Положение о библиотеке icon

Положение о библиотеке



НазваниеПоложение о библиотеке
Дата28.06.2014
Размер135.54 Kb.
ТипСправочники, творчество


Приложение № 15

к приказу № 03

от 18.01.2010

ПОЛОЖЕНИЕ

о библиотеке

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснополянская средняя общеобразовательная школа»

1.Общие положения

1.1.Библиотека является структурным подразделением учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процессе на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 1.2.Деятельность библиотеки учреждения (далее -- библиотека) отражается в Уставе учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения. 1.3.Цели библиотеки учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

1.4.Библиотека руководствуется в своей деятельности Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями управления образования Администрации Горьковского района, Уставом учреждения, положением о библиотеке. 1.5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются настоящим Положением и Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором учреждения.

1.7. Учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

^ 2.Основные задачи библиотеки

2.1. Основными задачами библиотеки являются:

а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд

аудио- и видеокассет), цифровом (СВ- диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;

в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации;

г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды. З.Основные функции библиотеки

3.1. Для реализации основных задач библиотека:

а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов учреждения:

  • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

  • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;

  • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

  • б) создает информационную продукцию:

  • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

  • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю учреждения;

  • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);

  • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

  • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

  • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);

  • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

  • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;

  • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, СД- дисков, презентации развивающих компьютерных игр);

  • руководит воспитательной работой с книгой в школе;

г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

  • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

  • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий;

  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование администрации учреждения по вопросам управления образовательным процессом;

  • поддерживает деятельность педагогических работников в области Создания информационных продуктов (документов, баз данных, \\^еЬ-страниц и т.п.);

  • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся:

  • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

  • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

  • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

.

^ 4. Организация деятельности библиотеки

  1. Структура библиотеки включает в себя абонемент

  2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-
    информационных ресурсов в соответствии с планом работы учреждения, программами,
    проектами и планом работы библиотеки.

4.3. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги,
перечень которых определяется уставом учреждения.

  1. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
    комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов
    и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета учреждения.

  2. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
    образования и в пределах выделенных средств, выделяемых учредителем, учреждение
    обеспечивает библиотеку:

  • гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);

  • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;

  • современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копир<рвально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;

  • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

4.6. Учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества библиотеки.

  1. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
    библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
    учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
    деятельности библиотеки несет директор учреждения в соответствии с Уставом
    учреждения.

  2. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии с
    правилами внутреннего распорядка учреждения. При определении режима работы
    библиотеки предусматривается выделение:

двух часов времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;

не менее одного раза в месяц - методического дня.

4.9. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с детьми и юношеством библиотека учреждения взаимодействует с библиотеками
Министерства культуры Российской Федерации.


^ 5. Управление. Штаты

5.1.Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством

Российской Федерации и Уставом учреждения.

5.2.Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель

учреждения.

5.3.Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который1 несет

ответственность в пределах своей компетенции перед директором учреждения,

обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и

результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,

предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом

учреждения.

  1. Заведующий библиотекой назначается директором учреждения.

  2. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист по
    учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образования
    администрации Горьковского района.

  3. Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору учреждения на
    утверждение следующие документы:

  • положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

  • структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке учреждения с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997г. №6);

  • положение о платных услугах библиотеки;

  • планово-отчетную документацию;

  • технологическую документацию.

5.7. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.

5.9. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение
библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется
работником библиотеки только на добровольной основе.

5.10. Трудовые отношения работников библиотеки и учреждения регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.

6. Права и обязанности работников библиотеки

6.1 .Работники библиотеки имеют право:

а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в Уставе учреждения и положения о библиотеке учреждения;

б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и' кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

в) определять источники комплектования информационных ресурсов;

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией йо учету
библиотечного фонда;

д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой учреждения,
утвержденными директором учреждения, и по согласованию с родительским комитетом
виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

е) вносить предложения директору учреждения по совершенствованию оплаты труда, в
том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную
работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по
компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная
пыль, превышение норматива работы на компьютере);

ж) участвовать в управлении учреждением в порядке, определяемом Уставом
учреждения;


з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск
в соответствии с коллективным договором;

и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам (отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации и работе библиотечных ассоциаций и союзов.

6.2.Работники библиотек обязаны:

а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;

б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами учреждения, интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;

д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;

е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;

ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой учреждения;

з) отчитываться в установленном порядке перед директором учреждения;
и) повышать квалификацию. 7. Права и обязанности пользователей библиотеки

7.1 .Пользователи библиотеки имеют право:

а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

г) получать во временное пользование на абонементе печатные издания, аудиовизуальные
документы и другие источники информации; д) продлевать срок пользования документами;

е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;

з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно Уставу учреждения;

к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору учреждения.

^ 7.2. Пользователи библиотеки обязаны:

а) соблюдать правила пользования библиотекой;

б) бережно относится к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;

в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1 -4 классов);

ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

з) в случае утраты или порчи документов библиотеки, пользователи (родители несовершеннолетних пользователей или лица их заменяющие), компенсируют ущерб в соответствии с действующим законодательством в размере, установленном правилами пользовании библиотекой или заменяют их равноценными.

и) полностью рассчитаться с библиотекой (вернуть все документы ) по истечении срока обучения или работы в учреждении.

^ 7.З.Порядок пользования библиотекой:

а) запись обучающихся учреждения в библиотеку производится по списочному составу
класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников учреждения, родителей (законных представителей) обучающихся - по паспорту;

б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно с 1 сентябри;

в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.

^ 7.4.Порядок пользования абонементом:

а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;

б) максимальные сроки пользования документами:

  • учебники, учебные пособия - учебный год;

  • научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц;

  • периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;

в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.


^ 7.5.Порядок пользования читальным залом:

а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются

б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в библиотеке;


^ 7.6.Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:

а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному директором учреждения и в присутствии сотрудника библиотеки;

б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;

в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его работником библиотеки;

г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к
работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим
оплату;

д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям.



Похожие:

Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке
При разработке положения о библиотеке моу сош №1 использовалось Примерное положение Министерства общего и профессионального образования...
Положение о библиотеке iconПоложение о школьной библиотеке мобу сош с. Ефремкино. I. Общие положения
Настоящее положение создано на основе Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке
РФ, Настоящее положение разработано в соответствии с фгос ноо, СанПиН, Уставом школы
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке дошкольного учреждения
Данное Положение регулирует порядок деятельности библиотеки, созданной в дошкольном учреждении
Положение о библиотеке iconПоложение о школьной библиотеке I. Общие положения
Принято утверждаю
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке моу лицей №37
Библиотека является структурным подразделением муниципального общеобразовательного учреждения лицея №37
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке муниципальнои общеобразовательной
Настоящее положение разработано на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании»,...
Положение о библиотеке iconПротокол №4 от 01. 2013 года. Положение о школьной библиотеке
...
Положение о библиотеке iconПоложение о библиотеке. I. Общие положения
Мкоу "Чаинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Положение о библиотеке iconПротокол №8 от 31. 08. 2009 Положение о библиотеке
Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на пользование...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты