речи
«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» iconФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, для подготовки к школе
Вания, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеоб­разовательной школы. В...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты