Оценивания учащихся icon

Оценивания учащихся



НазваниеОценивания учащихся
Дата16.02.2014
Размер65.96 Kb.
ТипЗадача

Е. Е. СКРЫПОВА

Учитель истории и обществознания ВС0Ш№2 г. Мончегорск Мурманской области

Накопительная система оценивания учащихся

Цели, определенные в Концепции модернизации Российского об­разования до 2010 г., ориентируют педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса. На основе такого подхода строятся и разрабатываются сейчас стандарты. Они предполагают смену требований к существую­щим критериям оценки результатов обучения и воспитания. Наш автор Елена Евгеньевна СКРЫПОВА и рассказывает о пер­вых шагах на этом пути.

На мой взгляд, главным резуль­татом современного учебного процесса должно стать наличие у наших учеников ключевых ком­петенций. Этим термином педагоги определяют качества личности, ха­рактеризующие способность решать проблемы и типичные задачи, возни­кающие в реальных ситуациях, с ис­пользованием учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Задача непростая, и для ее успеш­ного решения учителю следует о мно­гом вспомнить. Во-первых, что в струк­туру компетенций помимо знаний, умений и навыков включаются мотивационная и эмоционально-волевая сферы, а также поведенческие стерео­типы и способности. Во-вторых, ком­петенции человека постоянно изменя­ются, они ориентированы на будущее, имеют деятельностный характер и проявляются в умении осуществлять

выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации. В-треть­их, компетенции связаны с мотиваци­ей на непрерывную самообразователь­ную деятельность.

Так что оценке подлежат не только знания и умения в овладении основ­ными понятиями, но и ситуационное поведение, которое обусловливает конкретные действия человека при возникновении тех или иных ситу­аций. Также подлежат оценке индиви­дуальный творческий компонент и способность к осмыслению и оценива­нию возникших ситуаций, в том числе самого себя как их действующего уча­стника (рефлексивная составляющая деятельности).

Учителя-практики в традиционной контрольно-оценочной системе отмеча­ют ряд причин, которые препятствуют эффективному формированию ключе­вых компетенций учащихся, а именно:

  • несовершенство 5-балльной шкалы отметок, которая ставит участников образовательного процесса в жест­кие рамки и необъективно отражает динамику достижений учащихся;

  • ориентация преимущественно на проверку знаний и базовых алго­ритмических умений, а не на спо­собность самостоятельно действо­вать в новых ситуациях;

  • игнорирование интересов и склон­ностей учеников, субъективность оценивания их учителем;

  • неправильная мотивация самих учащихся: желание получить хоро­шую оценку лишь ради нее самой.

Во многих школах уже есть и другие системы оценивания: безотметоч­ная; «портфолио»; пролонгирован­ная (накопительный рейтинг); много­балльная (от 10 и выше); по критериям и т. п. И все они — не дань новомодным тенденциям, а возвращение к традици­ям отечественной педагогики: в школе превыше всего — чуткость и уважение личности!

Одна из особенностей нашей шко­лы — работа с «проблемными» учени­ками: трудно обучаемые и воспитуе-мые дети зоны риска. Они отличаются дисгармоничным развитием: пони­женной работоспособностью и недис­циплинированностью; немотивиро­ванной агрессией и конфликтностью; высокой тревожностью и патологиче­скими реакциями на перегрузки.

Эффективность процесса форми­рования ключевых компетенций у та­ких детей стараюсь обеспечить за счет обновления контрольно-оценочной системы. Возможностей для этого у пе­дагога предостаточно:

  • совместная с учащимися разработка критериев оценивания, проектная и исследовательская деятельность;

  • помощь учащимся в осознании сво­их возможностей и способностей. К примеру, урок как система реаби­литации, в результате чего каждый ученик чувствует себя способным ставить перед собой цели и дости­гать их;

• сравнение сегодняшних достиже­ний подростка с его вчерашним уровнем. Иными словами, его ус­пех, пусть и незначительный, дол­жен быть оценен.

Все это позволяет создать условия для активизации учебно-познаватель­ной деятельности учащихся, усилить мотивацию к учебе и самостоятельной работе, повысить объективность оце­нивания обученности учащихся.

В прошлом учебном году я прини­мала участие в опытно-эксперимен­тальной работе по апробации накопи­тельной системы оценивания в 9 ком­пенсирующем классе по курсу исто­рии. Суть этой системы в том, что каждая усвоенная тема, каждое дейст­вие ученика имеют свою «цену», ого­воренную заранее. Это мотивирует учебную деятельность, сохраняет на­дежду подняться, превратить свой из­вечный «трояк» в полновесную «пятер­ку», обозначает динамику пошагового роста, которая слабыми учащимися воспринимается как реальная перс­пектива успеха.

Основной прием оценивания — на­копление достижений и их самооцен­ка. Например, не пришел на урок — 0 баллов, пришел — 1 балл. Причем, данный критерий попросили ввести сами учащиеся, чтобы стимулировать свою посещаемость. И другие крите­рии мы разработали вместе с ними. Одно из обязательных условий нако­пительной системы оценивания — ее открытость: ученики должны знать «стоимость» любой деятельности и по­нимать, как заработать баллы и за что можно их потерять.

На оценку «5» необходимо набрать 60 баллов, на «4» — 50 и т. д. У каждого раздела курса — свой максимум баллов. Не менее важными условиями на­копительной системы оценивания так­же являются методическое и дидакти­ческое обеспечение учебного курса; информирование учащихся о содержа­нии и количестве проверочных работ; согласованное с ними представление о возможных уровнях достижений и воз-

можность замены проверочных работ на другие виды, например проектные.



Баллы

Обоснование

0

не пришел на урок

1

пришел на урок

2

ответ на вопрос учителя по типу «да — нет»

3

правильное ведение тетради

4

за пересказ фактического мате­риала

5

за выполнение творческих зада­ний

6

за составление таблиц, схем, вы­полнение работ по контурным картам, знание исторической карты, хронологии

7

за выполнение домашнего зада­ния (не менее 90% правильно выполненной работы)

8-9

за доклад, реферат

10

за реферат с защитой (участие в школьном конкурсе «День зна­ний»)

Меня в этой системе оценивания привлекает то, что она способствует развитию у ребят правильной само­оценки и чувства компетентности. На мой взгляд, не так важно становится количество баллов, выставляемых учи­телем за объем знаний, предусмотрен­ных программой, как осознание сами­ми ребятами результатов своего учеб­ного труда.

Вот пример положительной дина­мики в образовательной деятель­ности учащихся с введением на­копительной системы оценивания. Воспитанник детского дома девяти­классник Дмитрий Л. не проявлял осо­бого интереса к учебе. Домашних зада­ний не выполнял, на уроках был рассе­ян. Откровенная беседа с ним позволи­ла мне понять, в чем корень его учебных бед: подросток тяготел «ко всему военному», а все «школьное» не стоило его внимания! Спорить с ним по этому поводу не стала, а попыталась

пробудить интерес к своему предмету. Сначала предложила адаптированные тесты по военной тематике, затем дала задание подготовить небольшие сооб­щения об интересном, на его взгляд, во­енном событии, героях-воинах. За каж­дую работу Дима получал определенное количество баллов. Он с огромным желанием выполнял индивидуальные задания, сам предложил написать ре­ферат «Мировые войны XX века». И учиться стал с увлечением: а как ина­че, если его кумиры из фильма «Офице­ры» — блестяще образованные люди!

Как видно из примера, еще одним условием накопительной системы оце­нивания является педагогическая под­держка. Нам, учителям, важно найти «ключик», чтобы вовлечь ученика в по­зитивную деятельность, адекватную его интересам, способностям и психи­ческому состоянию, необходимую для полной реализации личности.

В чем, на мой взгляд, достоинства накопительной системы оценивания? Она придает обучению элемент сорев­нования, стимулируя как обязательную, так и дополнительную самостоятель­ную работу учащихся. При этом итого­вая отметка не зависит от взаимоотно­шений учителя и ученика. Исключено получение случайной отметки, т. к. учи­тывается работа ученика в течение дли­тельного времени. Возрастает роль про­межуточного контроля (самостоятель­ные работы, опросы, тесты). На этих этапах ученикам предоставляется воз­можность набрать максимальное коли­чество баллов, что стимулирует повсед­невную систематическую работу.

Очень важна психологическая со­ставляющая — снижается тревожность ученика. У него есть возможность оце­нить себя, опираясь на заранее извест­ные критерии.

Таким образом, накопительная сис­тема способствует повышению моти­вации учащихся, активизации их мыс­лительной деятельности, создает ситу­ацию успеха, веру подростка в свои силы.



Похожие:

Оценивания учащихся icon«Утверждаю» Директор гбоу лицей №1571 М. В. Варгамян положение о рейтинговой системе оценивания учащихся
Цели: создание инструмента комплексного оценивания образовательных результатов лицеистов. В ее рамках предусматривается оценка достижений...
Оценивания учащихся iconОценка эффективности реализации программы развития
Оценивание результатов согласно положению «О порядке оценивания внеучебных достижений учащихся», таб. «Порядок оценивания внеучебных...
Оценивания учащихся iconСистема оценивания результатов учебной деятельности учащихся
Проблеме оценивания качества образования, результатов учебной деятельности сегодня уделяется значительное внимание во всех странах...
Оценивания учащихся iconИспользование технологии создания портфолио учащегося при подготовке к егэ по английскому языку
В современной школе особое внимание уделяется проблеме оценивания учебных достижений учащихся, в том числе – системе безотметочного...
Оценивания учащихся iconПоложение об интегрированной системе оценивания учебных достижений учащихся старшей ступени обучения
Интегрированная система оценивания учебных достижений учащихся старшей ступени позволяет дать многоаспектную характеристику индивидуальных...
Оценивания учащихся iconПоложение о безотметочной системе оценивания образовательных достижений обучающихся 1-2 классов мбоу сош №23
Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации образовательных достижений обучающихся....
Оценивания учащихся iconПротокол №2 от 23. 06. 2011г (Приказ №52/1 от 30. 06. 2011г) Положение о системе оценивания первоклассников в условиях введения фгос ноо
«Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения». и в связи с введением новых Стандартов второго...
Оценивания учащихся iconКритерии оценивания образовательных достижений учащихся при использовании модульной технологии в преподавании биологии
Образовательный процесс современной школы, ориентирующейся на формирование метапредметных, а также личностных и премедтных результатов,...
Оценивания учащихся iconПротокол № от Директор школы Жегалова С. А
Создание целостной системы оценивания образовательных результатов учащихся в моу крестово-Городищенской сош
Оценивания учащихся iconПринципы и порядок оценивания учащихся моу сош №1
Направлять формирование самооценки учащегося и поддерживать его в выборе дальнейшего пути образования
Оценивания учащихся iconТема: Обучение иностранному языку. Оценивание
Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным....
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты