Отчёт о работе над проектом «Повышение эффективности управления лицеем на основе привлечённых внебюджетных средств» icon

Отчёт о работе над проектом «Повышение эффективности управления лицеем на основе привлечённых внебюджетных средств»



НазваниеОтчёт о работе над проектом «Повышение эффективности управления лицеем на основе привлечённых внебюджетных средств»
Дата17.02.2014
Размер302.38 Kb.
ТипОтчет

Дзержинский муниципальный общеобразовательный лицей № 3

им. Главного маршала авиации А.Е.Голованова

______________________________________________________________________


Отчёт о работе над проектом


«Повышение

эффективности управления лицеем

на основе привлечённых внебюджетных средств»


16 января 2006 г.



  1. Обоснование выбора темы проекта.


В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, в п. 2.4 «Формирование эффективных экономических отношений в образовании» сказано: «В ходе модернизации образования, (рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики) государство будет последовательно наращивать его финансовую поддержку до нормативной потребности…

^ В целях формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования необходимо: …

  • нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций…;

  • последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений, включая свободу ценообразования и распоряжение собственными средствами; обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;

  • создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования…

через систему попечительских и иных общественных советов.»

Принцип экономической автономии учебных заведений в настоящее время реализуется путем введения казначейской системы учёта внебюджетных средств образовательных учреждений. Однако, работа через казначейство выявила ряд проблем:

  • оперативность использования финансов сильно замедленна (деньги казначейством выдаются только по предварительной заявке);

  • введение массы ограничений на использование средств и требование дополнительных документов не позволяет в полной мере реализовать потребности образовательного учреждения;

  • требование планировать внебюджетные поступления по смете на год вперёд не позволяет точно просчитать, сколько денег удастся заработать в следующем году, что влечёт за собой невыполнение сметы (и в ту и в другую сторону!) и соответствующую меру наказания директора образовательного учреждения.

Таким образом, привлечение внебюджетных средств позволяет образовательному учреждению развиваться, повышать качество образовательного процесса и педагогическое мастерство учителей, создавать комфортные условия для всех участников образовательного процесса, укреплять учебно-материальную базу, но казначейское исполнение расходования заработанных самой школой средств затрудняет их использование. Это и есть ключевая проблема данного проекта.


  1. Стратегический план.

    1. Общие стратегические цели проекта.




  • Разработка новой модели управленческой деятельности и создание механизма перехода общеобразовательного учреждения к этой модели.




  • Формирование эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов управления образовательным учреждением на основе привлечения и использования дополнительных ресурсов.




    1. Конкретные цели проекта.




  • Повысить эффективность управления лицеем путём его перехода на новую модель управленческой деятельности (создать орган общественно-государственного управления АНО «Попечительский совет лицея»):

    • увеличить к концу учебного года (до 01.07.2006 г.) число участников государственно-общественной системы управления на 10% по сравнению с прошлым учебным годом;

    • обеспечить реализацию индивидуальных учебных планов предпрофильного (в параллелях 7 – 9 классов) и профильного обучения (в 10-11 классах) в течение всего учебного года;

    • увеличить к началу 2005-2006 учебного года долю внебюджетного финансирования на 15% по сравнению с прошлым учебным годом;

    • увеличить к концу 2005-2006 учебного года количество высокопрофессиональных педагогических кадров на 5% по сравнению с прошлым учебным годом;

    • разработать и апробировать новую систему поощрений педагогических кадров и технического персонала;

    • увеличить долю средств, направленных на поддержку одарённых, высокомотивированных в учебной и общественной сферах учащихся к концу учебного года (до 01.07.2006 г.) на 10% по сравнению с прошлым учебным годом.




    1. Целевые группы проекта.


Данный проект осуществляется для образовательных учреждений, в частности для Дзержинского муниципального общеобразовательного лицея № 3 им. Главного маршала авиации А.Е.Голованова.

АНО «Попечительский совет лицея» консолидирует усилия общественности, отдельных граждан, Совета лицея и других его органов самоуправления, направленные на создание условий, обеспечивающих развитие и самого лицея, и всех участников образовательного процесса.


    1. Задачи проекта.




  • Провести проблемный анализ ресурсной базы образовательного учреждения.

  • Разработать программу развития ОУ в связи с внедрением новой модели управленческой деятельности.

  • Обеспечить профессиональное развитие управленческих кадров лицея в области финансово-экономического управления.

  • Спрогнозировать риски ограничения и сопротивления новой системе управления, внедряемой в результате реализации проекта.

  • Разработать и апробировать локальные нормативно-правовые документы, обеспечивающие деятельность ОУ в рамках реализации данного проекта.

  • Разработать описание сценария перехода ОУ к новой модели управленческой деятельности.

  • Отработать способы перехода общеобразовательного учреждения на новую модель управленческой деятельности.

  • Разработать и апробировать механизмы привлечения и эффективного использования внебюджетных средств.

  • Разработать индикаторы для мониторинга различных сфер деятельности и результатов, полученных в ходе реализации проекта.




    1. Стратегия проекта.




      1. Выбор и обоснование основного стратегического подхода.




  • Проработка норм Гражданского Кодекса РФ, Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях» и других нормативных актов для определения правового положения АНО «Попечительский совет лицея».

  • Разработка и юридическая экспертиза Устава АНО «Попечительский совет лицея».

  • Государственная регистрация АНО «Попечительский совет лицея».

  • Разработка Положения о совместной деятельности лицея и АНО «Попечительский совет лицея».

  • Кооптация представителей АНО «Попечительский совет лицея» в Совет лицея.

  • Проведение мониторинга эффективности новой модели управления финансово-хозяйственной деятельностью.




      1. Основные области и направления стратегических изменений.




  • в системе управления финансово-экономической деятельностью предполагается появление различных форм управления бюджетным (в казначейском исполнении) и внебюджетным (через взаимодействие ОУ с АНО «Попечительский совет лицея») финансированиями;

  • в области профессиональной демократии предполагается увеличение количества учителей, участвующих в управлении ОУ;

  • в области родительской общественности предполагается более широкое участие родителей в управлении школой;

  • в системе управления образованием в лицее предполагается расширение прав и полномочий участников управления образованием, совершенствование содержания образования;

  • в среде педагогических кадров лицея предполагается качественное изменение состава;

  • в области функционала администрации ОУ предполагается изменение зон ответственности вследствие делегирования части полномочий представителям АНО «Попечительский совет лицея»;

  • в области контингента обучающихся предполагается изменение популяции детей и их родителей;

  • в области социального партнёрства предполагается расширение сферы социальных контактов лицея вследствие делегирования полномочий в регулировании финансовых отношений между лицеем и его социальными партнёрами представителям АНО «Попечительский совет лицея»;




      1. Оценка рисков, препятствий и ограничений.






п/п

Ограничения

(условия и факторы, на которые лицей не может оказывать влияние)

Состояние

Компенсирующие мероприятия

фактическое

ожидаемое

^ 1) по группе потребителей

1.1

Потребности населения территории, на которой расположен лицей, в образовательных и социальных программах, реализуемых лицеем и АНО «Попечительский совет лицея»

высокие

могут снизиться

пересмотр действующих в лицее образовательных и социальных программ, и кадров, обеспечивающих их реализацию.

1.2

^ Уровень платёжеспособности населения на территории лицея

средний

может снизиться

АНО  разработать систему мер на повышение потребности в предлагаемых ими социальных программах, а также на повышение количества бесплатных образовательных программ

1.3

^ Наличие потенциальных спонсоров, меценатов и других социальных партнёров лицея при переходе на новую модель управления лицеем.

родители, вузы, сузы, предприятия

города

кол-во партнёров может уменьшиться

1) АНО разработать и апробировать механизмы работы с потенциальными и реальными социальными партнёрами;

2) продумать систему рекламных мероприятий

^ 2) по группе учредителей

2.1

Наличие системы подготовки и оперативного консультирования кадров по вопросу нового механизма финансово-хозяйственной деятельности на муниципальном и региональном уровнях

отсутствует

не появится

Ходатайствовать перед учредителем в содействии консультирования членов команды различными службами администрации города

2.2

^ Уровень бюджетного дефицита, стабильность и надёжность бюджетного финансирования на территории, где находится лицей

средний

может снизиться

?

2.3

^ Потребности учредителя в обеспечении образовательных услуг на базе лицея

высокие

могут увеличиться

Расширить спектр дополнительных образовательных услуг

2.4

^ Мотивационная готовность и заинтересованность учредителя в переходе на новый механизм управления финансово-хозяйственной деятельностью

отсутствует

не позволит вывести внебюдж. средства из казначейства

Разработать план совместных с родительской общественностью действий на повышение заинтересованности учредителя в АНО

^ 3) по группе государственных органов управления

3.1

Наличие нормативного и правового обеспечения решения проблемы перехода на новую модель на региональном уровне

не достаточно

увеличится, но всё же, будет недостаточно

Обращаться за помощью к кураторам проекта

3.2

^ Наличие в регионе системы нормативного финансирования школ, распространение данного подхода среди учреждений образования

есть, но выполняется не в полной мере

Увеличение % недофинансирования

?

3.3

^ Достаточность нормативного и правового обеспечения на федеральном уровне

не достаточно

ситуация не изменится

?






п/п

Препятствия

(условия и факторы, на которые лицей может оказывать влияние)

Состояние

Компенсирующие мероприятия

фактическое

ожидаемое

^ 1) по группе потребителей

1.1

Степень неудовлетворённости родителей существующей системой размещения и расходования внебюджетных средств (в казначейском исполнении)

средняя за счёт разъяснит. работы

может увеличиться

Создание АНО «Попечительский совет лицея» для эффективной работы с внебюджетными средствами.

1.2

^ Степень неудовлетворённости родителей существующей системой оплаты развития материальной базы лицея

средняя

может увеличиться

Провести анкетирование среди родителей с целью изучения того, что не устраивает родителей, почему и в какой степени. Рассмотреть предложения родителей и если необходимо, то пересмотреть существующую систему оплаты развития материальной базы и (или) существующую систему финансово-хозяйственной деятельности лицея

1.3

^ Мотивационная готовность и заинтересованность родителей и других социальных партнёров лицея в переходе на новую модель финансово-хозяйственной деятельности

средняя

высокая

-

1.4

^ Состояние учёта образовательных потребностей обучающихся

хорошее

могут оказаться неучтённые потребности

Пересмотреть существующую систему изучения образовательных потребностей, привлекая к этой работе психологическую службу лицея

1.5

^ Состояние программы адекватного развития возможностей лицея

хорошее

может оказаться не достаточно хорошим

Пересмотреть программу развития возможностей лицея.

^ 2) по группе персонала лицея

2.1

Соответствие интересов педагогического персонала лицея переходу к новой модели финансово-хозяйственной деятельности

средний уровень

высокий уровень

Проведение разъяснительной работы в педагогическом коллективе.

2.2

^ Соответствие интересов административного персонала лицея переходу к новой модели финансово-хозяйственной деятельности

высокий уровень

без изменений

-

^ 3) по состоянию значимых условий в лицее

3.1

Наличие подготовленных кадров (административных) для перехода к новой модели финансово-хозяйственной деятельности

не достаточно

достаточное наличие

Организовать обучение административных кадров

3.2

^ Наличие нормативной базы школы

не достаточно

в полной мере

Разработка недостающей документации с привлечением соответствующих специалистов

3.3

^ Состояние материально-технической базы школы

удовлетворительное

улучшение состояния

Разработать и апробировать механизмы привлечения и эффективного использования внебюджетных средств.




      1. Предполагаемая продолжительность проекта, этапы его реализации.


2005 г. 2006 г.




I этап


II этап

III этап

IV этап

V этап

















































01.07 01.09 01.10 01.01 01.06 25.07 01.09


Этап № 1

Диагностический

2 месяца

Проведение проблемного анализа ресурсной базы образовательного учреждения. Выявление ключевой проблемы проекта и обоснование его актуальности.

Этап № 2

Прогностический

1 месяц

Постановка целей и вытекающих из них задач проекта. Прогнозирование ожидаемых результатов. Оценка рисков и ограничений в реализации проектов. Продумывание компенсационных механизмов. Разработка системы поощрений и стимулирования участников проекта. Проектирование новой модели управленческой деятельности. Разработка плана механизма перехода ОУ к этой модели.

Этап № 3

Организационный

4 месяца

Создание следующих условий для обеспечения реализации проекта:

    • материально-технические (подбор и подготовка помещений, приобретение и использование необходимого для осуществления проекта оборудования);

    • кадровые (подбор, обучение и консультирование кадров, участвующих в данном проекте);

    • научно-методические (подбор и изучение методик и технологий имеющегося опыта в данном вопросе, разработка Устава АНО «Попечительский совет лицея» и Положения о совместной деятельности лицея и АНО, разработка стратегического плана проекта);

    • информационные (информирование учредителя и родителей учащихся ОУ, общественности, СМИ о ходе реализации проекта);

    • финансовые (использование финансовых средств, отпущенных на реализацию проекта, отчётность о расходовании финансовых средств);

    • мотивационные (усовершенствование системы поощрения и стимулирования участников проекта);

    • нормативно-правовые условия (разработка нормативной базы);

Этап № 4

Практический

5 месяцев

Регистрация Устава АНО «Попечительский совет лицея». Организация работы АНО «Попечительский совет лицея». Проведение научно-практической конференции с целью определения основных направлений совместной деятельности. Экспертная оценка программ, реализуемых АНО. Корректировка технологий взаимодействия ОУ и АНО «Попечительский совет лицея». Отслеживание процесса и результатов совместной деятельности по привлечению и использованию внебюджетных средств.

Этап № 5

Обобщающий

4 месяца

Обработка данных, соотнесение результатов проекта с поставленными целями, анализ всех результатов, оформление и описание хода и результатов внедрения проекта, подготовка методических материалов.




      1. Ожидаемые результаты.




  • создание органа общественно-государственного управления АНО «Попечительский совет лицея»;

  • увеличение к концу учебного года (до 01.07.2006 г.) число участников государственно-общественной системы управления на 10% по сравнению с прошлым учебным годом;

  • реализация индивидуальных учебных планов предпрофильного (в параллелях 7 – 9 классов) и профильного обучения (в 10-11 классах) в течение всего учебного года;

  • увеличение к началу 2005-2006 учебного года доли внебюджетного финансирования на 15% по сравнению с прошлым учебным годом;

  • увеличение к концу 2005-2006 учебного года количества высокопрофессиональных педагогических кадров на 5% по сравнению с прошлым учебным годом;

  • увеличение доли средств, направленных на поддержку одарённых, высокомотивированных в учебной и общественной сферах учащихся к концу учебного года (до 01.07.2006 г.) на 10% по сравнению с прошлым учебным годом.

      1. Описание новой модели управления лицеем




^ Категория участников

Сфера деятельности участников

Методы поиска и привлечения участников

Методы работы участников

^ Перед кем отчитываются

Методы коллективного и индивидуального отчёта участников

Администрация лицея

управление

1) спользование интернет-ресурсов и рекламных возможностей,

2) разъяснительная работа среди педагогического коллектива, родителей и общественности

Открытые доклады, проведение собраний, социологических опросов, мониторинга, посещение и проведение семинаров, конференций

Пред родителями, коллективом лицея и выше стоящими органами управления

Открытые доклады, неформальные встречи, организация дней открытых дверей и других мероприятий

^ Педагогический коллектив

управление и образование

1) индивидуальные беседы с родителями,

2) активное привлечение родителей к сотрудничеству,

3) презентация образовательных программ и мониторинга качества образования в лицее,

4) открытые уроки и мероприятия,

5) обеспечение качества образования

Открытые доклады для родителей, проведение собраний, участие в мероприятиях, которые организует администрация лицея, работа в инновационном режиме, самообразование, повышение квалификации

Пред администрацией и родителями

Открытые доклады на родительских собраниях, оформление стендов, выпуск бюллетеней, участие в проведении дней открытых дверей и т.д.

^ Родители учащихся

управление, ресурсы и

внешние связи

1) использование интернет-ресурсов и рекламных возможностей,

2) проведение рекламы работы лицея,

Активно участвует во всех лицейских мероприятиях

Перед родителями

Открытые доклады на общешкольных родительских собраниях

^ Социальные партнёры

ресурсы и

внешние связи

-

Содействуют в реализации учебного плана лицея и программы развития лицея

-

-

^ Общественность (бывшие выпускники, депутаты, и др.)

ресурсы и

внешние связи

1) установление личных контактов,

2) проведение рекламы работы лицея,

Содействуют в реализации учебного плана лицея и программы развития лицея

-

-

    1. Управление проектом.



      1. ^

        Основные участники реализации проекта и их функциональные обязанности.





^ Фамилия, имя, отчество участника команды.

Должность.

Функциональные обязанности.

Бозюкова

Надежда Николаевна

Директор лицея, руководитель команды, координатор деятельности.


Оптимальное планирование бюджета лицея, осуществление предпринимательской деятельности лицея.


Пушкарева

Светлана Ильинична

^ Заместитель директора лицея по научно-методической работе.


Проведение мониторинга эффективности управления, качества представляемых лицеем образовательных услуг, разработка и апробация локальных нормативно -правовых документов, обеспечивающих информационную деятельность лицея.


^ Хохлова

Елена Александровна

Заместитель директора лицея по финансово – экономической деятельности.


Просчитывание экономических процессов и рисков при выполнении данного проекта, установление связи с общественностью и общественными организациями, тесное взаимодействие с попечительским и управляющим советами лицея, координация образовательных и социальных программ, осуществляющих этими советами.


Косюкова

Наталья Викторовна

^ Психолог лицея.


Регулярное представление в СМИ ходы работы по проекту, создание программы психологического сопровождения Проекта, организация прогнозирования социальных, организационных, экономических и правовых рисков, связанных с переходом на новую модель, выработку практических рекомендаций по их смягчению и преодолению.


^ Пожидаева Ирина Валентиновна.

Заместитель директора лицея по УВР.


Информирование родителей и других заинтересованных лиц о деятельности лицея, обеспечение взаимодействия общественных структур с другими подразделениями лицея.


^ Макаркина Светлана Николаевна

Заместитель директора по АХЧ.


Организация деятельности школьных хозяйственных и инфраструктурных подразделений, модернизация лицейской среды.





      1. Мониторинг хода проекта.


Этап № 1 (Диагностический, с 01.07.2005 г. по 31.08.2005 г.)

  • Проведён проблемный анализ ресурсной базы образовательного учреждения.

  • Выявлены ключевые проблемы проекта.

  • Проинформированы об участии лицея в проекте «Реформа системы образования» учредитель лицея, городской отдел образования, родительская общественность, СМИ.

  • Учредителю лицея подана заявка на введение в штатное расписание лицея дополнительной ставки заместителя директора лицея по финансово-экономической деятельности.

Этап № 2 (Прогностический, с 01.09.2005 г. по 30.09.2005 г.)

  • Поставлены цели и выявлены задачи проекта.

  • Спрогнозированы ожидаемые результаты.

  • Произведена оценка рисков и ограничений в реализации проекта.

  • Продумывание компенсационных механизмов.

  • Разработана система поощрений и стимулирования участников проекта.

  • Спроектирована новая модель управленческой деятельности.

  • Разработан план механизма перехода лицея к новой модели управления.


Этап № 3 (Организационный, с 01.10.2005 г. по 31.12.2005 г.)


Созданы следующие условия для обеспечения реализации проекта:

    • материально-технические

  • подобрано и подготовлено помещение для работы некоторых членов команды;

  • для осуществления проекта приобретено (в виде спонсорской помощи) дополнительное оборудование: компьютер и принтер;

    • кадровые

  • направлены на обучение кадры, участвующие в реализации данного проекта;

  • используя компенсационные механизмы, в связи с несогласием учредителя внести в штатное расписание дополнительной должности заместителя директора лицея по финансово-экономической деятельности, администрация лицея изыскала возможность введения такой штатной единицы за счёт ставки педагога дополнительного образования и дополнительного внебюджетного финансирования;

    • научно-методические

  • изучены методики и технологии имеющегося опыта в вопросах данного проекта;

  • разработано Положение и проект Устава АНО «Попечительский совет лицея», проведена юридическая консультация по проекту Устава;

  • разработан стратегический план проекта;

    • информационные

  • учредитель и родители учащихся лицея проинформированы о ходе реализации проекта;

    • финансовые

  • ведётся отчётность о расходовании финансовых средств, отпущенных на реализацию проекта;

    • мотивационные

  • усовершенствована система поощрения и стимулирования участников проекта за счёт средств внебюджетного финансирования;

    • нормативно-правовые условия

  • в стадии разработки находится Положение о совместной деятельности лицея и АНО «Попечительский совет лицея».




  1. План реализации проекта.




Действия
^

Годы и месяцы


2005 год

2006 год

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Стратегическое

планирование проекта














































Разработка нормативной

базы.














































Разработка «Бизнес плана»














































Создание

попечительского совета














































Подготовка и

переподготовка кадров.














































Мероприятия по

реализации модели управления














































Мероприятия по

реализации «Бизнес-плана»














































Мониторинг системы управления.














































Описание и обобщение опыта.
















































Похожие:

Отчёт о работе над проектом «Повышение эффективности управления лицеем на основе привлечённых внебюджетных средств» icon2. Состав Совета и его формирование
...
Отчёт о работе над проектом «Повышение эффективности управления лицеем на основе привлечённых внебюджетных средств» icon18. Построение систем управления. Автоматизированная Система Управления
Наиболее важная цель построения всякой асу – резкое повышение эффективности управления объектом (производственным, административным...
Отчёт о работе над проектом «Повышение эффективности управления лицеем на основе привлечённых внебюджетных средств» iconВыступление на вкс филевой Ирины Анатольевны, учителя истории обществознания по теме: «Работа над проектом «История гимназии в судьбе моей страны»
Слайд Свое выступление, о работе над проектом «История гимназии в судьбе моей страны» я хотела бы начать с высказывания выдающегося...
Отчёт о работе над проектом «Повышение эффективности управления лицеем на основе привлечённых внебюджетных средств» iconТема: Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Земноводные
Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Проект рассчитан...
Отчёт о работе над проектом «Повышение эффективности управления лицеем на основе привлечённых внебюджетных средств» iconСистема мониторинга знаний учащихся На текущий межаттестационный период я выбрала работу над проектом «Рейтинговый учет знаний»
...
Отчёт о работе над проектом «Повышение эффективности управления лицеем на основе привлечённых внебюджетных средств» iconОтчет по методической работе маоу «Гимназия№16» за 2012-2013 учебный год
Повышение качества образования на основе компетентностного подхода в условиях введения новых фгос
Отчёт о работе над проектом «Повышение эффективности управления лицеем на основе привлечённых внебюджетных средств» iconФормирование познавательно-информационной компетенции обучающихся в работе над исследовательским проектом Образовательный стандарт второго поколения в разделе «Требования к метапредметным результатам начального общего образования»
Ого общего образования предусматривает умение современного школьника осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность...
Отчёт о работе над проектом «Повышение эффективности управления лицеем на основе привлечённых внебюджетных средств» iconСлайд Автоматизированная информационная система «Налог» представляет собой форму организационного управления налоговыми органами на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий
Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений
Отчёт о работе над проектом «Повышение эффективности управления лицеем на основе привлечённых внебюджетных средств» iconИсследовательская работа на тему: «Повышение эффективности компьютерных методов тестирования в курсе информатики на основе учета видов учебной деятельности»
Тема: «Повышение эффективности компьютерных методов тестирования в курсе информатики на основе учета видов учебной деятельности»
Отчёт о работе над проектом «Повышение эффективности управления лицеем на основе привлечённых внебюджетных средств» iconПрограмма для бабушек и дедушек «От всей души»; открытки поздравления ко Дню пожилых людей
Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе над данным проектом предполагается организовать учащихся...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©tvov.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты