«Использование балльной рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроках истории и обществознания как современный способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках» icon

«Использование балльной рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроках истории и обществознания как современный способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках»



Название«Использование балльной рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроках истории и обществознания как современный способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках»
Дата27.06.2014
Размер141.98 Kb.
ТипКонкурс

Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 1515

Северо-Западного окружного управления образования города Москвы


Работа на конкурс «Моё Ноу-хау в педагогической деятельности»

Тема : «Использование балльной рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроках истории и обществознания как современный способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках»


Автор: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №1515 СЗОУО г. Москвы, кандидат исторический наук Лебедев Игорь Вадимович

Контакты: 119313 Москва, Ленинский проспект, д.88, к.3, кв.41

Моб. тел. 8-906-766-0774

Эл.почта: bujhm59@mail.ru


Москва 2013

В современных условиях формирующегося информационного общества актуальной становится проблема перехода от информативного подхода в образовании к компетентностному. Если при информативном подходе оценивание знаний, умений и навыков учащихся в пятибалльной системе не представляло никаких сложностей, то при новом подходе к обучению это оценивание вызывает значительные трудности, а порой наталкивается на непреодолимые проблемы.

При информативном подходе существовали довольно чёткие критерии оценки: основываясь  на сумме информационных единиц, усвоенных учеником, можно было довольно точно установить (измерить) степень овладения учебными умениями при проверке навыков написания ответов на вопросы или выполнении заданий на контурных картах. Правда, всегда вызывали трудности способы оценивания  знаний и умений в обществознании. В этом предмете значительно меньше измеряемых параметров. Но, всё – таки, удавалось и это измерить и поставить оценки. Теперь же, когда знания стали инструментом компетенции, а умения и навыки превратились собственно в «содержание» образования, пятибалльная система  вообще неприменима. Парадоксом современности является то, что пятибалльная система узаконена, и изменить её быстро не удастся. Поэтому является абсолютной необходимостью решение задачи адекватного оценивания компетентности учащихся в условиях существующей пятибалльной системы. Об этом же написано в во ФГОСах второго поколения. В документах сказано о необходимости изменить формы оценивания учебной деятельности учащихся.

        Моя идея сводится к следующему:

  1. Компетентность в истории и обществознании это способность вести квалифицированную беседу на историческую или обществоведческую тематику

  2. Установить уровень сформированности такой компетентности  возможно только по отношению к данной конкретной теме.

  3. Формировать данную компетентность возможно только в процессе общения по данной конкретной теме

  4. Оценивать степень сформированности данной компетентности возможно только в ходе самого общения

  5. Оценить степень сформированности данной компетентности сразу окончательной оценкой невозможно, поскольку процесс общения открыт, незавершен.

Из выше приведенного рассуждения следует:

  1. Пятибалльная система на самом уроке, если это урок формирования исторической и обществоведческой компетентности, неприменима

  2. В ходе урока возможно и нужно только фиксировать участие (количественное и качественное) каждого в обсуждении темы

Эти выводы привели меня к следующей системе:

  1. Во время урока я фиксирую участие (количественное и качественное) каждого ученика в обсуждении, выставляя на экране балл в таблицу (Excel) «участие в обсуждении», для простоты восприятия эта таблица представляет собой страницу классного журнал (таблица 1).

  2. В течение урока ученик может набрать неограниченное количество баллов. Такая работа продолжается в течение двух уроков подряд, т.е. в течение одной недели при двухчасовом режиме изучения предмета. За два урока есть возможность высказаться, или опросить, всех учащихся класса.

  3. По итогам работы учащихся в течение двух уроков баллы суммируются (таблица 2). Если ученик отсутствовал на одном из уроков, ему в таблице ставится «н»

  4. По сумме полученных баллов выстраивается рейтинг учащихся класса за два урока (таблица 3)

  5. Далее следует перевод  рейтингов в пятибалльную систему (таблица 4):

  1. Занявший (занявшие) 1 место  получает (получают) 5 (пять)

  2. Занявший (занявшие) последнее место получает (получают) 2 (два)

  3. Оставшиеся места распределяются в соотношении 1:3 – «верхняя» треть списка получает 4 (четыре), «нижние» две трети списка получают 3 (три)

Из таблицы 4 понятно, что на практике суровые правила математики приходится делать более гибкими. В зависимости от ситуации, складывающейся в течение двух уроков, распределение баллов в пятибалльной системе может отступать от строго математического принципа.

Эта система  позволяет успешно решать целый ряд педагогических задач:

  1. Активизация учебной  деятельности учеников на уроке

  2. Повысить эмоциональный «градус» урока

  3. Стимулировать познавательную активность учащихся

  4. Формировать способность адекватно воспринимать мнение другого участника обсуждения

  5. Научить учащихся  адекватно оценивать собственное место в группе обсуждающих проблему  

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня компетентности учащихся в исторических и обществоведческих вопросах

  2. Развитие у учащихся коммуникативных навыков

  3. Развитие у учащихся способности адекватно оценивать свое место в группе

  4. Формирование эмоционально окрашенного отношения к процессу обучения на уроке.


Таблица 1 «Участие в обсуждении»


№ п\п

Фамилия, имя учащегося

14.01

17.01

Сумма

Место

Балл в журнал



Андреева Полина

2

3












Блохин Никита

1















Богунова Полина

2

4












Васильева Полина

1

2












Галкина Полина

н

2












Гасымова Севиндж

1

1












Грачев Денис

2

Н












Громаков Артем

2

3












Дон Мария

1

2












Киреева Анастасия

4

3











Таблица 2 «Сумма баллов»


№ п\п

Фамилия, имя учащегося

14.01

17.01

Сумма

Место

Балл в журнал



Андреева Полина

2

3

5









Блохин Никита

1




1









Богунова Полина

2

4

6









Васильева Полина

1

2

3









Галкина Полина

н

2

Н









Гасымова Севиндж

1

1

2









Грачев Денис

2

Н

Н









Громаков Артем

2

3

5









Дон Мария

1

2

3









Киреева Анастасия

4

3

7








Таблица 3 «Рейтинг»


№ п\п

Фамилия, имя учащегося

14.01

17.01

Сумма

Место

Балл в журнал



Андреева Полина

2

3

5

3






Блохин Никита

1




1

6






Богунова Полина

2

4

6

2






Васильева Полина

1

2

3

4






Галкина Полина

н

2

Н

Н






Гасымова Севиндж

1

1

2

5






Грачев Денис

2

Н

Н

Н






Громаков Артем

2

3

5

3






Дон Мария

1

2

3

4






Киреева Анастасия

4

3

7

1





Таблица 4 «Балл в журнал»


№ п\п

Фамилия, имя учащегося

14.01

17.01

Сумма

Место

Балл в журнал



Андреева Полина

2

3

5

3

4



Блохин Никита

1




1

6

3



Богунова Полина

2

4

6

2

5



Васильева Полина

1

2

3

4

4



Галкина Полина

н

2

Н

Н

Н



Гасымова Севиндж

1

1

2

5

3



Грачев Денис

2

Н

Н

Н

Н



Громаков Артем

2

3

5

3

4



Дон Мария

1

2

3

4

4



Киреева Анастасия

4

3

7

1

5


В течение первого полугодия 2012-2013 учебного года в 6-х классах, а так же в 7 «в» классе гимназии № 1515 г. Москвы для оценивания активности учащихся на уроке учитель стал использовать балльно-рейтинговая система. Смысл этой системы состоит в том, что любое участие в работе на уроке учитель оценивает в баллах от одного – за осмысленное участие в дискуссии, до трех – развернутое и доказанное изложение своей точки зрения на обсуждаемый вопрос. Таким образом, каждый ученик за урок может набрать некоторое количество баллов.

Чтобы предоставить всем учащимся класса  возможность набрать некоторое количество баллов, подсчет результатов и выстраивание рейтинга активности учитель проводит по истечении двух-трех уроков. В результате ранжирования по параметру активности и осмысленности участия учитель формирует иерархизованный список учащихся, на основании которого проводит оценивание познавательной деятельности по пятибалльной системе, принятой в современном российском образовании.

Данная система в сочетании с традиционными формами оценивания деятельности учащихся за выполнение заданий проверочных работ, контурных карт, сообщений, докладов, презентаций, позволяет значительно активизировать деятельность учащихся на уроке, сохранять и усиливать внимание и сосредоточенность учащихся во время интеллектуальной работы на уроке.

Данные двух, приведенных ниже, диаграмм (диаграмма 1 – первая четверть, диаграмма 2 – вторая четверть)  дают возможность сделать ряд интересных выводов. Во-первых, становиться совершенно понятным, что активность на уроке связана со сложностью тем. Этот вывод следует из того, что на диаграмме 2 хорошо видно, как активность учащихся снижает от первой ко второй четверти. Такая динамика определятся тем, ч в первой четверти изучаемый материал был в основном описательного характера, а во второй четверти значительная часть материала носит ярко выраженный теоретический характер. Предложенная система позволяет анализировать ситуацию усвоения учебного материала и своевременно реагировать на изменения уровня и глубины понимания учебного материала.


Диаграмма 1


Диаграмма 2


Результат такого анализа и своевременной коррекции изучения материала, его подачи, анализа, закрепления отражен в следующих двух таблицах. Из анализа данных этих двух таблиц видно, что успешность и обученность учащихся 6-х и 7в классов от первой четверти ко второй возрастает. Особенно значительный успех наблюдается в 7 в классе. Причиной этого, по-видимому, является тот факт, что в программе 7 класса во второй четверти количество описательного материала несколько больше, чем в программе 6 класса. Данные выводы дают интересный материал для размышления и последующей коррекции подачи и интерпретации учебного материала.



1 Четверть




























Класс

Кол-во




^ Кол-во итоговых отметок













^ Уровень обученности

Уровень успешности




Учащихся

Осв.

5

4

3

2

н/а









29




8

19

2

0

0

100,00

93,00



28




7

21

0

0

0

100,00

100,00



29




2

24

2

0

1

96,00

89,00



30




4

19

7

0

0

100,00

76,00

Итого

116

0

21

83

11

0

1

99,00

89,00




2 Четверть




























Класс

Кол-во




^ Кол-во итоговых отметок













^ Уровень обученности

Уровень успешности




Учащихся

Осв.

5

4

3

2

н/а









29




14

13

2

0

0

100,00

93,00



28




14

14

0

0

0

100,00

100,00



29




11

15

3

0

0

100,00

89,00



30




2

24

4

0

0

100,00

86,00

Итого

116

0

41

66

9

0

0

100,00

92,00
































Общий вывод из результатов работы с использованием балльно-рейтинговой системы вполне понятен: система позволяет эффективно обучать истории, способствует активизации познавательной деятельности, улучшает эмоциональную обстановку на уроке, позволяет построить эмоционально положительную творческую атмосферу на уроке.



Похожие:

«Использование балльной рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроках истории и обществознания как современный способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках» iconЦель работы: Повышение качества обучения путем создания условий для развития познавательной активности на уроках и во внеурочное время Задачи
«Организация исследовательской деятельности и развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка, литературы и во внеурочное...
«Использование балльной рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроках истории и обществознания как современный способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках» iconЦель работы: Повышение качества обучения путем создания условий для развития познавательной активности на уроках и во внеурочное время Задачи
«Организация исследовательской деятельности и развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка, литературы и во внеурочное...
«Использование балльной рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроках истории и обществознания как современный способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках» iconВалиевой Лианы Ануровны. Применение проектной деятельности как способ развития творческих способностей учащихся на урок
Применение проектной деятельности как способ развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания
«Использование балльной рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроках истории и обществознания как современный способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках» iconИгровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии
«Использование балльной рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроках истории и обществознания как современный способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках» iconШутаревой Галины Владимировны 2011 год. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на урок
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
«Использование балльной рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроках истории и обществознания как современный способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках» icon«Формирования информационно-технологической компетентности обучающихся на основе проектной технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и икт»
Формирование информационно-технологической компетентности обучающихся на основе проектной технологии как средство активизации познавательной...
«Использование балльной рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроках истории и обществознания как современный способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках» iconТема опыта: «Развитие познавательной активности учащихся 5- 6 классов на уроках математики как средство повышения качества образования» Автор: Возженникова Марина Сергеевна учитель математики Оглавление
«Развитие познавательной активности учащихся 5- 6 классов на уроках математики как средство повышения качества образования»
«Использование балльной рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроках истории и обществознания как современный способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках» iconТема: Формирование философского мышления на уроках истории, обществознания и философии
...
«Использование балльной рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроках истории и обществознания как современный способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках» iconТема экспериментальной работы: «Развитие информационно-познавательной компетенции на уроках истории и обществознания, во внеурочной и проектной деятельности как средство актуализации знаний»

«Использование балльной рейтинговой системы оценивания активности учащихся на уроках истории и обществознания как современный способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках» iconПлан работы методического объединения учителей обществознания на 2011/2012 учебный год
Тема работы мо учителей обществознания: организация исследовательской деятельности как средство развития творческих способностей...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты