Бюллетень №1 в помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования icon

Бюллетень №1 в помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования



НазваниеБюллетень №1 в помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования
страница1/2
Дата02.07.2014
Размер0.77 Mb.
ТипБюллетень
  1   2



Пермская краевая территориальная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ


ИНФОРМАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 1


В помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования.


Пермь


Информационно-методический бюллетень № 1 подготовлен Батюковой Л.И. – гл. специалистом Пермской краевой территориальной организации профсоюза РНО и Н РФ

на основе материалов Центрального Совета Профсоюза РНО и Н РФ, Дагестанской республиканской организации профсоюза РНО и Н РФ, Пермской краевой территориальной организации профсоюза РНО и Н РФ в помощь профактивам учреждений профессионального

образования Пермского края.


^ Тема: «Зачем нужен профсоюз?»


Введение.

В процессе своего исторического развития трудящиеся, в том числе и учителя не нашли ничего более эффективного для обеспечения защиты своих трудовых прав, чем объединение в профессиональные организации.

Профсоюзы в мире возникли и развиваются уже почти два века. Хотя законодательно они были признаны в Англии только в 1824 году.

Почти 200 летняя история профсоюзного движения в мире показывает, что независимо оттого, признает государство юридически профсоюзы в качестве полноправного участника общественных отношений или нет, они таковыми становятся фактически. То есть рост социального влияния профсоюзов – объективная реальность, а сам факт их существования – историческая неизбежность.

Подчеркивая отношения государства к правам профсоюзов, французские юристы писали: «Вначале забастовка запрещается, затем ее терпят, наконец, она попадает в число охраняемых законом конституционных прав».

Все это убедительно подтверждает, что профсоюзное движение возникло в силу объективной реальности, имея целью защиту социально-трудовых прав работников на рынке труда.

Из запрещаемых и преследуемых организаций конца XV111 –начала XX веков, как за рубежом, так и в России сегодня профсоюзы превратились в важнейший элемент гражданского общества.

За многие десятилетия деятельности профсоюзов в России сложился вполне определенный их образ. Многие еще в нашей стране помнят их как «приводные ремни партии», у других профсоюзы ассоциируются с социальными отделами администрации, для третьих – это кассы по выдаче материальной помощи и т.д.

На самом деле сегодня у Профсоюза работников образования, да и у профсоюзов других отраслей от прошлого осталось, по сути, одно название. Это связано с тем, что для профсоюзов изменились не только внешние, но и внутренние условия их деятельности, что повлияло на характер профсоюзных функций, задачи, формы и методы профсоюзной работы. В арсенале профсоюзов реальными стали и социальное партнерство, и колдоговорная практика, и коллективные акции, и забастовки. Однако во взглядах на роль профсоюзных организаций, их месте в трудовых коллективах, обществе и государстве в общественном сознании идут медленные подвижки.

Зачастую можно услышать от администраторов различного уровня, когда речь заходит, к примеру, о реформировании образования, а причем здесь Профсоюз? При этом забывая, что Профсоюз – это, прежде всего, профессиональная организация педагогов (учителей), работников образования. А коль скоро это организация профессиональная, то ей есть дело до всего, что касается сферы трудовой деятельности, когда это относится к вопросам образовательного «производства».

Если для государства модернизация образования рассматривается как самоцель, то для Профсоюза и его организаций в учреждениях образования это, прежде всего, средство для улучшения условий труда, социально-трудовых отношений, социально- экономического положения педагогов, средство социальной защиты работников образования.

^ Роль профсоюзной организации в учреждении

образования.

В учреждениях образования страны созданы и действуют сегодня более трех десятков различных общественных объединений педагогов. Среди них можно выделить: предметные методические объединения, объединения педагогов дополнительного образования, классных руководителей и воспитателей, школы передового опыта и развития профессионального мастерства, педагогические студии, творческие микрогруппы, временные творческие и научно-исследовательские коллективы, проектные команды, школы исследователей, кафедры (по направлениям работы, профильные, межпредметные), творческие союзы и др. Однако, особое место среди действующих в учреждениях образования общественных объединений занимает профсоюзная организация, которая отличается не только спецификой сферы своей деятельности, но и организационно- правовыми особенностями и той ролью, которую она играет в жизни коллектива образовательного учреждения.

Профсоюзная организация в учреждении образования, как объединение членов Профсоюза создается Профсоюзом работников народного образования и науки РФ для того, чтобы через нее реализовывать уставные цели Профсоюза по защите социально-трудовых прав работников.

Профсоюзная организация в учреждении образования действует не сама по себе, она является представителем и выразителем интересов, организационной структурой более чем пятимиллионного Профсоюза, в чем и является ее особенность и сила.

Для того, чтобы наглядно показать важность профсоюзной работы, роль профсоюзной организации в учреждении образования обратимся к азам экономической теории, исходя из которой все товары и услуги, создаваемые трудом независимо от отрасли производства имеют общее свойство: они воплощают труд их изготовителей (образовательные услуги воплощают труд педагогов).

Каждый педагог является собственником своей рабочей силы и распоряжается ею по своему усмотрению. Денежная форма стоимости рабочей силы педагога выступает в виде заработной платы, премии и надбавок.

Но если цены в товарном производстве образуются конкуренцией при соблюдении прямо пропорциональной зависимости потребительской стоимости от стоимости рабочей силы как товара, то в реальной жизни российского рынка рабочей силы такой зависимости чаще всего не наблюдается.

Например, общество нуждается в квалифицированных педагогах, но их труд оценивается низкой зарплатой. Это говорит о том, что, добиваясь увеличения прибыли, не только индивидуальный собственник (работодатель), но и собственник в лице государства пытается «выжать» из работника как можно больше, заплатив ему как можно меньше и таким образом решить проблемы сокращения издержек производства. В то же время работники образования заинтересованы в справедливом и достойном вознаграждении за свой труд.

Такой конфликт интересов, когда, оставаясь один на один с органами власти и управлениями образованием, работодателем или его представителем, педагог реально не может защитить свои трудовые права, добиться изменения статуса своей профессии, привел в свое время педагогов к осознанию необходимого объединения.

Как показала практика работы Профсоюза работников народного образования и науки РФ по защите социально-экономических прав педагогов в условиях рыночных преобразований последних лет, только объединившись вместе, педагоги в состоянии отстаивать свои права и профессиональные интересы. Объединившись, педагоги могут на равных вести социальный диалог не только с отдельным работодателем, но и органами власти и управлениями образованием, вносить предложения по вопросам, касающимся реализации социально-трудовых прав работников, выдвигать требования и добиваться их удовлетворения.

Профсоюзная организация любого типа образовательного учреждения обеспечивает реализацию норм Трудового кодекса РФ, заключает коллективный договор, соглашение по охране труда, содействует гармонизации социальных отношений педагогов и др. работников с администрацией (работодателем) в сфере труда. Все это освобождает в отдельности каждого педагога от заботы о повседневной защите своих трудовых прав.

Кроме того, большая роль отводится профсоюзным организациям в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовательных учреждениях. При этом весь этот процесс обеспечивается соответствующей нормативно-правовой базой и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии трудовых коллективов и в целом образования.

Обладая определенными правами и полномочиями, профсоюзная организация реально участвует в регулировании трудовых отношений педагогов, их учебной нагрузке, оплате труда, создании нормальных условий, обобщении и распространении передового педагогического опыта, повышении квалификации педагогов.

Кроме того, говоря о роли профсоюзной организации в образовательном учреждении, ученый - педагог и философ С.И.Гессен говорил: «Их образовательное значение отнюдь не исчерпывается тем, что они представляют собой наиболее подходящие органы для заведывания внешкольными учреждениями. Профессиональные союзы сами по себе как органы общения, являются могучим средством самообразования. Охватывая собой лиц одной и той же профессии, профсоюзные объединения предоставляют тем самым возможность взаимного обмена результатами и достижениями своего труда».

Таким образом, отличие профсоюзной организации от иных профессиональных общественных объединений, создаваемых в учреждениях образования, заключается в том, что профсоюзные организации основываются на индивидуальном членстве в Профсоюзе и обладают значительными правами в самых различных сферах жизнедеятельности трудовых коллективов. Кроме общих прав, которыми наделены российским законодательством все общественные объединения, профсоюзные организации имеют дополнительные, особенные права, отраженные в законе РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовым кодексом РФ.

Исходя из этого, у профсоюзной организации более широкий спектр прав и ответственности за состояние социально- трудовых отношений в учреждении образования, представительство и защиту прав и профессиональных интересов педагогов и др. работников образования.

Все же другие общественные объединения действуют в более узких рамках профессиональных проблем, нацеленных на совершенствование педагогического процесса, повышение квалификации, качества преподавания, методической работы и т.д.


^ Цели, задачи и права профсоюзной организации.

Основными целями профсоюзной организации являются:

- представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза;

- обеспечение контроля за соблюдением законодательства о труде;

- организация общественного контроля за состоянием охраны труда;

- содействие улучшению материального положения, укреплению здоровья членов Профсоюза;

^ Для достижения целей профсоюзная организация:

- ведет коллективные переговоры с администрацией;

- заключает от имени работников образования коллективный договор и контролирует его реализацию;

- оказывает непосредственно или через территориальный (городской, районный) комитет профсоюза юридическую, материальную помощь членам Профсоюза;

- осуществляет общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, правил и норм охраны труда в отношении членов Профсоюза;

- осуществляет информационное обеспечение членов Профсоюза, разъяснение действий Профсоюза в ходе коллективных акций;

- представляет интересы членов Профсоюза (по их поручению) при рассмотрении индивидуальных трудовых споров;

- участвует в урегулировании коллективных трудовых споров (конфликтов);

- по поручению членов Профсоюза, а также по собственной инициативе обращается с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры и др.

^ Права Профсоюзов.

Мировое сообщество осознало роль профсоюзов в конце 50-х, начале 60-х годов. На сессии Международной Конференции Труда, проходившей в Женеве в 1969 году, был опубликован доклад «Профсоюзные права и их связь с гражданскими свободами». В нем подчеркивалось, что современное профсоюзное движение явилось результатом постепенной эволюции идей, практики и законов. За период, охватывающий примерно 150 лет, профсоюзы сумели перейти с положения незаконных группировок на положение допускаемых законом ассоциаций, а затем приобрели широкий диапазон функций. Постепенно их роль как представительных организаций трудящихся в сфере трудовых отношений получила общественное признание.

В настоящее время профсоюзы более не рассматриваются лишь как доверенные лица трудящихся при определении условий труда, они завоевали признание в качестве выразителей обширного круга коллективных интересов в структуре институтов современного государства.

Все это подчеркивает, что профсоюзы стали одним из элементов института современного государства. Такое изменение социального статуса профсоюзов потребовало перемены и их правового статуса. Профсоюзы приобрели широкий круг прав в самых различных отраслях жизнедеятельности, что было особенно характерно для периода последней более чем 80-летней истории страны, когда на профсоюзы были возложены отдельные государственные функции.

Классификация права профсоюзов осуществляется по различным критериям (степень общности прав; исключительность правомочий; субъект представительства; юридическая сила; содержание прав; круг защищаемых лиц; права выборных профсоюзных органов; направленность прав; принадлежность к отраслям права).

^ Рассмотрим классификацию по сфере деятельности профсоюзов.

Первая группа включает в себя наиболее общие права профсоюзов, принадлежащие им как одному из видов общественных объединений.

^ В соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях» профсоюзы имеют право:

- свободно распространять информацию о своей деятельности;

- участвовать в выработке решений органов власти и управления;

- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

- осуществлять издательскую деятельность;

- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

- представлять и защищать свои права, законные интересы членов Профсоюза в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

- осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

- участвовать в избирательных кампаниях;

^ Вторая группа включает в себя особенные права – это совокупность прав профсоюзов, которыми они наделены как отдельный (специфический) вид общественных объединений в соответствии с ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

^ К ним относятся права на:

- представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников;

- содействие занятости;

- ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и контроль за их выполнением;

- участие в урегулировании коллективных трудовых споров;

- взаимодействие с работодателями, их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

- участие в коллегиальных органах управления организации;

- участие в общественно-политической жизни общества (включая участие в управлении государством);

- бесплатную и беспрепятственную информацию по социально- трудовым вопросам;

- участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров;

- осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде;

- осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и окружающей природной среды;

- социальную защиту работников;

- защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров;

В свою очередь, по содержанию каждая из перечисленных групп прав имеет свою классификацию. Например, в правах профсоюзов на участие в регулировании трудовых отношений могут быть выделены права, предоставленные профсоюзам при решении конкретных вопросов, касающихся:

- трудового договора;

- обеспечения занятости;

- рабочего времени;

- времени отдыха;

- оплаты и нормирования труда;

- гарантий и компенсаций;

- дисциплины труда;

- охраны труда;

- контроля за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда и др.

^ Третья группа включает внутрисоюзные (организационно - уставные) права, которые регулируются Уставом Профсоюза. К ним относятся:

- право самостоятельно решать вопросы своей организационной структуры;

- право самостоятельно определять порядок выборов и регламент работы выборных профсоюзных органов;

- право проводить в случае необходимости досрочные перевыборы профсоюзных органов (председателя, профсоюзного комитета);

- право определять систему и форму обучения профсоюзного актива;

- право устанавливать механизм приема в Профсоюз и осуществлять прием новых членов Профсоюза;

-право принимать решение об исключении из Профсоюза;

- право определять порядок учета членов Профсоюза;

- право принимать решение о дополнительном размере и порядке взимания членских профсоюзных взносов;

- право принимать решение об освобождении отдельных членов Профсоюза от уплаты членских профсоюзных взносов;

- право определять порядок и размер выделения материальной помощи членам Профсоюза и др.

^ ПРАВА профсоюзной организации

в сфере трудовых отношений в соответствии с ТК РФ.

Правами профсоюзной организации в сфере трудовых отношений являются:

- защита трудовых прав работников (гл.58);

- представление интересов работников (через систему социального партнерства, при проведении коллективных переговоров с администрацией учреждения образования, а также при реализации прав на участие в управлении образовательных учреждением, рассмотрения трудовых споров преподавателей и других работников с администрацией учреждения образования) (ст.29, 52, 53 ТК РФ);

- участие в коллективных переговорах с администрацией по подготовке, заключению и изменению коллективного договора и на проявление инициативы по проведению таких переговоров (ст.36), с учетом порядка ведения коллективных переговоров (ст.37) и урегулирования разногласий (ст. 38, 40);

- осуществление контроля за выполнением коллективного договора учреждения образования (ст. 51);

- получение от администрации полной и достоверной информации, необходимой для заключения коллективного договора и контроля за его выполнением (ст.22) и по вопросам, затрагивающим интересы педагогов и других работников, в том числе при реорганизации учреждения и в др. случаях (ст.53);

- осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст.2, 370) (по представлениям профкома образовательного учреждения о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, руководитель учреждения образования обязан принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах профсоюзному комитету) (ст.22);

- участие в составе комиссии для расследования несчастного случая на производстве, в организации и порядке работы этой комиссии (ст. 229);

- создание комиссий по охране труда на паритетной основе с работодателем и их взаимодействие с органами государственной инспекции труда (ст. 218, 365);

- право уполномоченных лиц по охране труда профсоюзов (ст. 370);

- участие в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе администрации (ст. 82 (с учетом ст. 81), при массовых увольнениях (ст. 82, часть 1 с учетом ст. 180);

- внесение администрации, предложений по вопросам основных форм участия работников в управлении образовательным учреждением и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении (ст. 53);

- участие в рассмотрении индивидуальных трудовых споров (гл. 60 ст. 381-397), в том числе:

- определение порядка образования комиссии по трудовым спорам (ст.384);

- определение порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (ст. 387);

- исполнение решений комиссии по трудовым спорам (ст. 389);

- вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу и исполнение этих решений (ст. 394, 396);

- рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах (ст. 391);

- участие в рассмотрении коллективных трудовых споров (гл. 61 ст. 398-418), в том числе:

- выдвижение требований (ст. 399);

- соблюдение гарантий в связи с разрешением коллективного трудового спора (405);

- установление порядка объявления забастовки (ст. 410);

- реализация права на забастовку (ст. 409);

- быть органом, возглавляющим забастовку (ст. 411);

- предоставление гарантий и правового положения работников в связи с проведением забастовки (ст. 414);

- представление интересов работников, не являющихся членами Профсоюза по их уполномочию во взаимоотношениях с администрацией учреждения (ст.30 с учетом части V1 ст. 377);

- проведение консультаций с администрацией образовательного учреждения по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 53, часть1; ст.82 часть1);

- право на создание условий для осуществления деятельности профсоюзного комитета в учреждении (ст.377, 32);


^ Право на гарантии:

- работников образования, привлекаемых к исполнению профсоюзных обязанностей (ст. 170);

- членов профсоюзного комитета, участвующих в коллективных переговорах и подготовке проекта коллективного договора (ст.39);

- работников, избранных в профсоюзный комитет, ревизионную комиссию и не освобожденных от исполнения трудовых обязанностей, и в комиссии по трудовым спорам (ст. 384, ст. 171);

- для работников, входящих в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов образовательных учреждений и не освобожденных от основной работы (ст. 374);

- права на труд председателю профсоюзной организации и его заместителям (ст. 376);

- для участвующих в разрешении коллективного трудового спора представителей профсоюзной организации (ст. 405, часть 11).


^ Обязанности профсоюзов.

Законодательство РФ устанавливает не только права, но и обязанности профсоюзов.

Обязанности профсоюзов как общественных объединений сводятся к:

- соблюдению законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся сферы деятельности профсоюза, а также норм, предусмотренных его уставом и иными учредительными документами;

- ежегодной публикации отчета об использовании своего имущества или обеспечении доступности ознакомления с указанным отчетом;

- ежегодному информированию органа, регистрирующего общественные объединения, о продолжении своей деятельности;

- предоставлению по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, копии решений руководящих органов профсоюзов, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности;

- допуску представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

- оказанию содействия представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

Кроме того, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливает ответственность профсоюзов за невыполнение своих обязанностей по коллективному договору, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной.

^ Основные функции профсоюзов.

Классификация профсоюзных функций может быть осуществлена по ряду критериев. Исходя из прав профсоюзов, уставных целей и задач их деятельности можно выделить такие функции Профсоюза, его территориальных и первичных профсоюзных организаций, как:

- функция представительства и защиты социально-трудовых прав;

- функция нормотворчества;

- контрольная функция;

- функция соуправления;

- организаторская функция;

- обучающая функция;

- функция самоуправления.

Реализация функций Профсоюза на уровне первичной профсоюзной организации регулируется объемом полномочий, которыми она наделена в соответствии с Положением о первичной профсоюзной организации.

В рамках каждой функции формируются конкретные направления деятельности, которые отражаются как правовые возможности профсоюзной организации, так и сложившуюся практику и традиции, которые имеются в организации.

Краткая характеристика основных общих функций.

  1. ^ Функция представительства и защиты социально-трудовых прав.

Защитная деятельность профсоюзов в сфере труда во всем мире охватывает три основных направления: занятость, оплата труда и условия труда.

Представительство и конкретные формы защиты работников образования через Профсоюз и его организации на уровне субъектов РФ и муниципальных образований является одним из эффективных способов реализации защитной деятельности.

Степень реализации этой функции – главный критерий оценки деятельности профсоюзных организаций и их выборных органов.

На практике деятельность профсоюзных комитетов несет на себе, в первую очередь, отпечаток защитной деятельности, а потому профсоюзный актив должен осознавать, что каждый член профсоюзного комитета рассматривается, прежде всего, как представитель и защитник интересов человека труда и, какой бы участок профсоюзной работы он ни возглавлял, представитель и защитник социально - трудовых прав членов Профсоюза. Наиболее заметно защитная деятельность профсоюзного комитета, его постоянных комиссий проявляется в разрешении конкретных жизненных проблем, которые возникают у педагогов и других работников образования в процессе трудовой деятельности.

Можно выделить следующие характерные жизненные ситуации, в разрешении которых принимает участие профсоюзная организация:

- в ситуации ущемления трудовых прав члена Профсоюза;

- в ситуации неправомерного наложения взыскания;

- в ситуации нарушения трудового законодательства со стороны администрации учреждения;

- в ситуации ущемления социальных прав;

- в ситуации невыплаты заработной платы;

- в ситуации защиты заработной платы членов Профсоюза;

- в ситуации ущемления прав при тарификации;

- в ситуации сокращения рабочих мест;

- в ситуации назначения социальных пособий;

- в ситуации оформления пенсии по старости;

- в ситуации неправильного назначения пособия по болезни;

- в ситуации нарушения прав в ходе медицинского обслуживания;

- в ситуации нарушений при ведении персонифицированного учета в системе пенсионного обеспечения;

- в ситуации необходимости стационарного или курортного лечения;

- в ситуации индивидуального трудового спора;

- в ситуации коллективного трудового спора;

- в ситуации ущемления гарантий выборных профсоюзных работников;

- в ситуации ущемления общих и особенных прав профсоюзов;

- в ситуации ущемления права на переговоры и заключение коллективного договора или соглашения;

- в ситуации ущемления права на объединение в профсоюзную организацию и участие в забастовке.

Функция представительства и защиты социально - трудовых прав членов Профсоюза, решение конкретных жизненных ситуаций реализуется в различных формах работы профсоюзного комитета. Это:

- участие профкома, председателя профсоюзной организации в формировании локальной нормативно- правовой базы учреждения образования;

- участие в законотворческом процессе на всех уровнях законодательной власти через подготовку и внесение предложений и поправок в действующее законодательство о труде, об образовании, о профсоюзах;

- организация изучения и разъяснения трудового и отраслевого законодательства, локальных нормативных актов среди членов Профсоюза;

- осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателем и его представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- проведение консультаций с администрацией в случае несогласия или внесения предложений по совершенствованию проекта локального нормативного акта;

- формирование неудовлетворенных требований в протокол разногласий (при не достижении согласия при принятии локального нормативного акта);

- подготовка и направление соответствующих документов (по необходимости) в государственную инспекцию труда или в суд для обжалования локального нормативного акта, принятого без согласия или без согласования с профсоюзным комитетом;

- осуществление комплекса мер о начале процедуры коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК РФ;

- организация и проведение (по необходимости) той или иной коллективной акции в рамках коллективного трудового спора;

- осуществление проверки состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективным договором;

- участие в формировании состава комиссии по трудовым спорам;

- инициирование рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах по инициативе профсоюзного комитета, когда имеется несогласие с решением комиссии по трудовым спорам;

- регулярное рассмотрение проектов документов и формирование профсоюзным комитетом своего мнения по тем или иным управленческим решениям (приказам) работодателя (директора), в случаях, предусмотренных ТК РФ и колдоговором (например, привлечение к сверхурочным работам (ст.99 п. 5) ТК РФ, наложение дисциплинарного взыскания (ст.193), работа в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.113), размеры повышенной заработной платы работников, занятых на тяжелых работах (ст. 147), повышение оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154) и др.);

- рассмотрение проектов приказов и формирование профсоюзным комитетом своего мотивированного мнения при расторжении трудового договора с работником, являющимся членом Профсоюза, по инициативе администрации в случаях, предусмотренных ТК РФ;

- рассмотрение документов и формирование профсоюзным комитетом своего мнения по проектам тех или иных локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (например, разделение рабочего дня на части (ст.105), установление системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст.144), формы расчетного листка (ст. 136) и др.

^ 2. Функция нормотворчества.

Возможность влияния на защитную деятельность на стадии формирования той или иной правовой нормы, касающейся трудовых отношений в учреждениях образования, представляется особо важной и ценной для Профсоюза.

В условиях, когда профсоюзы не имеют (по российскому законодательству) права на законодательную инициативу, они активно реализуют свое участие в процессе нормотворчества через предложения и поправки в проекты законов, которые направляются в Комитеты ГД РФ, через РТК, через объединение профсоюзов России (ФНПР) и др.

Профсоюзные органы от Центрального Совета до профсоюзного комитета учреждения образования участвуют в пределах своих полномочий в подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов, через формирование предложений и поправок в проекты законов, отраслевых локальных правовых актов, локальных нормативных актов образовательного учреждения и др.

Реализуя эту функцию, профсоюзные комитеты, формируя мотивированное мнение по тому или иному локальному правовому акту образовательного учреждения, осуществляет по существу экспертизу и глубокий его анализ, чтобы защитить членов Профсоюза от негативных последствий введения нормативного акта в жизнь.

^ 3. Функция контроля.

В соответствии с законодательством РФ профсоюзам предоставлено право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со ст. 370 ГК РФ работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзному органу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Для осуществления общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, ЦС Профсоюза, территориальные комитеты профсоюза имеют сегодня правовые и технические инспекции труда с широкими полномочиями, предусмотренными соответствующими положениями.

Профсоюзные правовые и технические инспекторы, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в учреждении образования имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, норм охраны труда, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, действуя от имени профсоюзных организаций и профсоюзных комитетов, имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

- принимать участие в разработке законов и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

^ 4. Функция соуправления.

Право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется ТК РФ (ст.52, гл.8). Кроме того, это право регулируется иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Ст. 53 ТК РФ устанавливает лишь основные формы участия работников в управлении организацией, а, следовательно, могут быть и иные, не основные.

К тому же перечень основных форм, приведенный в ст.53, не является исчерпывающим, поскольку в ч.1 ст.53 говорится, что могут предусматриваться и «иные» формы. В то же время ч.4 ст.82 прямо предусматривает право сторон в коллективном договоре устанавливать иной порядок участия выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.

Основными формами участия профсоюзных организаций в управлении на уровне учреждения образования являются: учет мнения профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором; проведение консультаций с работодателем (администрацией) по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждений с работодателем вопросов о работе учреждения, внесение предложений по ее совершенствованию; участие в разработке и принятии коллективных договоров; иные формы, определенные учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Одной из важных форм соуправления является получение профсоюзным комитетом от администрации необходимой информации по таким вопросам, как:

- реорганизация или ликвидация организации;

- введение технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

- по иным вопросам, предусмотренным ТК РФ, федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

В рамках функции соуправления профсоюзный комитет имеет право вносить по вышеперечисленным вопросам предложения в органы управления организацией и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Реализация функции соуправления является для профсоюзной организации важным механизмом в реализации уставных целей и задач.

^ 5. Обучающая функция.

В соответствии с уставом Профсоюза одной из важных задач является содействие членам Профсоюза в повышении их профессионализма и конкурентоспособности.

Определение содержания профсоюзной учебы, разработка наиболее эффективных методов и организационных форм обучения профсоюзного актива, их совершенствование является основными проблемами в деятельности профсоюзных комитетов по обучению.

Формируя свою систему подготовки актива, следует активно вводить и нестандартные модели их подготовки. В обучающие программы наряду с традиционными вопросами целесообразно включать риторику, логику и др. необычные компоненты, расширяющие возможности профсоюзного активиста особенно в условиях широкого социального партнерства.

Важно в организациях Профсоюза создать обучающую среду, которая бы активно способствовала формированию и развитию необходимых качеств, умений, навыков. Это сложная задача требует постоянного к себе внимания и участия в ее разрешении всех структур Профсоюза.


^ 6. Функция самоуправления.

Профсоюз, его территориальные и первичные профсоюзные организации являются самоуправляемыми и саморазвивающимися социальными системами.

Поскольку Профсоюз в соответствии с законодательством РФ и Уставом Профсоюза является самостоятельной и независимой общественной организацией, осуществляющей свою деятельность на принципах самофинансирования и самоорганизации, то функция самоуправления является особо значимой для выборных органов всех структур Профсоюза (первичных, территориальных организаций и ЦС Профсоюза).

Реализация функции самоуправления заключается в том, что каждая первичная и территориальная организация Профсоюза, ее исполнительные органы, на основании Устава Профсоюза, Положения о той или иной профсоюзной организации, самостоятельно, в пределах своих полномочий, определяют условия и порядок финансового, кадрового и материального обеспечения своей деятельности, формы и методы организаторской работы по реализации профсоюзных функций.

Уставом Профсоюза определен порядок создания организаций и принцип формирования выборных профсоюзных органов, сроки полномочий и порядок организации отчетов и выборов и т.д.

Исходя из этого принципа, в деятельность каждой первичной и территориальной профсоюзной организации главным является работа по организационному обеспечению своей деятельности, созданию условий для численного роста профсоюзных организаций, их финансового укрепления. Важным является работа по мотивации профсоюзного членства, созданию условий для эффективного использования средств Профсоюза, улучшения материально- технического обеспечения Профсоюза и его организаций на местах и др.

^ 7. Организаторская функция.

Организаторская функция пронизывает все направления деятельности профсоюзных организаций, выборных органов в профсоюзе и реализуется на четырех уровнях.


^ А). Организационный (практический) уровень:

- обеспечение деятельности высших органов профсоюзной организации;

- обеспечение деятельности коллегиальных выборных профсоюзных органов;

- организация работы постоянных комиссий профкома;

- проведение встреч, бесед, «круглых столов», деловых переговоров, конференций и др.;

- организация и использование устной и наглядно-художественной информации (лекции и выступления, профсоюзные уголки, информационные стенды профкома, объявления, информационные листки, выставки и др.);

- организация и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий (вечера, спортивные соревнования и др.)

- организация отдыха (поездки выходного дня, организация семейного досуга и др.);

- здоровьесберегающие мероприятия (профилактические медицинские осмотры, организация санаторно-курортного лечения) и др.

^ Б) Уровень профсоюзного нормотворчества:

- разработка и принятие Положения об организации;

- формирование и принятие решений высших (собрание) и исполнительных (профком) органов профсоюзных организаций (в форме постановлений);

- формирование мотивированного мнения профсоюзного комитета и др.;

- формирование и принятие решений индивидуальных выборных профсоюзных органов (председателей организаций в форме распоряжений);

- подготовка и принятие резолюций, заявлений, обращений, открытых писем по тем или иным актуальным социально-трудовым проблемам в коллективе;

- формирование представлений, обращений и исков в органы инспекции, профсоюзные органы и суды и др.

^ В). Уровень аналитико - творческой деятельности профкома:

- разработка планов, определение перспектив развития профсоюзной организации, уточнение целей и конкретизация задач;

- разработка проекта коллективного договора, соглашения по охране труда и др.;

- разработка сценариев проведения мероприятий, акций;

- обобщение практики и опыта работы комиссий, профсоюзного актива (составление справок информации);

- анализ состояния и результатов деятельности выборных профсоюзных органов по тем или иным направлениям (статистические и иные отчеты);

- подготовка методических материалов;

- подготовка информационных бюллетеней, наглядной информации и др.

^ Г). Технологический уровень:

- адаптация различных методик организационно – уставной работы профкома;

- адаптация методик и рекомендаций по проведению коллективных акций, забастовок и др.

- разработка мер по использованию опыта и внедрению новых форм работы профсоюзных организаций в практику (профсоюзные кружки, опыт разработки целевых проектов деятельности первичной организации и др.);

- выработка критериев оценки деятельности постоянных комиссий и актива, выявление эффективности деятельности профсоюзных организаций и др.


^ Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями

(союзами, ассоциациями), органами государственной власти,

органами местного самоуправления.

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст.15) строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.

Защита профсоюзами социально-трудовых прав и интересов работников осуществляется в различных формах. Одни из них касаются участия профсоюза в нормотворческом процессе с тем, чтобы способствовать установлению наиболее благоприятных для работников условий труда. К ним относится участие профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников.

Необходимо обратить внимание, что ТК РФ устанавливает порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа для двух случаев:

- при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 372 ТК РФ);

- при увольнении работников - членов профсоюза (ст. 373 ТК РФ).

В остальных случаях, когда обязанность работодателя учитывать мнение профсоюза предусмотрена соответствующей статьей Кодекса, он может это сделать в любом произвольном порядке. Например, направить письменный запрос в профсоюзную организацию или провести совещание с представителями профсоюза (с ведением протокола). В связи с этим представляется целесообразным совместно разработать порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа по всем случаям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, и закрепить его во избежание разногласий в коллективном договоре (ином локальном нормативном акте). Неисполнение же работодателем обязанности, зафиксированной в коллективном договоре, по учету мотивированного мнения выборного профсоюзного органа, а также необоснованный отказ работодателя прислушаться к мнению профсоюза, если разногласия не будут урегулированы, дает право работникам учреждений в лице их представителей прибегнуть к процедуре коллективного трудового спора (ст.398 ТК РФ).

Имеется точка зрения, согласно которой если ТК РФ в соответствующей статье предписывает учитывать мнение выборного профсоюзного органа, а в организации таковой отсутствует, то работодателю следует учесть мнение представительного органа работников (если он существует).

Однако, по нашему мнению, из анализа положений гл.4 ТК РФ "Представители работников и работодателей" следует, что правовой статус этих органов существенно различается.

Так, в понятие "представительный орган" входят как первичная профсоюзная организация, так и иные представители, избираемые работниками.

В понятие "выборного профсоюзного органа" входит только первичная профсоюзная организация, создаваемая в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Интересы работников в социальном партнерстве вправе представлять и защищать и те, и другие, при этом в конкретных нормах ТК РФ содержатся вполне определенные указания: мнение какого органа работодатель должен учесть при принятии соответствующего решения.

Таким образом, если норма ТК РФ обязывает работодателя учитывать мнение представительного органа работников, то подразумевается тот представительный орган, который действует в данном учреждении - профсоюзный или иной (или и тот, и другой, поскольку согласно ст. 31 ТК РФ наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий). Если же в статье ТК РФ содержится указание об учете мнения профсоюзной организации, то при отсутствии таковой мнение иного представительного органа работников по данному вопросу работодатель учитывать не обязан (если иное не предусмотрено коллективным договором данного учреждения).


^ Роль мотивированного мнения профсоюзного органа.

Учет мнения – это одна из форм согласования. Коллективным договором могут быть предусмотрены формы участия профсоюзной организации в установлении условий труда и применении трудового законодательства (ст. 53, 82), в том числе и согласование.

Обязанность работодателя учитывать мнение выборного профсоюзного органа (профкома, а где его нет – председателя первичной профсоюзной организации) в случаях, предусмотренных ТК РФ, возложена на них ст. 371. При этом должен быть соблюден определенный порядок, указанный в ст. 372 при принятии локальных нормативных актов и в ст. 373 при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.


^ Учет мотивированного мнения

выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Трудовой кодекс РФ предусматривает случаи, когда локальные нормативные акты о труде принимаются с учетом мнения представительного органа работников. Так, ст. 103 Кодекса устанавливает, что при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников, а в ст. 190 предусмотрено, что правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Все локальные нормативные акты действуют только в пределах конкретной организации.

Статья 8 Кодекса содержит обязательное требование, предъявляемое к локальным нормативным актам: они не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством. Понятие трудового законодательства в данной статье трактуется широко. Оно включает не только законы, но и иные нормативные правовые акты о труде: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права. Следует учитывать и нормотворчество субъектов Российской Федерации в этой сфере, которые принимают законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения.

Статья 8 предусматривает также, что в тех случаях, когда локальные нормативные акты признаются недействительными, поскольку они ухудшают положение работников по сравнению с трудовым законодательством, применяются законы или иные нормативные правовые акты о труде.

Такие же последствия наступают при несоблюдении предусмотренного Трудовым кодексом РФ порядка учета мотивированного мнения представительного органа работников при принятии работодателем локального нормативного акта.

Правило о том, что локальные нормативные акты о труде не должны ухудшать положение работников по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами, соответствует иерархии правовых актов. Каждый нижестоящий правовой акт может улучшить положение работника по сравнению с вышестоящим актом, но не ухудшить его. Следовательно, максимальный уровень гарантий устанавливается в локальных нормативных актах.

Законодательство о труде, действовавшее до принятия Трудового кодекса РФ, предоставляло профсоюзам право на участие в принятии почти всех решений, принимаемых работодателем. При этом не определялся ни порядок получения согласия, ни порядок учета мнения органов профессиональных союзов при принятии работодателем решений, затрагивающих трудовые права и интересы работников. По сути, профсоюз мог отклонить любое решение, предлагаемое работодателем, даже не мотивируя причины несогласия с его действиями. Последний же не имел права обжаловать подобное решение профсоюза, которое во всех случаях должно было быть выполнено.

Нормами статьи 372 ТК РФ впервые регламентируется порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Прежде всего, установлено, что далеко не каждое решение, принимаемое работодателем, должно обсуждаться с профсоюзами или иными представительными органами работников, а только то, которое прямо названо в законе или коллективном договоре.

Работодатель в предусмотренных законодательством случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данного учреждения.

Отсюда вытекает, что процедура учета мнения выборного профсоюзного органа предусматривает не только направление соответствующего акта, но и представление необходимого обоснования необходимости принятия подобного акта и содержащихся в нем положений.

Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта, либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним, либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

Законодатель обязывает профсоюзную организацию обосновать свою позицию, дать развернутое заключение по представленному локальному нормативному акту.

Рассматривая предложенные работодателем проекты локальных нормативных актов, представительный орган работников должен проверять их соответствие действующему трудовому законодательству и существующему порядку подготовки и принятия подобных решений, поскольку нарушение установленного порядка их принятия может привести к признанию данных локальных нормативных актов недействительными.

Отсутствие мотивировки может быть расценено работодателем как уклонение представительного органа работников от согласования позиций, в связи с чем, он вправе принять локальный акт в той редакции, которая предлагалась профсоюзному органу.

^ Мотивированными должны быть и предложения по совершенствованию представленного проекта. Представляется, что именно мотивация решения профсоюзного органа и станет предметом дополнительных переговоров и консультаций.

^ Возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в установленном законом порядке.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке, так как только суд в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством может провести полную всестороннюю и объективную проверку всех обстоятельств дела с учетом позиций и доводов сторон в целях защиты их законных прав и интересов.


^ Порядок учета мотивированного мнения

выборного профсоюзного органа при расторжении

трудового договора по инициативе работодателя.

Трудовым кодексом РФ предусматривается, что в установленных законом случаях трудовой договор с работниками прекращается с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, в соответствии с:

- пунктом 2 статьи 81 (расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников);

- подпунктом "б" пункта 3 статьи 81 (расторжение договора по инициативе работодателя в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации);

- пунктом 5 статьи 81 (расторжение трудового договора по инициативе работодателя вследствие неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) - работодатель обязан направить в соответствующий выборный профсоюзный орган данного учреждения проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме.

^ При этом мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение работодателем не учитывается.

Если выборный профсоюзный орган дает свое согласие на расторжение трудового договора, работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

В случае, если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. Если в ходе таких консультаций взаимоприемлемое соглашение сторонами так и не было достигнуто, работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение по своему усмотрению.

Данное решение может быть обжаловано работником или представляющем его интересы выборным профсоюзным органом в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.

Федеральная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения.

Судами же при рассмотрении подобных дел будут оцениваться не только правильность применения норм права, но и мотивы выборного профсоюзного органа, настаивавшего на принятии иного решения. В связи с этим, при рассмотрении вопроса о прекращении трудовых отношений по указанным в законе основаниям, первичная профсоюзная организация должна тщательно проверить соблюдение всех прав и гарантий, установленных законом.

К таким гарантиям закон относит норму о надлежащем уведомлении о предстоящем высвобождении, предложении трудоустройства, переобучения. Профком должен проверить, соблюдено ли требование ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе. И только после этого может быть решен вопрос о возможности дачи согласия на увольнение.

При прекращении трудового договора в связи с недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации, профкому необходимо проверить правильность проведения аттестации, соответствие проведенных процедур установленным требованиям и локальным нормативным актам учреждения, а также правомерность принятия таких актов.

При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с подпунктом "б" п. 3 ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа. Профком в данном случае вправе поставить вопрос о неправомерности проведения аттестации, если в аттестационную комиссию не был включен представитель соответствующего профсоюза.

Законодатель указывает, что в коллективном договоре может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.

Так, например, коллективным договором может быть расширен перечень оснований прекращения трудового договора, требующий учета мнения соответствующего профсоюзного органа, а также включено условие о получении согласия профкома при увольнении членов профсоюза по инициативе работодателя.

Следует отметить, что объем гарантий, предоставляемых профсоюзным работникам, существенно снизился по сравнению с прежним порядком регулирования.

Так, согласно статьям 374, 376 Трудового кодекса РФ руководители (их заместители) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений могут быть уволены по тем же основаниям помимо общего порядка увольнения только при наличии предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Во-первых, запрет на увольнение по инициативе работодателя в определенных законом случаях распространяется не на всех членов выборных профсоюзных органов, а только на руководителей коллегиальных выборных профсоюзных органов и их заместителей.

Во-вторых, Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 № 3-П признаны не соответствующими ч.1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 46 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ч. 2 ст. 235 КЗоТ РФ и п. 3 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в той части, в которой ими допускаются без предварительного согласия соответствующих выборных профсоюзных органов увольнения работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случае совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя.

На этом же основании следует признать не соответствующей Конституции РФ норму ст. 374 ТК РФ, предусматривающую возможность увольнения работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случае неоднократного неисполнения ими без уважительных причин трудовых обязанностей, помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Иными словами, норма о необходимости получения предварительного согласия на увольнение работника, входящего в состав профсоюзных органов и не освобожденного от основной работы, в случае неоднократного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей, предусмотренная ст. 374 ТК РФ, применяться не может.

До недавнего времени отказ вышестоящего профсоюзного органа в согласии на увольнение руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации в связи с сокращением численности или штата работников организации и по другим основаниям означал невозможность пересмотра такого решения профсоюза, т. е. абсолютный запрет на увольнение перечисленных категорий профсоюзных работников.

Конституционный Суд РФ своим Определением от 4 декабря 2003 г.

№ 421-О признал право работодателя в случае отказа вышестоящего профсоюзного органа в согласии на увольнение обратиться с заявлением о признании его необоснованным в суд, который при рассмотрении дела в связи с сокращением численности или штата работников выясняет, производится ли в действительности сокращение численности или штата работников (что доказывается работодателем путем сравнения старой и новой численности или штата работников), связано ли намерение работодателя уволить конкретного работника с изменениями организационно - штатной структуры организации или с осуществляемой этим работником профсоюзной деятельностью. При этом соответствующий профсоюзный орган обязан представить суду доказательства того, что его отказ основан на объективных обстоятельствах, подтверждающих преследование данного работника со стороны работодателя по причине его профсоюзной деятельности, т.е. увольнение носит дискриминационный характер. И только в случае вынесения судом решения, удовлетворяющего требование работодателя, последний вправе издать приказ об увольнении.

^ Таким образом, выборный профсоюзный орган должен мотивировать и свое несогласие на увольнение профсоюзного работника по конкретному основанию.

С учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа работодатель рассматривает такие вопросы, как:

- ввод режима неполного рабочего времени на срок до 6 месяцев (ст. 73);

- увольнение членов Профсоюза по п. 2, подпункту «б» пункта 3, пункту 5 ст.81;

- привлечение к сверхурочным работам (ст.99);

- разделение рабочего времени на части (ст.105);

- привлечение к работе в выходные и праздничные дни (ст.113);

- очередность предоставления отпусков (ст.123);

- установление системы оплаты и стимулирования труда (ст.135);

- применение системы нормирования труда (ст.159);

- применение необходимых мер при угрозе массовых увольнений работников (ст. 180);

- обеспечение безопасных условий и охраны труда (ст.212);

- разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников (ст.212);

- создание комиссии по охране труда (ст.218);

- расследование несчастных случаев на производстве (ст. 229);

- определение степени вины застрахованного (ст.229).

При наличии у профсоюзной организации прав представительного органа работников, работодатель обязан дополнительно с учетом вышеперечисленного, решать с учетом мнения профкома такие вопросы, как:

- отмена режима неполного рабочего времени (ст.73);

- утверждение графиков сменности (ст.103);

- установление формы расчетного листка по заработной плате (ст.136);

-установление различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст.144);

- определение конкретных размеров повышения заработной платы за вредные условия труда (ст.147) и за работу в ночное время (ст. 154);

- введение замены и пересмотр норм труда (ст.162);

- утверждение Правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190);

-досрочное снятие дисциплинарного взыскания (ст. 104);

- определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (ст.196).


^ Тема: «Социальное партнерство в учреждениях высшего профессионального образования».

(Из доклада В.Н. Дудина – заместителя председателя

Центрального Совета профсоюза РНО и Н РФ)

Слайд 2

Последние пять лет деятельность Профсоюза осуществлялась в период активизации усилий государства по реформированию бюджетной сферы. В связи с реформой федеративных отношений и местного самоуправления происходил процесс перераспределения полномочий между уровнями власти в социальной сфере, в том числе в области образования. Эти процессы сопровождались активным проведением бюджетной реформы, изменением налогового, гражданского и трудового законодательства, что, в свою очередь, приводило к существенным изменениям в законодательстве в сфере образования.

Слайд 3

На сегодня у профсоюза сложилась достаточно стройная многоуровневая система социального партнерства, что во многом определила успешную деятельность профсоюза в сложный период перестройки федеративных и межбюджетных отношений.

На сегодня практически во всех учреждениях, где действуют профсоюзные организации, заключены коллективные договоры, во всех субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях подписаны региональные и территориальные соглашения. Действует федеральное отраслевое соглашение на 2009-2011 годы.

Хорошим заделом в создании устойчивости Профсоюза по отношению к происходящим изменениям явилось и создание в Профсоюзе таких горизонтальных структур, как СКС и КСП и их Президиумы, которые на протяжении последних 5 лет внесли существенный вклад в деятельность Профсоюза и воспитали новый профсоюзный актив.

Несмотря на системность развития социального партнерства в сфере образования время продиктовало необходимость выйти за его традиционные рамки и обрести новый опыт взаимодействия с законодательной и исполнительной властью всех уровней, развития и расширения социального диалога с государственными и общественными институтами в решении задач по реализации стратегических направлений развития, определенных в сфере образования.

Мы прекрасно с вами понимаем, что социальное партнерство – это важнейший правовой механизм, определяющий взаимоотношения Профсоюза и его партнеров в решении всего спектра проблем в образовании.

Слайд 1

А что такое социальное партнерство?

Концепция модернизации российского образования предусматривает развитие отечественного образования в качестве открытой и единой государственно-общественной системы, в которой неуклонно расширяется участие общества и общественных организаций в выработке, принятии и реализации управленческих решений. Практика совместной выработки решений и сбалансированности разделяемой ответственности, эффективная система взаимодействия органов управления вузом и представителей работников - означает наличие в вузе института социального партнерства.

Профессиональное образование, как социально-культурный институт - средоточие, как интересов государства, так и гражданского общества. В условиях развития демократии и расширения практики соуправления, высшая школа будет всё больше опираться на общественные организации и сообщества. Это поможет совершить переход от политики патронажа и доминирования государственного над общественным, к их конструктивному оппонированию и взаимодействию.

Задача демократизации управления в результате конструктивного диалога высшей школы, общественных организаций и государства состоит в том, чтобы связать всех субъектов в единой "упряжке" совместных действий на основе их реальной заинтересованности в развитии образования.

Несмотря на то, что на муниципальном, региональном и федеральном уровнях функ­ционирует много коллегиальных структур (коллегии и советы органов управления образова­нием, координационные советы, советы руководителей образовательных учреждений, аттестационные, конфликтные, медико-педагогические комиссии, экспертные, учебно-методические, методические советы и центры и т.д.), осуществляющих, как правило, необ­ходимую и полезную деятельность, ни одна из них не является органом общественного управления образованием - по ряду причин:

1) они не наделены полномочиями на принятие решений, обязательных для исполнения. Нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми они функционируют, наделяют их лишь рекомендательными и (или) экспертными полномочиями;

2) эти структуры не являются общественными органами, поскольку они не избираются участниками образовательного процесса и не подотчетны им;

3) эти коллегиаль­ные структуры не представляют потребности и интересы участников образовательного про­цесса, а создаются органами власти и управления образованием для обслуживания своих ад­министративных интересов и встраиваются в административную вертикаль. Поэтому, их взаимодействие с органами государственного (муниципального) управления не обеспечива­ет государственно-общественного характера управлению образованием. Для формирования государственно-общественного характера управления образованием необходимо взаимодействия двух управленческих вертикалей - государственной и общественной.

Социальное партнерство как равно ответственное взаимодействие администрации вуза с профкомом предоставляет профсоюзу возможность высказать свою точку зрения, обсудить ее до принятия решений. Затем – через диалог представителей профсоюза с администрацией – принять согласованный документ, обеспечивающий работу вуза в стабильном режиме. Таким образом, реализуется эффективный механизм учета мнения членов трудового коллектива в принятии управленческих решений.

Следует отметить, что необходимость широкого социального партнерства в образовании предусмотрена и современными теоретическими взглядами на образование. Общество и государство заинтересованы в том, чтобы стимулировать и поддерживать этот процесс, т.к. социальное партнерство способствует развитию и укреплению гражданского общества.

Партнерство проявляется в совместной постановке задач развития, в подготовке и осуществлении конкретных мероприятий. Но партнеры принимают на себя ряд обязательств, ценных для обеспечения качества системы образования (взаимный социальный контроль в коллективах, социальная и моральная взаимная поддержка и сплоченность коллег по работе, обеспечение стабильности в коллективе.

Решение проблем образования неотделимо от развития института социального партнерства, системы взаимодействия государства, работодателя и наемного работника в системе соглашений различных уровней:­ генерального, отраслевого, территориального. ОС является своего рода программой действий и определяет приоритеты перед работниками отрасли. Указанные соглашения являются важнейшими документами, на которые­ опираются вузы при заключении коллективных договоров и тем самым принимают корпоративные ценности системы образования и поддерживают пути ее развития и совершенствования.

Почему я так много внимания уделил тому, чтобы освежить в памяти и актуализировать наше с вами понимание необходимости совершенствования и развития социального партнерства в вузах? Потому что достаточно серьезные преобразования происходят и предстоят в самое ближайшее время в сфере профессионального образования.

Слайд 5 – 7

К числу основных можно было бы отнести целый ряд нововведений, ставящих своей целью закрепление и дальнейшее развитие важнейших институциональных изменений структурного и содержательного характера, повлиявших в последние годы на облик всей системы профессионального образования.

Снижение конкурентоспособности российского высшего профессионального образования, качества и эффективности подготовки специалистов, а также пробуксовка процесса интеграции образования, науки и производства создали предпосылки для формирования новых подходов к ускоренным и более глубоким преобразованиям в системе высшего профессионального образования.

Государственная политика в сфере профессионального образования сегодня направлена на серьезную дифференциацию учреждений профессионального образования, установление дополнительной государственной поддержки наиболее продвинутых из них лидеров, готовых уже сегодня к решению задач кардинального улучшения качества подготовки специалистов и способных стать основой новой институциональной структуры высшей профессиональной школы, отвечающей требованиям времени.

Введено понятие такой категории высшего учебного заведения как «национальный исследовательский университет», где в равной степени реализуются образовательные программы и выполняются фундаментальные и прикладные научные исследования. Сегодня таких вузов насчитывается 29.

Создание Сибирского и Южного федеральных университетов, которые объединили в себе потенциал восьми достаточно крупных вузов и ряда структур РАН, явилось принципиально новым шагом в работе по перестройке сети образовательных учреждений, созданию новых категорий вузов. Аналогичные университеты создаются в каждом федеральном округе.

Реструктуризация подведомственных теперь уже Минобрнауки РФ учреждений идет путем их интеграции, укрупнения по принципу создания многоуровневых комплексов, предусматривающих интеграцию науки, образования и производства, концентрацию кадровых, финансовых и материальных ресурсов, которые, как предусматривается, возьмут на себя немалую нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора национальной экономики.

Мы хорошо понимаем, что эффективное функционирование образовательных учреждений нового типа, их успешное, поступательное развитие возможно, только если у коллектива будет присутствовать понимание перспектив и стратегии развития вуза, если он будет заинтересован в результатах этой деятельности, если его представители будут включены в органы управления образовательным учреждением в целях реализации общественно-государственного подхода к управлению учреждением.

Оптимизация сети учреждений профессионального образования преследует, в том числе, задачу достижения сбалансированности ее взаимоотношений со сложившимся в России рынком труда, с потребностями населения в получении качественных образовательных услуг.

И естественно в этих процессах нас не может не тревожить судьба коллективов образовательных учреждений и каждого работника в отдельности.

Первичным профсоюзным организациям образовательных учреждений профессионального образования предстоит значительно активизировать работу по обеспечению и реализации представительской функции Профсоюза в управлении образовательными учреждениями, а также по соблюдению трудовых прав работников.

Профсоюзный комитет должен сделать все от него зависящее, чтобы коллективный договор вуза предусматривал мероприятия по переподготовке, повышению квалификации, содействию занятости работников и соблюдению их прав при возможном увольнении в условиях реорганизации учреждений.

В 2007-2009 годах образовано 39 научно-образовательных центров, которые предполагается активно задействовать при организации массовой переподготовки профессорско-преподавательского персонала, в том числе для перехода на уровневую систему высшего профессионального образования.

Концентрация образования в крупных вузах, образовательных комплексах рассматривается властью как способ выживания и сохранения высшей школы в условиях демографического спада и увеличения конкуренции между высшими образовательными учреждениями.

Слайд 8

За 10 лет произошло резкое сокращение численности выпускников школ. Прогнозируется, что через 2-3 года ежегодный выпуск из школ может сократиться до 700 тыс. человек. Соответственно резко снизится ежегодный прием на первый курс и общее количество студентов. Так будет продолжаться 9 - 10 лет.

Продолжает уменьшаться число учреждений среднего и начального профессионального образования:

Сегодня крайне актуально участие работодателя в наполнении учебного процесса новым содержанием для формирования пакета знаний и навыков у обучающихся в соответствии с запросами современной экономики и реального производства. Бизнес, тем не менее, пока неохотно взаимодействует с вузами в подготовке специалистов с высшим образованием. По оценке самих работодателей, в среднем лишь 10-20% специалистов предприниматели набирают из числа выпускников вузов.

Вместе с тем, в соответствии с провозглашенным руководством страны курсом на ускоренное развитие инновационной экономики объединения работодателей намерены усилить влияние на определение объема подготовки специалистов в вузах, а также на формирование требований к качеству подготовки специалистов для экономики.

Все это ведет к необходимости пересмотра и расширения нами спектра основных направлений деятельности профсоюза, к необходимости включаться в процессы взаимодействия с работодателями.

Важно наладить в рамках трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений всех уровней постоянную работу по обсуждению и решению вопросов подготовки и переподготовки кадров для региональной экономики, особенно в условиях введения уровневой системы высшего профессионального образования.

От результатов этой работы зависит сохранение нынешних и создание новых рабочих мест в вузах и других учреждениях профессионального образования.

По нашему представлению, задача нашего профсоюза - содействовать повышению эффективности социального диалога в этих комиссиях. Необходимо снова провести переговоры с Российским Союзом ректоров, другими общественными объединениями работодателей в сфере профессионального образования по неоднократно высказанному нами предложению о внесении дополнений в их уставы с тем, чтобы стать полноправными участниками стороны объединений работодателей в трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений любого уровня.

В условиях, когда всеобщие процессы глобализации сделали невозможным обеспечение конкурентоспособности замкнутых национальных образовательных систем, перед Россией встала задача вхождения российской системы профессионального образования в единое мировое научно-образовательное пространство.

Как вы знаете, необходимость решения этой задачи привела к подписанию Россией Болонской декларации, которая в этом году уже отмечает свой десятилетний юбилей. Центральным направлением в реализации основных принципов декларации стала подготовка к переходу на уровневую систему высшего образования. Закон об уровневом высшем профессиональном образовании в России вступает в силу с 1 января 2011 года.

В каждом вузе переход на уровневую систему высшего образования означает не только распределение студентов по уровням подготовки: бакалавр, магистр, специалист. Это - изменение содержания образовательных программ, структуры и форм учебного времени, а также нагрузки преподавателей и многое другое. Профсоюзным организациям предстоит непосредственно включиться в эти процессы.

В связи с предполагаемыми изменениями, территориальным организациям Профсоюза предстоит содействовать созданию и совершенствованию практически работы новых моделей первичных профсоюзных организаций, объединяющих членов профсоюза различных образовательных учреждений, в многоуровневый и многофункциональный образовательный (научно-образовательный) комплекс, проводить мониторинг эффективности деятельности новых профсоюзных организаций.

Безусловно, перед территориальными и первичными профсоюзными организациями будет стоять важная задача - повышения авторитета и статуса профсоюзной организации в условиях увеличивающейся самостоятельности образовательных учреждений профессионального образования, когда решения многих вопросов будут зависеть от сплоченности коллективов работников и студентов в деле защиты своих интересов, а также от профессионализма и активной позиции их представительных органов.

Полагаем, что Профсоюзу, его территориальным и первичным организациям целесообразно начать работу по разработке модели и проведению профсоюзными организациями вузов, (других учреждений профессионального образования) социального аудита по вопросам развития социальной инфраструктуры и условий проживания в общежитиях, организации питания, занятий спортом, оздоровления студентов, условий их обучения, а также условий труда и повышения квалификации преподавательского состава, возможностей оздоровления работников и другим значимым положениям коллективных договоров и соглашений.

Слайд 1

Уверен, что такая информация будет востребована и абитуриентами и родителями и, в конечном счете, скажется на качественном составе первокурсников и, следовательно, послужит повышению рейтинга образовательного учреждения в условиях развивающегося процесса конкуренции, а также может с пользой быть применена при аккредитации вузов и других учреждений профессионального образования.

Слайд 10.

Серьезные изменения в ближайшие 2-3 года должны произойти в системе педагогического образования, как в части его содержания, так и его структуры.

Вопрос о реформе педагогического образования обсуждался давно, но сегодня процесс ее подготовки достиг активной фазы.

В частности, в условиях перехода на уровневое высшее педагогическое образование обсуждаются два подхода к формированию федерального государственного стандарта подготовки бакалавров одновременно по двум профилям педагогического образования. Один - 5-летний (автор – МГПУ им. Ленина), второй – 4-х летний бакалавриат (авторы – Российский гос. педагогический университет им. Герцена и МГППУ, разработанный на базе РАО), который предполагает введение интернатуры на 5-й год с прохождением непрерывной педагогической практики на выпускном курсе.

Слайд 11

Что же касается структурных изменений, то Ассоциация педагогических университетов и институтов высказывает мнение, что именно ведущие педагогические университеты и классические университеты должны стать центром педагогического образования.

На основе базовых педагогических университетов в федеральных округах предлагается сформировать комплексы непрерывного педагогического образования с включением в них педагогических академий, институтов, педагогических колледжей и учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров образования.

Слайд 1

Главное, чтобы любые структурные изменения, интеграционные процессы делались не ради реорганизации, а решения принимались очень взвешенно, чтобы система педагогического образования обеспечивала необходимый уровень подготовки педагогов новой школы.


^ Формы и принципы социального партнерства

в сфере охраны труда


Принципы:

  • Равноправие сторон

  • Соблюдение сторонами требований нормативных правовых и локально-распорядительных актов по охране труда

  • Обязательность выполнения коллективного договора и соглашения по охране труда

  • Контроль за выполнением мероприятий по ОТ

  • Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине требований законодательства об охране труда






П Р И К А З №______ (примерная форма)


от «_____» ______20___ г.

^ О создании комиссии по охране труда

В соответствии со ст.218 ТК РФ


п р и к а з ы в а ю:

1. Создать комиссию по охране труда на паритетной основе в _______________ (наименование учреждения)

^ 2. Назначить в состав комитета (комиссии) по охране труда от администрации

следующих лиц: _______________________ ________________________

(Ф.И.О.) (должность)

^ 3. Утвердить состав комиссии по охране труда:

- от профессионального союза, на основании протокола №__ от _____200_г.

профсоюзного собрания

________________________________________________

(Ф.И.О.) (должность)

- от трудового коллектива, на основании протокола № ____ от ___ 20_ г.,

________________________________________________ (Ф.И.О.) (должность)

4. Комиссии в своей деятельности руководствоваться Положением о комиссии по охране труда __________________________________________

(наименование учреждения)

Руководитель: __________________________________


С приказом ознакомлены: ___________________________________



  1   2



Похожие:

Бюллетень №1 в помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования iconРекомендации по ведению делопроизводства в первичных профсоюзных организациях (профсоюзных комитетах)
Рекомендации составлены в целях установления единого порядка по работе с документами и правильного ведения делопроизводства в первичных...
Бюллетень №1 в помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования iconПостановление Vп пленума областного комитета 02 декабря 2010 года №1 о повышении роли и эффективности работы областного комитета профсоюза и первичных профсоюзных организаций по контролю за охраной труда, улучшением условий и безопасности труда
Трудовом Кодексе РФ и законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Уставе гмпр и других нормативно-правовых...
Бюллетень №1 в помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования iconПособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002
А 80 Образовательная система колледжа в рынке интеллектуального труда: Пособие для руководителей и педагогиче­ских работников учреждений...
Бюллетень №1 в помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования iconПоложение об оплате труда работников муниципальных учреждений системы образования муниципального образования «петушинский район»
Положение о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений отрасли образования (далее Положение) распространяется на работников...
Бюллетень №1 в помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования iconВопросы для участников егэ общеобразовательных учреждений
Обучающиеся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования
Бюллетень №1 в помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования iconВопросы для участников егэ общеобразовательных учреждений
Обучающиеся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования
Бюллетень №1 в помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования iconНовая система оплаты труда работников образования Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений,
Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского...
Бюллетень №1 в помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования iconМониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования
Й федерации (Минобрнауки России), Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ), Координационно-аналитический центр содействия...
Бюллетень №1 в помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования iconИнформация о переходе на новую систему оплаты труда (нсот) в сфере образования
Кабинета Министров рт от 18. 08. 2008г. №592 «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений рт» с 1 сентября...
Бюллетень №1 в помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования iconИнформация о переходе на новую систему оплаты труда (нсот) в сфере образования
Кабинета Министров рт от 18. 08. 2008г. №592 «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений рт» с 1 сентября...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты