Пособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002 icon

Пособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002



НазваниеПособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002
страница1/4
Дата16.02.2014
Размер1.03 Mb.
ТипСправочники, творчество
  1   2   3   4

Министерство Российской Федерации по атомной энергии

Министерство образования Российской Федерации

Уральское отделение Российской академии образования

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Белоярский политехнический колледж


О. Н. Арефьев
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СИСТЕМА КОЛЛЕДЖА

В РЫНКЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

ТРУДА

ПОСОБИЕ

для руководителей и педагогических работников

учреждений среднего профессионального образования


Екатеринбург 2002


УДК 373.6/.9 (07) ББК Ч 424 (2)7 А 80


Арефьев О. Н.

А 80 Образовательная система колледжа в рынке интеллектуального труда: Пособие для руководителей и педагогиче­ских работников учреждений среднего профессионального образования / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург 2002. — 96 с.

ISBN 5-7186-0141-0

В учебном практико-ориентированном пособии рассмотрены вопросы стратегического управления развитием образовательных систем учреждений среднего профессионального образования (кол­леджей, техникумов) в рынке интеллектуального труда. Материалы пособия отражают международный и отечественный опыт в вопро­сах развития педагогических систем в рыночных социально-эконо­мических условиях. В отдельных аспектах делается упор яа осо­бенности развития образовательных систем колледжей малых горо­дов. В пособии представлены конкретные приемы и техника, фор­мирующие практические навыки и развивающие способности в данной области. Материалы концептуального характера сочетаются с практическими рекомендациями, позволяющими реализовать стратегическую и программно-целевую идеологию управления раз­витием образовательных систем.

Адресуется руководителям и педагогическим работникам учрежде­ний среднего профессионального образования.

УДК 373.6/,9 (07)

ББК Ч 424 (2)7

^ УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Арефьев Олег Николаевич

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КОЛЛЕДЖА

В РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА

ПОСОБИЕ

для руководителей и педагогических работников

учреждений среднего профессионального образования

Редактор Л. Н. Лексина

ЛР № 040330 от 18.04.97

Подписано в печать 10.12.02. Формат 60x84 Vie-

Бумага для множ. ап. Гарнитура «SchoolBook». Печать на ризографе. Усл. печ. л. 6,0. Уч. -изд. л. 6,0. Тираж 500 экз. Заказ 7 Оригинал-макет отпечатан в отделе множительной тех] Уральского государственного педагогического универси' 620017 Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26

E-mail: uspu@dialup.utk.ru
ISBN 5-7186-0141-0 © Арефьев О. Н., 4


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение 5

  1. Колледж как социальная система и субъект рыночных
    отношений. Требования рынка интеллектуального труда к
    образовательной системе колледжа 5

  2. Стратегический аспект в управлении развитием
    образовательной системы колледжа 8

  3. Какой должна быть стратегия развития? 9

  4. Изменение ментальности: вместо политики «от прошлого
    к будущему» — политика «от будущего к настоящему»……11

  5. Модель стратегического управления развитием
    образовательной системы колледжа 12

  6. Программно-целевое обеспечение функционирования
    образовательной системы колледжа в современных условиях,
    направленное на ее развитие 13


2. Анализ конкретной ситуации, в которой находится
образовательная система колледжа 17



2.1.Анализ внешней среды образовательной системы
колледжа……………………………………………17

  1. Макроокружение (дальняя внешняя среда)…18

  2. Непосредственное окружение (ближняя внешняя,
    или деловая, среда) …22

  1. Анализ внутренней среды образовательной системы
    колледжа …24

  2. Анализ конкурентоспособности образовательной системы
    колледжа в рынке интеллектуального труда .. 28

  3. Матрица «продукт

(образовательные услуги) — рынок» …33

2.5. SWOT-анализ …36


^ 3.Стратегическая концепция желаемого будущего

Состояния колледжа как образовательной системы……42


3.1. Описание и формулирование миссии

образовательной системы колледжа …42

  1. Проектирование и описание моделей выпускников
    колледжа (модель как желаемый результат образования) ….47

  2. Проектирование и формирование организационно-
    педагогических условий функционирования и развития
    образовательной системы колледжа, необходимых для
    достижения желаемого результата……………….. 52

3.3.1.Целевая концепция образовательной деятельности…..52

  1. Целевая концепция организационной культуры
    образовательной системы колледжа………………59

  2. Целевая концепция ресурсов, необходимых
    для жизнеобеспечения, функционирования и развития
    образовательной системы колледжа………………63

  3. Целевая концепция новой управленческой системы

колледжа и организационной структуры…………66


4. Стратегия и тактика программно-целевого обеспечения перехода
образовательной системы колледжа в режим развития………….70



  1. Описание конкретных целей образовательной системы
    колледжа…………………………………………….70

  2. Стратегия перехода образовательной системы колледжа в
    режим развития…………………………………….73

  1. Продуктово-маркетинговая стратегия……….73

  2. Стратегия колледжа как система стратегий
    отдельных образовательных услуг и обеспечивающей

деятельности…………………………………………79

4.2.3. Разработка стратегий функциональных подсистем……81

4.3.Реализация стратегий…………………………..84

  1. Основные этапы цикла реализации…………..84

  2. Управление процессом реализации
    стратегических изменений …………………………86

4.4.От стратегии к программе развития образовательной
системы колледжа…………………………………..91


Список литературы……………………………………..96


1. ВВЕДЕНИЕ

1^ .1. КОЛЛЕДЖ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

И СУБЪЕКТ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КОЛЛЕДЖА


Разработка методики развития образовательной системы колледжа в рынке интеллектуального труда малого города является актуальной задачей. Малые города, которых в Рос­сийской Федерации подавляющее большинство, имеют свою специфику. Это города, как правило, с моноразвитой эконо­микой, и переход в рыночную социально-экономическую фор­мацию обострил многие их проблемы, например, такие, как занятость населения, выбор жизненной профессиональной карьеры, повышение квалификации и переподготовка специа­листов, для того чтобы быть конкурентоспособным в рынке труда, и т. д. В очень сложном положении находится моло­дежь малых городов, так как эта категория населения наиме­нее защищена от безработицы, поскольку не имеет не только производственного опыта, но и соответствующей рынку труда квалификации.

Особое место в разрешении этих проблем должно принад­лежать колледжам этих городов.

Образовательную систему колледжа следует рассматривать как социальную систему, являющуюся субъектом рыночных от­ношений. Она не может быть изолирована от внешней среды, так как является ее органичной частью.

При формировании направлений развития содержания и организации образовательной системы колледжа первоочеред­ное внимание должно быть уделено социальному заказу.

Социальными заказчиками и потребителями, если так можно сказать, продукции колледжа, являются все те органи­зации, учреждения и лица, которые принимают выпускников (как основных образовательных программ, так и курсов пере­подготовки и повышения квалификации) на работу, учебу или каким-то образом взаимодействуют с ними.

Каждого из потребителей интересует свой набор образова­тельных характеристик, отвечающих его профессиональным, ведомственным и индивидуальным представлениям и запро­сам. Тесты, конкурсы и другие испытания при приеме людей в организации — это и есть проверка соответствия качества их образования конкретным требованиям потребителя и соот­ветственно рынка интеллектуального труда.

Кроме того, и это чрезвычайно важно, сам студент или слушатель в процессе получения образования и после выпуска из колледжа как личность является потребителем своей обра­зованности при решении социальных и личных жизненных задач. Здесь качество образования характеризует способность и возможность выпускника удовлетворять свои потребности: поступить в следующее по уровню образовательное учрежде­ние; поступить на работу; заняться индивидуальной предпри­нимательской деятельность и др., т. е. адаптироваться к соци­альным реалиям с той или иной степенью успешности. Таким образом, и сам студент, и тем более слушатель курсов пере­подготовки или повышения квалификации является одним из социальных заказчиков.

Поэтому колледжу как субъекту рыночных отношений необходимо создавать (развивать) рынок образовательных ус­луг, номенклатуру, спрос и предложение которых определяет конъюнктура рынка интеллектуального труда.

На это надо обратить особое внимание, поскольку боль­шинство педагогов в качестве социального заказчика почему-то видят прежде всего государство, потребности которого трактуют абсолютно произвольно или невзирая на требования других заказчиков и жизни в целом.

Качество образования — предельно конкретная категория. Не может быть качественного образования вообще. Образова­ние по-разному может быть качественным в зависимости от ориентации социальных заказчиков, которые выставляют свои требования, так как точки зрения разных социальных заказчиков на результаты образования не совпадают между собой.

Отсюда следует, что колледж должен четко определить свое предназначение, свою миссию, объявить ее всем потенци­альным социальным заказчикам, придать гласности потенци­ально возможные результаты образования (хотя бы в виде профессионально-личностной модели выпускника) и занять свое место, свою нишу в территориальной образовательной системе.

В условиях малого города образовательная система кол­леджа рассматривается как базовый (системообразующий) элемент в структуре непрерывного образования. Организация образовательной системы колледжа должна предусматривать реализацию концепции «Учеба через всю жизнь».

Это общеевропейская тенденция, она сформулирована и принята к руководству в странах с развитой рыночной эконо­микой. Поскольку наша страна вступила на этот путь, опыт рыночных стран необходимо анализировать и использовать. Такие ключевые идеи принципа «учеба через всю жизнь», как:

  • новые базовые умения для всех,

  • больше инвестиций в человеческие ресурсы,

  • ценность учебы,

  • переосмысление руководства и консультирования,

  • перенос учебы ближе к дому, —

необходимо принимать во внимание.


^ 1.2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КОЛЛЕДЖА


Образовательную систему колледжа следует рассматривать как открытую систему, встроенную во внешний мир. Поэтому все многообразие факторов, определяющих и задающих ее развитие, можно разделить на внешние и внутренние. Внешние — это те факторы развития, которые своими корня­ми «сидят» во внешней среде колледжа. А внутренние факто­ры — это те, истоки которых находятся в нем самом.

По поводу стратегического аспекта в управлении развитием образовательной системы колледжа можно сказать следующее: во-первых, стратегический аспект в основном связан с внеш­ними факторами развития; во-вторых, стратегичность в отли­чие от тактических и оперативных моментов касается относи­тельно долгосрочных перспектив развития образовательной системы колледжа.

Относительность означает, что стратегический период имеет существенно большую продолжительность, чем тактиче­ский период развития, и то, что для каждого конкретного колледжа такое соотношение является сугубо индивидуаль­ным.

Содержание самого отношения или реакции образователь­ной системы колледжа на внешние факторы, которые так или иначе задают стратегичность ее развития, можно определить так: суть такой (т. е. стратегической) реакции системы управ­ления колледжа — это обеспечение эффективной адаптации к изменениям внешнего окружения.

В увязке с адаптивностью и эффективностью становится очевидным, что стратегический аспект — это еще и особый анализ внешней среды колледжа. А за анализом по самой ло­гике управления развитием следует: сначала подготовка проектов стратегических решений, затем их принятие и реализа­ция.

Таким образом, к стратегическому аспекту в управлении развитием образовательной системы колледжа можно отнести объективную необходимость в особом стратегическом анализе как специализированном анализе изменений внешней среды колледжа.

Критерием эффективности стратегического управления развитием образовательной системы колледжа является свое­временность и точность реакции этой системы на новые за­просы рынка интеллектуального труда и изменение окруже­ния.

Объект особой концентрации внимания — это взгляд во­вне колледжа, поиск новых возможностей в рыночных усло­виях, отслеживание изменений в окружении и адаптация к ним.


^ 1.3. КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ?


Какой в принципе должна быть стратегия развития обра­зовательной системы конкретного колледжа?

Имеется ряд сформулированных рекомендаций, которые, как представляется, можно считать удачным ответом на поставленный вопрос.

Первая характеристика — ментальная правильность разраба­тываемой стратегии. К ней относятся знание и понимание так называемых полюсов эффективной стратегии. Абсолютная ир­рациональность - это один из объективно крайних полюсов эффективной стратегии конкретного колледжа; ее противопо­ложный полюс — предельная рациональность.

Вторая характеристика — ситуационность. Как известно, в современном управлении особое место занимает ситуационный подход. Эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности именно данной конкретной ситуации в клю­чевые факторы будущего успеха конкретного колледжа.

Третья характеристика — уникальность стратегии. Для дос­тижения успеха в стратегию конкретного колледжа должны быть заложены некоторые сильные содержательные моменты, так называемые «изюминки», которые в реальной практике ведения образовательной деятельности делают его значимо отличным от других подобных образовательных учреждений. Иными словами, чем-то существенным должен отличаться данный конкретный колледж (например, используемыми пе­дагогическими технологиями, или содержанием и оснащением учебно-материальной базы, или конкретными способами управления и организации учебного процесса и т. п.)

Осознанный подход к стратегической уникальности озна­чает целевой поиск, создание и реализацию возможностей, которые еще не увидели другие образовательные учреждения.

Четвертая характеристика — будущая неопределенность как стратегическая возможность. Такая формулировка воспринима­ется как очень парадоксальная; но если в ней разобраться глубже, то парадоксальность исчезает.

Будущее является неопределенным в принципе — ив этом источник развития конкретного колледжа. Внешняя сре­да колледжа в наше время меняется все быстрее — все более непредсказуемо. Но при этом каждое изменение таит в себе не только угрозы, но и новые дополнительные возможности для развития и достижения успеха.

Поэтому современная стратегия должна быть способна превращать изменения внешнего окружения колледжа в его стратегическое и тактическое преимущества.

Отсюда логично вытекает пятая характеристика эффектив­ной стратегии — гибкая адаптивность. Для того чтобы реализо­вать новые возможности, которые несут в себе изменения внешней среды колледжа, его собственные стратегические из-

Не­обходимо особо отметить, что все указанные характеристики являются не альтернативными, а наоборот, взаимодополняю­щими и взаимоусиливающими.

Как правило, фактически эффективные стратегии и соот­ветственно программы развития конкретных колледжей — это тот или иной, но обязательно органичный и весьма содержа­тельный синтез представленных характеристик.


^ 1.4. ИЗМЕНЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ: ВМЕСТО ПОЛИТИКИ «ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ» — ПОЛИТИКА «ОТ БУДУЩЕГО К НАСТОЯЩЕМУ»


Как должен осуществляться процесс создания стратегии? По мнению теоретика стратегического менеджмента Генри Минцберга, следующим образом: сначала «поймать стратегичность», а затем синтезировать «пойманные» стратегические моменты в целостное видение главного направления, по кото­рому должно осуществляться развитие.

Любое практическое планирование, в том числе стратеги­ческое, весьма формально. И при этом оно всегда сильно зависело, и будет зависеть от уже сложившейся структуры образо­вательной системы колледжа, а также от его опять же сло­жившихся ключевых процессов.

При реальном планировании сами особенности планового процесса не дают вырваться за рамки уже заданных парамет­ров и тенденций.

В жизни для подавляющего большинства конкретных си­туаций реально эффективные стратегические изменения, на­правленные на развитие образовательного учреждения, требу­ют именно прорыва за традиционные рамки и уже сложив­шиеся представления и стереотипы. В стратегическом управлении развитием важную роль играет интуиция и творчество. С позиции правильного стратегического мышления и современ­ного стратегического управления развитием стратегическое планирование является лишь необходимым элементом процес­са стратегического управления. Стратегическое планирова­ние — это составная часть процесса разработки стратегий от­дельных подсистем деятельности колледжа.

Отмеченные существенные различия между стратегиче­ским планированием и стратегическим управлением в своем исходном виде изначально заключаются в принципиальном различии ментальных подходов, которые являются основой двух принципиально разных альтернативных моделей страте­гического управления развитием образовательной системы колледжа: планирование и развитие согласно мышлению «от прошлого — через настоящее — к будущему» или стратегиче­ское управление развитием — «от образа будущего успеха — к настоящему».


^ 1.5. МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КОЛЛЕДЖА


Стратегическое управление развитием образовательной системы колледжа имеет свое модельное построение. Это вы­сокопрофессиональная управленческая деятельность со своей собственной структурной специализацией.

Модель отражает восемь основных этапов стратегического управления. Эти этапы представляют собой следующую поша­говую процедуру действий замкнутого круга стратегического цикла:

  1. Проведение диагностики внешней среды колледжа и диагностики его внутренней среды (системного ана­лиза ресурсных возможностей).

  2. Стратегический анализ конкретной ситуации для конкретного колледжа.

  3. Определение миссии колледжа, установление его целей.

  4. Разработка, определение и выбор стратегий коллед­жа, включая стратегии структурных подразделений и отдельных функциональных подсистем.

  5. Установление стратегических приоритетов (т. е. при­оритетов не только целевых, но и по всем ключевым материальным ресурсам, в организации учебного процесса, в работе с персоналом, финансовых и т. д.).

  6. Сведение стратегий отдельных подсистем в единую стратегию колледжа. Доработка стратегии до уровня целостности и всесторонней Программы развития об­разовательной системы колледжа на заданную стратегическую перспективу.

  7. Реализация Программы развития образовательной системы колледжа посредством разработки и осуще­ствления конкретного плана действий.

  8. Стратегический контролинг для комплексной координации всех процессов и всех элементов стратегиче­ского управления развитием образовательной систе­мы колледжа.


^ 1.6. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КОЛЛЕДЖА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ЕЕ РАЗВИТИЕ


Программа развития имеет следующий существенный при­знак: это важнейший стратегический документ колледжа, пере­ходящего в инновационный режим жизнедеятельности и при­нявшего за основу программно-целевую идеологию развития.

Программы развития достаточно существенно отличаются от традиционных планов работы. Эти отличия связаны прежде всего:

  1. со стратегическим характером программы развития, ее преимущественной направленностью на решение наиболее важных задач; программы развития при
    всей желательной детализации предполагаемых' дей­ствий акцентируют внимание именно на вопросах стратегического значения и на выработке общей
    стратегии их решения; стратегический характер про­грамм развития связан с их ярко выраженной ориен­тацией на учет состояния и прогнозирования тенден­ций изменения внешней среды колледжа, адресуемо­го ему социального заказа;

  2. с ярко выраженной инновационной направленностью программ развития; можно сказать, что программа развития есть конкретный план действий осуществления основных нововведений в образовательной сис­теме колледжа;

  1. прогностичностью, направленностью на будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспектив­ных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных
    потребностей, социального заказа на образование.

  2. опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении развитием образова­тельной системы колледжа.

Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гаран­тированный, результативный, экономичный и своевременный переход образовательной системы колледжа в новое качест­венное состояние, и одновременно как инструмент, благодаря которому возможно управление этим процессом.

Программа развития предполагает взаимосвязанное реше­ние трех крупных задач:

  1. зафиксировать и проанализировать конкретную си­туацию, в которой находится образовательная систе­ма колледжа, тем самым определить точку отсчета для дельнейших шагов к развитию (ответ на вопрос: где мы сегодня находимся?);

  2. определить стратегическую концепцию желаемого будущего состояния колледжа как образовательной системы (ответ на вопрос: куда мы хотим попасть?);

  3. определить стратегию и тактику программно-целевого обеспечения перехода образовательной сис­темы колледжа в режим развития — от достигнутого
    состояния к желаемому будущему (ответ на вопрос: как нам это сделать?).

Основные требования к программе развития образователь­ной системы колледжа и пути их обеспечения представим в табличной форме (см. табл. 1).

Табл. 1. Требования к программе развития образовательной системы колледжа и пути их обеспечения


№ п/п

Требования к Программе

Чем они обеспечиваются?

1.

Актуальность Программы, нацеленность на решение ключевых проблем данного колледжа

Специальным проблемно-ориентированным анализом состоя­ния образовательной системы кол­леджа, ключевых проблем и их при­чин

2.

Прогностичность Программы, ориентация на удовлетворение не только настоящего, но и будущего социального заказа

Осуществлением диагноза и прогно­за изменений внешней среды, соци­ального заказа, внутреннего потен­циала образовательной системы колледжа, последствий планируе­мых нововведений

3.

Напряженность Программы, нацеленность на максимально возможные результаты при

рациональном использовании имеющихся ресурсов

Нацеленностью на выбор наиболее рационального и экономичного из имеющихся вариантов Программы

4.

Реалистичность и реализуе­мость Программы, соответст­вие требуемых и имеющихся возможностей

Обязательным подсчетом всех воз­можностей, включая финансовые ресурсы, нацеленность на реализа­цию

программы

5.

Полнота и системность Про­граммы, охват всех подсистем образовательной системы кол­леджа, связей между ними и с

внешней средой

Опорой на представление о коллед­же как о социальной образователь­ной системе, являющейся субъектом рыночных

отношений

6.

Стратегичность Программы, движение от общего и кон­цептуального к конкретике и детализации

Отказом от преждевременной дета­лизации программных решений, выработкой стратегий обновления образовательной системы колледжа

7.

Контролируемость Программы

Максимально возможной точностью и операциональностью целей, задач, рубежей, ориентиров

8.

Чувствительность к сбоям, гибкость Программы

Введение в Программу промежуточ­ных контрольных точек для внесе­ния в случае необходимости опера­тивных коррективов.

9.

Привлекательность Програм­мы

Вовлеченностью в разработку Про­граммы многих сотрудников кол­леджа, привлекательностью, разум­ной амбициозностью целей Про­граммы, ясностью намерений руко­водства и видением последствий реализации Программы для коллек­тива

10.

Интегрирующая, консолиди­рующая направленность Про­граммы

Вовлеченностью членов коллектива колледжа в разработку Программы, принятием на себя части ответст­венности за выполнение Программы, интенсификацией общения и ком­муникаций в коллективе в ходе творческой работы над Программой

11.

Индивидуальность Програм­мы, ее соответствие специфи­ке колледжа, его коллектива

Нацеленностью на решение специфи­ческих проблем образовательной сис­темы колледжа при максимальном учете и отражении ее особенностей

12.

Информативность Программы

Полнотой структуры Программы и содержательностью описания ново­введений

13.

Логичность построения, обо­зримость, понятность для читателя

Четкой логической структурой, на­личием оглавления, связок, шриф­товых выделений, языковой культу­рой, корректностью терминологии

14,

Культура оформления Программы

Вниманием к единству содержания и внешней формы Программы, ис­пользованием современных техниче­ских средств

^ 2. АНАЛИЗ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ, В КОТОРОЙ НАХОДИТСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КОЛЛЕДЖА




2.1. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КОЛЛЕДЖА


Образовательная система колледжа существует в тесном единстве с внешним окружением, которое играет большую роль в ее жизни, так как служит источником ресурсов, необ­ходимых для поддержания ее деятельности.

Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на обра­зовательную систему колледжа, которое может проявляться в разных формах, предоставляя благоприятные условия и возможности для ее эффективного функционирования и развития либо создавая угрозы для ее существования.

Внешняя среда многочисленна и неоднородна по своему составу. Она включает большое количество компонентов, ко­торые оказывают различное по степени, характеру и перио­дичности влияние на образовательную систему колледжа. Сю­да входит экономическая, политическая, правовая, социаль­ная, технологическая и другие составляющие, со стороны ко­торых колледж испытывает воздействие.

Происходящие во внешней среде изменения, возрастание ее сложности и неопределенности усиливают это воздействие.

Можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на образовательную систему колледжа:

макроокружение (дальняя внешняя среда);

непосредственное окружение (ближняя внешняя среда).

2.1.1. Макроокружение (дальняя внешняя среда)

Макроокружение является частью внешней среды, общей для всех образовательных учреждений.

Экономическая составляющая макросреды определяет об­щий уровень экономического развития, т. е. экономические условия, в которых работают все образовательные учрежде­ния. Ее основные параметры: размер валового национального продукта, темпы инфляции, размер процентной ставки, ва­лютный курс, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения, величина заработной платы. Изменение этих макроэкономических показателей влияет на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колеба­ния спроса, определяет уровень цен, прибыльность и т. п.

Политическая составляющая, представленная органами го­сударственной власти, а также партиями, блоками, группами и другими организациями, определяет цели и направления развития общества, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику в различных областях (в том числе в образовательной сфере), а также пути и средства, с помощью которых правительство намерено ее осуществить. Колледж должен иметь четкое представление о том, насколько стабиль­на политическая ситуация, предстоит ли смена политических партий и лидеров, об их программах, о том, какие направле­ния деятельности и отрасли они будут поддерживать, на­сколько сильны различные группы лоббирования, каковы их интересы и возможности влияния на принятие тех или иных законов и других нормативных документов.

Правовая составляющая включает законы и правовые акты, устанавливающие допустимые нормы деловых взаимоотноше­ний, права, ответственность и т. п. От знания и соблюдения принятых законов и правовых норм зависит правильность за­ключения и выполнения контрактов, законность деловых опе-

раций, возможность решения спорных и других вопросов, связанных с деятельностью колледжа, которая осуществляет­ся в рамках существующего законодательства.

Социальная составляющая представляет собой социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе и влияющие на деятельность колледжа. Она включает существующие тра­диции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психологию потребителей. В нее входят социальная структура общества, его демографи­ческие характеристики, такие, как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, темпы роста населения, миграция, уровень образования и квалификации и т. п. Соци­альная составляющая макросреды имеет важное значение для образовательной системы колледжа. Она определяет уровень спроса на образовательные услуги, потребительские предпоч­тения социальных заказчиков и основные параметры регио­нального рынка интеллектуального труда.

Технологическая составляющая включает научные и техно­логические факторы, развитие которые позволяет образова­тельной системе колледжа совершенствовать старые и созда­вать новые образовательные услуги, совершенствовать и раз­рабатывать новые педагогические технологии. Следует иметь в виду, что компоненты макроокружения тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

Изменение состояния одних компонентов оказывает воз­действие на другие части макросреды, что может привести к их изменению и усилению влияния на образовательную сис­тему колледжа. Так, например, ухудшение экономической ситуации, как правило, приводит к ухудшению социальных условий жизни.

Анализ макроокружения преследует следующие цели:

  1. выявить основные факторы внешней среды, оказы­вающие непосредственное воздействие на уровень эффективной работы образовательной системы кол­леджа;

  2. определить факторы, тенденция развития которых представляет угрозы для образовательной системы колледжа;

  3. определить факторы, тенденция развития которых дает определенные возможности позитивного разви­тия образовательной системы колледжа


Анализ макроокружения целесообразно провести по фор­ме, представленной в табл. 2.

Заполнять табл. 2 рекомендуется в следующей последова­тельности:

  1. первоначально определяется весь перечень основных параметров макроокружения в разрезе каждой груп­пы факторов (графа 1);

  2. формулируются тенденции развития каждого факто­ра к настоящему моменту и в перспективе (графа 2);

  3. прогнозируется степень влияния каждого фактора на стабильное функционирование и развитие образова­тельной системы колледжа. Делается это как можно более детально (графа 3);

  4. описывается возможность реакции образовательной системы колледжа на изменение в макроокружении (графа 4).

По результатам анализа формулируются возможности и угрозы со стороны макроокружения для функционирования и развития образовательной системы колледжа, которые сво­дятся в табличную форму.


Возможности

Угрозы








Табл. 2. Анализ макроокружения образовательной системы колледжа


Основные параметры

внешнего окружения


Тенденции

развития

Характер влияния на

функционирование и

развитие образовательной системы колледжа

Возможная

реакция образовательной

системы колледжа

1

2

3

4

Экономические факторы

1

2

3

.

.

n











Политические факторы

1

2

3

.

.

n










Социальные факторы

1

2

3

.

.

n










Правовые факторы

1

2

3

.

.

n










Технологические факторы

1

2

3

.

.

n










Другие факторы

1

2

3

.

.

n










^ 2.1.2. Непосредственное окружение (ближняя внешняя, или деловая, среда)

К ближней внешней, или деловой, среде образовательной системы колледжа относится все, что взаимодействует с ней и оказывает на нее непосредственное влияние.

Деловую среду необходимо изучать и знать обо всех про­исходящих в ней изменениях. Это нужно для того, чтобы своевременно вырабатывать адекватные ответные меры и наи­лучшим образом реагировать на внешние воздействия, обеспе­чивая адаптацию образовательной системы колледжа к их из­менениям.

В деловую среду колледжа входят потребители образова­тельных услуг, поставщики всех видов ресурсов, конкуренты, деловые партнеры, инфраструктура, государственные и муни­ципальные органы, другие заинтересованные организации, группы и лица.

Потребители образовательных услуг, поставщики энерге­тических ресурсов, материалов, оборудования, конкуренты, финансовые учреждения, налоговые службы, с которыми кол­ледж напрямую взаимодействует, часто оказывают сущест­венное влияние на его способность достигать поставленные цели.

Особое внимание обращается на эффективное взаимодей­ствие образовательной системы колледжа с потребителями об­разовательных услуг и поставщиками различных видов ресур­сов.

Для такого взаимодействия необходимо:

  1. анализировать состояние и прогнозировать тенденции изменения образовательных потребностей, адре­сованных образовательной системе колледжа;

  2. анализировать состояние и прогнозировать тенденции изменения ресурсных возможностей внешней среды колледжа в свете возможного изменения соци­ального заказа на образовательные услуги.

Анализ непосредственных потребителей и поставщиков целесообразно провести по форме, представленной в табл. 3,4.

^ Табл. 3. Анализ потребителей образовательных услуг


Кто наши основные потребители ?

Почему они значимы?

Степень их влияния

1

2

3











^ Табл. 4. Анализ поставщиков образовательных услуг


Кто наши основные поставщики?

Почему они значимы?

Степень их влияния

1

2

3










При заполнении таблиц целесообразно учитывать сле­дующие рекомендации:

  1. в список вносятся настоящие и потенциальные в ближайшее время потребители и поставщики;

  2. значимость потребителей и поставщиков может опре­деляться объемами потребляемых образовательных ус­луг, ценовой политикой, финансовыми условиями
    взаимодействия с колледжем и т. д. Необходимо как можно более точно определить причину значимости по­требителя и поставщика для колледжа.

По результатам анализа формулируются возможности и угрозы со стороны потребителей и поставщиков для функцио­нирования и развития образовательной системы колледжа.

Результаты сводятся в табличную форму.

Потребители

Возможности

Угрозы









Поставщики

Возможности

Угрозы








^ 2.2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КОЛЛЕДЖА

Внутреннюю среду образовательной системы колледжа можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т. е. с точки зрения протекающих в ней процессов. Внутренняя сре­да пронизывается организационной культурой, которая явля­ется интегрированной характеристикой и отражает систему ценностей, культивируемые нормы деловых возможностей и поведения, разделяемые персоналом колледжа.

Внешнее окружение оказывает сильное влияние на фор­мирование внутренней среды колледжа как открытой систе­мы. Она во многом определяется миссией и целями образова­тельной системы колледжа, которые являются отражением внешней среды.

Анализ внутренней среды колледжа, так же как и страте­гический анализ внешней среды, должен быть системным и многофакторным.

При стратегическом анализе вся внутренняя среда образо­вательной системы колледжа и ее отдельные подсистемы и компоненты рассматриваются как стратегический ресурс раз­вития.

Поэтому тождественными понятиями и синонимами тер­мина «стратегический анализ внутренней среды колледжа» выступают термины «стратегический анализ внутренних ре­сурсов колледжа».

Наиболее традиционный подход к стратегическому анали­зу внутренней среды как к ресурсу образовательной системы колледжа — это так называемый SNW-подход.

SNW - аббревиатура трех английских слов, которые оз­начают :

  • S — Strength — сильная позиция (сторона);

  • N — Neutral — нейтральная позиция;

  • W— Weakness — слабая позиция (сторона).
    Управленческие цели такого подхода очевидны: сильные и

слабые стороны как хороший ресурс образовательной системы колледжа необходимо сохранить и постараться дополнительно усилить, а слабые стороны, т. е. плохой внутренний ресурс, устранить.

Как показала практика, в ситуации стратегического ана­лиза внутренней среды в качестве нейтральной позиции луч­ше всего фиксировать среднее состояние для данной конкрет­ной ситуации.

SNW-подход к анализу внутренних ресурсов образова­тельной системы колледжа проводится по форме, представ­ленной в табл. 5.

^ Табл. 5. Стратегический SNW-анализ внутренней среды образова­тельной системы колледжа


№ п/п



Наименование стратегической позиции



Качественная оценка позиции

S

сильная

N нейтральная

W

слабая

1

2

3

4

5
















Количество и содержание стратегических позиций зависят от конкретной ситуации.

В пункте 2 рекомендуется следующая последовательная схема качественной оценки позиции (сверху вниз).


Отдельные функциональные подсистемы (образовательная деятельность; финансово-экономическая деятельность; административно-хозяйственная деятельность и т.п.)


Основные структурные подразделения


Основные процессы, протекающие в образовательной системе колледжа









По результатам SNW-анализа формулируются сильные и слабые стороны образовательной системы колледжа с состав­лением следующей таблицы.

Сильные стороны

Слабые







  1   2   3   4



Похожие:

Пособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002 iconВопросы для участников егэ общеобразовательных учреждений
Обучающиеся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования
Пособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002 iconР. Ю. Каримов Приказ №151 от 22 марта 2010 г. Положение о районном конкурс
Конкурс проводится как смотр профессионального мастерства классных руководителей образовательных учреждений; призван способствовать...
Пособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002 iconВопросы для участников егэ общеобразовательных учреждений
Обучающиеся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования
Пособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002 iconПоложение об оплате труда работников муниципальных учреждений системы образования муниципального образования «петушинский район»
Положение о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений отрасли образования (далее Положение) распространяется на работников...
Пособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002 iconПравовое регулирование начального и среднего профессионального образования
Особенности правового регулирования функционирования учреждений начального и среднего профессионального образования
Пособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002 iconУчебно практическое пособие по немецкому языку для специальности 270841 «монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «брюховецкий аграрный колледж» краснодарского...
Пособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002 iconБюллетень №1 в помощь профсоюзному активу первичных профсоюзных организаций работников учреждений профессионального образования
Пермская краевая территориальная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ
Пособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002 iconПриказ №737 Об итогах региональной фотовыставки «Юность России за мир и взаимопонимание» обучающихся учреждений начального, среднего профессионального и дополнительного образования Костромской области
Костромским областным центром научно-технического творчества «Истоки» с 13 апреля по 6 мая 2013 года проведена региональная фотовыставка...
Пособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002 iconПоложение о формировании фонда оплаты труда и заработной платы работников муниципальных общеобразовательных учреждений Петровского муниципального района
Мулирования труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений (далее учреждений), реализующих образовательные программы...
Пособие для руководителей и педагогических работников учреждений среднего профессионального образования Екатеринбург 2002 iconМетодическое пособие по мдк02. 01 Тема: «Форматные станки» Разработала: Овчинникова Антонина Степановна
Рекомендуется для учащихся общеобразовательных учреждений начального профессионального образования по профессии «Мастер столярного...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты