Классификация универсальных учебных действий icon

Классификация универсальных учебных действий



НазваниеКлассификация универсальных учебных действий
Дата21.06.2014
Размер132.91 Kb.
ТипСправочники, творчество


Классификация универсальных учебных действий.

Развитие личности в системе образования на современном этапе обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Обращение к разработке программы развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели должны обеспечивать такую ключевую сверхзадачу образования, как научить учиться.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой    задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения  нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Функции УУД состоят, во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности,
во - вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности,
в–третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1.Личностный.
2.Регулятивный.
3.Познавательный.
4.Коммуникативный.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  •  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  •   действие смыслообразования, т.е. установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  •  действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того,         что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

 

Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся:

  • самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;

  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  •  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка  средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические УУД предполагают:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем  входят следующие:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной  деятельности ребенка и  тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД.

Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности,  включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно – смысловых  и опрерациональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы;

  • учебную цель;

  • учебную задачу;

  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

 «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образ мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.


^ Формирование УУД на уроке русского языка.

Урок – обобщение и систематизация знаний по теме:

«Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.


Цели и задачи урока: Формирование лингвистической и коммуникативных компетенций.

^ 1) образовательная:

- обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание гласной в корнях с чередованием»;

2) развивающая (познавательные общеучебные УУД)


( -Постановка и формулирование проблемы;

- Извлечение необходимой информации;

- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- Выбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач;

- Моделирование;

- Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера).

- познавательные логические УУД

( - анализ объектов с целью выделения признаков (умение видеть морфемную структуру слова, отличать корни с чередующейся гласной);

- обобщение, сравнение, классификация корней с чередованием гласной (навык определения условия выбора гласной в корне, орфографическая зоркость)

- коммуникативные УУД

( - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение выражать свои мысли в корректной форме в соответствии с учебной ситуацией;

- владение монологической и диалогической формами речи;

- работа в группе, в паре со своими сверстниками.

^ 3) воспитательная (личностные УУД):

( - самоопределение (воспитывать стабильность положительной самооценки учащихся, активную позицию на уроке);

- смыслообразование ( воспитание стремления к успеху, саморазвитию, любознательности, познавательных интересов);

- формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии.


Формы обучения:

- коллективная

- индивидуальная

- групповая

Методы обучения:

- наглядный

- словесный

- практический

- стимулирование и мотивация (игровой момент)

- контроля, самоконтроля, взаимоконтроля.

Оборудование: схемы – таблицы по изучаемой теме, тесты. Тетради-справочники, карточки для цифрового диктанта, сигнальные карточки «О\А»,

«почтовые ящики» для проведения игры «Почтальон», отпечатанные карточки-задания (корреспонденция).

Оформление доски: эпиграф к уроку:

Закрепляем, что учили.

Вспоминаем, что забыли.

Эти корни надо знать

Исключительно на «5».


^ Ход урока:

    1. Самоопределение к деятельности. (Л) (Организационный момент.)

Проверка готовности класса к уроку

    1. Постановка учебной задачи. Мотивация к учебной деятельности. (сообщение темы, цели и задач урока).

УУД:Самоопределение (Л), смыслообразование (Л), целеполагание(П), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).

Наш урок посвящен теме «Правописание гласных в корнях с чередованием».

Наша задача: повторить изученный материал, подготовиться к контрольному диктанту, словом, (зачитывается эпиграф к уроку).

Обратите внимание: на доске – ваши помощники – таблицы, на партах – материал, с которым мы будем работать на уроке, цветные кружочки, синие и зеленые. Вот и вы сегодня одни – партия синих, а другие – партия зеленых. (Учащиеся делятся на две группы: слабые (синие), а сильные(зеленые). По ходу урока им будут предлагаться дифференцированные задания.

А за окном золотая осень, падают разноцветные листья. За правильные ответы вы будете получать осенние листочки, у кого их окажется 4 и более, тот получит в конце урока хорошую оценку.

^ 3. Актуализация знаний.

Форма: фронтальный опрос, устная работа.

УУД: анализ, сравнение, обобщение (П), осознанное построение речевого высказывания(П), фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р), выражение своих мыслей (К), волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р, владение монологической и диалогической формами речи(К).

- Какие корни с чередованием гласных вам известны?

- Какому общему правилу подчинено правописание всех корней?

(Их нельзя проверить ударением).

- От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?

^ Монологические ответы учащихся. (отвечая на поставленный вопрос, учащиеся указывают на 4 условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения, от значения слова. Учащиеся формулируют правила, приводят примеры, вспоминают веселые стихи, помогающие в выборе гласной:

«ГОР иль ГАР»?- себя спрошу,

Сомневаюсь –«О» пишу. ЛАГ иль ЛОЖ - узнать легко

Перед «Ж» напишем «О».

«ЗОР иль ЗАР?»- себя спрошу,

Сомневаюсь – «А» пишу.


СКОЧ иль СКАК? –запомню так:

Корень с «А» включает КАК.

Вспоминают слова – исключения.

    1. Разминка. (Решение учебной задачи).

УУД: использование знаково-символических средств(П), выполнение пробного учебного действия(Р), фиксирование индивидуального затруднения(Р)

^ Работа по группам. «Зеленые» - цифровой диктант «Зашифруй», а «Синие» работают с сигнальными карточками «О\А». В ходе работы комментируется выбор гласной, исправляются допущенные ошибки. Учитель диктует словосочетания:

Прикосновение руки, загорелый малыш, красивый загар, касаться поверхности, коснулся вопроса, пригорела картошка, выгореть дотла, касаться стены, наклониться вперед, затворить дверь, кухонная утварь.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

УУД: анализ, сравнение, классификация(П), использование знаково-символических средств(П), моделирование (П), выполнение действий по алгоритму(П), контроль(Р), оценка(Р), коррекция(Р).

В это время 1 из «зеленых» работает у доски. Задание для цифрового диктанта распечатаны и лежат на партах. Нужно зашифровать слова, обозначив слово с «О» цифрой 1, а с «А» цифрой 2. Проверка. (Учитель открывает шифр, заранее записанный на доске). Учащиеся проверяют работы (самопроверка), сравнивая свои ответы с доской, делают выводы.(Задания для цифрового диктанта см. в приложении).

Выводы:

- С какими корнями работали?

- Сформулируйте правила, которыми Вы пользовались, выбирая гласную букву?

- От чего зависит выбор гласной буквы?

( отвечая на данный вопрос учащиеся указывают, что в корнях КОС-КАС выбор гласной зависит от наличия после корня суффикса А.

В корнях ГОР-ГАР, КЛОН-КЛАН, ТВОР-ТВАР гласная «А» пишется в безударном положении.

- Все ли слова с этими корнями, в которых выбор гласной зависит от ударения, подчиняются этому правилу?

- Нет, есть слова – исключения.

- Назовите их. ( Пригарь, изгарь, выгарки, утварь)

5. Физминутка.

6. Систематизация знаний.

Игра «Почтальон».

УУД: постановка и формулирование проблемы(П), структурирование знаний(П), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К), аргументация своего мнения(К), оценка (Р, волевая саморегуляция(Р).

-Сегодня на уроке мы повторяем правописание корней с чередованием гласной, выбор которой зависит не только от ударения. Мы знаем 4 условия выбора гласной. Давайте их вспомним в процессе игры. У Вас на партах лежат карточки со словами, ваша задача- вставить буквы и разложить их по нужным «почтовым ящикам», размещенным на доске. Подобную работу проводят почтальоны при сортировке корреспонденции на почте.

(1-ый ящик: гласная зависит от ударения

2-ой ящик: гласная зависит от суффикса А

3-ий ящик: гласная зависит от следующей буквы

4-ый ящик: гласная зависит от значения слова). Учащиеся по очереди выходят к доске, раскладывая слова по «ящикам». Затем к доске вызываются 4 консультанта из «зеленых» и проверяют (взаимопроверка), объясняя выбор буквы.

7. Контроль.

Форма: Работа в парах. Выполнение и проверка теста.

УУД: волевая саморегуляция(Р), выполнение пробного учебного действия(Р), анализ объектов(П), рефлексия способов и условий действия(П), оценка (Р, планирование учебного сотрудничества со сверстником(К), управление поведением партнера (К).

^ 8. Итоги урока. Рефлексия.

- О чем сегодня на уроке шла речь?

- От чего зависит выбор гласной в корне с чередованием?

Анализируя свою работу на уроке, ответьте на вопрос:

- Вы устали?

- Вам понравился урок?

- Завершите фразу: « Сегодня на уроке я с удовольствием …

«Самым интересным для меня было…

«Самым сложным для меня было…

- Подсчитайте ваши осенние листочки. (Поднимите руки те, кто набрал 5 и более листочков, 3-4, а есть такие ученики, кто за урок не получил ни одного листочка?). Выставление оценок.

9. Домашнее задание.

1. Подготовиться к контрольному диктанту.

2. Повторить изученный материал.

3. Сделать компьютерную презентацию по изученной теме. (групповая работа во внеурочной деятельности).



Похожие:

Классификация универсальных учебных действий iconФормирование универсальных учебных действий Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре...
Классификация универсальных учебных действий iconПланируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования икт-компетентности обучающихся
Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий
Классификация универсальных учебных действий iconСвязь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся...
Классификация универсальных учебных действий iconЧтение в составе универсальных учебных действий
По пособию для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», под редакцией А. Г. Асмолова,...
Классификация универсальных учебных действий iconПрограмма мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре...
Классификация универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Белогорской средней общеобразовательной школы
Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
Классификация универсальных учебных действий icon«Формирование и развитие универсальных учебных действий школьников в процессе преподавания учебных дисциплин и во внеурочной деятельности». Методическая тема мо математиков
«Профессионально-личностные качества педагогов как необходимое условие повышения качества образования, формирования и развития универсальных...
Классификация универсальных учебных действий iconД. И. Менделеева Развитие универсальных учебных действий на урок
Развитие универсальных учебных действий на уроках информатики средствами модульной технологии обучения
Классификация универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности...
Классификация универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
«научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты