Предпосылки и перспективы выделения сми в отдельную отрасль экономики icon

Предпосылки и перспективы выделения сми в отдельную отрасль экономики



НазваниеПредпосылки и перспективы выделения сми в отдельную отрасль экономики
Дата03.07.2014
Размер70.51 Kb.
ТипСправочники, творчество


Предпосылки и перспективы выделения СМИ
в отдельную отрасль экономики




  • Тема позиционирования отрасли массовой информации как единой систематически обсуждается с 2009 года. Очевидна необходимость закрепления отрасли как единого элемента в системе социальных и экономических институтов. Совместно с Министерством экономического развития Минкомсвязь России начала соответствующую работу над новой редакцией Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

  • С одной стороны, всем понятно, что такое отрасль, чем, скажем, добыча полезных ископаемых отличается от средств массовой информации. Однако законодательного определения отрасли нет. Суммируя имеющиеся определения, мы пришли к выводу, что отрасль включает в себя предприятия, обладающие общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей. Иными словами, в случае со средствами массовой информации мы точно имеем дело с однородной, единой отраслью. И, потом, опорой для нас служит определение в Законе о СМИ, в котором «под средством массовой информации понимается… форма периодического распространения массовой информации».

  • Сам факт создания Министерства связи и массовых коммуникаций логически очерчивает круг отраслевой проблематики – производства и распространения информации и (или) информационной продукции и контроля данного производства и распространения.

  • В ряде программных документов страны наша отрасль уже трактуется как целостный элемент. Так, в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года – в немалой степени благодаря позиции Министерства – имеется раздел «Создание информационного общества», посвященный, в том числе, и средствам массовой информации.

  • Медиаотрасль упоминается в концепции развития телерадиовещания, которая оценивает вклад медиаотрасли в ВВП на уровне 1,4%. Но пока вклад средств массовой информации и массовой коммуникации в российскую экономику однозначно оценить невозможно.

  • Это, на самом деле, большая проблема, и решение ее в перспективе снимет сразу несколько насущных вопросов, как для руководителей бизнеса в сфере СМИ, так и для работников этой отрасли.




  • ^ Коротко об источнике проблемы: причиной расхождений в статистике, разрозненности среди секторов единой отрасли, является структура Общего классификатора видов экономической деятельности – ОКВЭДа. Секторы медиаотрасли раскиданы по разным статьям классификатора: интернет-компании числятся в разделе «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», издатели – в разделе «Деревообрабатывающие производства», телевидение и радио – в разделах «Транспорт и связь» и «Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг».

  • Такая «неблагоприятная» для СМИ структура коренится в самом принципе создания ОКВЭДа, который аналогичен по логике советскому ОКОНХу – Общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства.

  • ОКОНХ действительно отражал существовавшую в СССР структуру экономики, которая строилась не по рыночным канонам, а по идеологическим. Сейчас же мы говорим, в первую очередь, о предпринимательстве, о среднем классе, о его укреплении и процветании как залоге устойчивости российской экономики и российского общества.

  • С другой стороны, СМИ выполняют крайне важные общественные функции: информирования и образования, интеграции и социализации, развлечения, воспитания. СМИ играют уникальную роль в сохранении культурного наследия России и поддержании единства информационного пространства страны.

  • Общественная роль СМИ и их значение как краеугольного камня в системе институтов, определяющих демократический характер развития общества, нашли своё отражение в нормах Закона о СМИ.

  • При отраслевом позиционировании сферы СМИ и массовых коммуникаций нужно учитывать, что эффективное национальное информационное пространство должно быть сбалансированным. Перекос в сторону, например, развлекательной функции может лишить СМИ возможности информирования и воспитания, формирования позитивной, просоциальной мотивации населения.


^ Специфика отрасли



  • Так или иначе, важно добиться такого баланса, при котором цели, лежащие в этих двух плоскостях – социальной и экономической,
    не противоречили бы друг другу, а стали бы своего рода системой координат, в которой поступательное развитие отрасли подразумевало бы реализацию интересов и государства, и бизнеса. В том числе для полноценного функционирования различных составных частей необходимо выделение СМИ в отдельную отрасль. Это позволит государству предусмотреть особое отношение к данной сфере, систему стимулов экономического, финансового, организационного характера, которые способствовали бы сбалансированному соседству экономической и социальной функций СМИ.

  • Что касается срочных и точечных решений по поддержке СМИ, необходимость которых явно встала перед государством в период кризиса, формальное, законное единство медиаотрасли значительно упростило бы отслеживание негативных или упадочных тенденций. Совместная работа с отраслью позволила избежать массовых увольнений, существенного сокращения количества СМИ и объёмов вещания.

  • С 2011 году нам удалось установить для предприятий СМИ пониженные ставки страховых взносов на время переходного периода при замене данными страховыми выплатами привычного ЕСН. Но если наша логика находит понимание у коллег в других ведомствах, то, когда речь заходит об идентификации СМИ как конкретных субъектов экономики, которым может быть предоставлен льготный период, ситуация осложняется – мы не прописаны как отрасль ни в одном общеэкономическом официальном документе.

  • В европейском аналоге ОКВЭДа противоречия, об устранении которых мы сегодня говорим, были сняты благодаря появлению раздела «Информация и связь». Сейчас мы и коллеги из Минэкономразвития движемся в этом направлении, работа близится к завершению.

  • Следующая задача, которая требует безотлагательного решения, – это позиционирование отраслевой науки и образования. Упрощенное представление о СМИ заключается в том, что СМИ – это журналистика. Как следствие, за исключением отдельных вузов, подготовка специалистов по всему спектру специальностей в сфере средств массовых коммуникаций разведена по разным учебным заведениям.

  • Мы видим комплексный подход при подготовке кадров для других отраслей – энергетики, транспорта, финансовых услуг и т.д. У нас же профильные образование и наука не интегрированы. Отдельно преподаётся творческий компонент, отдельно – технологический, и «совсем» отдельно – менеджерский, если преподаётся вообще.

  • Отсутствуют и научные исследования развития нашей отрасли. Существуют только специализированные центры, осуществляющие прикладные исследования – аудитории, рынка СМИ, – но такие исследования лишены фундаментальных научных оснований и не признаются в научном мире.

  • В существующей сегодня номенклатуре специальностей «журналистика» включена в группу «литературоведение» вместе с такими специальностями как русская литература, литература народов Российской Федерации, теория литературы, текстология, фольклористика. При этом по специальности «журналистика» может быть присуждена ученая степень в области как филологических, так и политических наук. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный Минобрнауки России для подготовки по специальности «журналистика», включает изучение таких дисциплин как экономика
    и менеджмент средств массовой информации, функционирование телевидения, функционирование радиовещания, функционирование сетевых СМИ, реклама, связи с общественностью, социология журналистики, психология журналистики и др. Тем самым признается очевидное: что современная журналистика тесно связана как с филологическими науками, так и с экономикой, психологией, социологией, политологией.

  • Поэтому мы считаем, что введение соответствующей научной специальности и интеграция образования и науки в сфере средств массовых коммуникаций, – это ещё одно перспективное и критически важное для развития отрасли направление.


^ Отраслевая стратегия развития

  • Положительным эффектом выделения отдельной медиаотрасли в российской экономике станет помимо прочего более эффективная отраслевая стратегии развития. Сегодня существуют объединения организаций, принадлежащих одному сегменту отрасли – ГИПП, РАР, АКТР и др. Постепенно формируются и начала комплексного подхода в межсекторальном саморегулировании, что нашло своё отражение в создании таких организаций, как Национальный координационный совет по прессе (он объединяет  издателей, полиграфистов, распространителей прессы, бумажных производителей и оптовиков), Национальная ассоциация телерадиовещателей (объединяет теле- и радиовещателей, операторов связи).

  • Но уже само количество существующих организаций подсказывает, что комплексный подход на уровне отрасли отсутствует. Разрозненность подходов приводит к несогласованности действий
    и предложений в условиях, когда отрасли нужна целостная стратегия развития как общая канва дальнейшей эволюции. Наличие отраслевой стратегии даст синергетический эффект – усилит рост отдельных секторов и всей отрасли, повысит капитализацию российских медиакомпаний, расширит для них горизонт планирования. Всё вместе это способно дать новое качество развития сферы СМИ и средств массовых коммуникаций, повысить конкурентоспособность наших медиакомпаний как на внутреннем, так и на внешнем конкурентном поле.


^ Совет по массовым коммуникациям

  • Координация усилий отрасли и регулятора в поиске и реализации эффективных путей развития – одна из задач созданного при Минкомсвязи России Совета по массовым коммуникациям и отраслевых Советов – по телевидению, радио, прессе, по Интернету и новым СМИ. С 2008 года Совет занимался анализом, поиском проблем и путей решения как на секторальном, так и на межсекторальном уровне. В рамках Совета может быть выработана отраслевая стратегия, которая должна стать концептуальным стратегическим документом, задающим векторы развития отрасли. Медиаотрасль представлена множеством самых разных компаний, отраслевых организаций, но в этом процессе создания единой стратегии развития всем будет необходимо немного приподняться над ограниченными корпоративными и секторальными интересами, чтобы достичь нового качества роста.

  • Отраслевые стратегии, разрабатываемые в рамках СМК, – это один из уровней, на котором должна позиционироваться отрасль.

  • В компетенции Минкомсвязи – разработка законодательных инициатив, отражающих и тот факт, что наша отрасль – единый элемент в системе социально-экономических институтов государства. Тот же посыл должен быть закреплён на уровне официальных стратегических документов. В совокупности эти шаги будут обусловливать эволюцию нормативно-правовой базы в направлении создания для сферы СМИ и массовых коммуникаций оптимальных условий развития и реализации компаниями этой сферы своих экономических и социальных функций.






Похожие:

Предпосылки и перспективы выделения сми в отдельную отрасль экономики iconНаучные основы национальной экономики тема Предмет и задачи дисциплины. Предпосылки эффективного функционирования национальной экономики
Тема Предмет и задачи дисциплины. Предпосылки эффективного функционирования национальной экономики
Предпосылки и перспективы выделения сми в отдельную отрасль экономики iconЭкономика производства торгового предприятия
Торговля выступает и как отрасль экономики, при этом она представляет собой совокупность различных торговых предприятий (магазины,...
Предпосылки и перспективы выделения сми в отдельную отрасль экономики iconТематика контрольных работ по дисциплине «Национальная экономика Беларуси» (для студентов факультета вшуб)
Тема Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
Предпосылки и перспективы выделения сми в отдельную отрасль экономики iconТема: Строительство как отрасль экономики. Участники строительства
В лице застройщика могут выступать: дирекция строящихся предприятий, а также действующие предприятия, осуществляющие капитальное...
Предпосылки и перспективы выделения сми в отдельную отрасль экономики iconТема Использование финансов в условиях рыночной экономики
Предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспроизводстве кроются в функциях этой категории распределительной...
Предпосылки и перспективы выделения сми в отдельную отрасль экономики iconПодбор персонала на примере туристической фирмы
Нурсултан Назарбаев в своем послании народу Казахстана “Казахстан – 2030” определил туризм, как отрасль экономики, которая в ближайшее...
Предпосылки и перспективы выделения сми в отдельную отрасль экономики iconЭкзаменационные вопросы ] Предмет экологического права
Понятие экологического права. Экологическое право как отрасль права, отрасль законодательства, наука, учебная
Предпосылки и перспективы выделения сми в отдельную отрасль экономики iconБилет №7 Типология сми, тенденции развития
России, но и во всем мире. Это сложный про­цесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью нахо­дилась вне общего потока...
Предпосылки и перспективы выделения сми в отдельную отрасль экономики iconОтчёт о работе над проектом «Повышение эффективности управления лицеем на основе привлечённых внебюджетных средств»
«Формирование эффективных экономических отношений в образовании» сказано: «В ходе модернизации образования, (рассматриваемого как...
Предпосылки и перспективы выделения сми в отдельную отрасль экономики iconОтрасль от корня Иесеева (1-2)
«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты