Пояснительная записка по использованию цор на уроках технологии и занятиях кружка icon

Пояснительная записка по использованию цор на уроках технологии и занятиях кружка



НазваниеПояснительная записка по использованию цор на уроках технологии и занятиях кружка
учитель технологии
Дата03.07.2014
Размер54.22 Kb.
ТипПояснительная записка

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Сосново»


Пояснительная записка по использованию ЦОР

на уроках технологии и

занятиях кружка


Тема «МОТИВЫ РУССКОГО ОРНАМЕНТА»


Работу выполнила

учитель технологии

МОУ «СОШ с.Сосново»

Черноусова Татьяна Владимировна


2007


Тема: Мотивы русского орнамента.

Цель: Знакомство учащихся с народными традициями в рукоделии.

Задачи:

  • познакомить учащихся с изделиями местных мастериц;

  • рассказать о значении орнаментов в русской вышивке и вязании;

  • выполнить оформление изделия в технике вязания крючком;

  • реализация регионального компонента.

Класс: 5 – 7

Наглядный материал: схемы русского орнамента, старинные изделия с элементами вышивки и вязания крючком, выставка работ учащихся, выставка «Бабушкин сундук», схемы вязания крючком различных изделий, инструкционные карты, условные обозначения вязания крючком.


^ Ход занятия.

Тема нашего занятия «Оформление вышитых и вязаных изделий крючком».

С древнейших времен на Руси почиталось умение создавать дивные вещи своим руками. Одни мастерицы расшивали шёлк и бархат золотыми и серебряными нитями, жемчугом и перламутром, по холсту стлали шёлком, льном, шерстью. Другие мастерицы обвязывали эти вещи тончайшими кружевами, с помощью такого незатейливого инструмента как крючок. И занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и социального происхождения.

Но самое большое распространение вязание крючком и вышивка имели в русской деревне, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.

Подготовленные за долгие зимние вечера холсты превращались в руках мастериц в предметы быта, праздничные одеяния.

Вопрос: Какие вещи выполняли женщины из домотканых холстов? (полотенца, скатерти, одежду, рушники и т.д).

Вопрос: Какие виды полотенец на Руси существовали?

Хозяйка дома вместе с дочерьми, ранней весной, когда наступала пора светлых дней, но далеко еще было до всех сельскохозяйственных работ, приступали к вышивке и отделке предметов быта. Это делалось не только чтобы украсить вещь, но и наделить ее при помощи древних орнаментов чудодейственной силой, способной защитить от разных невзгод и недугов, сглазов и нечистой силы. А теперь давайте узнаем, что же обозначали эти символы в орнаменте и как они изображались?

Солнце – самый главный и чаще всего используемый элемент. Солнце – источник жизни, обладающий очистительной и охраняющей силой, противопоставление злому и нечистому. Обозначалось на изделиях косым крестом. Это знак солнца и огня. Его называли в народе «огнивцем». (Показ символа солнца). Этот знак означал также солнцеворот, смену дня и ночи, вечное продолжение жизни, охрану плодородия.

Мастерицы изображали солнце на рубахах, полотенцах, головных уборах в виде ромба с лучами, что означало женское начало матери земли - плодоносящей.

Особенно обильно узорами из различных ромбов украшали наряд невесты, будущей матери, продолжательницы рода.

Еще один символ - женская фигура. Этим символом обозначалась ЗЕМЛЯ. Земля всегда наделялась человеческими чертами: женщина с поднятыми руками, а в руках птицы. А внутри фигуры произрастало дерево, у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду. Обращались к ней «Кормилица – мать - сыра земля». Крестьяне отмечали именины земли «Духов день», когда нельзя ее было тревожить, копать, боронить. Почиталась земля в неразрывной связи с водой и растительностью.

Покровительница домашнего очага, хозяйства и женских работ с языческих времен считалась богиня Мокошь. Ее изображали с руками, превращенными в гребни для расчесывания льна. Покровительницей прядения и ткачества считалась Параскева Пятница. Иногда в народном представлении образ Параскевы и Богородицы сливался в один, как образ заступницы женщин, исцелительницы людей и скота. Фигура женщины называлась «рожаница» и вышивалась на женской одежде, простынях, полотенцах для свадебных и родильных обрядов.

Еще одним из главных символов являлась птица. Она представляется то птицей – павой, то в виде изящной утицы, то в виде лебедя, то в виде голубя. Но значение всегда было одно - приносящей добро человеку. Неразрывно с женским началом, жил в птице и символ плодородия, символ матери, - охраняющей дом и детей. Поэтому на концах свадебного полотенца обязательно вышивали двух птиц, чтобы между мужем и женой было согласие, а в доме мир, добро, любовь. Жених и невеста, изображенные в виде селезня и уточки, олицетворяли начало новой жизни.

Петух на изделиях изображался с разноцветным оперением и символизировал огонь, оберег и имел очистительную силу.

С древних времен человек отожествлял каждое животное с каким - либо началом. Такое животное как «олень» и «конь», считались символами силы, мощи, приходом веселья, хранителем счастья. Желтый конь – символ солнца.

Коня изображали на свадебных полотенцах, скатертях, мужских рубашках то коньком – игрушкой, то крылатым конем, то конем – львом. Часто коней изображали по сторонам от цветущего дерева.

Дерево – древнейший языческий символ, «древо жизни», т.е. дерево рождающее новую жизнь, символ жизни, единство рода, его продолжение и благополучие. В вышивке образ дерева соседствовал с птицами и животными. В рисунке особо подчеркивали корни, развесистую крону, ствол в виде ромба. Иногда дерево изображали в виде раскидистого куста, усыпанными пышными цветами.

Вопрос: Назовите языческий праздник, празднуемый в наши дни, где чествуется дерево (какое?) отождествленное с Богородицей (Береза. Троица).

Праздничное убранство преображало весь дом, каждый уголок обретал свое украшение. Вместе с домом преображалась и сама хозяйка, одевая лучший наряд, превращалась в величавую Берегиню, хранительницу домашнего очага.

Вопрос: Какие праздники, отмечались особо на Руси и которые, дошли до наших дней? (Троица, Пасха, Масленица, Рождество, день Ивана Купала).

Традиции рукоделия передавались в семьях из поколения в поколение. И сейчас в некоторых домах, можно увидеть полотенце на зеркале, полочку с иконами украшенную узорчатой каймой, подзоры на кроватях и на полотенцах. Эти вещи как секреты мастерства, хранят как реликвию и передают по наследству от родителей к детям. И среди нас есть такие умелицы, которым передали свой опыт родители, а они в свою очередь стараются передать этот багаж знаний своим дочерям. Одна из этих умелиц, Шкурихина А.А.. Она сохранила вещи своих прабабушек, бабушек, мамы и представила на выставку «Бабушкин сундук» несколько работ. Ну а чему и как ее учили в семье, она расскажет сама. (рассказ Шкурихиной А.А., демонстрация изделий).

На нашей выставке представлены не только старинные вещи, но вещи, выполненные в наши дни ученицами школы. Эти работы также хороши, на них столь же затейливые узоры, и они не уступают по качеству вещам наших бабушек. А это значит, что сохранились традиции, передается опыт из поколения в поколение.

А сейчас вы сами попробуете выполнить изделие в технике вязания крючком. Это могут быть салфетки, скатерти, кайма для полотенца, шторка для полочки или вставка для блузки.

Кружево может выполняться отдельно, а затем пришиваться к изделию. Но можно начинать обвязку непосредственно от ткани столбиками без накида. Для работы вам потребуется крючок и хлопчатобумажные или льняные нитки, а также схемы узоров.

Практическая часть.

Учащиеся выполняют каждая свое изделие по схеме или инструкционной карте.

Выполнение изделия рассчитано на 3-4 занятия. Итоговое занятие – выставка выполненных работ.


Разработка данного внеклассного мероприятия может быть использована на уроках технологии при изучении разделов «Вязание крючком», «Вышивка». А также темы «История русского костюма». Также можно использовать при подготовке и проведению фольклорных праздников, уроков литературы, ИЗО и музыки.



Похожие:

Пояснительная записка по использованию цор на уроках технологии и занятиях кружка iconФормирование лингвистической компетенции школьников средствами цор в рамках применения технологии встречных усилий на уроках русского языка

Пояснительная записка по использованию цор на уроках технологии и занятиях кружка iconИсследовательская работа Выполнили: Виктория Николаевна Попова Екатерина Владимировна Халикова 4 «А» класс Нина Ивановна Кургина учитель начальных классов
За четыре года на занятиях кружка «Цветоводик» и уроках окружающего мира мы много узнали о растениях
Пояснительная записка по использованию цор на уроках технологии и занятиях кружка iconОрганизация рефлексивного пространства на уроках физики
Из опыта работы по использованию технологии развития критического мышлении посредством чтения и письма
Пояснительная записка по использованию цор на уроках технологии и занятиях кружка iconОрганизация рефлексивного пространства на уроках физики
Из опыта работы по использованию технологии развития критического мышлении посредством чтения и письма
Пояснительная записка по использованию цор на уроках технологии и занятиях кружка iconАвторская программа: Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Составила учитель-логопед Ковалдина И. Г. Март 2009 Пояснительная записка
Формирование речевой деятельности на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Пояснительная записка по использованию цор на уроках технологии и занятиях кружка iconИспользование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках физики
Печатная работа учителя физики Клочковой Н. Ф., опубликованная в сборнике «Информатизация учебного процесса и управления образованием....
Пояснительная записка по использованию цор на уроках технологии и занятиях кружка iconПрограмма «умелые ручки». Пояснительная записка
Работа кружка «Умелые Ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами
Пояснительная записка по использованию цор на уроках технологии и занятиях кружка iconПрограмма по физической культуре 1 класс пояснительная записка
Она включает в себя мотивацию и потребность в систе­матических занятиях физической культурой и спортом, овладе­ние основными видами...
Пояснительная записка по использованию цор на уроках технологии и занятиях кружка iconТематическое планирование по русскому языку в 9 классе Пояснительная записка
Целью данного планирования является организация обучения на уроках в 9 классе так, чтобы совместить традиционные темы и тот необходимый...
Пояснительная записка по использованию цор на уроках технологии и занятиях кружка iconФормирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии гришина О. А., учитель технологии моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты