Методические материалы. Система сопровождения одаренных детей школьный экологический проект «Экологические инициативы» icon

Методические материалы. Система сопровождения одаренных детей школьный экологический проект «Экологические инициативы»



НазваниеМетодические материалы. Система сопровождения одаренных детей школьный экологический проект «Экологические инициативы»
Дата27.06.2014
Размер403.11 Kb.
ТипРеферат

Ярмарка инноваций - 2011 г


Министерство общего и профессионального образования РФ

Ленинградская область

Лужский район

МОУ «Толмачевская средняя общеобразовательная школа»


Методические материалы.

Система сопровождения одаренных детей


ШКОЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Экологические инициативы»


Автор:

учитель химии, биологии и экологии

МОУ «Толмачевской средней

общеобразовательной школы»

ШЕВЦОВА ЮЛИЯ ИГОРЕВНА


п. Толмачево

2011 г


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

Актуальность 3

Цель 4

Задачи 4

Новизна 5

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА 6


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 11


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12


СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 14


ВВЕДЕНИЕ

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров


Одним из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является направление «Развитие системы поддержки талантливых детей». «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования». 

В современной школе значительно возрастает роль работы с одарёнными детьми. Одарённые дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Дар одарённости имеется у каждого, но проявляется в разной степени. Каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Обычно это происходит в начальной школе, где на творчество набрасывается узда традиционного образования.

Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании,  энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому перед школой встает вопрос: Как способствовать оптимальному развитию одаренных детей?

Актуальность. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В нормативных документах, в стратегии модернизации содержания общего образования указывается, что целью обучения является развитие у ребенка самостоятельности, самоорганизации, способности самообучаться,  умения практически применять знания и развитие творческих способностей учащихся. На развитие творческих способностей учащихся ориентирует Национальная доктрина образования Российской Федерации, утверждающая положение о разностороннем и своевременном развитии творческих способностей и формировании навыков самообразования детей и молодежи.
В системе школьного образования метод проектов можно понимать как способ достижения дидактической цели, получения конкретного практического результата через образовательную технологию проблемно-ориентированного учебного поиска.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам относятся проектные технологии, которые учителя-предметники могут использовать как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.

В системе работы Толмачевской школы накоплен определенный опыт по развитию творческих способностей учащихся и выявлению одаренных детей. В школе имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. В школе реализуются программы профильного обучения (химико - биологического); элективных курсов по профильным предметам, осуществляющие дальнейшее развитие способностей учащихся; внедряются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания; в начальной школе второй год ведется обучение по новым стандартам.

Опыт показывает, что экологическая проектно – исследовательская деятельность способствует максимальному раскрытию в человеке его самостоятельного, активного, деятельного начала, развития индивидуального своеобразного творческого потенциала, воспитания творческой личности, способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Поэтому, в школе был создан проект «Экологические инициативы».

В районе, области и стране уделяется большое внимание развитию одаренных детей. Разработаны специальные программы. Наш проект содействует системе образования в этом направлении.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [1]. 

Проект «Экологические инициативы» полностью отвечает требованиям нового стандарта. Поэтому применять проектные технологии в образовании и воспитании в связи с переходом на новые образовательные стандарты очень актуально.


^ Цель проекта:

создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства; развитие активности и самостоятельности детей в решении экологических проблем своей местности и практически содействовать их решению; содействие профессиональной ориентации школьников через совершенствование у них знаний, умений, навыков учебно-исследовательской и проектной работы.


ЗАДАЧИ:

  1. Познакомиться с основами российского законодательства, знать и соблюдать конституционные экологические права и обязанности граждан РФ.

  2. Выявлять и нарушения экологического состояния водных объектов, воздушной среды, почвы и др. и разрабатывать мероприятия по устранению выявленных нарушений.

  3. Ознакомиться с методами проведения научных – исследований и социологических опросов.

  4. Освоить способы стимулирования активности в процессе принятия решений.

  5. Систематизировать работу с одарёнными учащимися на основе креативного развития их индивидуальных способностей.

  6. Сформировать у интеллектуально развитых учащихся устойчивую потребность к научной и исследовательской деятельности.

  7. Создать условия для комфортного развития и становления одаренного ребенка как социально-адаптивной и социально-ответственной личности.

Экологические проблемы в наше время становятся все более глобальными и важными для человечества. Новая картина современного мира с неизбежностью приводит к необходимости нового типа образования, которое по праву можно назвать экологическим. Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем — совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой.

Экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.

Метод проектов относится к педагогическим технологиям, с которыми человечество вошло в двадцать первый век. По своей сути метод проектов относится к методам проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний», в учебном процессе используется исследовательский подход к приобретению знаний. Проектная технология позволяет развить познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

НОВИЗНА. Проект «Экологические инициативы» позволяет при решении какой-либо проблемы интегрировать знания и умения, полученные из различных областей науки, техники, технологии.

Каждый экологический проект имеет видимый результат: в теоретическом проекте — решение конкретной проблемы, в практическом — конкретный продукт, готовый к внедрению. При этом результат проекта является скорее не конечной целью, а началом новой стадии в непрерывном процессе самообразования.

В процессе выполнения проекта социализация тесно связана с адаптацией подростков к взрослой самостоятельной жизни и находит выражение в выборе профессии.

Проект «Экологические инициативы» включает в себя варианты экологической деятельности, инициированной самими детьми. Проект представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися, потому что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения. Поставленная детьми проблема привлекательна по формулировке и стимулирует повышение мотивации к проектной деятельности, а так же способствует профилизации учащихся.

Универсальность метода позволяет применять его, работая с разными возрастными категориями учащихся, на любых этапах обучения и при изучении материала различной степени сложности. Проект применим к системам знаний всех без исключения учебных дисциплин и для внеурочной деятельности.

Эколого – образовательный проект тесно связан с множеством учебных предметов и детям, выполняющим проект, нужно владеть знаниями различных дисциплин:

биология; химия; физика; математика; информатика; естествознание; география;

русский язык; литература; обществознание и др. Это способствует мотивации к освоению данных предметов.

^ Задача учителя не только организовать работу по проекту, но и самому быть активным его участником. Учитель в этом процессе играет одну из главных ролей.

Общий девиз инициатив: «Созидая себя, созидать природу».


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА


Проект был разработан и начал осуществляться с сентября 2008 года, и ведется по настоящее время.


ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОЕКТОВ


В эколого – образовательных проектах следует отметить следующие особенности:

· они всегда актуальны или в перспективе нацелены на решение жизненно важных проблем сохранения окружающей среды, развитие живых систем, обеспечение жизнедеятельности человека;

· они мотивируют участников проектов на осознание и решение экологических проблем на локальном, региональном или глобальном уровне;

· их педагогический эффект состоит в развитии одновременно многих компетентностей: компетентности в познавательной деятельности, коммуникативной, социальной, культурно – досуговой в бытовой сфере и др.;

· требуют работы с интегративным содержанием, каковым обладает экологическая проблематика и/или проблемы устойчивого развития природы и общества;

· как правило, являются групповой формой деятельности, в которой задействованы многие участники, что способствует их социализации и обретению опыта межличностного взаимодействия.

Очень важным результатом эколого – образовательных проектов является социализация их участников, а точнее социальная компетенция. Социальная компетенция – это способность ориентироваться в общественной жизни, понимать общественные явления и тенденции развития социума, осознавать ценности общества и человечества и строить на их основе свое поведение и отношение с окружающими.

Эта компетенция относится к разряду ключевых, поскольку обладает следующими признаками:

· она надпредметна и междисциплинарна; проявляется в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в других социальных общностях и др.;

· требует значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, определения своей собственной позиции, критического мышления, способности проектировать, самооценки, рефлексии, и др.;

· многомерна, то есть включает различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также интуицию и здравый смысл.


^ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА:

  • в основе экологических проблем лежат противоречия между растущими потребностями людей и ограниченными возможностями окружающей природной среды;

  • охрана водоемов, воздуха, почвы, ООПТ – составная часть охраны окружающей среды и законодательно регулируется государством.

  • решение экологических проблем может быть эффективным только при участии различных специалистов (законодательной и исполнительной власти, СМИ) и просто граждан, их мнение выясняется посредством опросов, социологических исследований.

^ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕКТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ:

  • Выявляется проблема (самостоятельно учащимся).

  • Осуществляются инструментальные исследования объекта, на котором обнаружена проблема.

  • Затем результаты обрабатываются и анализируются.

  • Выявляются варианты решения.

  • Выбирается решение.

  • Реализуется решение.

  • Анализируются последствия.



Сотрудничество с другими организациями

в рамках реализации данного проекта:


  • ГБОУ ДОД «Центр «Интеллект»».

  • ГБОУ ДОД «Центр «Ладога»».

  • МОУ ДОД «Центр Детского и Юношеского Творчества» г. Луги.

  • Научно – производственное объединение ЗАО «Крисмас +».

  • Толмачевское отделение Лужского лесничества.

  • Ленинградский государственный университет им. Пушкина.

  • Межрегиональный экологический клуб аспирантов, студентов и школьников Балтийско – Ладожского региона.

  • Региональное отделение МЭОО «ЭКА» по Ленинградской области.

  • Администрация Толмачевскаго городского поселения.

  • Лужское отделение партии «Единая Россия».

  • Администрация Лужского городского поселения.

  • Лужское общество краеведов.

  • Районная газета «ЛУЖСКАЯ ПРАВДА».

Благодаря такому сотрудничеству дети имеют возможность заниматься со специалистами: кандидаты наук, доценты и профессора, а так же с журналистами, корреспондентами, и др.


^ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:


В нашей школе с 2008 г (четвертый год) введен химико – биологический профиль.

  • С 8 по 11 класс ведутся элективные курсы, на которых школьники ведут экологическую проектно – исследовательскую деятельность.

  • В начальной школе введены новые стандарты образования с 2010 г (второй год), учащиеся начальной школы занимаются проектной деятельностью и активно участвуют в проекте «Экологические инициативы».

  • Летом в школе проходит летний лагерь, в рамках которого работает экологический отряд. В отряде школьники с 3 по 8 класс. Они тоже являются активными участниками школьного проекта. Старшеклассники оказывают тьюторскую помощь.

  • Каждый ученик 10 – 11 класса разрабатывает свою проектно – исследовательскую работу.

Применение проектов всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую (работа в малых группах). Учебные группы становятся неотъемлемой и центральной организующей структурой экологического образования.

Некоторые проекты ребята начинают парно, но потом каждый участник проекта работает над своей исследовательской темой. Но осуществить проект одному бывает сложно, поэтому проводить инструментальные исследования, осуществлять меры для устранения выявленных нарушений всегда помогают другие участники проекта.

К тому же, не всем детям под силу полностью разработать и осуществить исследовательский проект. Поэтому они участвуют в каком – либо этапе.

Таким образом, все ученики школы являются участниками проекта «Экологические инициативы».


Проектно – исследовательские работы учащиеся защищают либо на уроке, либо на внеклассном мероприятии, либо на школьной конференции.

Лучшие работы ребята представляют на разного уровня конкурсах, конференциях и олимпиадах (Результаты в приложении 1).

В школьном проекте «Экологические инициативы» разработаны не только общепринятые критерии оценки проектов, но и критерии развития у учащихся ключевых компетенций (приложение 2). Ребенок может сам оценить уровень развития, в результате исследовательско – проектной деятельности, основных компетенций.


^ ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Разработанный проектвидеофильм, выставка, мультимедийный продукт, пакет рекомендаций, учебное пособие, статьи в газетах (приложение 1.1.), природоохранные мероприятия и т.д.


Формы презентации проекта: демонстрация видеофильма, научный доклад, мультимедийная презентация, буклет, стендовый доклад.


^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКТА

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:



  • Самостоятельность работы над проектом.

  • Актуальность и значимость темы.

  • Полнота раскрытия темы.

  • Оригинальность решения проблемы.

  • Артистизм выразительного выступления – презентации.

  • Использование средств наглядности.

  • Глубина исследования проблемы.

  • Оригинальность предложенных решений.

  • Качество выполненного проекта.

  • Убедительность презентации.


^ ФОРМЫ И МЕТОДЫ:

Проект «экологические инициативы» включает в себя разные формы и методы деятельности учащихся: выезды и исследовательская работа на водоемах, в лесу; экскурсии в природу и по достопримечательностям Санкт – Петербурга, Ленинградской области и др. областей; встречи с интересными людьми, людьми науки; практические работы в лабораториях; выступления лекторских групп; экологические праздники, сюжетно – ролевые игры; экологические акции; работа в экологических мастерских; летние экологические лагеря, экспедиции, учебные сессии в центре для одаренных детей «Интеллект», участие в областных слетах – школах три раза в год.

Особо хочется отметить такие формы деятельности, как:

¨ Экологическая экспедиция – это практическая деятельность учащихся, сочетающаяся с общественно полезным трудом. В экспедиции формируются навыки рационального природопользования, развивается осознание ответственности за окружающую среду.

¨ Учебно – экологический проект.


Учебно – экологический проект


ЦЕЛЬ учебного экологического проекта в рамках «Экологических инициатив» – изучить местные экологические проблемы и практически содействовать их решению.

Решение экологических проблем может быть эффективным только при участии различных специалистов (законодательной и исполнительной власти, экологов, СМИ) и просто граждан, их мнение выясняется посредством опросов, социологических исследований;

Для стимулирования активности в процессе принятия решений используются специальные методы (дерево решений, мозговой штурм).

Реализация проекта, как и решение любой проблемы, осуществляется в несколько этапов. Прежде всего

- выявляется проблема (поиск противоречий – в чем проблема?);

 - осуществляются инструментальные исследования объекта, на котором обнаружена проблема;

- затем анализируется  (выяснение причин и прогнозирование – что происходит?);

 - выявляются варианты решения (формулируются различные способы решения проблемы – что и каким образом можно и нужно изменить);

 -выбирается решение (что сделаем?);

 - реализуется решение;

 - анализируются последствия (что изменилось?).

В процессе решения реальных проблем этапы могут объединяться, какой – то из них требует больше времени и сил, какой – то меньше. Важно лишь иметь в виду, что ни один из перечисленных элементов решения не может быть проигнорирован.

Дети начинающие работать над проектами быстро осваивают методики и формы работы, выбирают темы для своего индивидуального проекта. Учащиеся, в начале учебного года выбрав тему своего исследования, уже в октябре месяце смогли защитить свои работы на школьной экологической конференции. Результаты были представлены в форме устных докладов и компьютерных презентаций (приложение 3). Темы различные:

  •  Кислотные дожди.

  • Памятник природы «Обнажения девона и штольни на реке Оредеж».

  • Проблемы озонового слоя.

  • Радиационная опасность.

  • Оценка загрязнения почвено – растительного покрова выбросами автотранспорта.

  • Загрязнение воздуха в п. Толмачево.

  • Анализ питьевой воды в п. Толмачево.

  • Качество воды как среды обитания водных организмов в реке Черной.

  • Экологическое состояние озера Зеленого.

  • Экологическое состояние парка п. Толмачево.

  • Осторожно нитраты!

  • Страна моя родниковая и др.


Все работы касались исследования данной проблемы в своем районе.


^ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

 ПО ТЕМЕ «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Кроме тем, связанных с непосредственным исследованием окружающей среды, многие проекты касаются изучения показателей здоровья человека и причин нарушающих его:

  • СПИД – глобальная проблема современности.

  • Курение: иллюзии и реальность.

  • Алкоголизм проблема социальная и экономическая.

  • Пищевые добавки или что мы едим.

  • Нитраты враги или друзья?.

  • Санитарно – гигиеническая оценка помещений школы.

  • Витамины.

  • ГМО, за и против и другие.


Главным результатам является формирование у школьников экологической культуры, профессионального уровня экологической компетентности, экологически – системного мышления, сознания и мировоззрения, а также овладение опытом реальной экологической деятельности в решении конкретных экологических проблем.


^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРОЕКТОВ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Результаты проектной деятельности могут представляться не только на конференциях, конкурсах и олимпиадах, но и в других различных формах, таких как разработка или проведение деловой игры, демонстрация видеофильма, клипа, выступление на ученическом совете, реклама, газета, экскурсия, мультимедийный проект и др.

Эколого – образовательные проекты дают огромное количество материалов для уроков, особенно естественно – научного цикла:

  • ^ Экология в 9 – 11 классах. Все материалы проектов можно использовать на этих уроках.

  • Для нового предмета «Природопользование и экология Ленинградской области» мы благодаря проектной деятельности разработали материалы для практических работ, на которых изучают состояние воздуха, воды, почвы и показатели здоровья человека. Имея результаты проектов по этим темам, можно сравнивать, анализировать полученные на уроках результаты и даже вести мониторинг некоторых объектов своего поселка.

  • ^ Химия 8 – 11 классы при изучении тем: «Вода», «Растворение», «Химические реакции», «Коррозия металлов», «Удобрения», «Карбонаты», «Серная кислота», «Оксиды серы», «Оксиды азота», «Кислород», «Спирты», «Углеводороды»,и др.

  • Коллекции, гербарии, фото и видео материалы проектов рекомендуется использовать на уроках биологии.

  • Коллекции минералов, горных пород, фото и видео и картографические материалы находят применение на уроках географии.

  • Элективные курсы 8-11 классы по химии, экологии, биологии.

  • На основе проектов учащихся можно проводить классные часы и внеклассные мероприятия.


^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Кроме побед на конкурсах и олимпиадах (приложение 1.) и конкретной природоохранной деятельности:

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.

  • Творческая самореализация выпускника школы.

  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и

старшей школы.

  • Умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета.

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

  • Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью.

  • Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

  • Победы детей на разного уровня олимпиадах, конкурсах.

  • Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

  • Удовлетворение потребности в новой информации.

  • Помощь одаренным учащимся в самораскрытии.

  • Содействие профессиональной ориентации школьников через совершенствование у них знаний, умений, навыков учебно-исследовательской работы.


Проект «Экологические инициативы» решает важнейшие задачи современного общего образования в школе.

УЧИТ:

– организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

– объяснять явления действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;

– ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты и их оценку, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;

– решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.).

ФОРМИРУЕТ:

- умение анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;

– ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества.

ГОТОВИТ:

– к профессиональному выбору, т.е. учит ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях,

- к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, формирует знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

Все это полностью совпадает с требованиями стандарта нового поколения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Как видим, эколого – образовательные проекты создают интеллектуально и эмоционально насыщенную деятельностью жизнь их участникам и соответствуют основным направлениям модернизации образования и тенденциям общественного развития в современном мире (Приложение 4. Отзывы школьников).

У ребят развивается мотивация к учению, так как без знаний, умений и навыков, получаемых на уроках, им не справиться с разработкой проекта. И, конечно же, естественно – научные предметы они изучают с особым желанием.

Проект создает благоприятные условия для развития одаренных детей, удовлетворение потребности в новой информации; помогает одаренным учащимся в самораскрытии; содействуют профессиональной ориентации школьников через совершенствование у них знаний, умений, навыков учебно-исследовательской работы.

Ребята вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.

Но самое главное, что дети лучше узнают друг друга, имеют возможность общаться с взрослыми, с научными работниками, учатся работать с литературой, различными приборами, грамотно оформлять исследовательские работы и защищать их. Все это дает детям огромный опыт самостоятельной жизни. И кем бы они не стали, наши занятия не пройдут даром, ведь то, что мы закладываем в них элементы экологической культуры, будет полезно для них и общества в целом, кем бы они ни стали.

 В процессе выполнения проекта социализация тесно связана с адаптацией подростков к взрослой самостоятельной жизни и находит выражение в выборе профессии. Многие выпускники выбирают профессии, о которых они узнали, работая над проектом.

В результате трех летней работы над проектом мы выделили компетентности, которыми должен обладать педагог, занимающийся проектной деятельностью.


Педагог должен обладать определенными компетентностями:

  • Педагог должен сам быть творческой личностью.

  • Педагог должен постоянно заниматься самообразованием.

  • Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности.

  • Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося.

  • Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.


Условия реализации:


  • Желание педагогов (достаточно одного педагога освоившего проектные технологии).

  • Лаборатории кабинетов химии, физики и биологии.

  • Научно – методическая литература.

  • Компьютер.



Хотя не обходится и без проблем.

Проблемы исследовательской работы в школе:


  • Практическое использование полученных результатов (хотя мы представили, как их можно применять).

  • Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело и в некоторых случаях достаточно затратное.

  • Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы.


Работа над проектами, не связанна ни с какими рисками и ограничениями.

Многие проекты можно выполнять, не используя ни какого оборудования, например социальные экологические проекты.

Развитие познавательных, творческих, индивидуальных навыков учащихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, стимулирование интереса ребят к определенным проблемам автор также осуществляет через проектную деятельность. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение

результата. Этот результат можно увидеть, применить в повседневной жизни,

он должен обладать практической, теоретической и познавательной значимостью.

Одним из ответов системы образования на запрос работодателей и местного сообщества является идея компетентностно-ориентированного образования. Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.


^ СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    1. ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:

  1. Алексеев СВ., Беккер A.M. Изучаем экологию - экспериментально (практикум по экологической оценке состояния окружающей среды). - СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 1993.

  2. Алексеев СВ., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие/ Под ред. Алексеева СВ. - М.: АО МДС, 1996.

  3. Алексеев СВ., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. Экологический центр в образовательной системе школы. - СПб.: Крисмас+, 1996.

  4. Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Учебное пособие в двух частях. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.

  5. Беспамятное Г.П., Кротов Ю.А. ПДК химических веществ в окружающей среде. -Л.: Химия, 1985.

  6. Богдановский ГА. Химическая экология: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

  7. Большакова Н.А. и др. Региональная эколого – образовательная акция «Малым рекам Ленинградской области – жить!» (Методические рекомендации). Санкт – Петербург, 2003г

  8. Богоявленская А.Е. «Активные формы и методы обучения биологии». М., «Просвещение» 1996г

  9. Горелик Д.О., Конопелько Л. А. Мониторинг загрязнения атмосферы и источников выбросов. Аэроаналитические измерения. - М.: Изд-во стандартов, 1992.

  10. Ермаков Д.С. и др. «Учимся решать экологические проблемы».М., «Школьная пресса» 2002г

  11. Зарубин Т.П., Новиков Ю.В. Современные методы очистки и обеззараживания питьевой воды. - М.: Медицина, 1976.

  12. Каррыев Б. Б. Алексеев С. В. «Введение в агроэкологию». Санкт – Петербург. «Крисмас+» 1999г

  13. Комплексная экологическая практика школьников и студентов. Программы. Методики. Оснащение: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Коробейни-ковой Л.А. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - СПб.: Крисмас+, 2002.

  14. Кузнецов И.Е., Троицкая Т.М. Защита воздушного бассейна от загрязнения вредными веществами химических предприятий. - М.: Химия, 1979.

  15. Лапкина Н.А. и др. «Внеклассная работа по географии в природе». М., УЧПЕДГИЗ, 1959г

  16. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. 9-11 классы: Школьный практикум. - М., 2001.

  17. Методические рекомендации по обследованию водоемов / Информационный бюллетень экологического центра «Дронт». Авт.-сост. Орлов Е.В., Шустов СВ., Орлова К.А. - Н. Новгород: Эк. центр «Дронт», 1994.

  18. Модернизация современного образования: к эколологической компетентности - через экологическую деятельность / Материалы V Всероссийкого научно-методического семинара (8-12 ноября 2006 г., Санкт-Петербург). - СПб: Крисмас+, 2006.

  19. Мозолевская Е.Г. и др. Практикум по лесной энтомологии. - М.: Экология, 1991.

  20. Муравьев А.Г, Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы: Практическое руководство / Под ред. МуравьеваА.Г - Изд. 2-е перераб. и дополн. -СПб.: Крисмас+, 2008.

  21. Муравьев А.Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Крисмас+, 2000.

  22. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. - Изд. 3-е, перераб. и дополн. - СПб.: Крисмас+, 2004.

  23. Муравьев А. Г. и др. «Оценка экологического состояния почвы». Санкт – Петербург. «Крисмас+», 2000 г

  24. Миркин Б. М. и др. «Экология России». М., АО МДС Юнисам, 1995г.

  25. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Ролевые игры по экологии. М.: Устойчивый мир,2000г

  26. Муравьев А.Г., Петрова Н.М., Данилова В.В. и др. Мини-экспресс-лаборатория «Пчелка-Р»: Руководство по применению / Под ред. Муравьева А.Г. - Изд. 2-е, до-полн. - СПб: «Крисмас+», 2007.

  27. Муравьев А.Г, Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. МуравьеваА.Г. - СПб.: Крисмас+, 2003.

  28. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. - В 2-х т. / Пер. с англ. -М.:Мир, 1993.

  29. Нидон К. Растения и животные. - М.: Мир, 1991.

  30. Новиков Ю.В. Природа и человек. - М.: Просвещение, 1991.

  31. Новиков Ю.В. и др. Методы исследования качества воды водоемов: Под. ред. Шицковой А.П. - М.: Медицина, 1990.

  32. Основы геоэкологии: Учебник / Под ред. Морачевского В.Г - СПб: Изд-во СПбГУ, 1994.

  33. Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий к Закону России. - М.: Республика, 1993.

  34. Паспорта-инструкции на портативные комплекты для оценки состояния окружающей среды «НКВ», «Растворенный кислород», «Пчелка-У», «Фосфор» и др. НПО ЗАО «Крисмас+».

  35. Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек: Учебное пособие для сети общественного экологического мониторинга / Под ред. д.б.н. Сквор-цова В.В. Изд. 2-е, перераб. и дополн. - СПб.: Крисмас +, 2006.

  36. Путеводитель по выбору оборудования для экологического практикума и учебно-исследовательской работы: химия, экология, биология, география и др. (мультимедийное пособие на компакт-диске). - СПб.: Крисмас+, 2004.

  37. Радов А.С. и др. Практикум по агрохимии - М.: Колос,1971.

  38. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. - М.: Топика Л, 1994.

  39. Радкевич В. А. «Экология». Минск. Высшая школа,. 1998г

  40. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник - М.: Мысль, 1990.

  41. Ревелль П., Ревелль Ч. «Среда нашего обитания» к – 1 -4. М., «Мир», 1995г

  42. Руководство по применению мини-экспресс-лаборатории «Пчелка-У» и ее модификаций при учебных экологических исследованиях / Под ред. Муравьева А.Г. Изд. 3-е, перераб. и дополн. - СПб.: Крисмас+, 2006.

  43. Санитарно-гигиенические методы исследования пищевых продуктов и воды: Справочное пособие / Под ред. проф. Яцулы ГС. - Киев: Здоровье, 1991.

  44. Семенов А.С. О безопасности демонстрационного химического эксперимента // Химия в школе, 1989, № 7.

  45. Снакин В.В. и др. Экологический мониторинг: Методическое пособие для учителей средних учебных учреждений. - М.: РЭФИА, 1995.

  46. Снакин В.В., Пузоченко Ю.Г., Макаров СВ. и др. Толковый словарь по охране природы / Под ред. д. биол. н. Снакина В.В. - М.: Экология, 1995.

  47. Семенов А., Астафьев В., Чердымова З. Полевой практикум по экологии. М.,2004 г

  48. Химическое загрязнение почв и их охрана: Словарь-справочник. - М.: Агропро-миздат, 1991.

  49. Шапиро И.А. Лишайники: удивительные организмы и индикаторы состояния окружающей среды: Пособие для учителей и старшеклассников. - СПб.: Крисмас+, 2003.

  50. Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге в 1996 г.: Аналитический обзор / Под ред. Фролова А.К. - СПб: 1997.Экологически ориентированная учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном образовании: Материалы IV Всероссийского научно-методического семинара (10-13 ноября 2004 г., Санкт-Петербург). - СПб.: Крисмас+, 2004. Экологический атлас Санкт-Петербурга / Авт.-сост. Горелик Д.О. и др. - СПб.: ЭС «Мониторинг» ГНПМП «Биомонитор», 1992.

Для детей и родителей:

  1. Алексеев СВ., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие/ Под ред. Алексеева СВ. - М.: АО МДС, 1996

  2. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. - СПб.: СМИО Пресс, 1997 (для учащихся 9 классов -том 1, 10-11 классов - том 2).

  3. Бабакова Т.А., Мамотова А.П. 500 экологических задач. - Петрозаводск: Карелия, 1991.

  4. Богдановский Г.А. Химическая экология: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

  5. Белкина И. Н. и др. «Изучение ландшафта и его структуры на полевой практике». Санкт – Петербург,1998г

  6. Грин Н., Стаут У, Тейлор Д. Биология. - В 3-х частях. - Т. 2. - Пер. с англ./Под ред. Сопера Р. - М.: Мир, 1996.

  7. Груздева Н.В., Лаврова В.Н., Муравьев А.Г. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: Иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию. - СПб.: Крисмас+, 2006.

  8. Зеленая энциклопедия. Кто есть, кто и что есть, что в экологии: Справочник. СПб.: Аврора – Медиа, 2003 г

  9. Карты-инструкции к практическим работам по экологической оценке состояния окружающей среды // Экологический практикум: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. Муравьева А.Г. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Крисмас+, 2002.

  10. Козлов М. А. и др. «Школьный атлас – определитель беспозвоночных».М., «Просвещение», 1991г

  11. Красная книга природы Ленинградской области. Т.1 – 3. Санкт – Петербург, 1999г

  12. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 классы: Школьный практикум. - М. «ВЛАДОС», 2001.

  13. Мамаев Б. М. «Школьный атлас – определитель насекомых». М., «Просвещение» 1985г

  14. Москвин А. Г. «Экология водоемов России». М., «Школа – Пресс», 1999г

  15. Миркин Б. Н., Наумова Л. Г. Экология России: хрестоматия. М.: АО МДС, 1996 г

  16. Мельников Е.К. и др. Геопатогенные зоны: миф или реальность? - СПб.: Недра, 1993.

Ю.Муравьев А.Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Крисмас+, 2000.

17. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. - Изд. 3-е, перераб. и дополн. - СПб.: Крисмас+, 2004.

18.Муравьев А.Г, Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы: Практическое руководство / Под ред. Муравьева А.Г. - Изд. 2-е. - СПб.: Крис-мас+, 2008.

19.Муравьев А.Г., Перевозчиков А.Н., Данченко СП. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности. 8-11 кл.: Метод, пособие / Под ред. Муравьева А.Г.- М.: Дрофа, 2007 (серия «Библиотечка учителя»).

20. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. Муравьева А.Г. - СПб.: Крисмас+, 2003.

  1. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. - В 2-х т. / Пер. с англ. -М.:Мир, 1993.

  1. Новиков Ю.В. Природаи человек. -М.: Просвещение, 1991.

  2. Основы геоэкологии: Учебник / Под ред. МорачевскогоВ.Г. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1994. Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек: Учебное пособие для сети общественного экологического мониторинга / Под ред. д.б.н. Скворцова В.В. - СПб.: Крисмас +, 2003.

  3. Петленко В. П. и др. «Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность». Санкт – Петербург, 1999г

  4. Полевая практика по общей геологии. Л., 1983г. Свидерская М. Д. и др. «Сохраним для потомков». ЛЕНИЗДАТ, 1985г

  5. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник - М.: Мысль, 1990.

  6. Снакин В.В., Пузоченко Ю.Г., Макаров СВ. и др. Толковый словарь по охране природы / Под ред. д. биол. н. Снакина В.В. - М.: Экология, 1995.

  7. Скорик Ю. И. и др. «Отходы большого города». Санкт – Петербург, 1998г

  8. Химическое загрязнение почв и их охрана: Словарь-справочник. - М.: Агропро-миздат, 1991.

  9. Шапиро И.А. Лишайники: удивительные организмы и индикаторы состояния окружающей среды: Пособие для учителей и старшеклассников. - СПб.: Крисмас+, 2003.

  10. «Школьный экологический мониторинг» под редакцией Ашихминой Т. Я. «Агар», 2000г

  11. Экологический мониторинг. Составил Муравьев А. Г. СПб: «Крисмас +» 1998г

  12. Энциклопедия для детей. Биология. М., АВАНТА+, 1995г

  13. Элиот Д. и др. «Детская энциклопедия». М. РОСМЭН, 1994г

  14. Экологический атлас Санкт-Петербурга / Авт.-сост. Горелик Д.О. и др. - СПб.: ЭС «Мониторинг» ГНПМП «Биомонитор», 1992.


Определители видов

  1. Быстрое А.А., Круберг Ю.К. Школьный определитель растений: Пособие для учащихся.-Л.: 1947.

  2. Второе П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980.

  3. Горышина Т.К., Антонова И.С, Самойлов Ю.И. Практикум по экологии растений. СПб., 1992.

  4. Губанов И.А., Новиков B.C., Тихомиров В.Н. Определитель высших растений средней полосы Европейской части СССР: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.

  5. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. - М: Просвещение, 1991.

  6. Круберг Ю.К., Чефранова З.В. Школьный определитель высших растений. - М.: Учпедгиз, 1960.

  7. Мамаев Б.М. Определитель насекомых Европейской части СССР. - М.: 1976.

  8. Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. - М.: Просвещение, 1975.

9. Михеев А.В. Биология птиц. Определитель птичьих гнезд. - М.: Цитадель, 1996.
10. Новиков B.C., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. -

М.: Просвещение, 1985.

  1. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1977.

  2. Определитель растений Московской области. - М.: Наука, 1996.

  3. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. -М.: Учпедгиз, 1950.

14.Раменская М.Л. Определитель высших растений Карелии. - Петрозаводск, 1960.
15.Раменский Л.Г. и др. Экологическая оценка кормовых угодий по растительному

покрову. - М., 1956.

  1. Растения полей и лесов. - Прага: Артия, 1987

  2. Станков С.С., Талиев В.И. Определитель высших растений Европейской части СССР. -М., 1949.

18.Сунгуров А.Н. Экскурсионный определитель птиц Европейской части СССР. -М., 1960.

  1. Травянистые растения СССР. - 1-2 том. - М.: Мысль, 1970-1971.

  2. Флора Ленинградской области. Вып. 1-4. - Л., 1955-1965.

  3. Хейсин Е.М. Краткий определитель пресноводной фауны. - М., 1962.

  4. Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц. - М., 1984.

  5. Цыганов Д.Н. Фитоиндикация экологических режимов в подзоне хвойно-широко-лиственных лесов. - М., 1983.

^ 2.ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ:

Примерный перечень оборудования и приборов для реализации программы

  • Оптические приборы для наблюдений: бинокли; микроскопы; бинокуляры.

  • Термометры бытовые, лабораторные, метеорологические, комнатные.

  • Приборы для взвешивания: аналитические, лабораторные весы, наборы и комплекты гирь, разновесы.

  • Электротехническое оборудование: баня водная, плитки электрические, термостаты, шкаф сушильный, электропечи муфельные.

  • Бумаги индикаторные: универсальная, лакмусовая, фенолфталеиновая; бумаги – тесты для обнаружения: активного хлора, меди, никеля, железа, нитратов.

  • Фильтры бумажные.

  • Полевые химические лаборатории серии «НКВ» для определения показателей качества воды; ранцевая полевая лаборатория «НКВ - р», комплекты – лаборатории для учебных экологических исследований «Пчелка - У», так же набор тест – комплектов для химического анализа воды и почвенных вытяжек научно - производственного предприятия ЗАО «Крисмас +».

  • Приборы для измерения изменений климата в атмосфере: барометр, психрометр, дозиметр, термометр.

  • Лабораторные инструменты, принадлежности и приспособления:

груши резиновые, зажимы для резиновых трубок, карандаши для письма по стеклу, линейки, ножницы, пинцеты, рулетки, секундомеры, скальпели и ножи, спиртовки лабораторные, часы песочные, шпатели, щипцы тигельные.

  • Стеклянная химическая посуда:



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для выявления проектных умений

Оцени свои умения работать методом проекта, используя следующие критерии оценки:

^ 3 балла – умею;
2 балла – иногда получается;
1 балл – чаще не получается;
0 баллов – не умею

Ф.И. ученика, класс___________________________________________________________________

^ Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему

 

 

2. Ставить цель

 

 

3. Ставить задачи

 

 

4. Выбирать методы и способы решения задач

 

 

5. Планировать работу

 

 

6. Организовать работу группы

 

 

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его;  принимать чужую точку зрения и др.

 

 

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

 

 

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

 

 

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли  успешно выполнить проект

 

 

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

 

 

12.  Видеть, что мне  лично дало выполнение проекта

 

 



    Критериями оценки результатов учащихся являются уровни развития тех или иных компетенций:

Оцени уровни развития тех или иных компетенций, используя следующие критерии оценки:

^ 3 балла – овладел в полной мере;
2 балла – овладел не в полной мере;
1 балл – овладел слабо;
0 баллов – не умею


Ф.И. ученика, класс___________________________________________________________________

^ Ключевые компетентности

Начало проекта

Окончание проекта

1. владение способами познавательной деятельности;


 

 

2. информационная - умение использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации (сравнение, анализ, использование схем, таблиц и др.)

 

 

3. коммуникативная (коммуникативные и адаптивные качества) – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым

 

 

4. социальная – умение жить и работать в коллективе (умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям)

 

 

5. автономизационная – способность к самоопределению, самообразованию (самоорганизация, выражающаяся в способности ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие)

 

 

  1. нравственная – способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам

 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Отзывы школьников (2010 г)


^ КУКЛИЧ КСЕНИЯ, 9б класс

  • В нашей школе, в начале учебного года появился новый профильный курс «Химия в нашей жизни», ведет который Юлия Игоревна Шевцова, где мы могли изучать окружающую среду при помощи химических методов исследования. Нам предложили включиться в проект «Экологические инициативы». Каждый мог выбрать тему собственного исследования или работать с группой ребят. Я выбрала тему индивидуального проекта «Оценка загрязнения воздуха в п. Толмачево» и приступила к работе. Все исследования были очень интересными: я провела подсчет автотранспортной нагрузки, рассчитала количество выбрасываемых автомобилями вредных химических веществ, провела биоиндикацию воздуха при помощи лишайников и выяснила, что воздух в поселке загрязнен, вредными газами. Проработав большое количество литературных источников, я узнала, как это может отразиться на здоровье людей. А дальше встал вопрос: Что с этим делать? Мне пришлось продумать рекомендации, которые я сообщила на конференциях школьникам и через газету жителям поселка, а так же надеюсь, что местная администрация воспользуется моими исследованиями и постарается улучшить состояние окружающей среды в поселке.

  • Я занималась этим впервые, но с большим интересом! Я узнала как вести мониторинг окружающей среды, нормы (ПДК, ПДВ) необходимые для стабильной жизни человека, растений и животных. Все это очень для меня полезно, т.к. сейчас, в связи с увеличением загрязнения окружающей среды, появляются новые и новые проблемы, которые надо решать, нельзя оставаться к ним равнодушными! Ведь исчезают животные, растения, ухудшаются показатели здоровья людей. И мы сами в силах на это повлиять, надо приложить усилия для улучшения экологической обстановки! Это имеет большое значение для нас и для последующих поколений!

  • Так же занимаясь проектом, я расширила свои знания и умения в области компьютерных технологий. Мне пришлось обрабатывать материалы и представлять их, используя различные компьютерные программы. Я не умела строить диаграммы, имела слабые представления о презентациях. Сейчас я уже справляюсь с этим и делаю презентации по разным учебным предметам, за которые получаю только пятерки.

  • Мне пришлось работать с картой поселка, наносить на нее точки исследования, а так же я сделала карту загрязнения воздуха в поселке. Эти навыки пригодились мне на уроках географии.

  • Для проведения биоиндикации я воспользовалась лишайниками, как тест – объектами. Это удивительные организмы, о которых я раньше ни чего не знала. Эти знания я применила на уроках биологии.

  • Многие исследования связаны с изучением физико – химического состава веществ. Я, например, изучала снег. Теперь я могу самостоятельно провести качественные и количественные анализы на распознавание различных ионов и даже научить этому других.

  • Благодаря этому проекту у меня появился интерес к таким предметам, как экология и химия.

  • Выступая на конкурсах и олимпиадах у меня появилась уверенность в себе, я увидела, что у меня, получается, хорошо выступать, всем нравились мои доклады, я умело отвечала на вопросы.

  • Мне очень нравиться изучать окружающую среду, я хочу заниматься этим и дальше.



^ СУХАНОВА МАРГАРИТА, 10 класс.

  • Экологией я начала заниматься с 4 класса – это уже 7 лет. Я ездила с мамой (моя моя руководитель проекта) в экологический лагерь, мне очень понравилась вся обстановка: природа, палатки, исследования, костер и т.д.

  • Первая моя работа была: «Сортоиспытание картофеля», я защищала ее на Региональном конкурсе исследователей в области биологии, где заняла 3 место. Делать работу и выступать с ней мне очень понравилось.

  • Затем я окончила областную экологическую школу, где научилась исследовать реки. Так я включилась в работу по проекту «Малым рекам Ленинградской области – жить!». За это время я 8 раз обучалась в областной экологической школе, пять раз защищала честь района на областном экологическом слете и посетила 4 сессии в центре «Интеллект». Нас обучали кандидаты наук, профессора гидробиологии, гидрологии, гидрохимии, почвоведению, экологии растений, животных и многим другим наукам, которые не преподаются в школе. Благодаря этому у меня сложился большой багаж знаний по многим предметам. Все свои работы я представляла на конкурсах и олимпиадах разного уровня. В 7 классе я заняла 3 место в областном этапе экологической олимпиады школьников за 9 класс. Все были в шоке, такого в истории этой олимпиады не было. И еще, победив на областном слете, я ездила на Всероссийский слет в 7 классе. А в 8 классе у меня уже было 1 место, и я ездила на заключительный этап олимпиады. Все это являлось стимулом для дальнейшей работы. Каждое лето мы ездили в экспедиции, где я уже была тьютером, обучала исследованиям других ребят. Мне это тоже понравилось, думаю, что педагог бы из меня получился.

  • Кроме полученных знаний, я бы хотела остановиться на общении. Благодаря этой работе у меня есть много друзей в области и даже в других городах страны и зарубежья. Я научилась общаться с разными людьми по возрасту и по статусу. Все школьники - экологи области знают друг друга. На олимпиадах и конкурсах все помогают, поддерживают, сопереживают.

  • Сейчас я учусь в 10 классе и понимаю, что занятия экологией часто помогают мне в жизни. Я стала более эрудированной в школе, научилась работать с разными компьютерными программами, а еще я столкнулась с журналистикой. Работая над проектом, пришлось заниматься опросом жителей, писать статьи в газеты, снимать фильмы. За это меня наградили путевкой в ВДЦ «Орленок» на журналистскую смену. Там нас учили верстать газеты, писать статьи и я даже была главным редактором одной из газет. Это не забываемые впечатления!

  • В одной из экспедиций, я смогла пройти испытания и стать скаутом. Теперь я умею не только поставить палатку, развести костер, приготовить обед, но и построить шалаш, ориентироваться на местности и многое другое.

  • Занятия экологией занимают большую часть моей жизни. Я не представляю себя без этого! Я очень благодарна всем кто со мной занимался и конечно моей маме, моему учителю Шевцовой Юлии Игоревне!





Похожие:

Методические материалы. Система сопровождения одаренных детей школьный экологический проект «Экологические инициативы» iconПроект «Система выявления и психолого-педагогического сопровождения интеллектуально одаренных детей»
Создание инновационных проектов в этой области позволит развивать творческую образовательную среду для особо одаренных школьников,...
Методические материалы. Система сопровождения одаренных детей школьный экологический проект «Экологические инициативы» iconЭкологический проект «Школьный двор – моя страна»
Участник экологического отряда моау сош №6 – Пугачева Дарья, ученица 8 б класса
Методические материалы. Система сопровождения одаренных детей школьный экологический проект «Экологические инициативы» iconАнализ воспитательной работы гоу сош №1125 за 2009-2010учебный год
Целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Программа развития...
Методические материалы. Система сопровождения одаренных детей школьный экологический проект «Экологические инициативы» iconУправление образования администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края
Обмен опытом, идеями и методическими решениями по задачам развития и поддержки одаренных детей дошкольного возраста, обсуждение модели...
Методические материалы. Система сопровождения одаренных детей школьный экологический проект «Экологические инициативы» iconУправление образования администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края
Обмен опытом, идеями и методическими решениями по задачам развития и поддержки одаренных детей дошкольного возраста, обсуждение модели...
Методические материалы. Система сопровождения одаренных детей школьный экологический проект «Экологические инициативы» iconПояснительная записка Программа «Экологический театр»
...
Методические материалы. Система сопровождения одаренных детей школьный экологический проект «Экологические инициативы» iconСистема физкультурно-оздоровительной работы в школе как залог формирования основ здорового образа жизни у обучающихся Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» реформирует школу в 5 направлениях. Одним из направлений является...
Методические материалы. Система сопровождения одаренных детей школьный экологический проект «Экологические инициативы» iconПроект на тему: «Развитие креативности творчески одаренных детей в разновозрастной группе»
Обеспечить благоприятные психолого-педагогические условия для выявления и развития творчески одаренных детей в наиболее приемлемом...
Методические материалы. Система сопровождения одаренных детей школьный экологический проект «Экологические инициативы» iconСистема работы по выявлению и поддержке одаренных детей в лицее
Педагогическое кредо лицея №2 г. Рыбинска «Интеллект. Развитие. Успех!» и можно утверждать, что в учреждении сложилась своя система...
Методические материалы. Система сопровождения одаренных детей школьный экологический проект «Экологические инициативы» iconЭкологический проект
Создание условий для ознакомления детей с миром деревьев, с их пользой, применением
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты