Памятка для родителей icon

Памятка для родителей



НазваниеПамятка для родителей
Дата29.06.2014
Размер203.68 Kb.
ТипПамятка

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать простые правила.

ПРАВИЛО 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7 летних детей. Если малыш не будет иметь возможности, гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

ПРАВИЛО 2

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда выбудете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными заданиями. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

ПРАВИЛО 3.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа – так считают врачи офтальмологи, невропатологи во всех странах мира.

ПРАВИЛО 4.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.


^ НЕСКОЛЬКО КОРОТКИХ ПРАВИЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и с взрослыми.

- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

- Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

- Всегда говорите ребенку правду, даже тогда когда вам это не выгодно

- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

- Признавайте права ребенка на ошибки.

- Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

- Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

-И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.


^ НЕСКОЛЬКО КОРОТКИХ ПРАВИЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и с взрослыми.

- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

- Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

- Всегда говорите ребенку правду, даже тогда когда вам это не выгодно

- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

- Признавайте права ребенка на ошибки.

- Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

- Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

-И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним

^ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Подростковым принято считать период от 11-12 до 15-16 лет.

Подростковый возраст – период «тяжелого кризиса» в развитии личности ребенка.

В этом возрасте особенно проявляется аутизм, т. е. «уход в себя»: потеря детской непосредственности, замкнутость, уход в субъективные переживания. Причины аутизма у подростков, следует искать не столько в половом созревании, сколько в неправильных отношениях подростка с взрослыми, сверстниками, его воспитание в семье и школе.

Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах – стремление к самостоятельности.

Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Чаще всего конфликты подростка с взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как «на маленьких».

Каким же должно быть отношение к подростку со стороны взрослых? Прежде всего, пристальное внимание к его поведению, твердое, неизменное руководство его поведением, а вместе с тем умение все это осуществлять так, чтобы ребенок не чувствовал постоянной мелочной опеки над собой. Подростки любят строгих, но справедливых учителей, которые считаются с их новым положением в жизни, с тем, что они перестали быть «маленькими».

Для подростка характерно разнообразие интересов, что при правильном воспитании может оказать серьезное влияние на развитие его способностей и склонностей. Знания подростка углубляются, он начинает изучать научные дисциплины, у него появляется повышенный интерес к отдельным предметам. Более того, подросток может даже «специализироваться», стать юным техником, юным натуралистом и т.д. Нередко именно с этого начинается формирование профессиональных интересов, которые окончательно определяются в старших классах.

Подростки увлекаются многим: спортом, музыкой, туризмом, кино, театром, художественной самодеятельностью, коллекционированием плакатов с изображением своих кумиров, посещением фан-клубов. Во многих случаях интересы принимают характер страсти.

Для подростка характерен повышенный интерес к чувствам и переживаниям людей и, особенно к своему внутреннему миру, склонность к самоанализу.

Самосознание – это осознание самого себя, осознания своих качеств и недостатков, своих способностей и возможностей, потребность в отчете о своих поступках. Высшим уровнем самосознания является ясное представление о своем месте в жизни, осознания себя как личности.

В 12-13 лет появляется интерес к собственной жизни, к качествам своей личности. Первоначальное суждение подростка о себе в значительной степени повторяют суждения о нем других людей. На вопрос « Откуда ты знаешь о чертах своего характера?» подростки прямо отвечают, что они знают о своих качествах от родителей, учителей, товарищей, но позднее начинают замечать их и сами. Все же они раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя. Подростки часто оценивают людей по их отдельным поступкам или отдельным качествам. В результате выносится неверное суждение о достоинствах человека, его положительных и отрицательных качествах. Суждение подростков также не всегда бывает объективным. Например, они говорят о грубости или скрытности товарищей, но не замечают этого за собой. Далеко не все подростки самокритичны, отличаются умением честно и открыто признаваться в своих ошибках.

Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в его настроении. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести ребенка к переоценке себя, к излишней самоуверенности к зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей при общении с подростком.

В подростковом возрасте обостренна боязнь, прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать самостоятельность, подросток не редко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что сам не прав.

Подростки уже в какой-то мере владеют такими средствами самовоспитания, как само- убеждение, само-приказ, самоконтроль, особенно стремятся к развитию физических и волевых качеств. Предоставленные самим себе, подростки не всегда идут по правильному пути самовоспитания, прибегая к весьма наивным, ребяческим средствам (например, подносят спичку к руке, чтобы испытать свое мужество и терпение, или ложатся без пальто в снег, чтобы закалить себя, и т.д.) Важно показать подростку, в чем заключается основной смысл самовоспитания и какими средствами это достигается.

^ ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБЫ.

Большинство трудностей, вызываемых неумением учиться, относится к числу скрытых психологических трудностей. Ученик чувствует их, но не понимает, в чем они состоят, не может их описать, а поэтому обратиться за помощью к старшим.

^ ЗАГАДОЧНЫЕ ТРУДНОСТИ

К сожалению, родители и учителя не всегда при этом могут прийти на помощь школьникам, потому что они сами часто незнакомы с психологическими аспектами учебной деятельности и ее структурой. Самые очевидные симптомы ее нарушений принимают за что-то другое – проявление лени и недобросовестности школьника, отсутствие способностей и т. д.

Особенно заметно несформированность учебной деятельности начинает проявляться в 4 – 5-х классах, когда учение выходит на довольно-таки сложный уровень и объем изучаемого материала резко возрастает. Кажется, что школьник упирается в какую-то загадочную и непреодолимую стену.

Весьма характерным признаком, связанным с неумением учиться, является хроническая нехватка времени на приготовление уроков.

Если школьник не умеет учиться, он приобретает знания тяжелого, нерационально построенного труда, когда не остается времени ни на прогулки, ни на игры с товарищами, ни на кино, или каток – короче, ни на что, кроме учебы. Или он осваивает эти знания с какими-то крупными проблемами, в результате чего появляются трудно изживаемые ошибки.

Самое бессмысленное при этом – прибегать к наказаниям. Ведь во многих случаях дело не в том, что ребенок не хочет учиться лучше, а в том, что он не может этого сделать, так как испытывает трудности, угнетающие его, но не понимает, в чем они заключаются, и не знает даже, как их описать старшим.

Почти столь же безнадежно и другое средство, к которому нередко прибегают родители: увеличивать время занятий.

Это грубая психологическая ошибка, Нужно не увеличивать время, а правильно сформировать учебную деятельность школьника, если она еще не сложилась, или перестроить ее, если она сформировалась с какими-то грубыми дефектами.

^ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Прежде всего нельзя отождествлять учебную деятельность с приобретением новых знаний, так как они могут быть получены также в процессе игры, работы по дому, чтения книг и т. д.

Только тогда, когда человек ставит себе сознательную цель; научиться чему-то, чего он раньше не знал или не умел, только тогда добывание знаний становится учебной деятельностью.

Следовательно, можно выделить основные моменты.

Во-первых, это учебная задача. По сути это именно то, чем отличается учебная деятельность от всякой другой: научиться чему-то, чего сейчас человек не знает или не умеет.

Во-вторых, это учебные действия: мало поставить перед собой задачу, надо еще организовать свою деятельность для ее выполнения.

В-третьих, это контроль и самооценка: без них человек не знает, усвоено то, что подлежит усвоению, или нет.

^ УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

Научиться выделять учебную задачу и отличать ее от конкретного задания – вот то, с чего надо начинать формирование учебной деятельности прямо в 1-м классе. В противном случае школьник, вполне возможно, научиться выполнять различные конкретные задания, но не будет видеть, какая за ними лежит учебная задача.

Например, в первом классе на уроке математики учитель должен научить детей считать в уме. Ребенок же, не понимая этого, использует счетные палочки или собственные пальцы. В результате он получает низкую оценку и обижается на это. А его вина только в том, что он не понимает, чего от него требует учительница.

Как научить ребенка выделять учебную задачу?

Можно использовать ретроспективу (обращение к недавно пройденному материалу). Дело в том, что детям, не умеющим выделять учебную задачу, естественно, плохо удается сделать это на текущем материале. Однако, когда материал освоен, ребенок довольно легко отмечает, что же он теперь умеет, чего не умел раньше.

Можно использовать и такой прием, как сопоставление заданий разного типа, предлагаемых для усвоения одного и того же правила.

Многие учителя практикуют в завершении урока разбор вопроса: «Чему мы научились на этом уроке?», «Что узнали нового?», что также помогает ребенку осознать учебную задачу.

^ ПРЕДМЕТ УСВОЕНИЯ

Однако для того чтобы школьник смог выделять учебную задачу, мало научить его отличать ее от конкретного задания, надо еще научить выделять в материале предмет усвоения.

Неумения выделять предмет усвоения приходиться наблюдать вплоть до старших классов школы. И в результате получается примерно следующее. Ученик понимает, как образуется окись азота, двуокись азота, аммиак, он может правильно написать формулу и объяснить реакции, но плохо понимает, о чем нужно говорить, когда его спрашивают о химических свойствах азота.

При опросе это нередко приводит к следующему. Выслушав вопрос учителя и не понимая, что надо отвечать, школьник заявляет: «Не знаю», - а затем, получив двойку, слушает ответ кого-то из товарищей и убеждается, что все это он тоже знает. Наиболее обидчивые ребята переживают это как проявленную по отношению к ним несправедливость, более активные начинают протестовать: «Я все знаю! Я не знал только, что про это надо рассказывать!»

Желая помочь подростку, многие родители, а иногда и педагоги стараются в таких случаях выделить предмет усвоения сами и показать его ребенку в готовом виде. Они полагают, что так ему будет легче.

Однако это неверный путь. И вот почему: выделить предмет усвоения за другого человека невозможно, точно так же, как невозможно сделать, чтобы один человек учил урок, а другой в результате этого знал его. Но взрослый может показать способ как это сделать: надо найти действие, с помощью которого в изучаемом предмете выделяется нужная сторона.

Только этим умение учиться не ограничивается. Надо еще уметь выполнять поставленную перед собой задачу – усвоить то, что подлежит усвоению.

^ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Одним из наиболее распространенных способов учения, и в частности выполнения домашних заданий, является дословное заучивание. Оно часто необходимо, но, бывает, этот метод оказывается единственным учебным приемом, которым овладел ученик, и поэтому применяет его во всех случаях жизни.

Школьнику надо уметь владеть многими приемами работы.

Когда учащийся имеет перед собой сложное и большое по объему задание, уже недостаточно сосредоточить свои усилия на том, чтобы запомнить материал точно так, как он изложен в учебнике. Чтобы разобраться в нем, школьнику необходимо проводить активную мыслительную обработку прочитанного.


^ ПРИЕМЫ АКТИВНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛА

Смысловая группировка

Прежде всего надо начинать с подбора достаточно хорошо структурированного материала. Задача «разбить текст на куски» должна быть пока что для ребенка самостоятельной работой – не следует соединять ее с задачей «выучить».

^ Обозначение частей

После того как ребенок выделит части, нужно научить его обозначить их, то есть придумать название.

План материала

Совокупность заглавий, выделенных при смысловой группировке, образует план изучаемого материала. Составление плана – необходимый школьнику навык.

Однако это все же достаточно громоздкий прием активной умственной работы. Составлять план изо дня в день по всем изучаемым в школе темам – дело довольно трудоемкое.

Поэтому поговорим сейчас о других приемах мыслительной обработки текста

^ Опорные пункты

Выделение по ходу чтения слова являются обозначением данного отрывка только для самого читающего. Закрепившись в памяти, они (или отдельные фразы) делаются опорными пунктами, припомнив которые человек легко вспоминает все содержание соответствующего отрывка.

Следует разъяснить школьникам, что придумывать такие названия полезно всегда, когда хочешь выучить какой-то материал. Записывать их на бумаге не обязательно, можно делать это в уме.

^ ОСНОВНЫЕ УСИЛИЯ

Поначалу овладение приемами активной работы требует дополнительных усилий. Выполняя домашние задание, ученик сначала должен будет прочитывать материал и только потом приступить к его умственной обработке: разбить на смысловые группы, дать этим группам названия или выделить в них смысловые опорные пункты, и, наконец, свести их вместе и составить логическую опорную схему материала. Но так будет только на первых порах. По мере освоения этих умений школьнику все реже надо будет специально заниматься этой работой.

Исчезнет необходимость, как было раньше, несколько раз читать и пересказывать заданный урок. Теперь задание средней трудности ученик усваивает после однодвукратного прочитывания, а для того чтобы убедиться, что он урок знает, достаточно перебрать в уме пункты структурной опорной схемы.

Значит, основные усилия ученик затрачивает теперь не на запоминание текста, а на его активную мыслительную обработку.

Правда, следует отметить, что вначале, когда умственная обработка материала как самостоятельная стадия работы, у некоторых ребят это занимает больше времени, чем при пользовании привычными, старыми приемами. Но после освоения данных приемов, их эффективность целиком окупит и лишнее время, и все затраченные усилия. Ученик должен перейти к такому усвоению материала, когда понимание и запоминание являются результатами одной и той же деятельности, а именно – активной мыслительной обработки материала.

^ АКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Цель первого чтения – самая общая ориентировка в материале.

Цель второго чтения – возможно более полно и глубоко уяснить материал. На этом этапе происходит тщательная мыслительная работа, особенно углубленная в местах, вызывающих затруднения. В ходе чтения используются все те приемы умственной обработки информации, которыми владеет читающий – смысловая группировка, выделение опорных пунктов, составление опорной схемы.

Цель третьего чтения – запоминание. В ходе чтения преимущественное внимание уделяется узнаванию материала.

Цель последнего чтения – контроль. Человек стремится выявить недочеты припоминания, найти образовавшиеся пробелы, установить, не выпало ли что-нибудь существенное. Но, конечно, более эффективно на этапе контроля не ограничиться просто чтением. Гораздо лучше попытаться самому пересказать материал или восстановить в памяти структурную схему, а уже затем проверять себя в ходе чтения, не было ли пропущено что-нибудь важное.

У школьников часто преобладает пассивное перечитывание. Но в психологии уже давно известно, что пассивное повторение значительно менее эффективно, чем активное. Конечно, урок можно выучить и в процессе пассивного повторения, но это требует больше времени и сил, да и усвоен он будет менее прочно, чем при активном повторении.

Хорошим приемом, позволяющим перейти от пассивного способа работы к активному, является пересказ с подсматриванием.

Школьник, как правило, пытается воспроизводить материал лишь после того, как решит, что он твердо его выучил. Посоветуйте ему начать это раньше, но в нужных местах заглядывать в книгу.

^ ОЦЕНИ САМ

Контроль – умение ученика сознательно регулировать процесс учения и достаточно правильно оценивать его результаты.

Вроде бы простая вещь – умение самому оценить, выучил ли ты уроки и насколько твердо. Но это, оказывается, представляет немалые трудности для школьника. Он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет. Очень часто, особенно в старших классах, ощущение «понятности», возникающее при первом знакомстве с текстом, смешивается учащимися с эффектом усвоения.

Если речь идет о начальных классах, то проще всего довести до сознания ребенка одну простую истину, только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения.

Необходимо приучить ребенка все время в процессе работы и по окончании сравнить свою работу с каким-то образцом: если это стих – с текстом, если «письмо» - то с прописями, и т. д.

Вообще, чем раньше школьник поймет необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Очень большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удерживать ее за собой. Они заставляют ребенка отвечать им устные уроки; просматривают его тетради с домашними заданиями; беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу, и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы он вовремя сел за уроки и выучил все, что заданно, и т. д. Слов нет, на первых порах подобная помощь бывает нужна маленькому школьнику. Но, оказывая ее, взрослые должны все время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка, а не подменять его как можно дольше. Надо как можно раньше приучить школьника самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.

По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняется и объем, и качественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому меняются и приемы умственной работы. Следовательно, меняются и приемы контроля.

Вначале пересказ был одновременно и способом заучивания, и способом контроля.

Затем полный, развернутый контроль начинает постепенно сокращаться, и ученик все чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только структурную опорную схему.

Наконец, некоторые из учеников, хорошо овладевшие приемами учебной работы, контроля и самооценки, основываясь на своем большом индивидуальном опыте, иногда вообще отказываются от контроля как специального действия, завершающего работу над материалом.

^ ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

Когда же учителям и родителям следует начинать учить школьника приемам активной умственной работы? К тому времени, когда в учебниках будет преобладать материал, требующий от ученика умения производить необходимое обобщение, приемы типа смысловой группировки должны быть уже освоены. К 5-му, даже к 4-му классу школьник должен владеть ими свободно.

Необходимым условием использования предлагаемых приемов является свободное, без каких-либо затруднений, чтение.


Ирина Артюхова (старший научный сотрудник Института воспитания и развития личности, кандидат педагогических наук) «Школьный психолог», №17-18, 19-20 май, 1998г.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился., 1988

  2. Возрастная и педагогическая психология, 1992

  3. Матюхин М.В. Возрастная и педагогическая психология, 1984



ПАМЯТКА

ДЛЯ

РОДИТЕЛЕЙ


В настоящие время все большее количество детей испытывает трудности адаптации к обучению в школе и к школьной жизни. Устранение причин, затрудняющих развитие ребенка, возможно только с помощью значимых взрослых. Поэтому в данной работе используется взаимосвязанная система родитель-ребенок-учитель.

Осуществляется воздействие на ребенка не только непосредственно (в режиме индивидуальной и групповой работы) но и через родителей и учителей, меняя через них систему требований и подкреплений в актуальной ситуации развития ребенка.

Используются следующие средства психологического воздействия:

  • При работе с родителями используется анкета, беседа, групповое обсуждение проблем и результатов;

  • При работе с детьми средствами являются диагностическое обследование, беседа, индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие программы, обсуждение трудностей и достигнутых результатов.

  • В классных коллективах для познания себя проводится комплекс диагностических методик, направленных на изучение и самооценку детьми своего темперамента, способностей, профессиональной направленности, особенностей характера.


В начале учебного года проводиться адаптационный тренинг. По его результатам и с учетом диагностики готовности учащихся, выявляются дети с угрозой развития дезадаптации. Составляется группа учащихся, имеющих высокий уровень тревожности, низкую самооценку, проявление агрессии, низкие навыки общения со сверстниками. Для этой группы составлен план коррекции негативных эмоциональных переживаний, формирования эффективных навыков общения и адекватной самооценки. Задачи программы: повышение самооценки учащихся, обучение способам снятия мышечной и эмоциональной напряженности, развитие навыков общения, снятие личностной и ситуативной тревожности.


Тематический план

Тема

Цель и задачи

Форма работы

Давайте познакомимся

Знакомство детей. Выработка правил, по которым будет работать группа

Беседа, упражнение на знакомство, выработка основных правил группы. Снятие эмоционального напряжения. Игра «Дракон»

Тайна моего «Я»

Развитие адекватной самооценки

Упражнение-игра «Имя». Игры «Похвалики», «Кораблик», «Комплименты»

Учимся сплоченно работать

Обработка навыков общения и совместной деятельности.

Гимнастика на эмоциональное расслабление «Сороконожка», коллективный рисунок. «Путаница»

Учимся общаться

Формулирование навыков четкого формулирования своих мыслей при общении со сверстниками.

Снятие мышечного и эмоционального напряжения. «Новая сказка», рисуем «Новую сказку». «Мой хороший попугай».

Узнай секреты своего настроения

Освоение способов повышения настроения и обучение передавать его красками.

Упражнение на снятие эмоционального напряжения. «Походка и настроение», «На что похоже наше настроение сегодня».

Какие бывают эмоции?

Основы распознавания и владения невербальными способами самовыражения

Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Тренировка эмоций, классификация чувств. Раскрашивание образов или предметов обозначающие полярные понятия.

Учимся справляться с гневом.

Научить контролировать свой гнев.

Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Игры «маленькое приведение», «Связующая нить», «Липучка»

Вместе играть веселее

Повышение навыков группового общения

Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Игры «Большой PAZZLE», «Говорили», «Дракон».

Что мы открыли для себя нового на наших занятиях.

Выявление положительных факторов в группе, по мнению самих детей.

Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Упражнения

Повторная диагностика

Отслеживание эффективности коррекционных мероприятий.

Тесты «Люшера», методика «Цветовой тест отношений», Метод неоконченных предложений». Рисунок «В школе»



Психологическая диагностика

Объект диагностики

Показатели

Уровни

Используемые методики

Мероприятия по результатам диагностики

Эмоциональное состояние в период адаптации

  • Настроение

  • Социальные контакты

  • Познавательная деятельность

  • Дисциплина

  • Агрессия, гнев

  • Страх

  • Игровая деятельность

  • Двигательная активность

Удовлетво-

рительный и неудовлетво-рительный

Шкала эмоционального профиля адаптации

  • Малые педсоветы

  • Собеседование психолога с родителями

  • Аналитическая справка

Сформированность системного мышления

  • Образный компонент мышления

  • Выделение существенного признака

  • Уровень сформированности системного мышления в целом

  • Высокий

  • Средний

  • Низкий




«Диагностика системного мышления»

  • Консультации с учителями

  • Родительские собрания

  • педсовет

Нервно-психическое состояние учащегося

  • школьная тревожность

  • самооценочная

тревожность

  • межличностная тревожность

  • Высокий

  • Средний

  • Низкий




«Шкала тревожности»

  • Консультации учителей

  • Консультации родителей

  • Родительские собрания

Выраженность интереса к учебе

Определение самого:

  • Интересного

  • Полезного

  • Трудного предмета

  • Высокий

  • Средний

  • Низкий




Рейтинг учебных предметов

  • Консультации учителей

  • Родительские собрания




Особенности мотивации


Осознаваемые мотивы учения

Мотивы:

  • Учебный

  • Социальный

  • Внешний

  • Игровой

  • Мотив успеха

  • Позиционный

Осознанность и неосознанность мотивов учебной деятельности

Процентное соотношение

Методика М.Р. Гинзбурга


Методика

М.В.Матюхиной

  • Консультации учителей

  • Консультации родителей




  • Составление психологической карты класса



Похожие:

Памятка для родителей iconПамятка для родителей. Анкета для родителей №1
Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми
Памятка для родителей iconПамятка для родителей «Возрастные особенности детей раннего возраста». Стенд для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»
Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям детского сада»
Памятка для родителей iconПамятка для родителей по использованию аис «Сетевой город. Образование» Автоматизированная система управления (аис)
У, прежде всего, посредством широкого вовлечения родителей в образовательный процесс и всестороннего анализа работы педагогов и учёбы...
Памятка для родителей iconПамятка для родителей
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий
Памятка для родителей iconПамятка для родителей. Литература
Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать жизненно необходимые знания, умения, навыки
Памятка для родителей iconПамятка для родителей. Основные теоретические, методические и организационные особенности работы
Фгаоу впо приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Памятка для родителей iconПамятка для родителей. Уважаемые папы и мамы! Помните!
Тема собрания: «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день»
Памятка для родителей iconЕгэ – 2012. Памятка для родителей
Решение о допуске к государственной (итоговой) аттестации принимается педагогическим советом образовательного учреждения и оформляется...
Памятка для родителей iconПамятка для родителей выпускников 9 классов Уважаемые родители!
По окончании учебного года Вашим детям предстоит государственная (итоговая) аттестация (далее–Г(И)А). Она проводится в традиционной...
Памятка для родителей iconПамятка для родителей
Учите детей безопасному поведению на дороге своим примером! Ситуация на дорогах напряженная и опасная. Необходимо помнить, что Ваше...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты