Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста icon

Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста



НазваниеВлияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Дата24.06.2014
Размер48.61 Kb.
ТипСправочники, творчество

ВЛИЯНИЕ РУССКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Якимова Л.В., Елисеева С.Л.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение – детский сад комбинированного вида № 414, Екатеринбург


Современный период кардинальных изменений жизни нашего общества требует от каждого человека проявления гибкости, не шаблонности мышления, инициативы, способности продуцировать новые идеи, то есть реализации творческого потенциала своей личности. Проблема творческой самореализации человека в XXI веке становится одной из важнейших в философии, психологии, педагогике, что обусловило необходимость целостного педагогического осмысления действенных путей ориентации системы образования на формирование творческой активности личности.

У каждого человека внутри заложен творческий потенциал. Творчество отражает внутренний мир людей, их стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. В.В.Давыдов пишет: «Творчество является уделом всех, ... оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» [6].

Творческие задатки закладываются в детстве и у разных детей они разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья.

Одним из действенных средств развития творческих способностей детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению, представляется вполне закономерным.

Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

Авторы считают, что требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания активности творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями. «Концепция дошкольного воспитания» выделяет формирование творческих способностей как важнейшую задачу дошкольного воспитания.

В частности, отмечено, что «вся организация жизни ребенка должна стимулировать творчество». Необходимо создавать «атмосферу раскованности и свободы самовыражения, побуждать детей к инициативности и самостоятельности, одобрять оригинальные творческие решения».

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.

Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

  • способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);

  • способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

  • способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

  • способность оценивать перспективные сокращения.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

  • в предварительном создании эскизов на бумаге;

  • в продумывании элементов узора;

  • в расположении их на объемах;

  • в создании предметов декоративного характера;

  • умения найти способ изображения и оформления предмета;

  • в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.

По мнению авторов, при знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством Урала.

Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о художественных достопримечательностях уральского региона и их особенностях. Также дети учатся включаться в различные формы коллективного художественного, литературного творчества, связанного с жизнью уральского региона.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.

И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.



Похожие:

Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста iconЗнакомство детей с декоративно-прикладным искусством (дымка, гжель, городец, хохлома)
Вашему вниманию представлено перспективное планирование по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста,...
Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста iconПорядок проведения и условия участия в выставке
Общественной организации «Союз мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Коми» и других творческих союзов Республики...
Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста iconОпыт педагога по теме: «Развитие словотворчества детей» Статья
Статья: Влияние устного русского народного творчества на словотворчество детей старшего дошкольного возраста. (в контексте программы...
Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста iconОбщие сведения о педагоге Ф. И. О. Сырова Марина Борисовна Дата рождения
Тема курсовой работы: «Развитие творческих способностей в музыкально-игровой и танцевальной деятельности детей старшего дошкольного...
Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста iconПроект «Мой любимый музыкальный инструмент» цель
Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных...
Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста iconФормирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру
Разрабатывая методику обучения, мы опирались на труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов, в которых игра рассматривается...
Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста iconРазвитие личности ребёнка через изо деятельность
Этим требованиям отвечают занятия декоративно прикладным искусством. Декоративно искусство должно играть важную роль в развитии творческих...
Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста iconВлияние русского народного фольклорного творчества детей дошкольного возраста на формирование творческих способностей и любви к родному языку
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства...
Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста iconПлан работы по теме: «Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
«Формирование доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста»
Влияние русского декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста iconВыступление на вебинаре учителей изобразительного искусства «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках искусства» (07. 12. 2012) Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся средствами дпи (новогодние снежинки)»
Процессов, происходящих в современном мире, выдвигают новые требования к развитию растущей личности. Поэтому поиск оптимальных путей...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты