А. И. Вислый об оцифровке фондов, авторском праве и не только icon

А. И. Вислый об оцифровке фондов, авторском праве и не только



НазваниеА. И. Вислый об оцифровке фондов, авторском праве и не только
Дата03.07.2014
Размер147.59 Kb.
ТипСправочники, творчество

Бум сканирования, посетивший сферу культуры, постепенно сошел на нет. В частности, руководители библиотек осознали, что перевод некоторых про­изведений библиотечного фонда в электронную форму связан с нарушением авторского права - и задумались. Генеральный директор Российской государ­ственной библиотеки Александр Иванович Вислый считает, что нарушений в этой сфере можно избежать, если сформировать полноценный рынок элек­тронной книги. Журнал "Справочник руководителя учреждения культуры" встретился с Александром Ивановичем, поговорил о том, что нужно сделать, чтобы этот рынок был сформирован, и выяснил, в каких случаях хранение кон­трафактных документов может оказаться полезным для будущих поколений.


^ А.И. ВИСЛЫЙ

ОБ ОЦИФРОВКЕ ФОНДОВ, АВТОРСКОМ ПРАВЕ И НЕ ТОЛЬКО


Если фонды оцифровываются, значит, это кому-то нужно. Кому в первую очередь?

Если говорить о нашей библиотеке, то в первую оче­редь это нужно студентам и ученым. Большинство посе­тителей нашей библиотеки - это студенты, аспиранты и ученые. Каждый год мы составляем рейтинги произведе­ний, которые чаще всего спрашивают наши читатели. Мы бы с радостью оцифровали всех их и предоставили к ним доступ, но все это защищено авторским правом.

Как известно, мы можем оцифровывать произведение, не спрашивая разрешения автора, только через 70 лет после его смерти, И поэтому мы не можем оцифровать большую часть того, что нужно нашим читателям. Соглас­но части IV Гражданского кодекса РФ для того чтобы пе­ревести книгу в электронный формат, нам нужно найти автора, заключить с ним письменный договор и только после этого сканировать документ.

Российское авторское общество мо­жет быть полезным в этом деле?

Если вдаваться в подробности нашего зако­нодательства, РАО аккредитовано для заключения дого­воров в области аудио- и видеозаписи. Если общество является аккредитованным, оно может действовать от имени всех авторов, даже если у них нет договора с об­ществом. В настоящее время в литературной сфере ак­кредитованных обществ нет и быть не может. Неаккре­дитованные общества должны заключать договоры с каждым автором. Сейчас на нашем рынке не существует более-менее серьезных авторских обществ, которые работали бы с литературными произведениями, потому что заключить огромное количество письменных дого­воров с авторами не под силу никому.

В каком случае без оцифровки не обойтись?

На самом деле, если говорить не только о нашей библиотеке, но о стране в целом, уже сейчас без оцифровки не обойтись. Есть просто страшные цифры.

^ Литература образовательного, научного и научно-по­пулярного характера - т. е. то, что нужно для повышения культурного и образовательного уровня человека, - изда­ется тиражом в лучшем случае 500-1000 экземпляров.

Безусловно, учебники для школ выпускаются необходи­мыми тиражами. Но даже если преподаватель вуза написал книгу, которая нужна студентам и в сотне других вузов страны, она будет издана тиражом максимум 1000 экзем­пляров: больше не распродается. Книга будет распростра­няться внутри вуза, что-то продаст издательство.

Как книга, изданная тиражом 1000 экземпляров, по­падает в каждую из 40 тысяч общедоступных библиотек по всей России?

Время многомиллионных советских тиражей прошло и уже не вернется. Поэтому когда мы говорим, что необходимо цифровать, ответ простой - оцифровывать нужно то, что необходимо в городской, районной, сельской библио­теке.

Везде, куда может прийти человек и получить элек­тронную копию этой книги, потому что в бумажном виде эта книга не попадет к нему никогда.

Так, может, начать оцифровывать классику?

Не все так просто: классика тоже защищена авторским правом. Например, Шекспир - чистая классика! С даты смерти автора уже точно прошло 70 лет. Но оцифровать его мы не можем - скорее всего, это перевод Маршака или Пастернака. Можно перевести в электрон­ную форму книгу Шекспира, изданную в конце XIX века, но там будут "ять", "ижица" и твердые знаки.

Сейчас это центральная проблема. Решить ее пытают­ся несколькими способами.

Первый способ достаточно простой - создать агрегатора авторских прав. Это коммерческие компании, кото­рые приходят в издательства или к самим авторам и покупают у них права на создание и использование элек­тронной копии произведения. Потом пытаются торговать электронной копией: давать доступ к чтению, продавать книги в электронной форме, а затем перечислять автор­ское вознаграждение авторам, с которыми подписаны соглашения.

Можно назвать таких агрегаторов, как "ЛитРес", "Книгафонд", электронно-библиотечная система IQLib и др. Но их ресурсы настолько малы, что не покрывают инте­ресов читателей Российской государственной библиоте­ки, да и в принципе ориентированы на то, что и так представлено в магазинах в большом количестве - то, на чем можно гарантированно заработать.

Опять же, туда не попадают книги, необходимые для сферы образования. Если взять список 100 наиболее часто запрашиваемых книг в РЕБ, го в "ЛитРесе" из этого списка есть три книги, в "Книгафонде" - две...

Конечно, попытки рационализировать процесс есть. Например, весной 2011 года была создана автономная некоммерческая организация "Национальный библио­течный ресурс". Ее единственная, глобальная цель - договариваться с правообладателями о том, чтобы в национальных библиотеках страны (в РГЬ, РНБ и Пре­зидентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина) была возмож­ность создавать цифровую копию книги и предостав­лять доступ к ней в помещении библиотеки. Это может решить проблему. Работа движется, договоры заключа­ются. В настоящий момент АНО удалось заключить более 2000 договоров. Есть все предпосылки к тому, что через некоторое время количество договоров будет расти.

Но нужно учитывать, что ежегодно в стране издается 120 тысяч наименований новой литературы. Даже если представить, что треть этой литературы - научная и на­учно-популярная, то это 40 тысяч только новых произве­дений ежегодно. А у каждого произведения может быть по несколько авторов.

Нo это не страшно. Процесс правильный, нужно двигаться в этом направлении,

Некоторое время назад в библиотечной сфере не было понимания, что сканировать, какой срок оцифровки считать приемлемым, чьими силами проводить эту работу. Но бытовало мнение, что сканировать нужно все и прямо сейчас. На Ваш взгляд, в каких случаях оцифровка мо­жет быть излишней?

Действительно, на региональном и муниципальном уровне желание "посканировать" какое-то время при­сутствовало. Потом, когда стало понятно, что возникают не только чисто физические, но и финансовые сложно­сти, а основная проблема заключается в нарушении авторских прав, эти настроения постепенно пошли на убыль.

Действительно, или ты сканируешь документы с "ятью" и твердыми знаками, которые нужны только профессио­налам и большую часть времени они лежат невостребо­ванными, или хочешь отсканировать что-то по-настоя­щему нужное, но не можешь, потому что оно защищено авторским правом

Это первый спорный момент. Второй - по-хорошему, цифровать нужно в одном месте, остальные учреждения должны получать доступ к этому ресурсу.

Если есть Интернет, то есть и возможность, сидя в помещении своей местной библиотеки, почитать книгу, которая физически находится в РГБ. Зачем сканировать эту книгу во всех библиотеках? В этом нет смысла.

Впрочем, есть полностью оправданное направление работы по оцифровке на местах. Библиотекам имеет смысл создавать электронные копии издании, сущест­вующих только на муниципальном уровне (интересных и самобытных газет, журналов, каталогов), произведений местных авторов и т. п. Существует масса интересных и самобытных изданий, с которыми читатель федерально­го уровня с другого конца страны может познакомиться только в электронной форме. Библиотекам проще решить вопрос с авторским правом: если автор - местный, с ним легче вступить в контакт, заключить договор. И, может быть, даже не понадобится сканировать - человек может согласиться предоставить произведение на переносном носителе.

Еще один случай, когда оцифровка и вообще придание произведений широкой огласке излишни, заметен на примере публичных библиотек. Когда библиотека Маш­кова согласилась размещать на своей базе произведения всех желающих (если только эти произведения не пере­даны издательствам), в Интернете появилось огромное количество произведений графоманов. В таком объеме произведений сложно разобраться: это настоящая лите­ратура или плод труда графомана? Для этого и нужны издательства - они выполняют роль фильтра, производят отсев заведомо некачественной литературы. Отсутствие отсева - тоже проблема.

Значит, нынешней нормативной базы недостаточно для того, чтобы обес­печить полноценную защиту автор­ских произведений?

На самом деле в Гражданском кодексе РФ все описано правильно и очень четко. По запросам читателей биб­лиотеки можно копировать малые отрывки из произве­дений. Если приходит человек и просит сделать копию десяти страниц текста, библиотека свободно может сделать это в соответствии с частью IV КГ РФ.

Бывают случаи - редко, но бывают, - когда человек сначала сделает копию десяти страниц, потом еще деся­ти, потом двадцати, и в итоге получит законченное про­изведение. Он нарушает закон. А мы, в общем потоке читателей, не в состоянии отследить, кто, откуда и сколько страниц скопировал. Но все же иногда ловим на "горячем" и лишаем читательского билета.

Можно ли избежать нарушений. Если да, то как?

Решить все проблемы оцифровки на уровне библиотеки не получится. Даже думать об этом не стоит.

Например, статья 1273 ГК РФ позволяет физическому лицу переводить в цифровую форму все, что угодно, но только для личного использования. Легко объяснить, как в Интернете появляются копии книг. Учебник вышел ма­лым тиражом, студент купил его или взял у товарища и отсканировал - это заняло не больше часа. Пока в книге пропущена хотя бы одна глава или отсутствует обложка, это не произведение в законченном виде. Пока все в рамках закона. Потом к студенту пришел его друг и по­просил переписать книгу. Он, не задумываясь, перепи­сывает книгу на флэш-карту. И в этот момент он стано­вится нарушителем части IV ЕК РФ. Но кто и как его пой­мает? Далее друг выкладывает учебник в Интернет, на личный сайт, - берите, пользуйтесь, не жалко! Он тоже нарушитель. Но кто будет его ловить? А электронный текст уже гуляет по Интернету. Большинство текстов, разме­щенных в Интернете пиратским способом, появились именно так - не из-за того, что кто-то нарушал закон или сознательно вредит автору, а абсолютно бессознательно и с самыми добрыми намерениями.


Так как решить эту проблему? Запретить оцифровку всех произведений — ныне живущих авторов без согласования с ними? Этот запрет уже есть. Приказать всему управлению "К" Федеральной службы безопасности заняться поиском людей, размещающих цифровые копии книг в Интернете?

Ничего из этого не выйдет. Конечно, можно поставить перед управлением "К" задачу поймать нашего студента и устроить "показательную порку"... Но, скорее всего, после этого ничего не изменится. Думаю, выход - в разумном балансе интересов правообладателя и пользователя.

^ Надо сделать так, чтобы у человека была возможность приобрести книгу в Интернете за разумные деньги.

Если купить книгу будет легко: нашел ее на сайте книжного магазина, кликнул по слову "Купить", оплатил Яндекс деньгами или списал средства со счета на Webmoney - и все, скачивай книгу в электронной форме, пользуйся, - то человек не будет тратить час своего личного времени на сканирование. И другу своему скажет: я купил книгу там-то, что и тебе советую. В этом случае будет возможность расплатиться и с авторами, и с издательствами. Такая система должна быть построена. Пока ее - работающей - в стране нет.

Деятельность АНО "Национальный библиотечный ресурс", агрегаторов "Литрес", "Книгафонд" и др. активно обсуждается в Российском книжном союзе и Гильдии издателей периодической печати. Часть агрегаторов аффилированы с издательствами. Например, собственник агрегатора "ЛитрРес" - издательство "Эксмо".


А как агрегаторы и издательства реагируют на то, что библиотеки — покупают электронные копии произведений для себя, но дают пользоваться ими читателям?

Любая библиотека обязана дать возможность челове­ку почитать книгу бесплатно. Это записано в Федераль­ном законе "О библиотечном деле". Если ко мне пришел читатель, я выдаю ему книгу, и никаких отчислений от библиотеки автор не получает. Что будет, если я купил у того же "ЛитРеса" электронную копию книжки для биб­лиотеки и в помещении библиотеки дал ее почитать по­сетителю? Позиция издателя на данный момент звучит следующим образом: библиотека должна платить за каждое прочтение книги каждым читателем. Позиция библиотек: печатная и электронная форма - это разные формы одного и того же текста, и мы хотим предоставлять право пользования ею на тех же условиях, что и печатной версией.

Мы не берем денег за чтение книги в электронной версии в помещении библиотеки без возможности копи­рования. Но если читатель захочет уйти с электронной копией издания, мы готовы взять с читателя деньги и часть этих денег перечислить издателю или правообла­дателю. Но мне трудно представить себе, как библиотека будет рассчитываться со всеми издателями и правообла­дателями. Какую бухгалтерию нужно будет содержать?!

Поэтому нужна организация, которой мы бы перечисляли деньги за копирование и которая потом распределяла бы их между правообладателями.

Разве АНО "Национальный библиотечный ресурс" не подходит для этого?

Подходит. Но сначала ей нужно заключить договоры с большим количеством правообладателей, нужна помощь Российского книжного союза, чтобы усло­вия заключения договоров были одинаковыми. Все это еще находится в процессе становления, АНО только начинает работать.

Кампании Google и создателям "Европеаны" удалось избежать проблем с авторским правом?

Если посмотреть на электронный ресурс "Европеаны", то произведений, защищенных авторским правом, в нем практически нет. Они начали с азов, но рано или поздно они все-таки столкнутся с проблемой авторского права.

Google, пользуясь одним пунктом американского зако­нодательства, обошел момент, который нас сдерживает. Для перевода произведения в электронную форму нужен письменный договор с автором. Google таких договоров не заключает. Он заключил договоры с библиотеками, получил от них требуемый объем литературы и получил 12 миллионов оцифрованных текстов. Поскольку никаких договоров с авторами, перед тем как оцифровывать про­изведения, компания не заключала, сейчас она имеет кучу судебных исков, с решениями как в свою пользу, так и в пользу авторов. В энциклопедию Google попало много русскоязычных книг. Но когда вы их открываете, вы видите обложку, содержание - и все. Попытки Google перевести пользование электронными копиями книг на коммерче­ские рельсы пока не увенчалось успехом. По крайней мере, последнее судебное решение было не в пользу Google. Получается, 12 миллионов документов лежат на серверах компании, но ими нельзя пользоваться.

Может быть, что-то из этого опыта мы можем перенять?

Конечно. Сейчас мы, имея в виду негативный опыт Google, пытаемся договориться с издательствами о предоставлении нам электронных копий изданий. Изда­тельства готовы это сделать, но у них заключены догово­ра с авторами натри года. Что будет, когда срок действия договоров закончится? Это не урегулировано никакими нормативными актами.

Библиотека покупает у издательства электронную версию книги, чтобы включить ее в свой библиотечный фонд. Точно так же библиотека поступает с печатными книгами. А дальше в законодательстве о библиотечной деятельности написано, что национальная библиотека должна хранить книгу вечно. Проходит три года, изда­тельство требует уничтожить электронную копию. А библиотека не может этого сделать. Коллизия! Пока до судебных разбирательств не доходило. Я думаю, что произойдет следующее: правообладатель пойдет в суд; суд вынесет решение, согласно которому библиотека должна будет исключить издание из своего библиотеч­ного фонда; тогда представители библиотек обратятся в Государственную думу РФ, потому что для того, чтобы библиотека могла исключить издание из своего фонда, нужно внести изменение в законодательство о библио­течном деле... Дело затянется.

А если в библиотеку попадает электронная версия контрафактной книги?

Она тоже будет храниться вечно. Мы не сможем ее уничтожить. Контрафактный материал в электронном виде для нас - то же самое, что документ на бумажном носителе. Если книга пришла в РЕБ как обязательный экземпляр, я включаю его в библиотечный фонд, ставлю на полку, храню и обязан предоставить для прочтения любому читателю, если произведение не определено судом как экстремистская литература.

Неизвестно, что будет через сто лет. Может быть, в контрафактном материале будут обнаружены интересные опечатки или окажется, что он содержит дополнительные страницы и в тысячу раз дороже и интереснее оригинала!

Кстати, иногда электронные версии книг нас просто спасают. Если в РЕБ приходит человек с улицы, да еще и не самого лучшего вида, и просит дать ему редкую книгу, я вынужден предоставить ему этот документ. Но не могу же я поставить охрану или сам стоять над душой у чита­теля, контролировать, что он с ней делает! Обычно в таких ситуациях мы говорим, что фонд библиотеки открыт для всех, но для работы с бумажной версией этой книги не­обходимо рекомендательное письмо от научного руко­водителя о том, что книга нужна вам для научных целей. Если письма нет - милости просим за компьютер, може­те ознакомиться с книгой в электронном виде.

А как обстоят дела с лоббированием общей позиции библиотек в органах власти?

С самим процессом лоббирования все хорошо. С результатами - хуже. Хотя сложно сделать больше, чем мы уже сделали: действует Общественный комитет содей­ствия развитию библиотек России, в который входят ми­нистр культуры, министр образования и науки, министр связи и массовых коммуникаций. Возглавляет комитет Председатель Государственной думы РФ Б.В. Грызлов. Комитет встречается и обсуждает вопросы, связанные в т. ч. и с соблюдением части IV Гражданского кодекса РФ. Процесс идет.

Но обратное лобби тоже сильно. Оно исходит не от издательств (издатели как раз очень гибкие люди, они понимают, что век электронной книги уже настал, и пы­таются получить долю этого рынка), а от полиграфической и лесной промышленности. Давайте посчитаем: у нас в стране 15 миллионов школьников. Средний годовой рюкзак школьника содержит 10 килограммов учебников и тетрадей. Это 150 миллионов килограммов бумаги. За этим стоит огромная промышленность и огромные деньги. Когда на рынке возникают перекосы в сторону электронной формы книг, эта часть лоббистов активизи­руется. В первую очередь она влияет на издательства, бизнес которых зависит от цен на бумагу. И тут-то издательства начинают писать открытые письма Президенту поднимать шумиху... Однако никому еще не удавалось остановить технический прогресс. В нашей сфере дея­тельности главное, чтобы его достижения давали равные возможности людям на доступ к информации и знаниям в режиме 24 часа 7 дней в неделю 365 дней в году.


ТОП-10 книг по запросам читателей РГБ:

  1. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева.

  2. Дэвид Аакер. Создание сильных брендов.

  3. Йозеф Шумпетер. Теория экономического развития.

  4. Филип Котлер. Основы маркетинга: профессиональное издание.

  5. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук.

  6. Ф.И. Шаркав. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы.

  7. С. С. Алексеев. Общая теория права.

  8. В. И. Карасик. Языковой круг: личность, концепты, дискурс.

  9. Е. Ю. Андреева. Постмодернизм: искусство второй половины XX - начала XXI века.

  10. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность.


// Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. – 10. – С. 7-11.



Похожие:

А. И. Вислый об оцифровке фондов, авторском праве и не только iconНациональная библиотека удмуртской республики отдел информационно-библиографического обслуживания новые документы по библиотечному делу выпуск 12 (Декабрь)
Вислый А. И. А. И. Вислый: об оцифровке фондов, авторском праве и не только // Справочник руководителя учреждения культуры. 2011....
А. И. Вислый об оцифровке фондов, авторском праве и не только iconАвторское право
Насколько мне известно, в авторском праве ничего не изменилось. А также по тому, что меня всегда влекло к этой теме, не к авторскому...
А. И. Вислый об оцифровке фондов, авторском праве и не только iconВсемирная конвенция об авторском праве (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года)
...
А. И. Вислый об оцифровке фондов, авторском праве и не только iconВсемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)
Женеве 6 сентября 1952 года (далее именуемую "Конвенция 1952 года"), и соответственно
А. И. Вислый об оцифровке фондов, авторском праве и не только iconПоложение о сохранности фондов мбоу «Суксинская сош» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Настоящее положение регламентирует обеспечение сохранности фондов на основе дифференцированного подхода к документам различной значимости,...
А. И. Вислый об оцифровке фондов, авторском праве и не только iconПоказателей и пути улучшения использования основных фондов предприятия 11
Ьном износе, о факторах, которые влияют на использование основных фондов, можно выявить методы, при помощи которых повышается эффективность...
А. И. Вислый об оцифровке фондов, авторском праве и не только icon1. Новые формы безналичных расчетов: электронные платежи и «пластиковые карточки» 3
Социально-экономическое содержание и значение внебюджетных фондов. Основные направления реформирования федеральных социальных внебюджетных...
А. И. Вислый об оцифровке фондов, авторском праве и не только icon3. Система показателей и пути улучшения использования основных фондов предприятия
Для характеристики использования основных производственных фондов применяются различные показатели, которые условно можно разделить...
А. И. Вислый об оцифровке фондов, авторском праве и не только iconСостояние комплектования и формирование фондов муниципальных библиотек Ярославской области в 2010 году
Состояние комплектования и формирование фондов муниципальных библиотек Ярославской области
А. И. Вислый об оцифровке фондов, авторском праве и не только iconТема Общие положения о предпринимательском праве. Источники предпринимательского права (2 часа) Понятие предпринимательского права. Предмет и метод предпринимательского права
Тема Общие положения о предпринимательском праве. Источники предпринимательского права (2 часа)
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты