«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» icon

«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»



Название«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Дата02.07.2014
Размер292.41 Kb.
ТипПояснительная записка

Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Красноярский краевой институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования»



Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации


Организация и содержание школьной экспедиции как пространство подростковой школы, обеспечивающей формирование УУД


Красноярск, 2011


Авторы:

Новичкова Е.В., Лобанова Т.А, Шумаева Н.Н., Бердников А.П.,


«Красноярский краевой институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования»



Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации


«Организация и содержание школьной экспедиции как пространство подростковой школы, обеспечивающей формирование УУД»

Категория слушателей: заместители руководителей образовательных учреждений, учителя естественно научного цикла.

Срок обучения: 72 часа

Форма обучения: очно-заочная

Красноярск, 2011

^ Условные сокращения и обозначения

УУД – универсальные учебные действия.

Интернет-конференция – это возможность прямого общения одного лица с целевой интернет-аудиторией посредством коммуникационных программ в сети Интернет.

^ Пояснительная записка

Одним из направлений введения федерального государственного стандарта (далее ФГОС) нового поколения является формирование метапредметных результатов.

Для обеспечения готовности кадров для формирования УУД, подготовка будет строиться по модульному принципу.

Программа «Организация и содержание школьной экспедиции как пространство подростковой школы, обеспечивающей формирование УУД» призвана подготовить педагогов, которые будут способны организовать исследовательскую деятельность школьников в рамках экспедиции.

С точки зрения новых образовательных стандартов в учебном процессе необходимо использовать технологии деятельностного типа, к которым относится исследовательская деятельность учащихся. Какие изменения должны произойти в организации учебных занятий в связи с переориентацией образования на метапредметные результаты, а так же как технологизировать процесс формирования универсальных учебных действий средствами исследовательской деятельности учащихся? На эти и другие вопросы получат ответы учителя и управленцы образовательных учреждений. Разработанный командой школы проект, направленный на совершенствование учебного процесса на основе межпредметного исследования , будет являться итогом прохождения программы.

В рамках программы педагог призван проводить учебные и консультационные встречи в учебной группе; способствовать ориентации слушателя в содержании материала; организовывать работу в  дистанционном режиме группы; работать с информационной базой Краевого Красноярского института повышения квалификации (далее КК ИПК), которую дополняет опытом слушателей и дает рекомендации по ее наилучшему использованию.

Слушатели научатся подходам к формированию метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.


Цель программы:

подготовка педагогов - руководителей исследовательской деятельности школьников в рамках экспедиции.

Задачи программы:

1) формирование умений выстраивать педагогически целесообразное взаимоотношение с подростком с целью решения педагогических задач в условиях введения ФГОС;

2) ознакомление с основными подходами к формированию универсальных учебных действий учащихся;

3) содействие формированию новых ценностных установок и исследовательской направленности педагогической деятельности;

4) развитие умений анализировать, прогнозировать и проектировать исследовательскую деятельность учащихся.


^ Отличительная особенность программы. Программа включает в себя не только теоретический блок, представленный новыми образовательными направлениями, но и дает возможность включиться в становящиеся практики введения ФГОС в пилотных школах - и в ходе включенного наблюдения, и в ходе анализа и проектирования собственных образовательных ходов. Суть учебной деятельности состоит в постановке задач собственного развития, в поиске средств решения задач, оценке найденных средств. Именно в этот цикл будут включены слушатели в ходе повышения квалификации.

Повышение квалификации по программе «Организация и содержание школьной экспедиции как пространство подростковой школы, обеспечивающей формирование УУД» направлено на развитие профессиональных компетентностей как способности работать на основании обратных связей, готовности выстраивать рефлексивный ход. При разработке программы учитывался опыт пилотных школ, поэтому содержание программы максимально приближено к реальным практическим задачам, которые предстоит решать в рамках введения ФГОС.

Программа «Организация и содержание школьной экспедиции как пространство подростковой школы, обеспечивающей формирование УУД» предназначена для обучения педагогических и управленческих кадров для введения ФГОС.

Программа повышения квалификации выстроена на принципах:

  • использования опыта и потенциала, становящихся практик пилотных школ при введении ФГОС;

  • выявлении задач, над которыми работает каждая конкретная школьная команда;

  • использования модульного принципа при организации обучения;

  • использования разнообразия форм повышения квалификации;

  • вариативности и свободы выбора путей, способов и форм осуществления стратегических образовательных идей;

  • единства деятельностного подхода к содержанию и организации процесса поддержки, сопровождения.

При определении содержания программы авторы исходили из внешних «вызовов»:

  • Институциональное закрепление идеи школ ступеней развития;

  • Переход на новые образовательные стандарты.

Набор слушателей на курсы повышения квалификации происходит на заявительной основе.

Особые условия и требования к набору слушателей

На курсы повышения квалификации зачисляются педагогические работники с высшим профессиональным образованием, уже работающие или планируемые как организаторы исследовательской деятельности подростков через школьную экспедицию; владеющие компьютером на пользовательском уровне.

Структура программы: Программа построена по модульному принципу, что позволит дифференцировать процесс обучения для разных категорий.

Категория слушателей: заместители руководителей образовательных учреждений, учителя естественно научного цикла, педагоги дополнительного образования.

Итоговый документ: удостоверение о повышении квалификации.

Форма образования: очно – заочная.

Объем учебного времени: 72часа
^

Этапы и продолжительность образовательного процесса:


1 этап - заочная часть (32ч.);

2 этап - очная часть (32ч.);

3 этап - подготовка и защита итоговых работ (8ч.).
^

Формы и режим занятий:


Организация обучения по программе «Организация и содержание школьной экспедиции как пространство подростковой школы, обеспечивающей формирование УУД» осуществляется в форме очной встречи и дистанционном режиме обучения. В течение периода обучения поддерживается постоянная связь слушателей с преподавателями программы посредством программы дистанционного обучения.

Режим занятия – 8 (час. в день)

Непрерывное развитие педагогов по программе обеспечивается за счет формирования профессиональной образовательной среды. Педагог имеет возможность взаимодействовать с коллегами, участвуя в постоянно действующих форумах, интернет-конференциях. Используя эти формы взаимодействия, педагоги обмениваются опытом, создают общее видение подходов к  формированию метапредметных результатов в подростковой школе.

Обучаясь по программе, слушатель научится:

  • распределять и оценивать имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;

  • координировать взаимосвязь познавательных интересов и потребностей обучающихся для формирования метапредметных результатов.

  • проводить учебные исследования в рамках экспедиции;

  • выбирать оптимальную организационную структуру (модель) для коммуникаций;

  • создавать условия для расширения образовательного пространства,

  • привлекать дополнительные образовательные и исследовательские ресурсы.

В результате обучения слушатель должен:

  • помочь сформировать индивидуальные потребности подростков, исходя из миссии и целей школьной экспедиции;

  • помогать на практике вырабатывать целеполагание деятельности подростков;

  • осуществлять контроль выполнения персональных заданий подростков;

  • осуществлять рефлексию коммуникационной деятельности подростков.

^ Обратная связь со слушателями

Обратная связь между слушателями может осуществляться в любой форме, в том числе и в виде контрольного тестирования (начального, текущего, итогового), дискуссий или телеконференций.


Используемые формы и методы обучения

  • Интерактивные лекции - содержат в себе основную массу теоретических материалов курса, подача которых, происходит через преломление теоретической базы в практике работы тренеров по продукту.

  • Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни. Главная цель такой лекции включить обучаемых в активную самостоятельную деятельность.

  • Лекция-консультация проводится по предварительно сформулированным вопросам обучаемых.

  • Лекция – диалог - содержание подается через серию вопросов, на которые слушатели должны отвечать по ходу лекции. К этому типу
    относятся лекции с применением техники обратной связи, а также
    программированные лекции - консультации.

  • Тесты - исследование уровня усвоения знаний по изучаемой теме. Дает возможность слушателю обобщить материал, проверить себя, стимулирует его к достижению высоких результатов обучения.

  • Тренинг – занятие с использованием интерактивных методов обучения. В ходе тренинга слушатели получают навыки и умения посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка.
    Тренинг позволяет дать его участникам недостающую информацию.

  • Видеотренинги - комплексная подборка видеороликов, являющаяся комплексной иллюстрацией к изучаемым тематическим блокам. Данный материал позволяет закрепить новые знания по средствам введения принципа «наглядности», когда человек начинает «видеть, как это выглядит в реальной деятельности».

  • Разработка проекта позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой мини-проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение других.

  • Практика – применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем.

  • Консультация - беседа преподавателя с обучаемыми для расширения и углубления их знаний по интересующим вопросам.
^

Результаты обучения и способы их проверки

Блок

Результаты

Методы учения/преподавания

Оценивание

Теоретический блок

А. Знать и понимать назначение учебного исследования, место и значение в них школьной экспедиции.

^

Познакомиться с нормативными документами в соответствии с требованиями ФГОС.

- Лекции с опорой на самостоятельно прочитанную литературу по проблеме.

- индивидуальные и групповые консультации

- практикум

рефлексивный тест

Знать и понимать систему требований ФГОС в пространстве формирования УУД

Знать и понимать специфику организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Практический блок

В. Уверенно применять модели организации сопровождения ФГОС

- Проба разработки основных этапов экспедиции

^

-индивидуальные и групповые консультации

- Практикум

- Работа на форуме

- Учебная практика

- Текущий контроль приобретенных практических навыков и умений должен проводиться на основе взаимных экспертных оценок предоставленных материалов проекта и проведенных презентаций и дискуссий

^

- мини-проект организации экспедиции

- Лист самооценки организации деятельности в рамках экспедиции

С. Приобрести и отработать навыки организации проектирования экспедиции, планирования результатов формирования УУД. Организовывать интернет-конференции, работа в skype и т.д.

Развивать качества и навыки, необходимые для последующей работы с учащимися: определение собственных сильных и слабых сторон, направлений профессионального и личностного развития, планирование и коррекция своих действий, получение и учет обратной связи

- Индивидуальные и групповые консультации

- Учебная практика

Карта самооценки

^

Формы подведения итогов реализации Программы

По окончании обучения слушатели готовят мини-проект экспедиции как пространство подростковой школы, обеспечивающей формирование УУД в муниципальном образовании на примере своей территории.



^ Учебный план

программы дополнительного профессионального образования

«Организация и содержание школьной экспедиции как пространство подростковой школы, обеспечивающей формирование УУД»

Цель программы: подготовка педагогов - руководителей исследовательской деятельности школьников в рамках экспедиции.

Задачи программы:

1) формирование умений выстраивать педагогически целесообразное взаимоотношение с подростком с целью решения педагогических задач в условиях введения ФГОС;

2) ознакомление с основными подходами к формированию универсальных учебных действий учащихся;

3) содействие формированию новых ценностных установок и исследовательской направленности педагогической деятельности;

4) развитие умений анализировать, прогнозировать и проектировать исследовательскую деятельность учащихся.


Категория слушателей: заместители руководителей образовательных учреждений, учителя естественно научного цикла, педагоги дополнительного образования.

Срок обучения 72 часа

Режим занятия 8 (час. в день)





Название модуля

Количество часов

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

1

1

^ Заочная часть

32

4

28




Система требований ФГОС в пространстве формирования УУД

32

4

28

Рефлексивный тест

2

^ Очная часть

32

11

21




Организация и содержание школьной экспедиции как пространство подростковой школы, обеспечивающей формирование УУД

8

4

4

зачет

3

Метод и методики учебного исследования в рамках экспедиции

8

4

4

зачет

4

Организация полевых исследований

10

-

10

тест

5

Роль и значение музея в организации и проведении экспедиции

4

2

2

ОК

6

Проектирование как способ организации экспедиции

2

1

1

тест

7

^ Подготовка и защита итоговых работ.

8

-

8

Защита проекта




Итого по программе

72

15

57






^ Учебно-тематический план

программы дополнительного профессионального образования

«Организация и содержание школьной экспедиции как пространство подростковой школы, обеспечивающей формирование УУД»

Цель программы: подготовка педагогов - руководителей исследовательской деятельности школьников в рамках экспедиции.

Задачи программы:

1) формирование умений выстраивать педагогически целесообразное взаимоотношение с подростком с целью решения педагогических задач в условиях введения ФГОС;

2) ознакомление с основными подходами к формированию универсальных учебных действий учащихся;

3) содействие формированию новых ценностных установок и исследовательской направленности педагогической деятельности;

4) развитие умений анализировать, прогнозировать и проектировать исследовательскую деятельность учащихся.


Категория слушателей: заместители руководителей образовательных учреждений, учителя естественно научного цикла, педагоги дополнительного образования.

Срок обучения 72 часа

Режим занятия 8 (час. в день)




Название модуля

Количество часов

Форма итогового контроля

Всего часов

В том числе



Лекции

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практические занятия

^ Заочная часть

32

4




28




1.

Система требований ФГОС в пространстве формирования УУД

32

4




28




1.1.

Организация образовательного пространства в подростковой школе

6







6

Зачет

1.2.

Формирование метапредметных результатов, возрастные контексты ФГОС

12

6




6

Зачет

1.3.

Ресурсы сайта ИПК для организации консультаций по введению ФГОС и исследовательской деятельности.

4







4

Зачет

1.4.

Организация консультационной поддержки (интернет-конференция, skype и т.д.).

4







4

Зачет

1.5.

Рефлексия модуля.

4







4




Очная часть

32

11

3

26




2.

Организация и содержание школьной экспедиции как пространство подростковой школы, обеспечивающей формирование УУД

8

4




4

Зачет

2.1.

Определение концепции экспедиции

3

1




2

Зачет

2.2

Определение общих и ключевых участков проведения экспедиции

1

1







Зачет

2.3

Работа руководителей поисковых отрядов

2




2




Зачет

2.4

Методика организации комплексной экспедиции

2

1




1

Зачет

3

Метод и методики учебного исследования в рамках экспедиции

8

4




4

Зачет

3.1

Географические методы

2

1




1

Зачет

3.2

Региональная геология

2

1




1

Зачет

3.3

Методы полевых биологических исследований

2

1




1

Зачет

3.4

Химико-аналитические методы исследований

2

1




1

Зачет

4

Организация полевых исследований

10







10

Зачет

4.1

Глазомерная и инструментальная съемка местности

2







2

План участка

4.2

Составление геоботанических карт

2







2

карта

4.3

Мониторинг водных и почвенных объектов

2







2

Таблицы мониторинга

4.4

Составление туристических маршрутов

2







2

Маршрут - зачет

4.5

Обработка и анализ исследовательских материалов

2







2

тест

5

Роль и значение музея в организации и проведении экспедиции

4

2




2

Зачет

5.1

Принцип последовательности и преемственности в проведении комплексных экспедиций

2

1




1

анкета

5.2

Социальные, воспитательные и здоровьесберегающие аспекты экспедиции

2

1

1




тест

6

Проектирование как способ организации экспедиции

2

1




1

Зачет

7

^ Подготовка и защита итоговых работ.

8







8

Отчет о практике

6

Итого по программе

72

15

3

54




^ Содержание программы

  1. Система требований ФГОС в пространстве формирования УУД

1.1 Организация образовательного пространства в подростковой школе Содержание модуля позволяет слушателям изучить методологические и теоретические основы организационной деятельности, освоить способы сопровождения становления профессиональной субъектности, овладевать коммуникативной, организаторской, аналитической, проектировочной, рефлексивной, исследовательской деятельностью.

^ 1.2. Формирование метапредметных результатов, возрастные контексты ФГОС

Содержание модуля позволяет слушателям овладеть знаниями и умениями по формированию метапредметных результатов при организации и проведении экспедиции с учетом возрастных особенностей школьников.

^ 1.3. Ресурсы сайта ИПК для организации консультаций по введению ФГОС и исследовательской деятельности.

Данный модуль поможет научиться пользоваться ресурсом сайта ИПК для получения информации о подготовке и введении ФГОС, о нормативно-правовых документах, о мероприятиях, обеспечивающих введение ФГОС, деятельности школ по обеспечению введения ФГОС.

^ 1.4. Организация консультационной поддержки (Интернет-конференция, skype и т.д.).

Слушатели научатся организовывать Интернет-конференции по электронной почте (off-line) или в оперативном режиме (on-line), пользоваться электронной почтой, работать в skype и т.д. для организации консультационной поддержки по введению ФГОС в муниципальном образовании, а также сами будут получать консультационную поддержку.

^ 1.5. Рефлексия модуля.

Будучи базовым понятием для открытого образования, рефлексия обеспечивает не только усвоение материала, включение его в личную «копилку», но и предполагает размышления над способами получения информации. Кроме того, рефлексия способствует определению новых познавательных горизонтов, а, следовательно, мотивирует на дальнейшее более глубокое познание.

^ 2. Организация и содержание школьной экспедиции как пространство подростковой школы, обеспечивающей формирование УУД

2.1. Определение концепции экспедиции

Модуль предполагает обучению постановке проблемы исследуемой территории, определению целей и задач, временным рамкам экспедиционных исследований, этапов работ, направлений и методов исследований.

^ 2.2. Определение общих и ключевых участков проведения экспедиции

Слушатели научатся определять общие и ключевые участки для проведения исследований

2.3. Работа руководителей поисковых отрядов

Обучение составлению программ исследований по направлениям: Географическое, биологическое, геолого-топографическое, химико-аналитическое, туристско-краеведческое


^ 2.4. Методика организации комплексной экспедиции

Слушатели овладеют умениями проводить согласование и рекогносцировку территории исследований, определять состав и структуру экспедиции для проведения исследовательских работ, решать административные, финансовые, кадровые и хозяйственные вопросы, готовить продовольствие и медицинское оснащение экспедиции, работать со спонсорами и партнерами, осуществлять связь с органами местного самоуправления и общественными организациями исследуемой территории. Приобретут навыки по выбору снаряжения, составлению рекомендаций по соблюдению техники безопасности при работе с инструментами, овладеют методиками обеспечения психологического климата как основы успешного проведения экспедиции.

^ 3. Метод и методики учебного исследования в рамках экспедиции

3.1. Географические методы

Модуль предполагает овладение умениями определения и описания географического положения форм рельефа, водных, почвенных и растительных объектов. Слушатели познакомятся с методами и методиками полевых исследований: наблюдений, картографический, статистический, визуальный, полевые и камеральные работы, инструментами и материалами фотография и видеосъемка – неотъемлемой части исследовательских работ.

^ 3.2. Региональная геология

Слушатели овладеют умениями определять минералы и горные породы, классифицировать их, определять, отбирать образцы, работать с материалом и инструментом. Познакомятся с формами залегания геологических тел, различными нарушениями в залегании слоев.

^ 3.3. Методы полевых биологических исследований

Слушатели научатся наблюдению за натуральными объектами, составлять план изучения и описания растений, составлению диаграмм. Овладеют основами закладки и постановки опытов. Пользоваться методикой определения и определять различные типы отношений между организмами.
^ 3.4. Химико-аналитические методы исследований

Слушатели научатся готовить реагенты для проведения анализов воды, использовать различные методы определения качества воды (органолептический, колориметрический, титриметрический, биоиндификационный) с применением ранцевой полевой лаборатории.

^ 4. Организация полевых исследований

4.1. Глазомерная и инструментальная съемка местности

Слушатели овладеют умениями работы с инструментами, снаряжением, материалами, выполнять глазомерную съемку, теодолитную съемку, камеральную обработку материалов, работать с картой.

^ 4.2. Составление геоботанических карт

Слушатели научатся составлять геоботанические карты.

4.3. Мониторинг водных и почвенных объектов

Модуль направлен на формирование проведение мониторинга почв и воды по биоиндификационному методу.

^ 4.4. Составление туристических маршрутов

Модуль включает в себя: определение темы и направления маршрута, выбор экспедиционных материалов для маршрутов, отбор фотоматериалов экспедиции, составление проекта туристического маршрута.

^ 4.5. Обработка и анализ исследовательских материалов

Данный модуль предполагает научиться фиксировать результаты наблюдений в окружающей среде и оформлять эти результаты в виде графиков, диаграмм, карт, таблиц с использованием ИКТ - технологий.

^ 5. Роль и значение музея в организации и проведении экспедиции

5.1. Принцип последовательности и преемственности в проведении комплексных экспедиций

Особое внимание в этом модуле уделяется системности и последовательности в изучении территории как средства подготовки квалифицированных юных исследователей, значение преемственности в организации экспедиции, комплексный анализ территории как ресурс профессиональной исследовательской деятельности.

^ 5.2. Социальные, воспитательные и здоровьесберегающие аспекты экспедиции

Модуль включает составление программ организации досуга в экспедиции, Интеллектуальные марафоны в экспедиционных условиях, спортивные соревнования и игры.

^ 6. Проектирование как способ организации экспедиции

Слушатели актуализируют знания по составлению и оформлению проектов.

7. Подготовка и защита итоговых работ.

Форма итоговой работы: проект.

Требования к оформлению проекта - соблюдение следующей структуры а:

  1. Тема

  2. Актуальность проблемы.

  3. Объект, предмет исследования

  4. Цель

  5. Задачи

  6. Гипотеза

  7. Основная идея проекта

  8. Участники проекта

  9. Целевая группа

  10. Этапы и календарный план реализации проекта

  11. Мониторинг хода реализации проекта.

  12. Планируемый бюджет.

  13. Ожидаемые результаты

  14. Риски и мероприятия по их снижению

  15. Перспективы развития проекта

  16. Авторы проекта


Критерии оценивания проекта:

  1. Актуальность и значимость темы

  2. Глубина исследования проблемы

  3. Оригинальность предлагаемого решения

  4. Достижимость результатов и их социальная значимость

  5. Оптимальность соотношения требуемых ресурсов и результатов

  6. Соблюдение авторами структуры проекта;

  7. Использование в проекте различных источников информации (словари, энциклопедии, научная литература, Интернет-ресурсы);

  8. Использование в проекте разнообразных форм представления информации (схемы, графики, таблицы, карты, иллюстрации, фотографии….);

  9. Доступность представленной информации;

  10. Точность, глубина и полнота ответов на вопросы при презентации проекта



Приложение 1


Список справочной, учебной и методической литературы.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/popular/edu/, 2010

  2. ФГОС НОО http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223

  3. ФГОС ООО http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224

4. Антипов А.Н., Корытный Л.М. Географические аспекты гидрологических исследований. Новосибирск, 2007.

5. Буров В.П и др. Оценка рекреационных ресурсов горных территорий на примере Западного Саяна. М., 2009.

6. Грюнберг Г. Ю. Природа окрестностей школы. М., Учпедгиз, 2007.

7. Ковальская Н. Я. Методика экономико-географических исследований. Изд-во МГУ, 2008.

8. Кочуров Б.И. Картографирование поведения элементов техногенеза. Вопросы создания медико- гегорафически карт. Иркутск, 2009.

9. “Методы географических исследований”. Сб. статей Изд-во МГУ, 2009.

10. Пашканг К. В., Васильева И. В., Лапкина Н. А., Рычагов Г. И. Комплексная полевая практика по физической географии. М., “Высшая школа”, 2009.

11. Попов Н. В. Фенологические наблюдения в школе. Пособие для учителей средней школы. М., Учпедгиз, 2009.



Похожие:

«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconДепартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconДепартамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Инструктивно-методическое письмо
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» icon«сельская школа участник социального партнёрства»
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconГоу дпо «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области»
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам (модуль для повышения квалификации по накопительной...
«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconБазовая модель обобщенного педагогического опыта Бараниченко Алексея Сергеевича Учителя технологии 5-8 классов моу «Пришненская средняя общеобразовательная школа №27»
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области
«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconВыпускная работа
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconМинистерство образования и науки РФ гоу впо «оренбургский государственный педагогический университет» институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования выпускная квалификационная работа
Формирование навыков беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования
«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconДипломная работа
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconНедели: «Вода»
Государственное образовательное учреждение самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
«Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconТекстовое описание педагогического опыта
Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты